Пре­зи­дент­ские вы­бо­ры — 2004

Од­ним из са­мых не­про­стых пе­рио­дов со­вре­мен­ной ис­то­рии Ук­раи­ны и, со­от­вет­ст­вен­но, Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ста­ли пре­зи­дент­ские вы­бо­ры 2004 г. Пи­ар- и по­лит­тех­но­ло­ги, ко­то­рые изо­щря­лись в сво­ем «мас­тер­ст­ве» в хо­де пред­вы­бор­ной кам­па­нии не по­ща­ди­ли и свя­то­го, сде­лав по­пыт­ку сыг­рать на ре­ли­ги­оз­ных чув­ст­вах ук­ра­ин­ско­го элек­то­ра­та. И в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ей это уда­лось. Ре­ли­ги­оз­ное об­ще­ст­во раз­де­ли­лось не толь­ко по кон­фес­сио­наль­ной при­над­леж­но­сти, но и внут­ри кон­фес­сий по по­ли­ти­че­ским убе­ж­де­ни­ям. Кос­ну­лось это в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни и Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Офи­ци­аль­ная по­зи­ция Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ла из­ло­же­на в мно­го­чис­лен­ных об­ра­ще­ни­ях Свя­щен­но­на­ча­лия УПЦ к кан­ди­да­там в Пре­зи­ден­ты, к вла­сти, ду­хо­вен­ст­ву и вер­ным Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Эти об­ра­ще­ния бы­ли оз­ву­че­ны Пред­стоя­те­лем УПЦ на цен­траль­ных те­ле­ка­на­лах (УТ-1, «Эра», «Ин­тер», 5-й ка­нал), ос­ве­ща­лись в свет­ских и цер­ков­ных сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции, как пе­чат­ных, так и элек­трон­ных. Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь и ее Свя­щен­но­на­ча­лие очень чет­ко сфор­му­ли­ро­ва­ли и вы­ра­зи­ли свое от­но­ше­ние к об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ским про­цес­сам в стра­не.

Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви на­ка­ну­не вы­бо­ров об­ра­тил­ся че­рез те­ле­ви­де­ние, пе­чат­ные и элек­трон­ные СМИ к вер­ным Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, кан­ди­да­там в Пре­зи­ден­ты Ук­раи­ны, из­би­ра­те­лям и всем лю­дям доб­рой во­ли:

«Ува­жае­мые со­оте­че­ст­вен­ни­ки!

До­ро­гие бра­тья и се­ст­ры!

«Вся­кое цар­ст­во, раз­де­лив­шее­ся са­мо в се­бе, опус­те­ет; и вся­кий го­род или дом, раз­де­лив­ший­ся сам в се­бе, не ус­то­ит», — го­во­рит Гос­подь че­рез еван­ге­ли­ста Мат­фея (Мф. 12, 25). По­это­му вме­сте с апо­сто­лом Пав­лом «умо­ляю вас, бра­тия, име­нем Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, что­бы... не бы­ло ме­ж­ду ва­ми раз­де­ле­ний» (1 Кор. 1, 10).

А что­бы не бы­ло раз­де­ле­ния нуж­но все­гда пом­нить один из глав­ных еван­гель­ских за­ко­нов: «во всем, как хо­ти­те, что­бы с ва­ми по­сту­па­ли, так по­сту­пай­те и вы с ни­ми» (Мф. 7, 12).

Хо­чу об­ра­тить­ся к кан­ди­да­там в Пре­зи­ден­ты: имен­но на вас се­го­дня ле­жит от­вет­ст­вен­ность за бу­ду­щее на­шей стра­ны. Не ищи­те брев­но в гла­зу друг дру­га, а де­лай­те по со­вес­ти. Да­вай­те ре­аль­ные обе­ща­ния и вы­пол­няй­те их. Вме­сте про­ти­во­стой­те тем, кто же­ла­ет по­се­ять раз­дор, меж­на­цио­наль­ную или меж­кон­фес­сио­наль­ную вра­ж­ду. Пом­ни­те, что имен­но ми­ро­твор­цы «бу­дут на­ре­че­ны сы­на­ми Божь­и­ми» (Мф. 5, 9).

К из­би­ра­те­лям об­ра­ща­юсь сло­ва­ми ве­ли­ко­го Коб­за­ря, ко­то­рый за­ве­щал: «Свою Ук­раи­ну лю­би­те, за нее Гос­по­да мо­ли­те...» Все по­бе­дить мо­жет лишь вза­им­ная лю­бовь и про­ще­ние да­же вра­гов. Мы на­род, ко­гда объ­е­ди­ня­ем­ся во­круг ко­го-то, а не про­тив ко­го-то. Не дай­те по­се­ять в ва­ши серд­ца пле­ве­лы бра­то­убий­ст­вен­ной не­на­вис­ти и вра­ж­ды. Пом­ни­те За­по­ве­ди Бо­жии и ру­ко­во­дствуй­тесь ими.

Вы­бо­ра­ми жиз­ни не за­кан­чи­ва­ет­ся. Это хоть и важ­ный, но толь­ко этап ты­ся­че­лет­ней ис­то­рии на­ше­го пра­во­слав­но­го на­ро­да. Сра­зу по­сле вы­бо­ров обе по­ли­ти­че­ские си­лы, что се­го­дня бо­рют­ся за го­ло­са из­би­ра­те­лей, долж­ны за­быть оби­ды и объ­е­ди­нить­ся в тру­де на бла­го Ук­раи­ны и на­ше­го на­ро­да.

Бла­го­сло­ве­ние Гос­под­нее да бу­дет с те­ми, кто тво­рит мир и доб­ро, кто лю­бит ближ­не­го и про­ща­ет оби­ды, у ко­го «ру­ки не­по­вин­ны и серд­це чис­то, кто не клял­ся ду­шой сво­ею на­прас­но и не лгал ближ­не­му сво­ему, — тот по­лу­чит бла­го­сло­ве­ние от Гос­по­да и ми­лость у Бо­га, Спа­си­те­ля сво­его» (Пс. 23, 4–5).

В свя­зи с тем, что на имя Пред­стоя­те­ля Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, в кан­це­ля­рию Ки­ев­ской Ми­тро­по­лии по­сту­па­ли жа­ло­бы ве­рую­щих на дей­ст­вия от­дель­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей, Управ­ле­ние де­ла­ми Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви да­ло разъ­яс­не­ние от­но­си­тель­но пас­тыр­ской прак­ти­ки в сло­жив­шей­ся по­ли­ти­че­ской си­туа­ции.

«Свя­щен­но­на­ча­лие УПЦ от­ме­ча­ет, что свя­щен­но­слу­жи­те­ли не име­ют пра­ва и не долж­ны, ис­поль­зуя свой пас­тыр­ский ав­то­ри­тет, на­вя­зы­вать при­хо­жа­нам или об­ще­ст­ву соб­ст­вен­ные по­ли­ти­че­ские пред­поч­те­ния. Ве­рую­щие на­шей Церк­ви так­же долж­ны пом­нить, что в храм при­хо­дят с по­треб­но­стя­ми ду­ши, а не для об­су­ж­де­ния по­ли­ти­че­ской си­туа­ции. Храм — это дом Бо­жий, дом мо­лит­вы, за­по­вед­ная тер­ри­то­рия Цар­ст­вия Не­бес­но­го на зем­ле, ме­сто, где че­ло­век мо­жет ос­та­вить все свои зем­ные за­бо­ты и по­чув­ст­во­вать при­сут­ст­вие веч­но­го Бо­га. Ни­что не долж­но ме­шать об­ще­нию че­ло­ве­ка с Бо­гом во вре­мя бо­го­слу­же­ния. В хра­мах не­до­пус­ти­мы по­ли­ти­че­ские ло­зун­ги и аги­та­ци­он­ная сим­во­ли­ка.

Свя­щен­но­слу­жи­те­ли и ве­рую­щие Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мо­гут иметь свои соб­ст­вен­ные по­ли­ти­че­ские убе­ж­де­ния и су­ж­де­ния и сво­бод­ны в сво­ем по­ли­ти­че­ском вы­бо­ре. Свя­щен­ник мо­жет вы­ра­жать свое мне­ние по по­во­ду по­ли­ти­че­ских со­бы­тий и по­ли­ти­че­ских ли­де­ров, от­ве­чать на во­про­сы при­хо­жан или жур­на­ли­стов ис­клю­чи­тель­но вне бо­го­слу­жеб­но­го вре­ме­ни. По­доб­ные дей­ст­вия не­до­пус­ти­мо со­вер­шать с цер­ков­но­го ам­во­на.

Офи­ци­аль­ные за­яв­ле­ния от име­ни всей Церк­ви мо­жет де­лать толь­ко Выс­шая Цер­ков­ная власть или управ­ляю­щие епар­хия­ми пре­ос­вя­щен­ней­шие ар­хие­реи в пре­де­лах сво­их епар­хий. Все дру­гие вы­сту­п­ле­ния кли­ри­ков Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции вы­ра­жа­ют лишь ча­ст­ное мне­ние от­дель­ных гра­ж­дан Ук­раи­ны, ка­ко­вы­ми яв­ля­ют­ся все свя­щен­но­слу­жи­те­ли и ве­рую­щие на­шей Церк­ви. Пре­ос­вя­ще­ней­шие ар­хи­пас­ты­ри, пас­ты­ри и ве­рую­щие Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви долж­ны ру­ко­во­дство­вать­ся об­ра­ще­ния­ми к на­ро­ду Ук­раи­ны Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ от 26.07.2004 и 30.11.2004, Пред­стоя­те­ля УПЦ Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны Вла­ди­ми­ра от 15.11.2004 и 25.11.2004, а так­же воз­но­сить мо­лит­ву за спа­се­ние Ук­раи­ны, текст ко­то­рой бла­го­сло­вил Свя­щен­ный Си­нод УПЦ для про­из­не­се­ния во всех хра­мах Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви».

В са­мое слож­ное вре­мя про­ти­во­стоя­ния Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир сно­ва об­ра­тил­ся к со­оте­че­ст­вен­ни­кам в свя­зи со сло­жив­шей­ся си­туа­ци­ей в стра­не, и от име­ни Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви зая­вил, что не «бу­дет иметь бла­го­сло­ве­ния Бо­жия тот, кто пер­вый проль­ет кровь или спро­во­ци­ру­ет кро­во­про­ли­тие»:

«Ува­жае­мые со­оте­че­ст­вен­ни­ки!
До­ро­гие бра­тья и се­ст­ры!

Се­го­дня на­ша с ва­ми стра­на пе­ре­жи­ва­ет са­мые не­про­стые вре­ме­на с мо­мен­та об­ре­те­ния не­за­ви­си­мо­сти, Бо­гом да­ро­ван­ной ей. Вме­сте с на­ро­дом пе­ре­жи­ва­ет это труд­ное вре­мя и Цер­ковь. Во всех хра­мах и мо­на­сты­рях Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­сто­ян­но со­вер­ша­ют­ся мо­лит­вы за Ук­раи­ну и ее на­род. Что­бы всем нам Бог да­ро­вал лю­бовь, ве­ру, на­де­ж­ду и про­ще­ние друг дру­га.

Вы­ход из этой слож­ной си­туа­ции мы ви­дим лишь в диа­ло­ге сто­рон, ко­то­рые раз­де­ле­ны се­го­дня вза­им­ным не­по­ни­ма­ни­ем, в со­блю­де­нии за­ко­нов и кон­сти­ту­ци­он­ных прав гра­ж­дан, в от­ка­зе от си­ло­во­го ре­ше­ния во­про­сов, в мо­лит­ве к Бо­гу, ко­то­рый «не есть Бог не­уст­рой­ст­ва, но ми­ра» (1 Кор. 14, 33). Так учит нас Свя­щен­ное Пи­са­ние.

Все мы гра­ж­да­не еди­ной стра­ны, де­ти од­но­го на­ро­да, по­ка ви­дим друг в дру­ге бра­та или се­ст­ру, а не вра­га. Че­ло­ве­че­ская кровь не долж­на про­лить­ся ни при ка­ких об­стоя­тель­ст­вах, ибо то­гда бу­дет ут­ра­че­на вся­кая на­де­ж­да на мир и взаи­мо­по­ни­ма­ние. По­это­му со всей от­вет­ст­вен­но­стью Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь за­яв­ля­ет, что не бу­дет иметь бла­го­сло­ве­ния Бо­жия тот, кто пер­вый проль­ет кровь или спро­во­ци­ру­ет кро­во­про­ли­тие.

Од­но­вре­мен­но мы об­ра­ща­ем­ся ко всем, от ко­го это за­ви­сит, и про­сим сде­лать все, что­бы в об­ще­ст­ве опять во­ца­рил­ся мир и по­кой. И то­гда бла­го­дать Бо­жия не ос­та­вит вас. Пом­ни­те, что имен­но ми­ро­твор­цы сы­новь­я­ми Бо­жии­ми на­ре­кут­ся. Про­тя­ни­те друг дру­гу ру­ки, сядь­те за стол пе­ре­го­во­ров, и бла­го­дать Бо­жия и мир да бу­дут со все­ми на­ми!»

По­сле об­ра­ще­ния Бла­жен­ней­ше­го Вла­ды­ки по­сле­до­ва­ло и об­ра­ще­ние к на­ро­ду Ук­раи­ны Свя­щен­но­го Си­но­да Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ко­то­рое так­же об­на­ро­до­вал Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир:

«Ува­жае­мые со­оте­че­ст­вен­ни­ки!

До­ро­гие бра­тья и се­ст­ры!

«Все про­хо­дит, и это прой­дет», — имен­но эти об­ще­из­ве­ст­ные сло­ва бы­ли на­пи­са­ны на пер­ст­не пре­муд­ро­го ца­ря Со­ло­мо­на. Мы ве­рим, что прой­дут и эти не­уря­ди­цы, ко­то­рые вско­лых­ну­ли се­го­дня на­шу стра­ну. Но нам и даль­ше здесь жить, смот­реть друг дру­гу в гла­за, ра­бо­тать бок о бок, вме­сте стро­ить на­ше го­су­дар­ст­во, воз­ро­ж­дать со­бо­ры че­ло­ве­че­ских душ.

Се­го­дня, как и все­гда, Цер­ковь вме­сте со сво­им на­ро­дом. Она ни­ко­гда не де­ли­ла, не де­лит и не бу­дет де­лить лю­дей по про­ис­хо­ж­де­нию, со­ци­аль­но­му ста­ту­су, на­цио­наль­но­сти, язы­ку или по­ли­ти­че­ским взгля­дам. Для Церк­ви нет «оран­же­вых» или «бе­ло-го­лу­бых», но все яв­ля­ют­ся деть­ми Бо­жии­ми, на­ши­ми брать­я­ми и се­ст­ра­ми во Хри­сте.

Хра­не­ние об­ще­ст­вен­но­го ми­ра в во­до­во­ро­те со­бы­тий по­след­них дней по­ка­за­ло, что на­род ока­зал­ся муд­рее по­ли­ти­ков.

По­ли­ти­ку нуж­но ос­та­вить по­ли­ти­кам и не до­пус­кать ее в на­ши се­мьи. По­ли­ти­че­ские сим­па­тии и про­ти­во­ре­чия не долж­ны раз­де­лять ро­ди­те­лей с деть­ми, суп­ру­гов, дру­зей или со­труд­ни­ков. По­ли­ти­ка не долж­на се­ять пле­ве­лы не­на­вис­ти и зло­бы в на­ших серд­цах. И по­это­му вме­сте с апо­сто­лом умо­ляю вас, «ес­ли это воз­мож­но с ва­шей сто­ро­ны, будь­те в ми­ре со все­ми людь­ми» (Рим. 12, 18). Ка­ж­дый име­ет пра­во на соб­ст­вен­ное мне­ние, свои убе­ж­де­ния. Но не нуж­но лю­бой це­ной на­вя­зы­вать их дру­гим. Ува­жай­те и лю­би­те друг дру­га, и этим за­сви­де­тель­ст­вуе­те, что вы де­ти еди­но­го Бо­га, еди­но­го на­ро­да и еди­ной стра­ны.

По по­ру­че­нию Свя­щен­но­го Си­но­да Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви об­ра­ща­юсь к ар­хи­пас­ты­рям, пас­ты­рям, мо­на­ше­ст­ву и ве­рую­щим на­шей Церк­ви. Цер­ковь ос­та­ет­ся вне по­ли­ти­ки. По­это­му иди­те ко всем, но не с по­ли­ти­че­ски­ми ло­зун­га­ми или дис­кус­сия­ми, но со сло­вом прав­ды, люб­ви и ми­ра. На­по­ми­най­те всем, что на­чал­ся Ро­ж­де­ст­вен­ский пост — вре­мя по­кая­ния, при­ми­ре­ния и про­ще­ния друг дру­га для дос­той­ной встре­чи Хри­ста Спа­си­те­ля. Страш­ный дух не­на­вис­ти и зло­бы мож­но по­бе­дить толь­ко по­стом и мо­лит­вой, сми­ре­ни­ем, лю­бо­вью и вза­им­ным про­ще­ни­ем.

И да бу­дут со все­ми на­ми бла­го­сло­ве­ние, бла­го­дать, ми­лость и мир от Бо­га От­ца и Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста в ис­ти­не и вза­им­ной люб­ви!»

Про­дол­жи­тель­ная из­би­ра­тель­ная кам­па­ния за­вер­ши­лась по­бе­дой Вик­то­ра Ющен­ко.

Со вре­ме­нем, 9 мар­та в 2005 го­ду со­стоя­лось оче­ред­ное за­се­да­ние Свя­щен­но­го Си­но­да Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, на ко­то­ром бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об­ра­тить­ся к но­во­из­бран­но­му Пре­зи­ден­ту с Об­ра­ще­ни­ем:

«Глу­бо­ко­ува­жае­мый Вик­тор Ан­д­рее­вич!

Со­бы­тия по­след­не­го вре­ме­ни, ре­зуль­та­том ко­то­рых ста­ло об­нов­ле­ние го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти в Ук­раи­не, по­ро­ди­ли в об­ще­ст­ве и Церк­ви, ко­то­рая яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой его ча­стью, мно­го на­дежд на улуч­ше­ние по­ли­ти­че­ско­го, эко­но­ми­че­ско­го и ду­хов­но­го кли­ма­та в на­шей стра­не. Сво­бо­до­лю­би­вый на­род Ук­раи­ны, жа­ж­ду­щий дос­той­ной жиз­ни в де­мо­кра­ти­че­ской стра­не со спра­вед­ли­вым го­су­дар­ст­вен­ным уст­рой­ст­вом, се­го­дня, на­де­ем­ся, по­лу­чил воз­мож­ность стро­ить свое бу­ду­щее в со­от­вет­ст­вии со свои­ми стрем­ле­ния­ми. Стре­мит­ся к это­му и на­ша ка­но­ни­че­ская Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Се­го­дня, спус­тя все­го лишь не­сколь­ко ме­ся­цев с на­ча­ла ра­бо­ты ре­фор­ми­ро­ван­ных вет­вей вла­сти, нам труд­но да­вать оцен­ку го­су­дар­ст­вен­но-цер­ков­ным от­но­ше­ни­ям, сло­жив­шим­ся к на­стоя­ще­му вре­ме­ни — из раз­ных ре­гио­нов Ук­раи­ны при­хо­дит раз­ная ин­фор­ма­ция. В од­них слу­ча­ях она ра­ду­ет тем, что эти от­но­ше­ния на­ла­жи­ва­ют­ся в рус­ле де­мо­кра­тии «с че­ло­ве­че­ским ли­цом»: Цер­ковь по­лу­ча­ет воз­мож­ность сво­бод­но реа­ли­зо­вать свои пра­ва и обя­зан­но­сти. Ин­фор­ма­ция из дру­гих ре­гио­нов огор­ча­ет нас, по­сколь­ку ме­ст­ное ру­ко­во­дство име­ет сред­не­ве­ко­вый взгляд на от­но­ше­ния с Цер­ко­вью, по прин­ци­пу: «Чья власть — то­го и ве­ра».

При ны­неш­ней де­мо­кра­ти­за­ции об­ще­ст­ва мы на­де­ем­ся на дол­го­ждан­ное окон­ча­ние пе­рио­да вме­ша­тель­ст­ва ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти в жизнь Церк­ви и по­ли­ти­за­ции меж­кон­фес­сио­наль­ных от­но­ше­ний в Ук­раи­не, ре­зуль­та­том че­го ста­ли, в ча­ст­но­сти, не­га­тив­ные со­бы­тия в цер­ков­ной жиз­ни во вре­мя пре­зи­дент­ских вы­бо­ров 2004 г., как то: аги­та­ция в хра­мах раз­ных кон­фес­сий за то­го или ино­го кан­ди­да­та под дей­ст­ви­ем ад­мин­ре­сур­са — в за­ви­си­мо­сти от ре­гио­на стра­ны и лич­ных пред­поч­те­ний свет­ско­го ру­ко­во­дства.

Ре­зуль­та­том гру­бо­го вме­ша­тель­ст­ва вла­сти в цер­ков­ные де­ла яв­ля­ет­ся кро­во­то­ча­щая ра­на на те­ле Хри­сто­вой Церк­ви — рас­кол Пра­во­сла­вия в Ук­раи­не. Ведь как соз­да­ние «Ки­ев­ско­го пат­ри­ар­ха­та» при Л. Крав­чу­ке в 1992 г., так и даль­ней­шее раз­ви­тие этой псев­до­пра­во­слав­ной ор­га­ни­за­ции при Л. Куч­ме про­ис­хо­ди­ли при по­пус­ти­тель­ст­ве вла­сти, не­смот­ря на обос­но­ван­ные про­тес­ты ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­ры Ук­раи­ны.

Ве­рим, что об­рат­но­го пу­ти в об­нов­ле­нии по­ли­ти­че­ской жиз­ни не бу­дет, что это бы­ла по­след­няя стра­ни­ца на­шей ис­то­рии, ко­то­рую пи­са­ли лю­ди, вос­пи­тан­ные во вре­ме­на то­та­ли­тар­ной со­вет­ской сис­те­мы. По сло­ву Свя­щен­но­го Пи­са­ния, мы ели ки­слое, но не хо­тим, что­бы у тех, кто бу­дет по­сле нас, ос­та­лась ос­ко­ми­на (Иер. 31, 2 ).

Еще один во­прос, бес­по­коя­щий нас, — это даль­ней­шее фор­си­ро­ва­ние идеи ис­кус­ст­вен­но­го соз­да­ния Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной По­ме­ст­ной Церк­ви пу­тем ме­ха­ни­че­ско­го объ­е­ди­не­ния Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, со­хра­нив­шей свое ка­но­ни­че­ское дос­то­ин­ст­во, с рас­коль­ни­ка­ми, ко­то­рые в свое вре­мя от­па­ли от нее и се­го­дня юри­ди­че­ски офор­ми­лись как «Пра­во­слав­ные Церк­ви», име­нуя се­бя вет­вя­ми ук­ра­ин­ско­го Пра­во­сла­вия. Счи­та­ем нуж­ным дать не­ко­то­рые по­яс­не­ния по это­му по­во­ду.

Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, как и все Пра­во­слав­ные Церк­ви ми­ра, жи­вет по свое­об­раз­ной кон­сти­ту­ции — ка­но­нам, т. е. пра­ви­лам уст­рой­ст­ва внут­рен­ней и внеш­ней жиз­ни, сфор­му­ли­ро­ван­ным свя­ты­ми апо­сто­ла­ми, Все­лен­ски­ми Со­бо­ра­ми и при­ня­тым для об­ще­цер­ков­но­го обя­за­тель­но­го со­блю­де­ния. При на­ру­ше­нии ка­но­ни­че­ско­го уст­рой­ст­ва на­ру­ша­ет­ся и цер­ков­ная дис­ци­п­ли­на, что, в свою оче­редь, ве­дет к по­яв­ле­нию рас­ко­лов, ере­сей, де­ст­рук­тив­ных то­та­ли­тар­ных сект, вслед­ст­вие че­го стра­да­ют су­ще­ст­вен­ные ка­че­ст­ва Церк­ви: един­ст­во, свя­тость, ка­но­нич­ность, апо­сто­лич­ность (что и про­изош­ло в Ук­раи­не).

Свое ви­де­ние и ме­ха­низ­мы пре­одо­ле­ния это­го не­га­тив­но­го яв­ле­ния цер­ков­ной жиз­ни Ук­раи­ны мы из­ло­жи­ли в об­ра­ще­нии Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ к епи­ско­па­ту, ду­хо­вен­ст­ву, мо­на­ше­ст­ву и ве­рую­щим Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, к брать­ям и се­ст­рам, пре­бы­ваю­щим вне цер­ков­но­го един­ст­ва со Все­лен­ским Пра­во­сла­ви­ем, ко­то­рое в при­ло­же­нии с ува­же­ни­ем пе­ре­да­ем Вам для оз­на­ком­ле­ния.

Глу­бо­ко­ува­жае­мый Вик­тор Ан­д­рее­вич!

На­де­ем­ся, что за го­ды Ва­ше­го пре­зи­дент­ст­ва в Ук­раи­не бу­дет про­ис­хо­дить ста­нов­ле­ние от­но­ше­ний ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и Цер­ко­вью на на­ча­лах вза­им­но­го ува­же­ния и в со­от­вет­ст­вии с об­ще­при­ня­ты­ми ев­ро­пей­ски­ми нор­ма­ми, ус­та­нов­ле­ние ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и Цер­ко­вью рав­но­прав­ных парт­нер­ских от­но­ше­ний в гу­ма­ни­тар­ной сфе­ре, где их ин­те­ре­сы пе­ре­се­ка­ют­ся. Это ка­са­ет­ся, в ча­ст­но­сти, та­ких на­прав­ле­ний, как ду­хов­ное про­све­ще­ние, борь­ба с не­га­тив­ны­ми яв­ле­ния­ми со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва (СПид, нар­ко­ма­ния, пьян­ст­во и рас­пу­щен­ность), вос­пи­та­ние мо­ло­де­жи в ду­хе пат­рио­тиз­ма и люб­ви к на­шей род­ной Ук­раи­не, по­мощь ну­ж­даю­щим­ся и обез­до­лен­ным. Оп­ре­де­лен­ный опыт на этом по­при­ще Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь име­ет и го­то­ва к ак­тив­но­му со­труд­ни­че­ст­ву.

При­ми­те на­ши ис­крен­ние мо­лит­вен­ные по­же­ла­ния ус­пе­хов в Ва­шем вы­со­ком слу­же­нии.

С глу­бо­ким ува­же­ни­ем, от име­ни Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ

Вла­ди­мир,
Ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ук­раи­ны,
Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви».

 

Церковные Таинства

— Первой обязанностью крестных родителей является сознательное и благоговейное отношение к Таинству Крещения. Они должны осознавать, что по их вере ребенок приобщается к Православной Церкви, становится причастным Божией благодати.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru