«Ра­дуй­тесь о Гос­по­де…». На­род­ные тра­ди­ции пра­во­слав­ных празд­ни­ков

Пас­халь­ные и ро­ж­де­ст­вен­ские празд­ни­ки тра­ди­ци­он­но ста­но­вят­ся празд­ни­ка­ми цер­ков­ной куль­ту­ры, ибо в эти свя­тые дни, ис­пол­нен­ные ду­хов­но­го ли­ко­ва­ния, цер­ков­ное ис­кус­ст­во идет в на­род, ох­ва­ты­ва­ет ши­ро­кие слои на­се­ле­ния, за­пол­ня­ет за­лы, га­ле­реи, пло­ща­ди, ули­цы. Глав­ным со­бы­ти­ем в цер­ков­но-куль­тур­ной жиз­ни Ук­раи­ны по­след­них лет ста­ло празд­но­ва­ние 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, от­ме­чав­шее­ся во всех епар­хи­ях и при­хо­дах УПЦ.

Не­воз­мож­но пе­ре­чис­лить все куль­тур­но-про­све­ти­тель­ские ме­ро­прия­тия, как цер­ков­ные, так и свет­ские, про­ве­ден­ные в рам­ках юби­лея. Это — цер­ков­но-пев­че­ские фес­ти­ва­ли и кон­цер­ты, опер­ные и дра­ма­ти­че­ские спек­так­ли, пре­мье­ры пра­во­слав­ных филь­мов, вы­став­ки, кон­кур­сы, фольк­лор­ные пред­став­ле­ния и мно­гое, мно­гое дру­гое.

На них бы­ла ши­ро­ко пред­став­ле­на ук­ра­ин­ская и ми­ро­вая клас­си­ка, с но­вой си­лой про­зву­ча­ли име­на вы­даю­щих­ся оте­че­ст­вен­ных пи­са­те­лей, мыс­ли­те­лей и дея­те­лей куль­ту­ры: пре­по­доб­но­го Не­сто­ра Ле­то­пис­ца, свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Рос­тов­ско­го, Г. Ско­во­ро­ды, Т. Шев­чен­ко, Ле­си Ук­ра­ин­ки, И. Фран­ко, Н. Лы­сен­ко, Д. Борт­нян­ско­го, А. Ве­де­ля и др.

Юби­лей при­ше­ст­вия в мир Хри­ста Спа­си­те­ля еще раз на­пом­нил че­ло­ве­че­ст­ву о зна­че­нии хри­сти­ан­ст­ва в ис­то­рии ми­ро­вой куль­ту­ры. Зна­ме­на­тель­ной да­те бы­ли по­свя­ще­ны но­вые му­зы­каль­ные про­из­ве­де­ния, про­из­ве­де­ния изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва, ли­те­ра­тур­ные и бо­го­слов­ские со­чи­не­ния, воз­ве­де­ны хра­мы и ча­сов­ни, ус­та­нов­ле­ны па­мят­ные зна­ки.

С осо­бой тор­же­ст­вен­но­стью пра­во­слав­ная Ук­раи­на от­ме­ти­ла 10-ле­тие Харь­ков­ско­го Ар­хие­рей­ско­го Со­бо­ра УПЦ. Это­му со­бы­тию бы­ли по­свя­ще­ны тор­же­ст­вен­ное со­б­ра­ние и кон­церт в На­цио­наль­ном двор­це «Ук­раи­на». 4 ию­ня 2002 г. в ки­ев­ском До­ме уче­ных На­цио­наль­ной Ака­де­мии на­ук по бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра со­сто­ял­ся те­ма­ти­че­ский ве­чер «Пра­во­сла­вие и му­зы­ка». Ши­ро­кую про­грам­му му­зы­каль­но-пев­че­ской клас­си­ки пред­ста­ви­ли ве­ду­щие ки­ев­ские во­ка­ли­сты и Ки­ев­ский ка­мер­ный ор­кестр «Пер­пе­ту­ум Мо­би­ле» им. В. Си­мо­нен­ко под управ­ле­ни­ем на­род­но­го ар­ти­ста Ук­раи­ны И. Блаж­ко­ва. В кон­цер­те про­зву­ча­ли пес­но­пе­ния «От­че наш» и «Бо­го­ро­ди­це Де­во» И. Стра­вин­ско­го, «Ве­ли­чит ду­ша Моя Гос­по­да» К. Сте­цен­ко, кан­ты на тек­сты свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Рос­тов­ско­го, во­каль­ные и ин­ст­ру­мен­таль­ные ком­по­зи­ции М. Глин­ки, Д. Борт­нян­ско­го, А. Дар­го­мыж­ско­го, Н. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, А. Бо­ро­ди­на, А. Арен­ско­го, С. Та­нее­ва, С. Рах­ма­ни­но­ва. За­вер­шил­ся ве­чер «Мо­лит­вой за Ук­раи­ну» Н. Лы­сен­ко.

На­цио­наль­ные тра­ди­ции празд­но­ва­ния Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва ухо­дят кор­ня­ми в даль ве­ков. Вер­те­пы, ко­ляд­ки, на­род­ные гу­ля­нья соз­да­ют в дни Ро­ж­де­ст­ва не­по­вто­ри­мую ат­мо­сфе­ру ра­до­сти и ли­ко­ва­ния. Цер­ковь не от­верг­ла древ­ние тра­ди­ции, хо­тя не­ко­то­рые из них вос­хо­дят еще к дох­ри­сти­ан­ско­му пе­рио­ду на­шей ис­то­рии. Бе­реж­но хра­ня на­сле­дие род­ной ста­ри­ны, Цер­ковь пре­об­ра­зи­ла его, на­пол­нив но­вым со­дер­жа­ни­ем. Цер­ков­ные твор­че­ские кол­лек­ти­вы ак­тив­но уча­ст­ву­ют в ро­ж­де­ст­вен­ских празд­не­ст­вах, не­ся лю­дям бла­гую и ра­до­ст­ную весть: «Хри­стос ро­ж­да­ет­ся — сла­ви­те!»

Мас­шта­бы празд­но­ва­ния Ро­ж­де­ст­ва в Ук­раи­не весь­ма ши­ро­ки. Ка­ж­дый ре­ги­он го­то­вит­ся к ним осо­бо, с уче­том соб­ст­вен­ных куль­тур­ных тра­ди­ций.

Так, в Боль­шом те­ат­ре им. Т. Шев­чен­ко г. Чер­ни­го­ва еже­год­но про­во­дят ро­ж­де­ст­вен­ские кон­цер­ты сту­ден­ты епар­хи­аль­но­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. В про­грам­му кон­цер­та вхо­дят обыч­но ду­хов­ные пес­но­пе­ния и те­ат­ра­ли­зо­ван­ные пред­став­ле­ния из ис­то­рии Чер­ни­гов­ской епар­хии. Кон­цер­ты про­хо­дят так­же в Тра­пез­ной па­ла­те (XVII в.) воз­ле Свя­то-Тро­иц­ко­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра, в боль­ни­цах, шко­лах, бла­го­тво­ри­тель­ных уч­ре­ж­де­ниях.

На Ро­вен­щи­не тра­ди­ци­он­ные ро­ж­де­ст­вен­ские кон­цер­ты про­хо­дят во мно­гих хра­мах и мо­на­сты­рях епар­хии, ку­да при­ез­жа­ют цер­ков­ные хо­ры, же­лаю­щие при­нять уча­стие в кон­цер­тах, и где все­гда со­би­ра­ет­ся мно­же­ст­во при­хо­жан. Это — Свя­то-Тро­иц­кая Ко­рец­кая жен­ская оби­тель, ку­да обыч­но в эти дни при­ез­жа­ет Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, а так­же Свя­то–Тро­иц­кий Ме­жи­рич­ский муж­ской мо­на­стырь, Вос­кре­сен­ский ка­фед­раль­ний со­бор г. Ров­но, Ни­ко­ла­ев­ская Го­ро­док­ская жен­ская оби­тель.

Ши­ро­ко от­ме­ча­ет­ся празд­ник Ро­ж­де­ст­ва в Жи­то­мир­ской епар­хии. С ро­ж­де­ст­вен­ским кон­цер­том в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре г. Жи­то­ми­ра вы­сту­па­ют хо­ры при­ход­ских вос­крес­ных школ. На тор­же­ст­во при­гла­ша­ют­ся де­ти-ин­ва­ли­ды из об­ла­ст­но­го бла­го­тво­ри­тель­но­го цен­тра «До­ля» и Сою­за де­тей-ин­ва­ли­дов. Все они по­лу­ча­ют от епар­хии по­дар­ки.

В Сим­фе­ро­по­ле, в бла­го­чи­ни­ях и при­хо­дах Крым­ской епар­хии празд­ник из хра­мов и за­лов епар­хи­аль­ных уч­ре­ж­де­ний вы­хо­дит на цен­траль­ные пло­ща­ди, не­ся лю­дям ра­дость и свет ро­ж­де­ст­вен­ско­го чу­да. Празд­но­ва­ние со­про­во­ж­да­ет­ся бла­го­тво­ри­тель­ны­ми ме­ро­прия­тия­ми. Де­ти, при­быв­шие на тра­ди­ци­он­ную Ро­ж­де­ст­вен­скую ел­ку, ор­га­ни­зо­ван­ную Ми­тро­по­ли­том Ла­за­рем в Ук­ра­ин­ском му­зы­каль­ном те­ат­ре г. Сим­фе­ро­по­ля, по­лу­ча­ют по­дар­ки. В Крым­ском те­ат­ре ку­кол для них про­хо­дят ро­ж­де­ст­вен­ские спек­так­ли, вы­зы­ваю­щие вос­торг у ма­лень­ких зри­те­лей. В день Ро­ж­де­ст­ва, 7 ян­ва­ря 2002 г., в Крым­ском ук­ра­ин­ском му­зы­каль­ном те­ат­ре впер­вые от­крыл­ся фес­ти­валь ис­кусств «Ро­ж­де­ст­вен­ские встре­чи в Кры­му», ор­га­ни­зо­ван­ный при со­дей­ст­вии Ми­ни­стер­ст­ва куль­ту­ры Ав­то­но­мии.

В зда­нии Сум­ско­го епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния еже­год­но про­хо­дит ро­ж­де­ст­вен­ский ут­рен­ник для вос­пи­тан­ни­ков до­мов-ин­тер­на­тов, де­тей-ин­ва­ли­дов и де­тей из ма­ло­обес­пе­чен­ных се­мей. За­тем да­ет­ся кон­церт си­ла­ми их свер­ст­ни­ков из вос­крес­ных школ епар­хии. Празд­нич­но­му на­строе­нию спо­соб­ст­ву­ют и ро­ж­де­ст­вен­ские по­дар­ки. Очень ва­жен вос­пи­та­тель­ный ас­пект бла­го­тво­ри­тель­ных ме­ро­прия­тий. В пред­ро­ж­де­ст­вен­ские дни чле­ны сум­ской пра­во­слав­ной мо­ло­деж­ной об­щи­ны со­би­ра­ют по­жерт­во­ва­ния в хра­мах го­ро­да и раз­но­сят ну­ж­даю­щим­ся, в том чис­ле на­хо­дя­щим­ся в СИЗО не­со­вер­шен­но­лет­ним пра­во­на­ру­ши­те­лям. Ре­бя­та из мо­ло­деж­ной об­щи­ны ре­гу­ляр­но по­се­ща­ют дет­скую боль­ни­цу во имя свя­той Зи­наи­ды, об­ща­ют­ся с боль­ны­ми деть­ми-си­ро­та­ми, со­би­ра­ют для них по­жерт­во­ва­ния.

Мно­го лет под­ряд в Луц­ке про­во­дят­ся ро­ж­де­ст­вен­ские кон­цер­ты, сбор от ко­то­рых идет в по­мощь де­тям, ли­шен­ным ро­ди­тель­ской опе­ки и с ран­них лет по­знав­шим го­ресть си­рот­ст­ва. В та­ких кон­цер­тах при­ни­ма­ют уча­стие цер­ков­ные хо­ры всей Во­лын­ской епар­хии. Ро­ж­де­ст­вен­ское пред­став­ле­ние с вер­те­пом и ко­ляд­ка­ми да­ют уче­ни­ки вос­крес­ных школ и сту­ден­ты Во­лын­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. Со­би­ра­ют­ся зна­чи­тель­ные сум­мы по­жерт­во­ва­ний для ну­ж­даю­щих­ся.

В Вин­ниц­кой епар­хии соз­дан пра­во­слав­ный дет­ский те­атр-сту­дия «Лам­пад­ка». К Ро­ж­де­ст­ву он го­то­вит сказ­ку-спек­такль «Мо­роз­ко», и ро­ж­де­ст­вен­ские сцен­ки. Кон­церт­ную про­грам­му пред­став­ля­ет дет­ский хор Вин­ниц­ко­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра.

В ре­пер­туа­ре те­ат­ра «Лам­пад­ка» — спек­так­ли пра­во­слав­ной те­ма­ти­ки. Те­ат­раль­ная дет­ская сту­дия соз­да­на с мис­сио­нер­ской це­лью: в пла­нах юных ар­ти­стов — вы­сту­п­ле­ния в шко­лах, дет­ских боль­ни­цах и са­на­то­ри­ях для оз­на­ком­ле­ния свер­ст­ни­ков с пра­во­слав­ной куль­ту­рой и пра­во­слав­ны­ми ду­хов­ны­ми цен­но­стя­ми.

В Вин­ниц­кой епар­хии про­хо­дят еже­ме­сяч­ные ду­хов­ные кон­цер­ты. По сло­вам од­но­го из их ор­га­ни­за­то­ров ак­ции, про­тои­е­рея Ага­фан­ге­ла Да­ви­дов­ско­го, та­лант­ли­во­го ком­по­зи­то­ра, пи­шу­ще­го как цер­ков­ную, так и свет­скую му­зы­ку, глав­ной це­лью кон­цер­тов яв­ля­ет­ся об­ра­ще­ние лю­дей к Бо­гу. Цер­ков­ное пе­ние, ико­но­пись, по­эзия — свое­об­раз­ные фор­мы про­по­ве­ди, ко­то­ры­ми нель­зя пре­неб­ре­гать в на­ше вре­мя.

Сре­ди свя­щен­но­слу­жи­те­лей есть не­ма­ло та­лант­ли­вых лю­дей — по­этов, пи­са­те­лей, ху­дож­ни­ков, му­зы­кан­тов, ар­хи­тек­то­ров... Пло­до­ви­тым ли­те­ра­то­ром яв­ля­ет­ся ми­тро­по­лит Харь­ков­ский и Бо­го­ду­хов­ский Ни­ко­дим. Его про­из­ве­де­ния пе­ча­та­ют­ся в жур­на­ле «Ве­ра и ра­зум», цер­ков­ной и свет­ской пе­рио­ди­ке. Вла­ды­ка Ни­ко­дим — пре­крас­ный гим­но­граф, он ав­тор не­сколь­ких служб и цер­ков­ных ака­фи­стов.

В ро­ж­де­ст­вен­ские дни в Хер­сон­ском об­ла­ст­ном дра­ма­ти­че­ском те­ат­ре про­хо­дят ро­ж­де­ст­вен­ские кон­цер­ты цер­ков­ной и свет­ской му­зы­ки. Ор­га­ни­зо­вы­ва­ют их епар­хия и Хер­сон­ский пе­да­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет. Хер­сон­ский крае­вед­че­ский му­зей со­вме­ст­но с пра­во­слав­ным мо­ло­деж­ным брат­ст­вом под­го­то­вил дет­скую ро­ж­де­ст­вен­скую про­грам­му «Вер­теп».

Наи­бо­лее ак­тив­ной твор­че­ской си­лой в Церк­ви яв­ля­ет­ся мо­ло­дежь — уча­щие­ся ду­хов­ных школ и, пре­ж­де все­го, ре­гент­ских учи­лищ. Пре­по­да­ва­те­ли и уча­щие­ся ор­га­ни­зо­вы­ва­ют кон­церт­ные ве­че­ра и дру­гие куль­тур­ные мис­сио­нер­ские про­грам­мы для цер­ков­ной и свет­ской ау­ди­то­рии. Так, в день свя­тых жен-ми­ро­но­сиц, сту­дент­ки Кре­ме­нец­ко­го ре­гент­ско­го учи­ли­ща Тер­но­поль­ской епар­хии в рай­он­ном До­ме куль­ту­ры да­ют празд­нич­ный кон­церт.

Ре­гент­ское учи­ли­ще при Свя­то-Ни­ко­ло-Иль­ин­ском жен­ском мо­на­сты­ре в с. Го­род­ке Ро­вен­ской епар­хии уст­раи­ва­ет еже­год­ные кон­цер­ты «Ми­хай­лов­ские ве­че­ра», в ко­то­рых уча­ст­ву­ют вос­пи­тан­ни­цы учи­ли­ща и уча­щие­ся дет­ской вос­крес­ной шко­лы. Кон­цер­ты при­уро­че­ны к празд­ни­ку Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­хаи­ла — дню Ан­ге­ла на­стоя­тель­ни­цы мо­на­сты­ря. В про­грам­ме «Ми­хай­лов­ских ве­че­ров» — хо­ро­вые бо­го­слу­жеб­ные и на­род­ные пес­но­пе­ния, ин­тер­ме­дий, об­ря­до­вые фольк­лор­ные пред­став­ле­ния.

Мо­на­сты­ри все­гда яв­ля­лись цен­тра­ми куль­ту­ры и про­све­ще­ния. Дос­той­но не­сут они эту мис­сию и сей­час. Так, Ов­руч­ский жен­ский мо­на­стырь про­вел в мае 2002 г. двух­не­дель­ную мис­сио­нер­ско-про­све­ти­тель­скую ак­цию. Поч­ти на всех пред­при­яти­ях и в учеб­ных за­ве­де­ни­ях г. Ов­ру­ча про­шли кон­цер­ты ду­хов­ных пес­но­пе­ний в ис­пол­не­нии на­сель­ниц оби­те­ли. По­сле кон­цер­тов про­во­ди­лись ду­хов­ные бе­се­ды, всем при­сут­ст­вую­щим раз­да­ва­лись из­дан­ные епар­хи­ей «Пра­во­слав­ные по­уче­ния».

Цер­ков­ная му­зы­ка за­ни­ма­ет ис­клю­чи­тель­но важ­ное ме­сто в бо­го­слу­жеб­ной жиз­ни Пра­во­слав­ной Церк­ви. Цер­ков­ная му­зы­ка — это не толь­ко про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва, но, пре­ж­де все­го, — мо­лит­ва, об­ра­щен­ная к Бо­гу, не­отъ­ем­ле­мая часть цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния. На про­тя­же­нии мно­гих ве­ков пра­во­слав­ное бо­го­слу­же­ние фор­ми­ро­ва­ло ду­хов­ную куль­ту­ру на­ции, вос­пи­ты­ва­ло ее вкус, воз­во­ди­ло ду­шу к Бо­гу. В по­след­ст­вии цер­ков­ные пес­но­пе­ния яви­лись ос­но­вой луч­ших про­из­ве­де­ний клас­си­че­ской му­зы­ки.

В ис­то­рии на­шей Церк­ви бо­го­слу­жеб­ное пе­ние все­гда иг­ра­ло важ­ней­шую ду­хов­но-про­све­ти­тель­скою роль. Сра­зу по­сле кре­ще­ния Ру­си, в Кие­ве — сто­ли­це древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ст­ва — по­яв­ля­ют­ся гре­че­ские пев­чие, при­нес­шие на Русь пев­че­скую куль­ту­ру Ви­зан­тии, соз­да­ют­ся шко­лы, в ко­то­рых, по­ми­мо пре­по­да­ва­ния бо­го­слов­ских дис­ци­п­лин, изу­ча­ет­ся ви­зан­тий­ская цер­ков­ная му­зы­ка. Мно­го ве­ков спус­тя, в XVII в., что­бы про­ти­во­сто­ять ка­то­ли­че­ско-уни­ат­ской экс­пан­сии на ис­кон­но пра­во­слав­ных ук­ра­ин­ских зем­лях, в шко­лах, соз­дан­ных при пра­во­слав­ных брат­ст­вах, осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся му­зы­каль­но­му об­ра­зо­ва­нию, соз­да­ют­ся пер­во­класс­ные хо­ры, из­да­ют­ся ир­мо­ло­гио­ны и му­зы­каль­ные грам­ма­ти­ки, мо­ло­до­му по­ко­ле­нию при­ви­ва­ет­ся лю­бовь к са­мо­быт­но­му на­цио­наль­но­му во­каль­но­му ис­кус­ст­ву. Все это спо­соб­ст­во­ва­ло вы­со­ко­му ду­хов­но­му и на­цио­наль­но­му подъ­е­му на­ше­го на­ро­да, по­яв­ле­нию та­ких та­лант­ли­вых цер­ков­ных ком­по­зи­то­ров, как А. Ве­дель, М. Бе­ре­зов­ский, Д. Борт­нян­ский и др.

Но­вый им­пульс к воз­ро­ж­де­нию и раз­ви­тию пев­че­ских тра­ди­ций дал вы­ход на­шей Церк­ви из по­лу­ле­галь­но­го су­ще­ст­во­ва­ния по­сле празд­но­ва­ния ты­ся­че­лет­не­го юби­лея Кре­ще­ния Ру­си. С воз­ро­ж­де­ни­ем пра­во­слав­ных оби­те­лей, хра­мов, ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний воз­ник­ла ост­рая не­об­хо­ди­мость в ор­га­ни­за­ции об­раз­цо­вых цер­ков­но-пев­че­ских кол­лек­ти­вов. По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны Вла­ди­ми­ра, по всей стра­не ор­га­ни­зо­вы­ва­ют­ся кур­сы ре­ген­тов-пса­лом­щи­ков, ре­гент­ские от­де­ле­ния при ду­хов­ных се­ми­на­ри­ях и учи­ли­щах. В те­че­ние не­сколь­ких лет на Ук­раи­не поя­ви­лись вы­со­ко­про­фес­сио­наль­ные хо­ро­вые кол­лек­ти­вы, та­кие как хор Вос­кре­сен­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра го­ро­да Ров­но под управ­ле­ни­ем А. Та­ра­сен­ко, хор Ио­нин­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря под управ­ле­ни­ем диа­ко­на Ди­мит­рия Бол­гар­ско­го, хор Воз­не­сен­ской церк­ви го­ро­да Кие­ва под управ­ле­ни­ем А. Та­ра­сен­ко, хор хра­ма свя­ти­те­ля Ми­хаи­ла, пер­во­го Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го, под управ­ле­ни­ем Б. Пли­ша. Эти и дру­гие кол­лек­ти­вы за­вое­вы­ва­ют при­зо­вые мес­та на кон­кур­сах и фес­ти­ва­лях, зна­ко­мят ши­ро­кую пуб­ли­ку с ше­дев­ра­ми хо­ро­во­го ис­кус­ст­ва.

Ши­ро­кий раз­мах при­об­ре­та­ет фес­ти­валь­ное дви­же­ние. В Ял­те, Днеп­ро­пет­ров­ске, До­нец­ке, Чер­ни­го­ве, Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском, Глу­хо­ве, Кие­ве еже­год­но про­во­дят­ся фес­ти­ва­ли цер­ков­ных хо­ров, со­би­раю­щие мно­же­ст­во лю­би­те­лей пе­ния. По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра в 1998 г. был уч­ре­ж­ден Все­ук­ра­ин­ский фес­ти­валь цер­ков­но­го пе­ния «Глас Пе­чер­ский», ко­то­рый ре­гу­ляр­но про­во­дит­ся в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре. Фес­ти­валь «Глас Пе­чер­ский» стал яр­ким со­бы­ти­ем в цер­ков­ной и куль­тур­ной жиз­ни Ук­раи­ны. В нем при­ни­ма­ют уча­стие ар­хие­рей­ские епар­хи­аль­ные хо­ры, хо­ры при­ход­ских хра­мов, ду­хов­ных учи­лищ, вос­крес­ных школ, свет­ские про­фес­сио­наль­ные и са­мо­дея­тель­ные кол­лек­ти­вы.

В 2005 г. фес­ти­валь «Глас Пе­чер­ский» при­об­ре­та­ет ме­ж­ду­на­род­ный ста­тус. На­ря­ду с ук­ра­ин­ски­ми, в нем при­ни­ма­ют уча­стие хо­ры из Гру­зии, Поль­ши, Бол­га­рии, Ру­мы­нии, Рос­сии и Бе­ла­ру­си.

В Свя­то-Ус­пен­ской Свя­то­гор­ской лав­ре До­нец­кой об­лас­ти стал тра­ди­ци­он­ным Все­ук­ра­ин­ский пев­че­ский со­бор — фес­ти­валь пра­во­слав­но­го хо­ро­во­го пе­ния. В нем при­ни­ма­ют уча­стие луч­шие кол­лек­ти­вы стра­ны — лау­реа­ты мно­гих пре­стиж­ных ме­ж­ду­на­род­ных кон­кур­сов: ка­мер­ные хо­ры «Ки­ев» и «Кре­ща­тик», жен­ский хор Лу­ган­ско­го кол­лед­жа ис­кусств «Бла­го­вест», муж­ской квар­тет «Сре­те­ние» из Харь­ко­ва, хор маль­чи­ков На­цио­наль­ной му­зы­каль­ной ака­де­мии Ук­раи­ны им. П. Чай­ков­ско­го и др.

В Ки­ро­во­гра­де епар­хи­аль­ное управ­ле­ние и об­ла­ст­ной Дом на­род­но­го твор­че­ст­ва вот уже не­сколь­ко лет со­вме­ст­но про­во­дят празд­ник ду­хов­но­го пе­ния «Мо­люсь за те­бе, Україно», в ко­то­ром при­ни­ма­ют уча­стие хо­ро­вые кол­лек­ти­вы епар­хии и об­ла­ст­но­го управ­ле­ния куль­ту­ры. В За­по­рож­ской епар­хии про­во­дят­ся об­ла­ст­ные фес­ти­ва­ли ду­хов­ной му­зы­ки «Пой­те Бо­гу на­ше­му, пой­те». Ме­стом по­сто­ян­но­го про­ве­де­ния фес­ти­ва­лей стал г. Бер­дянск.

Мо­ло­деж­ный фес­ти­валь ду­хов­ных, на­род­ных и пат­рио­ти­че­ских пес­но­пе­ний ре­гу­ляр­но ор­га­ни­зо­вы­ва­ет Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ская епар­хия. Гео­гра­фия фес­ти­ва­ля дав­но вы­шла за пре­де­лы Во­лы­ни. В 2002 г. в нем уча­ст­во­ва­ло око­ло 40 хо­ро­вых кол­лек­ти­вов из раз­ных об­лас­тей Ук­раи­ны и Поль­ши. С ка­ж­дым го­дом их ко­ли­че­ст­во воз­рас­та­ет, а круг уча­ст­ни­ков все бо­лее рас­ши­ря­ет­ся.

Зна­чи­тель­ным со­бы­ти­ем в жиз­ни Крым­ской епар­хии ста­ло по­се­ще­ние Кры­ма в но­яб­ре 2001 г. пра­во­слав­ной гре­че­ской де­ле­га­ци­ей, в со­став ко­то­рой вхо­ди­ли свя­щен­но­слу­жи­те­ли Эл­лад­ской Церк­ви, ра­бот­ни­ки и хор афин­ско­го му­ни­ци­па­ли­те­та. Гре­че­ский хор дал не­сколь­ко кон­цер­тов в хра­мах епар­хии, а так­же в Тав­ри­че­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии и Се­ва­сто­поль­ском де­ло­вом и куль­тур­ном цен­тре.

В 2002 г. Ми­ни­стер­ст­во куль­ту­ры и ис­кусств Ук­раи­ны при­гла­си­ло Сум­ское епар­хи­аль­ное управ­ле­ние к уча­стию в про­ве­де­нии на ба­зе Сум­ско­го выс­ше­го учи­ли­ща ис­кусств и куль­ту­ры им. Д. Борт­нян­ско­го тра­ди­ци­он­но­го Все­ук­ра­ин­ско­го кон­кур­са хо­ро­вых ди­ри­же­ров им. Борт­нян­ско­го. В кон­кур­се уча­ст­во­ва­ли сту­ден­ты муз­учи­лищ и учи­лищ ис­кусств и куль­ту­ры Кие­ва, Харь­ко­ва, За­по­ро­жья, Се­ве­ро­до­нец­ка, Одес­сы, Льво­ва, Тер­но­по­ля. На кон­кур­се впер­вые бы­ла уч­ре­ж­де­на спе­ци­аль­ная пре­мия Сум­ской епар­хии — «За мо­лит­вен­ное ис­пол­не­ние».

Не толь­ко твор­че­ской, но и мис­сио­нер­ской по­бе­дой мож­но на­звать уча­стие хо­ра Свя­то-Вос­кре­сен­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Ро­вен­ской епар­хии Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви во II Ме­ж­ду­на­род­ном хо­ро­вом фес­ти­ва­ле «Пе­ре­звон» в Ива­но-Фран­ков­ске. В фес­ти­валь при­ни­ма­ли уча­стие за­слу­жен­ные го­су­дар­ст­вен­ные ака­де­ми­че­ские кол­лек­ти­вы из Ук­раи­ны и дру­гих стран. Пе­ние пра­во­слав­но­го хо­ра из Ров­но, ог­ла­сив­шее сла­вян­ски­ми пес­но­пе­ния­ми Ива­но-Фран­ковск (го­род, в ко­то­ром ото­бра­ны все пра­во­слав­ные хра­мы, а пра­во­слав­ные ве­рую­щие под­вер­га­ют­ся по­сто­ян­ным при­тес­не­ни­ям), бы­ло еди­но­душ­но от­ме­че­но как «наи­бо­лее чут­кое, по­этич­ное, вы­со­ко­ду­хов­ное».

В Днеп­ро­пет­ров­ске вот уже поч­ти де­сять лет при под­держ­ке Все­ук­ра­ин­ско­го му­зы­каль­но­го сою­за про­во­дит­ся еже­год­ный пев­че­ский фес­ти­валь «От Ро­ж­де­ст­ва к Ро­ж­де­ст­ву». Ко­ли­че­ст­во его уча­ст­ни­ков дос­ти­га­ет 3000 че­ло­век. Ор­га­ни­за­то­ром фес­ти­ва­ля яв­ля­ет­ся Днеп­ро­пет­ров­ская епар­хия, при со­дей­ст­вии ме­ст­ных вла­стей, ме­це­на­тов. Кон­цер­ты про­хо­дят в за­ле го­род­ско­го те­ат­ра им. М. Горь­ко­го. В це­лях раз­ви­тия цер­ков­ной му­зы­каль­ной куль­ту­ры в Днеп­ро­пет­ров­ской епар­хии соз­да­но Пра­во­слав­ное Твор­че­ское Со­дру­же­ст­во. Од­ной из его ак­ций ста­ло про­ве­де­ние со­вме­ст­но с от­де­лом куль­ту­ры гор­ис­пол­ко­ма в мар­те 2002 г. кон­цер­та «Юби­лей­ное при­но­ше­ние», по­свя­щен­но­го 10-ле­тию ар­хие­рей­ско­го хо­ра Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра.

Зна­чи­тель­но воз­рос­ла роль хо­ров пра­во­слав­ных учеб­ных за­ве­де­ний в твор­че­ской и куль­тур­ной жиз­ни стра­ны. По сло­вам за­слу­жен­но­го дея­те­ля ис­кусств Ук­раи­ны ху­до­же­ст­вен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля жен­ско­го хо­ра Выс­ше­го му­зы­каль­но­го учи­ли­ща име­ни Р. Глие­ра Га­ли­ны Гор­ба­тен­ко, пев­чие цер­ков­ных хо­ров да­ют то зна­ние, тот вы­со­кий об­ра­зец ду­хов­но­сти, ко­то­ро­го за­час­тую не хва­та­ет свет­ским вы­со­ко­про­фес­сио­наль­ным хо­ро­вым кол­лек­ти­вам.

Важ­ное ме­сто в про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти Церк­ви за­ни­ма­ет за­пись цер­ков­ной му­зы­ки и из­да­ние цер­ков­но-пев­че­ских сбор­ни­ков. В 1995–1996 гг. хо­ром Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии под управ­ле­ни­ем Д. Бол­гар­ско­го был за­пи­сан му­зы­каль­ный цикл рас­пе­вов Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Свод­ным хо­ром бра­тии Лав­ры и Ки­ев­ских ду­хов­ных школ под управ­ле­ни­ем ие­ро­диа­ко­на Ки­рил­ла (Бо­ри­се­ви­ча) за­пи­са­но не­сколь­ко дис­ков к юби­лей­ным и па­мят­ным цер­ков­ным да­там. В 2002 г. хор КДА­иС под управ­ле­ни­ем ие­ро­диа­ко­на Ро­ма­на (Под­луб­ня­ка) осу­ще­ст­вил за­пись, по­свя­щен­ную трех­сот­ле­тию Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии.

Нель­зя не ска­зать о ве­ду­щей ро­ли в де­ле воз­ро­ж­де­ния цер­ков­но­го пе­ния ми­тро­по­личь­е­го хо­ра под управ­ле­ни­ем М. Лит­ви­нен­ко, дос­той­но­го на­след­ни­ка ве­ли­ких ки­ев­ских ре­ген­тов — Ка­лы­шев­ско­го, Гай­дая, Тол­сто­го. За­пи­сан­ный в 2002 г. этим про­слав­лен­ным кол­лек­ти­вом диск с пес­но­пе­ния­ми все­нощ­но­го бде­ния яв­ля­ет­ся яр­ким то­му сви­де­тель­ст­вом. Празд­ни­ком для мно­гих лю­би­те­лей цер­ков­но­го пе­ния, не­со­мнен­но, стал вы­ход в свет дис­ка с за­пи­ся­ми пес­но­пе­ний ака­фи­ста Ус­пе­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, в ис­пол­не­нии брат­ско­го хо­ра Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры.

Пра­во­слав­ные хо­ры Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мно­го га­ст­ро­ли­ру­ют, зна­ко­мя лю­дей во мно­гих угол­ках ми­ра с кра­со­той и бо­гат­ст­вом пра­во­слав­но­го бо­го­слу­же­ния: Поль­ша, Бол­га­рия, Гру­зия, Рос­сия, Фран­ция, Швей­ца­рия, Гер­ма­ния — вот да­ле­ко не пол­ный пе­ре­чень стран, при­ни­мав­ших пра­во­слав­ные хо­ры Ук­раи­ны.

Все­об­щий му­зы­каль­ный подъ­ем по­ло­жи­тель­но от­ра­зил­ся на му­зы­каль­но-из­да­тель­ской дея­тель­но­сти на­шей Церк­ви. По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны Вла­ди­ми­ра на про­тя­же­нии по­след­них пя­ти лет бы­ло из­да­но не­сколь­ко де­сят­ков нот­ных сбор­ни­ков для цер­ков­ных хо­ров. При­ме­ром та­ко­го из­да­ния мо­жет слу­жить сбор­ник нот «Все­нощ­ное бде­ние» под ре­дак­ци­ей Д. Бол­гар­ско­го, в ко­то­рый во­шли со­чи­не­ния, на­пи­сан­ные для мо­на­стыр­ских и учеб­ных хо­ров. В по­след­ние го­ды вы­шло в свет два из­да­ния оби­хо­да Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, в ко­то­рый во­шли пес­но­пе­ния ве­ли­кой ве­чер­ни, ут­ре­ни, Бо­же­ст­вен­ной ли­тур­гии, а так­же пес­но­пе­ния Ве­ли­ко­го по­ста. Ио­нин­ским муж­ским мо­на­сты­рем из­да­на Цвет­ная Три­одь по оби­хо­ду Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Свя­то-Ус­пен­ской По­ча­ев­ской Лав­рой в 2003 г. из­да­ны Все­нощ­ное бде­ние и ли­тур­гия.

По бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Сум­ско­го и Ах­тыр­ско­го Ио­ва Сум­ской пе­ду­ни­вер­си­тет из­дал трех­том­ную Хре­сто­ма­тию пра­во­слав­ной ду­хов­ной му­зы­ки. Из­да­ние пред­ва­ря­ла боль­шая ис­сле­до­ва­тель­ская ра­бо­та: в го­род­ском ар­хи­ве бы­ли об­на­ру­же­ны ру­ко­пис­ные кни­ги XIX в. из Сум­ско­го ка­фед­раль­но­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра, ко­то­рые и лег­ли в ос­но­ву Хре­сто­ма­тии.

В 2005 г. бы­ло опуб­ли­ко­ва­но не­сколь­ко сбор­ни­ков пес­но­пе­ний Пра­во­слав­ной Церк­ви под об­щей ре­дак­ци­ей ар­хи­епи­ско­па Ио­на­фа­на (Елец­ких). Пе­ре­из­дан цер­ков­но-пев­че­ский сбор­ник при­двор­ной пев­че­ской ка­пел­лы, име­нуе­мый Бах­ме­тев­ским. Из­да­ны сбор­ни­ки нот ро­ж­де­ст­вен­ских ко­ля­док. Сви­де­тель­ст­вом воз­ро­ж­де­ния му­зы­каль­ных тра­ди­ций на­шей Церк­ви ста­ло по­яв­ле­ние но­вых цер­ков­ных со­чи­не­ний, на­пи­сан­ных со­вре­мен­ны­ми ком­по­зи­то­ра­ми. Ори­ги­наль­ные со­чи­не­ния и пе­ре­ло­же­ния ар­хи­епи­ско­па Ио­на­фа­на (Елец­ких), А. Та­ра­сен­ко, М. Цо­ло­ло, Д. Бол­гар­ско­го, ие­ро­диа­ко­на Ро­ма­на (Под­луб­ня­ка), А. Пет­руч­ка от­ли­ча­ют­ся яс­но­стью форм, не­слож­ной, но ин­те­рес­ной гар­мо­ни­че­ской па­лит­рой, а глав­ное — тра­ди­ци­он­но­стью и по­ни­ма­ни­ем це­лей и мес­та хо­ра в пра­во­слав­ном бо­го­слу­же­нии.

В це­лях обоб­ще­ния опы­та в об­лас­ти цер­ков­ной му­зы­каль­но-пев­че­ской прак­ти­ки, по бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, с 2002 г. в Кие­ве ре­гу­ляр­но про­во­дят­ся Все­ук­ра­ин­ские кон­фе­рен­ции «Зна­че­ние цер­ков­но­го пе­ния в пра­во­слав­ном бо­го­слу­же­нии». Идея ор­га­ни­за­ции та­ких кон­фе­рен­ций воз­ник­ла как итог про­ве­де­ния фес­ти­ва­ля «Глас Пе­чер­ский». В них при­ни­ма­ют уча­стие пре­по­да­ва­те­ли КДА­иС, На­цио­наль­ной му­зы­каль­ной ака­де­мии, дру­гих цер­ков­ных и свет­ских ву­зов, свя­щен­но­слу­жи­те­ли, ре­ген­ты, пса­лом­щи­ки из всех епар­хий Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

 

Церковные Таинства

—    Плоды Покаяния велики и неисчислимы. Покаяние — это залог райских благ: и небесных, и земных. Грешника ожидает страдание, наказание за грехи, праведника — награда от Бога на небе и на земле. Благодаря Таинству Покаяния человек может чувствовать и испытывать духовные радости и реальное Божие присутствие. В первую очередь — это Царствие Божие, что созиждится в душе человека, который приносит покаяние, уже здесь, в земной жизни (Лк. 17, 21).
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Причиной болезней, а в конечном итоге и самой смерти, является сам человек. Бог, создав человека, одновременно со свободой воли дал Адаму заповедь послушания: не употреблять плодов дерева познания добра и зла. Первый человек нарушил этот запрет, поэтому в мир вошли болезни и смерть.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru