«Дом Мой — дом молитвы наречется...»
Одним из самых близких для Церкви видов искусства является, наверное, архитектура. Как сакральная, так и светская архитектура всегда стремилась к чистоте форм и замысла, лаконичности и образности своего языка.
Строительство храмов предполагает тесное сотрудничество церковных и архитектурно-строительных организаций. Используя все лучшее в истории храмовой архитектуры, авторы современных храмов создают подлинные шедевры. В 2000 г. на 80-м году жизни отошел в вечность выдающийся ученый, доктор архитектуры, автор множества проектов православных храмов Д. Н. Яблонский. За заслуги перед Украинской Православной Церковью и украинским народом Блаженнейший Митрополит Владимир неоднократно удостаивал мастера церковных наград. Блаженнейший всегда отмечал его пламенную веру и преданность Православию. Первый православный храм в Киеве, построенный после долгих десятилетий атеистических гонений, проектировал Дмитрий Нилович Яблонский. Это — выполненная в стиле украинского барокко Входоиерусалимская церковь в Дарнице, посвященная памяти жертв Чернобыля. Большой собор во имя великомученика Георгия Победоносца по проекту Д. Н. Яблонского сооружен в г. Макеевке. Дело отца достойно продолжает доцент Киевской академии архитектуры и строительства А. Д. Яблонская. Она проектировала величественный Александро-Невский собор в г. Донецке, другие церковные сооружения.
Примечательно, что это искусство осваивают священнослужители. Архиепископ Черкасский и Каневский Софроний избран почетным членом Союза архитекторов Украины. По его проекту были сооружены прекрасные храмы в Черкассах, Борисполе, других городах. Оригинальные архитектурные решения архиепископа Софрония не имеют аналогов в отечественном храмостроительстве.
В последние годы все более начинает соответствовать своему древнему названию «златоглавый» Киев. В центре столицы и на ее окраинах — в Дарнице, на Троещине, Оболони и т. д. — повсюду строятся храмы. Блаженнейший Митрополит Владимир всегда возглавляет совершение чина закладки и освящения храмовых сооружений столицы. Так, в 1997 г. на левом берегу Днепра, на Троещине восстал величественный Свято-Троицкий собор — один из самых крупных церковных комплексов, построенных в Киеве за период независимости Украины. Высота его колокольни достигает 40 м. Храм украшает семиярусный иконостас. В цоколе соборного здания расположены учебные классы воскресной школы, художественной и певческой студий, другие приходские помещения. Его Блаженство во имя Святого Духа освятил центральный престол храма во имя Пресвятой Троицы. Левый придел был освящен в честь преподобного Серафима Саровского, правый — во имя великомученика Георгия Победоносца.
9 декабря 2001 г. Блаженнейший Митрополит Владимир совершил освящение Свято-Георгиевского храма, построенного тщанием «Укрзалізниці» около центрального железнодорожного вокзала г. Киева. Для киевлян и гостей города этот красавец-храм стал своеобразной визитной карточкой столицы. В нем можно помолиться о благополучии путешествования, испросить помощи Божией для себя и своих близких.
Днепровскую набережную на Подоле украсила церковь во имя святителя и чудотворца Николая, освященная Митрополитом Владимиром 7 июля 2004 г. в день Рождества Предтечи Господня Иоанна. Храм был построен за семь месяцев попечением АО «Укрречфлот» и получил у киевлян второе название — «Николы на воде», поскольку построен на насыпи в водах Днепра, на расстоянии 12 метров от берега.
К сожалению, сложные межконфессиональные отношения в Украине отражаются и на таком святом и, казалось бы, мирном деле, как храмостроительство.
Яркий пример тому — вакханалия, устроенная 24 августа 2001 г. при освящении возрожденного из руин Свято-Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Толпа филаретовцев, собравшихся у входа в Лавру, выкрикивала кощунственные лозунги, пыталась опрокинуть кордоны милиции, обеспечивавшей гражданский порядок. Однако попытки этой агрессивной толпы, устроившей в святом месте сатанинский дебош, не в силах были сорвать освящение собора и первую Божественную литургию после его восстановления, собравших в Печерской обители огромную массу православных верующих. Площадь перед собором была заполнена молящимися. Иноки и инокини, священнослужители, прихожане, гости, паломники — все с волнением в сердце внимали таинству воскрешения новой и одновременно древней святыни, которую летописцы называли уделом и жилищем Богоматери, Великой, «небеси подобной церковью».
Храмовые святыни ныне возрождаются во всех епархиях Украинской Православной Церкви. Так, в Одессе восстанавливается величественный Спасо-Преображенский кафедральный собор, взорванный в 1936 г., — ровесник города. В свое время он был главным храмом огромной Херсоно-Таврической епархии, в которую входили территории нынешних Одесской, Херсонской, Николаевской областей, Бессарабии и Крыма. В нем служили знаменитые иерархи: святитель Иннокентий (Борисов), причисленный нашей Церковью к лику святых, архиепископы Димитрий (Муретов), Никанор (Бровкович), Платон (Городецкий) и др. В нем прославилась чудесами благодатная покровительница южного края Касперовская икона Божией Матери, неоднократно спасавшая Одессу от «нашествия иноплеменников», горя и нужды.
В Крыму восстанавливается Свято-Владимирский собор, построенный во второй половине XIX в. на месте древнего Херсонеса. Именно здесь, по преданию, был просвещен светом крещения святой равноапостольный князь Владимир. В Симферополе начато возрождение собора святого благоверного князя Александра Невского — храма воинской славы, сооруженного в 1828 г. и уничтоженного в 1930 году.
25 октября 2001 г. Блаженнейший Митрополит Владимир совершил освящение построенного в XVII в. и взорванного в 1937 г. Спасо-Преображенского храма в г. Овруче. Просторный многокупольный белоснежный храм хорошо виден в городе. Отныне он является кафедральным собором Овручской епархии.
Повсеместно строятся новые храмы. Многие из них — храмы-памятники, возводимые в память великих событий. В Харькове за четыре года был построен великолепный Свято-Сергиевский храм, посвященный 2000-летию Рождества Христова. В Чернигове близится к завершению строительство храмового комплекса во имя Рождества Христова, также посвященного этой дате. 21 октября 2001 г. Блаженнейший Митрополит Владимир освятил храм-часовню в честь 2000-летия Рождества Христова в г. Хусте Закарпатской области. 16 марта 2001 г. Его Блаженство совершил освящение и установил крест на месте будущего храма во имя святителя Феодосия Черниговского в Дарницком районе Киева. 4 декабря 2002 г., в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, Блаженнейший Митрополит Владимир совершил освящение Свято-Никольского храма в г. Мариуполе.
20 октября 2001 г. Блаженнейший Митрополит Владимир посетил строящийся кафедральный собор в г. Ужгороде. Собор этот специалисты называют архитектурным чудом. Он будет самым большим на западе Украины и войдет в перечень крупнейших православных сооружений мира, среди которых — собор святого Саввы в Белграде, храм Христа Спасителя в Москве. Высота его 60 м, он имеет второй этаж в подкупольной части, где планируется размещение благотворительной трапезной на 120 мест, школы, библиотеки. Строится он исключительно на народные средства, поэтому строительство его длится уже 11 лет. Этот уникальный собор станет воистину чистой, благоприятной жертвой, приносимой Богу верующими Западной Украины.
9 августа 2002 г. состоялось освящение кафедрального собора Архистратига Михаила в г. Черкассах. Проектировал его Архиепископ Черкасский и Каневский Софроний. Сегодня это самый крупный храм в Украине. Длина его — 58 м, ширина — 53 м, высота — 72 м. Он способен вместить 12 тыс. молящихся. Строилось это грандиозное сооружение восемь лет, и в его возведении участвовала вся область. В Черкасской епархии — крае, прославленном такими именами, как Б. Хмельницкий, Т. Шевченко, и другими выдающимися деятелями истории и культуры нашего Отечества, возводится более ста новых храмов. Наиболее значительные из них — Свято-Архангело-Михайловский собор и храм святого апостола Андрея Первозванного, проекты, которые также разработаны Архиепископом Софронием. Показательно, что широкую благотворительную помощь в храмоздательстве оказывает епархии краевое казачество.
26 июля 1998 г. Блаженнейший Митрополит Владимир совершил закладку собора во имя святого Архангела Гавриила в г. Одессе. По благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела авторы проекта разработали массивное здание, которое по высоте купола и вместимости сможет поспорить со знаменитым Одесским Спасо-Преображенским кафедральным собором. Еще один монументальный, в византийском стиле, храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» строится в Свято-Успенском Патриаршем мужском монастыре г. Одессы.
География православного храмостроительства обширна и охватывает почти все регионы Украины. Это и Чернигов, где совсем недавно была освящена прекрасная церковь во имя Архистратига Божия Михаила, и Донецк, в центре которого возведен Спасо-Преображенский кафедральный собор, и Винница, где на одной из главных площадей вырос мощный Свято-Никольский собор, и, что особенно важно, Тернопольщина, которую униаты считают своим уделом. В Тернополе трудами архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия и возглавляемой им паствы, терпящей гонения от униатов и раскольников, долгие годы сооружался многопрестольный двухъярусный кафедральный собор во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови, Софии и Почаевской иконы Божией Матери. Строительство его, вопреки всяческому противодействию врагов Православия, подошло к завершению. 30 сентября 2002 г., в день святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, храм освятил Блаженнейший Митрополит Владимир. Воистину его возведение — подвиг Тернопольского архипастыря и его «малого стада» (Лк. 12, 32). Возведенный на западноукраинских землях этот собор будет свидетельствовать «ближним и дальним» (Еф. 2, 17) о том, что неистребима святыня отеческая — Православие, что Вера, Надежда и Любовь победят тьму ожесточения, и свет истины неизменно будет сиять на этой исконно православной земле.
Главным инициатором строительства храмов является наш благочестивый верующий народ — народ-богоносец, народ-боголюбец. Общенародная «лепта вдовицы» (Мр. 12, 42), при нынешнем столь тяжелом материальном положении, творит чудеса: словно цветы райского сада, вырастают повсюду необычайной красоты кафедральные соборы, городские храмы и сельские церквушки, памятные часовни. Строятся они не «сребром и златом», как писал Нестор Летописец, а «слезами и пощением», молитвенным и трудовым подвигом чад Церкви.
Отрадным явлением современной церковной жизни становится устройство домовых храмов в больницах, учебных заведениях, благотворительных и социальных учреждениях. Так, в феврале 2002 г. в здании Одесского государственного морского университета открылась домовая церковь в честь святой мученицы Александры. Освятил ее в присутствии ректора и студентов митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Появились свои церкви у ведомств — Железной дороги, МВД, Таможенной службы и т. д. Таково веление времени: в жизнь воплощается всеобъемлющая программа социальной концепции нашей Церкви, отражающей глубоко обоснованный, всесторонний взгляд на вопросы церковно-государственных отношений, проблемы современного общества в целом.
Процесс этот принял широкий характер и охватил многие слои общества. Так, в кафедральном городе Сарненской епархии Кузнецовске сооружен большой кафедральный Спасо-Преображенский собор, с величественным иконостасом и мраморной отделкой интерьера. Кузнецовск — центр Ровенской АЭС, и знаменательным является прямое участие энергетиков в возведении собора, который теперь они считают своим. Но не только на небесное покровительство святыни надеются работники АЭС, чья профессия связана с высокой ответственностью за жизнь и здоровье людей. Собор специально создавался как церковно-общественный и благотворительный комплекс с епархиальной резиденцией, Домом Милосердия, богадельней и детским приютом. Не только духовная, но и социальная, просветительская, благотворительная помощь обществу — таким станет призвание кафедрального центра Сарненской епархии.
В святом деле храмоздательства Церковь с благодарностью принимает помощь меценатов и благодетелей, чье участие в возведении церквей является благочестивым порывом души. Большинство благодетелей считают семейным, общественным и патриотическим долгом построить храм на своей родине.
«Из мрака почти векового атеистического запустения одна за другой зажигаются новые лампады — святые храмы, подобно тому, как на ночном небосклоне зажигаются звезды. Когда-то православные храмы были украшением многих тысяч сел, городов и местечек, вокруг которых вращалась, подобно планетам вокруг Солнца, жизнь миллионов людей. И не случайно земля наша именовалась «Святой Русью» — не только за подвиги святых, преподобных, мучеников за веру, но и за общенародное стремление к святости» .
← Окно в горний мир | Православные выставки-ярмарки. Возрождение традиции → |
---|
Церковные Таинства
— Наилучшей подготовкой к венчанию, как и к любому другому церковному Таинству, являются пост и молитва. По традиции молодые накануне венчания несколько дней постятся, а затем посещают храм, чтобы исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Церковь находится в правовом поле государства. И иерархи, и простые верующие являются не только членами Церкви, но и гражданами нашей страны. Верующие граждане выполняют законы государства не за страх, а за совесть, поскольку сам Господь повелевал отдавать "кесарево кесарю, а Божие Богу". |
Подробнее ... |