Церковь — хранительница культурного наследия народа
Значимость Украинской Православной Церкви в мире подтверждается тем, что она является одной из наибольших Церквей по численности пасомых, по количеству храмов, монастырей, учебных заведений, братств, других структур. Причем динамика ее роста поразительна. По темпам роста общин она находится на одном из первых мест в мире.
Об этом красноречиво свидетельствуют статистические данные. Получив под свой омофор не более 5 тыс. приходов, Блаженнейший Митрополит Владимир окормляет теперь более 11 тыс. приходских и монашеских общин. За эти годы, несмотря на тяжелое материальное положение, было построено более 1200 храмов, строится еще 930 храмовых сооружений. Отреставрировано более 1700 церквей — памятников архитектуры.
В связи с этим нельзя вновь не вспомнить сложный для Украины, но судьбоносный XVII век, блистательную деятельность Петра Могилы. Святитель Петр «не щадил живота», повсеместно восстанавливая поруганные, разрушенные храмы, многие из которых, такие как София Киевская и Десятинная церковь, столетия простояли в руинах. Он понимал, что это значимые для отечественного Православия святыни, что их восстановление определит дальнейшее его упрочение, станет катализатором глобальных процессов в развитии православной духовности.
В наше время разрушенные и оскверненные врагами Православия святыни также возрождаются и восстают в новом величии. Это Свято-Успенский собор Киево-Печерской Лавры, взорванный в 1941 г., Свято-Владимирский собор в Севастополе (Херсонесе), построенный на месте крещения князя Владимира и разрушенный в годы Великой Отечественной войны, и многие другие. Их возрождение означает для Украины воскрешение ее исторических духовных традиций.
«Церковь есть подлинное и всеединое богочеловечество. В полноту Церкви включается... все живое, все существующее, весь богозданный космос. Храм есть место приведения искупленного во Христе человечества и вместе с ним всего творения к Богу, воспринимается как ноуменальный космический и вместе с тем апокалиптический центр, как откровение Софии, Премудрости Божией, как исполнение предвечного замысла Творца о мире и человеке, как явление Царства Божия на земле. Церковь есть мистическое тело Христово, в котором осуществляется тайноведческая жизнь, процесс освящения и преображения человечества» .
Преображение человеческой души, ее очищение происходят через приобщение к подлинным, извечным духовным ценностям. К ним по праву принадлежит культура. Церковь никогда не отвергала культуру, прекрасно понимая, что творчество — благой дар Всевышнего Творца людям, призванным к сотворчеству и соработничеству (1 Кор. 3, 9) с Ним на земле. Церковь сама является мощной творческой силой через присутствующий в ней «дар благодати» (Рим. 5, 15). Ее культурологический потенциал многогранен и неиссякаем. Она создавала и продолжает создавать шедевры высокой, истинно духовной культуры. Для церковного понимания культуры понятия красоты и нравственности, прекрасного и духовного, эстетичного и Божественного нераздельны и естественны.
«Как в искусной музыкальной гармонии каждая струна издает различный звук, одна — высокий, другая — низкий, так и Художник, Творец-Логос, хотя и поставил различные роды понятий и искусств, но все дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить нас узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной», — писал святитель Григорий Богослов. Отцы и учители Церкви подчеркивали Божественное происхождение культуры, воспринимая ее как плод человеческого творчества под водительством Логоса. Так, Климент Александрийский говорил: «Писание общим именем мудрости называет науки и искусства, все, к чему в состоянии прийти ум человеческий, ибо искусство и знание происходят от Бога».
Церковный мыслитель священник Павел Флоренский называл православное богослужение «синтезом искусств», подчеркивая этимологическую связь понятий «культ» и «культура», ибо латинское «cultura», означающее «возделывание», «развитие», «образование», происходит от латинского «cultus» — «поклонение», «культ». Церковь освящает и благословляет всякое творчество во славу Божию, направленное на утверждение идеалов христианства.
Во все времена Церковь была хранительницей национального культурного наследия и народных традиций. Вместе с тем она открыта для восприятия высокого искусства, в том числе и современного. Церковь формирует единственно правильное восприятие феномена культуры, ставя во главу угла Божественную красоту и гармонию.
Там, где происходит нарушение Божественной гармонии, расцветает антикультура, или так называемая массовая культура, проявлениями которой являются невежество, пошлость, безвкусица. Противостоять засилью антикультуры может помочь опыт, мудрое и благожелательное водительство Церкви с ее культурными многовековыми традициями.
Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир уделяет вопросам культуры самое пристальное внимание. По его благословению проводится множество церковных культурных мероприятий, из которых самым широкомасштабным явилось празднование 2000-летия Рождества Христова. В юбилейных празднествах приняли участие лучшие церковные хоры Украины, в том числе и детские. Были привлечены и светские творческие коллективы — от столичных академических до самодеятельных сельских, представлявших весь спектр национальной культуры: музыкальное творчество, театр, изобразительное искусство. Празднование 2000-летия Рождества Христова вылилось в целую серию прекрасных культурных мероприятий, прошедших в столице и во всех регионах Украины.
← Словенских стран учители |
---|
Церковные Таинства
— Все христиане должны помнить, что полученный в Таинстве Крещения дар — залог новой жизни — приумножается личными усилиями, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещении обещания. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Патриотизм православного христианина проявляется в защите Родины от врагов, в труде на благо Отчизны, в заботе о родной земле, а также в участии в делах государственного управления, сохранения и развития национальной культуры и самосознания. |
Подробнее ... |