Пре­зи­дент Л. Куч­ма и его цер­ков­ная по­ли­ти­ка

С из­бра­ни­ем на пре­зи­дент­ский пост Л. Куч­мы кон­фес­сио­наль­ная си­туа­ция на Ук­раи­не из­ме­ни­лась. Умень­ши­лась об­ще­ст­вен­ная роль «Ки­ев­ско­го Пат­ри­ар­ха­та», соз­да­ние ко­то­ро­го бы­ло в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ин­спи­ри­ро­ва­но Л. Крав­чу­ком и его ап­па­ра­том, пре­сле­до­вав­ши­ми по­ли­ти­че­ские, идео­ло­ги­че­ские и лич­ные це­ли. В ча­ст­но­сти, ру­шат­ся его пла­ны по­лу­че­ния ста­ту­са «го­су­дар­ст­вен­ной церк­ви». Пре­кра­ща­ет­ся ис­кус­ст­вен­ная ин­фор­ма­ци­он­ная изо­ля­ция Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви — она по­лу­чи­ла воз­мож­ность об­ра­щать­ся к об­ще­ст­ву че­рез сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции, а тем са­мым — иг­рать в его жиз­ни бо­лее за­мет­ную роль.

Уже че­рез не­сколь­ко дней по­сле вы­бо­ров 1-я про­грам­ма Ук­ра­ин­ско­го Те­ле­ви­де­ния транс­ли­ро­ва­ла об­ра­ще­ние Пред­стоя­те­ля УПЦ Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, в ко­то­ром он при­звал ве­рую­щих и весь на­род Ук­раи­ны воз­дер­жать­ся от меж­кон­фес­сио­наль­ной и на­цио­наль­ной вра­ж­ды.

От име­ни всей пол­но­ты Ук­ра­ин­ской Церк­ви Ар­хие­рей­ский Со­бор УПЦ при­звал но­во­из­бран­но­го Пре­зи­ден­та оп­рав­дать на­де­ж­ды из­би­ра­те­лей, вы­ра­зив­ших ему свое до­ве­рие, при­ло­жить все уси­лия для то­го, что­бы на пра­во­вых ос­но­вах стро­ить и раз­ви­вать на­ше оте­че­ст­во — не­за­ви­си­мую Ук­ра­ин­скую дер­жа­ву.

«Мно­го­мил­ли­он­ная па­ст­ва Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, — го­во­ри­лось в об­ра­ще­нии, — воз­ла­га­ет боль­шие на­де­ж­ды на то, что с при­хо­дом но­во­го Пре­зи­ден­та бу­дет по­ло­жен ко­нец меж­ре­ли­ги­оз­ной вра­ж­де, ко­гда про­бле­мы цер­ков­ной жиз­ни ре­ша­ют­ся пу­тем на­си­лия с ве­до­ма и при под­держ­ке из­бран­ных на­ро­дом пред­ста­ви­те­лей вла­сти как в цен­тре, так и на мес­тах… Мы хо­тим, что­бы в за­кон­ном го­су­дар­ст­ве бы­ла за­кон­ная Цер­ковь» .

Од­ним из пер­вых струк­тур­ных пре­об­ра­зо­ва­ний Л. Куч­мы ста­ла ли­к­ви­да­ция Со­ве­та по де­лам ре­ли­гий при Ка­би­не­те Ми­ни­ст­ров Ук­раи­ны, на чем не­од­но­крат­но на­стаи­ва­ли пред­ста­ви­те­ли всех хри­сти­ан­ских кон­фес­сий (кро­ме УПЦ-КП) и ря­да пра­во­за­щит­ных ор­га­ни­за­ций Ук­раи­ны. Ис­пол­няе­мые им функ­ции пе­ре­да­ны Ми­ни­стер­ст­ву по де­лам на­цио­наль­но­стей, ми­гра­ции и куль­тов, пре­об­ра­зо­ван­но­му из Ми­ни­стер­ст­ва по де­лам на­цио­наль­но­стей и ми­гра­ции.

В это вре­мя Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь пред­при­ни­ма­ет не­сколь­ко по­пы­ток ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий цер­ков­ной по­ли­ти­ки Л. Крав­чу­ка, про­во­ди­мой по от­но­ше­нию к ней в 1992–1993 гг. Так, епи­ско­пат УПЦ об­ра­тил­ся к Вер­хов­ной Ра­де Ук­раи­ны с прось­бой от­ме­нить ре­ше­ние Пре­зи­диу­ма Вер­хов­ной Ра­ды Ук­раи­ны от 16 ию­ня 1992 г. о не­при­зна­нии им ре­ше­ний Харь­ков­ско­го со­бо­ра УПЦ, ко­то­рым Вер­хов­ная Ра­да по су­ще­ст­ву вме­ша­лась во внут­ри­цер­ков­ную жизнь, под­дер­жа­ла рас­коль­ни­ка Фи­ла­ре­та, спро­во­ци­ро­вав тем са­мым уг­луб­ле­ние кон­флик­та.

На­стой­чи­вые прось­бы со сто­ро­ны УПЦ о пе­ре­смот­ре это­го ре­ше­ния столк­ну­лись с по­зи­ци­ей Вер­хов­ной Ра­ды, ко­то­рая при­зна­ла, что за­яв­ле­ние ее Пре­зи­диу­ма бы­ло с пра­во­вой точ­ки зре­ния не­кор­рект­ным, но воз­вра­щать­ся к не­му со­чла не­це­ле­со­об­раз­ным.

Вто­рой кро­во­то­ча­щей ра­ной, ос­тав­лен­ной на те­ле Церк­ви по­ли­ти­кой экс-пре­зи­ден­та, бы­ли при­ня­тые Вер­хов­ной Ра­дой 15 де­каб­ря 1993 г. До­пол­не­ния и из­ме­не­ния к За­ко­ну «О сво­бо­де со­вес­ти и ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ци­ях», со­глас­но ко­то­рым до­пус­ка­лось по­оче­ред­ное бо­го­слу­же­ние в тех хра­мах, где соз­да­лась кон­фликт­ная си­туа­ция ме­ж­ду раз­ны­ми ре­ли­ги­оз­ны­ми кон­фес­сия­ми. В свя­зи с этим не­пра­во­мер­ным ре­ше­ни­ем на имя Пре­зи­ден­та Л.Куч­мы и Пред­се­да­те­ля Вер­хов­ной Ра­ды Ук­раи­ны был на­прав­лен про­тест епи­ско­па­та, кли­ри­ков и ми­рян Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви с прось­бой ан­ну­ли­ро­вать вне­сен­ные к За­ко­ну по­прав­ки и до­пол­не­ния, что­бы не до­пус­тить «рас­ши­ре­ния кон­фликт­ной зо­ны на всю тер­ри­то­рию го­су­дар­ст­ва и пол­ной дес­та­би­ли­за­ции ре­ли­ги­оз­ной си­туа­ции в Ук­раи­не» .

Од­на­ко со сто­ро­ны го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти эти на­чи­на­ния не встре­ти­ли под­держ­ки. Пред­се­да­тель Вер­хов­ной Ра­ды по­ру­чил Ко­мис­сии по во­про­сам куль­ту­ры и ду­хов­но­сти рас­смот­реть и изу­чить прось­бу Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Ее пред­се­да­тель М.Ко­сив на имя Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра на­пра­вил пись­мо, в ко­то­ром, не да­вая пря­мо­го от­ве­та, про­стран­но и об­те­кае­мо дал по­нять, что во­прос в поль­зу Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ре­шен не бу­дет. «И на­род, и от­дель­ный че­ло­век, — пи­сал М. Ко­сив, — ко­то­рые бы­ли не­спра­вед­ли­во ре­прес­си­ро­ва­ны, име­ют пра­во на реа­би­ли­та­цию с воз­вра­ще­ни­ем им кон­фи­ско­ван­но­го иму­ще­ст­ва или ком­пен­са­ции за не­го. Име­ют пра­во на реа­би­ли­та­цию и ре­прес­си­ро­ван­ные Церк­ви. Мы долж­ны за­но­во учить­ся хри­сти­ан­ско­му тер­пе­нию и вза­им­ной люб­ви. У нас нет дру­го­го вы­хо­да» . Та­ким об­ра­зом, бы­ла ле­га­ли­зи­ро­ва­на и не­глас­но уза­ко­не­на кам­па­ния по за­хва­ту хра­мов, при­над­ле­жа­щих ка­но­ни­че­ской Церк­ви, про­во­ди­мая униа­та­ми, ав­то­ке­фа­ли­ста­ми и фи­ла­ре­тов­ца­ми.

Зая­вив о при­ори­те­те за­кон­но­сти в цер­ков­ной по­ли­ти­ке, ад­ми­ни­ст­ра­ция Л. Куч­мы в дей­ст­ви­тель­но­сти за­ня­ла вы­жи­да­тель­но-ней­траль­ную по­зи­цию. Оче­вид­но, бы­ло ре­ше­но, что ли­ше­ние, в оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни, го­су­дар­ст­вен­ной под­держ­ки УПЦ-КП по­зво­лит из­бе­жать не­ра­вен­ст­ва Церк­вей, что при­ве­дет к сня­тию на­пря­же­ния в цер­ков­ной сре­де. Та­ким об­ра­зом, был взят курс на са­мо­уре­гу­ли­ро­ва­ние меж­кон­фес­сио­наль­но­го кон­флик­та.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Исходя из содержания вопроса, постулат (имеется в виду, видимо, некое утверждение, принимаемое без доказательства, в данном случае, на веру) применительно к вероучительным вопросам — это основные догматы христианства.

Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru