Цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ные от­но­ше­ния в Ук­раи­не

«Ос­нов­ным со­дер­жа­ни­ем жиз­ни че­ло­ве­че­ст­ва яв­ля­ет­ся ис­то­ри­че­ский про­цесс, ко­то­рый в бо­го­сло­вии но­сит на­зва­ние «ико­но­мии», до­мо­строи­тель­ст­ва. Од­но­вре­мен­но это со­те­рио­ло­ги­че­ский про­цесс, про­цесс ос­вя­ще­ния и спа­се­ния всех лю­дей Бо­гом. По от­но­ше­нию к ми­ру со­зи­даю­щим на­ча­лом, его зод­чим есть Пре­муд­рость Бо­жия.

Она дей­ст­ву­ет в ми­ре, как бла­го­ра­зум­ный гла­ва в до­ме. Дом — один из глав­ных сим­во­лов биб­лей­ской Пре­муд­ро­сти: «Пре­муд­рость соз­да се­бе дом» (Притч. 9, 1). Дом — это об­раз ми­ра, ог­ра­ж­ден­но­го от про­странств хао­са» .

На­шим до­мом на зем­ле, по бла­го­во­ле­нию Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, яв­ля­ет­ся не­за­ви­си­мое, имею­щее ты­ся­че­лет­ние пра­во­слав­ные кор­ни го­су­дар­ст­во Ук­раи­на. Дом этот со­зи­дал­ся ве­ли­ки­ми зод­чи­ми. Крае­уголь­ные кам­ни в его «стол­по­сте­ны» (Пс. 121, 7) по­ла­га­ли свя­тые, ду­хов­но вы­со­кие лю­ди: апо­стол Хри­стов Ан­д­рей Пер­во­зван­ный, рав­но­апо­столь­ные кня­зья Вла­ди­мир и Оль­га, стра­сто­терп­цы Бо­рис и Глеб, пре­по­доб­ные Ан­то­ний и Фео­до­сий Пе­чер­ские, ис­по­вед­ни­ки князь Ми­ха­ил Чер­ни­гов­ский и боя­рин его Фео­дор, свя­щен­но­му­че­ни­ки Ма­ка­рий и Вла­ди­мир, ми­тро­по­ли­ты Ки­ев­ские и мно­гие, мно­гие дру­гие слав­ные на­ши со­оте­че­ст­вен­ни­ки.

Ве­ру, куль­ту­ру, на­цио­наль­ное дос­то­ин­ст­во на­ше­го го­су­дар­ст­ва за­щи­ща­ли, не ща­дя жи­во­та сво­его, мо­гу­чие, храб­рые и про­све­щен­ные му­жи: кня­зья Яро­слав Муд­рый и Вла­ди­мир Мо­но­мах, пре­по­доб­ные Илия Му­ро­мец и Фео­дор Ост­рож­ский, вое­во­ды Кон­стан­тин Ива­но­вич и Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич Ост­рож­ские, гет­ма­ны Бо­гдан Хмель­ниц­кий и Петр Ко­на­ше­вич-Са­гай­дач­ный, доб­ле­ст­ное за­по­рож­ское ка­за­че­ст­во.

Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир очень вы­со­ко оце­ни­ва­ет эту судь­бо­нос­ную дан­ность. «Пе­ри­од де­мо­кра­ти­че­ской не­за­ви­си­мо­сти Ук­раи­ны, — го­во­рит он, — иг­ра­ет ог­ром­ную роль в со­вре­мен­ной ис­то­рии. Ук­раи­на во­шла в III ты­ся­че­ле­тие от Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва как сво­бод­ное и не­за­ви­си­мое го­су­дар­ст­во, ко­то­рое об­ла­да­ет не­ис­чер­пае­мым ду­хов­ным, ин­тел­лек­ту­аль­ным и ма­те­ри­аль­ным по­тен­циа­лом. Мы име­ем наи­выс­шую цен­ность — еди­ный ук­ра­ин­ский на­род. Он яв­ля­ет все­му ми­ру кра­со­ту и ве­ли­чие на­шей куль­ту­ры, са­мо­быт­но­сти, пра­во­слав­ной ду­хов­но­сти. Са­ма ис­то­рия сви­де­тель­ст­ву­ет, сколь­ко во­ис­ти­ну ве­ли­ких и свя­тых му­жей и жен ро­ди­лось на на­шей зем­ле, ка­кие об­раз­цы бла­го­род­ст­ва и му­же­ст­ва на про­тя­же­нии сто­ле­тий они по­ка­зы­ва­ли в тяж­кие го­ди­ны ис­пы­та­ний: войн, бед­ст­вий, вар­вар­ских на­ше­ст­вий, ок­ку­па­ции и по­ся­га­тельств на пра­во­слав­ную ве­ру. На Ук­раи­не пе­ре­пле­лись судь­бы всей Все­лен­ной» .

Еди­ной судь­бой с ук­ра­ин­ским на­ро­дом жи­вет Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Это за­ко­но­мер­но: Цер­ковь как бо­го­че­ло­ве­че­ский ор­га­низм, имею­щий не толь­ко та­ин­ст­вен­ную, транс­цен­ден­таль­ную сущ­ность, но и ис­то­ри­че­скую со­став­ляю­щую, по­сто­ян­но взаи­мо­дей­ст­ву­ет с го­су­дар­ст­вом, от­но­сясь к ин­сти­ту­ту го­су­дар­ст­вен­но­сти как к бо­го­ус­та­нов­лен­но­му ми­ро­по­ряд­ку (Мф. 22, 21; Рим. 13, 1–7; 1 Пет. 2, 13–16).

Сущ­ность цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ных и цер­ков­но-об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний от­ра­же­на в ут­вер­жден­ных Ар­хие­рей­ским Со­бо­ром 2000 г. «Ос­но­вах со­ци­аль­ной кон­цеп­ции Пра­во­слав­ной Церк­ви». Один из пунк­тов это­го до­ку­мен­та гла­сит: «Го­су­дар­ст­во осоз­на­ет свое при­зва­ние уст­ро­ять жизнь на­ро­да на на­ча­лах до­б­ра и прав­ды, за­бо­тясь о ма­те­ри­аль­ном и ду­хов­ном бла­го­сос­тоя­нии об­ще­ст­ва. По­это­му Цер­ковь впра­ве взаи­мо­дей­ст­во­вать с го­су­дар­ст­вом в де­лах, слу­жа­щих бла­гу са­мой Церк­ви, лич­но­сти и об­ще­ст­ва. Для Церк­ви та­кое взаи­мо­дей­ст­вие яв­ля­ет­ся ча­стью ее спа­си­тель­ной мис­сии, объ­ем­лю­щей все­сто­рон­нее по­пе­че­ние о че­ло­ве­ке. Цер­ковь при­зва­на при­ни­мать уча­стие в уст­рое­нии че­ло­ве­че­ской жиз­ни во всех об­лас­тях, где это воз­мож­но, и объ­е­ди­нять со­от­вет­ст­вую­щие уси­лия с пред­ста­ви­те­ля­ми свет­ской вла­сти. Об­лас­тя­ми со­ра­бот­ни­че­ст­ва Церк­ви и го­су­дар­ст­ва в ны­неш­ний ис­то­ри­че­ский пе­ри­од яв­ля­ют­ся: ми­ро­твор­че­ст­во на ме­ж­ду­на­род­ном, ме­жэт­ни­че­ском и гра­ж­дан­ском уров­нях; со­дей­ст­вие взаи­мо­по­ни­ма­нию и со­труд­ни­че­ст­ву ме­ж­ду людь­ми; за­бо­та о со­хра­не­нии нрав­ст­вен­но­сти в об­ще­ст­ве; ду­хов­ное, куль­тур­ное, нрав­ст­вен­ное и пат­рио­ти­че­ское об­ра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние; де­ла ми­ло­сер­дия и бла­го­тво­ри­тель­но­сти; раз­ви­тие со­вме­ст­ных со­ци­аль­ных про­грамм».

Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, по­сле­до­ва­тель­но во­пло­ща­ет в жизнь эти прин­ци­пы. Соз­да­ют­ся и пло­до­твор­но ра­бо­та­ют при Свя­щен­ном Си­но­де УПЦ от­де­лы и ко­мис­сии, за­да­чей ко­то­рых яв­ля­ет­ся ак­ти­ви­за­ция цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ных от­но­ше­ний в сфе­рах, где их ин­те­ре­сы пе­ре­се­ка­ют­ся и да­ют взаи­мо­по­лез­ный ре­зуль­тат. Бла­го­да­ря это­му на­ша Цер­ковь, со­глас­но дан­ным со­цио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний, по уров­ню на­род­но­го до­ве­рия ста­биль­но за­ни­ма­ет пер­вое ме­сто в Ук­раи­не сре­ди дру­гих об­ще­ст­вен­ных и го­су­дар­ст­вен­ных ин­сти­ту­тов. Во мно­гом это до­ве­рие за­вое­ва­но бла­го­да­ря муд­рой, взве­шен­ной, даль­но­вид­ной по­зи­ции Пред­стоя­те­ля УПЦ Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра во мно­гих во­про­сах го­су­дар­ст­вен­но-цер­ков­но­го строи­тель­ст­ва.

При­дя в 1992 г. на Ки­ев­скую ка­фед­ру, ко­гда власть на­ру­ши­ла ею же при­ня­тый прин­цип не­вме­ша­тель­ст­ва в де­ла Церк­ви, ко­гда но­менк­ла­ту­ра пы­та­лась на­вя­зать Церк­ви соб­ст­вен­ный сце­на­рий ее жиз­ни и по­ве­де­ния, Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир упот­ре­бил весь свой опыт, всю муд­рость и даль­но­вид­ность, ка­ки­ми на­де­лил его Бог, для ис­прав­ле­ния си­туа­ции.

Го­су­дар­ст­вен­ный ап­па­рат в ли­це тех, кто из со­вет­ской сис­те­мы при­шел в «на­цио­наль­ную де­мо­кра­тию», встре­тил но­во­го гла­ву УПЦ вра­ж­деб­но.

В про­ти­во­стоя­ние с един­ст­вен­ной за­кон­ной Цер­ко­вью Ук­раи­ны бы­ли втя­ну­ты все вет­ви вла­сти: ис­пол­ни­тель­ная, за­ко­но­да­тель­ная и др. В го­су­дар­ст­ве, про­воз­гла­сив­шем се­бя «де­мо­кра­ти­че­ским», от­но­ше­ния с Цер­ко­вью строи­лись на ос­но­ва­нии ме­то­дов, по­доб­ных тем, ко­то­рые при­ме­ня­лись в Ре­чи По­спо­ли­той вре­мен яро­го го­ни­те­ля Пра­во­сла­вия Си­гиз­мун­да III или в СССР в эпо­ху хру­щев­ской «от­те­пе­ли». Оче­вид­но, это про­изош­ло по­то­му, что но­вый дом ук­ра­ин­ской де­мо­кра­тии пы­та­лись со­зи­дать ста­рые зод­чие по ста­рым, от­жив­шим строи­тель­ным нор­мам.

Од­на­ко, «аще не Гос­подь со­зи­ж­дет дом, всуе тру­ди­ша­ся зи­ж­ду­щии» (Пс. 126, 1). Про­ти­во­ес­те­ст­вен­ное со­че­та­ние «на­цио­наль­ной де­мо­кра­тии» и пар­тий­ных со­вет­ских ме­то­дов го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния не мог­ло про­дол­жать­ся дол­го. Вре­ме­на из­ме­ни­лись, и го­су­дар­ст­вен­ная власть бы­ла вы­ну­ж­де­на ис­кать но­вые под­хо­ды в от­но­ше­ни­ях с Цер­ко­вью. Не­из­мен­ная вер­ность Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра Бо­жи­ей прав­де, жизнь не по сти­хи­ям ми­ра, а по Хри­сту (Кол. 2, 8), по­зво­ли­ли Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви вы­сто­ять в этот тя­же­лей­ший пе­ри­од и со­хра­нить свою па­ст­ву, а об­ще­ст­ву из­бе­жать ре­ли­ги­оз­ных кон­флик­тов и меж­кон­фес­сио­наль­ных столк­но­ве­ний. Оце­ни­вая се­го­дня си­туа­цию тех труд­ных лет, ви­дишь, сколь­ко оши­бок бы­ло сде­ла­но власть пре­дер­жа­щи­ми и сколь­ко му­же­ст­ва, кре­по­сти ду­ха, тер­пе­ния стои­ло Бла­жен­ней­ше­му ук­ро­тить эту бу­рю, воз­двиг­ну­тую про­тив Церк­ви диа­во­лом. И вме­сте с тем это бы­ло вре­мя не толь­ко за­щи­ты, обо­ро­ни­тель­ных дей­ст­вий, на­прав­лен­ных на со­хра­не­ние по­зи­ций Церк­ви, но и ши­ро­ко­го, по­бе­до­нос­но­го на­сту­па­тель­но­го дви­же­ния по всем стра­те­ги­че­ским на­прав­ле­ни­ям цер­ков­ной жиз­ни. Ни соз­да­ние сур­ро­гат­ных псев­до­цер­ков­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний, та­ких как УАПЦ и УПЦ-КП, ни гре­ко-ка­то­ли­че­ское «воз­ро­ж­де­ние», ни шель­мо­ва­ние в на­цио­на­ли­сти­че­ских кру­гах, ни про­ти­во­бор­ст­во гос­ап­па­ра­та не смог­ли по­ме­шать Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ее спа­си­тель­ной мис­сии.

 

Церковные Таинства

— Исповедь и раскаяние — это две составляющие примирения с Богом. Раскаяние — это ощущение собственного ничтожества и вины перед Господом. А исповедь — это открытие своих грехов перед Богом в присутствии священника.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru