Церковно-государственные отношения в Украине
«Основным содержанием жизни человечества является исторический процесс, который в богословии носит название «икономии», домостроительства. Одновременно это сотериологический процесс, процесс освящения и спасения всех людей Богом. По отношению к миру созидающим началом, его зодчим есть Премудрость Божия.
Она действует в мире, как благоразумный глава в доме. Дом — один из главных символов библейской Премудрости: «Премудрость созда себе дом» (Притч. 9, 1). Дом — это образ мира, огражденного от пространств хаоса» .
Нашим домом на земле, по благоволению Премудрости Божией, является независимое, имеющее тысячелетние православные корни государство Украина. Дом этот созидался великими зодчими. Краеугольные камни в его «столпостены» (Пс. 121, 7) полагали святые, духовно высокие люди: апостол Христов Андрей Первозванный, равноапостольные князья Владимир и Ольга, страстотерпцы Борис и Глеб, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, исповедники князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор, священномученики Макарий и Владимир, митрополиты Киевские и многие, многие другие славные наши соотечественники.
Веру, культуру, национальное достоинство нашего государства защищали, не щадя живота своего, могучие, храбрые и просвещенные мужи: князья Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, преподобные Илия Муромец и Феодор Острожский, воеводы Константин Иванович и Константин Константинович Острожские, гетманы Богдан Хмельницкий и Петр Конашевич-Сагайдачный, доблестное запорожское казачество.
Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир очень высоко оценивает эту судьбоносную данность. «Период демократической независимости Украины, — говорит он, — играет огромную роль в современной истории. Украина вошла в III тысячелетие от Рождества Христова как свободное и независимое государство, которое обладает неисчерпаемым духовным, интеллектуальным и материальным потенциалом. Мы имеем наивысшую ценность — единый украинский народ. Он являет всему миру красоту и величие нашей культуры, самобытности, православной духовности. Сама история свидетельствует, сколько воистину великих и святых мужей и жен родилось на нашей земле, какие образцы благородства и мужества на протяжении столетий они показывали в тяжкие годины испытаний: войн, бедствий, варварских нашествий, оккупации и посягательств на православную веру. На Украине переплелись судьбы всей Вселенной» .
Единой судьбой с украинским народом живет Украинская Православная Церковь. Это закономерно: Церковь как богочеловеческий организм, имеющий не только таинственную, трансцендентальную сущность, но и историческую составляющую, постоянно взаимодействует с государством, относясь к институту государственности как к богоустановленному миропорядку (Мф. 22, 21; Рим. 13, 1–7; 1 Пет. 2, 13–16).
Сущность церковно-государственных и церковно-общественных отношений отражена в утвержденных Архиерейским Собором 2000 г. «Основах социальной концепции Православной Церкви». Один из пунктов этого документа гласит: «Государство осознает свое призвание устроять жизнь народа на началах добра и правды, заботясь о материальном и духовном благосостоянии общества. Поэтому Церковь вправе взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Для Церкви такое взаимодействие является частью ее спасительной миссии, объемлющей всестороннее попечение о человеке. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти. Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются: миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности; развитие совместных социальных программ».
Украинская Православная Церковь, последовательно воплощает в жизнь эти принципы. Создаются и плодотворно работают при Священном Синоде УПЦ отделы и комиссии, задачей которых является активизация церковно-государственных отношений в сферах, где их интересы пересекаются и дают взаимополезный результат. Благодаря этому наша Церковь, согласно данным социологических исследований, по уровню народного доверия стабильно занимает первое место в Украине среди других общественных и государственных институтов. Во многом это доверие завоевано благодаря мудрой, взвешенной, дальновидной позиции Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира во многих вопросах государственно-церковного строительства.
Придя в 1992 г. на Киевскую кафедру, когда власть нарушила ею же принятый принцип невмешательства в дела Церкви, когда номенклатура пыталась навязать Церкви собственный сценарий ее жизни и поведения, Блаженнейший Митрополит Владимир употребил весь свой опыт, всю мудрость и дальновидность, какими наделил его Бог, для исправления ситуации.
Государственный аппарат в лице тех, кто из советской системы пришел в «национальную демократию», встретил нового главу УПЦ враждебно.
В противостояние с единственной законной Церковью Украины были втянуты все ветви власти: исполнительная, законодательная и др. В государстве, провозгласившем себя «демократическим», отношения с Церковью строились на основании методов, подобных тем, которые применялись в Речи Посполитой времен ярого гонителя Православия Сигизмунда III или в СССР в эпоху хрущевской «оттепели». Очевидно, это произошло потому, что новый дом украинской демократии пытались созидать старые зодчие по старым, отжившим строительным нормам.
Однако, «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1). Противоестественное сочетание «национальной демократии» и партийных советских методов государственного управления не могло продолжаться долго. Времена изменились, и государственная власть была вынуждена искать новые подходы в отношениях с Церковью. Неизменная верность Блаженнейшего Митрополита Владимира Божией правде, жизнь не по стихиям мира, а по Христу (Кол. 2, 8), позволили Украинской Православной Церкви выстоять в этот тяжелейший период и сохранить свою паству, а обществу избежать религиозных конфликтов и межконфессиональных столкновений. Оценивая сегодня ситуацию тех трудных лет, видишь, сколько ошибок было сделано власть предержащими и сколько мужества, крепости духа, терпения стоило Блаженнейшему укротить эту бурю, воздвигнутую против Церкви диаволом. И вместе с тем это было время не только защиты, оборонительных действий, направленных на сохранение позиций Церкви, но и широкого, победоносного наступательного движения по всем стратегическим направлениям церковной жизни. Ни создание суррогатных псевдоцерковных новообразований, таких как УАПЦ и УПЦ-КП, ни греко-католическое «возрождение», ни шельмование в националистических кругах, ни противоборство госаппарата не смогли помешать Украинской Православной Церкви в ее спасительной миссии.
← Президент Л. Кучма и его церковная политика |
---|
Церковные Таинства
— Православная Церковь, заботясь о спасении каждого человека и ссылаясь на то, что никто не знает срока наступления своего последнего часа, призывает не откладывать крещения младенцев. Основанием для этого призыва являются слова Самого Христа: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Православие никогда не "канонизировало" ни одну из форм общественного строя и способа управления государством. Об этом Церковь официально заявила в "Основах социальной концепции" — документе, регулирующем церковногосударственные и церковнообщественные отношения. |
Подробнее ... |