Ок­но в гор­ний мир

Осо­бое ме­сто в цер­ков­ном ис­кус­ст­ве за­ни­ма­ет ико­но­пись. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, по­свя­тив­ший в сво­их тру­дах не­ма­ло стра­ниц бо­го­сло­вию ико­ны, очень тон­ко чув­ст­ву­ет мис­ти­че­скую связь об­раза с Пер­во­об­ра­зом. «Ико­на при­зва­на вы­ра­жать уче­ние Церк­ви. Ико­ну соз­да­ло глу­бо­кое по сво­ей ре­ли­ги­оз­но­сти пра­во­слав­ное ве­ро­соз­на­ние на­ше­го на­ро­да. Ико­на есть осо­бая фор­ма от­кро­ве­ния Бо­же­ст­вен­ной ре­аль­но­сти, ок­но в ду­хов­ный не­бес­ный мир.

Ус­лов­ным ие­ра­ти­че­ским язы­ком ико­на вы­ра­жа­ет ре­аль­ность жиз­ни в Бо­ге, кра­со­ту пре­об­ра­жен­но­го тво­ре­ния. Со­фий­ные ико­ны рас­кры­ва­ют все­мир­ное, кос­ми­че­ское на­зна­че­ние Церк­ви, в ко­то­рой кон­цен­три­ру­ет­ся все тво­ре­ние, ан­гель­ский со­бор и че­ло­ве­че­ский род для все­лен­ско­го сла­во­сло­вия Гос­по­да...

По­чи­та­ние свя­тых икон при­но­сит боль­шую поль­зу для че­ло­ве­че­ской ду­ши, — пи­шет он. — Чем ча­ще мы ви­дим изо­бра­жае­мых че­рез изо­бра­же­ние на ико­не, тем ча­ще, смот­ря на них, ми вы­ну­ж­да­ем се­бя вспо­ми­нать и лю­бить пер­во­об­раз. Ико­ны слу­жат по­сред­ни­ка­ми ме­ж­ду те­ми, кто изо­бра­жен на них, и те­ми, кто мо­лит­ся пе­ред ни­ми, по­то­му что бла­го­дать, ко­то­рую при жиз­ни стя­жа­ли свя­тые, пре­бы­ва­ет в их ико­нах. В хра­ме, со­б­ра­ние ве­рую­щих че­рез по­сред­ни­че­ст­во мо­литв и икон вхо­дит в мо­лит­вен­ное об­ще­ние с Цер­ко­вью Не­бес­ной и со­став­ля­ет с ней еди­ное це­лое.

Ико­на яв­ля­ет­ся ок­ном в Гор­ний мир, че­рез ко­то­рое мы мо­жем ви­деть не­бо­жи­те­лей» .

Пре­ж­де все­го, ико­на яв­ля­ет­ся пред­ме­том по­кло­не­ния как свя­зую­щее зве­но ме­ж­ду мо­ля­щим­ся и объ­ек­том его мо­лит­вы, как луч Бо­же­ст­вен­но­го све­та бла­го­да­ти. Вме­сте с тем вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ный, на­пи­сан­ный бла­го­го­вей­ной ру­кой та­лант­ли­во­го мас­те­ра об­раз ста­но­вит­ся и пред­ме­том ис­кус­ст­ва. Та­ко­вы на­ши зна­ме­ни­тые древ­ние ико­ны — ше­дев­ры ис­кус­ст­ва и ду­хов­ные ше­дев­ры.

По­кро­ви­тель­ни­цей мо­на­ше­ст­вую­щих, Игу­ме­ни­ей всех мо­на­сты­рей яв­ля­ет­ся Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца. Мно­гие из оби­те­лей от­кры­ва­лись по Ее бла­го­сло­ве­нию и с Ее бла­го­дат­ной по­мо­щью. Зна­ме­ни­ем ми­ло­сти Пре­чис­той бы­ли Ее чу­до­твор­ные ико­ны, яв­лен­ные ве­рую­щим в под­держ­ку и уте­ше­ние. Свя­тая Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь и по­ны­не не ос­ку­де­ла чу­дес­ны­ми зна­ме­ния­ми Бо­го­ма­тер­ней люб­ви. Пред­стоя­тель­ст­во Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра от­ме­че­но мно­ги­ми чу­до­тво­ре­ния­ми и про­слав­ле­ни­ем свя­тых икон. В пер­вую оче­редь — это ста­рин­ные чти­мые ико­ны, воз­вра­щен­ные в хра­мы из му­зе­ев и га­ле­рей, из­вле­чен­ные из-под спу­да бе­реж­но хра­нив­ши­ми их в го­ды бо­го­бор­че­ст­ва при­хо­жа­на­ми, при­не­сен­ные на род­ное ме­сто из дру­гих оби­те­лей и церк­вей, где они пре­бы­ва­ли до луч­ших вре­мен. По­ка­за­те­лен в этой свя­зи слу­чай с Зим­нен­ским чу­до­твор­ным об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ко­гда Зим­нен­ский мо­на­стырь в 60-е гг. ХХ ст. был ли­к­ви­ди­ро­ван, ико­ну за­бра­ли с со­бой мо­на­хи­ни, за­тем пе­ре­да­ли в Ко­рец­кий жен­ский мо­на­стырь. Че­рез 35 лет, в 1995 г., в празд­но­ва­ние 500-ле­тия Свя­то-Ус­пен­ско­го хра­ма Зим­нен­ско­го мо­на­сты­ря, свя­ты­ня вер­ну­лась в оби­тель. Свои чу­до­дей­ст­вен­ные зна­ме­ния Пре­чис­тая Де­ва яви­ла 24 сен­тяб­ря 1995 г. во вре­мя тор­жеств, по­свя­щен­ных 500-лет­не­му юби­лею, ко­то­рые воз­глав­лял Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. По сви­де­тель­ст­ву оче­вид­цев-па­лом­ни­ков, в пред­две­рии это­го со­бы­тия про­изош­ло чу­до: но­чью от Тро­иц­кой церк­ви до не­бес вспых­нул ог­нен­ный столп, а из хра­ма слы­ша­лась Хе­ру­вим­ская песнь. 23 сен­тяб­ря, во вре­мя Кре­ст­но­го хо­да с Зим­нен­ским об­ра­зом Бо­го­ма­те­ри, по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние от сле­по­ты жи­тель­ни­ца с. Зим­но. Так по­тек­ла ре­ка бла­го­дат­ных чу­дес и ис­це­ле­ний от по­кро­ви­тель­ни­цы мо­на­сты­ря — чу­до­твор­ной Зим­нен­ской ико­ны .

В зна­ме­на­тель­ный год 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва Бо­го­ма­терь яви­ла Ук­раи­не Свою ве­ли­кую ми­лость: в г. Луц­ке бы­ла най­де­на древ­ней­шая из оте­че­ст­вен­ных свя­тынь — Холм­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. На­пи­сал ее, по пре­да­нию, сам еван­ге­лист Лу­ка, а при­вез­ла на Русь ви­зан­тий­ская ца­рев­на Ан­на, суп­ру­га рав­но­апо­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. Пер­вые све­де­ния об этой ико­не со­дер­жат­ся в Га­лиц­ко-Во­лын­ской ле­то­пи­си, где го­во­рит­ся, что князь Да­ни­ил Га­лиц­кий в 1223 г. ос­но­вал г. Холм, по­стро­ил в нем цер­ковь и при­вез для нее из ки­ев­ско­го Свя­то-Фео­до­ров­ско­го мо­на­сты­ря об­ра­зы Спа­са и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Вви­ду об­ще­на­цио­наль­ной зна­чи­мо­сти этой свя­ты­ни, а так­же слож­ной кон­фес­сио­наль­ной об­ста­нов­ки в Луц­ке, го­су­дар­ст­вен­ны­ми вла­стя­ми бы­ло при­ня­то ре­ше­ние не пе­ре­да­вать ее ка­ко­му-ли­бо из хра­мов го­ро­да, а по­мес­тить в крае­вед­че­ский му­зей. 25 мар­та 2002 г. Ка­би­нет Ми­ни­ст­ров вы­де­лил 115 тыс. гри­вен на про­ве­де­ние ра­бот по ис­сле­до­ва­нию, кон­сер­ва­ции, рес­тав­ра­ции и со­хра­не­нию этой ве­ли­кой на­цио­наль­ной ре­ли­к­вии.

В 1993 г. весь пра­во­слав­ный люд вско­лых­ну­ло уди­ви­тель­ное со­бы­тие: в Ки­ев­ском Свя­то-Вве­ден­ском хра­ме ста­рин­ный спи­сок с об­раза Бо­го­ма­те­ри «При­зри на сми­ре­ние», яв­лен­но­го в XV ст. на Псков­щи­не, чу­дес­но ото­бра­зил­ся на стек­ле кио­та. С тех пор к чу­до­твор­но­му об­ра­зу не пре­кра­ща­ет­ся по­ток бо­го­моль­цев, ко­то­рые по­лу­ча­ют от не­го бла­го­дат­ные ис­це­ле­ния, вра­зум­ле­ния, по­мощь в жи­тей­ских ну­ж­дах. Ико­на «При­зри на сми­ре­ние» вме­сте с ве­ли­чай­ши­ми свя­ты­ня­ми Ук­раи­ны с Кре­ст­ным хо­дом в честь 950-ле­тия Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры обош­ла все епар­хии на­шей Церк­ви. На­хо­дясь во вре­мя его про­ве­де­ния в Одес­ском Свя­то-Ар­хан­ге­ло-Ми­хай­лов­ском жен­ском мо­на­сты­ре, она спас­ла оби­тель от по­жа­ра при воз­го­ра­нии чер­дач­но­го по­ме­ще­ния од­но­го из мо­на­стыр­ских кор­пу­сов.

Ико­на по­се­ща­ет раз­лич­ные хра­мы в раз­ных угол­ках Ук­раи­ны, вез­де ос­тав­ляя па­мять о сво­их чу­до­тво­ре­ни­ях. Так, 17 ию­ня 2002 г., в день от­да­ния Свя­той Пас­хи, ее тор­же­ст­вен­ным Кре­ст­ным хо­дом с ко­ло­коль­ным зво­ном встре­чал Чер­ни­гов, где она пре­бы­ва­ла в древ­нем Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре. А пе­ред этим, в фев­ра­ле 2002 г., она спас­ла, на­хо­дясь в Хер­сон­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре, хра­мо­вое по­ме­ще­ние от по­жа­ра при за­мы­ка­нии элек­тро­се­ти в под­ку­поль­ной час­ти со­бо­ра. Ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский и Тав­ри­че­ский Ио­на­фан, при­хо­жа­не со­бо­ра воз­не­сли Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це бла­го­дар­ст­вен­ные мо­лит­вы за чу­дес­ное из­бав­ле­ние от ог­нен­ной сти­хии.

На весь Ки­ев про­сла­ви­лась ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­нуе­мая Бар­ская-Ки­ев­ская, или «Из­ба­ви­тель­ни­ца». Она чу­дес­но об­но­ви­лась на ста­ром хол­сте, на ко­то­ром из-за вет­хо­сти изо­бра­же­ние поч­ти ис­чез­ло. К ико­не, на­хо­дя­щей­ся ны­не у пра­во­го кли­ро­са Кре­сто­воз­дви­жен­ской церк­ви Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, при­хо­дит на по­кло­не­ние мно­же­ст­во ве­рую­щих.

В день от­да­ния празд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы 25 сен­тяб­ря 1995 г. Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь про­сла­ви­ла как чу­до­твор­ную Бо­ян­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. На­пи­сан­ный за не­сколь­ко лет до это­го об­раз, на­хо­див­ший­ся в хра­ме с. Боя­нов Чер­но­виц­кой епар­хии, вдруг на­чал ис­то­чать сле­зы от Пре­чис­то­го ли­ка Бо­го­ма­те­ри. Слу­чи­лось это 18 де­каб­ря 1993 г., во вре­мя все­нощ­ной в ка­нун празд­ни­ка свя­ти­те­ля Ни­ко­лая при пе­нии «Че­ст­ней­шую хе­ру­вим...». С тех пор пла­чу­щая о на­ших гре­хах ико­на по­чи­та­ет­ся все­ми ве­рую­щи­ми Ук­раи­ны как ве­ли­кая свя­ты­ня. Она по­се­ти­ла мно­же­ст­во епар­хий, по­всю­ду со­вер­шая ис­це­ле­ния. С 13 по 31 мая 2002 г. ико­на пре­бы­ва­ла в Кие­ве. Встре­чав­ший ее при боль­шом сте­че­нии мо­ля­щих­ся бла­го­чин­ный ки­ев­ских хра­мов про­тои­е­рей Ви­та­лий Ко­сов­ский ска­зал на про­по­ве­ди: «Эта ико­на яв­ля­ет­ся чу­дом ХХ в. и од­ной из свя­тынь Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Она яви­ла се­бя ми­ру не за мно­го ве­ков до на­стоя­ще­го дня, а в ны­неш­нее вре­мя. Ико­на бы­ла на­пи­са­на чуть боль­ше 10 лет то­му на­зад, и за это вре­мя от нее про­изош­ло столь­ко чу­дес, сколь­ко по­рой не про­ис­хо­дит от чу­до­твор­ных икон пре­ды­ду­щих ве­ков. Цер­ков­ное пре­да­ние по­ве­ст­ву­ет, что ко­гда Ио­анн Бо­го­слов был воз­не­сен на не­бо, то за­дал во­прос: «Где же на­хо­дят­ся оби­те­ли Бо­жи­ей Ма­те­ри?» И ус­лы­шал в от­вет: «Она на зем­ле сре­ди лю­дей».

Не­из­ре­чен­ные чу­де­са яв­ля­ет Да­нев­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, име­нуе­мая «Аз есмь с ва­ми, и ни­кто­же на вы» («Я с ва­ми, и ни­кто про­тив вас»). Ико­на бы­ла на­пи­са­на на ру­бе­же XIX—XX вв. по бла­го­сло­ве­нию свя­то­го пра­вед­но­го Ио­ан­на Крон­штадт­ско­го, ко­то­рый и ос­вя­тил ее. Позд­нее об­раз по­лу­чил в бла­го­сло­ве­ние от свя­то­го Ио­ан­на пре­по­доб­ный Се­ра­фим Вы­риц­кий († 1949). Ста­рец Се­ра­фим в 1937 г., в по­ру наи­боль­ших го­не­ний на Цер­ковь, по­вто­рил пе­ред ней под­виг пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го — мо­лит­вен­ное ко­ле­но­пре­кло­нен­ное стоя­ние в те­че­ние 1000 дней и но­чей. В 1997 г., на­ка­ну­не празд­ни­ка По­хва­лы Бо­жи­ей Ма­те­ри, об­раз был по­да­рен Свя­то-Ге­ор­ги­ев­скому мо­на­стырю с. Да­нев­ки Ко­зе­лец­ко­го бла­го­чи­ния Чер­ни­гов­ской епар­хии. На­пи­са­ны уже две кни­ги о чу­де­сах, яв­лен­ных от цель­бо­нос­ной ико­ны, и ле­то­пись чу­до­тво­ре­ний не пре­кра­ща­ет­ся. Гео­гра­фия их ве­ли­ка: Ук­раи­на, стра­ны СНГ, Аме­ри­ка, Ита­лия. «Я с ва­ми — и ни­кто не смо­жет одо­леть вас», — го­во­рит Сво­им чуд­ным об­ра­зом Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца. Это ук­ре­п­ля­ет в ве­ре и на­де­ж­де всех нас, чад Свя­той Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, с ко­то­рой пре­бы­ва­ет ве­ли­кая, не­одо­ли­мая си­ла Взбран­ной Вое­во­ды — Пре­чис­той Бо­жи­ей Ма­те­ри.

«Не дос­та­нет вре­ме­ни» (Евр. 11, 32), что­бы по­ве­ст­во­вать о мно­же­ст­ве чу­до­твор­ных икон Бо­го­ро­ди­цы, про­слав­лен­ных в на­шей Церк­ви. Это и «Ака­фи­ст­ная», ко­то­рую свя­той ис­по­вед­ник Алек­сий Кар­па­то­рус­ский (Ка­ба­люк, † 1947) по­лу­чил в 1908 г. в дар на Го­ре Афон и ко­то­рая пре­бы­ва­ет ны­не в Ху­ст­ском Бла­го­ве­щен­ском хра­ме; и Ели­са­вет­град­ская — по­кро­ви­тель­ни­ца Ки­ро­во­град­ско­й области, спи­сок с ко­то­рой ук­ра­ша­ет Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор в г. Ки­ро­во­гра­де (са­ма ико­на унич­то­же­на боль­ше­ви­ка­ми); и Ме­жи­риц­кая из Свя­то-Тро­иц­ко­го Ме­жи­риц­ко­го мо­на­сты­ря на Ро­вен­щи­не, об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние ко­то­рой Свя­щен­ный Си­нод Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ут­вер­дил в 1998 г.; и Ивер­ская, на­пи­сан­ная в 2000 г. на Афо­не по бла­го­сло­ве­нию ми­тро­по­ли­та Одес­ско­го и Из­ма­иль­ско­го Ага­фан­ге­ла для Одес­ско­го Свя­то-Ивер­ско­го мо­на­сты­ря, и др.

«По­че­му же Ма­терь Бо­жия схо­дит с вы­сот не­бес­ных ми­ло­серд­ст­во­вать о нас, слу­жить ро­ду че­ло­ве­че­ско­му? Это­му Она нау­чи­лась у Сы­на Сво­его, Ко­то­рый все сде­лал, что­бы спа­сти греш­ни­ков. Она ви­де­ла Его, ра­ди нас с не­бес сшед­ше­го, при­няв­ше­го зрак ра­ба, ви­де­ла Его, ко­гда Он мо­лил­ся, тру­дил­ся, про­по­ве­до­вал, тер­пел, му­чил­ся, уми­рал. Бо­жия Ма­терь по бла­го­да­ти Сы­на Сво­его не ос­тав­ля­ет мир без Сво­ей ми­ло­сти» .

Не­сколь­ко лет на­зад на Харь­ков­щи­не чу­дес­но об­но­вил­ся об­раз Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го. Про­изош­ло это 20 ию­ля 1997 г. в Бо­ри­сог­леб­ском мо­на­сты­ре с. Во­дя­ное Зми­ев­ско­го рай­она во вре­мя Бо­же­ст­вен­ной ли­тур­гии. Это бы­ло уже вто­рое чу­до, яв­лен­ное ико­ной, — пер­вое слу­чи­лось в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, ко­гда она уце­ле­ла от по­жа­ра. Лишь по­верх­ность ее за­коп­ти­лась. Во вре­мя ли­тур­гии 20 ию­ля 1997 г. чер­ная ко­поть с ико­ны чу­дес­ным об­ра­зом пол­но­стью со­шла, и об­раз за­си­ял об­нов­лен­ным изо­бра­же­ни­ем Пре­чис­то­го ли­ка Спа­си­те­ля. По­ста­нов­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ от 28 ок­тяб­ря 1997 г. ико­на бы­ла при­зна­на чу­до­твор­ной. В честь ее об­нов­ле­ния ус­та­нов­ле­но цер­ков­ное празд­но­ва­ние. В ка­нун 2002 г. об­раз Спа­са по­бы­вал на Ки­ев­щи­не, по­се­тив Свя­то-Вве­ден­ский муж­ской мо­на­стырь, цер­ковь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный ис­точ­ник», Свя­то-По­кров­ский жен­ский мо­на­стырь и дру­гие хра­мы и оби­те­ли.

Про­слав­ля­ют­ся чу­до­тво­ре­ния­ми об­ра­зы не толь­ко Спа­си­те­ля и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, но и свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их. Всех их пе­ре­чис­лить не­воз­мож­но. Но нель­зя умол­чать о чти­мом об­ра­зе свя­ти­те­ля Ни­ко­лая из Кру­пиц­ко­го Ба­ту­рин­ско­го мо­на­сты­ря, в ко­то­ром ко­гда-то под­ви­зал­ся наш со­оте­че­ст­вен­ник и ве­ли­кий про­све­ти­тель свя­ти­тель Ди­мит­рий Рос­тов­ский. В 2001 г. бы­ли от­ме­че­ны пер­вые ис­це­ле­ния от это­го спи­ска древ­не­го об­раза Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, яв­лен­но­го вбли­зи г. Ба­ту­ри­на в XV—XVI вв. Са­ма ико­на про­па­ла в го­ды ре­во­лю­ци­он­но­го ли­хо­ле­тья, но уце­лел спи­сок с нее, от ко­то­ро­го ны­не на­ча­ли со­вер­шать­ся чу­де­са. Осо­бен­но мно­го ис­це­ле­ний яв­ле­но лю­дям, стра­даю­щим нар­ко­ти­че­ской за­ви­си­мо­стью.

«Чу­дес­ные зна­ме­ния от икон яв­ля­ют­ся сви­де­тель­ст­вом то­го, что че­рез ико­ны про­ис­хо­дит ре­аль­ная связь лю­дей с Бо­гом, Бо­жи­ей Ма­те­рью, свя­ты­ми. Ни­кто не пой­дет за во­дой к пус­той кри­ни­це. И ес­ли лю­ди идут к ико­нам, это оз­на­ча­ет, что с ни­ми — бла­го­дать Бо­жия. Про­слав­лен­ные чу­де­са­ми ико­ны ста­но­вят­ся все­на­род­ны­ми и все­пра­во­слав­ны­ми свя­ты­ня­ми» .

По­пе­че­ни­ем Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра не­дав­но бы­ла от­рес­тав­ри­ро­ва­на ве­ли­кая свя­ты­ня Ук­раи­ны — ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» из Свя­то-Тро­иц­ко­го Ко­рец­ко­го жен­ско­го мо­на­сты­ря на Во­лы­ни, по­вре­ж­ден­ная свя­то­тат­ца­ми, пы­тав­ши­ми­ся ее по­хи­тить. Пре­чис­тая Бо­го­ро­ди­ца яви­ла чу­до: зло­деи не смог­ли, как ни пы­та­лись, вы­нуть об­раз из кио­та. Бла­жен­ней­ший Вла­ды­ка при­ло­жил все уси­лия к то­му, что­бы чу­до­твор­ная ико­на бы­ла над­ле­жа­щим об­ра­зом от­рес­тав­ри­ро­ва­на. Ко­гда слож­ные рес­тав­ра­ци­он­ные ра­бо­ты бы­ли окон­че­ны, Пер­во­свя­ти­тель со­вер­шил пе­ред об­нов­лен­ной ико­ной мо­ле­бен и пе­ре­дал ее се­ст­рам Ко­рец­кой оби­те­ли.

Ве­ли­чай­шей свя­ты­ней Ук­раи­ны яв­ля­ет­ся об­ре­тен­ная не­сколь­ко лет на­зад Холм­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (XII в.), на­хо­дя­щая­ся ны­не в крае­вед­че­ском му­зее г. Луц­ка. Вес­ной 2002 г. Луц­кое епар­хи­аль­ное управ­ле­ние за свой счет от­рес­тав­ри­ро­ва­ло но­вое по­ме­ще­ние Му­зея во­лын­ской ико­ны. Ми­тро­по­лит Луц­кий и Во­лын­ский Ни­фонт ос­вя­тил его и пе­ре­дал в дар му­зею ста­рин­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри из ми­тро­по­личь­ей риз­ни­цы. Вла­ды­ка под­черк­нул, что это — един­ст­вен­ный в Ук­раи­не му­зей, имею­щий со­б­ра­ние икон Во­лын­ской ико­но­пис­ной шко­лы. Боль­шую ра­бо­ту по изу­че­нию са­краль­но­го ис­кус­ст­ва края про­во­дит епар­хия. Пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты Во­лын­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии при­ни­ма­ют уча­стие в раз­лич­ных крае­вед­че­ских ме­ро­прия­ти­ях. Свой вклад вне­сла епар­хия и в ра­бо­ту ме­ж­ду­на­род­ной на­уч­ной кон­фе­рен­ции «Са­краль­ное ис­кус­ст­во Во­лы­ни», про­хо­див­шей в де­каб­ре 2001 г. в Во­лын­ском крае­вед­че­ском му­зее.

Ле­том 2002 г. в Днеп­ро­пет­ров­ске по бла­го­сло­ве­нию ми­тро­по­ли­та Ири­нея бы­ла про­ве­де­на вы­став­ка-се­ми­нар «Со­вре­мен­ная пра­во­слав­ная ико­на». Ор­га­ни­зо­ва­ла ее Днеп­ро­пет­ров­ская об­ла­ст­ная бла­го­тво­ри­тель­ная ор­га­ни­за­ция «Об­ще­ст­во им. свя­ти­те­ля Ни­ко­лая». На вы­став­ке, про­хо­див­шей в Днеп­ро­пет­ров­ском ху­до­же­ст­вен­ном му­зее, бы­ло пред­став­ле­но око­ло ста ра­бот мас­те­ров со­вре­мен­ной ико­но­пи­си. Се­ми­нар за­тро­нул важ­ней­шие про­бле­мы ху­до­же­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния — как на­чаль­но­го, так и про­фес­сио­наль­но­го. В их об­су­ж­де­нии при­ни­ма­ли уча­стие свя­щен­но­слу­жи­те­ли, ху­дож­ни­ки-рес­тав­ра­то­ры, ико­но­пис­цы из Кие­ва, Сим­фе­ро­по­ля, Ров­но, Кер­чи, Жи­то­ми­ра, Ни­ко­по­ля, дру­гих го­ро­дов Ук­раи­ны, а так­же за­ве­дую­щий ико­но­пис­ной шко­лой при Мо­с­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии игу­мен Лу­ка (Го­лов­ков), кан­ди­дат ис­кус­ст­во­ве­де­ния из Кие­ва А. И. Ов­ча­рен­ко, дру­гие спе­циа­ли­сты. Уча­ст­ни­ки се­ми­на­ра го­во­ри­ли о со­вре­мен­ном со­стоя­нии цер­ков­ной куль­ту­ры, и пре­ж­де все­го ико­но­пи­си, о не­об­хо­ди­мо­сти изу­че­ния цер­ков­ных дис­ци­п­лин в гу­ма­ни­тар­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях.

Опыт та­кой ра­бо­ты уже есть. В Днеп­ро­пет­ров­ском го­су­дар­ст­вен­ном те­ат­раль­но-ху­до­же­ст­вен­ном кол­лед­же, соз­да­на спе­циа­ли­зи­ро­ван­ная груп­па «Ико­но­пись», ко­то­рой ру­ко­во­дит свя­щен­ник А. По­но­ма­рен­ко; в Хер­сон­ском го­су­дар­ст­вен­ном пе­да­го­ги­че­ском уни­вер­си­те­те на фа­куль­те­те «Изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во» свя­щен­но­слу­жи­те­ли Хер­сон­ской епар­хии чи­та­ют фа­куль­та­тив­ный курс «Ико­но­гра­фия»; в За­по­ро­жье и Ме­ли­то­по­ле от­кры­ты ико­но­пис­ные шко­лы, в ко­то­рых пре­по­да­ют свя­щен­но­слу­жи­те­ли и про­фес­сио­наль­ные ху­дож­ни­ки.

Боль­шая куль­ту­ро­ло­ги­че­ская ра­бо­та про­во­дит­ся в Лу­ган­ской епар­хии. В ху­до­же­ст­вен­ном и крае­вед­че­ском му­зе­ях, в Арт-га­ле­рее Лу­ган­ска ор­га­ни­зо­ва­ны экс­по­зи­ции икон XVIII—XX вв. из дей­ст­вую­щих хра­мов об­лас­ти, про­во­дят­ся вы­став­ки вы­ши­тых икон и пред­ме­тов цер­ков­ной ут­ва­ри, те­ма­ти­че­ские вы­став­ки «Хра­мы Лу­ган­щи­ны» и др.

В ро­ж­де­ст­вен­ские празд­ни­ки 2002 г. в вы­ста­воч­ном за­ле За­по­рож­ско­го от­де­ле­ния Сою­за ху­дож­ни­ков Ук­раи­ны про­шла вы­став­ка со­вре­мен­ной ико­но­пи­си. Па­рал­лель­но ра­бо­та­ла вы­став­ка «Свя­ты­ни ар­хие­рей­ско­го до­ма», на ко­то­рой бы­ли пред­став­ле­ны ико­ны XVIII—XX вв., цер­ков­ная ут­варь, кни­ги, бо­го­слу­жеб­ное об­ла­че­ние из до­мо­вой ар­хие­рей­ской церк­ви ар­хи­епи­ско­па За­по­рож­ско­го и Ме­ли­то­поль­ско­го Ва­си­лия. По­сле за­кры­тия вы­став­ки вся ут­варь бы­ла пе­ре­да­на ар­хи­епи­ско­пом Ва­си­ли­ем в хра­мы За­по­рож­ской епар­хии. На Пас­ху 2002 г. епар­хи­аль­ным управ­ле­ни­ем со­вме­ст­но с Арт-га­ле­ре­ей «Эос» и За­по­рож­ским крае­вед­че­ским му­зе­ем бы­ли про­ве­де­ны вы­став­ки ста­рин­ных икон и об­раз­цов цер­ков­ной вы­шив­ки За­по­ро­жья.

 

Церковные Таинства

— Бог есть любовь, поэтому любой грех — это преступление против любви, ведущее к разрыву с Богом и другими людьми, следовательно, является грехом против Церкви. Поэтому тот, кто грешит, отпадает от Церкви и должен каяться перед ней.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru