Сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции на служ­бе бла­го­вес­тия

Од­ной из ха­рак­тер­ных осо­бен­но­стей ны­неш­не­го вре­ме­ни ста­ло рас­ши­ре­ние куль­тур­ных кон­так­тов Церк­ви, ис­поль­зо­ва­ние в ее ка­те­хи­за­тор­ском, мис­сио­нер­ском, про­све­ти­тель­ском, со­ци­аль­но­го слу­же­нии со­вре­мен­ных ви­дов ис­кусств средств ком­му­ни­ка­ции. В ча­ст­но­сти, это ка­са­ет­ся те­ле­ви­де­ния. Соз­да­ют­ся ви­део­сту­дии, ра­бо­таю­щие с цер­ков­ной те­ма­ти­кой.

Мно­го ин­те­рес­ных идей в сфе­ре мис­сио­нер­ской ра­бо­ты за по­след­ние го­ды ро­ди­лось и ус­пеш­но реа­ли­зу­ет­ся в Ки­ев­ском Свя­то-Тро­иц­ком Ио­нин­ском мо­на­сты­ре.

Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир под­дер­жи­ва­ет бла­гие на­чи­на­ния мо­ло­дых при­хо­жан мо­на­сты­ря и бла­го­слов­ля­ет на осу­ще­ст­в­ле­ние раз­лич­ных мис­сио­нер­ских про­ек­тов. Так, по бла­го­сло­ве­нию Вла­ды­ки уже бо­лее трёх лет из­да­ёт­ся пра­во­слав­ный мо­ло­дёж­ный жур­нал «От­рок.UA», при­знан­ный луч­шим мо­ло­деж­ным из­да­ни­ем и в Ук­раи­не, и в Рос­сии. Глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла, на­ме­ст­ник мо­на­сты­ря ар­хи­ман­д­рит Ио­на, осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет со­вре­мен­ным элек­трон­ным СМИ. По­это­му, кро­ме жур­на­ла, не­боль­шой кол­лек­тив из­да­тель­ст­ва ус­пеш­но го­то­вит так­же не­сколь­ко те­ле- и ра­дио­пе­ре­дач пра­во­слав­но­го ха­рак­те­ра.

Вот уже бо­лее двух лет вы­хо­дят в эфир на ра­дио «Эра» и «Про­минь» ра­дио­пе­ре­да­чи Ио­нин­ско­го мо­на­сты­ря «Пра­во­слав­ный мир» и «Пра­во­слав­ный ка­лен­дарь». Осо­бой по­пу­ляр­но­стью поль­зу­ют­ся, еже­днев­ные те­ле­ви­зи­он­ные пе­ре­да­чи «Пра­во­слав­ный ка­лен­дарь» и «Ве­рую», ко­то­рые ут­ром и ве­че­ром де­мон­ст­ри­ру­ют­ся на те­ле­ка­на­ле «Эра». Кро­ме то­го, твор­че­ским кол­лек­ти­вом цен­тра «По­кров», дей­ст­вую­ще­го при Ио­нин­ском мо­на­сты­ре, еже­ме­сяч­но про­во­дят­ся раз­лич­ные про­све­ти­тель­ские ак­ции.

Но са­мым мас­штаб­ным ме­ро­прия­ти­ем, ор­га­ни­зо­ван­ным Ио­нин­ским мо­на­стырем при под­держ­ке УПЦ и пра­ви­тель­ст­ва Ук­раи­ны, яв­ля­ет­ся ме­ж­ду­на­род­ный фес­ти­валь пра­во­слав­но­го ки­но и ли­те­ра­ту­ры «По­кров».

По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны, пер­вый фес­ти­валь пра­во­слав­но­го ки­но «По­кров» со­сто­ял­ся в ок­тяб­ре 2003 г. на тер­ри­то­рии Свя­то-Ус­пен­ской Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. В его ра­бо­те при­ня­ли уча­стие бо­лее 100 че­ло­век из Ук­раи­ны и дру­гих стран. На кон­курс бы­ло пред­став­ле­но 35 твор­че­ских ра­бот: до­ку­мен­таль­ные филь­мы и те­ле­ви­зи­он­ные про­грам­мы, мно­гие из ко­то­рых от­ме­че­ны при­за­ми. Луч­шие филь­мы бы­ли по­ка­за­ны на ТРК «ЭРА».

Ос­нов­ная цель фес­ти­ва­ля бы­ла дос­тиг­ну­та: объ­е­ди­ни­лись твор­че­ские лю­ди, ко­то­рые по­ка­за­ли, что уме­ют сни­мать пра­во­слав­ные филь­мы на вы­со­ком про­фес­сио­наль­ном уров­не.

Вто­рой фес­ти­валь «По­кров» со­брал уже три­дцать твор­че­ских кол­лек­ти­вов, пред­ста­вив­ших на суд жю­ри бо­лее 70-ти филь­мов и те­ле­ви­зи­он­ных пе­ре­дач. В те­че­ние пя­ти ок­тябрь­ских дней 2004 го­да, при пе­ре­пол­нен­ных за­лах, в ки­ев­ском До­ме ки­но про­хо­ди­ли по­ка­зы луч­ших пра­во­слав­ных филь­мов из де­ся­ти стран ми­ра.

В хо­де фес­ти­ва­ля ор­га­ни­зо­вы­ва­лись круг­лые сто­лы, мас­тер-клас­сы и твор­че­ские ве­че­ра. Впер­вые на фес­ти­валь прие­ха­ли из­вест­ные мас­те­ра ки­но и те­ле­ви­де­ния из Рос­сии, Гру­зии, Поль­ши и Бол­га­рии.

Вто­рой фес­ти­валь по­лу­чил вы­со­кую оцен­ку в свет­ских СМИ. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ло вы­со­кое ка­че­ст­во кон­курс­ных ра­бот, ин­те­рес­ные сце­нар­ные и ре­жис­сёр­ские на­ход­ки, ко­то­рые по­зво­ли­ли го­во­рить о пра­во­слав­ном ки­не­ма­то­гра­фе, как о со­сто­яв­шем­ся фак­те.

Учи­ты­вая воз­рос­шую по­пу­ляр­ность фес­ти­ва­ля, по бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии ки­но­ком­па­нии «По­кров» и Ме­ж­ду­на­род­но­го фон­да под­держ­ки хри­сти­ан­ско­го ки­но «По­кров».

В 2005 г. со­сто­ял­ся Тре­тий фес­ти­валь пра­во­слав­но­го ки­но и ли­те­ра­ту­ры, чис­ло уча­ст­ни­ков ко­то­ро­го зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось. В про­грам­му его вклю­че­ны на­ря­ду с до­ку­мен­таль­ны­ми и не­сколь­ко иг­ро­вых филь­мов. На фес­ти­ва­ле 2005 г. впер­вые вру­че­на ли­те­ра­тур­ная пре­мия «За луч­шее ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние ду­хов­но-нрав­ст­вен­но­го со­дер­жа­ния».

Ус­пеш­но ра­бо­та­ет сту­дия до­ку­мен­таль­ных филь­мов при Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре, за семь лет су­ще­ст­во­ва­ния ею сня­то бо­лее три­дца­ти филь­мов об ис­то­рии Лав­ры, ее хра­мах и свя­ты­нях, жиз­ни ее на­сель­ни­ков в про­шлом и се­го­дня.

В Кри­вом Ро­ге дей­ст­ву­ет твор­че­ское объ­е­ди­не­ние «Па­лом­ник» сту­дии «Се­ле­на ТВ». Объ­е­ди­не­ни­ем соз­да­но око­ло два­дца­ти филь­мов, по­лу­чив­ших при­зна­ние цер­ков­ной и ки­не­ма­то­гра­фи­че­ской об­ще­ст­вен­но­сти. Во­семь из них от­ме­че­ны ди­пло­ма­ми и при­за­ми на все­ук­ра­ин­ских и ме­ж­ду­на­род­ных ки­но- и те­ле­фес­ти­ва­лях. Это — фильм «Па­на­гия» о Свя­то-Ус­пен­ском Бах­чи­са­рай­ском мо­на­сты­ре Крым­ской епар­хии, став­ший лау­реа­том Ме­ж­ду­на­род­но­го фес­ти­ва­ля ху­до­же­ст­вен­ных и до­ку­мен­таль­ных филь­мов «Вме­сте в III ты­ся­че­ле­тие»; кар­ти­на «Яко чуд­но имя Твое по всей зем­ли» о пер­вых пра­во­слав­ных оби­те­лях Кры­ма, по­лу­чив­шая спе­ци­аль­ный приз жю­ри Мо­с­ков­ско­го те­ле­фес­ти­ва­ля «Пра­во­сла­вие на те­ле­ви­де­нии» и пер­вое ме­сто в но­ми­на­ции «Пра­во­слав­ные свя­ты­ни» на ме­ж­ду­на­род­ном фес­ти­ва­ле ту­ри­сти­че­ских филь­мов «Вітер мандрів» (Ки­ев, 2000 г.); фильм «Путь к свя­то­сти» о свя­ти­те­ле Фи­ла­ре­те (Ам­фи­те­ат­ро­ве), ди­пло­ми­ро­ван­ный в но­ми­на­ции «Ду­хов­ные свя­ты­ни Ук­раи­ны» на фес­ти­ва­ле «Вітер мандрів» в 2001 г., и др. Фильм «Путь пра­во­слав­ных», рас­ска­зы­ваю­щий о Все­ук­ра­ин­ском кре­ст­ном хо­де в честь 950-ле­тия Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, по­лу­чил спе­ци­аль­ный приз жю­ри на ме­ж­ду­на­род­ном фес­ти­ва­ле до­ку­мен­таль­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го ки­но «Зо­ло­той ви­тязь» 2002 г. В объ­е­ди­не­нии «Па­лом­ник» тру­дят­ся эн­ту­зиа­сты, соз­даю­щие на­стоя­щие ки­но­ше­дев­ры, не­смот­ря на без­де­не­жье и по­сто­ян­ные труд­но­сти (к со­жа­ле­нию, пра­во­слав­ное ви­део, как не­ком­мер­че­ское, ис­пы­ты­ва­ет про­бле­мы с фи­нан­си­ро­ва­ни­ем).

Луц­кие ки­не­ма­то­гра­фи­сты сня­ли ви­део­фильм о древ­нем Свя­то-Тро­иц­ком муж­ском мо­на­сты­ре Ост­рож­ско­го края, из­вест­ном сво­им слав­ным про­шлым и уни­каль­ны­ми ар­хи­тек­тур­ны­ми со­ору­же­ния­ми. Лен­та во­шла в се­рию ви­део­филь­мов «Ук­ра­ин­ские свя­ты­ни», соз­дан­ную в честь 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва.

В За­по­рож­ской епар­хии по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Ва­си­лия один из ки­но­те­ат­ров еже­не­дель­но де­мон­ст­ри­ру­ет пра­во­слав­ные филь­мы и де­ла­ет это, что не­ма­ло­важ­но, бес­плат­но. Это до­ку­мен­таль­ные ки­но­лен­ты, рас­ска­зы­ваю­щие об ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва, о пра­во­слав­ных празд­ни­ках, мо­на­сты­рях, свя­ты­нях, чу­дес­ных яв­ле­ни­ях. Крас­но­ре­чи­вы са­ми за­гла­вия этих лент: «Оби­тель ми­ло­сер­дия», «На ис­ход ду­ши из те­ла», «Что та­кое пост», «Ост­ро­ва Пра­во­сла­вия», «Ра­зо­бла­че­ние» и т. д. Бес­плат­ный пра­во­слав­ный ви­део­са­лон дей­ст­ву­ет при Одес­ской кар­тин­но-ху­до­же­ст­вен­ной га­ле­рее, о чем су­ще­ст­ву­ет до­го­во­рен­ность ме­ж­ду ди­рек­ци­ей га­ле­реи и Одес­ской епар­хи­ей. На одес­ской те­ле­сту­дии «Арт» ре­гу­ляр­но вы­хо­дят пе­ре­да­чи и филь­мы твор­че­ско­го объ­е­ди­не­ния «Мир Пра­во­сла­вия».

В Одес­ской об­лас­ти два­ж­ды в не­де­лю вы­хо­дят в эфир те­ле­про­грам­мы «Мир Пра­во­сла­вия», «Пра­во­слав­ный со­бе­сед­ник», «Пра­во­слав­ное ви­део», «Воз­дви­же­ние», «Пре­об­ра­же­ние». Те­ле­про­грам­ма «Сре­те­ние» пред­став­ля­ет пра­во­слав­ные ви­део­филь­мы. На об­ла­ст­ном ра­дио вы­хо­дят про­грам­мы «Свет Пра­во­сла­вия», «Свя­щен­ная ис­то­рия». Из­да­ют­ся еже­ме­сяч­ные пра­во­слав­ные га­зе­ты.

Чер­кас­ская те­ле­ком­па­ния «Ви­ка», об­слу­жи­ваю­щая один из са­мых по­пу­ляр­ных не­го­су­дар­ст­вен­ных те­ле­ка­на­лов об­лас­ти, пло­до­твор­но со­труд­ни­ча­ет с епар­хи­аль­ным управ­ле­ни­ем, по­сле­до­ва­тель­но от­стаи­вая в сво­их пе­ре­да­чах ин­те­ре­сы ка­но­ни­че­ско­го Пра­во­сла­вия. С 2002 г. в эфир вы­хо­дит еже­не­дель­ная про­грам­ма «Світло Пра­во­слав’я», ко­то­рая, су­дя по мно­го­чис­лен­ным от­кли­кам те­ле­зри­те­лей, при­об­ре­ла ши­ро­кое при­зна­ние. В фев­ра­ле 2002 г., к 10-ле­тию Чер­кас­ской епар­хии и ар­хие­рей­ской хи­ро­то­нии ар­хи­епи­ско­па Соф­ро­ния, из­дан фо­то­аль­бом, рас­ска­зы­ваю­щий об ос­нов­ных ве­хах епар­хи­аль­ной жиз­ни, вы­пу­ще­но не­сколь­ко книг о но­во­му­че­ни­ках и ис­по­вед­ни­ках Чер­кас­ских. Ме­ст­ные жур­на­ли­сты по за­ка­зу епар­хии соз­да­ли ви­део­фильм, пре­ду­пре­ж­даю­щий об опас­но­сти то­та­ли­тар­ных сект, дей­ст­вую­щих в об­лас­ти и в стра­не. В ра­бо­те над лен­той при­ня­ли уча­стие опыт­ные свя­щен­ни­ки, пси­хо­ло­ги, юри­сты, по­ли­то­ло­ги. Фильм пред­на­зна­чен для по­ка­за на об­ла­ст­ном ТВ и де­мон­ст­ра­ции на при­хо­дах. Идею во­пло­ти­ли в жизнь жур­на­ли­сты «УТС-цен­тра», уде­ляю­ще­го боль­шое вни­ма­ние ду­хов­ной про­бле­ма­ти­ке. На этом те­ле­ка­на­ле вы­хо­дит еже­не­дель­ная про­грам­ма «Ищи­те и об­ря­ще­те», со­би­раю­щая боль­шую зри­тель­скую ау­ди­то­рию. Ру­по­ром епар­хии яв­ля­ет­ся га­зе­та «Го­лос Пра­во­слав’я», где пе­ча­та­ют­ся цер­ков­ная хро­ни­ка, про­по­ве­ди, по­уче­ния, ста­тьи по­ле­ми­че­ско­го, ана­ли­ти­че­ско­го, мис­сио­нер­ско­го ха­рак­те­ра.

На бе­ло­цер­ков­ском те­ле­ка­на­ле «Best» вы­хо­дит те­ле­пе­ре­да­ча «Пра­во­слав­на спад­щи­на», под­го­тов­лен­ная Бе­ло­цер­ков­ской епар­хи­ей. Епи­скоп Бе­ло­цер­ков­ский и Бо­гу­слав­ский Се­ра­фим по­сто­ян­но вы­сту­па­ет на те­ле­ви­де­нии с ар­хи­пас­тыр­ски­ми про­по­ве­дя­ми. Пло­до­твор­ным яв­ля­ет­ся со­труд­ни­че­ст­во со сред­ст­ва­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции Хер­сон­ской епар­хии. Еже­не­дель­ные те­ле- и ра­дио­про­грам­мы зна­чи­тель­но рас­ши­ря­ют ау­ди­то­рию гра­ж­дан, вни­маю­щих спа­си­тель­но­му го­ло­су Церк­ви. В епар­хии из­да­ют­ся две мно­го­ти­раж­ные га­зе­ты — «Пра­во­слав­ная Тав­рия» и «Вос­кре­се­ние», а так­же бо­лее 20 при­ход­ских ли­ст­ков. Хер­сон­ская епар­хия име­ет свой сайт в Ин­тер­не­те.

В Днеп­ро­пет­ров­ске вы­хо­дит це­лый ряд пе­рио­ди­че­ских цер­ков­ных из­да­ний и при­ло­же­ний к ним: га­зе­ты «Епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти», «Цер­ков­ные вес­ти», «На­ча­ло», «SOS», жур­на­лы «Спа­си­те на­ши ду­ши», «Пра­во­слав­ная се­мья» с при­ло­же­ни­ем «Пра­во­слав­ные чу­де­са», дет­ские из­да­ния «Ра­ду­га», «Бо­гдан». Мно­го цер­ков­ной пе­рио­ди­ки вы­пус­ка­ют бла­го­чи­ния, вклю­чая га­зе­ту «Аль­фа» и при­ход­ские ли­ст­ки раз­ных хра­мов. Со­юз пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи из­да­ет га­зе­ту «Сло­во». Со­труд­ни­ча­ет Днеп­ро­пет­ров­ская епар­хия и со свет­ски­ми СМИ. Ей пре­дос­тав­ле­но эфир­ное вре­мя на ме­ст­ном те­ле­ви­де­нии и ра­дио.

Ас­пек­ты взаи­мо­дей­ст­вия Церк­ви и СМИ от­ра­же­ны в «Ос­но­вах со­ци­аль­ной кон­цеп­ции Пра­во­слав­ной Церк­ви», где, в ча­ст­но­сти, го­во­рит­ся: «В рам­ках ка­ж­до­го из ви­дов СМИ (пе­чат­ных, ра­дио­элек­трон­ных, ком­пь­ю­тер­ных), ко­то­рые име­ют свою спе­ци­фи­ку, Цер­ковь — как че­рез офи­ци­аль­ные уч­ре­ж­де­ния, так и че­рез ча­ст­ные ини­циа­ти­вы свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян — рас­по­ла­га­ет соб­ст­вен­ны­ми ин­фор­ма­ци­он­ны­ми сред­ст­ва­ми, имею­щи­ми бла­го­сло­ве­ние Свя­щен­но­на­ча­лия. Од­но­вре­мен­но Цер­ковь че­рез свои уч­ре­ж­де­ния и упол­но­мо­чен­ных лиц взаи­мо­дей­ст­ву­ет со свет­ски­ми СМИ... Про­све­ти­тель­ская, учи­тель­ная и об­ще­ст­вен­но-ми­ро­твор­че­ская мис­сии Церк­ви по­бу­ж­да­ют ее к со­труд­ни­че­ст­ву со свет­ски­ми сред­ст­ва­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции, спо­соб­ны­ми не­сти ее по­сла­ние в са­мые раз­лич­ные слои об­ще­ст­ва. Лю­бой свя­щен­но­слу­жи­тель или ми­ря­нин при­зва­ны с долж­ным вни­ма­ни­ем от­но­сить­ся к кон­так­там со свет­ски­ми СМИ в це­лях осу­ще­ст­в­ле­ния пас­тыр­ско­го и про­све­ти­тель­ско­го де­ла­ния»  .

В Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра соз­да­на соб­ст­вен­ная пресс-служ­ба. Это офи­ци­аль­ный сер­вер УПЦ «Пра­во­сла­вие в Ук­раи­не» (www.pravoslavye.org.ua) — один из круп­ней­ших пра­во­слав­ных ре­сур­сов в гло­баль­ной се­ти Ин­тер­нет. Из­да­ют­ся еже­ме­сяч­ные жур­на­лы «Пра­во­слав­ний вісник», «Вісник прес-служ­би УПЦ», «Пра­во­слав­на га­зе­та», ки­ев­ские при­ход­ские из­да­ния «Ки­рил­ли­ца», «Ка­мо гря­де­ши», «Віра і куль­ту­ра», «Ио­нин­ский лис­ток», дет­ский жур­нал «Вер­то­град» и др. Ма­те­риа­лы «Вісника прес-служ­би УПЦ» ис­поль­зу­ют­ся при под­го­тов­ке прак­ти­че­ски всех цен­траль­ных и ре­гио­наль­ных пра­во­слав­ных пе­чат­ных из­да­ний, свет­ских СМИ. Вы­пус­ки «Вісника» по­лу­ча­ют не­из­мен­но вы­со­кую оцен­ку свя­щен­но­на­ча­лия, ана­ли­ти­че­ских и из­да­тель­ских цен­тров, ор­га­нов вла­сти, цер­ков­ных и свет­ских чи­та­те­лей.

Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир мак­си­маль­но от­крыт для средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции. Он час­то да­ет ин­тер­вью по жи­во­тре­пе­щу­щим про­бле­мам цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ной и об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, осо­бен­но во вре­мя ар­хи­пас­тыр­ских ви­зи­тов в ре­гио­ны, охот­но об­ща­ет­ся с жур­на­ли­ста­ми. В дни про­фес­сио­наль­ных празд­ни­ков «чет­вер­той вла­сти» Бла­жен­ней­ший Вла­ды­ка обя­за­тель­но по­здрав­ля­ет жур­на­ли­стов в офи­ци­аль­ных об­ра­ще­ни­ях, же­ла­ет им Бо­жия бла­го­сло­ве­ния на все до­б­рые де­ла на бла­го Оте­че­ст­ва.

На со­б­ра­нии ду­хо­вен­ст­ва Ки­ев­ской епар­хии, про­хо­див­шем 8 ию­ня 2002 г. в Свя­то-Ус­пен­ской Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре, Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир вы­со­ко оце­нил ра­бо­ту пресс-служ­бы УПЦ, мак­си­маль­но объ­ек­тив­но от­ра­жаю­щей офи­ци­аль­ную точ­ку зре­ния свя­щен­но­на­ча­лия на раз­лич­ные сто­ро­ны цер­ков­ной и свет­ской жиз­ни.

Се­го­дня Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь име­ет око­ло 80 пе­рио­ди­че­ских из­да­ний. От­рад­но, что мно­гие из них, та­кие как «Хри­сти­янсь­ка ро­ди­на» (Уж­го­род), «Дзво­ни Волині» (Луцк), «Спа­си­те на­ши ду­ши» (Днеп­ро­пет­ровск), «Дзвін» (Ка­ме­нец-По­доль­ский), «Віра і куль­ту­ра» (Ки­ев), не ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся су­гу­бо цер­ков­ны­ми ма­те­риа­ла­ми, но рас­ска­зы­ва­ют и об ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ре, фольк­ло­ре, ис­кус­ст­ве, по­ме­ща­ют эт­но­гра­фи­че­ские и крае­вед­че­ские ма­те­риа­лы.

В мар­те 1999 г. в Кие­ве со­стоя­лось Все­ук­ра­ин­ское со­ве­ща­ние глав­ных ре­дак­то­ров из­да­ний Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Бы­ло от­ме­че­но стре­ми­тель­ное рас­ши­ре­ние из­да­тель­ской дея­тель­но­сти УПЦ. Ста­ти­сти­че­ские дан­ные в этой сфе­ре впе­чат­ля­ют: бо­лее по­лу­ты­ся­чи на­име­но­ва­ний книг, бро­шюр, ау­дио- и ви­део­кас­сет

Мно­же­ст­во из­да­ний бы­ло по­свя­ще­но 2000-лет­не­му юби­лею хри­сти­ан­ст­ва. Это рос­кош­но ук­ра­шен­ные фо­ли­ан­ты из­да­тель­ст­ва Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры: Еван­ге­лие, Апо­стол, мно­го­том­ное со­б­ра­ние «Жи­тий свя­тых» и дру­гие. Мно­го книг из­дал ин­фор­ма­ци­он­но-из­да­тель­ский центр УПЦ под ру­ко­во­дством ар­хи­ман­д­ри­та Ни­ко­на (Ру­си­на). Сре­ди глав­ных дос­ти­же­ний цен­тра — под­го­тов­ка к пе­ча­ти и вы­пуск уни­каль­но­го двух­том­ни­ка «Треб­ник Пет­ра Мо­ги­лы», по­свя­щен­но­го 400-ле­тию свя­ти­те­ля.

Ак­тив­ную из­да­тель­скую дея­тель­ность раз­вер­ну­ли мо­на­сты­ри: По­ча­ев­ская, Свя­то­гор­ская лав­ры, Одес­ский Свя­то-Ар­хан­ге­ло-Ми­хай­лов­ский мо­на­стырь и др. Мо­на­сты­ри все­гда бы­ли цен­тра­ми про­све­ще­ния и кни­го­пе­ча­та­ния. Об­ще­из­ве­ст­ны из­да­тель­ские тру­ды Кие­во-Пе­чер­ской и По­ча­ев­ской лавр, дру­гих оби­те­лей Ук­раи­ны. В дни празд­но­ва­ния 950-ле­тия Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, со­стоя­лась ме­ж­ду­на­род­ная на­уч­ная кон­фе­рен­ция «Ли­те­ра­тур­ная и из­да­тель­ская дея­тель­ность Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры XI–XX вв.». Ге­ни­аль­ные тво­ре­ния от­цов Пе­чер­ских — свя­ти­те­ля Ила­рио­на, пре­по­доб­ных Не­сто­ра Ле­то­пис­ца, Ни­ко­на Ве­ли­ко­го, Си­мо­на Суз­даль­ско­го, По­ли­кар­па, дея­тель­ность ар­хи­ман­д­ри­тов Ели­сея Пле­те­нец­ко­го, За­ха­рии Ко­пы­стен­ско­го, Ин­но­кен­тия Ги­зе­ля, ми­тро­по­ли­та Пет­ра Мо­ги­лы, свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Рос­тов­ско­го и мно­гих дру­гих вос­пи­тан­ни­ков Лав­ры — обо­га­ти­ли со­кро­вищ­ни­цу оте­че­ст­вен­ной куль­ту­ры, со­ста­ви­ли бес­цен­ное на­сле­дие ук­ра­ин­ско­го Пра­во­сла­вия.

К 950-ле­тию Пе­чер­ской оби­те­ли вы­шел ряд из­да­ний, по­свя­щен­ных этой да­те: «Па­те­рик Києво-Пе­чер­ский», «Ис­то­рия Кие­во-Пе­чер­ской лав­ры. Кни­га 1» и др. На ме­ж­ду­на­род­ной вы­став­ке «Книж­ко­вий світ — 2002» кни­га «Ис­то­рия Кие­во-Пе­чер­ской лав­ры», вы­пу­щен­ная из­да­тель­ст­вом «Мис­тец­тво», по­лу­чи­ла Гран-при «Кни­га го­да» и приз «Зо­ло­той Не­стор Ле­то­пи­сец».

Глу­бо­ким зна­то­ком ук­ра­ин­ской куль­ту­ры, ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва, на­род­но­го ис­кус­ст­ва яв­ля­ет­ся Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. Он вся­че­ски по­ощ­ря­ет цер­ков­ную куль­ту­ро­ло­ги­че­скую ра­бо­ту. По его бла­го­сло­ве­нию, Свя­то-Ма­ка­ри­ев­ский при­ход в Кие­ве со­вме­ст­но с ме­ж­ду­на­род­ным бла­го­тво­ри­тель­ным фон­дом «Ду­хов­ное на­сле­дие» про­во­дят ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти ли­те­ра­ту­ры и изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва. В по­след­нее вре­мя при­хо­дом был из­дан аль­бом икон на­род­но­го ху­дож­ни­ка Ук­раи­ны И.С.Ижа­ке­ви­ча, сбор­ник «Не­из­вест­ные сти­хо­тво­ре­ния Пуш­ки­на и Шев­чен­ко». Фонд под­го­то­вил ху­до­же­ст­вен­но-эн­цик­ло­пе­ди­че­ское из­да­ние «Ду­хов­ная жизнь Ук­раи­ны».

Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир по­се­ща­ет спек­так­ли и кон­цер­ты в На­цио­наль­ной опе­ре и На­цио­наль­ной фи­лар­мо­нии Ук­раи­ны. Не ус­коль­за­ет от его вни­ма­ния и куль­тур­ная жизнь в ре­гио­нах. Так, на­хо­дясь в 2001 г. с пас­тыр­ским ви­зи­том в Лу­ган­ской епар­хии, Бла­жен­ней­ший по­се­тил спек­такль об­ла­ст­но­го те­ат­ра ук­ра­ин­ской дра­мы «Ва­рав­ва», вы­став­ку икон об­ла­ст­но­го ху­до­же­ст­вен­но­го му­зея, по­бы­вал на кон­цер­тах мас­те­ров на­род­но­го твор­че­ст­ва. Во вре­мя празд­но­ва­ния в г. Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском 800-ле­тия Га­лиц­ко-Во­лын­ско­го кня­же­ст­ва в 1999 г. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир бла­го­сло­вил рес­тав­ра­ци­он­ные ра­бо­ты в Свя­то-Ус­пен­ском со­бо­ре (XII в.) — ар­хи­тек­тур­ной жем­чу­жи­не края, ос­вя­тил Свя­то-Тро­иц­кий со­бор в Ко­ве­ле и за­ло­жил крае­уголь­ный ка­мень хра­ма в честь 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва в с. Ко­ло­дяж­ном Ко­вель­ско­го рай­она, где мно­гие го­ды жи­ла Ле­ся Ук­ра­ин­ка.

Зна­ме­на­тель­ным ста­ло уча­стие Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра 30 сен­тяб­ря 2000 г. в тор­же­ст­вах, по­свя­щен­ных 900-ле­тию г. Ост­ро­га — древ­не­го оча­га на­цио­наль­ной куль­ту­ры, про­све­ще­ния, кни­го­пе­ча­та­ния. Имен­но Ост­рог стал оп­ло­том Пра­во­сла­вия в гро­зо­вую эпо­ху ла­тин­ской экс­пан­сии, ко­гда ре­ша­лась судь­ба на­цио­наль­ной Церк­ви, на­цио­наль­ной куль­ту­ры и на­цио­наль­ной сво­бо­ды. Кня­зья Кон­стан­тин Ива­но­вич и Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич Ост­рож­ские, пре­по­доб­ные Иов По­ча­ев­ский и Иов Кня­ги­нин­ский, пер­во­пе­чат­ник Иван Фе­до­ров, инок-по­ле­мист Ио­анн Вы­шен­ский, ар­хи­ман­д­ри­ты Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры Ели­сей Пле­те­нец­кий и За­ха­рия Ко­пы­стен­ский — вот крат­кий пе­ре­чень слав­ных ост­ро­жан, ос­та­вив­ших яр­чай­ший след в ук­ра­ин­ской куль­ту­ре. Уча­стие Пред­стоя­те­ля УПЦ в ост­рож­ских тор­же­ст­вах, про­во­ди­мых Ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей Пре­зи­ден­та Ук­раи­ны, Ка­би­не­том ми­ни­ст­ров, Ака­де­ми­ей на­ук Ук­раи­ны, яви­лось при­зна­ни­ем ос­но­во­по­ла­гаю­щей ро­ли оте­че­ст­вен­но­го Пра­во­сла­вия в ста­нов­ле­нии на­цио­наль­ной куль­ту­ры и про­све­ще­ния, его ог­ром­ных за­слуг в де­ле на­цио­наль­но­го соз­на­ния.

Во­цер­ков­ле­ние куль­ту­ры — по­ле дея­тель­но­сти Церк­ви, где по­ис­ти­не «жат­вы мно­го» (Мф. 9, 37). Вот по­че­му Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир столь при­сталь­ное вни­ма­ние уде­ля­ет про­бле­мам куль­ту­ры. Для не­го эта сфе­ра не яв­ля­ет­ся чу­жой, ибо сам Бла­жен­ней­ший — ув­ле­чен­ный и ком­пе­тент­ный куль­ту­ро­лог, фольк­ло­рист, по­эт, очень лю­бя­щий и це­ня­щий род­ную ук­ра­ин­скую куль­ту­ру. Он все­гда был пре­дан ей и де­лал все воз­мож­ное для ее рас­про­стра­не­ния, да­же в бо­го­бор­че­ские го­ды, что стои­ло ему не­ма­ло скор­бей. В МДА про­све­щен­ный и ши­ро­ко мыс­ля­щий рек­тор Вла­ди­мир (Са­бо­дан) про­во­дил твор­че­ские ве­че­ра па­мя­ти ве­ли­ких ук­ра­ин­ских по­этов, пи­са­те­лей, дру­гих ко­ри­фе­ев ук­ра­ин­ской куль­ту­ры, при­об­щал бу­ду­щих свя­щен­но­слу­жи­те­лей к вы­со­там ук­ра­ин­ско­го на­род­но­го и клас­си­че­ско­го ис­кус­ст­ва.

Мно­гие свои про­по­ве­ди Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир по­свя­ща­ет рас­кры­тию еван­гель­ско­го уче­ния о ми­ре и че­ло­ве­ке, о Бо­же­ст­вен­ной гар­мо­нии, ко­то­рой при­зван слу­жить че­ло­век как ве­нец тво­ре­ния Бо­жия. «Мир Бо­жий пре­кра­сен в сво­ем мно­го­об­ра­зии, — го­во­рит Вла­ды­ка в од­ной из сво­их про­по­ве­дей. — В этом за­клю­ча­ет­ся вы­со­кая все­ве­ду­щая муд­рость Твор­ца и Бо­же­ст­вен­ная лю­бовь Про­мыс­ли­те­ля. Как в ок­ру­жаю­щей при­ро­де раз­лич­ные цве­ты и тра­вы ук­ра­ша­ют зем­лю и слу­жат че­ло­ве­ку сво­ей кра­со­той, так и лю­ди — де­ти От­ца Не­бес­но­го — слу­жат, ка­ж­дый по-сво­ему, Бо­гу и ближ­ним свои­ми доб­ро­де­те­ля­ми, спо­соб­но­стя­ми и Бо­гом дан­ны­ми та­лан­та­ми. Нет та­ко­го че­ло­ве­ка на зем­ле, ко­то­рый мог бы от­ри­цать, что Бог да­ет нам все. В ви­де та­лан­тов Гос­подь дал ка­ж­до­му воз­мож­ность воз­рас­тать и со­вер­шен­ст­во­вать­ся. Бо­га­ты­ми Бо­же­ст­вен­ны­ми та­лан­та­ми, по­сы­лае­мы­ми нам Твор­цом, яв­ля­ют­ся да­ры Свя­то­го Ду­ха, жи­во­тво­ря­ще­го и про­све­щаю­ще­го нас. Гос­подь муд­ро раз­да­ет лю­дям та­лан­ты, вос­пи­ты­вая и со­вер­шен­ст­вуя ка­ж­до­го. Раз­ви­вая и ум­но­жая дан­ные Бо­гом та­лан­ты, не­об­хо­ди­мо пре­да­вать се­бя Его свя­той во­ле, в ру­ки Его Бо­же­ст­вен­но­го во­ди­тель­ст­ва. Вни­кая в глу­би­ну еван­гель­ских по­ве­ст­во­ва­ний, ко­то­рые да­ны нам «к жиз­ни и бла­го­чес­тию», бу­дем все­гда бла­го­да­рить Гос­по­да за те та­лан­ты, ко­то­рые Он дал нам. Толь­ко оп­рав­дав Бо­жий та­лант на зем­ле ве­рой, лю­бо­вью, чис­то­той и свя­то­стью жиз­ни, мож­но пи­тать на­де­ж­ду на Бо­же­ст­вен­ный дар веч­но­сти».

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Человек, переступая порог храма Божия, входит в место особого Его присутствия, для молитвенного общения с Господом, Пресвятой Богородицей, святыми, которым от Господа, перед Которым они предстоят, дарована благодать помогать нам в земных нуждах. Сам Спаситель говорит о необходимости такого молитвенного обращения: "Просите, и дано будет вам,.. ибо всякий просящий получает" (Мф. 7, 7-8).
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru