Мис­сио­нер­ская ра­бо­та

По­сле про­воз­гла­ше­ния сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния в Ук­раи­не поя­ви­лось мно­же­ст­во раз­лич­но­го ро­да сект и псев­до­ре­ли­ги­оз­ных те­че­ний. В свя­зи с этим пе­ред Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью вста­ла за­да­ча вос­пи­тать че­ло­ве­ка в ду­хе ис­тин­но­го Пра­во­сла­вия, че­ло­ве­ка, спо­соб­но­го сре­ди мно­же­ст­ва пред­ла­гае­мых ду­хов­ных пу­тей най­ти тот един­ст­вен­ный, уз­кий путь, ко­то­рый ве­дет ко спа­се­нию его бес­смерт­ной ду­ши.

23 ап­ре­ля 2002 г. Свя­щен­ным Си­но­дом Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, по бла­го­сло­ве­нию Его Бла­жен­ст­ва, Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны, бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об об­ра­зо­ва­нии Си­но­даль­но­го от­де­ла ре­ли­ги­оз­но­го об­ра­зо­ва­ния, ка­те­хи­за­ции и мис­сио­нер­ст­ва, гла­вой ко­то­ро­го бы­ло оп­ре­де­ле­но быть Епи­ско­пу Пол­тав­ско­му и Кре­мен­чуг­ско­му Фи­лип­пу, рек­то­ру Мис­сио­нер­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща.

Ито­гом пер­во­го го­да ра­бо­ты От­де­ла бы­ло про­ве­де­ние: 27–29 мая 2003 г. — Пер­во­го все­ук­ра­ин­ско­го пра­во­слав­но­го мис­сио­нер­ско­го съез­да (г. Ки­ев, дом от­ды­ха МВД «Пу­ща-Во­ди­ца»), 11–12 ию­ня 2003 г. — Пер­вой ме­ж­ду­на­род­ной на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Ак­ту­аль­ные про­бле­мы нрав­ст­вен­но­го вос­пи­та­ния лич­но­сти в се­мье и шко­ле» (г. Ки­ев, Свя­то-Ус­пен­ская Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра) и 7–8 но­яб­ря 2003 г. — Уч­ре­ди­тель­но­го съез­да Все­ук­ра­ин­ско­го пра­во­слав­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ст­ва (г. Ки­ев, На­цио­наль­ный пе­да­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет име­ни М.П. Дра­го­ма­но­ва и Свя­то-Ус­пен­ская Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра).

На Пер­вом все­ук­ра­ин­ском пра­во­слав­ном мис­сио­нер­ском съез­де бы­ла пред­став­ле­на и об­су­ж­де­на Кон­цеп­ция мис­сио­нер­ской ра­бо­ты Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, обоб­щаю­щая бо­лее чем ты­ся­че­лет­ний опыт на­шей Церк­ви в этой об­лас­ти.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь яви­лась оча­гом про­све­ще­ния для Ки­ев­ской Ру­си. Она за­ло­жи­ла ос­но­вы го­су­дар­ст­вен­но­го уст­рой­ст­ва на прин­ци­пах хри­сти­ан­ско­го ми­ро­лю­бия и доб­ро­со­сед­ст­ва, ми­ло­сер­дия и слу­же­ния ближ­ним. Эти прин­ци­пы ак­ту­аль­ны и в на­ше вре­мя. Имен­но об этом го­во­ри­лось в вы­сту­п­ле­ни­ях вид­ных уче­ных — пе­да­го­гов, пси­хо­ло­гов, ис­то­ри­ков, куль­ту­ро­ло­гов, а так­же ра­бот­ни­ков сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния. На кон­фе­рен­ции бы­ло соз­да­но Все­ук­ра­ин­ское Пра­во­слав­ное пе­да­го­ги­че­ское об­ще­ст­во с ре­гио­наль­ны­ми пред­ста­ви­тель­ст­ва­ми по всей Ук­раи­не.

Пер­вый все­ук­ра­ин­ский пра­во­слав­ный мис­сио­нер­ский съезд УПЦ про­дол­жил свою ра­бо­ту в рам­ках на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Ак­ту­аль­ные про­бле­мы пре­по­да­ва­ния ос­нов пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния в го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нах об­ра­зо­ва­ния и вос­крес­ных шко­лах». Ито­гом ра­бо­ты кон­фе­рен­ции бы­ла раз­ра­бот­ка ши­ро­ко­мас­штаб­но­го про­ек­та взаи­мо­дей­ст­вия всех об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных струк­тур (выс­шая шко­ла, сред­няя шко­ла, вос­крес­ная шко­ла), ду­хов­но-про­све­ти­тель­ская ра­бо­та в сту­ден­че­ской сре­де, пре­вен­тив­ное вос­пи­та­ние как пре­ду­пре­ж­де­ние влия­ния де­ст­рук­тив­ных куль­тов.

Мис­сио­нер­ское слу­же­ние От­де­ла про­во­ди­лось с уче­том ре­гио­наль­ной спе­ци­фи­ки Ук­раи­ны. Для Вос­точ­но­го ре­гио­на 2–3 ию­ня 2004 г. в г. Ком­со­моль­ске Пол­тав­ской епар­хии на ба­зе Мис­сио­нер­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ла про­ве­де­на ре­гио­наль­ная мис­сио­нер­ско-пе­да­го­ги­че­ская кон­фе­рен­ция «Пра­во­слав­ные цен­но­сти в сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния». Для За­пад­но­го ре­гио­на та­кая же кон­фе­рен­ция бы­ла про­ве­де­на 26–27 ок­тяб­ря 2004 г. в Уж­го­ро­де Му­ка­чев­ской епар­хии на ба­зе Уж­го­род­ской Бо­го­слов­ской ака­де­мии и МАУП име­ни М. Во­ло­ши­на. Обе кон­фе­рен­ции оп­ре­де­ли­ли ос­нов­ные на­прав­ле­ния раз­ви­тия мис­сио­нер­ско­го слу­же­ния как в дея­тель­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­лей, мис­сио­не­ров со спе­ци­аль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, так и в ра­бо­те ми­рян-пе­да­го­гов в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных про­грам­мах.

31 мар­та 2005 г. на­уч­но-прак­ти­че­ский се­ми­нар «Пра­во­слав­ное об­ра­зо­ва­ние в го­су­дар­ст­вен­ных, ча­ст­ных и цер­ков­ных струк­ту­рах Ук­раи­ны: опыт и на­ра­бот­ки» (г. Ки­ев, Свя­то-Ус­пен­ская Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра) про­во­дил­ся уже в ус­ло­ви­ях ори­ен­та­ции го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки на рас­ши­ре­ние свя­зей с Ев­ро­пей­ским со­об­ще­ст­вом. Это по­влек­ло за со­бой ус­ко­ре­ние пре­об­ра­зо­ва­тель­ных про­цес­сов в сис­те­ме выс­ше­го и сред­не­го об­ра­зо­ва­ния (Бо­лон­ский про­цесс). За­да­чей Си­но­даль­но­го от­де­ла ре­ли­ги­оз­но­го об­ра­зо­ва­ния, ка­те­хи­за­ции и мис­сио­нер­ст­ва, как и Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в це­лом, стал по­иск но­вых форм со­труд­ни­че­ст­ва с го­су­дар­ст­вен­ной вла­стью по вы­ра­бот­ке ком­про­мис­сов во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях Церк­ви и об­ще­ст­ва.

В на­стоя­щее вре­мя От­дел ак­тив­но уча­ст­ву­ет в раз­ра­бот­ке Кон­цеп­ции и про­грамм по хри­сти­ан­ской эти­ке для об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ во ис­пол­не­ние по­ру­че­ния Пре­зи­ден­та Ук­раи­ны от 08.07.05 «О пре­одо­ле­нии мо­раль­но-ду­хов­но­го кри­зи­са об­ще­ст­ва, объ­е­ди­не­ния уси­лий го­су­дар­ст­ва, об­ще­ст­вен­ных сил и Церк­ви в соз­да­нии вы­со­ко­ду­хов­ной вос­пи­та­тель­ной сре­ды, обес­пе­че­ния мо­раль­но-эти­че­ско­го вос­пи­та­ния уча­щей­ся мо­ло­де­жи в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях Ук­раи­ны» и при­ка­за ми­ни­ст­ра об­ра­зо­ва­ния и нау­ки Ук­раи­ны «Об изу­че­нии в учеб­ных за­ве­де­ни­ях фа­куль­та­тив­ных кур­сов по эти­ке ве­ры и ре­ли­гие­ве­де­ния».

Ра­бо­та От­де­ла на­прав­ле­на на пре­тво­ре­ние в жизнь по­ло­же­ний Со­ци­аль­ной Кон­цеп­ции Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по ду­хов­но-нрав­ст­вен­но­му и пат­рио­ти­че­ско­му вос­пи­та­нию гра­ж­дан Ук­раи­ны, вос­пи­та­ние по­сле­до­ва­те­лей ве­ры на­ших слав­ных пред­ков — пра­во­слав­ных хри­сти­ан, внес­ших не­оце­ни­мый вклад в со­кро­вищ­ни­цу ук­ра­ин­ской и ми­ро­вой куль­ту­ры.

На­хо­дясь под по­сто­ян­ным вни­ма­ни­ем и мо­лит­вен­ной под­держ­кой Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны, От­дел ко­ор­ди­ни­ру­ет ра­бо­ту ре­гио­наль­ных струк­тур в епар­хи­ях Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, осу­ще­ст­в­ля­ет связь с за­ру­беж­ны­ми мис­сио­нер­ски­ми и пе­да­го­ги­че­ски­ми струк­ту­ра­ми и цен­тра­ми.

Со­труд­ни­ки От­де­ла под­дер­жи­ва­ют ини­циа­ти­вы го­су­дар­ст­вен­ных и об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций, ко­то­рые вне­дря­ют в жизнь дет­ские, мо­ло­деж­ные вос­пи­та­тель­ные про­грам­мы, при­ни­ма­ют ак­тив­ное уча­стие в реа­ли­за­ции ду­хов­но-нрав­ст­вен­ных про­грамм и ме­ро­прия­тий ре­гио­наль­ных ав­тор­ских кол­лек­ти­вов.

Си­но­даль­ный от­дел ре­ли­ги­оз­но­го об­ра­зо­ва­ния, ка­те­хи­за­ции и мис­сио­нер­ст­ва тес­но со­труд­ни­ча­ет с дру­ги­ми Си­но­даль­ны­ми от­де­ла­ми по со­вме­ст­ным про­ек­там и об­ра­зо­ва­тель­ным про­грам­мам. Ра­дость об­ще­ния в люб­ви о Хри­сте — это и есть ис­тин­ная цель мис­сио­нер­ско­го слу­же­ния, при­зван­но­го про­бу­дить в че­ло­ве­ке соз­на­ние, что он есть об­раз и по­до­бие Бо­жие.

На­ка­ну­не празд­но­ва­ния 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва ООН и ЮНЕСКО был соз­дан орг­ко­ми­тет по про­ве­де­нию юби­лей­ных ме­ро­прия­тий в мас­шта­бах всей пла­не­ты. Со­пред­се­да­те­лем это­го ко­ми­те­та был из­бран Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир.

В Ук­раи­не юби­лей­ные тор­же­ст­ва по слу­чаю 2000-ле­тия Хри­сти­ан­ст­ва на­ча­лись в 1997 г. По ини­циа­ти­ве и бла­го­сло­ве­нию Его Бла­жен­ст­ва был про­ве­ден ряд ме­ж­ду­на­род­ных ду­хов­но-свет­ских на­уч­но-прак­ти­че­ских кон­фе­рен­ций, по­свя­щен­ных этой да­те, на ко­то­рых все­сто­рон­не об­су­ж­дал­ся ши­ро­кий круг про­блем, свя­зан­ных с воз­ро­ж­де­ни­ем ду­хов­но­сти, ак­ти­ви­за­ци­ей со­ци­аль­но­го, мис­сио­нер­ско­го, про­све­ти­тель­ско­го, бла­го­тво­ри­тель­но­го слу­же­ния Церк­ви. Про­во­ди­лись эти кон­фе­рен­ции под эги­дой ООН.

9–12 ян­ва­ря 1997 г. в За­по­ро­жье со­стоя­лась I юби­лей­ная кон­фе­рен­ция «Аще воз­мож­но, будь­те в ми­ре со все­ми» (Рим. 12, 18).

Впер­вые в не­за­ви­си­мой Ук­раи­не при уча­стии ду­хо­вен­ст­ва, уче­ных, по­ли­ти­ков, пред­при­ни­ма­те­лей, дея­те­лей куль­ту­ры и про­све­ще­ния со­стоя­лась на­уч­ная дис­кус­сия, на­прав­лен­ная на по­иск пу­тей воз­ро­ж­де­ния ду­хов­но-нрав­ст­вен­ных цен­но­стей, обес­пе­че­ние об­ще­ст­вен­но-ре­ли­ги­оз­но­го про­грес­са в Ук­раи­не. По окон­ча­нии кон­фе­рен­ции Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир ос­вя­тил па­мят­ник, со­ору­жен­ный в г. За­по­ро­жье в честь 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва. Этот мо­ну­мент — пер­вый в Ук­раи­не, воз­ве­ден­ный по слу­чаю все­мир­но-ис­то­ри­че­ско­го юби­лея Хри­сти­ан­ст­ва.

29 ию­ня — 2 ию­ля 1997 г. в Кры­му про­шла II ме­ж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция под эги­дой ООН «Во всю зем­лю изы­де ве­ща­ние их» (Пс. 18, 5).

В ней уча­ст­во­ва­ли свя­щен­но­слу­жи­те­ли, го­су­дар­ст­вен­ные и об­ще­ст­вен­но-на­уч­ные дея­те­ли из мно­гих об­лас­тей Ук­раи­ны, стран ближ­не­го и даль­не­го за­ру­бе­жья. В рам­ках кон­фе­рен­ции ра­бо­та­ли сек­ции «Хри­сти­ан­ские ас­пек­ты фи­зи­че­ско­го и ду­хов­но­го оз­до­ров­ле­ния че­ло­ве­че­ст­ва», «Хри­сти­ан­ские про­бле­мы ду­хов­но­го вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния» и др. На пле­нар­ных и сек­ци­он­ных за­се­да­ни­ях бы­ло за­слу­ша­но бо­лее 100 док­ла­дов.

При­мер УПЦ вско­лых­нул хри­сти­ан­ские кру­ги Ук­раи­ны. 20–21 мая 1998 г. в Кие­ве со­сто­ял­ся Все­ук­ра­ин­ский хри­сти­ан­ский фо­рум «Плод прав­ды се­ет­ся твор­ца­ми ми­ра» (Иак. 3, 18), про­ве­ден­ный Орг­ко­ми­те­том по под­го­тов­ке и про­ве­де­нию в Ук­раи­не 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, Гос­ком­ре­ли­гий, Все­ук­ра­ин­ским со­ве­том церк­вей и ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций, На­цио­наль­ной ака­де­ми­ей на­ук Ук­раи­ны.

На оче­ред­ном за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ 19 мая 1998 г. по пред­ло­же­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра бы­ло при­ня­то ре­ше­ние в рам­ках про­грам­мы ме­ро­прия­тий ООН к 2000-ле­тию Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва про­вес­ти 3–5 но­яб­ря 1998 г. в Свя­то-Ус­пен­ской По­ча­ев­ской лав­ре Ме­ж­ду­на­род­ную цер­ков­но-свет­скую кон­фе­рен­цию «Ук­раи­на на по­ро­ге третье­го ты­ся­че­ле­тия: ду­хов­ность, нау­ка, об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ра» под де­ви­зом: «Свет Хри­стов про­све­ща­ет всех» .

По­ча­ев­ская кон­фе­рен­ция со­бра­ла мно­же­ст­во уча­ст­ни­ков из Ук­раи­ны, Рос­сии, Бе­ла­ру­си, Мол­до­вы, Швей­ца­рии, Фран­ции, США, дру­гих стран. «В том тя­же­лом ду­хов­ном со­стоя­нии, в ко­то­ром ока­за­лось сей­час об­ще­ст­во, — от­ме­тил при ее от­кры­тии Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, — чрез­вы­чай­но важ­ным яв­ля­ет­ся воз­ро­ж­де­ние пра­оте­че­ской ве­ры, та­ких хри­сти­ан­ских цен­но­стей, как ми­ло­сер­дие, бла­го­чес­тие, гу­ман­ность, тер­пи­мость, лю­бовь и вни­ма­ние к ближ­не­му».

Осо­бен­но­стью кон­фе­рен­ции ста­ло ши­ро­кое во­вле­че­ние в ее ра­бо­ту свет­ских уча­ст­ни­ков — ду­хо­вен­ст­во пред­став­ля­ло лишь 18% ее со­ста­ва, хо­тя, без­ус­лов­но, имен­но Цер­ковь бы­ла ее до­ми­ни­рую­щей и на­прав­ляю­щей си­лой. Уча­ст­ни­ки фо­ру­ма при­шли к вы­во­ду, что ус­пеш­ное раз­ви­тие на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний без ду­хов­но­го воз­ро­ж­де­ния, без вы­со­ких идеа­лов слу­же­ния ис­ти­не, до­б­ру и кра­со­те, без стрем­ле­ния к Бо­же­ст­вен­ной гар­мо­нии и при­бли­же­ния к Пер­во­об­ра­зу не­воз­мож­но. Че­ло­ве­че­ст­во на горь­ком опы­те убе­ди­лось, что на­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс без об­ще­ст­вен­но-эти­че­ских ог­ра­ни­че­ний обо­ра­чи­ва­ет­ся про­тив ин­те­ре­сов че­ло­ве­ка. Ото­рван­ность от ду­хов­ных цен­но­стей, ори­ен­та­ция на без­душ­ный ин­тел­лек­туа­лизм ве­дут к де­гра­да­ции лич­но­сти и об­ще­ст­ва. Без све­та ве­ры Хри­сто­вой зем­ная муд­рость ста­но­вит­ся не толь­ко бес­плод­ной, но и раз­ру­ши­тель­ной. Ак­ту­аль­ной в этой свя­зи яв­ля­ет­ся пра­во­слав­ная оцен­ка но­вей­ших дос­ти­же­ний в об­лас­ти ин­фор­ма­ти­ки, ме­ди­ци­ны, пси­хо­ло­гии, фи­зи­ки, хи­мии, дру­гих сфе­рах на­уч­но­го зна­ния. На­зре­ла по­треб­ность в ос­но­ва­нии бла­го­тво­ри­тель­ных и ду­хов­но-про­све­ти­тель­ских цен­тров при на­уч­ных, ме­ди­ко-оз­до­ро­ви­тель­ных и об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ни­ях.

Не мо­жет не вы­зы­вать тре­во­гу и со­стоя­ние со­вре­мен­но­го об­ра­зо­ва­ния. Об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс, к со­жа­ле­нию, сей­час все­це­ло на­прав­лен на фор­ми­ро­ва­ние ин­тел­лек­ту­аль­но­го по­тре­би­тель­ст­ва, а не на ду­хов­ное раз­ви­тие и вос­пи­та­ние лич­но­сти. Ес­ли нет на­стоя­щей ду­хов­но­сти и на­стоя­ще­го зна­ния, муд­ро­сти, «схо­дя­щей свы­ше», ко­то­рая «пол­на... до­б­рых пло­дов, бес­при­стра­ст­на и не­ли­це­мер­на» (Иак. 3, 17), то на сме­ну им при­хо­дят лже­муд­ро­ва­ние и лже­нау­ка, зем­ная, ду­шев­ная и бе­сов­ская (Иак. 3, 15). Яд­ро об­ра­зо­ва­ния долж­ны со­став­лять ду­хов­ные цен­но­сти, ко­то­рые фор­ми­ру­ют­ся че­рез на­сле­до­ва­ние ре­ли­ги­оз­ных, на­цио­наль­ных, куль­тур­ных тра­ди­ций.

Диа­лог свя­щен­но­слу­жи­те­лей и пред­ста­ви­те­лей на­уч­но-об­ще­ст­вен­ной эли­ты был кон­ст­рук­тив­ным и пло­до­твор­ным. Кон­фе­рен­ция при­ня­ла ряд кон­цеп­ту­аль­ных ре­ше­ний, на­прав­лен­ных на ак­ти­ви­за­цию уси­лий Церк­ви и об­ще­ст­ва по оз­до­ров­ле­нию нрав­ст­вен­но­го и со­ци­аль­но­го кли­ма­та в стра­не.

Уча­ст­ни­ки кон­фе­рен­ции бы­ли еди­но­душ­ны во мне­нии о не­до­пус­ти­мо­сти меж­кон­фес­сио­наль­ной вра­ж­ды и ре­ли­ги­оз­ной не­тер­пи­мо­сти. Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние хо­да­тай­ст­во­вать об ос­во­бо­ж­де­нии Церк­ви от на­ло­го­об­ло­же­ния и воз­вра­ще­нии ей ото­бран­но­го в раз­ные го­ды иму­ще­ст­ва. На фо­ру­ме про­зву­ча­ло пред­ло­же­ние соз­дать Ор­га­ни­за­цию пра­во­слав­но­го жен­ско­го дви­же­ния Ук­раи­ны, под­пи­сать до­го­вор о со­труд­ни­че­ст­ве ме­ж­ду УПЦ и си­ло­вы­ми струк­ту­ра­ми, объ­е­ди­нить жур­на­ли­стов, ра­бо­таю­щих с пра­во­слав­ной те­ма­ти­кой, спо­соб­ст­во­вать воз­ро­ж­де­нию тра­ди­ции про­ве­де­ния пра­во­слав­ных яр­ма­рок, вы­ста­вок, кон­цер­тов ду­хов­ной му­зы­ки и цер­ков­но­го пе­ния и т. д.

На­уч­но-бо­го­слов­ская юби­лей­ная кон­фе­рен­ция, про­шед­шая в По­ча­ев­ской Лав­ре, ста­ла круп­ней­шим ре­ли­ги­оз­но-свет­ским фо­ру­мом по­след­них лет. Она чет­ко оп­ре­де­ли­ла на­прав­ле­ния со­труд­ни­че­ст­ва Церк­ви и об­ще­ст­ва в III ты­ся­че­ле­тии, мно­гие из ко­то­рых уже ус­пеш­но пре­тво­ре­ны в жизнь, ста­ла зна­ме­на­тель­ным со­бы­ти­ем в жиз­ни Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и го­су­дар­ст­ва.

Сре­ди дру­гих круп­ных на­уч­но-про­све­ти­тель­ских ме­ро­прия­тий Церк­ви сле­ду­ет на­звать:

— бо­го­слов­скую кон­фе­рен­цию, по­свя­щен­ную 500-ле­тию му­че­ни­че­ской кон­чи­ны ми­тро­по­ли­та Ма­ка­рия, ко­то­рая со­стоя­лась 12 мая 1997 г. в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре;

— круг­лый стол на те­му «Фи­ло­со­фия и об­ще­ст­во вос­точ­но­сла­вян­ских на­ро­дов: ис­то­рия и со­вре­мен­ность», про­ве­ден­ный 7 сен­тяб­ря 2001 г. в Ин­сти­ту­те фи­ло­со­фии НАН Ук­раи­ны в рам­ках про­грам­мы со­труд­ни­че­ст­ва Ин­сти­ту­тов фи­ло­со­фии НАН Ук­раи­ны и Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук при под­держ­ке пра­ви­тель­ст­ва Мо­ск­вы, Ки­ев­ской го­род­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции, Ук­ра­ин­ско­го фи­ло­соф­ско­го фон­да, Рос­сий­ско­го цен­тра ме­ж­ду­на­род­но­го и куль­тур­но­го со­труд­ни­че­ст­ва при пра­ви­тель­ст­ве Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции;

— кон­фе­рен­цию «Про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность Ди­мит­рия Рос­тов­ско­го (Да­нии­ла Туп­та­ло) в фор­ми­ро­ва­нии ду­хов­ной куль­ту­ры», по­свя­щен­ную 350-ле­тию свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Рос­тов­ско­го, и дру­гие.

Осо­бый ре­зо­нанс име­ла ме­ж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция «Пра­во­сла­вие и уг­ро­за то­та­ли­тар­ных сект в Ук­раи­не», со­сто­яв­шая­ся 12–13 фев­ра­ля 2002 г. в За­по­ро­жье. Ее ор­га­ни­за­то­ра­ми вы­сту­пи­ли все­ук­ра­ин­ское объ­е­ди­не­ние «Путь пра­во­слав­ных», За­по­рож­ская епар­хия и За­по­рож­ский Центр по­мо­щи жерт­вам де­ст­рук­тив­ных сект «Диа­лог». В ра­бо­те кон­фе­рен­ции при­ня­ло уча­стие бо­лее 200 че­ло­век, в чис­ле ко­то­рых бы­ли пред­ста­ви­те­ли 20 ре­гио­нов Ук­раи­ны, 22 епар­хий УПЦ, епар­хий Рос­сии и Бе­ла­ру­си, гос­ти из стран СНГ, ве­ду­щие пси­хо­ло­ги, пси­хи­ат­ры, ме­ди­ки, сек­то­ло­ги.

Уча­ст­ни­ки кон­фе­рен­ции вы­ра­зи­ли край­нюю обес­по­ко­ен­ность бес­кон­троль­ной дея­тель­но­стью то­та­ли­тар­ных сект, ко­то­рая при­об­ре­ла ха­рак­тер не­при­кры­той экс­пан­сии, на­но­ся­щей не­по­пра­ви­мый вред фи­зи­че­ско­му и ду­хов­но­му здо­ро­вью лю­дей, по­пи­раю­щей пра­ва че­ло­ве­ка, соз­даю­щей уг­ро­зу лич­но­сти, се­мье, об­ще­ст­ву и го­су­дар­ст­ву. Сек­тан­ты ак­тив­но вне­дря­ют­ся в сис­те­мы го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния, об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния и др. Вы­ра­зив уве­рен­ность в том, что го­су­дар­ст­во долж­но быть за­ин­те­ре­со­ва­но в со­хра­не­нии и про­цве­та­нии тра­ди­ци­он­ных куль­ту­ро­об­ра­зую­щих ре­ли­гий, уча­ст­ни­ки кон­фе­рен­ции об­ра­ти­лись к ор­га­нам вла­сти и об­ще­ст­вен­ным ор­га­ни­за­ци­ям с при­зы­вом объ­е­ди­нить уси­лия в про­ти­во­стоя­нии сло­жив­шей­ся уг­ро­зе, что на­шло от­ра­же­ние в при­ня­тых на кон­фе­рен­ции Ито­го­вой дек­ла­ра­ции, Спе­ци­аль­ном оп­ре­де­ле­нии о ха­риз­ма­ти­че­ских сек­тах и Об­ра­ще­нии к ра­бот­ни­кам сфе­ры об­ра­зо­ва­ния. В це­лях за­щи­ты сво­бо­ды со­вес­ти, объ­ек­тив­но­го ос­ве­ще­ния дея­тель­но­сти то­та­ли­тар­ных сект и по­мо­щи по­стра­дав­шим от их дея­тель­но­сти был уч­ре­ж­ден Все­ук­ра­ин­ский центр ре­ли­ги­оз­ной безо­пас­но­сти и по­мо­щи жерт­вам сек­тант­ской аг­рес­сии «Диа­лог».

30 сен­тяб­ря — 6 ок­тяб­ря 2001 г. в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре про­шла ме­ж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция «Се­мья в по­ст­атеи­сти­че­ских об­ще­ст­вах», по­свя­щен­ная чрез­вы­чай­но ак­ту­аль­ной для Пра­во­сла­вия те­ме «бо­го­сло­вие се­мьи». Ее ини­циа­то­ра­ми вы­сту­пи­ли Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, ки­ев­ское из­да­тель­ст­во «Дух и ли­те­ра». Док­ла­ды, се­ми­на­ры и об­су­ж­де­ния бы­ли по­свя­ще­ны те­мам «Брак: на­ча­ло се­мьи», «Об­раз пра­во­слав­ной се­мьи», «Се­мья и мо­лит­ва: уча­стие в бо­го­слу­же­нии», «Де­ти, се­мья, шко­ла», «Те­ма се­мьи в СМИ», «Ки­ев­ские свя­щен­ни­че­ские се­мьи: Гла­го­ле­вы и Ед­лин­ские», «Со­ли­дар­ность по­ко­ле­ний и ду­хов­ная тра­ди­ция».

В 2002 г. кон­фе­рен­ция под на­зва­ни­ем «Об­ра­зо­ва­ние и се­мья в по­ста­теи­сти­че­ских об­ще­ст­вах», про­хо­див­шая 18–24 сен­тяб­ря в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре, со­бра­ла еще боль­шее ко­ли­че­ст­во уча­ст­ни­ков, сре­ди ко­то­рых бы­ли та­кие из­вест­ные уче­ные, как ми­тро­по­лит Мин­ский и Слуц­кий Фи­ла­рет, про­фес­сор Сор­бон­ны Ни­ки­та Стру­ве (глав­ный ре­дак­тор из­да­тель­ст­ва «YMKA-пресс»), ака­де­мик Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук и На­цио­наль­ной ака­де­мии на­ук Ук­раи­ны Сер­гей Аве­рин­цев († 2004 г.), про­фес­сор па­риж­ско­го Свя­то-Сер­ги­ев­ско­го бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та Ни­ко­лай Лос­ский, вид­ные уче­ные и бо­го­сло­вы из Фран­ции, США, Ита­лии, Рос­сии, дру­гих стран.

Ака­де­мик С. Аве­рин­цев вы­сту­пил так­же пе­ред сту­ден­та­ми и пре­по­да­ва­те­ля­ми Кие­во-Мо­ги­лян­ской ака­де­мии с лек­ци­ей, по­свя­щен­ной Вет­хо­му За­ве­ту в хри­сти­ан­ской пер­спек­ти­ве. Боль­шой зал Мо­ги­лян­ки не смог вме­стить всех же­лаю­щих, и лек­ция — «пир­ше­ст­во ду­ха», как на­звал ее рек­тор ака­де­мии, — дли­лась вме­сто ча­са втрое доль­ше. По при­гла­ше­нию Кие­во-Мо­ги­лян­ской ака­де­мии уча­ст­ни­ки кон­фе­рен­ции про­ве­ли в ней не­сколь­ко круг­лых сто­лов по бо­го­слов­ской те­ма­ти­ке, в ко­то­рых при­ня­ли уча­стие по­слы Фран­ции и Гер­ма­нии.

 

Церковные Таинства

—    Таинство Миропомазания является личной Пятидесятницей человека, который вступил в Церковь. Во время помазания святым миром человек получает Дары Святого Духа для освящения, укрепления и роста в духовной жизни.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru