Сло­вен­ских стран учи­те­ли

Мо­гу­чим объ­е­ди­няю­щим на­ча­лом для всех сла­вян яв­ля­ет­ся об­ще­цер­ков­ное и на­род­ное по­чи­та­ние свя­тых рав­но­апо­столь­ных Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, «учи­те­лей сло­вен­ских».

Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, в юби­лей­ном 2000 го­ду ос­вя­тил в г. Му­ка­че­во ве­ли­че­ст­вен­ный па­мят­ник свя­тым про­све­ти­те­лям сла­вян Ки­рил­лу и Ме­фо­дию.

«Наш пер­вый и не­пре­мен­ный долг, — ска­зал на от­кры­тии па­мят­ни­ка Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, — хра­нить бо­га­тое на­след­ст­во, по­лу­чен­ное на­ши­ми пред­ка­ми, хра­нить и пре­ум­но­жать со­кро­ви­ща Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви и, сле­дуя при­ме­ру свя­тых брать­ев, от­да­вать всю свою жизнь, свой труд, свой та­лант де­лу про­све­ще­ния и про­по­ве­да­ния Сло­ва Бо­жия»  .

День па­мя­ти свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия от­ме­ча­ет­ся в пра­во­слав­ных стра­нах сла­вян­ско­го ми­ра как празд­ник сла­вян­ской пись­мен­но­сти и куль­ту­ры. По бла­го­сло­ве­нию Пред­стоя­те­ля УПЦ, во всех епар­хи­ях в этот день про­во­дят­ся цер­ков­ные, куль­тур­ные и на­уч­но-про­све­ти­тель­ские ме­ро­прия­тия, уже став­шие тра­ди­ци­он­ны­ми. Так, в 2002 г. в Кие­ве со­стоя­лись: тор­же­ст­вен­ный кон­церт — в Тра­пез­ной церк­ви Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, те­ма­ти­че­ская вы­став­ка «Со­кро­ви­ща сла­вян­ско­го ми­ра» — в Му­зее кни­ги и кни­го­пе­ча­та­ния Ук­раи­ны, круг­лый стол «Ук­раи­на в кон­тек­сте ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия сла­вян­ских куль­тур» — в На­цио­наль­ном му­зее ли­те­ра­ту­ры Ук­раи­ны и др.

Кон­церт в Тра­пез­ном хра­ме Лав­ры был дан си­ла­ми хо­ро­вых кол­лек­ти­вов Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии и Се­ми­на­рии под ру­ко­во­дством ие­ро­диа­ко­на Ро­ма­на (Под­луб­ня­ка) и На­цио­наль­ной за­слу­жен­ной ака­де­ми­че­ской ка­пел­лы «Дум­ка» под ру­ко­во­дством лау­реа­та На­цио­наль­ной пре­мии им. Т. Г. Шев­чен­ко, на­род­но­го ар­ти­ста Ук­раи­ны про­фес­со­ра Е.Сав­чу­ка. В ис­пол­не­нии хо­ро­вых кол­лек­ти­вов про­зву­ча­ли ше­дев­ры сла­вян­ско­го пев­че­ско­го ис­кус­ст­ва: «Шес­топ­сал­мие» и «Хва­ли­те имя Гос­под­не» С. Рах­ма­ни­но­ва, «Бо­же мой, на Тя упо­вах...» А. Ве­де­ля, «Гос­по­ди, си­лою Тво­ею...» Д. Борт­нян­ско­го и др.

Те­ма­ти­че­ская вы­став­ка «Со­кро­ви­ща сла­вян­ско­го ми­ра», рас­по­ло­жив­шая­ся в быв­шем зда­нии ти­по­гра­фии Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, в ко­то­ром те­перь на­хо­дит­ся Му­зей кни­ги и кни­го­пе­ча­та­ния Ук­раи­ны, пред­ста­ви­ла уни­каль­ные книж­ные ра­ри­те­ты из кол­лек­ций На­цио­наль­но­го Кие­во-Пе­чер­ско­го ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го за­по­вед­ни­ка, Му­зея ис­кус­ст­ва древ­ней ук­ра­ин­ской кни­ги Львов­ской га­ле­реи ис­кусств, Му­зея кни­ги и кни­го­пе­ча­та­ния Ук­раи­ны. Книж­ные со­кро­ви­ща древ­но­сти ста­ли яр­ким сви­де­тель­ст­вом са­мо­быт­но­сти сла­вян­ской куль­ту­ры, не­раз­рыв­но­сти ее кор­ней, вы­со­чай­ше­го ис­кус­ст­ва ее мас­те­ров.

При ак­тив­ном уча­стии Церк­ви про­во­дят­ся на­уч­ные Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ские чте­ния в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях Ук­раи­ны. Ре­гу­ляр­ны­ми ста­ли ме­ж­ду­на­род­ные Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ские кон­фе­рен­ции в Харь­ков­ском На­цио­наль­ном уни­вер­си­те­те им. В. Н. Ка­ра­зи­на, Одес­ском на­цио­наль­ном уни­вер­си­те­те им. И. И. Меч­ни­ко­ва, дру­гих ву­зах.

На кон­фе­рен­ции «Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ские чте­ния» в Харь­ков­ском уни­вер­си­те­те в 2002 г. со­стоя­лась пре­зен­та­ция V то­ма со­б­ра­ния тру­дов ми­тро­по­ли­та Харь­ков­ско­го и Бо­го­ду­хов­ско­го Ни­ко­ди­ма и бо­го­слов­ско­го жур­на­ла «Ве­ра и ра­зум». О те­ма­ти­ке кон­фе­рен­ции крас­но­ре­чи­во го­во­рят про­чи­тан­ные на ней док­ла­ды: «Цер­ков­но­сла­вян­ский язык в са­краль­ной пер­спек­ти­ве», «Пра­во и пра­во­соз­на­ние: пра­во­слав­ный ас­пект (из твор­че­ско­го на­сле­дия И. А. Иль­и­на)», «Мис­сио­нер­ская дея­тель­ность Пра­во­слав­ной Церк­ви в Харь­ков­ской епар­хии (ко­нец XIX — на­ча­ло ХХ в.)» и др. По окон­ча­нии кон­фе­рен­ции со­стоя­лось от­кры­тие вы­став­ки «Со­кро­ви­ща сла­вян­ской куль­ту­ры», на ко­то­рой бы­ли пред­став­ле­ны цен­ные экс­по­на­ты из фон­дов Цен­траль­ной на­уч­ной биб­лио­те­ки Харь­ков­ско­го На­цио­наль­но­го уни­вер­си­те­та и Му­зея ар­хео­ло­гии и эт­но­гра­фии Сло­бод­ской Ук­раи­ны.

В День сла­вян­ской пись­мен­но­сти и куль­ту­ры Одес­ская епар­хия со­вме­ст­но с об­ла­ст­ным Со­ве­том Ми­ра про­во­дит бла­го­тво­ри­тель­ные кон­цер­ты с уча­сти­ем луч­ших твор­че­ских сил го­ро­да, раз­лич­ные про­све­ти­тель­ские ме­ро­прия­тия.

В Хер­со­не 24 мая 2002 г., в день па­мя­ти свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Хер­сон­ско­го и Тав­ри­че­ско­го Ио­на­фа­на со­сто­ял­ся празд­нич­ный мо­ле­бен и ос­вя­ще­ние учеб­но­го кор­пу­са ис­то­ри­че­ско­го фа­куль­те­та Хер­сон­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та. В этом ву­зе свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми епар­хии уже не­сколь­ко лет ве­дет­ся пре­по­да­ва­ние пред­ме­та «Ос­но­вы со­ци­аль­ной кон­цеп­ции Пра­во­слав­ной Церк­ви».

В Днеп­ро­пет­ров­ской епар­хии тор­же­ст­ва по слу­чаю Дня сла­вян­ской пись­мен­но­сти и куль­ту­ры ста­ли тра­ди­ци­он­ны­ми и ши­ро­ко­мас­штаб­ны­ми. Впер­вые в об­ще­го­род­ских рам­ках они на­ча­ли от­ме­чать­ся с юби­лей­но­го 2000 го­да. По бла­го­сло­ве­нию ми­тро­по­ли­та Днеп­ро­пет­ров­ско­го и Пав­ло­град­ско­го Ири­нея в эти дни со­вер­ша­ют­ся тор­же­ст­вен­ные кре­ст­ные хо­ды, в му­зее «Ли­те­ра­тур­ное Прид­не­про­вье» про­во­дят­ся вы­став­ки древ­них книг, ху­до­же­ст­вен­ные и фо­то­вы­став­ки, в Те­ат­ре ук­ра­ин­ской дра­мы им. Т. Г. Шев­чен­ко уст­раи­ва­ют­ся празд­ни­ки для де­тей с кон­цер­та­ми, вик­то­ри­на­ми и кон­кур­са­ми, вы­став­ка­ми дет­ско­го ри­сун­ка и про­из­ве­де­ний на­род­ных мас­те­ров.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Причиной болезней, а в конечном итоге и самой смерти, является сам человек. Бог, создав человека, одновременно со свободой воли дал Адаму заповедь послушания: не употреблять плодов дерева познания добра и зла. Первый человек нарушил этот запрет, поэтому в мир вошли болезни и смерть.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru