Ок­но в гор­ний мир

Осо­бое ме­сто в цер­ков­ном ис­кус­ст­ве за­ни­ма­ет ико­но­пись. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, по­свя­тив­ший в сво­их тру­дах не­ма­ло стра­ниц бо­го­сло­вию ико­ны, очень тон­ко чув­ст­ву­ет мис­ти­че­скую связь об­раза с Пер­во­об­ра­зом. «Ико­на при­зва­на вы­ра­жать уче­ние Церк­ви. Ико­ну соз­да­ло глу­бо­кое по сво­ей ре­ли­ги­оз­но­сти пра­во­слав­ное ве­ро­соз­на­ние на­ше­го на­ро­да. Ико­на есть осо­бая фор­ма от­кро­ве­ния Бо­же­ст­вен­ной ре­аль­но­сти, ок­но в ду­хов­ный не­бес­ный мир.

Ус­лов­ным ие­ра­ти­че­ским язы­ком ико­на вы­ра­жа­ет ре­аль­ность жиз­ни в Бо­ге, кра­со­ту пре­об­ра­жен­но­го тво­ре­ния. Со­фий­ные ико­ны рас­кры­ва­ют все­мир­ное, кос­ми­че­ское на­зна­че­ние Церк­ви, в ко­то­рой кон­цен­три­ру­ет­ся все тво­ре­ние, ан­гель­ский со­бор и че­ло­ве­че­ский род для все­лен­ско­го сла­во­сло­вия Гос­по­да...

По­чи­та­ние свя­тых икон при­но­сит боль­шую поль­зу для че­ло­ве­че­ской ду­ши, — пи­шет он. — Чем ча­ще мы ви­дим изо­бра­жае­мых че­рез изо­бра­же­ние на ико­не, тем ча­ще, смот­ря на них, ми вы­ну­ж­да­ем се­бя вспо­ми­нать и лю­бить пер­во­об­раз. Ико­ны слу­жат по­сред­ни­ка­ми ме­ж­ду те­ми, кто изо­бра­жен на них, и те­ми, кто мо­лит­ся пе­ред ни­ми, по­то­му что бла­го­дать, ко­то­рую при жиз­ни стя­жа­ли свя­тые, пре­бы­ва­ет в их ико­нах. В хра­ме, со­б­ра­ние ве­рую­щих че­рез по­сред­ни­че­ст­во мо­литв и икон вхо­дит в мо­лит­вен­ное об­ще­ние с Цер­ко­вью Не­бес­ной и со­став­ля­ет с ней еди­ное це­лое.

Ико­на яв­ля­ет­ся ок­ном в Гор­ний мир, че­рез ко­то­рое мы мо­жем ви­деть не­бо­жи­те­лей» .

Пре­ж­де все­го, ико­на яв­ля­ет­ся пред­ме­том по­кло­не­ния как свя­зую­щее зве­но ме­ж­ду мо­ля­щим­ся и объ­ек­том его мо­лит­вы, как луч Бо­же­ст­вен­но­го све­та бла­го­да­ти. Вме­сте с тем вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ный, на­пи­сан­ный бла­го­го­вей­ной ру­кой та­лант­ли­во­го мас­те­ра об­раз ста­но­вит­ся и пред­ме­том ис­кус­ст­ва. Та­ко­вы на­ши зна­ме­ни­тые древ­ние ико­ны — ше­дев­ры ис­кус­ст­ва и ду­хов­ные ше­дев­ры.

По­кро­ви­тель­ни­цей мо­на­ше­ст­вую­щих, Игу­ме­ни­ей всех мо­на­сты­рей яв­ля­ет­ся Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца. Мно­гие из оби­те­лей от­кры­ва­лись по Ее бла­го­сло­ве­нию и с Ее бла­го­дат­ной по­мо­щью. Зна­ме­ни­ем ми­ло­сти Пре­чис­той бы­ли Ее чу­до­твор­ные ико­ны, яв­лен­ные ве­рую­щим в под­держ­ку и уте­ше­ние. Свя­тая Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь и по­ны­не не ос­ку­де­ла чу­дес­ны­ми зна­ме­ния­ми Бо­го­ма­тер­ней люб­ви. Пред­стоя­тель­ст­во Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра от­ме­че­но мно­ги­ми чу­до­тво­ре­ния­ми и про­слав­ле­ни­ем свя­тых икон. В пер­вую оче­редь — это ста­рин­ные чти­мые ико­ны, воз­вра­щен­ные в хра­мы из му­зе­ев и га­ле­рей, из­вле­чен­ные из-под спу­да бе­реж­но хра­нив­ши­ми их в го­ды бо­го­бор­че­ст­ва при­хо­жа­на­ми, при­не­сен­ные на род­ное ме­сто из дру­гих оби­те­лей и церк­вей, где они пре­бы­ва­ли до луч­ших вре­мен. По­ка­за­те­лен в этой свя­зи слу­чай с Зим­нен­ским чу­до­твор­ным об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ко­гда Зим­нен­ский мо­на­стырь в 60-е гг. ХХ ст. был ли­к­ви­ди­ро­ван, ико­ну за­бра­ли с со­бой мо­на­хи­ни, за­тем пе­ре­да­ли в Ко­рец­кий жен­ский мо­на­стырь. Че­рез 35 лет, в 1995 г., в празд­но­ва­ние 500-ле­тия Свя­то-Ус­пен­ско­го хра­ма Зим­нен­ско­го мо­на­сты­ря, свя­ты­ня вер­ну­лась в оби­тель. Свои чу­до­дей­ст­вен­ные зна­ме­ния Пре­чис­тая Де­ва яви­ла 24 сен­тяб­ря 1995 г. во вре­мя тор­жеств, по­свя­щен­ных 500-лет­не­му юби­лею, ко­то­рые воз­глав­лял Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. По сви­де­тель­ст­ву оче­вид­цев-па­лом­ни­ков, в пред­две­рии это­го со­бы­тия про­изош­ло чу­до: но­чью от Тро­иц­кой церк­ви до не­бес вспых­нул ог­нен­ный столп, а из хра­ма слы­ша­лась Хе­ру­вим­ская песнь. 23 сен­тяб­ря, во вре­мя Кре­ст­но­го хо­да с Зим­нен­ским об­ра­зом Бо­го­ма­те­ри, по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние от сле­по­ты жи­тель­ни­ца с. Зим­но. Так по­тек­ла ре­ка бла­го­дат­ных чу­дес и ис­це­ле­ний от по­кро­ви­тель­ни­цы мо­на­сты­ря — чу­до­твор­ной Зим­нен­ской ико­ны .

В зна­ме­на­тель­ный год 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва Бо­го­ма­терь яви­ла Ук­раи­не Свою ве­ли­кую ми­лость: в г. Луц­ке бы­ла най­де­на древ­ней­шая из оте­че­ст­вен­ных свя­тынь — Холм­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. На­пи­сал ее, по пре­да­нию, сам еван­ге­лист Лу­ка, а при­вез­ла на Русь ви­зан­тий­ская ца­рев­на Ан­на, суп­ру­га рав­но­апо­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. Пер­вые све­де­ния об этой ико­не со­дер­жат­ся в Га­лиц­ко-Во­лын­ской ле­то­пи­си, где го­во­рит­ся, что князь Да­ни­ил Га­лиц­кий в 1223 г. ос­но­вал г. Холм, по­стро­ил в нем цер­ковь и при­вез для нее из ки­ев­ско­го Свя­то-Фео­до­ров­ско­го мо­на­сты­ря об­ра­зы Спа­са и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Вви­ду об­ще­на­цио­наль­ной зна­чи­мо­сти этой свя­ты­ни, а так­же слож­ной кон­фес­сио­наль­ной об­ста­нов­ки в Луц­ке, го­су­дар­ст­вен­ны­ми вла­стя­ми бы­ло при­ня­то ре­ше­ние не пе­ре­да­вать ее ка­ко­му-ли­бо из хра­мов го­ро­да, а по­мес­тить в крае­вед­че­ский му­зей. 25 мар­та 2002 г. Ка­би­нет Ми­ни­ст­ров вы­де­лил 115 тыс. гри­вен на про­ве­де­ние ра­бот по ис­сле­до­ва­нию, кон­сер­ва­ции, рес­тав­ра­ции и со­хра­не­нию этой ве­ли­кой на­цио­наль­ной ре­ли­к­вии.

В 1993 г. весь пра­во­слав­ный люд вско­лых­ну­ло уди­ви­тель­ное со­бы­тие: в Ки­ев­ском Свя­то-Вве­ден­ском хра­ме ста­рин­ный спи­сок с об­раза Бо­го­ма­те­ри «При­зри на сми­ре­ние», яв­лен­но­го в XV ст. на Псков­щи­не, чу­дес­но ото­бра­зил­ся на стек­ле кио­та. С тех пор к чу­до­твор­но­му об­ра­зу не пре­кра­ща­ет­ся по­ток бо­го­моль­цев, ко­то­рые по­лу­ча­ют от не­го бла­го­дат­ные ис­це­ле­ния, вра­зум­ле­ния, по­мощь в жи­тей­ских ну­ж­дах. Ико­на «При­зри на сми­ре­ние» вме­сте с ве­ли­чай­ши­ми свя­ты­ня­ми Ук­раи­ны с Кре­ст­ным хо­дом в честь 950-ле­тия Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры обош­ла все епар­хии на­шей Церк­ви. На­хо­дясь во вре­мя его про­ве­де­ния в Одес­ском Свя­то-Ар­хан­ге­ло-Ми­хай­лов­ском жен­ском мо­на­сты­ре, она спас­ла оби­тель от по­жа­ра при воз­го­ра­нии чер­дач­но­го по­ме­ще­ния од­но­го из мо­на­стыр­ских кор­пу­сов.

Ико­на по­се­ща­ет раз­лич­ные хра­мы в раз­ных угол­ках Ук­раи­ны, вез­де ос­тав­ляя па­мять о сво­их чу­до­тво­ре­ни­ях. Так, 17 ию­ня 2002 г., в день от­да­ния Свя­той Пас­хи, ее тор­же­ст­вен­ным Кре­ст­ным хо­дом с ко­ло­коль­ным зво­ном встре­чал Чер­ни­гов, где она пре­бы­ва­ла в древ­нем Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре. А пе­ред этим, в фев­ра­ле 2002 г., она спас­ла, на­хо­дясь в Хер­сон­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре, хра­мо­вое по­ме­ще­ние от по­жа­ра при за­мы­ка­нии элек­тро­се­ти в под­ку­поль­ной час­ти со­бо­ра. Ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский и Тав­ри­че­ский Ио­на­фан, при­хо­жа­не со­бо­ра воз­не­сли Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це бла­го­дар­ст­вен­ные мо­лит­вы за чу­дес­ное из­бав­ле­ние от ог­нен­ной сти­хии.

На весь Ки­ев про­сла­ви­лась ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­нуе­мая Бар­ская-Ки­ев­ская, или «Из­ба­ви­тель­ни­ца». Она чу­дес­но об­но­ви­лась на ста­ром хол­сте, на ко­то­ром из-за вет­хо­сти изо­бра­же­ние поч­ти ис­чез­ло. К ико­не, на­хо­дя­щей­ся ны­не у пра­во­го кли­ро­са Кре­сто­воз­дви­жен­ской церк­ви Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, при­хо­дит на по­кло­не­ние мно­же­ст­во ве­рую­щих.

В день от­да­ния празд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы 25 сен­тяб­ря 1995 г. Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь про­сла­ви­ла как чу­до­твор­ную Бо­ян­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. На­пи­сан­ный за не­сколь­ко лет до это­го об­раз, на­хо­див­ший­ся в хра­ме с. Боя­нов Чер­но­виц­кой епар­хии, вдруг на­чал ис­то­чать сле­зы от Пре­чис­то­го ли­ка Бо­го­ма­те­ри. Слу­чи­лось это 18 де­каб­ря 1993 г., во вре­мя все­нощ­ной в ка­нун празд­ни­ка свя­ти­те­ля Ни­ко­лая при пе­нии «Че­ст­ней­шую хе­ру­вим...». С тех пор пла­чу­щая о на­ших гре­хах ико­на по­чи­та­ет­ся все­ми ве­рую­щи­ми Ук­раи­ны как ве­ли­кая свя­ты­ня. Она по­се­ти­ла мно­же­ст­во епар­хий, по­всю­ду со­вер­шая ис­це­ле­ния. С 13 по 31 мая 2002 г. ико­на пре­бы­ва­ла в Кие­ве. Встре­чав­ший ее при боль­шом сте­че­нии мо­ля­щих­ся бла­го­чин­ный ки­ев­ских хра­мов про­тои­е­рей Ви­та­лий Ко­сов­ский ска­зал на про­по­ве­ди: «Эта ико­на яв­ля­ет­ся чу­дом ХХ в. и од­ной из свя­тынь Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Она яви­ла се­бя ми­ру не за мно­го ве­ков до на­стоя­ще­го дня, а в ны­неш­нее вре­мя. Ико­на бы­ла на­пи­са­на чуть боль­ше 10 лет то­му на­зад, и за это вре­мя от нее про­изош­ло столь­ко чу­дес, сколь­ко по­рой не про­ис­хо­дит от чу­до­твор­ных икон пре­ды­ду­щих ве­ков. Цер­ков­ное пре­да­ние по­ве­ст­ву­ет, что ко­гда Ио­анн Бо­го­слов был воз­не­сен на не­бо, то за­дал во­прос: «Где же на­хо­дят­ся оби­те­ли Бо­жи­ей Ма­те­ри?» И ус­лы­шал в от­вет: «Она на зем­ле сре­ди лю­дей».

Не­из­ре­чен­ные чу­де­са яв­ля­ет Да­нев­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, име­нуе­мая «Аз есмь с ва­ми, и ни­кто­же на вы» («Я с ва­ми, и ни­кто про­тив вас»). Ико­на бы­ла на­пи­са­на на ру­бе­же XIX—XX вв. по бла­го­сло­ве­нию свя­то­го пра­вед­но­го Ио­ан­на Крон­штадт­ско­го, ко­то­рый и ос­вя­тил ее. Позд­нее об­раз по­лу­чил в бла­го­сло­ве­ние от свя­то­го Ио­ан­на пре­по­доб­ный Се­ра­фим Вы­риц­кий († 1949). Ста­рец Се­ра­фим в 1937 г., в по­ру наи­боль­ших го­не­ний на Цер­ковь, по­вто­рил пе­ред ней под­виг пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го — мо­лит­вен­ное ко­ле­но­пре­кло­нен­ное стоя­ние в те­че­ние 1000 дней и но­чей. В 1997 г., на­ка­ну­не празд­ни­ка По­хва­лы Бо­жи­ей Ма­те­ри, об­раз был по­да­рен Свя­то-Ге­ор­ги­ев­скому мо­на­стырю с. Да­нев­ки Ко­зе­лец­ко­го бла­го­чи­ния Чер­ни­гов­ской епар­хии. На­пи­са­ны уже две кни­ги о чу­де­сах, яв­лен­ных от цель­бо­нос­ной ико­ны, и ле­то­пись чу­до­тво­ре­ний не пре­кра­ща­ет­ся. Гео­гра­фия их ве­ли­ка: Ук­раи­на, стра­ны СНГ, Аме­ри­ка, Ита­лия. «Я с ва­ми — и ни­кто не смо­жет одо­леть вас», — го­во­рит Сво­им чуд­ным об­ра­зом Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца. Это ук­ре­п­ля­ет в ве­ре и на­де­ж­де всех нас, чад Свя­той Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, с ко­то­рой пре­бы­ва­ет ве­ли­кая, не­одо­ли­мая си­ла Взбран­ной Вое­во­ды — Пре­чис­той Бо­жи­ей Ма­те­ри.

«Не дос­та­нет вре­ме­ни» (Евр. 11, 32), что­бы по­ве­ст­во­вать о мно­же­ст­ве чу­до­твор­ных икон Бо­го­ро­ди­цы, про­слав­лен­ных в на­шей Церк­ви. Это и «Ака­фи­ст­ная», ко­то­рую свя­той ис­по­вед­ник Алек­сий Кар­па­то­рус­ский (Ка­ба­люк, † 1947) по­лу­чил в 1908 г. в дар на Го­ре Афон и ко­то­рая пре­бы­ва­ет ны­не в Ху­ст­ском Бла­го­ве­щен­ском хра­ме; и Ели­са­вет­град­ская — по­кро­ви­тель­ни­ца Ки­ро­во­град­ско­й области, спи­сок с ко­то­рой ук­ра­ша­ет Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор в г. Ки­ро­во­гра­де (са­ма ико­на унич­то­же­на боль­ше­ви­ка­ми); и Ме­жи­риц­кая из Свя­то-Тро­иц­ко­го Ме­жи­риц­ко­го мо­на­сты­ря на Ро­вен­щи­не, об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние ко­то­рой Свя­щен­ный Си­нод Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ут­вер­дил в 1998 г.; и Ивер­ская, на­пи­сан­ная в 2000 г. на Афо­не по бла­го­сло­ве­нию ми­тро­по­ли­та Одес­ско­го и Из­ма­иль­ско­го Ага­фан­ге­ла для Одес­ско­го Свя­то-Ивер­ско­го мо­на­сты­ря, и др.

«По­че­му же Ма­терь Бо­жия схо­дит с вы­сот не­бес­ных ми­ло­серд­ст­во­вать о нас, слу­жить ро­ду че­ло­ве­че­ско­му? Это­му Она нау­чи­лась у Сы­на Сво­его, Ко­то­рый все сде­лал, что­бы спа­сти греш­ни­ков. Она ви­де­ла Его, ра­ди нас с не­бес сшед­ше­го, при­няв­ше­го зрак ра­ба, ви­де­ла Его, ко­гда Он мо­лил­ся, тру­дил­ся, про­по­ве­до­вал, тер­пел, му­чил­ся, уми­рал. Бо­жия Ма­терь по бла­го­да­ти Сы­на Сво­его не ос­тав­ля­ет мир без Сво­ей ми­ло­сти» .

Не­сколь­ко лет на­зад на Харь­ков­щи­не чу­дес­но об­но­вил­ся об­раз Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го. Про­изош­ло это 20 ию­ля 1997 г. в Бо­ри­сог­леб­ском мо­на­сты­ре с. Во­дя­ное Зми­ев­ско­го рай­она во вре­мя Бо­же­ст­вен­ной ли­тур­гии. Это бы­ло уже вто­рое чу­до, яв­лен­ное ико­ной, — пер­вое слу­чи­лось в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, ко­гда она уце­ле­ла от по­жа­ра. Лишь по­верх­ность ее за­коп­ти­лась. Во вре­мя ли­тур­гии 20 ию­ля 1997 г. чер­ная ко­поть с ико­ны чу­дес­ным об­ра­зом пол­но­стью со­шла, и об­раз за­си­ял об­нов­лен­ным изо­бра­же­ни­ем Пре­чис­то­го ли­ка Спа­си­те­ля. По­ста­нов­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ от 28 ок­тяб­ря 1997 г. ико­на бы­ла при­зна­на чу­до­твор­ной. В честь ее об­нов­ле­ния ус­та­нов­ле­но цер­ков­ное празд­но­ва­ние. В ка­нун 2002 г. об­раз Спа­са по­бы­вал на Ки­ев­щи­не, по­се­тив Свя­то-Вве­ден­ский муж­ской мо­на­стырь, цер­ковь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный ис­точ­ник», Свя­то-По­кров­ский жен­ский мо­на­стырь и дру­гие хра­мы и оби­те­ли.

Про­слав­ля­ют­ся чу­до­тво­ре­ния­ми об­ра­зы не толь­ко Спа­си­те­ля и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, но и свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их. Всех их пе­ре­чис­лить не­воз­мож­но. Но нель­зя умол­чать о чти­мом об­ра­зе свя­ти­те­ля Ни­ко­лая из Кру­пиц­ко­го Ба­ту­рин­ско­го мо­на­сты­ря, в ко­то­ром ко­гда-то под­ви­зал­ся наш со­оте­че­ст­вен­ник и ве­ли­кий про­све­ти­тель свя­ти­тель Ди­мит­рий Рос­тов­ский. В 2001 г. бы­ли от­ме­че­ны пер­вые ис­це­ле­ния от это­го спи­ска древ­не­го об­раза Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, яв­лен­но­го вбли­зи г. Ба­ту­ри­на в XV—XVI вв. Са­ма ико­на про­па­ла в го­ды ре­во­лю­ци­он­но­го ли­хо­ле­тья, но уце­лел спи­сок с нее, от ко­то­ро­го ны­не на­ча­ли со­вер­шать­ся чу­де­са. Осо­бен­но мно­го ис­це­ле­ний яв­ле­но лю­дям, стра­даю­щим нар­ко­ти­че­ской за­ви­си­мо­стью.

«Чу­дес­ные зна­ме­ния от икон яв­ля­ют­ся сви­де­тель­ст­вом то­го, что че­рез ико­ны про­ис­хо­дит ре­аль­ная связь лю­дей с Бо­гом, Бо­жи­ей Ма­те­рью, свя­ты­ми. Ни­кто не пой­дет за во­дой к пус­той кри­ни­це. И ес­ли лю­ди идут к ико­нам, это оз­на­ча­ет, что с ни­ми — бла­го­дать Бо­жия. Про­слав­лен­ные чу­де­са­ми ико­ны ста­но­вят­ся все­на­род­ны­ми и все­пра­во­слав­ны­ми свя­ты­ня­ми» .

По­пе­че­ни­ем Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра не­дав­но бы­ла от­рес­тав­ри­ро­ва­на ве­ли­кая свя­ты­ня Ук­раи­ны — ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» из Свя­то-Тро­иц­ко­го Ко­рец­ко­го жен­ско­го мо­на­сты­ря на Во­лы­ни, по­вре­ж­ден­ная свя­то­тат­ца­ми, пы­тав­ши­ми­ся ее по­хи­тить. Пре­чис­тая Бо­го­ро­ди­ца яви­ла чу­до: зло­деи не смог­ли, как ни пы­та­лись, вы­нуть об­раз из кио­та. Бла­жен­ней­ший Вла­ды­ка при­ло­жил все уси­лия к то­му, что­бы чу­до­твор­ная ико­на бы­ла над­ле­жа­щим об­ра­зом от­рес­тав­ри­ро­ва­на. Ко­гда слож­ные рес­тав­ра­ци­он­ные ра­бо­ты бы­ли окон­че­ны, Пер­во­свя­ти­тель со­вер­шил пе­ред об­нов­лен­ной ико­ной мо­ле­бен и пе­ре­дал ее се­ст­рам Ко­рец­кой оби­те­ли.

Ве­ли­чай­шей свя­ты­ней Ук­раи­ны яв­ля­ет­ся об­ре­тен­ная не­сколь­ко лет на­зад Холм­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (XII в.), на­хо­дя­щая­ся ны­не в крае­вед­че­ском му­зее г. Луц­ка. Вес­ной 2002 г. Луц­кое епар­хи­аль­ное управ­ле­ние за свой счет от­рес­тав­ри­ро­ва­ло но­вое по­ме­ще­ние Му­зея во­лын­ской ико­ны. Ми­тро­по­лит Луц­кий и Во­лын­ский Ни­фонт ос­вя­тил его и пе­ре­дал в дар му­зею ста­рин­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри из ми­тро­по­личь­ей риз­ни­цы. Вла­ды­ка под­черк­нул, что это — един­ст­вен­ный в Ук­раи­не му­зей, имею­щий со­б­ра­ние икон Во­лын­ской ико­но­пис­ной шко­лы. Боль­шую ра­бо­ту по изу­че­нию са­краль­но­го ис­кус­ст­ва края про­во­дит епар­хия. Пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты Во­лын­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии при­ни­ма­ют уча­стие в раз­лич­ных крае­вед­че­ских ме­ро­прия­ти­ях. Свой вклад вне­сла епар­хия и в ра­бо­ту ме­ж­ду­на­род­ной на­уч­ной кон­фе­рен­ции «Са­краль­ное ис­кус­ст­во Во­лы­ни», про­хо­див­шей в де­каб­ре 2001 г. в Во­лын­ском крае­вед­че­ском му­зее.

Ле­том 2002 г. в Днеп­ро­пет­ров­ске по бла­го­сло­ве­нию ми­тро­по­ли­та Ири­нея бы­ла про­ве­де­на вы­став­ка-се­ми­нар «Со­вре­мен­ная пра­во­слав­ная ико­на». Ор­га­ни­зо­ва­ла ее Днеп­ро­пет­ров­ская об­ла­ст­ная бла­го­тво­ри­тель­ная ор­га­ни­за­ция «Об­ще­ст­во им. свя­ти­те­ля Ни­ко­лая». На вы­став­ке, про­хо­див­шей в Днеп­ро­пет­ров­ском ху­до­же­ст­вен­ном му­зее, бы­ло пред­став­ле­но око­ло ста ра­бот мас­те­ров со­вре­мен­ной ико­но­пи­си. Се­ми­нар за­тро­нул важ­ней­шие про­бле­мы ху­до­же­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния — как на­чаль­но­го, так и про­фес­сио­наль­но­го. В их об­су­ж­де­нии при­ни­ма­ли уча­стие свя­щен­но­слу­жи­те­ли, ху­дож­ни­ки-рес­тав­ра­то­ры, ико­но­пис­цы из Кие­ва, Сим­фе­ро­по­ля, Ров­но, Кер­чи, Жи­то­ми­ра, Ни­ко­по­ля, дру­гих го­ро­дов Ук­раи­ны, а так­же за­ве­дую­щий ико­но­пис­ной шко­лой при Мо­с­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии игу­мен Лу­ка (Го­лов­ков), кан­ди­дат ис­кус­ст­во­ве­де­ния из Кие­ва А. И. Ов­ча­рен­ко, дру­гие спе­циа­ли­сты. Уча­ст­ни­ки се­ми­на­ра го­во­ри­ли о со­вре­мен­ном со­стоя­нии цер­ков­ной куль­ту­ры, и пре­ж­де все­го ико­но­пи­си, о не­об­хо­ди­мо­сти изу­че­ния цер­ков­ных дис­ци­п­лин в гу­ма­ни­тар­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях.

Опыт та­кой ра­бо­ты уже есть. В Днеп­ро­пет­ров­ском го­су­дар­ст­вен­ном те­ат­раль­но-ху­до­же­ст­вен­ном кол­лед­же, соз­да­на спе­циа­ли­зи­ро­ван­ная груп­па «Ико­но­пись», ко­то­рой ру­ко­во­дит свя­щен­ник А. По­но­ма­рен­ко; в Хер­сон­ском го­су­дар­ст­вен­ном пе­да­го­ги­че­ском уни­вер­си­те­те на фа­куль­те­те «Изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во» свя­щен­но­слу­жи­те­ли Хер­сон­ской епар­хии чи­та­ют фа­куль­та­тив­ный курс «Ико­но­гра­фия»; в За­по­ро­жье и Ме­ли­то­по­ле от­кры­ты ико­но­пис­ные шко­лы, в ко­то­рых пре­по­да­ют свя­щен­но­слу­жи­те­ли и про­фес­сио­наль­ные ху­дож­ни­ки.

Боль­шая куль­ту­ро­ло­ги­че­ская ра­бо­та про­во­дит­ся в Лу­ган­ской епар­хии. В ху­до­же­ст­вен­ном и крае­вед­че­ском му­зе­ях, в Арт-га­ле­рее Лу­ган­ска ор­га­ни­зо­ва­ны экс­по­зи­ции икон XVIII—XX вв. из дей­ст­вую­щих хра­мов об­лас­ти, про­во­дят­ся вы­став­ки вы­ши­тых икон и пред­ме­тов цер­ков­ной ут­ва­ри, те­ма­ти­че­ские вы­став­ки «Хра­мы Лу­ган­щи­ны» и др.

В ро­ж­де­ст­вен­ские празд­ни­ки 2002 г. в вы­ста­воч­ном за­ле За­по­рож­ско­го от­де­ле­ния Сою­за ху­дож­ни­ков Ук­раи­ны про­шла вы­став­ка со­вре­мен­ной ико­но­пи­си. Па­рал­лель­но ра­бо­та­ла вы­став­ка «Свя­ты­ни ар­хие­рей­ско­го до­ма», на ко­то­рой бы­ли пред­став­ле­ны ико­ны XVIII—XX вв., цер­ков­ная ут­варь, кни­ги, бо­го­слу­жеб­ное об­ла­че­ние из до­мо­вой ар­хие­рей­ской церк­ви ар­хи­епи­ско­па За­по­рож­ско­го и Ме­ли­то­поль­ско­го Ва­си­лия. По­сле за­кры­тия вы­став­ки вся ут­варь бы­ла пе­ре­да­на ар­хи­епи­ско­пом Ва­си­ли­ем в хра­мы За­по­рож­ской епар­хии. На Пас­ху 2002 г. епар­хи­аль­ным управ­ле­ни­ем со­вме­ст­но с Арт-га­ле­ре­ей «Эос» и За­по­рож­ским крае­вед­че­ским му­зе­ем бы­ли про­ве­де­ны вы­став­ки ста­рин­ных икон и об­раз­цов цер­ков­ной вы­шив­ки За­по­ро­жья.

 

Церковные Таинства

—    Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения, не повторяется. Что же касается помазания святым миром императоров, государей при венчании их на царство, то это не является повторением Таинства Миропомазания, а определяется как другой, высший способ сообщения даров Святого Духа.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Христианство в качестве примера отношений в браке взяло образ союза Христа и Церкви. Апостол Павел наставлял, что "муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф. 5, 23-25).
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru