Цер­ковь — хра­ни­тель­ни­ца куль­тур­но­го на­сле­дия на­ро­да

Зна­чи­мость Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ми­ре под­твер­жда­ет­ся тем, что она яв­ля­ет­ся од­ной из наи­боль­ших Церк­вей по чис­лен­но­сти па­со­мых, по ко­ли­че­ст­ву хра­мов, мо­на­сты­рей, учеб­ных за­ве­де­ний, братств, дру­гих струк­тур. При­чем ди­на­ми­ка ее рос­та по­ра­зи­тель­на. По тем­пам рос­та об­щин она на­хо­дит­ся на од­ном из пер­вых мест в ми­ре.

Об этом крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ст­ву­ют ста­ти­сти­че­ские дан­ные. По­лу­чив под свой омо­фор не бо­лее 5 тыс. при­хо­дов, Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир окорм­ля­ет те­перь бо­лее 11 тыс. при­ход­ских и мо­на­ше­ских об­щин. За эти го­ды, не­смот­ря на тя­же­лое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние, бы­ло по­строе­но бо­лее 1200 хра­мов, стро­ит­ся еще 930 хра­мо­вых со­ору­же­ний. От­рес­тав­ри­ро­ва­но бо­лее 1700 церк­вей — па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры.

В свя­зи с этим нель­зя вновь не вспом­нить слож­ный для Ук­раи­ны, но судь­бо­нос­ный XVII век, бли­ста­тель­ную дея­тель­ность Пет­ра Мо­ги­лы. Свя­ти­тель Петр «не ща­дил жи­во­та», по­все­ме­ст­но вос­ста­нав­ли­вая по­ру­ган­ные, раз­ру­шен­ные хра­мы, мно­гие из ко­то­рых, та­кие как Со­фия Ки­ев­ская и Де­ся­тин­ная цер­ковь, сто­ле­тия про­сто­яли в руи­нах. Он по­ни­мал, что это зна­чи­мые для оте­че­ст­вен­но­го Пра­во­сла­вия свя­ты­ни, что их вос­ста­нов­ле­ние оп­ре­де­лит даль­ней­шее его уп­ро­че­ние, ста­нет ка­та­ли­за­то­ром гло­баль­ных про­цес­сов в раз­ви­тии пра­во­слав­ной ду­хов­но­сти.

В на­ше вре­мя раз­ру­шен­ные и ос­к­вер­нен­ные вра­га­ми Пра­во­сла­вия свя­ты­ни так­же воз­ро­ж­да­ют­ся и вос­ста­ют в но­вом ве­ли­чии. Это Свя­то-Ус­пен­ский со­бор Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, взо­рван­ный в 1941 г., Свя­то-Вла­ди­мир­ский со­бор в Се­ва­сто­по­ле (Хер­со­не­се), по­стро­ен­ный на мес­те кре­ще­ния кня­зя Вла­ди­ми­ра и раз­ру­шен­ный в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, и мно­гие дру­гие. Их воз­ро­ж­де­ние оз­на­ча­ет для Ук­раи­ны вос­кре­ше­ние ее ис­то­ри­че­ских ду­хов­ных тра­ди­ций.

«Цер­ковь есть под­лин­ное и все­еди­ное бо­го­че­ло­ве­че­ст­во. В пол­но­ту Церк­ви вклю­ча­ет­ся... все жи­вое, все су­ще­ст­вую­щее, весь бо­го­здан­ный кос­мос. Храм есть ме­сто при­ве­де­ния ис­ку­п­лен­но­го во Хри­сте че­ло­ве­че­ст­ва и вме­сте с ним все­го тво­ре­ния к Бо­гу, вос­при­ни­ма­ет­ся как но­уме­наль­ный кос­ми­че­ский и вме­сте с тем апо­ка­лип­ти­че­ский центр, как от­кро­ве­ние Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, как ис­пол­не­ние пред­веч­но­го за­мыс­ла Твор­ца о ми­ре и че­ло­ве­ке, как яв­ле­ние Цар­ст­ва Бо­жия на зем­ле. Цер­ковь есть мис­ти­че­ское те­ло Хри­сто­во, в ко­то­ром осу­ще­ст­в­ля­ет­ся тай­но­вед­че­ская жизнь, про­цесс ос­вя­ще­ния и пре­об­ра­же­ния че­ло­ве­че­ст­ва» .

Пре­об­ра­же­ние че­ло­ве­че­ской ду­ши, ее очи­ще­ние про­ис­хо­дят че­рез при­об­ще­ние к под­лин­ным, из­веч­ным ду­хов­ным цен­но­стям. К ним по пра­ву при­над­ле­жит куль­ту­ра. Цер­ковь ни­ко­гда не от­вер­га­ла куль­ту­ру, пре­крас­но по­ни­мая, что твор­че­ст­во — бла­гой дар Все­выш­не­го Твор­ца лю­дям, при­зван­ным к со­твор­че­ст­ву и со­ра­бот­ни­че­ст­ву (1 Кор. 3, 9) с Ним на зем­ле. Цер­ковь са­ма яв­ля­ет­ся мощ­ной твор­че­ской си­лой че­рез при­сут­ст­вую­щий в ней «дар бла­го­да­ти» (Рим. 5, 15). Ее куль­ту­ро­ло­ги­че­ский по­тен­ци­ал мно­го­гра­нен и не­ис­ся­ка­ем. Она соз­да­ва­ла и про­дол­жа­ет соз­да­вать ше­дев­ры вы­со­кой, ис­тин­но ду­хов­ной куль­ту­ры. Для цер­ков­но­го по­ни­ма­ния куль­ту­ры по­ня­тия кра­со­ты и нрав­ст­вен­но­сти, пре­крас­но­го и ду­хов­но­го, эс­те­тич­но­го и Бо­же­ст­вен­но­го не­раз­дель­ны и ес­те­ст­вен­ны.

«Как в ис­кус­ной му­зы­каль­ной гар­мо­нии ка­ж­дая стру­на из­да­ет раз­лич­ный звук, од­на — вы­со­кий, дру­гая — низ­кий, так и Ху­дож­ник, Тво­рец-Ло­гос, хо­тя и по­ста­вил раз­лич­ные ро­ды по­ня­тий и ис­кусств, но все дал в рас­по­ря­же­ние всех же­лаю­щих, что­бы со­еди­нить нас уза­ми об­ще­ния и че­ло­ве­ко­лю­бия и сде­лать на­шу жизнь бо­лее ци­ви­ли­зо­ван­ной», — пи­сал свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов. От­цы и учи­те­ли Церк­ви под­чер­ки­ва­ли Бо­же­ст­вен­ное про­ис­хо­ж­де­ние куль­ту­ры, вос­при­ни­мая ее как плод че­ло­ве­че­ско­го твор­че­ст­ва под во­ди­тель­ст­вом Ло­го­са. Так, Кли­мент Алек­сан­д­рий­ский го­во­рил: «Пи­са­ние об­щим име­нем муд­ро­сти на­зы­ва­ет нау­ки и ис­кус­ст­ва, все, к че­му в со­стоя­нии прий­ти ум че­ло­ве­че­ский, ибо ис­кус­ст­во и зна­ние про­ис­хо­дят от Бо­га».

Цер­ков­ный мыс­ли­тель свя­щен­ник Па­вел Фло­рен­ский на­зы­вал пра­во­слав­ное бо­го­слу­же­ние «син­те­зом ис­кусств», под­чер­ки­вая эти­мо­ло­ги­че­скую связь по­ня­тий «культ» и «куль­ту­ра», ибо ла­тин­ское «cultura», оз­на­чаю­щее «воз­де­лы­ва­ние», «раз­ви­тие», «об­ра­зо­ва­ние», про­ис­хо­дит от ла­тин­ско­го «cultus» — «по­кло­не­ние», «культ». Цер­ковь ос­вя­ща­ет и бла­го­слов­ля­ет вся­кое твор­че­ст­во во сла­ву Бо­жию, на­прав­лен­ное на ут­вер­жде­ние идеа­лов хри­сти­ан­ст­ва.

Во все вре­ме­на Цер­ковь бы­ла хра­ни­тель­ни­цей на­цио­наль­но­го куль­тур­но­го на­сле­дия и на­род­ных тра­ди­ций. Вме­сте с тем она от­кры­та для вос­при­ятия вы­со­ко­го ис­кус­ст­ва, в том чис­ле и со­вре­мен­но­го. Цер­ковь фор­ми­ру­ет един­ст­вен­но пра­виль­ное вос­при­ятие фе­но­ме­на куль­ту­ры, ста­вя во гла­ву уг­ла Бо­же­ст­вен­ную кра­со­ту и гар­мо­нию.

Там, где про­ис­хо­дит на­ру­ше­ние Бо­же­ст­вен­ной гар­мо­нии, рас­цве­та­ет ан­ти­куль­ту­ра, или так на­зы­вае­мая мас­со­вая куль­ту­ра, про­яв­ле­ния­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся не­ве­же­ст­во, по­шлость, без­вку­си­ца. Про­ти­во­сто­ять за­си­лью ан­ти­куль­ту­ры мо­жет по­мочь опыт, муд­рое и бла­го­же­ла­тель­ное во­ди­тель­ст­во Церк­ви с ее куль­тур­ны­ми мно­го­ве­ко­вы­ми тра­ди­ция­ми.

Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир уде­ля­ет во­про­сам куль­ту­ры са­мое при­сталь­ное вни­ма­ние. По его бла­го­сло­ве­нию про­водится мно­же­ст­во цер­ков­ных куль­тур­ных ме­ро­прия­тий, из ко­то­рых са­мым ши­ро­ко­мас­штаб­ным яви­лось празд­но­ва­ние 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва. В юби­лей­ных празд­не­ст­вах при­ня­ли уча­стие луч­шие цер­ков­ные хо­ры Ук­раи­ны, в том чис­ле и дет­ские. Бы­ли при­вле­че­ны и свет­ские твор­че­ские кол­лек­ти­вы — от сто­лич­ных ака­де­ми­че­ских до са­мо­дея­тель­ных сель­ских, пред­став­ляв­ших весь спектр на­цио­наль­ной куль­ту­ры: му­зы­каль­ное твор­че­ст­во, те­атр, изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во. Празд­но­ва­ние 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва вы­ли­лось в це­лую се­рию пре­крас­ных куль­тур­ных ме­ро­прия­тий, про­шед­ших в сто­ли­це и во всех ре­гио­нах Ук­раи­ны.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Конечно, как государство, так и Церковь должны придерживаться положений законодательства Украины относительно светскости образования.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru