Пре­зи­дент­ские вы­бо­ры — 2004

Од­ним из са­мых не­про­стых пе­рио­дов со­вре­мен­ной ис­то­рии Ук­раи­ны и, со­от­вет­ст­вен­но, Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ста­ли пре­зи­дент­ские вы­бо­ры 2004 г. Пи­ар- и по­лит­тех­но­ло­ги, ко­то­рые изо­щря­лись в сво­ем «мас­тер­ст­ве» в хо­де пред­вы­бор­ной кам­па­нии не по­ща­ди­ли и свя­то­го, сде­лав по­пыт­ку сыг­рать на ре­ли­ги­оз­ных чув­ст­вах ук­ра­ин­ско­го элек­то­ра­та. И в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ей это уда­лось. Ре­ли­ги­оз­ное об­ще­ст­во раз­де­ли­лось не толь­ко по кон­фес­сио­наль­ной при­над­леж­но­сти, но и внут­ри кон­фес­сий по по­ли­ти­че­ским убе­ж­де­ни­ям. Кос­ну­лось это в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни и Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Офи­ци­аль­ная по­зи­ция Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ла из­ло­же­на в мно­го­чис­лен­ных об­ра­ще­ни­ях Свя­щен­но­на­ча­лия УПЦ к кан­ди­да­там в Пре­зи­ден­ты, к вла­сти, ду­хо­вен­ст­ву и вер­ным Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Эти об­ра­ще­ния бы­ли оз­ву­че­ны Пред­стоя­те­лем УПЦ на цен­траль­ных те­ле­ка­на­лах (УТ-1, «Эра», «Ин­тер», 5-й ка­нал), ос­ве­ща­лись в свет­ских и цер­ков­ных сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции, как пе­чат­ных, так и элек­трон­ных. Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь и ее Свя­щен­но­на­ча­лие очень чет­ко сфор­му­ли­ро­ва­ли и вы­ра­зи­ли свое от­но­ше­ние к об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ским про­цес­сам в стра­не.

Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви на­ка­ну­не вы­бо­ров об­ра­тил­ся че­рез те­ле­ви­де­ние, пе­чат­ные и элек­трон­ные СМИ к вер­ным Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, кан­ди­да­там в Пре­зи­ден­ты Ук­раи­ны, из­би­ра­те­лям и всем лю­дям доб­рой во­ли:

«Ува­жае­мые со­оте­че­ст­вен­ни­ки!

До­ро­гие бра­тья и се­ст­ры!

«Вся­кое цар­ст­во, раз­де­лив­шее­ся са­мо в се­бе, опус­те­ет; и вся­кий го­род или дом, раз­де­лив­ший­ся сам в се­бе, не ус­то­ит», — го­во­рит Гос­подь че­рез еван­ге­ли­ста Мат­фея (Мф. 12, 25). По­это­му вме­сте с апо­сто­лом Пав­лом «умо­ляю вас, бра­тия, име­нем Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, что­бы... не бы­ло ме­ж­ду ва­ми раз­де­ле­ний» (1 Кор. 1, 10).

А что­бы не бы­ло раз­де­ле­ния нуж­но все­гда пом­нить один из глав­ных еван­гель­ских за­ко­нов: «во всем, как хо­ти­те, что­бы с ва­ми по­сту­па­ли, так по­сту­пай­те и вы с ни­ми» (Мф. 7, 12).

Хо­чу об­ра­тить­ся к кан­ди­да­там в Пре­зи­ден­ты: имен­но на вас се­го­дня ле­жит от­вет­ст­вен­ность за бу­ду­щее на­шей стра­ны. Не ищи­те брев­но в гла­зу друг дру­га, а де­лай­те по со­вес­ти. Да­вай­те ре­аль­ные обе­ща­ния и вы­пол­няй­те их. Вме­сте про­ти­во­стой­те тем, кто же­ла­ет по­се­ять раз­дор, меж­на­цио­наль­ную или меж­кон­фес­сио­наль­ную вра­ж­ду. Пом­ни­те, что имен­но ми­ро­твор­цы «бу­дут на­ре­че­ны сы­на­ми Божь­и­ми» (Мф. 5, 9).

К из­би­ра­те­лям об­ра­ща­юсь сло­ва­ми ве­ли­ко­го Коб­за­ря, ко­то­рый за­ве­щал: «Свою Ук­раи­ну лю­би­те, за нее Гос­по­да мо­ли­те...» Все по­бе­дить мо­жет лишь вза­им­ная лю­бовь и про­ще­ние да­же вра­гов. Мы на­род, ко­гда объ­е­ди­ня­ем­ся во­круг ко­го-то, а не про­тив ко­го-то. Не дай­те по­се­ять в ва­ши серд­ца пле­ве­лы бра­то­убий­ст­вен­ной не­на­вис­ти и вра­ж­ды. Пом­ни­те За­по­ве­ди Бо­жии и ру­ко­во­дствуй­тесь ими.

Вы­бо­ра­ми жиз­ни не за­кан­чи­ва­ет­ся. Это хоть и важ­ный, но толь­ко этап ты­ся­че­лет­ней ис­то­рии на­ше­го пра­во­слав­но­го на­ро­да. Сра­зу по­сле вы­бо­ров обе по­ли­ти­че­ские си­лы, что се­го­дня бо­рют­ся за го­ло­са из­би­ра­те­лей, долж­ны за­быть оби­ды и объ­е­ди­нить­ся в тру­де на бла­го Ук­раи­ны и на­ше­го на­ро­да.

Бла­го­сло­ве­ние Гос­под­нее да бу­дет с те­ми, кто тво­рит мир и доб­ро, кто лю­бит ближ­не­го и про­ща­ет оби­ды, у ко­го «ру­ки не­по­вин­ны и серд­це чис­то, кто не клял­ся ду­шой сво­ею на­прас­но и не лгал ближ­не­му сво­ему, — тот по­лу­чит бла­го­сло­ве­ние от Гос­по­да и ми­лость у Бо­га, Спа­си­те­ля сво­его» (Пс. 23, 4–5).

В свя­зи с тем, что на имя Пред­стоя­те­ля Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, в кан­це­ля­рию Ки­ев­ской Ми­тро­по­лии по­сту­па­ли жа­ло­бы ве­рую­щих на дей­ст­вия от­дель­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей, Управ­ле­ние де­ла­ми Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви да­ло разъ­яс­не­ние от­но­си­тель­но пас­тыр­ской прак­ти­ки в сло­жив­шей­ся по­ли­ти­че­ской си­туа­ции.

«Свя­щен­но­на­ча­лие УПЦ от­ме­ча­ет, что свя­щен­но­слу­жи­те­ли не име­ют пра­ва и не долж­ны, ис­поль­зуя свой пас­тыр­ский ав­то­ри­тет, на­вя­зы­вать при­хо­жа­нам или об­ще­ст­ву соб­ст­вен­ные по­ли­ти­че­ские пред­поч­те­ния. Ве­рую­щие на­шей Церк­ви так­же долж­ны пом­нить, что в храм при­хо­дят с по­треб­но­стя­ми ду­ши, а не для об­су­ж­де­ния по­ли­ти­че­ской си­туа­ции. Храм — это дом Бо­жий, дом мо­лит­вы, за­по­вед­ная тер­ри­то­рия Цар­ст­вия Не­бес­но­го на зем­ле, ме­сто, где че­ло­век мо­жет ос­та­вить все свои зем­ные за­бо­ты и по­чув­ст­во­вать при­сут­ст­вие веч­но­го Бо­га. Ни­что не долж­но ме­шать об­ще­нию че­ло­ве­ка с Бо­гом во вре­мя бо­го­слу­же­ния. В хра­мах не­до­пус­ти­мы по­ли­ти­че­ские ло­зун­ги и аги­та­ци­он­ная сим­во­ли­ка.

Свя­щен­но­слу­жи­те­ли и ве­рую­щие Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мо­гут иметь свои соб­ст­вен­ные по­ли­ти­че­ские убе­ж­де­ния и су­ж­де­ния и сво­бод­ны в сво­ем по­ли­ти­че­ском вы­бо­ре. Свя­щен­ник мо­жет вы­ра­жать свое мне­ние по по­во­ду по­ли­ти­че­ских со­бы­тий и по­ли­ти­че­ских ли­де­ров, от­ве­чать на во­про­сы при­хо­жан или жур­на­ли­стов ис­клю­чи­тель­но вне бо­го­слу­жеб­но­го вре­ме­ни. По­доб­ные дей­ст­вия не­до­пус­ти­мо со­вер­шать с цер­ков­но­го ам­во­на.

Офи­ци­аль­ные за­яв­ле­ния от име­ни всей Церк­ви мо­жет де­лать толь­ко Выс­шая Цер­ков­ная власть или управ­ляю­щие епар­хия­ми пре­ос­вя­щен­ней­шие ар­хие­реи в пре­де­лах сво­их епар­хий. Все дру­гие вы­сту­п­ле­ния кли­ри­ков Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции вы­ра­жа­ют лишь ча­ст­ное мне­ние от­дель­ных гра­ж­дан Ук­раи­ны, ка­ко­вы­ми яв­ля­ют­ся все свя­щен­но­слу­жи­те­ли и ве­рую­щие на­шей Церк­ви. Пре­ос­вя­ще­ней­шие ар­хи­пас­ты­ри, пас­ты­ри и ве­рую­щие Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви долж­ны ру­ко­во­дство­вать­ся об­ра­ще­ния­ми к на­ро­ду Ук­раи­ны Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ от 26.07.2004 и 30.11.2004, Пред­стоя­те­ля УПЦ Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны Вла­ди­ми­ра от 15.11.2004 и 25.11.2004, а так­же воз­но­сить мо­лит­ву за спа­се­ние Ук­раи­ны, текст ко­то­рой бла­го­сло­вил Свя­щен­ный Си­нод УПЦ для про­из­не­се­ния во всех хра­мах Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви».

В са­мое слож­ное вре­мя про­ти­во­стоя­ния Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир сно­ва об­ра­тил­ся к со­оте­че­ст­вен­ни­кам в свя­зи со сло­жив­шей­ся си­туа­ци­ей в стра­не, и от име­ни Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви зая­вил, что не «бу­дет иметь бла­го­сло­ве­ния Бо­жия тот, кто пер­вый проль­ет кровь или спро­во­ци­ру­ет кро­во­про­ли­тие»:

«Ува­жае­мые со­оте­че­ст­вен­ни­ки!
До­ро­гие бра­тья и се­ст­ры!

Се­го­дня на­ша с ва­ми стра­на пе­ре­жи­ва­ет са­мые не­про­стые вре­ме­на с мо­мен­та об­ре­те­ния не­за­ви­си­мо­сти, Бо­гом да­ро­ван­ной ей. Вме­сте с на­ро­дом пе­ре­жи­ва­ет это труд­ное вре­мя и Цер­ковь. Во всех хра­мах и мо­на­сты­рях Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­сто­ян­но со­вер­ша­ют­ся мо­лит­вы за Ук­раи­ну и ее на­род. Что­бы всем нам Бог да­ро­вал лю­бовь, ве­ру, на­де­ж­ду и про­ще­ние друг дру­га.

Вы­ход из этой слож­ной си­туа­ции мы ви­дим лишь в диа­ло­ге сто­рон, ко­то­рые раз­де­ле­ны се­го­дня вза­им­ным не­по­ни­ма­ни­ем, в со­блю­де­нии за­ко­нов и кон­сти­ту­ци­он­ных прав гра­ж­дан, в от­ка­зе от си­ло­во­го ре­ше­ния во­про­сов, в мо­лит­ве к Бо­гу, ко­то­рый «не есть Бог не­уст­рой­ст­ва, но ми­ра» (1 Кор. 14, 33). Так учит нас Свя­щен­ное Пи­са­ние.

Все мы гра­ж­да­не еди­ной стра­ны, де­ти од­но­го на­ро­да, по­ка ви­дим друг в дру­ге бра­та или се­ст­ру, а не вра­га. Че­ло­ве­че­ская кровь не долж­на про­лить­ся ни при ка­ких об­стоя­тель­ст­вах, ибо то­гда бу­дет ут­ра­че­на вся­кая на­де­ж­да на мир и взаи­мо­по­ни­ма­ние. По­это­му со всей от­вет­ст­вен­но­стью Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь за­яв­ля­ет, что не бу­дет иметь бла­го­сло­ве­ния Бо­жия тот, кто пер­вый проль­ет кровь или спро­во­ци­ру­ет кро­во­про­ли­тие.

Од­но­вре­мен­но мы об­ра­ща­ем­ся ко всем, от ко­го это за­ви­сит, и про­сим сде­лать все, что­бы в об­ще­ст­ве опять во­ца­рил­ся мир и по­кой. И то­гда бла­го­дать Бо­жия не ос­та­вит вас. Пом­ни­те, что имен­но ми­ро­твор­цы сы­новь­я­ми Бо­жии­ми на­ре­кут­ся. Про­тя­ни­те друг дру­гу ру­ки, сядь­те за стол пе­ре­го­во­ров, и бла­го­дать Бо­жия и мир да бу­дут со все­ми на­ми!»

По­сле об­ра­ще­ния Бла­жен­ней­ше­го Вла­ды­ки по­сле­до­ва­ло и об­ра­ще­ние к на­ро­ду Ук­раи­ны Свя­щен­но­го Си­но­да Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ко­то­рое так­же об­на­ро­до­вал Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир:

«Ува­жае­мые со­оте­че­ст­вен­ни­ки!

До­ро­гие бра­тья и се­ст­ры!

«Все про­хо­дит, и это прой­дет», — имен­но эти об­ще­из­ве­ст­ные сло­ва бы­ли на­пи­са­ны на пер­ст­не пре­муд­ро­го ца­ря Со­ло­мо­на. Мы ве­рим, что прой­дут и эти не­уря­ди­цы, ко­то­рые вско­лых­ну­ли се­го­дня на­шу стра­ну. Но нам и даль­ше здесь жить, смот­реть друг дру­гу в гла­за, ра­бо­тать бок о бок, вме­сте стро­ить на­ше го­су­дар­ст­во, воз­ро­ж­дать со­бо­ры че­ло­ве­че­ских душ.

Се­го­дня, как и все­гда, Цер­ковь вме­сте со сво­им на­ро­дом. Она ни­ко­гда не де­ли­ла, не де­лит и не бу­дет де­лить лю­дей по про­ис­хо­ж­де­нию, со­ци­аль­но­му ста­ту­су, на­цио­наль­но­сти, язы­ку или по­ли­ти­че­ским взгля­дам. Для Церк­ви нет «оран­же­вых» или «бе­ло-го­лу­бых», но все яв­ля­ют­ся деть­ми Бо­жии­ми, на­ши­ми брать­я­ми и се­ст­ра­ми во Хри­сте.

Хра­не­ние об­ще­ст­вен­но­го ми­ра в во­до­во­ро­те со­бы­тий по­след­них дней по­ка­за­ло, что на­род ока­зал­ся муд­рее по­ли­ти­ков.

По­ли­ти­ку нуж­но ос­та­вить по­ли­ти­кам и не до­пус­кать ее в на­ши се­мьи. По­ли­ти­че­ские сим­па­тии и про­ти­во­ре­чия не долж­ны раз­де­лять ро­ди­те­лей с деть­ми, суп­ру­гов, дру­зей или со­труд­ни­ков. По­ли­ти­ка не долж­на се­ять пле­ве­лы не­на­вис­ти и зло­бы в на­ших серд­цах. И по­это­му вме­сте с апо­сто­лом умо­ляю вас, «ес­ли это воз­мож­но с ва­шей сто­ро­ны, будь­те в ми­ре со все­ми людь­ми» (Рим. 12, 18). Ка­ж­дый име­ет пра­во на соб­ст­вен­ное мне­ние, свои убе­ж­де­ния. Но не нуж­но лю­бой це­ной на­вя­зы­вать их дру­гим. Ува­жай­те и лю­би­те друг дру­га, и этим за­сви­де­тель­ст­вуе­те, что вы де­ти еди­но­го Бо­га, еди­но­го на­ро­да и еди­ной стра­ны.

По по­ру­че­нию Свя­щен­но­го Си­но­да Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви об­ра­ща­юсь к ар­хи­пас­ты­рям, пас­ты­рям, мо­на­ше­ст­ву и ве­рую­щим на­шей Церк­ви. Цер­ковь ос­та­ет­ся вне по­ли­ти­ки. По­это­му иди­те ко всем, но не с по­ли­ти­че­ски­ми ло­зун­га­ми или дис­кус­сия­ми, но со сло­вом прав­ды, люб­ви и ми­ра. На­по­ми­най­те всем, что на­чал­ся Ро­ж­де­ст­вен­ский пост — вре­мя по­кая­ния, при­ми­ре­ния и про­ще­ния друг дру­га для дос­той­ной встре­чи Хри­ста Спа­си­те­ля. Страш­ный дух не­на­вис­ти и зло­бы мож­но по­бе­дить толь­ко по­стом и мо­лит­вой, сми­ре­ни­ем, лю­бо­вью и вза­им­ным про­ще­ни­ем.

И да бу­дут со все­ми на­ми бла­го­сло­ве­ние, бла­го­дать, ми­лость и мир от Бо­га От­ца и Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста в ис­ти­не и вза­им­ной люб­ви!»

Про­дол­жи­тель­ная из­би­ра­тель­ная кам­па­ния за­вер­ши­лась по­бе­дой Вик­то­ра Ющен­ко.

Со вре­ме­нем, 9 мар­та в 2005 го­ду со­стоя­лось оче­ред­ное за­се­да­ние Свя­щен­но­го Си­но­да Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, на ко­то­ром бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об­ра­тить­ся к но­во­из­бран­но­му Пре­зи­ден­ту с Об­ра­ще­ни­ем:

«Глу­бо­ко­ува­жае­мый Вик­тор Ан­д­рее­вич!

Со­бы­тия по­след­не­го вре­ме­ни, ре­зуль­та­том ко­то­рых ста­ло об­нов­ле­ние го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти в Ук­раи­не, по­ро­ди­ли в об­ще­ст­ве и Церк­ви, ко­то­рая яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой его ча­стью, мно­го на­дежд на улуч­ше­ние по­ли­ти­че­ско­го, эко­но­ми­че­ско­го и ду­хов­но­го кли­ма­та в на­шей стра­не. Сво­бо­до­лю­би­вый на­род Ук­раи­ны, жа­ж­ду­щий дос­той­ной жиз­ни в де­мо­кра­ти­че­ской стра­не со спра­вед­ли­вым го­су­дар­ст­вен­ным уст­рой­ст­вом, се­го­дня, на­де­ем­ся, по­лу­чил воз­мож­ность стро­ить свое бу­ду­щее в со­от­вет­ст­вии со свои­ми стрем­ле­ния­ми. Стре­мит­ся к это­му и на­ша ка­но­ни­че­ская Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Се­го­дня, спус­тя все­го лишь не­сколь­ко ме­ся­цев с на­ча­ла ра­бо­ты ре­фор­ми­ро­ван­ных вет­вей вла­сти, нам труд­но да­вать оцен­ку го­су­дар­ст­вен­но-цер­ков­ным от­но­ше­ни­ям, сло­жив­шим­ся к на­стоя­ще­му вре­ме­ни — из раз­ных ре­гио­нов Ук­раи­ны при­хо­дит раз­ная ин­фор­ма­ция. В од­них слу­ча­ях она ра­ду­ет тем, что эти от­но­ше­ния на­ла­жи­ва­ют­ся в рус­ле де­мо­кра­тии «с че­ло­ве­че­ским ли­цом»: Цер­ковь по­лу­ча­ет воз­мож­ность сво­бод­но реа­ли­зо­вать свои пра­ва и обя­зан­но­сти. Ин­фор­ма­ция из дру­гих ре­гио­нов огор­ча­ет нас, по­сколь­ку ме­ст­ное ру­ко­во­дство име­ет сред­не­ве­ко­вый взгляд на от­но­ше­ния с Цер­ко­вью, по прин­ци­пу: «Чья власть — то­го и ве­ра».

При ны­неш­ней де­мо­кра­ти­за­ции об­ще­ст­ва мы на­де­ем­ся на дол­го­ждан­ное окон­ча­ние пе­рио­да вме­ша­тель­ст­ва ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти в жизнь Церк­ви и по­ли­ти­за­ции меж­кон­фес­сио­наль­ных от­но­ше­ний в Ук­раи­не, ре­зуль­та­том че­го ста­ли, в ча­ст­но­сти, не­га­тив­ные со­бы­тия в цер­ков­ной жиз­ни во вре­мя пре­зи­дент­ских вы­бо­ров 2004 г., как то: аги­та­ция в хра­мах раз­ных кон­фес­сий за то­го или ино­го кан­ди­да­та под дей­ст­ви­ем ад­мин­ре­сур­са — в за­ви­си­мо­сти от ре­гио­на стра­ны и лич­ных пред­поч­те­ний свет­ско­го ру­ко­во­дства.

Ре­зуль­та­том гру­бо­го вме­ша­тель­ст­ва вла­сти в цер­ков­ные де­ла яв­ля­ет­ся кро­во­то­ча­щая ра­на на те­ле Хри­сто­вой Церк­ви — рас­кол Пра­во­сла­вия в Ук­раи­не. Ведь как соз­да­ние «Ки­ев­ско­го пат­ри­ар­ха­та» при Л. Крав­чу­ке в 1992 г., так и даль­ней­шее раз­ви­тие этой псев­до­пра­во­слав­ной ор­га­ни­за­ции при Л. Куч­ме про­ис­хо­ди­ли при по­пус­ти­тель­ст­ве вла­сти, не­смот­ря на обос­но­ван­ные про­тес­ты ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­ры Ук­раи­ны.

Ве­рим, что об­рат­но­го пу­ти в об­нов­ле­нии по­ли­ти­че­ской жиз­ни не бу­дет, что это бы­ла по­след­няя стра­ни­ца на­шей ис­то­рии, ко­то­рую пи­са­ли лю­ди, вос­пи­тан­ные во вре­ме­на то­та­ли­тар­ной со­вет­ской сис­те­мы. По сло­ву Свя­щен­но­го Пи­са­ния, мы ели ки­слое, но не хо­тим, что­бы у тех, кто бу­дет по­сле нас, ос­та­лась ос­ко­ми­на (Иер. 31, 2 ).

Еще один во­прос, бес­по­коя­щий нас, — это даль­ней­шее фор­си­ро­ва­ние идеи ис­кус­ст­вен­но­го соз­да­ния Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной По­ме­ст­ной Церк­ви пу­тем ме­ха­ни­че­ско­го объ­е­ди­не­ния Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, со­хра­нив­шей свое ка­но­ни­че­ское дос­то­ин­ст­во, с рас­коль­ни­ка­ми, ко­то­рые в свое вре­мя от­па­ли от нее и се­го­дня юри­ди­че­ски офор­ми­лись как «Пра­во­слав­ные Церк­ви», име­нуя се­бя вет­вя­ми ук­ра­ин­ско­го Пра­во­сла­вия. Счи­та­ем нуж­ным дать не­ко­то­рые по­яс­не­ния по это­му по­во­ду.

Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, как и все Пра­во­слав­ные Церк­ви ми­ра, жи­вет по свое­об­раз­ной кон­сти­ту­ции — ка­но­нам, т. е. пра­ви­лам уст­рой­ст­ва внут­рен­ней и внеш­ней жиз­ни, сфор­му­ли­ро­ван­ным свя­ты­ми апо­сто­ла­ми, Все­лен­ски­ми Со­бо­ра­ми и при­ня­тым для об­ще­цер­ков­но­го обя­за­тель­но­го со­блю­де­ния. При на­ру­ше­нии ка­но­ни­че­ско­го уст­рой­ст­ва на­ру­ша­ет­ся и цер­ков­ная дис­ци­п­ли­на, что, в свою оче­редь, ве­дет к по­яв­ле­нию рас­ко­лов, ере­сей, де­ст­рук­тив­ных то­та­ли­тар­ных сект, вслед­ст­вие че­го стра­да­ют су­ще­ст­вен­ные ка­че­ст­ва Церк­ви: един­ст­во, свя­тость, ка­но­нич­ность, апо­сто­лич­ность (что и про­изош­ло в Ук­раи­не).

Свое ви­де­ние и ме­ха­низ­мы пре­одо­ле­ния это­го не­га­тив­но­го яв­ле­ния цер­ков­ной жиз­ни Ук­раи­ны мы из­ло­жи­ли в об­ра­ще­нии Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ к епи­ско­па­ту, ду­хо­вен­ст­ву, мо­на­ше­ст­ву и ве­рую­щим Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, к брать­ям и се­ст­рам, пре­бы­ваю­щим вне цер­ков­но­го един­ст­ва со Все­лен­ским Пра­во­сла­ви­ем, ко­то­рое в при­ло­же­нии с ува­же­ни­ем пе­ре­да­ем Вам для оз­на­ком­ле­ния.

Глу­бо­ко­ува­жае­мый Вик­тор Ан­д­рее­вич!

На­де­ем­ся, что за го­ды Ва­ше­го пре­зи­дент­ст­ва в Ук­раи­не бу­дет про­ис­хо­дить ста­нов­ле­ние от­но­ше­ний ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и Цер­ко­вью на на­ча­лах вза­им­но­го ува­же­ния и в со­от­вет­ст­вии с об­ще­при­ня­ты­ми ев­ро­пей­ски­ми нор­ма­ми, ус­та­нов­ле­ние ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и Цер­ко­вью рав­но­прав­ных парт­нер­ских от­но­ше­ний в гу­ма­ни­тар­ной сфе­ре, где их ин­те­ре­сы пе­ре­се­ка­ют­ся. Это ка­са­ет­ся, в ча­ст­но­сти, та­ких на­прав­ле­ний, как ду­хов­ное про­све­ще­ние, борь­ба с не­га­тив­ны­ми яв­ле­ния­ми со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва (СПид, нар­ко­ма­ния, пьян­ст­во и рас­пу­щен­ность), вос­пи­та­ние мо­ло­де­жи в ду­хе пат­рио­тиз­ма и люб­ви к на­шей род­ной Ук­раи­не, по­мощь ну­ж­даю­щим­ся и обез­до­лен­ным. Оп­ре­де­лен­ный опыт на этом по­при­ще Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь име­ет и го­то­ва к ак­тив­но­му со­труд­ни­че­ст­ву.

При­ми­те на­ши ис­крен­ние мо­лит­вен­ные по­же­ла­ния ус­пе­хов в Ва­шем вы­со­ком слу­же­нии.

С глу­бо­ким ува­же­ни­ем, от име­ни Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ

Вла­ди­мир,
Ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ук­раи­ны,
Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви».

 

Церковные Таинства

—    От того, кто приходит к Таинству Крещения в сознательном возрасте, нужны, в первую очередь, вера и покаяние.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Следует отметить, что духовное церковное пение полезно для души православного христианина, его можно и нужно слушать. Но и в этом необходима рассудительность — слушать в надлежащей обстановке, чтобы имя Господне, Который прославляется в этом пении, не подвергалось нареканию или осуждению.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru