«Дом Мой — дом мо­лит­вы на­ре­чет­ся...»

Од­ним из са­мых близ­ких для Церк­ви ви­дов ис­кус­ст­ва яв­ля­ет­ся, на­вер­ное, ар­хи­тек­ту­ра. Как са­краль­ная, так и свет­ская ар­хи­тек­ту­ра все­гда стре­ми­лась к чис­то­те форм и за­мыс­ла, ла­ко­нич­но­сти и об­раз­но­сти сво­его язы­ка.

Строи­тель­ст­во хра­мов пред­по­ла­га­ет тес­ное со­труд­ни­че­ст­во цер­ков­ных и ар­хи­тек­тур­но-строи­тель­ных ор­га­ни­за­ций. Ис­поль­зуя все луч­шее в ис­то­рии хра­мо­вой ар­хи­тек­ту­ры, ав­то­ры со­вре­мен­ных хра­мов соз­да­ют под­лин­ные ше­дев­ры. В 2000 г. на 80-м го­ду жиз­ни ото­шел в веч­ность вы­даю­щий­ся уче­ный, док­тор ар­хи­тек­ту­ры, ав­тор мно­же­ст­ва про­ек­тов пра­во­слав­ных хра­мов Д. Н. Яб­лон­ский. За за­слу­ги пе­ред Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью и ук­ра­ин­ским на­ро­дом Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир не­од­но­крат­но удо­стаи­вал мас­те­ра цер­ков­ных на­град. Бла­жен­ней­ший все­гда от­ме­чал его пла­мен­ную ве­ру и пре­дан­ность Пра­во­сла­вию. Пер­вый пра­во­слав­ный храм в Кие­ве, по­стро­ен­ный по­сле дол­гих де­ся­ти­ле­тий атеи­сти­че­ских го­не­ний, про­ек­ти­ро­вал Дмит­рий Ни­ло­вич Яб­лон­ский. Это — вы­пол­нен­ная в сти­ле ук­ра­ин­ско­го ба­рок­ко Вхо­дои­е­ру­са­лим­ская цер­ковь в Дар­ни­це, по­свя­щен­ная па­мя­ти жертв Чер­но­бы­ля. Боль­шой со­бор во имя ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца по про­ек­ту Д. Н. Яб­лон­ско­го со­ору­жен в г. Ма­ке­ев­ке. Де­ло от­ца дос­той­но про­дол­жа­ет до­цент Ки­ев­ской ака­де­мии ар­хи­тек­ту­ры и строи­тель­ст­ва А. Д. Яб­лон­ская. Она про­ек­ти­ро­ва­ла ве­ли­че­ст­вен­ный Алек­сан­д­ро-Нев­ский со­бор в г. До­нец­ке, дру­гие цер­ков­ные со­ору­же­ния.

При­ме­ча­тель­но, что это ис­кус­ст­во ос­ваи­ва­ют  свя­щен­но­слу­жи­те­ли. Ар­хи­епи­скоп Чер­кас­ский и Ка­нев­ский Соф­ро­ний из­бран по­чет­ным чле­ном Сою­за ар­хи­тек­то­ров Ук­раи­ны. По его про­ек­ту бы­ли со­ору­же­ны пре­крас­ные хра­мы в Чер­кас­сах, Бо­рис­по­ле, дру­гих го­ро­дах. Ори­ги­наль­ные ар­хи­тек­тур­ные ре­ше­ния ар­хи­епи­ско­па Соф­ро­ния не име­ют ана­ло­гов в оте­че­ст­вен­ном хра­мо­строи­тель­ст­ве.

В по­след­ние го­ды все бо­лее на­чи­на­ет со­от­вет­ст­во­вать сво­ему древ­не­му на­зва­нию «зла­то­гла­вый» Ки­ев. В цен­тре сто­ли­цы и на ее ок­раи­нах — в Дар­ни­це, на Трое­щи­не, Обо­ло­ни и т. д. — по­всю­ду стро­ят­ся хра­мы. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир все­гда воз­глав­ля­ет со­вер­ше­ние чи­на за­клад­ки и ос­вя­ще­ния хра­мо­вых со­ору­же­ний сто­ли­цы. Так, в 1997 г. на ле­вом бе­ре­гу Днеп­ра, на Трое­щи­не вос­стал ве­ли­че­ст­вен­ный Свя­то-Тро­иц­кий со­бор — один из са­мых круп­ных цер­ков­ных ком­плек­сов, по­стро­ен­ных в Кие­ве за пе­ри­од не­за­ви­си­мо­сти Ук­раи­ны. Вы­со­та его ко­ло­коль­ни дос­ти­га­ет 40 м. Храм ук­ра­ша­ет се­ми­ярус­ный ико­но­стас. В цо­ко­ле со­бор­но­го зда­ния рас­по­ло­же­ны учеб­ные клас­сы вос­крес­ной шко­лы, ху­до­же­ст­вен­ной и пев­че­ской сту­дий, дру­гие при­ход­ские по­ме­ще­ния. Его Бла­жен­ст­во во имя Свя­то­го Ду­ха ос­вя­тил цен­траль­ный пре­стол хра­ма во имя Пре­свя­той Трои­цы. Ле­вый при­дел был ос­вя­щен в честь пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го, пра­вый — во имя ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца.

9 де­каб­ря 2001 г. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир со­вер­шил ос­вя­ще­ние Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ско­го хра­ма, по­стро­ен­но­го тща­ни­ем «Укрзалізниці» око­ло цен­траль­но­го же­лез­но­до­рож­но­го во­кза­ла г. Кие­ва. Для ки­ев­лян и гос­тей го­ро­да этот кра­са­вец-храм стал свое­об­раз­ной ви­зит­ной кар­точ­кой сто­ли­цы. В нем мож­но по­мо­лить­ся о бла­го­по­лу­чии пу­те­ше­ст­во­ва­ния, ис­про­сить по­мо­щи Бо­жи­ей для се­бя и сво­их близ­ких.

Днеп­ров­скую на­бе­реж­ную на По­до­ле ук­ра­си­ла цер­ковь во имя свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Ни­ко­лая, ос­вя­щен­ная Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром 7 ию­ля 2004 г. в день Ро­ж­де­ст­ва Пред­те­чи Гос­под­ня Ио­ан­на. Храм был по­стро­ен за семь ме­ся­цев по­пе­че­ни­ем АО «Ук­рреч­флот» и по­лу­чил у ки­ев­лян вто­рое на­зва­ние — «Ни­ко­лы на во­де», по­сколь­ку по­стро­ен на на­сы­пи в во­дах Днеп­ра, на рас­стоя­нии 12 мет­ров от бе­ре­га.

К со­жа­ле­нию, слож­ные меж­кон­фес­сио­наль­ные от­но­ше­ния в Ук­раи­не от­ра­жа­ют­ся и на та­ком свя­том и, ка­за­лось бы, мир­ном де­ле, как хра­мо­строи­тель­ст­во.

Яр­кий при­мер то­му — вак­ха­на­лия, уст­ро­ен­ная 24 ав­гу­ста 2001 г. при ос­вя­ще­нии воз­ро­ж­ден­но­го из ру­ин Свя­то-Ус­пен­ско­го со­бо­ра Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Тол­па фи­ла­ре­тов­цев, со­брав­ших­ся у вхо­да в Лав­ру, вы­кри­ки­ва­ла ко­щун­ст­вен­ные ло­зун­ги, пы­та­лась оп­ро­ки­нуть кор­до­ны ми­ли­ции, обес­пе­чи­вав­шей гра­ж­дан­ский по­ря­док. Од­на­ко по­пыт­ки этой аг­рес­сив­ной тол­пы, уст­ро­ив­шей в свя­том мес­те са­та­нин­ский де­бош, не в си­лах бы­ли со­рвать ос­вя­ще­ние со­бо­ра и пер­вую Бо­же­ст­вен­ную ли­тур­гию по­сле его вос­ста­нов­ле­ния, со­брав­ших в Пе­чер­ской оби­те­ли ог­ром­ную мас­су пра­во­слав­ных ве­рую­щих. Пло­щадь пе­ред со­бо­ром бы­ла за­пол­не­на мо­ля­щи­ми­ся. Ино­ки и ино­ки­ни, свя­щен­но­слу­жи­те­ли, при­хо­жа­не, гос­ти, па­лом­ни­ки — все с вол­не­ни­ем в серд­це вни­ма­ли та­ин­ст­ву вос­кре­ше­ния но­вой и од­но­вре­мен­но древ­ней свя­ты­ни, ко­то­рую ле­то­пис­цы на­зы­ва­ли уде­лом и жи­ли­щем Бо­го­ма­те­ри, Ве­ли­кой, «не­бе­си по­доб­ной цер­ко­вью».

Хра­мо­вые свя­ты­ни ны­не воз­ро­ж­да­ют­ся во всех епар­хи­ях Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Так, в Одес­се вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся ве­ли­че­ст­вен­ный Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский ка­фед­раль­ный со­бор, взо­рван­ный в 1936 г., — ро­вес­ник го­ро­да. В свое вре­мя он был глав­ным хра­мом ог­ром­ной Хер­со­но-Тав­ри­че­ской епар­хии, в ко­то­рую вхо­ди­ли тер­ри­то­рии ны­неш­них Одес­ской, Хер­сон­ской, Ни­ко­ла­ев­ской об­лас­тей, Бес­са­ра­бии и Кры­ма. В нем слу­жи­ли зна­ме­ни­тые ие­рар­хи: свя­ти­тель Ин­но­кен­тий (Бо­ри­сов), при­чис­лен­ный на­шей Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых, ар­хи­епи­ско­пы Ди­мит­рий (Му­ре­тов), Ни­ка­нор (Бров­ко­вич), Пла­тон (Го­ро­дец­кий) и др. В нем про­сла­ви­лась чу­де­са­ми бла­го­дат­ная по­кро­ви­тель­ни­ца юж­но­го края Кас­пе­ров­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, не­од­но­крат­но спа­сав­шая Одес­су от «на­ше­ст­вия ино­пле­мен­ни­ков», го­ря и ну­ж­ды.

В Кры­му вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся Свя­то-Вла­ди­мир­ский со­бор, по­стро­ен­ный во вто­рой по­ло­ви­не XIX в. на мес­те древ­не­го Хер­со­не­са. Имен­но здесь, по пре­да­нию, был про­све­щен све­том кре­ще­ния свя­той рав­но­апо­столь­ный князь Вла­ди­мир. В Сим­фе­ро­по­ле на­ча­то воз­ро­ж­де­ние со­бо­ра свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сан­д­ра Нев­ско­го — хра­ма во­ин­ской сла­вы, со­ору­жен­но­го в 1828 г. и унич­то­жен­но­го в 1930 го­ду.

25 ок­тяб­ря 2001 г. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир со­вер­шил ос­вя­ще­ние по­стро­ен­но­го в XVII в. и взо­рван­но­го в 1937 г. Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма в г. Ов­ру­че. Про­сто­рный мно­го­ку­поль­ный бе­ло­снеж­ный храм хо­ро­шо ви­ден в го­ро­де. От­ны­не он яв­ля­ет­ся ка­фед­раль­ным со­бо­ром Ов­руч­ской епар­хии.

По­все­ме­ст­но стро­ят­ся но­вые хра­мы. Мно­гие из них — хра­мы-па­мят­ни­ки, воз­во­ди­мые в па­мять ве­ли­ких со­бы­тий. В Харь­ко­ве за че­ты­ре го­да был по­стро­ен ве­ли­ко­леп­ный Свя­то-Сер­ги­ев­ский храм, по­свя­щен­ный 2000-ле­тию Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва. В Чер­ни­го­ве бли­зит­ся к за­вер­ше­нию строительство хра­мо­вого ком­плекса во имя Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, так­же по­свя­щен­ного этой да­те. 21 ок­тяб­ря 2001 г. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир ос­вя­тил храм-ча­сов­ню в честь 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва в г. Хус­те За­кар­пат­ской об­лас­ти. 16 мар­та 2001 г. Его Бла­жен­ст­во со­вер­шил ос­вя­ще­ние и ус­та­но­вил крест на мес­те бу­ду­ще­го хра­ма во имя свя­ти­те­ля Фео­до­сия Чер­ни­гов­ско­го в Дар­ни­цком рай­оне Ки­ев­а. 4 де­каб­ря 2002 г., в празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир со­вер­шил ос­вя­ще­ние Свя­то-Ни­коль­ско­го хра­ма в г. Ма­риу­по­ле.

20 ок­тяб­ря 2001 г. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир по­се­тил строя­щий­ся ка­фед­раль­ный со­бор в г. Уж­го­ро­де. Со­бор этот спе­циа­ли­сты на­зы­ва­ют ар­хи­тек­тур­ным чу­дом. Он бу­дет са­мым боль­шим на за­па­де Ук­раи­ны и вой­дет в пе­ре­чень круп­ней­ших пра­во­слав­ных со­ору­же­ний ми­ра, сре­ди ко­то­рых — со­бор свя­то­го Сав­вы в Бел­гра­де, храм Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве. Вы­со­та его 60 м, он име­ет вто­рой этаж в под­ку­поль­ной час­ти, где пла­ни­ру­ет­ся раз­ме­ще­ние бла­го­тво­ри­тель­ной тра­пез­ной на 120 мест, шко­лы, биб­лио­те­ки. Стро­ит­ся он ис­клю­чи­тель­но на на­род­ные сред­ст­ва, по­это­му строи­тель­ст­во его длит­ся уже 11 лет. Этот уни­каль­ный со­бор ста­нет во­ис­ти­ну чис­той, бла­го­при­ят­ной жерт­вой, при­но­си­мой Бо­гу ве­рую­щи­ми За­пад­ной Ук­раи­ны.

9 ав­гу­ста 2002 г. со­стоя­лось ос­вя­ще­ние ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Ар­хи­стра­ти­га Ми­хаи­ла в г. Чер­кас­сах. Про­ек­ти­ро­вал его Ар­хи­епи­скоп Чер­кас­ский и Ка­нев­ский Соф­ро­ний. Се­го­дня это са­мый круп­ный храм в Ук­раи­не. Дли­на его — 58 м, ши­ри­на — 53 м, вы­со­та — 72 м. Он спо­со­бен вме­стить 12 тыс. мо­ля­щих­ся. Строи­лось это гран­ди­оз­ное со­ору­же­ние во­семь лет, и в его воз­ве­де­нии уча­ст­во­ва­ла вся об­ласть. В Чер­кас­ской епар­хии — крае, про­слав­лен­ном та­ки­ми име­на­ми, как Б. Хмель­ниц­кий, Т. Шев­чен­ко, и дру­ги­ми вы­даю­щи­ми­ся дея­те­ля­ми ис­то­рии и куль­ту­ры на­ше­го Оте­че­ст­ва, воз­во­дит­ся бо­лее ста но­вых хра­мов. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные из них — Свя­то-Ар­хан­ге­ло-Ми­хай­лов­ский со­бор и храм свя­то­го апо­сто­ла Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го, про­ек­ты, ко­то­рые так­же раз­ра­бо­та­ны Ар­хи­епи­ско­пом Соф­ро­ни­ем. По­ка­за­тель­но, что ши­ро­кую бла­го­тво­ри­тель­ную по­мощь в хра­моз­да­тель­ст­ве ока­зы­ва­ет епар­хии крае­вое ка­за­че­ст­во.

26 ию­ля 1998 г. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир со­вер­шил за­клад­ку со­бо­ра во имя свя­то­го Ар­хан­ге­ла Гав­рии­ла в г. Одес­се. По бла­го­сло­ве­нию ми­тро­по­ли­та Одес­ско­го и Из­ма­иль­ско­го Ага­фан­ге­ла ав­то­ры про­ек­та раз­ра­бо­та­ли мас­сив­ное зда­ние, ко­то­рое по вы­со­те ку­по­ла и вме­сти­мо­сти смо­жет по­спо­рить со зна­ме­ни­тым Одес­ским Спа­со-Пре­об­ра­жен­ским ка­фед­раль­ным со­бо­ром. Еще один мо­ну­мен­таль­ный, в ви­зан­тий­ском сти­ле, храм во имя ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный ис­точ­ник» стро­ит­ся в Свя­то-Ус­пен­ском Пат­ри­ар­шем муж­ском мо­на­сты­ре г. Одес­сы.

Гео­гра­фия пра­во­слав­но­го хра­мо­строи­тель­ст­ва об­шир­на и ох­ва­ты­ва­ет поч­ти все ре­гио­ны Ук­раи­ны. Это и Чер­ни­гов, где со­всем не­дав­но бы­ла ос­вя­ще­на пре­крас­ная цер­ковь во имя Ар­хи­стра­ти­га Божия Ми­хаи­ла, и До­нецк, в цен­тре ко­то­ро­го воз­ве­ден Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский ка­фед­раль­ный со­бор, и Вин­ни­ца, где на од­ной из глав­ных пло­ща­дей вы­рос мощ­ный Свя­то-Ни­коль­ский со­бор, и, что осо­бен­но важ­но, Тер­но­поль­щи­на, ко­то­рую униа­ты счи­та­ют сво­им уде­лом. В Тер­но­по­ле тру­да­ми ар­хи­епи­ско­па Тер­но­поль­ско­го и Кре­ме­нец­ко­го Сер­гия и воз­глав­ляе­мой им па­ст­вы, тер­пя­щей го­не­ния от униа­тов и рас­коль­ни­ков, дол­гие го­ды со­ору­жал­ся мно­го­пре­столь­ный двухъ­я­рус­ный ка­фед­раль­ный со­бор во имя свя­тых му­че­ниц Ве­ры, На­де­ж­ды, Лю­бо­ви, Со­фии и По­ча­ев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Строи­тель­ст­во его, во­пре­ки вся­че­ско­му про­ти­во­дей­ст­вию вра­гов Пра­во­сла­вия, по­до­шло к за­вер­ше­нию. 30 сен­тяб­ря 2002 г., в день свя­тых му­че­ниц Ве­ры, На­де­ж­ды, Лю­бо­ви и ма­те­ри их Со­фии, храм ос­вя­тил Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. Во­ис­ти­ну его воз­ве­де­ние — под­виг Тер­но­поль­ско­го ар­хи­пас­ты­ря и его «ма­ло­го ста­да» (Лк. 12, 32). Воз­ве­ден­ный на за­пад­ноу­кра­ин­ских зем­лях этот со­бор бу­дет сви­де­тель­ст­во­вать «ближ­ним и даль­ним» (Еф. 2, 17) о том, что не­ис­тре­би­ма свя­ты­ня оте­че­ская — Пра­во­сла­вие, что Ве­ра, На­де­ж­да и Лю­бовь по­бе­дят тьму ожес­то­че­ния, и свет ис­ти­ны не­из­мен­но бу­дет си­ять на этой ис­кон­но пра­во­слав­ной зем­ле.

Глав­ным ини­циа­то­ром строи­тель­ст­ва хра­мов яв­ля­ет­ся наш бла­го­чес­ти­вый ве­рую­щий на­род — на­род-бо­го­но­сец, на­род-бо­го­лю­бец. Об­ще­на­род­ная «леп­та вдо­ви­цы» (Мр. 12, 42), при ны­неш­нем столь тя­же­лом ма­те­ри­аль­ном по­ло­же­нии, тво­рит чу­де­са: слов­но цве­ты рай­ско­го са­да, вы­рас­та­ют по­всю­ду не­обы­чай­ной кра­со­ты ка­фед­раль­ные со­бо­ры, го­род­ские хра­мы и сель­ские церк­вуш­ки, па­мят­ные ча­сов­ни. Стро­ят­ся они не «среб­ром и зла­том», как пи­сал Не­стор Ле­то­пи­сец, а «сле­за­ми и по­ще­ни­ем», мо­лит­вен­ным и тру­до­вым под­ви­гом чад Церк­ви.

От­рад­ным яв­ле­ни­ем со­вре­мен­ной цер­ков­ной жиз­ни ста­но­вит­ся уст­рой­ст­во до­мо­вых хра­мов в боль­ни­цах, учеб­ных за­ве­де­ни­ях, бла­го­тво­ри­тель­ных и со­ци­аль­ных уч­ре­ж­де­ни­ях. Так, в фев­ра­ле 2002 г. в зда­нии Одес­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го мор­ско­го уни­вер­си­те­та от­кры­лась до­мо­вая цер­ковь в честь свя­той му­че­ни­цы Алек­сан­д­ры. Ос­вя­тил ее в при­сут­ст­вии рек­то­ра и сту­ден­тов ми­тро­по­лит Одес­ский и Из­ма­иль­ский Ага­фан­гел. Поя­ви­лись свои церк­ви у ве­домств — Же­лез­ной до­ро­ги, МВД, Та­мо­жен­ной служ­бы и т. д. Та­ко­во ве­ле­ние вре­ме­ни: в жизнь во­пло­ща­ет­ся все­объ­ем­лю­щая про­грам­ма со­ци­аль­ной кон­цеп­ции на­шей Церк­ви, от­ра­жаю­щей глу­бо­ко обос­но­ван­ный, все­сто­рон­ний взгляд на во­про­сы цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ных от­но­ше­ний, про­бле­мы со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва в це­лом.

Про­цесс этот при­нял ши­ро­кий ха­рак­тер и ох­ва­тил мно­гие слои об­ще­ст­ва. Так, в ка­фед­раль­ном го­ро­де Сар­нен­ской епар­хии Куз­не­цов­ске со­ору­жен боль­шой ка­фед­раль­ный Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский собор, с ве­ли­че­ст­вен­ным ико­но­ста­сом и мра­мор­ной от­дел­кой ин­терь­е­ра. Куз­не­цовск — центр Ро­вен­ской АЭС, и зна­ме­на­тель­ным яв­ля­ет­ся пря­мое уча­стие энер­ге­ти­ков в воз­ве­де­нии со­бо­ра, ко­то­рый те­перь они счи­та­ют сво­им. Но не толь­ко на не­бес­ное по­кро­ви­тель­ст­во свя­ты­ни на­де­ют­ся ра­бот­ни­ки АЭС, чья про­фес­сия свя­за­на с вы­со­кой от­вет­ст­вен­но­стью за жизнь и здо­ро­вье лю­дей. Со­бор спе­ци­аль­но соз­да­вал­ся как цер­ков­но-об­ще­ст­вен­ный и бла­го­тво­ри­тель­ный ком­плекс с епар­хи­аль­ной ре­зи­ден­ци­ей, До­мом Ми­ло­сер­дия, бо­га­дель­ней и дет­ским при­ютом. Не толь­ко ду­хов­ная, но и со­ци­аль­ная, про­све­ти­тель­ская, бла­го­тво­ри­тель­ная по­мощь об­ще­ст­ву — та­ким ста­нет при­зва­ние ка­фед­раль­но­го цен­тра Сар­нен­ской епар­хии.

В свя­том де­ле хра­моз­да­тель­ст­ва Цер­ковь с бла­го­дар­но­стью при­ни­ма­ет по­мощь ме­це­на­тов и бла­го­де­те­лей, чье уча­стие в воз­ве­де­нии церк­вей яв­ля­ет­ся бла­го­чес­ти­вым по­ры­вом ду­ши. Боль­шин­ст­во бла­го­де­те­лей счи­та­ют се­мей­ным, об­ще­ст­вен­ным и пат­рио­ти­че­ским дол­гом по­стро­ить храм на сво­ей ро­ди­не.

«Из мра­ка поч­ти ве­ко­во­го атеи­сти­че­ско­го за­пус­те­ния од­на за дру­гой за­жи­га­ют­ся но­вые лам­па­ды — свя­тые хра­мы, по­доб­но то­му, как на ноч­ном не­бо­скло­не за­жи­га­ют­ся звез­ды. Ко­гда-то пра­во­слав­ные хра­мы бы­ли ук­ра­ше­ни­ем мно­гих ты­сяч сел, го­ро­дов и мес­те­чек, во­круг ко­то­рых вра­ща­лась, по­доб­но пла­не­там во­круг Солн­ца, жизнь мил­лио­нов лю­дей. И не слу­чай­но зем­ля на­ша име­но­ва­лась «Свя­той Ру­сью» — не толь­ко за под­ви­ги свя­тых, пре­по­доб­ных, му­че­ни­ков за ве­ру, но и за об­ще­на­род­ное стрем­ле­ние к свя­то­сти» .

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru