Окно в горний мир
Особое место в церковном искусстве занимает иконопись. Блаженнейший Митрополит Владимир, посвятивший в своих трудах немало страниц богословию иконы, очень тонко чувствует мистическую связь образа с Первообразом. «Икона призвана выражать учение Церкви. Икону создало глубокое по своей религиозности православное веросознание нашего народа. Икона есть особая форма откровения Божественной реальности, окно в духовный небесный мир.
Условным иератическим языком икона выражает реальность жизни в Боге, красоту преображенного творения. Софийные иконы раскрывают всемирное, космическое назначение Церкви, в которой концентрируется все творение, ангельский собор и человеческий род для вселенского славословия Господа...
Почитание святых икон приносит большую пользу для человеческой души, — пишет он. — Чем чаще мы видим изображаемых через изображение на иконе, тем чаще, смотря на них, ми вынуждаем себя вспоминать и любить первообраз. Иконы служат посредниками между теми, кто изображен на них, и теми, кто молится перед ними, потому что благодать, которую при жизни стяжали святые, пребывает в их иконах. В храме, собрание верующих через посредничество молитв и икон входит в молитвенное общение с Церковью Небесной и составляет с ней единое целое.
Икона является окном в Горний мир, через которое мы можем видеть небожителей» .
Прежде всего, икона является предметом поклонения как связующее звено между молящимся и объектом его молитвы, как луч Божественного света благодати. Вместе с тем высокохудожественный, написанный благоговейной рукой талантливого мастера образ становится и предметом искусства. Таковы наши знаменитые древние иконы — шедевры искусства и духовные шедевры.
Покровительницей монашествующих, Игуменией всех монастырей является Пресвятая Богородица. Многие из обителей открывались по Ее благословению и с Ее благодатной помощью. Знамением милости Пречистой были Ее чудотворные иконы, явленные верующим в поддержку и утешение. Святая Украинская Православная Церковь и поныне не оскудела чудесными знамениями Богоматерней любви. Предстоятельство Блаженнейшего Митрополита Владимира отмечено многими чудотворениями и прославлением святых икон. В первую очередь — это старинные чтимые иконы, возвращенные в храмы из музеев и галерей, извлеченные из-под спуда бережно хранившими их в годы богоборчества прихожанами, принесенные на родное место из других обителей и церквей, где они пребывали до лучших времен. Показателен в этой связи случай с Зимненским чудотворным образом Божией Матери. Когда Зимненский монастырь в 60-е гг. ХХ ст. был ликвидирован, икону забрали с собой монахини, затем передали в Корецкий женский монастырь. Через 35 лет, в 1995 г., в празднование 500-летия Свято-Успенского храма Зимненского монастыря, святыня вернулась в обитель. Свои чудодейственные знамения Пречистая Дева явила 24 сентября 1995 г. во время торжеств, посвященных 500-летнему юбилею, которые возглавлял Митрополит Владимир. По свидетельству очевидцев-паломников, в преддверии этого события произошло чудо: ночью от Троицкой церкви до небес вспыхнул огненный столп, а из храма слышалась Херувимская песнь. 23 сентября, во время Крестного хода с Зимненским образом Богоматери, получила исцеление от слепоты жительница с. Зимно. Так потекла река благодатных чудес и исцелений от покровительницы монастыря — чудотворной Зимненской иконы .
В знаменательный год 2000-летия Рождества Христова Богоматерь явила Украине Свою великую милость: в г. Луцке была найдена древнейшая из отечественных святынь — Холмская икона Пресвятой Богородицы. Написал ее, по преданию, сам евангелист Лука, а привезла на Русь византийская царевна Анна, супруга равноапостольного князя Владимира. Первые сведения об этой иконе содержатся в Галицко-Волынской летописи, где говорится, что князь Даниил Галицкий в 1223 г. основал г. Холм, построил в нем церковь и привез для нее из киевского Свято-Феодоровского монастыря образы Спаса и Пресвятой Богородицы. Ввиду общенациональной значимости этой святыни, а также сложной конфессиональной обстановки в Луцке, государственными властями было принято решение не передавать ее какому-либо из храмов города, а поместить в краеведческий музей. 25 марта 2002 г. Кабинет Министров выделил 115 тыс. гривен на проведение работ по исследованию, консервации, реставрации и сохранению этой великой национальной реликвии.
В 1993 г. весь православный люд всколыхнуло удивительное событие: в Киевском Свято-Введенском храме старинный список с образа Богоматери «Призри на смирение», явленного в XV ст. на Псковщине, чудесно отобразился на стекле киота. С тех пор к чудотворному образу не прекращается поток богомольцев, которые получают от него благодатные исцеления, вразумления, помощь в житейских нуждах. Икона «Призри на смирение» вместе с величайшими святынями Украины с Крестным ходом в честь 950-летия Киево-Печерской Лавры обошла все епархии нашей Церкви. Находясь во время его проведения в Одесском Свято-Архангело-Михайловском женском монастыре, она спасла обитель от пожара при возгорании чердачного помещения одного из монастырских корпусов.
Икона посещает различные храмы в разных уголках Украины, везде оставляя память о своих чудотворениях. Так, 17 июня 2002 г., в день отдания Святой Пасхи, ее торжественным Крестным ходом с колокольным звоном встречал Чернигов, где она пребывала в древнем Спасо-Преображенском соборе. А перед этим, в феврале 2002 г., она спасла, находясь в Херсонском кафедральном соборе, храмовое помещение от пожара при замыкании электросети в подкупольной части собора. Архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан, прихожане собора вознесли Пресвятой Богородице благодарственные молитвы за чудесное избавление от огненной стихии.
На весь Киев прославилась икона Божией Матери, именуемая Барская-Киевская, или «Избавительница». Она чудесно обновилась на старом холсте, на котором из-за ветхости изображение почти исчезло. К иконе, находящейся ныне у правого клироса Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, приходит на поклонение множество верующих.
В день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы 25 сентября 1995 г. Украинская Православная Церковь прославила как чудотворную Боянскую икону Божией Матери. Написанный за несколько лет до этого образ, находившийся в храме с. Боянов Черновицкой епархии, вдруг начал источать слезы от Пречистого лика Богоматери. Случилось это 18 декабря 1993 г., во время всенощной в канун праздника святителя Николая при пении «Честнейшую херувим...». С тех пор плачущая о наших грехах икона почитается всеми верующими Украины как великая святыня. Она посетила множество епархий, повсюду совершая исцеления. С 13 по 31 мая 2002 г. икона пребывала в Киеве. Встречавший ее при большом стечении молящихся благочинный киевских храмов протоиерей Виталий Косовский сказал на проповеди: «Эта икона является чудом ХХ в. и одной из святынь Украинской Православной Церкви. Она явила себя миру не за много веков до настоящего дня, а в нынешнее время. Икона была написана чуть больше 10 лет тому назад, и за это время от нее произошло столько чудес, сколько порой не происходит от чудотворных икон предыдущих веков. Церковное предание повествует, что когда Иоанн Богослов был вознесен на небо, то задал вопрос: «Где же находятся обители Божией Матери?» И услышал в ответ: «Она на земле среди людей».
Неизреченные чудеса являет Даневская икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» («Я с вами, и никто против вас»). Икона была написана на рубеже XIX—XX вв. по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, который и освятил ее. Позднее образ получил в благословение от святого Иоанна преподобный Серафим Вырицкий († 1949). Старец Серафим в 1937 г., в пору наибольших гонений на Церковь, повторил перед ней подвиг преподобного Серафима Саровского — молитвенное коленопреклоненное стояние в течение 1000 дней и ночей. В 1997 г., накануне праздника Похвалы Божией Матери, образ был подарен Свято-Георгиевскому монастырю с. Даневки Козелецкого благочиния Черниговской епархии. Написаны уже две книги о чудесах, явленных от цельбоносной иконы, и летопись чудотворений не прекращается. География их велика: Украина, страны СНГ, Америка, Италия. «Я с вами — и никто не сможет одолеть вас», — говорит Своим чудным образом Пресвятая Богородица. Это укрепляет в вере и надежде всех нас, чад Святой Украинской Православной Церкви, с которой пребывает великая, неодолимая сила Взбранной Воеводы — Пречистой Божией Матери.
«Не достанет времени» (Евр. 11, 32), чтобы повествовать о множестве чудотворных икон Богородицы, прославленных в нашей Церкви. Это и «Акафистная», которую святой исповедник Алексий Карпаторусский (Кабалюк, † 1947) получил в 1908 г. в дар на Горе Афон и которая пребывает ныне в Хустском Благовещенском храме; и Елисаветградская — покровительница Кировоградской области, список с которой украшает Спасо-Преображенский собор в г. Кировограде (сама икона уничтожена большевиками); и Межирицкая из Свято-Троицкого Межирицкого монастыря на Ровенщине, общецерковное почитание которой Священный Синод Украинской Православной Церкви утвердил в 1998 г.; и Иверская, написанная в 2000 г. на Афоне по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела для Одесского Свято-Иверского монастыря, и др.
«Почему же Матерь Божия сходит с высот небесных милосердствовать о нас, служить роду человеческому? Этому Она научилась у Сына Своего, Который все сделал, чтобы спасти грешников. Она видела Его, ради нас с небес сшедшего, принявшего зрак раба, видела Его, когда Он молился, трудился, проповедовал, терпел, мучился, умирал. Божия Матерь по благодати Сына Своего не оставляет мир без Своей милости» .
Несколько лет назад на Харьковщине чудесно обновился образ Спаса Нерукотворного. Произошло это 20 июля 1997 г. в Борисоглебском монастыре с. Водяное Змиевского района во время Божественной литургии. Это было уже второе чудо, явленное иконой, — первое случилось в годы Великой Отечественной войны, когда она уцелела от пожара. Лишь поверхность ее закоптилась. Во время литургии 20 июля 1997 г. черная копоть с иконы чудесным образом полностью сошла, и образ засиял обновленным изображением Пречистого лика Спасителя. Постановлением Священного Синода УПЦ от 28 октября 1997 г. икона была признана чудотворной. В честь ее обновления установлено церковное празднование. В канун 2002 г. образ Спаса побывал на Киевщине, посетив Свято-Введенский мужской монастырь, церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник», Свято-Покровский женский монастырь и другие храмы и обители.
Прославляются чудотворениями образы не только Спасителя и Пресвятой Богородицы, но и святых угодников Божиих. Всех их перечислить невозможно. Но нельзя умолчать о чтимом образе святителя Николая из Крупицкого Батуринского монастыря, в котором когда-то подвизался наш соотечественник и великий просветитель святитель Димитрий Ростовский. В 2001 г. были отмечены первые исцеления от этого списка древнего образа Николая Чудотворца, явленного вблизи г. Батурина в XV—XVI вв. Сама икона пропала в годы революционного лихолетья, но уцелел список с нее, от которого ныне начали совершаться чудеса. Особенно много исцелений явлено людям, страдающим наркотической зависимостью.
«Чудесные знамения от икон являются свидетельством того, что через иконы происходит реальная связь людей с Богом, Божией Матерью, святыми. Никто не пойдет за водой к пустой кринице. И если люди идут к иконам, это означает, что с ними — благодать Божия. Прославленные чудесами иконы становятся всенародными и всеправославными святынями» .
Попечением Блаженнейшего Митрополита Владимира недавно была отреставрирована великая святыня Украины — икона Божией Матери «Споручница грешных» из Свято-Троицкого Корецкого женского монастыря на Волыни, поврежденная святотатцами, пытавшимися ее похитить. Пречистая Богородица явила чудо: злодеи не смогли, как ни пытались, вынуть образ из киота. Блаженнейший Владыка приложил все усилия к тому, чтобы чудотворная икона была надлежащим образом отреставрирована. Когда сложные реставрационные работы были окончены, Первосвятитель совершил перед обновленной иконой молебен и передал ее сестрам Корецкой обители.
Величайшей святыней Украины является обретенная несколько лет назад Холмская икона Божией Матери (XII в.), находящаяся ныне в краеведческом музее г. Луцка. Весной 2002 г. Луцкое епархиальное управление за свой счет отреставрировало новое помещение Музея волынской иконы. Митрополит Луцкий и Волынский Нифонт освятил его и передал в дар музею старинный образ Божией Матери из митрополичьей ризницы. Владыка подчеркнул, что это — единственный в Украине музей, имеющий собрание икон Волынской иконописной школы. Большую работу по изучению сакрального искусства края проводит епархия. Преподаватели и студенты Волынской Духовной Семинарии принимают участие в различных краеведческих мероприятиях. Свой вклад внесла епархия и в работу международной научной конференции «Сакральное искусство Волыни», проходившей в декабре 2001 г. в Волынском краеведческом музее.
Летом 2002 г. в Днепропетровске по благословению митрополита Иринея была проведена выставка-семинар «Современная православная икона». Организовала ее Днепропетровская областная благотворительная организация «Общество им. святителя Николая». На выставке, проходившей в Днепропетровском художественном музее, было представлено около ста работ мастеров современной иконописи. Семинар затронул важнейшие проблемы художественного образования — как начального, так и профессионального. В их обсуждении принимали участие священнослужители, художники-реставраторы, иконописцы из Киева, Симферополя, Ровно, Керчи, Житомира, Никополя, других городов Украины, а также заведующий иконописной школой при Московской Духовной Академии игумен Лука (Головков), кандидат искусствоведения из Киева А. И. Овчаренко, другие специалисты. Участники семинара говорили о современном состоянии церковной культуры, и прежде всего иконописи, о необходимости изучения церковных дисциплин в гуманитарных учебных заведениях.
Опыт такой работы уже есть. В Днепропетровском государственном театрально-художественном колледже, создана специализированная группа «Иконопись», которой руководит священник А. Пономаренко; в Херсонском государственном педагогическом университете на факультете «Изобразительное искусство» священнослужители Херсонской епархии читают факультативный курс «Иконография»; в Запорожье и Мелитополе открыты иконописные школы, в которых преподают священнослужители и профессиональные художники.
Большая культурологическая работа проводится в Луганской епархии. В художественном и краеведческом музеях, в Арт-галерее Луганска организованы экспозиции икон XVIII—XX вв. из действующих храмов области, проводятся выставки вышитых икон и предметов церковной утвари, тематические выставки «Храмы Луганщины» и др.
В рождественские праздники 2002 г. в выставочном зале Запорожского отделения Союза художников Украины прошла выставка современной иконописи. Параллельно работала выставка «Святыни архиерейского дома», на которой были представлены иконы XVIII—XX вв., церковная утварь, книги, богослужебное облачение из домовой архиерейской церкви архиепископа Запорожского и Мелитопольского Василия. После закрытия выставки вся утварь была передана архиепископом Василием в храмы Запорожской епархии. На Пасху 2002 г. епархиальным управлением совместно с Арт-галереей «Эос» и Запорожским краеведческим музеем были проведены выставки старинных икон и образцов церковной вышивки Запорожья.
← Киев встречает святыни | «Дом Мой — дом молитвы наречется...» → |
---|
Церковные Таинства
— Таинства Церкви — это священнодействия, в которых под внешними обрядами и действиями невидимо действует благодать Божия, то есть спасительное действие Святого Духа. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Мы имеем прямое указание от Самого Господа, ибо Он, как описано в Евангелии, взял дитя, поставил его посреди учеников, обнял его и сказал: "Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня" (Мк. 9, 37). Поэтому, если верующий человек усыновляет ребенка, он выполняет заповедь Спасителя. |
Подробнее ... |