Президент Л. Кучма и его церковная политика
С избранием на президентский пост Л. Кучмы конфессиональная ситуация на Украине изменилась. Уменьшилась общественная роль «Киевского Патриархата», создание которого было в значительной степени инспирировано Л. Кравчуком и его аппаратом, преследовавшими политические, идеологические и личные цели. В частности, рушатся его планы получения статуса «государственной церкви». Прекращается искусственная информационная изоляция Украинской Православной Церкви — она получила возможность обращаться к обществу через средства массовой информации, а тем самым — играть в его жизни более заметную роль.
Уже через несколько дней после выборов 1-я программа Украинского Телевидения транслировала обращение Предстоятеля УПЦ Митрополита Владимира, в котором он призвал верующих и весь народ Украины воздержаться от межконфессиональной и национальной вражды.
От имени всей полноты Украинской Церкви Архиерейский Собор УПЦ призвал новоизбранного Президента оправдать надежды избирателей, выразивших ему свое доверие, приложить все усилия для того, чтобы на правовых основах строить и развивать наше отечество — независимую Украинскую державу.
«Многомиллионная паства Украинской Православной Церкви, — говорилось в обращении, — возлагает большие надежды на то, что с приходом нового Президента будет положен конец межрелигиозной вражде, когда проблемы церковной жизни решаются путем насилия с ведома и при поддержке избранных народом представителей власти как в центре, так и на местах… Мы хотим, чтобы в законном государстве была законная Церковь» .
Одним из первых структурных преобразований Л. Кучмы стала ликвидация Совета по делам религий при Кабинете Министров Украины, на чем неоднократно настаивали представители всех христианских конфессий (кроме УПЦ-КП) и ряда правозащитных организаций Украины. Исполняемые им функции переданы Министерству по делам национальностей, миграции и культов, преобразованному из Министерства по делам национальностей и миграции.
В это время Украинская Православная Церковь предпринимает несколько попыток ликвидации последствий церковной политики Л. Кравчука, проводимой по отношению к ней в 1992–1993 гг. Так, епископат УПЦ обратился к Верховной Раде Украины с просьбой отменить решение Президиума Верховной Рады Украины от 16 июня 1992 г. о непризнании им решений Харьковского собора УПЦ, которым Верховная Рада по существу вмешалась во внутрицерковную жизнь, поддержала раскольника Филарета, спровоцировав тем самым углубление конфликта.
Настойчивые просьбы со стороны УПЦ о пересмотре этого решения столкнулись с позицией Верховной Рады, которая признала, что заявление ее Президиума было с правовой точки зрения некорректным, но возвращаться к нему сочла нецелесообразным.
Второй кровоточащей раной, оставленной на теле Церкви политикой экс-президента, были принятые Верховной Радой 15 декабря 1993 г. Дополнения и изменения к Закону «О свободе совести и религиозных организациях», согласно которым допускалось поочередное богослужение в тех храмах, где создалась конфликтная ситуация между разными религиозными конфессиями. В связи с этим неправомерным решением на имя Президента Л.Кучмы и Председателя Верховной Рады Украины был направлен протест епископата, клириков и мирян Украинской Православной Церкви с просьбой аннулировать внесенные к Закону поправки и дополнения, чтобы не допустить «расширения конфликтной зоны на всю территорию государства и полной дестабилизации религиозной ситуации в Украине» .
Однако со стороны государственной власти эти начинания не встретили поддержки. Председатель Верховной Рады поручил Комиссии по вопросам культуры и духовности рассмотреть и изучить просьбу Украинской Православной Церкви. Ее председатель М.Косив на имя Митрополита Владимира направил письмо, в котором, не давая прямого ответа, пространно и обтекаемо дал понять, что вопрос в пользу Украинской Православной Церкви решен не будет. «И народ, и отдельный человек, — писал М. Косив, — которые были несправедливо репрессированы, имеют право на реабилитацию с возвращением им конфискованного имущества или компенсации за него. Имеют право на реабилитацию и репрессированные Церкви. Мы должны заново учиться христианскому терпению и взаимной любви. У нас нет другого выхода» . Таким образом, была легализирована и негласно узаконена кампания по захвату храмов, принадлежащих канонической Церкви, проводимая униатами, автокефалистами и филаретовцами.
Заявив о приоритете законности в церковной политике, администрация Л. Кучмы в действительности заняла выжидательно-нейтральную позицию. Очевидно, было решено, что лишение, в определенной степени, государственной поддержки УПЦ-КП позволит избежать неравенства Церквей, что приведет к снятию напряжения в церковной среде. Таким образом, был взят курс на самоурегулирование межконфессионального конфликта.
← Президентские выборы — 2004 | Церковно-государственные отношения в Украине → |
---|
Церковные Таинства
— Существуют болезни, которые требуют постоянного приема медикаментов. Такая потребность может быть вызвана необходимостью систематического лечения. Если принятие лекарств обусловлено не личным желанием человека, а тяжелым состоянием больного организма, то оно не может быть помехой Причастию. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Церковь находится в правовом поле государства. И иерархи, и простые верующие являются не только членами Церкви, но и гражданами нашей страны. Верующие граждане выполняют законы государства не за страх, а за совесть, поскольку сам Господь повелевал отдавать "кесарево кесарю, а Божие Богу". |
Подробнее ... |