Цер­ковь — хра­ни­тель­ни­ца куль­тур­но­го на­сле­дия на­ро­да

Зна­чи­мость Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ми­ре под­твер­жда­ет­ся тем, что она яв­ля­ет­ся од­ной из наи­боль­ших Церк­вей по чис­лен­но­сти па­со­мых, по ко­ли­че­ст­ву хра­мов, мо­на­сты­рей, учеб­ных за­ве­де­ний, братств, дру­гих струк­тур. При­чем ди­на­ми­ка ее рос­та по­ра­зи­тель­на. По тем­пам рос­та об­щин она на­хо­дит­ся на од­ном из пер­вых мест в ми­ре.

Об этом крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ст­ву­ют ста­ти­сти­че­ские дан­ные. По­лу­чив под свой омо­фор не бо­лее 5 тыс. при­хо­дов, Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир окорм­ля­ет те­перь бо­лее 11 тыс. при­ход­ских и мо­на­ше­ских об­щин. За эти го­ды, не­смот­ря на тя­же­лое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние, бы­ло по­строе­но бо­лее 1200 хра­мов, стро­ит­ся еще 930 хра­мо­вых со­ору­же­ний. От­рес­тав­ри­ро­ва­но бо­лее 1700 церк­вей — па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры.

В свя­зи с этим нель­зя вновь не вспом­нить слож­ный для Ук­раи­ны, но судь­бо­нос­ный XVII век, бли­ста­тель­ную дея­тель­ность Пет­ра Мо­ги­лы. Свя­ти­тель Петр «не ща­дил жи­во­та», по­все­ме­ст­но вос­ста­нав­ли­вая по­ру­ган­ные, раз­ру­шен­ные хра­мы, мно­гие из ко­то­рых, та­кие как Со­фия Ки­ев­ская и Де­ся­тин­ная цер­ковь, сто­ле­тия про­сто­яли в руи­нах. Он по­ни­мал, что это зна­чи­мые для оте­че­ст­вен­но­го Пра­во­сла­вия свя­ты­ни, что их вос­ста­нов­ле­ние оп­ре­де­лит даль­ней­шее его уп­ро­че­ние, ста­нет ка­та­ли­за­то­ром гло­баль­ных про­цес­сов в раз­ви­тии пра­во­слав­ной ду­хов­но­сти.

В на­ше вре­мя раз­ру­шен­ные и ос­к­вер­нен­ные вра­га­ми Пра­во­сла­вия свя­ты­ни так­же воз­ро­ж­да­ют­ся и вос­ста­ют в но­вом ве­ли­чии. Это Свя­то-Ус­пен­ский со­бор Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, взо­рван­ный в 1941 г., Свя­то-Вла­ди­мир­ский со­бор в Се­ва­сто­по­ле (Хер­со­не­се), по­стро­ен­ный на мес­те кре­ще­ния кня­зя Вла­ди­ми­ра и раз­ру­шен­ный в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, и мно­гие дру­гие. Их воз­ро­ж­де­ние оз­на­ча­ет для Ук­раи­ны вос­кре­ше­ние ее ис­то­ри­че­ских ду­хов­ных тра­ди­ций.

«Цер­ковь есть под­лин­ное и все­еди­ное бо­го­че­ло­ве­че­ст­во. В пол­но­ту Церк­ви вклю­ча­ет­ся... все жи­вое, все су­ще­ст­вую­щее, весь бо­го­здан­ный кос­мос. Храм есть ме­сто при­ве­де­ния ис­ку­п­лен­но­го во Хри­сте че­ло­ве­че­ст­ва и вме­сте с ним все­го тво­ре­ния к Бо­гу, вос­при­ни­ма­ет­ся как но­уме­наль­ный кос­ми­че­ский и вме­сте с тем апо­ка­лип­ти­че­ский центр, как от­кро­ве­ние Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, как ис­пол­не­ние пред­веч­но­го за­мыс­ла Твор­ца о ми­ре и че­ло­ве­ке, как яв­ле­ние Цар­ст­ва Бо­жия на зем­ле. Цер­ковь есть мис­ти­че­ское те­ло Хри­сто­во, в ко­то­ром осу­ще­ст­в­ля­ет­ся тай­но­вед­че­ская жизнь, про­цесс ос­вя­ще­ния и пре­об­ра­же­ния че­ло­ве­че­ст­ва» .

Пре­об­ра­же­ние че­ло­ве­че­ской ду­ши, ее очи­ще­ние про­ис­хо­дят че­рез при­об­ще­ние к под­лин­ным, из­веч­ным ду­хов­ным цен­но­стям. К ним по пра­ву при­над­ле­жит куль­ту­ра. Цер­ковь ни­ко­гда не от­вер­га­ла куль­ту­ру, пре­крас­но по­ни­мая, что твор­че­ст­во — бла­гой дар Все­выш­не­го Твор­ца лю­дям, при­зван­ным к со­твор­че­ст­ву и со­ра­бот­ни­че­ст­ву (1 Кор. 3, 9) с Ним на зем­ле. Цер­ковь са­ма яв­ля­ет­ся мощ­ной твор­че­ской си­лой че­рез при­сут­ст­вую­щий в ней «дар бла­го­да­ти» (Рим. 5, 15). Ее куль­ту­ро­ло­ги­че­ский по­тен­ци­ал мно­го­гра­нен и не­ис­ся­ка­ем. Она соз­да­ва­ла и про­дол­жа­ет соз­да­вать ше­дев­ры вы­со­кой, ис­тин­но ду­хов­ной куль­ту­ры. Для цер­ков­но­го по­ни­ма­ния куль­ту­ры по­ня­тия кра­со­ты и нрав­ст­вен­но­сти, пре­крас­но­го и ду­хов­но­го, эс­те­тич­но­го и Бо­же­ст­вен­но­го не­раз­дель­ны и ес­те­ст­вен­ны.

«Как в ис­кус­ной му­зы­каль­ной гар­мо­нии ка­ж­дая стру­на из­да­ет раз­лич­ный звук, од­на — вы­со­кий, дру­гая — низ­кий, так и Ху­дож­ник, Тво­рец-Ло­гос, хо­тя и по­ста­вил раз­лич­ные ро­ды по­ня­тий и ис­кусств, но все дал в рас­по­ря­же­ние всех же­лаю­щих, что­бы со­еди­нить нас уза­ми об­ще­ния и че­ло­ве­ко­лю­бия и сде­лать на­шу жизнь бо­лее ци­ви­ли­зо­ван­ной», — пи­сал свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов. От­цы и учи­те­ли Церк­ви под­чер­ки­ва­ли Бо­же­ст­вен­ное про­ис­хо­ж­де­ние куль­ту­ры, вос­при­ни­мая ее как плод че­ло­ве­че­ско­го твор­че­ст­ва под во­ди­тель­ст­вом Ло­го­са. Так, Кли­мент Алек­сан­д­рий­ский го­во­рил: «Пи­са­ние об­щим име­нем муд­ро­сти на­зы­ва­ет нау­ки и ис­кус­ст­ва, все, к че­му в со­стоя­нии прий­ти ум че­ло­ве­че­ский, ибо ис­кус­ст­во и зна­ние про­ис­хо­дят от Бо­га».

Цер­ков­ный мыс­ли­тель свя­щен­ник Па­вел Фло­рен­ский на­зы­вал пра­во­слав­ное бо­го­слу­же­ние «син­те­зом ис­кусств», под­чер­ки­вая эти­мо­ло­ги­че­скую связь по­ня­тий «культ» и «куль­ту­ра», ибо ла­тин­ское «cultura», оз­на­чаю­щее «воз­де­лы­ва­ние», «раз­ви­тие», «об­ра­зо­ва­ние», про­ис­хо­дит от ла­тин­ско­го «cultus» — «по­кло­не­ние», «культ». Цер­ковь ос­вя­ща­ет и бла­го­слов­ля­ет вся­кое твор­че­ст­во во сла­ву Бо­жию, на­прав­лен­ное на ут­вер­жде­ние идеа­лов хри­сти­ан­ст­ва.

Во все вре­ме­на Цер­ковь бы­ла хра­ни­тель­ни­цей на­цио­наль­но­го куль­тур­но­го на­сле­дия и на­род­ных тра­ди­ций. Вме­сте с тем она от­кры­та для вос­при­ятия вы­со­ко­го ис­кус­ст­ва, в том чис­ле и со­вре­мен­но­го. Цер­ковь фор­ми­ру­ет един­ст­вен­но пра­виль­ное вос­при­ятие фе­но­ме­на куль­ту­ры, ста­вя во гла­ву уг­ла Бо­же­ст­вен­ную кра­со­ту и гар­мо­нию.

Там, где про­ис­хо­дит на­ру­ше­ние Бо­же­ст­вен­ной гар­мо­нии, рас­цве­та­ет ан­ти­куль­ту­ра, или так на­зы­вае­мая мас­со­вая куль­ту­ра, про­яв­ле­ния­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся не­ве­же­ст­во, по­шлость, без­вку­си­ца. Про­ти­во­сто­ять за­си­лью ан­ти­куль­ту­ры мо­жет по­мочь опыт, муд­рое и бла­го­же­ла­тель­ное во­ди­тель­ст­во Церк­ви с ее куль­тур­ны­ми мно­го­ве­ко­вы­ми тра­ди­ция­ми.

Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир уде­ля­ет во­про­сам куль­ту­ры са­мое при­сталь­ное вни­ма­ние. По его бла­го­сло­ве­нию про­водится мно­же­ст­во цер­ков­ных куль­тур­ных ме­ро­прия­тий, из ко­то­рых са­мым ши­ро­ко­мас­штаб­ным яви­лось празд­но­ва­ние 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва. В юби­лей­ных празд­не­ст­вах при­ня­ли уча­стие луч­шие цер­ков­ные хо­ры Ук­раи­ны, в том чис­ле и дет­ские. Бы­ли при­вле­че­ны и свет­ские твор­че­ские кол­лек­ти­вы — от сто­лич­ных ака­де­ми­че­ских до са­мо­дея­тель­ных сель­ских, пред­став­ляв­ших весь спектр на­цио­наль­ной куль­ту­ры: му­зы­каль­ное твор­че­ст­во, те­атр, изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во. Празд­но­ва­ние 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва вы­ли­лось в це­лую се­рию пре­крас­ных куль­тур­ных ме­ро­прия­тий, про­шед­ших в сто­ли­це и во всех ре­гио­нах Ук­раи­ны.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru