Церковь и законотворчество
Одним из основных тезисов документа «Основы социальной концепции Православной Церкви» является констатация необходимости диалога Церкви «с органами государственной власти различных ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений».
Действительно, кризисные явления, сопровождавшие процесс адаптации власти к церковным реалиям в независимой Украине, обнажили изъяны украинского законодательства в области культов. Оно далеко не только от совершенства, но часто и от здравого смысла. Разве может быть нормальным то обстоятельство, что Церковь в Украине до сих пор не имеет статуса юридического лица? Кстати, она была лишена его еще большевиками. Абсурдной и недопустимой является ситуация, когда Киевская Митрополия не имеет такого статуса, а приходы, монастыри, духовные образовательные учреждения, братства им обладают, ибо вследствие этого искусственно разрывается единый церковный организм, сужаются общественные, религиозные, юридические полномочия Церкви. УПЦ, таким образом, не имеет юридической базы для защиты конституционных прав верующих. К тому же Церковь, согласно закону, не является владельцем принадлежащего ей имущества. Действующее законодательство не позволяет Церкви эффективно осуществлять свою деятельность, что противоречит ее природе, каноническому праву, а также общемировым нормам свободы совести по стандартам Организации Объединенных Наций.
23 апреля 1991 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О свободе совести и религиозных организаций». Тем самым было положено начало созданию новой законодательной базы в сфере церковно-государственных отношений, направленных на обеспечение в соответствии с Конституцией Украины и нормами международного права, признанными нашим государством, социальной справедливости, равенства, защиты прав и законных интересов граждан независимо от их отношения к религии, законодательного признания обязанностей государства по отношению к религиозным организациям и обязанностей религиозных организаций перед государством и обществом: гарантирование благоприятных условий для развития общественной морали и гуманизма, общественного согласия и сотрудничества людей, независимо от их мировоззрения или вероисповедания .
В то время Закон Украины «О свободе совести и религиозных организаций» был прогрессивным законодательным актом. Он обеспечил стабильное и в целом поступательное развитие религиозно-церковной жизни в Украине. За прошедшие 11 лет его действия произошел процесс восстановления церковной жизни, практически разрушенной за годы советской власти. Возрождаются монастыри, растет число храмов, духовных учебных заведений. Церковь пользуется сегодня высочайшим, по сравнению с другими общественными институтами, доверием граждан, ее пастырская, благотворная и культурно-образовательная деятельность приобретает заметное влияние на ход общественных процессов; активизируется ее социальная деятельность .
А между тем, процесс законодательного обеспечения свободы совести и деятельности религиозных организаций в Украине в 1991 г. лишь начался. Сегодня требуется принятие как новых нормативных актов по вопросам государственно-церковных отношений, так и изменений и дополнений действующих законодательных актов по этим вопросам, в частности и Закона Украины «О свободе совести и религиозных организаций», поскольку, с момента принятия Закона общественно-политическая ситуация в Украине существенно изменилась.
Изменилось само отношение общества и государства к Церкви и как к духовному учреждению, и как к общественной организации, важной составляющей гражданского общества. Переосмыслены и переоценены социальная и культурологическая роль Церкви, ее место и возможности в современном мире и в государстве, которое находится в процессе становления.
В сфере религиозно-церковной жизни и церковно-государственных отношений определились новые противоречивые тенденции, дальнейшее развитие которых может негативно отразится на стабильности общества.
Существует постоянная тенденция к формированию так называемого «регионального законодательства» в отношении к религиозным организациям. Региональные Органы власти нередко занимают определенную позицию в отношении к той или иной церкви или религиозной организации, покровительствуя ей в ущерб другим, например, в вопросах регистрации религиозных общин или изменений подчинения, отвода земельных участков для строительства культовых сооружений, предоставления льгот в части налогообложения и т.п.
Государство не спешит возвращать Церкви и религиозным организациям культовые сооружения, которые используются не по назначению. Подписанный еще в марте 1992 г. Указ Президента Украины «О мероприятиях по возвращению религиозным организациям культового имущества» до сих пор в полном объеме не выполнен, а следовательно, не теряет своей остроты имущественный вопрос.
Раскол в украинском Православии приобрел устоявшийся характер, который в ближайшее время будет сохраняться, что, безусловно, является фактором, усложняющим межцерковные и церковно-государственные отношения.
Кроме того, в условиях, когда отделение церкви от государства и школы от церкви закреплено законодательно , между православными конфессиями фактически идет борьба за влияние на армию, другие силовые структуры, сферу образования, за участие в государственных торжествах, за использование храмов, которые являются выдающимися памятниками культуры и т.п.
Высокая динамика роста общин и духовных учебных заведений неорелигиозных (в первую очередь, неохристианских) и исторически не укорененных в Украине религиозных образований вызывает беспокойство традиционных для Украины Церквей и общественности, которая воспринимает культовую практику отдельных неорелигиозных образований как опасную для психического здоровья ее адептов.
В этих условиях Закон Украины «О свободе совести и религиозных организаций», принятый в 1991 г., уже не отвечает полностью реалиям церковно-религиозной ситуации в Украине, что порождает конфликты в отношениях между органами власти и религиозными организациями, а также между религиозными общинами разных конфессий, усложняет межконфессиональные отношения.
В связи с этим, начиная с 1993 г. священноначалием УПЦ неоднократно поднимался вопрос о приведении действующего законодательства о деятельности религиозных организаций, в частности, указанного выше Закона, в соответствие с реалиями жизни, потребностями Церкви и запросам общества.
Необходима четкая государственная политика в отношении к Церкви и религиозным организациям, определение границ компетенции Церкви и государства.
Начиная с июня 1996 г., вопросы, связанные с современным законодательством Украины о церковно-государственных отношениях, практика его соблюдения и пути усовершенствования регулярно обсуждаются на заседаниях Всеукраинского Совета церквей и религиозных организаций. Одним из наиболее активных участников таких обсуждений является Украинская Православная Церковь.
Принятие 28 июня 1996 г. Верховной Радой Украины Конституции Украины обусловило необходимость в изменениях и дополнениях к действующему Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Это предлагалось сделать либо путем внесения изменений и дополнений в действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организаций», либо разработки и принятия нового Закона.
При непосредственном участии Украинской Православной Церкви был выработан ряд согласованных предложений по усовершенствованию действующего и разработка нового Закона Украины о свободе совести .
Предложения направлялись (в частности, о внесении в законопроект, вступительной статьи с определением основных понятий, использованных в тексте проекта; об изъятии из законопроекта положения о выдаче удостоверений священнослужителям; о праве органа, который осуществляет регистрацию религиозных организаций, отменять решение о регистрации и др.) в Верховной Раде Украины, Кабинет Министров Украины и Государственный комитет Украины по делам религий.
Часть из этих предложений была учтена при разработке Государственным комитетом Украины по делам религий последней версии проекта Закона Украины «О свободе мировоззрения и религиозных организаций», представленного на рассмотрение в Верховную Раду Украины.
Однако, представленные на рассмотрение законопроекты о свободе совести и правовом регулировании деятельности религиозных организаций Верховной Радой Украины в июне 2001 г. были полностью отклонены, поскольку подавляющее большинство новых законопроектов отчасти или существенно хуже Закона 1991 г.: они еще больше ограничивают религиозную свободу и религиозные права человека, содержат двусмысленности, а иногда просто противоречат Конституции Украины.
Все попытки Государственного комитета Украины по делам религий переписать Закон Украины «О свободе мировоззрения и религиозных организаций» 1991 г. и принять новый закон «под себя» закончились полным провалом.
По поручению Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций 4 сентября 2001 г. состоялось очередное заседание Рабочей группы Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций по вопросам усовершенствования законодательства, которым регулируется деятельность религиозных организаций в Украине. В процессе конструктивного обсуждения проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе мировоззрения и религиозных организаций» Кабинета Министров Украины и проекта Закона Украины «О свободе вероисповедания и религиозных организаций» народного депутата Украины В.В. Костицкого Рабочая группа единодушно пришла к мысли о возможности объединения этих документов для подготовки на их основе Закона Украины «О свободе мировоззрения и религиозных организаций» и дальнейшем рассмотрении законопроекта в Верховной Раде Украины.
Вместе с тем Украинская Православная Церковь заявила, что поддержит будущий законопроект лишь при следующих условиях:
1) в Законе Украины «О свободе совести и религиозных организаций» обязательно должна быть преамбула, в которой бы светское государство признало особую роль канонического Православия в истории Украины, в становлении и развитии духовности и культуры его народа;
2) изменения в Законе должны положить конец гражданско-правовой и гражданско-процессуальной дискриминации объединений религиозных организаций и Церкви в целом. Церкви должен быть предоставлен статус юридического лица, вследствие чего она будет признана собственником имущества, которое ею используется или же ей передается. Это снимет остроту с проблемы определения собственности, если какая-то община захочет изменить конфессиональную принадлежность: она может это сделать, лишь оставив имущество, храм, в пользовании той конфессии, которой они принадлежали. Против этих изменений категорически выступают раскольники, ибо такая поправка лишит их возможности безнаказанно захватывать храмы, другие церковные помещения, принадлежащие другой конфессии;
3) право заниматься производственной и хозяйственной деятельностью должно быть предоставлено не только тем предприятиям, которые создаются религиозными организациями, но и самим религиозным организациям;
4) многолетний опыт применения поочередного пользования культовыми сооружениями по процедуре, очерченной в ст. 17 действующего Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», доказал ее предельную конфликтогенность, обнаружил то обстоятельство, что она ставит религиозные организации в фактическую зависимость от часто предвзятой позиции местных органов власти и постоянно провоцирует межцерковные столкновения. Поэтому, во все предшествующие годы УПЦ последовательно выступала и выступает за то, чтобы из действующего законодательства была изъятая статья о поочередности богослужения;
5) без каких бы то ни было предварительных условий Государство должно возвратить в собственность канонической Церкви культовые сооружения, другое церковное имущество, которое пока что находится в собственности Государства, включая хозяйственные помещения, здания, утварь, богослужебную литературу и т.п.
Украинская Православная Церковь полностью поддержала предложение Рабочей группы, которое базируется еще и на том, что при подготовке таких фундаментальных разделов законопроекта, как Раздел ІІІ «Имущество религиозных организаций» и Раздел V «Трудовая деятельность в религиозных организациях и на их предприятиях», обязательно должны быть учтены нормы новых Гражданского кодекса Украины и Кодекса законов Украины о труде, в связи с чем УПЦ считает, что рассмотрение законопроекта в Верховном Совете Украины возможно лишь после принятия им таких базовых законов Украины, как ГК Украины и КЗУоТ .
Позиция Украинской Православной Церкви относительно процесса гармонизации государственно-церковных отношений изложена в письме Предстоятеля УПЦ, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, адресованного в августе 2001 г. члену Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, председателю Государственного комитета Украины по делам религий В.Д. Бондаренко и участникам Рабочей группы Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций по вопросам усовершенствования законодательства, которым регулируется деятельность религиозных организаций в Украине, и базируется на том, что не отдельные «косметические» поправки, а кардинальные концептуальные изменения должны быть внесены в ныне действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организаций» .
Украинская Православная Церковь готова и в дальнейшем активно оказывать содействие процессу гармонизации государственно-церковных отношений в Украине: или путем внесения конструктивных изменений и дополнений к действующему Закону Украины «О свободе совести и религиозных организаций», или же разработки и принятия Закона в его новой редакции.
* * *
Блаженнейший Митрополит Владимир твердо и последовательно выступает за отмену дискриминационных положений действующего законодательства, расширение прав Церкви, изменение тех статей Закона, которые показали свою нежизнеспособность или ошибочность, как, например, постановление о совместном пользовании и поочередном богослужении представителей различных конфессий в одном культовом сооружении. Существующая практика показала, что вместо обеспечения общин культовыми помещениями данное положение ведет к противостоянию и перманентным конфликтам, особенно в западных областях Украины. Значительный процент межконфессиональных недоразумений приходится именно на проблему совместного использования храмов.
Особо остро эта проблема вновь стала после президентских выборов 2004 г. На имя Предстоятеля УПЦ стали приходить сообщения от правящих архиереев и руководителей религиозных общин об участившихся грубых нарушениях их законных прав со стороны общин непризнанной УПЦ-КП, УГКЦ и органов местной власти. В связи с этим Блаженнейший Митрополит Владимир обратился к Президенту Украины с письмом, в котором просил Президента принять необходимые меры для урегулирования межцерковных отношений в стране.
И вместе с тем, несмотря на всю сложность церковно-государственных отношений в нашей стране, мы верим, что мудрость и взвешенность решений Предстоятеля Украинской Православной Церкви, как «верного и благоразумного домоправителя» (Лк. 12, 42), молитвы за Украину низведут на наш, с таким трудом созидающийся, дом благоволение Всевышнего Домовладыки (Мф. 24, 43). И тогда Господь благословит народ Свой миром (Пс. 28, 11).
Президентские выборы — 2004 → |
---|
Церковные Таинства
— Миропомазание совершается сразу после Таинства Крещения. Лоб, глаза, нос, уста, грудь, руки и ноги новокрещенного священник или епископ помазывает миром, произнося каждый раз: "Печать Дара Духа Святого. Аминь". |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Христианин постоянно делает выбор: между добром и злом, между благочестивой жизнью и пребыванием в грехе, между Богом и мамонной. Церковь живет по своим законам, по своему внутреннему укладу, что позволяет ей не быть в водовороте "стихий века сего". |
Подробнее ... |