Цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ные от­но­ше­ния в Ук­раи­не

«Ос­нов­ным со­дер­жа­ни­ем жиз­ни че­ло­ве­че­ст­ва яв­ля­ет­ся ис­то­ри­че­ский про­цесс, ко­то­рый в бо­го­сло­вии но­сит на­зва­ние «ико­но­мии», до­мо­строи­тель­ст­ва. Од­но­вре­мен­но это со­те­рио­ло­ги­че­ский про­цесс, про­цесс ос­вя­ще­ния и спа­се­ния всех лю­дей Бо­гом. По от­но­ше­нию к ми­ру со­зи­даю­щим на­ча­лом, его зод­чим есть Пре­муд­рость Бо­жия.

Она дей­ст­ву­ет в ми­ре, как бла­го­ра­зум­ный гла­ва в до­ме. Дом — один из глав­ных сим­во­лов биб­лей­ской Пре­муд­ро­сти: «Пре­муд­рость соз­да се­бе дом» (Притч. 9, 1). Дом — это об­раз ми­ра, ог­ра­ж­ден­но­го от про­странств хао­са» .

На­шим до­мом на зем­ле, по бла­го­во­ле­нию Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, яв­ля­ет­ся не­за­ви­си­мое, имею­щее ты­ся­че­лет­ние пра­во­слав­ные кор­ни го­су­дар­ст­во Ук­раи­на. Дом этот со­зи­дал­ся ве­ли­ки­ми зод­чи­ми. Крае­уголь­ные кам­ни в его «стол­по­сте­ны» (Пс. 121, 7) по­ла­га­ли свя­тые, ду­хов­но вы­со­кие лю­ди: апо­стол Хри­стов Ан­д­рей Пер­во­зван­ный, рав­но­апо­столь­ные кня­зья Вла­ди­мир и Оль­га, стра­сто­терп­цы Бо­рис и Глеб, пре­по­доб­ные Ан­то­ний и Фео­до­сий Пе­чер­ские, ис­по­вед­ни­ки князь Ми­ха­ил Чер­ни­гов­ский и боя­рин его Фео­дор, свя­щен­но­му­че­ни­ки Ма­ка­рий и Вла­ди­мир, ми­тро­по­ли­ты Ки­ев­ские и мно­гие, мно­гие дру­гие слав­ные на­ши со­оте­че­ст­вен­ни­ки.

Ве­ру, куль­ту­ру, на­цио­наль­ное дос­то­ин­ст­во на­ше­го го­су­дар­ст­ва за­щи­ща­ли, не ща­дя жи­во­та сво­его, мо­гу­чие, храб­рые и про­све­щен­ные му­жи: кня­зья Яро­слав Муд­рый и Вла­ди­мир Мо­но­мах, пре­по­доб­ные Илия Му­ро­мец и Фео­дор Ост­рож­ский, вое­во­ды Кон­стан­тин Ива­но­вич и Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич Ост­рож­ские, гет­ма­ны Бо­гдан Хмель­ниц­кий и Петр Ко­на­ше­вич-Са­гай­дач­ный, доб­ле­ст­ное за­по­рож­ское ка­за­че­ст­во.

Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир очень вы­со­ко оце­ни­ва­ет эту судь­бо­нос­ную дан­ность. «Пе­ри­од де­мо­кра­ти­че­ской не­за­ви­си­мо­сти Ук­раи­ны, — го­во­рит он, — иг­ра­ет ог­ром­ную роль в со­вре­мен­ной ис­то­рии. Ук­раи­на во­шла в III ты­ся­че­ле­тие от Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва как сво­бод­ное и не­за­ви­си­мое го­су­дар­ст­во, ко­то­рое об­ла­да­ет не­ис­чер­пае­мым ду­хов­ным, ин­тел­лек­ту­аль­ным и ма­те­ри­аль­ным по­тен­циа­лом. Мы име­ем наи­выс­шую цен­ность — еди­ный ук­ра­ин­ский на­род. Он яв­ля­ет все­му ми­ру кра­со­ту и ве­ли­чие на­шей куль­ту­ры, са­мо­быт­но­сти, пра­во­слав­ной ду­хов­но­сти. Са­ма ис­то­рия сви­де­тель­ст­ву­ет, сколь­ко во­ис­ти­ну ве­ли­ких и свя­тых му­жей и жен ро­ди­лось на на­шей зем­ле, ка­кие об­раз­цы бла­го­род­ст­ва и му­же­ст­ва на про­тя­же­нии сто­ле­тий они по­ка­зы­ва­ли в тяж­кие го­ди­ны ис­пы­та­ний: войн, бед­ст­вий, вар­вар­ских на­ше­ст­вий, ок­ку­па­ции и по­ся­га­тельств на пра­во­слав­ную ве­ру. На Ук­раи­не пе­ре­пле­лись судь­бы всей Все­лен­ной» .

Еди­ной судь­бой с ук­ра­ин­ским на­ро­дом жи­вет Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Это за­ко­но­мер­но: Цер­ковь как бо­го­че­ло­ве­че­ский ор­га­низм, имею­щий не толь­ко та­ин­ст­вен­ную, транс­цен­ден­таль­ную сущ­ность, но и ис­то­ри­че­скую со­став­ляю­щую, по­сто­ян­но взаи­мо­дей­ст­ву­ет с го­су­дар­ст­вом, от­но­сясь к ин­сти­ту­ту го­су­дар­ст­вен­но­сти как к бо­го­ус­та­нов­лен­но­му ми­ро­по­ряд­ку (Мф. 22, 21; Рим. 13, 1–7; 1 Пет. 2, 13–16).

Сущ­ность цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ных и цер­ков­но-об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний от­ра­же­на в ут­вер­жден­ных Ар­хие­рей­ским Со­бо­ром 2000 г. «Ос­но­вах со­ци­аль­ной кон­цеп­ции Пра­во­слав­ной Церк­ви». Один из пунк­тов это­го до­ку­мен­та гла­сит: «Го­су­дар­ст­во осоз­на­ет свое при­зва­ние уст­ро­ять жизнь на­ро­да на на­ча­лах до­б­ра и прав­ды, за­бо­тясь о ма­те­ри­аль­ном и ду­хов­ном бла­го­сос­тоя­нии об­ще­ст­ва. По­это­му Цер­ковь впра­ве взаи­мо­дей­ст­во­вать с го­су­дар­ст­вом в де­лах, слу­жа­щих бла­гу са­мой Церк­ви, лич­но­сти и об­ще­ст­ва. Для Церк­ви та­кое взаи­мо­дей­ст­вие яв­ля­ет­ся ча­стью ее спа­си­тель­ной мис­сии, объ­ем­лю­щей все­сто­рон­нее по­пе­че­ние о че­ло­ве­ке. Цер­ковь при­зва­на при­ни­мать уча­стие в уст­рое­нии че­ло­ве­че­ской жиз­ни во всех об­лас­тях, где это воз­мож­но, и объ­е­ди­нять со­от­вет­ст­вую­щие уси­лия с пред­ста­ви­те­ля­ми свет­ской вла­сти. Об­лас­тя­ми со­ра­бот­ни­че­ст­ва Церк­ви и го­су­дар­ст­ва в ны­неш­ний ис­то­ри­че­ский пе­ри­од яв­ля­ют­ся: ми­ро­твор­че­ст­во на ме­ж­ду­на­род­ном, ме­жэт­ни­че­ском и гра­ж­дан­ском уров­нях; со­дей­ст­вие взаи­мо­по­ни­ма­нию и со­труд­ни­че­ст­ву ме­ж­ду людь­ми; за­бо­та о со­хра­не­нии нрав­ст­вен­но­сти в об­ще­ст­ве; ду­хов­ное, куль­тур­ное, нрав­ст­вен­ное и пат­рио­ти­че­ское об­ра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние; де­ла ми­ло­сер­дия и бла­го­тво­ри­тель­но­сти; раз­ви­тие со­вме­ст­ных со­ци­аль­ных про­грамм».

Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, по­сле­до­ва­тель­но во­пло­ща­ет в жизнь эти прин­ци­пы. Соз­да­ют­ся и пло­до­твор­но ра­бо­та­ют при Свя­щен­ном Си­но­де УПЦ от­де­лы и ко­мис­сии, за­да­чей ко­то­рых яв­ля­ет­ся ак­ти­ви­за­ция цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ных от­но­ше­ний в сфе­рах, где их ин­те­ре­сы пе­ре­се­ка­ют­ся и да­ют взаи­мо­по­лез­ный ре­зуль­тат. Бла­го­да­ря это­му на­ша Цер­ковь, со­глас­но дан­ным со­цио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний, по уров­ню на­род­но­го до­ве­рия ста­биль­но за­ни­ма­ет пер­вое ме­сто в Ук­раи­не сре­ди дру­гих об­ще­ст­вен­ных и го­су­дар­ст­вен­ных ин­сти­ту­тов. Во мно­гом это до­ве­рие за­вое­ва­но бла­го­да­ря муд­рой, взве­шен­ной, даль­но­вид­ной по­зи­ции Пред­стоя­те­ля УПЦ Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра во мно­гих во­про­сах го­су­дар­ст­вен­но-цер­ков­но­го строи­тель­ст­ва.

При­дя в 1992 г. на Ки­ев­скую ка­фед­ру, ко­гда власть на­ру­ши­ла ею же при­ня­тый прин­цип не­вме­ша­тель­ст­ва в де­ла Церк­ви, ко­гда но­менк­ла­ту­ра пы­та­лась на­вя­зать Церк­ви соб­ст­вен­ный сце­на­рий ее жиз­ни и по­ве­де­ния, Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир упот­ре­бил весь свой опыт, всю муд­рость и даль­но­вид­ность, ка­ки­ми на­де­лил его Бог, для ис­прав­ле­ния си­туа­ции.

Го­су­дар­ст­вен­ный ап­па­рат в ли­це тех, кто из со­вет­ской сис­те­мы при­шел в «на­цио­наль­ную де­мо­кра­тию», встре­тил но­во­го гла­ву УПЦ вра­ж­деб­но.

В про­ти­во­стоя­ние с един­ст­вен­ной за­кон­ной Цер­ко­вью Ук­раи­ны бы­ли втя­ну­ты все вет­ви вла­сти: ис­пол­ни­тель­ная, за­ко­но­да­тель­ная и др. В го­су­дар­ст­ве, про­воз­гла­сив­шем се­бя «де­мо­кра­ти­че­ским», от­но­ше­ния с Цер­ко­вью строи­лись на ос­но­ва­нии ме­то­дов, по­доб­ных тем, ко­то­рые при­ме­ня­лись в Ре­чи По­спо­ли­той вре­мен яро­го го­ни­те­ля Пра­во­сла­вия Си­гиз­мун­да III или в СССР в эпо­ху хру­щев­ской «от­те­пе­ли». Оче­вид­но, это про­изош­ло по­то­му, что но­вый дом ук­ра­ин­ской де­мо­кра­тии пы­та­лись со­зи­дать ста­рые зод­чие по ста­рым, от­жив­шим строи­тель­ным нор­мам.

Од­на­ко, «аще не Гос­подь со­зи­ж­дет дом, всуе тру­ди­ша­ся зи­ж­ду­щии» (Пс. 126, 1). Про­ти­во­ес­те­ст­вен­ное со­че­та­ние «на­цио­наль­ной де­мо­кра­тии» и пар­тий­ных со­вет­ских ме­то­дов го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния не мог­ло про­дол­жать­ся дол­го. Вре­ме­на из­ме­ни­лись, и го­су­дар­ст­вен­ная власть бы­ла вы­ну­ж­де­на ис­кать но­вые под­хо­ды в от­но­ше­ни­ях с Цер­ко­вью. Не­из­мен­ная вер­ность Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра Бо­жи­ей прав­де, жизнь не по сти­хи­ям ми­ра, а по Хри­сту (Кол. 2, 8), по­зво­ли­ли Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви вы­сто­ять в этот тя­же­лей­ший пе­ри­од и со­хра­нить свою па­ст­ву, а об­ще­ст­ву из­бе­жать ре­ли­ги­оз­ных кон­флик­тов и меж­кон­фес­сио­наль­ных столк­но­ве­ний. Оце­ни­вая се­го­дня си­туа­цию тех труд­ных лет, ви­дишь, сколь­ко оши­бок бы­ло сде­ла­но власть пре­дер­жа­щи­ми и сколь­ко му­же­ст­ва, кре­по­сти ду­ха, тер­пе­ния стои­ло Бла­жен­ней­ше­му ук­ро­тить эту бу­рю, воз­двиг­ну­тую про­тив Церк­ви диа­во­лом. И вме­сте с тем это бы­ло вре­мя не толь­ко за­щи­ты, обо­ро­ни­тель­ных дей­ст­вий, на­прав­лен­ных на со­хра­не­ние по­зи­ций Церк­ви, но и ши­ро­ко­го, по­бе­до­нос­но­го на­сту­па­тель­но­го дви­же­ния по всем стра­те­ги­че­ским на­прав­ле­ни­ям цер­ков­ной жиз­ни. Ни соз­да­ние сур­ро­гат­ных псев­до­цер­ков­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний, та­ких как УАПЦ и УПЦ-КП, ни гре­ко-ка­то­ли­че­ское «воз­ро­ж­де­ние», ни шель­мо­ва­ние в на­цио­на­ли­сти­че­ских кру­гах, ни про­ти­во­бор­ст­во гос­ап­па­ра­та не смог­ли по­ме­шать Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ее спа­си­тель­ной мис­сии.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru