«Ра­дуй­тесь о Гос­по­де…». На­род­ные тра­ди­ции пра­во­слав­ных празд­ни­ков

Пас­халь­ные и ро­ж­де­ст­вен­ские празд­ни­ки тра­ди­ци­он­но ста­но­вят­ся празд­ни­ка­ми цер­ков­ной куль­ту­ры, ибо в эти свя­тые дни, ис­пол­нен­ные ду­хов­но­го ли­ко­ва­ния, цер­ков­ное ис­кус­ст­во идет в на­род, ох­ва­ты­ва­ет ши­ро­кие слои на­се­ле­ния, за­пол­ня­ет за­лы, га­ле­реи, пло­ща­ди, ули­цы. Глав­ным со­бы­ти­ем в цер­ков­но-куль­тур­ной жиз­ни Ук­раи­ны по­след­них лет ста­ло празд­но­ва­ние 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, от­ме­чав­шее­ся во всех епар­хи­ях и при­хо­дах УПЦ.

Не­воз­мож­но пе­ре­чис­лить все куль­тур­но-про­све­ти­тель­ские ме­ро­прия­тия, как цер­ков­ные, так и свет­ские, про­ве­ден­ные в рам­ках юби­лея. Это — цер­ков­но-пев­че­ские фес­ти­ва­ли и кон­цер­ты, опер­ные и дра­ма­ти­че­ские спек­так­ли, пре­мье­ры пра­во­слав­ных филь­мов, вы­став­ки, кон­кур­сы, фольк­лор­ные пред­став­ле­ния и мно­гое, мно­гое дру­гое.

На них бы­ла ши­ро­ко пред­став­ле­на ук­ра­ин­ская и ми­ро­вая клас­си­ка, с но­вой си­лой про­зву­ча­ли име­на вы­даю­щих­ся оте­че­ст­вен­ных пи­са­те­лей, мыс­ли­те­лей и дея­те­лей куль­ту­ры: пре­по­доб­но­го Не­сто­ра Ле­то­пис­ца, свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Рос­тов­ско­го, Г. Ско­во­ро­ды, Т. Шев­чен­ко, Ле­си Ук­ра­ин­ки, И. Фран­ко, Н. Лы­сен­ко, Д. Борт­нян­ско­го, А. Ве­де­ля и др.

Юби­лей при­ше­ст­вия в мир Хри­ста Спа­си­те­ля еще раз на­пом­нил че­ло­ве­че­ст­ву о зна­че­нии хри­сти­ан­ст­ва в ис­то­рии ми­ро­вой куль­ту­ры. Зна­ме­на­тель­ной да­те бы­ли по­свя­ще­ны но­вые му­зы­каль­ные про­из­ве­де­ния, про­из­ве­де­ния изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва, ли­те­ра­тур­ные и бо­го­слов­ские со­чи­не­ния, воз­ве­де­ны хра­мы и ча­сов­ни, ус­та­нов­ле­ны па­мят­ные зна­ки.

С осо­бой тор­же­ст­вен­но­стью пра­во­слав­ная Ук­раи­на от­ме­ти­ла 10-ле­тие Харь­ков­ско­го Ар­хие­рей­ско­го Со­бо­ра УПЦ. Это­му со­бы­тию бы­ли по­свя­ще­ны тор­же­ст­вен­ное со­б­ра­ние и кон­церт в На­цио­наль­ном двор­це «Ук­раи­на». 4 ию­ня 2002 г. в ки­ев­ском До­ме уче­ных На­цио­наль­ной Ака­де­мии на­ук по бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра со­сто­ял­ся те­ма­ти­че­ский ве­чер «Пра­во­сла­вие и му­зы­ка». Ши­ро­кую про­грам­му му­зы­каль­но-пев­че­ской клас­си­ки пред­ста­ви­ли ве­ду­щие ки­ев­ские во­ка­ли­сты и Ки­ев­ский ка­мер­ный ор­кестр «Пер­пе­ту­ум Мо­би­ле» им. В. Си­мо­нен­ко под управ­ле­ни­ем на­род­но­го ар­ти­ста Ук­раи­ны И. Блаж­ко­ва. В кон­цер­те про­зву­ча­ли пес­но­пе­ния «От­че наш» и «Бо­го­ро­ди­це Де­во» И. Стра­вин­ско­го, «Ве­ли­чит ду­ша Моя Гос­по­да» К. Сте­цен­ко, кан­ты на тек­сты свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Рос­тов­ско­го, во­каль­ные и ин­ст­ру­мен­таль­ные ком­по­зи­ции М. Глин­ки, Д. Борт­нян­ско­го, А. Дар­го­мыж­ско­го, Н. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, А. Бо­ро­ди­на, А. Арен­ско­го, С. Та­нее­ва, С. Рах­ма­ни­но­ва. За­вер­шил­ся ве­чер «Мо­лит­вой за Ук­раи­ну» Н. Лы­сен­ко.

На­цио­наль­ные тра­ди­ции празд­но­ва­ния Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва ухо­дят кор­ня­ми в даль ве­ков. Вер­те­пы, ко­ляд­ки, на­род­ные гу­ля­нья соз­да­ют в дни Ро­ж­де­ст­ва не­по­вто­ри­мую ат­мо­сфе­ру ра­до­сти и ли­ко­ва­ния. Цер­ковь не от­верг­ла древ­ние тра­ди­ции, хо­тя не­ко­то­рые из них вос­хо­дят еще к дох­ри­сти­ан­ско­му пе­рио­ду на­шей ис­то­рии. Бе­реж­но хра­ня на­сле­дие род­ной ста­ри­ны, Цер­ковь пре­об­ра­зи­ла его, на­пол­нив но­вым со­дер­жа­ни­ем. Цер­ков­ные твор­че­ские кол­лек­ти­вы ак­тив­но уча­ст­ву­ют в ро­ж­де­ст­вен­ских празд­не­ст­вах, не­ся лю­дям бла­гую и ра­до­ст­ную весть: «Хри­стос ро­ж­да­ет­ся — сла­ви­те!»

Мас­шта­бы празд­но­ва­ния Ро­ж­де­ст­ва в Ук­раи­не весь­ма ши­ро­ки. Ка­ж­дый ре­ги­он го­то­вит­ся к ним осо­бо, с уче­том соб­ст­вен­ных куль­тур­ных тра­ди­ций.

Так, в Боль­шом те­ат­ре им. Т. Шев­чен­ко г. Чер­ни­го­ва еже­год­но про­во­дят ро­ж­де­ст­вен­ские кон­цер­ты сту­ден­ты епар­хи­аль­но­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. В про­грам­му кон­цер­та вхо­дят обыч­но ду­хов­ные пес­но­пе­ния и те­ат­ра­ли­зо­ван­ные пред­став­ле­ния из ис­то­рии Чер­ни­гов­ской епар­хии. Кон­цер­ты про­хо­дят так­же в Тра­пез­ной па­ла­те (XVII в.) воз­ле Свя­то-Тро­иц­ко­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра, в боль­ни­цах, шко­лах, бла­го­тво­ри­тель­ных уч­ре­ж­де­ниях.

На Ро­вен­щи­не тра­ди­ци­он­ные ро­ж­де­ст­вен­ские кон­цер­ты про­хо­дят во мно­гих хра­мах и мо­на­сты­рях епар­хии, ку­да при­ез­жа­ют цер­ков­ные хо­ры, же­лаю­щие при­нять уча­стие в кон­цер­тах, и где все­гда со­би­ра­ет­ся мно­же­ст­во при­хо­жан. Это — Свя­то-Тро­иц­кая Ко­рец­кая жен­ская оби­тель, ку­да обыч­но в эти дни при­ез­жа­ет Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, а так­же Свя­то–Тро­иц­кий Ме­жи­рич­ский муж­ской мо­на­стырь, Вос­кре­сен­ский ка­фед­раль­ний со­бор г. Ров­но, Ни­ко­ла­ев­ская Го­ро­док­ская жен­ская оби­тель.

Ши­ро­ко от­ме­ча­ет­ся празд­ник Ро­ж­де­ст­ва в Жи­то­мир­ской епар­хии. С ро­ж­де­ст­вен­ским кон­цер­том в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре г. Жи­то­ми­ра вы­сту­па­ют хо­ры при­ход­ских вос­крес­ных школ. На тор­же­ст­во при­гла­ша­ют­ся де­ти-ин­ва­ли­ды из об­ла­ст­но­го бла­го­тво­ри­тель­но­го цен­тра «До­ля» и Сою­за де­тей-ин­ва­ли­дов. Все они по­лу­ча­ют от епар­хии по­дар­ки.

В Сим­фе­ро­по­ле, в бла­го­чи­ни­ях и при­хо­дах Крым­ской епар­хии празд­ник из хра­мов и за­лов епар­хи­аль­ных уч­ре­ж­де­ний вы­хо­дит на цен­траль­ные пло­ща­ди, не­ся лю­дям ра­дость и свет ро­ж­де­ст­вен­ско­го чу­да. Празд­но­ва­ние со­про­во­ж­да­ет­ся бла­го­тво­ри­тель­ны­ми ме­ро­прия­тия­ми. Де­ти, при­быв­шие на тра­ди­ци­он­ную Ро­ж­де­ст­вен­скую ел­ку, ор­га­ни­зо­ван­ную Ми­тро­по­ли­том Ла­за­рем в Ук­ра­ин­ском му­зы­каль­ном те­ат­ре г. Сим­фе­ро­по­ля, по­лу­ча­ют по­дар­ки. В Крым­ском те­ат­ре ку­кол для них про­хо­дят ро­ж­де­ст­вен­ские спек­так­ли, вы­зы­ваю­щие вос­торг у ма­лень­ких зри­те­лей. В день Ро­ж­де­ст­ва, 7 ян­ва­ря 2002 г., в Крым­ском ук­ра­ин­ском му­зы­каль­ном те­ат­ре впер­вые от­крыл­ся фес­ти­валь ис­кусств «Ро­ж­де­ст­вен­ские встре­чи в Кры­му», ор­га­ни­зо­ван­ный при со­дей­ст­вии Ми­ни­стер­ст­ва куль­ту­ры Ав­то­но­мии.

В зда­нии Сум­ско­го епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния еже­год­но про­хо­дит ро­ж­де­ст­вен­ский ут­рен­ник для вос­пи­тан­ни­ков до­мов-ин­тер­на­тов, де­тей-ин­ва­ли­дов и де­тей из ма­ло­обес­пе­чен­ных се­мей. За­тем да­ет­ся кон­церт си­ла­ми их свер­ст­ни­ков из вос­крес­ных школ епар­хии. Празд­нич­но­му на­строе­нию спо­соб­ст­ву­ют и ро­ж­де­ст­вен­ские по­дар­ки. Очень ва­жен вос­пи­та­тель­ный ас­пект бла­го­тво­ри­тель­ных ме­ро­прия­тий. В пред­ро­ж­де­ст­вен­ские дни чле­ны сум­ской пра­во­слав­ной мо­ло­деж­ной об­щи­ны со­би­ра­ют по­жерт­во­ва­ния в хра­мах го­ро­да и раз­но­сят ну­ж­даю­щим­ся, в том чис­ле на­хо­дя­щим­ся в СИЗО не­со­вер­шен­но­лет­ним пра­во­на­ру­ши­те­лям. Ре­бя­та из мо­ло­деж­ной об­щи­ны ре­гу­ляр­но по­се­ща­ют дет­скую боль­ни­цу во имя свя­той Зи­наи­ды, об­ща­ют­ся с боль­ны­ми деть­ми-си­ро­та­ми, со­би­ра­ют для них по­жерт­во­ва­ния.

Мно­го лет под­ряд в Луц­ке про­во­дят­ся ро­ж­де­ст­вен­ские кон­цер­ты, сбор от ко­то­рых идет в по­мощь де­тям, ли­шен­ным ро­ди­тель­ской опе­ки и с ран­них лет по­знав­шим го­ресть си­рот­ст­ва. В та­ких кон­цер­тах при­ни­ма­ют уча­стие цер­ков­ные хо­ры всей Во­лын­ской епар­хии. Ро­ж­де­ст­вен­ское пред­став­ле­ние с вер­те­пом и ко­ляд­ка­ми да­ют уче­ни­ки вос­крес­ных школ и сту­ден­ты Во­лын­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. Со­би­ра­ют­ся зна­чи­тель­ные сум­мы по­жерт­во­ва­ний для ну­ж­даю­щих­ся.

В Вин­ниц­кой епар­хии соз­дан пра­во­слав­ный дет­ский те­атр-сту­дия «Лам­пад­ка». К Ро­ж­де­ст­ву он го­то­вит сказ­ку-спек­такль «Мо­роз­ко», и ро­ж­де­ст­вен­ские сцен­ки. Кон­церт­ную про­грам­му пред­став­ля­ет дет­ский хор Вин­ниц­ко­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра.

В ре­пер­туа­ре те­ат­ра «Лам­пад­ка» — спек­так­ли пра­во­слав­ной те­ма­ти­ки. Те­ат­раль­ная дет­ская сту­дия соз­да­на с мис­сио­нер­ской це­лью: в пла­нах юных ар­ти­стов — вы­сту­п­ле­ния в шко­лах, дет­ских боль­ни­цах и са­на­то­ри­ях для оз­на­ком­ле­ния свер­ст­ни­ков с пра­во­слав­ной куль­ту­рой и пра­во­слав­ны­ми ду­хов­ны­ми цен­но­стя­ми.

В Вин­ниц­кой епар­хии про­хо­дят еже­ме­сяч­ные ду­хов­ные кон­цер­ты. По сло­вам од­но­го из их ор­га­ни­за­то­ров ак­ции, про­тои­е­рея Ага­фан­ге­ла Да­ви­дов­ско­го, та­лант­ли­во­го ком­по­зи­то­ра, пи­шу­ще­го как цер­ков­ную, так и свет­скую му­зы­ку, глав­ной це­лью кон­цер­тов яв­ля­ет­ся об­ра­ще­ние лю­дей к Бо­гу. Цер­ков­ное пе­ние, ико­но­пись, по­эзия — свое­об­раз­ные фор­мы про­по­ве­ди, ко­то­ры­ми нель­зя пре­неб­ре­гать в на­ше вре­мя.

Сре­ди свя­щен­но­слу­жи­те­лей есть не­ма­ло та­лант­ли­вых лю­дей — по­этов, пи­са­те­лей, ху­дож­ни­ков, му­зы­кан­тов, ар­хи­тек­то­ров... Пло­до­ви­тым ли­те­ра­то­ром яв­ля­ет­ся ми­тро­по­лит Харь­ков­ский и Бо­го­ду­хов­ский Ни­ко­дим. Его про­из­ве­де­ния пе­ча­та­ют­ся в жур­на­ле «Ве­ра и ра­зум», цер­ков­ной и свет­ской пе­рио­ди­ке. Вла­ды­ка Ни­ко­дим — пре­крас­ный гим­но­граф, он ав­тор не­сколь­ких служб и цер­ков­ных ака­фи­стов.

В ро­ж­де­ст­вен­ские дни в Хер­сон­ском об­ла­ст­ном дра­ма­ти­че­ском те­ат­ре про­хо­дят ро­ж­де­ст­вен­ские кон­цер­ты цер­ков­ной и свет­ской му­зы­ки. Ор­га­ни­зо­вы­ва­ют их епар­хия и Хер­сон­ский пе­да­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет. Хер­сон­ский крае­вед­че­ский му­зей со­вме­ст­но с пра­во­слав­ным мо­ло­деж­ным брат­ст­вом под­го­то­вил дет­скую ро­ж­де­ст­вен­скую про­грам­му «Вер­теп».

Наи­бо­лее ак­тив­ной твор­че­ской си­лой в Церк­ви яв­ля­ет­ся мо­ло­дежь — уча­щие­ся ду­хов­ных школ и, пре­ж­де все­го, ре­гент­ских учи­лищ. Пре­по­да­ва­те­ли и уча­щие­ся ор­га­ни­зо­вы­ва­ют кон­церт­ные ве­че­ра и дру­гие куль­тур­ные мис­сио­нер­ские про­грам­мы для цер­ков­ной и свет­ской ау­ди­то­рии. Так, в день свя­тых жен-ми­ро­но­сиц, сту­дент­ки Кре­ме­нец­ко­го ре­гент­ско­го учи­ли­ща Тер­но­поль­ской епар­хии в рай­он­ном До­ме куль­ту­ры да­ют празд­нич­ный кон­церт.

Ре­гент­ское учи­ли­ще при Свя­то-Ни­ко­ло-Иль­ин­ском жен­ском мо­на­сты­ре в с. Го­род­ке Ро­вен­ской епар­хии уст­раи­ва­ет еже­год­ные кон­цер­ты «Ми­хай­лов­ские ве­че­ра», в ко­то­рых уча­ст­ву­ют вос­пи­тан­ни­цы учи­ли­ща и уча­щие­ся дет­ской вос­крес­ной шко­лы. Кон­цер­ты при­уро­че­ны к празд­ни­ку Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­хаи­ла — дню Ан­ге­ла на­стоя­тель­ни­цы мо­на­сты­ря. В про­грам­ме «Ми­хай­лов­ских ве­че­ров» — хо­ро­вые бо­го­слу­жеб­ные и на­род­ные пес­но­пе­ния, ин­тер­ме­дий, об­ря­до­вые фольк­лор­ные пред­став­ле­ния.

Мо­на­сты­ри все­гда яв­ля­лись цен­тра­ми куль­ту­ры и про­све­ще­ния. Дос­той­но не­сут они эту мис­сию и сей­час. Так, Ов­руч­ский жен­ский мо­на­стырь про­вел в мае 2002 г. двух­не­дель­ную мис­сио­нер­ско-про­све­ти­тель­скую ак­цию. Поч­ти на всех пред­при­яти­ях и в учеб­ных за­ве­де­ни­ях г. Ов­ру­ча про­шли кон­цер­ты ду­хов­ных пес­но­пе­ний в ис­пол­не­нии на­сель­ниц оби­те­ли. По­сле кон­цер­тов про­во­ди­лись ду­хов­ные бе­се­ды, всем при­сут­ст­вую­щим раз­да­ва­лись из­дан­ные епар­хи­ей «Пра­во­слав­ные по­уче­ния».

Цер­ков­ная му­зы­ка за­ни­ма­ет ис­клю­чи­тель­но важ­ное ме­сто в бо­го­слу­жеб­ной жиз­ни Пра­во­слав­ной Церк­ви. Цер­ков­ная му­зы­ка — это не толь­ко про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва, но, пре­ж­де все­го, — мо­лит­ва, об­ра­щен­ная к Бо­гу, не­отъ­ем­ле­мая часть цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния. На про­тя­же­нии мно­гих ве­ков пра­во­слав­ное бо­го­слу­же­ние фор­ми­ро­ва­ло ду­хов­ную куль­ту­ру на­ции, вос­пи­ты­ва­ло ее вкус, воз­во­ди­ло ду­шу к Бо­гу. В по­след­ст­вии цер­ков­ные пес­но­пе­ния яви­лись ос­но­вой луч­ших про­из­ве­де­ний клас­си­че­ской му­зы­ки.

В ис­то­рии на­шей Церк­ви бо­го­слу­жеб­ное пе­ние все­гда иг­ра­ло важ­ней­шую ду­хов­но-про­све­ти­тель­скою роль. Сра­зу по­сле кре­ще­ния Ру­си, в Кие­ве — сто­ли­це древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ст­ва — по­яв­ля­ют­ся гре­че­ские пев­чие, при­нес­шие на Русь пев­че­скую куль­ту­ру Ви­зан­тии, соз­да­ют­ся шко­лы, в ко­то­рых, по­ми­мо пре­по­да­ва­ния бо­го­слов­ских дис­ци­п­лин, изу­ча­ет­ся ви­зан­тий­ская цер­ков­ная му­зы­ка. Мно­го ве­ков спус­тя, в XVII в., что­бы про­ти­во­сто­ять ка­то­ли­че­ско-уни­ат­ской экс­пан­сии на ис­кон­но пра­во­слав­ных ук­ра­ин­ских зем­лях, в шко­лах, соз­дан­ных при пра­во­слав­ных брат­ст­вах, осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся му­зы­каль­но­му об­ра­зо­ва­нию, соз­да­ют­ся пер­во­класс­ные хо­ры, из­да­ют­ся ир­мо­ло­гио­ны и му­зы­каль­ные грам­ма­ти­ки, мо­ло­до­му по­ко­ле­нию при­ви­ва­ет­ся лю­бовь к са­мо­быт­но­му на­цио­наль­но­му во­каль­но­му ис­кус­ст­ву. Все это спо­соб­ст­во­ва­ло вы­со­ко­му ду­хов­но­му и на­цио­наль­но­му подъ­е­му на­ше­го на­ро­да, по­яв­ле­нию та­ких та­лант­ли­вых цер­ков­ных ком­по­зи­то­ров, как А. Ве­дель, М. Бе­ре­зов­ский, Д. Борт­нян­ский и др.

Но­вый им­пульс к воз­ро­ж­де­нию и раз­ви­тию пев­че­ских тра­ди­ций дал вы­ход на­шей Церк­ви из по­лу­ле­галь­но­го су­ще­ст­во­ва­ния по­сле празд­но­ва­ния ты­ся­че­лет­не­го юби­лея Кре­ще­ния Ру­си. С воз­ро­ж­де­ни­ем пра­во­слав­ных оби­те­лей, хра­мов, ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний воз­ник­ла ост­рая не­об­хо­ди­мость в ор­га­ни­за­ции об­раз­цо­вых цер­ков­но-пев­че­ских кол­лек­ти­вов. По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны Вла­ди­ми­ра, по всей стра­не ор­га­ни­зо­вы­ва­ют­ся кур­сы ре­ген­тов-пса­лом­щи­ков, ре­гент­ские от­де­ле­ния при ду­хов­ных се­ми­на­ри­ях и учи­ли­щах. В те­че­ние не­сколь­ких лет на Ук­раи­не поя­ви­лись вы­со­ко­про­фес­сио­наль­ные хо­ро­вые кол­лек­ти­вы, та­кие как хор Вос­кре­сен­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра го­ро­да Ров­но под управ­ле­ни­ем А. Та­ра­сен­ко, хор Ио­нин­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря под управ­ле­ни­ем диа­ко­на Ди­мит­рия Бол­гар­ско­го, хор Воз­не­сен­ской церк­ви го­ро­да Кие­ва под управ­ле­ни­ем А. Та­ра­сен­ко, хор хра­ма свя­ти­те­ля Ми­хаи­ла, пер­во­го Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го, под управ­ле­ни­ем Б. Пли­ша. Эти и дру­гие кол­лек­ти­вы за­вое­вы­ва­ют при­зо­вые мес­та на кон­кур­сах и фес­ти­ва­лях, зна­ко­мят ши­ро­кую пуб­ли­ку с ше­дев­ра­ми хо­ро­во­го ис­кус­ст­ва.

Ши­ро­кий раз­мах при­об­ре­та­ет фес­ти­валь­ное дви­же­ние. В Ял­те, Днеп­ро­пет­ров­ске, До­нец­ке, Чер­ни­го­ве, Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском, Глу­хо­ве, Кие­ве еже­год­но про­во­дят­ся фес­ти­ва­ли цер­ков­ных хо­ров, со­би­раю­щие мно­же­ст­во лю­би­те­лей пе­ния. По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра в 1998 г. был уч­ре­ж­ден Все­ук­ра­ин­ский фес­ти­валь цер­ков­но­го пе­ния «Глас Пе­чер­ский», ко­то­рый ре­гу­ляр­но про­во­дит­ся в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре. Фес­ти­валь «Глас Пе­чер­ский» стал яр­ким со­бы­ти­ем в цер­ков­ной и куль­тур­ной жиз­ни Ук­раи­ны. В нем при­ни­ма­ют уча­стие ар­хие­рей­ские епар­хи­аль­ные хо­ры, хо­ры при­ход­ских хра­мов, ду­хов­ных учи­лищ, вос­крес­ных школ, свет­ские про­фес­сио­наль­ные и са­мо­дея­тель­ные кол­лек­ти­вы.

В 2005 г. фес­ти­валь «Глас Пе­чер­ский» при­об­ре­та­ет ме­ж­ду­на­род­ный ста­тус. На­ря­ду с ук­ра­ин­ски­ми, в нем при­ни­ма­ют уча­стие хо­ры из Гру­зии, Поль­ши, Бол­га­рии, Ру­мы­нии, Рос­сии и Бе­ла­ру­си.

В Свя­то-Ус­пен­ской Свя­то­гор­ской лав­ре До­нец­кой об­лас­ти стал тра­ди­ци­он­ным Все­ук­ра­ин­ский пев­че­ский со­бор — фес­ти­валь пра­во­слав­но­го хо­ро­во­го пе­ния. В нем при­ни­ма­ют уча­стие луч­шие кол­лек­ти­вы стра­ны — лау­реа­ты мно­гих пре­стиж­ных ме­ж­ду­на­род­ных кон­кур­сов: ка­мер­ные хо­ры «Ки­ев» и «Кре­ща­тик», жен­ский хор Лу­ган­ско­го кол­лед­жа ис­кусств «Бла­го­вест», муж­ской квар­тет «Сре­те­ние» из Харь­ко­ва, хор маль­чи­ков На­цио­наль­ной му­зы­каль­ной ака­де­мии Ук­раи­ны им. П. Чай­ков­ско­го и др.

В Ки­ро­во­гра­де епар­хи­аль­ное управ­ле­ние и об­ла­ст­ной Дом на­род­но­го твор­че­ст­ва вот уже не­сколь­ко лет со­вме­ст­но про­во­дят празд­ник ду­хов­но­го пе­ния «Мо­люсь за те­бе, Україно», в ко­то­ром при­ни­ма­ют уча­стие хо­ро­вые кол­лек­ти­вы епар­хии и об­ла­ст­но­го управ­ле­ния куль­ту­ры. В За­по­рож­ской епар­хии про­во­дят­ся об­ла­ст­ные фес­ти­ва­ли ду­хов­ной му­зы­ки «Пой­те Бо­гу на­ше­му, пой­те». Ме­стом по­сто­ян­но­го про­ве­де­ния фес­ти­ва­лей стал г. Бер­дянск.

Мо­ло­деж­ный фес­ти­валь ду­хов­ных, на­род­ных и пат­рио­ти­че­ских пес­но­пе­ний ре­гу­ляр­но ор­га­ни­зо­вы­ва­ет Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ская епар­хия. Гео­гра­фия фес­ти­ва­ля дав­но вы­шла за пре­де­лы Во­лы­ни. В 2002 г. в нем уча­ст­во­ва­ло око­ло 40 хо­ро­вых кол­лек­ти­вов из раз­ных об­лас­тей Ук­раи­ны и Поль­ши. С ка­ж­дым го­дом их ко­ли­че­ст­во воз­рас­та­ет, а круг уча­ст­ни­ков все бо­лее рас­ши­ря­ет­ся.

Зна­чи­тель­ным со­бы­ти­ем в жиз­ни Крым­ской епар­хии ста­ло по­се­ще­ние Кры­ма в но­яб­ре 2001 г. пра­во­слав­ной гре­че­ской де­ле­га­ци­ей, в со­став ко­то­рой вхо­ди­ли свя­щен­но­слу­жи­те­ли Эл­лад­ской Церк­ви, ра­бот­ни­ки и хор афин­ско­го му­ни­ци­па­ли­те­та. Гре­че­ский хор дал не­сколь­ко кон­цер­тов в хра­мах епар­хии, а так­же в Тав­ри­че­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии и Се­ва­сто­поль­ском де­ло­вом и куль­тур­ном цен­тре.

В 2002 г. Ми­ни­стер­ст­во куль­ту­ры и ис­кусств Ук­раи­ны при­гла­си­ло Сум­ское епар­хи­аль­ное управ­ле­ние к уча­стию в про­ве­де­нии на ба­зе Сум­ско­го выс­ше­го учи­ли­ща ис­кусств и куль­ту­ры им. Д. Борт­нян­ско­го тра­ди­ци­он­но­го Все­ук­ра­ин­ско­го кон­кур­са хо­ро­вых ди­ри­же­ров им. Борт­нян­ско­го. В кон­кур­се уча­ст­во­ва­ли сту­ден­ты муз­учи­лищ и учи­лищ ис­кусств и куль­ту­ры Кие­ва, Харь­ко­ва, За­по­ро­жья, Се­ве­ро­до­нец­ка, Одес­сы, Льво­ва, Тер­но­по­ля. На кон­кур­се впер­вые бы­ла уч­ре­ж­де­на спе­ци­аль­ная пре­мия Сум­ской епар­хии — «За мо­лит­вен­ное ис­пол­не­ние».

Не толь­ко твор­че­ской, но и мис­сио­нер­ской по­бе­дой мож­но на­звать уча­стие хо­ра Свя­то-Вос­кре­сен­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Ро­вен­ской епар­хии Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви во II Ме­ж­ду­на­род­ном хо­ро­вом фес­ти­ва­ле «Пе­ре­звон» в Ива­но-Фран­ков­ске. В фес­ти­валь при­ни­ма­ли уча­стие за­слу­жен­ные го­су­дар­ст­вен­ные ака­де­ми­че­ские кол­лек­ти­вы из Ук­раи­ны и дру­гих стран. Пе­ние пра­во­слав­но­го хо­ра из Ров­но, ог­ла­сив­шее сла­вян­ски­ми пес­но­пе­ния­ми Ива­но-Фран­ковск (го­род, в ко­то­ром ото­бра­ны все пра­во­слав­ные хра­мы, а пра­во­слав­ные ве­рую­щие под­вер­га­ют­ся по­сто­ян­ным при­тес­не­ни­ям), бы­ло еди­но­душ­но от­ме­че­но как «наи­бо­лее чут­кое, по­этич­ное, вы­со­ко­ду­хов­ное».

В Днеп­ро­пет­ров­ске вот уже поч­ти де­сять лет при под­держ­ке Все­ук­ра­ин­ско­го му­зы­каль­но­го сою­за про­во­дит­ся еже­год­ный пев­че­ский фес­ти­валь «От Ро­ж­де­ст­ва к Ро­ж­де­ст­ву». Ко­ли­че­ст­во его уча­ст­ни­ков дос­ти­га­ет 3000 че­ло­век. Ор­га­ни­за­то­ром фес­ти­ва­ля яв­ля­ет­ся Днеп­ро­пет­ров­ская епар­хия, при со­дей­ст­вии ме­ст­ных вла­стей, ме­це­на­тов. Кон­цер­ты про­хо­дят в за­ле го­род­ско­го те­ат­ра им. М. Горь­ко­го. В це­лях раз­ви­тия цер­ков­ной му­зы­каль­ной куль­ту­ры в Днеп­ро­пет­ров­ской епар­хии соз­да­но Пра­во­слав­ное Твор­че­ское Со­дру­же­ст­во. Од­ной из его ак­ций ста­ло про­ве­де­ние со­вме­ст­но с от­де­лом куль­ту­ры гор­ис­пол­ко­ма в мар­те 2002 г. кон­цер­та «Юби­лей­ное при­но­ше­ние», по­свя­щен­но­го 10-ле­тию ар­хие­рей­ско­го хо­ра Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра.

Зна­чи­тель­но воз­рос­ла роль хо­ров пра­во­слав­ных учеб­ных за­ве­де­ний в твор­че­ской и куль­тур­ной жиз­ни стра­ны. По сло­вам за­слу­жен­но­го дея­те­ля ис­кусств Ук­раи­ны ху­до­же­ст­вен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля жен­ско­го хо­ра Выс­ше­го му­зы­каль­но­го учи­ли­ща име­ни Р. Глие­ра Га­ли­ны Гор­ба­тен­ко, пев­чие цер­ков­ных хо­ров да­ют то зна­ние, тот вы­со­кий об­ра­зец ду­хов­но­сти, ко­то­ро­го за­час­тую не хва­та­ет свет­ским вы­со­ко­про­фес­сио­наль­ным хо­ро­вым кол­лек­ти­вам.

Важ­ное ме­сто в про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти Церк­ви за­ни­ма­ет за­пись цер­ков­ной му­зы­ки и из­да­ние цер­ков­но-пев­че­ских сбор­ни­ков. В 1995–1996 гг. хо­ром Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии под управ­ле­ни­ем Д. Бол­гар­ско­го был за­пи­сан му­зы­каль­ный цикл рас­пе­вов Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Свод­ным хо­ром бра­тии Лав­ры и Ки­ев­ских ду­хов­ных школ под управ­ле­ни­ем ие­ро­диа­ко­на Ки­рил­ла (Бо­ри­се­ви­ча) за­пи­са­но не­сколь­ко дис­ков к юби­лей­ным и па­мят­ным цер­ков­ным да­там. В 2002 г. хор КДА­иС под управ­ле­ни­ем ие­ро­диа­ко­на Ро­ма­на (Под­луб­ня­ка) осу­ще­ст­вил за­пись, по­свя­щен­ную трех­сот­ле­тию Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии.

Нель­зя не ска­зать о ве­ду­щей ро­ли в де­ле воз­ро­ж­де­ния цер­ков­но­го пе­ния ми­тро­по­личь­е­го хо­ра под управ­ле­ни­ем М. Лит­ви­нен­ко, дос­той­но­го на­след­ни­ка ве­ли­ких ки­ев­ских ре­ген­тов — Ка­лы­шев­ско­го, Гай­дая, Тол­сто­го. За­пи­сан­ный в 2002 г. этим про­слав­лен­ным кол­лек­ти­вом диск с пес­но­пе­ния­ми все­нощ­но­го бде­ния яв­ля­ет­ся яр­ким то­му сви­де­тель­ст­вом. Празд­ни­ком для мно­гих лю­би­те­лей цер­ков­но­го пе­ния, не­со­мнен­но, стал вы­ход в свет дис­ка с за­пи­ся­ми пес­но­пе­ний ака­фи­ста Ус­пе­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, в ис­пол­не­нии брат­ско­го хо­ра Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры.

Пра­во­слав­ные хо­ры Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мно­го га­ст­ро­ли­ру­ют, зна­ко­мя лю­дей во мно­гих угол­ках ми­ра с кра­со­той и бо­гат­ст­вом пра­во­слав­но­го бо­го­слу­же­ния: Поль­ша, Бол­га­рия, Гру­зия, Рос­сия, Фран­ция, Швей­ца­рия, Гер­ма­ния — вот да­ле­ко не пол­ный пе­ре­чень стран, при­ни­мав­ших пра­во­слав­ные хо­ры Ук­раи­ны.

Все­об­щий му­зы­каль­ный подъ­ем по­ло­жи­тель­но от­ра­зил­ся на му­зы­каль­но-из­да­тель­ской дея­тель­но­сти на­шей Церк­ви. По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны Вла­ди­ми­ра на про­тя­же­нии по­след­них пя­ти лет бы­ло из­да­но не­сколь­ко де­сят­ков нот­ных сбор­ни­ков для цер­ков­ных хо­ров. При­ме­ром та­ко­го из­да­ния мо­жет слу­жить сбор­ник нот «Все­нощ­ное бде­ние» под ре­дак­ци­ей Д. Бол­гар­ско­го, в ко­то­рый во­шли со­чи­не­ния, на­пи­сан­ные для мо­на­стыр­ских и учеб­ных хо­ров. В по­след­ние го­ды вы­шло в свет два из­да­ния оби­хо­да Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, в ко­то­рый во­шли пес­но­пе­ния ве­ли­кой ве­чер­ни, ут­ре­ни, Бо­же­ст­вен­ной ли­тур­гии, а так­же пес­но­пе­ния Ве­ли­ко­го по­ста. Ио­нин­ским муж­ским мо­на­сты­рем из­да­на Цвет­ная Три­одь по оби­хо­ду Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Свя­то-Ус­пен­ской По­ча­ев­ской Лав­рой в 2003 г. из­да­ны Все­нощ­ное бде­ние и ли­тур­гия.

По бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Сум­ско­го и Ах­тыр­ско­го Ио­ва Сум­ской пе­ду­ни­вер­си­тет из­дал трех­том­ную Хре­сто­ма­тию пра­во­слав­ной ду­хов­ной му­зы­ки. Из­да­ние пред­ва­ря­ла боль­шая ис­сле­до­ва­тель­ская ра­бо­та: в го­род­ском ар­хи­ве бы­ли об­на­ру­же­ны ру­ко­пис­ные кни­ги XIX в. из Сум­ско­го ка­фед­раль­но­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра, ко­то­рые и лег­ли в ос­но­ву Хре­сто­ма­тии.

В 2005 г. бы­ло опуб­ли­ко­ва­но не­сколь­ко сбор­ни­ков пес­но­пе­ний Пра­во­слав­ной Церк­ви под об­щей ре­дак­ци­ей ар­хи­епи­ско­па Ио­на­фа­на (Елец­ких). Пе­ре­из­дан цер­ков­но-пев­че­ский сбор­ник при­двор­ной пев­че­ской ка­пел­лы, име­нуе­мый Бах­ме­тев­ским. Из­да­ны сбор­ни­ки нот ро­ж­де­ст­вен­ских ко­ля­док. Сви­де­тель­ст­вом воз­ро­ж­де­ния му­зы­каль­ных тра­ди­ций на­шей Церк­ви ста­ло по­яв­ле­ние но­вых цер­ков­ных со­чи­не­ний, на­пи­сан­ных со­вре­мен­ны­ми ком­по­зи­то­ра­ми. Ори­ги­наль­ные со­чи­не­ния и пе­ре­ло­же­ния ар­хи­епи­ско­па Ио­на­фа­на (Елец­ких), А. Та­ра­сен­ко, М. Цо­ло­ло, Д. Бол­гар­ско­го, ие­ро­диа­ко­на Ро­ма­на (Под­луб­ня­ка), А. Пет­руч­ка от­ли­ча­ют­ся яс­но­стью форм, не­слож­ной, но ин­те­рес­ной гар­мо­ни­че­ской па­лит­рой, а глав­ное — тра­ди­ци­он­но­стью и по­ни­ма­ни­ем це­лей и мес­та хо­ра в пра­во­слав­ном бо­го­слу­же­нии.

В це­лях обоб­ще­ния опы­та в об­лас­ти цер­ков­ной му­зы­каль­но-пев­че­ской прак­ти­ки, по бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, с 2002 г. в Кие­ве ре­гу­ляр­но про­во­дят­ся Все­ук­ра­ин­ские кон­фе­рен­ции «Зна­че­ние цер­ков­но­го пе­ния в пра­во­слав­ном бо­го­слу­же­нии». Идея ор­га­ни­за­ции та­ких кон­фе­рен­ций воз­ник­ла как итог про­ве­де­ния фес­ти­ва­ля «Глас Пе­чер­ский». В них при­ни­ма­ют уча­стие пре­по­да­ва­те­ли КДА­иС, На­цио­наль­ной му­зы­каль­ной ака­де­мии, дру­гих цер­ков­ных и свет­ских ву­зов, свя­щен­но­слу­жи­те­ли, ре­ген­ты, пса­лом­щи­ки из всех епар­хий Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    На этот вопрос хочется ответить риторически. Может ли Господь сотворить чудо? Мы можем вспомнить евангельскую историю, когда Господь исцелил слепого от рождения, умолявшего о милости к нему, и сказал: "Прозри! вера твоя спасла тебя" (Лк. 18, 42).
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru