Мис­сио­нер­ская ра­бо­та

По­сле про­воз­гла­ше­ния сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния в Ук­раи­не поя­ви­лось мно­же­ст­во раз­лич­но­го ро­да сект и псев­до­ре­ли­ги­оз­ных те­че­ний. В свя­зи с этим пе­ред Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью вста­ла за­да­ча вос­пи­тать че­ло­ве­ка в ду­хе ис­тин­но­го Пра­во­сла­вия, че­ло­ве­ка, спо­соб­но­го сре­ди мно­же­ст­ва пред­ла­гае­мых ду­хов­ных пу­тей най­ти тот един­ст­вен­ный, уз­кий путь, ко­то­рый ве­дет ко спа­се­нию его бес­смерт­ной ду­ши.

23 ап­ре­ля 2002 г. Свя­щен­ным Си­но­дом Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, по бла­го­сло­ве­нию Его Бла­жен­ст­ва, Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны, бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об об­ра­зо­ва­нии Си­но­даль­но­го от­де­ла ре­ли­ги­оз­но­го об­ра­зо­ва­ния, ка­те­хи­за­ции и мис­сио­нер­ст­ва, гла­вой ко­то­ро­го бы­ло оп­ре­де­ле­но быть Епи­ско­пу Пол­тав­ско­му и Кре­мен­чуг­ско­му Фи­лип­пу, рек­то­ру Мис­сио­нер­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща.

Ито­гом пер­во­го го­да ра­бо­ты От­де­ла бы­ло про­ве­де­ние: 27–29 мая 2003 г. — Пер­во­го все­ук­ра­ин­ско­го пра­во­слав­но­го мис­сио­нер­ско­го съез­да (г. Ки­ев, дом от­ды­ха МВД «Пу­ща-Во­ди­ца»), 11–12 ию­ня 2003 г. — Пер­вой ме­ж­ду­на­род­ной на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Ак­ту­аль­ные про­бле­мы нрав­ст­вен­но­го вос­пи­та­ния лич­но­сти в се­мье и шко­ле» (г. Ки­ев, Свя­то-Ус­пен­ская Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра) и 7–8 но­яб­ря 2003 г. — Уч­ре­ди­тель­но­го съез­да Все­ук­ра­ин­ско­го пра­во­слав­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ст­ва (г. Ки­ев, На­цио­наль­ный пе­да­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет име­ни М.П. Дра­го­ма­но­ва и Свя­то-Ус­пен­ская Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра).

На Пер­вом все­ук­ра­ин­ском пра­во­слав­ном мис­сио­нер­ском съез­де бы­ла пред­став­ле­на и об­су­ж­де­на Кон­цеп­ция мис­сио­нер­ской ра­бо­ты Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, обоб­щаю­щая бо­лее чем ты­ся­че­лет­ний опыт на­шей Церк­ви в этой об­лас­ти.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь яви­лась оча­гом про­све­ще­ния для Ки­ев­ской Ру­си. Она за­ло­жи­ла ос­но­вы го­су­дар­ст­вен­но­го уст­рой­ст­ва на прин­ци­пах хри­сти­ан­ско­го ми­ро­лю­бия и доб­ро­со­сед­ст­ва, ми­ло­сер­дия и слу­же­ния ближ­ним. Эти прин­ци­пы ак­ту­аль­ны и в на­ше вре­мя. Имен­но об этом го­во­ри­лось в вы­сту­п­ле­ни­ях вид­ных уче­ных — пе­да­го­гов, пси­хо­ло­гов, ис­то­ри­ков, куль­ту­ро­ло­гов, а так­же ра­бот­ни­ков сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния. На кон­фе­рен­ции бы­ло соз­да­но Все­ук­ра­ин­ское Пра­во­слав­ное пе­да­го­ги­че­ское об­ще­ст­во с ре­гио­наль­ны­ми пред­ста­ви­тель­ст­ва­ми по всей Ук­раи­не.

Пер­вый все­ук­ра­ин­ский пра­во­слав­ный мис­сио­нер­ский съезд УПЦ про­дол­жил свою ра­бо­ту в рам­ках на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Ак­ту­аль­ные про­бле­мы пре­по­да­ва­ния ос­нов пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния в го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нах об­ра­зо­ва­ния и вос­крес­ных шко­лах». Ито­гом ра­бо­ты кон­фе­рен­ции бы­ла раз­ра­бот­ка ши­ро­ко­мас­штаб­но­го про­ек­та взаи­мо­дей­ст­вия всех об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных струк­тур (выс­шая шко­ла, сред­няя шко­ла, вос­крес­ная шко­ла), ду­хов­но-про­све­ти­тель­ская ра­бо­та в сту­ден­че­ской сре­де, пре­вен­тив­ное вос­пи­та­ние как пре­ду­пре­ж­де­ние влия­ния де­ст­рук­тив­ных куль­тов.

Мис­сио­нер­ское слу­же­ние От­де­ла про­во­ди­лось с уче­том ре­гио­наль­ной спе­ци­фи­ки Ук­раи­ны. Для Вос­точ­но­го ре­гио­на 2–3 ию­ня 2004 г. в г. Ком­со­моль­ске Пол­тав­ской епар­хии на ба­зе Мис­сио­нер­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ла про­ве­де­на ре­гио­наль­ная мис­сио­нер­ско-пе­да­го­ги­че­ская кон­фе­рен­ция «Пра­во­слав­ные цен­но­сти в сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния». Для За­пад­но­го ре­гио­на та­кая же кон­фе­рен­ция бы­ла про­ве­де­на 26–27 ок­тяб­ря 2004 г. в Уж­го­ро­де Му­ка­чев­ской епар­хии на ба­зе Уж­го­род­ской Бо­го­слов­ской ака­де­мии и МАУП име­ни М. Во­ло­ши­на. Обе кон­фе­рен­ции оп­ре­де­ли­ли ос­нов­ные на­прав­ле­ния раз­ви­тия мис­сио­нер­ско­го слу­же­ния как в дея­тель­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­лей, мис­сио­не­ров со спе­ци­аль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, так и в ра­бо­те ми­рян-пе­да­го­гов в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных про­грам­мах.

31 мар­та 2005 г. на­уч­но-прак­ти­че­ский се­ми­нар «Пра­во­слав­ное об­ра­зо­ва­ние в го­су­дар­ст­вен­ных, ча­ст­ных и цер­ков­ных струк­ту­рах Ук­раи­ны: опыт и на­ра­бот­ки» (г. Ки­ев, Свя­то-Ус­пен­ская Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра) про­во­дил­ся уже в ус­ло­ви­ях ори­ен­та­ции го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки на рас­ши­ре­ние свя­зей с Ев­ро­пей­ским со­об­ще­ст­вом. Это по­влек­ло за со­бой ус­ко­ре­ние пре­об­ра­зо­ва­тель­ных про­цес­сов в сис­те­ме выс­ше­го и сред­не­го об­ра­зо­ва­ния (Бо­лон­ский про­цесс). За­да­чей Си­но­даль­но­го от­де­ла ре­ли­ги­оз­но­го об­ра­зо­ва­ния, ка­те­хи­за­ции и мис­сио­нер­ст­ва, как и Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в це­лом, стал по­иск но­вых форм со­труд­ни­че­ст­ва с го­су­дар­ст­вен­ной вла­стью по вы­ра­бот­ке ком­про­мис­сов во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях Церк­ви и об­ще­ст­ва.

В на­стоя­щее вре­мя От­дел ак­тив­но уча­ст­ву­ет в раз­ра­бот­ке Кон­цеп­ции и про­грамм по хри­сти­ан­ской эти­ке для об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ во ис­пол­не­ние по­ру­че­ния Пре­зи­ден­та Ук­раи­ны от 08.07.05 «О пре­одо­ле­нии мо­раль­но-ду­хов­но­го кри­зи­са об­ще­ст­ва, объ­е­ди­не­ния уси­лий го­су­дар­ст­ва, об­ще­ст­вен­ных сил и Церк­ви в соз­да­нии вы­со­ко­ду­хов­ной вос­пи­та­тель­ной сре­ды, обес­пе­че­ния мо­раль­но-эти­че­ско­го вос­пи­та­ния уча­щей­ся мо­ло­де­жи в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях Ук­раи­ны» и при­ка­за ми­ни­ст­ра об­ра­зо­ва­ния и нау­ки Ук­раи­ны «Об изу­че­нии в учеб­ных за­ве­де­ни­ях фа­куль­та­тив­ных кур­сов по эти­ке ве­ры и ре­ли­гие­ве­де­ния».

Ра­бо­та От­де­ла на­прав­ле­на на пре­тво­ре­ние в жизнь по­ло­же­ний Со­ци­аль­ной Кон­цеп­ции Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по ду­хов­но-нрав­ст­вен­но­му и пат­рио­ти­че­ско­му вос­пи­та­нию гра­ж­дан Ук­раи­ны, вос­пи­та­ние по­сле­до­ва­те­лей ве­ры на­ших слав­ных пред­ков — пра­во­слав­ных хри­сти­ан, внес­ших не­оце­ни­мый вклад в со­кро­вищ­ни­цу ук­ра­ин­ской и ми­ро­вой куль­ту­ры.

На­хо­дясь под по­сто­ян­ным вни­ма­ни­ем и мо­лит­вен­ной под­держ­кой Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны, От­дел ко­ор­ди­ни­ру­ет ра­бо­ту ре­гио­наль­ных струк­тур в епар­хи­ях Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, осу­ще­ст­в­ля­ет связь с за­ру­беж­ны­ми мис­сио­нер­ски­ми и пе­да­го­ги­че­ски­ми струк­ту­ра­ми и цен­тра­ми.

Со­труд­ни­ки От­де­ла под­дер­жи­ва­ют ини­циа­ти­вы го­су­дар­ст­вен­ных и об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций, ко­то­рые вне­дря­ют в жизнь дет­ские, мо­ло­деж­ные вос­пи­та­тель­ные про­грам­мы, при­ни­ма­ют ак­тив­ное уча­стие в реа­ли­за­ции ду­хов­но-нрав­ст­вен­ных про­грамм и ме­ро­прия­тий ре­гио­наль­ных ав­тор­ских кол­лек­ти­вов.

Си­но­даль­ный от­дел ре­ли­ги­оз­но­го об­ра­зо­ва­ния, ка­те­хи­за­ции и мис­сио­нер­ст­ва тес­но со­труд­ни­ча­ет с дру­ги­ми Си­но­даль­ны­ми от­де­ла­ми по со­вме­ст­ным про­ек­там и об­ра­зо­ва­тель­ным про­грам­мам. Ра­дость об­ще­ния в люб­ви о Хри­сте — это и есть ис­тин­ная цель мис­сио­нер­ско­го слу­же­ния, при­зван­но­го про­бу­дить в че­ло­ве­ке соз­на­ние, что он есть об­раз и по­до­бие Бо­жие.

На­ка­ну­не празд­но­ва­ния 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва ООН и ЮНЕСКО был соз­дан орг­ко­ми­тет по про­ве­де­нию юби­лей­ных ме­ро­прия­тий в мас­шта­бах всей пла­не­ты. Со­пред­се­да­те­лем это­го ко­ми­те­та был из­бран Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир.

В Ук­раи­не юби­лей­ные тор­же­ст­ва по слу­чаю 2000-ле­тия Хри­сти­ан­ст­ва на­ча­лись в 1997 г. По ини­циа­ти­ве и бла­го­сло­ве­нию Его Бла­жен­ст­ва был про­ве­ден ряд ме­ж­ду­на­род­ных ду­хов­но-свет­ских на­уч­но-прак­ти­че­ских кон­фе­рен­ций, по­свя­щен­ных этой да­те, на ко­то­рых все­сто­рон­не об­су­ж­дал­ся ши­ро­кий круг про­блем, свя­зан­ных с воз­ро­ж­де­ни­ем ду­хов­но­сти, ак­ти­ви­за­ци­ей со­ци­аль­но­го, мис­сио­нер­ско­го, про­све­ти­тель­ско­го, бла­го­тво­ри­тель­но­го слу­же­ния Церк­ви. Про­во­ди­лись эти кон­фе­рен­ции под эги­дой ООН.

9–12 ян­ва­ря 1997 г. в За­по­ро­жье со­стоя­лась I юби­лей­ная кон­фе­рен­ция «Аще воз­мож­но, будь­те в ми­ре со все­ми» (Рим. 12, 18).

Впер­вые в не­за­ви­си­мой Ук­раи­не при уча­стии ду­хо­вен­ст­ва, уче­ных, по­ли­ти­ков, пред­при­ни­ма­те­лей, дея­те­лей куль­ту­ры и про­све­ще­ния со­стоя­лась на­уч­ная дис­кус­сия, на­прав­лен­ная на по­иск пу­тей воз­ро­ж­де­ния ду­хов­но-нрав­ст­вен­ных цен­но­стей, обес­пе­че­ние об­ще­ст­вен­но-ре­ли­ги­оз­но­го про­грес­са в Ук­раи­не. По окон­ча­нии кон­фе­рен­ции Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир ос­вя­тил па­мят­ник, со­ору­жен­ный в г. За­по­ро­жье в честь 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва. Этот мо­ну­мент — пер­вый в Ук­раи­не, воз­ве­ден­ный по слу­чаю все­мир­но-ис­то­ри­че­ско­го юби­лея Хри­сти­ан­ст­ва.

29 ию­ня — 2 ию­ля 1997 г. в Кры­му про­шла II ме­ж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция под эги­дой ООН «Во всю зем­лю изы­де ве­ща­ние их» (Пс. 18, 5).

В ней уча­ст­во­ва­ли свя­щен­но­слу­жи­те­ли, го­су­дар­ст­вен­ные и об­ще­ст­вен­но-на­уч­ные дея­те­ли из мно­гих об­лас­тей Ук­раи­ны, стран ближ­не­го и даль­не­го за­ру­бе­жья. В рам­ках кон­фе­рен­ции ра­бо­та­ли сек­ции «Хри­сти­ан­ские ас­пек­ты фи­зи­че­ско­го и ду­хов­но­го оз­до­ров­ле­ния че­ло­ве­че­ст­ва», «Хри­сти­ан­ские про­бле­мы ду­хов­но­го вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния» и др. На пле­нар­ных и сек­ци­он­ных за­се­да­ни­ях бы­ло за­слу­ша­но бо­лее 100 док­ла­дов.

При­мер УПЦ вско­лых­нул хри­сти­ан­ские кру­ги Ук­раи­ны. 20–21 мая 1998 г. в Кие­ве со­сто­ял­ся Все­ук­ра­ин­ский хри­сти­ан­ский фо­рум «Плод прав­ды се­ет­ся твор­ца­ми ми­ра» (Иак. 3, 18), про­ве­ден­ный Орг­ко­ми­те­том по под­го­тов­ке и про­ве­де­нию в Ук­раи­не 2000-ле­тия Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, Гос­ком­ре­ли­гий, Все­ук­ра­ин­ским со­ве­том церк­вей и ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций, На­цио­наль­ной ака­де­ми­ей на­ук Ук­раи­ны.

На оче­ред­ном за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ 19 мая 1998 г. по пред­ло­же­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра бы­ло при­ня­то ре­ше­ние в рам­ках про­грам­мы ме­ро­прия­тий ООН к 2000-ле­тию Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва про­вес­ти 3–5 но­яб­ря 1998 г. в Свя­то-Ус­пен­ской По­ча­ев­ской лав­ре Ме­ж­ду­на­род­ную цер­ков­но-свет­скую кон­фе­рен­цию «Ук­раи­на на по­ро­ге третье­го ты­ся­че­ле­тия: ду­хов­ность, нау­ка, об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ра» под де­ви­зом: «Свет Хри­стов про­све­ща­ет всех» .

По­ча­ев­ская кон­фе­рен­ция со­бра­ла мно­же­ст­во уча­ст­ни­ков из Ук­раи­ны, Рос­сии, Бе­ла­ру­си, Мол­до­вы, Швей­ца­рии, Фран­ции, США, дру­гих стран. «В том тя­же­лом ду­хов­ном со­стоя­нии, в ко­то­ром ока­за­лось сей­час об­ще­ст­во, — от­ме­тил при ее от­кры­тии Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, — чрез­вы­чай­но важ­ным яв­ля­ет­ся воз­ро­ж­де­ние пра­оте­че­ской ве­ры, та­ких хри­сти­ан­ских цен­но­стей, как ми­ло­сер­дие, бла­го­чес­тие, гу­ман­ность, тер­пи­мость, лю­бовь и вни­ма­ние к ближ­не­му».

Осо­бен­но­стью кон­фе­рен­ции ста­ло ши­ро­кое во­вле­че­ние в ее ра­бо­ту свет­ских уча­ст­ни­ков — ду­хо­вен­ст­во пред­став­ля­ло лишь 18% ее со­ста­ва, хо­тя, без­ус­лов­но, имен­но Цер­ковь бы­ла ее до­ми­ни­рую­щей и на­прав­ляю­щей си­лой. Уча­ст­ни­ки фо­ру­ма при­шли к вы­во­ду, что ус­пеш­ное раз­ви­тие на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний без ду­хов­но­го воз­ро­ж­де­ния, без вы­со­ких идеа­лов слу­же­ния ис­ти­не, до­б­ру и кра­со­те, без стрем­ле­ния к Бо­же­ст­вен­ной гар­мо­нии и при­бли­же­ния к Пер­во­об­ра­зу не­воз­мож­но. Че­ло­ве­че­ст­во на горь­ком опы­те убе­ди­лось, что на­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс без об­ще­ст­вен­но-эти­че­ских ог­ра­ни­че­ний обо­ра­чи­ва­ет­ся про­тив ин­те­ре­сов че­ло­ве­ка. Ото­рван­ность от ду­хов­ных цен­но­стей, ори­ен­та­ция на без­душ­ный ин­тел­лек­туа­лизм ве­дут к де­гра­да­ции лич­но­сти и об­ще­ст­ва. Без све­та ве­ры Хри­сто­вой зем­ная муд­рость ста­но­вит­ся не толь­ко бес­плод­ной, но и раз­ру­ши­тель­ной. Ак­ту­аль­ной в этой свя­зи яв­ля­ет­ся пра­во­слав­ная оцен­ка но­вей­ших дос­ти­же­ний в об­лас­ти ин­фор­ма­ти­ки, ме­ди­ци­ны, пси­хо­ло­гии, фи­зи­ки, хи­мии, дру­гих сфе­рах на­уч­но­го зна­ния. На­зре­ла по­треб­ность в ос­но­ва­нии бла­го­тво­ри­тель­ных и ду­хов­но-про­све­ти­тель­ских цен­тров при на­уч­ных, ме­ди­ко-оз­до­ро­ви­тель­ных и об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ни­ях.

Не мо­жет не вы­зы­вать тре­во­гу и со­стоя­ние со­вре­мен­но­го об­ра­зо­ва­ния. Об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс, к со­жа­ле­нию, сей­час все­це­ло на­прав­лен на фор­ми­ро­ва­ние ин­тел­лек­ту­аль­но­го по­тре­би­тель­ст­ва, а не на ду­хов­ное раз­ви­тие и вос­пи­та­ние лич­но­сти. Ес­ли нет на­стоя­щей ду­хов­но­сти и на­стоя­ще­го зна­ния, муд­ро­сти, «схо­дя­щей свы­ше», ко­то­рая «пол­на... до­б­рых пло­дов, бес­при­стра­ст­на и не­ли­це­мер­на» (Иак. 3, 17), то на сме­ну им при­хо­дят лже­муд­ро­ва­ние и лже­нау­ка, зем­ная, ду­шев­ная и бе­сов­ская (Иак. 3, 15). Яд­ро об­ра­зо­ва­ния долж­ны со­став­лять ду­хов­ные цен­но­сти, ко­то­рые фор­ми­ру­ют­ся че­рез на­сле­до­ва­ние ре­ли­ги­оз­ных, на­цио­наль­ных, куль­тур­ных тра­ди­ций.

Диа­лог свя­щен­но­слу­жи­те­лей и пред­ста­ви­те­лей на­уч­но-об­ще­ст­вен­ной эли­ты был кон­ст­рук­тив­ным и пло­до­твор­ным. Кон­фе­рен­ция при­ня­ла ряд кон­цеп­ту­аль­ных ре­ше­ний, на­прав­лен­ных на ак­ти­ви­за­цию уси­лий Церк­ви и об­ще­ст­ва по оз­до­ров­ле­нию нрав­ст­вен­но­го и со­ци­аль­но­го кли­ма­та в стра­не.

Уча­ст­ни­ки кон­фе­рен­ции бы­ли еди­но­душ­ны во мне­нии о не­до­пус­ти­мо­сти меж­кон­фес­сио­наль­ной вра­ж­ды и ре­ли­ги­оз­ной не­тер­пи­мо­сти. Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние хо­да­тай­ст­во­вать об ос­во­бо­ж­де­нии Церк­ви от на­ло­го­об­ло­же­ния и воз­вра­ще­нии ей ото­бран­но­го в раз­ные го­ды иму­ще­ст­ва. На фо­ру­ме про­зву­ча­ло пред­ло­же­ние соз­дать Ор­га­ни­за­цию пра­во­слав­но­го жен­ско­го дви­же­ния Ук­раи­ны, под­пи­сать до­го­вор о со­труд­ни­че­ст­ве ме­ж­ду УПЦ и си­ло­вы­ми струк­ту­ра­ми, объ­е­ди­нить жур­на­ли­стов, ра­бо­таю­щих с пра­во­слав­ной те­ма­ти­кой, спо­соб­ст­во­вать воз­ро­ж­де­нию тра­ди­ции про­ве­де­ния пра­во­слав­ных яр­ма­рок, вы­ста­вок, кон­цер­тов ду­хов­ной му­зы­ки и цер­ков­но­го пе­ния и т. д.

На­уч­но-бо­го­слов­ская юби­лей­ная кон­фе­рен­ция, про­шед­шая в По­ча­ев­ской Лав­ре, ста­ла круп­ней­шим ре­ли­ги­оз­но-свет­ским фо­ру­мом по­след­них лет. Она чет­ко оп­ре­де­ли­ла на­прав­ле­ния со­труд­ни­че­ст­ва Церк­ви и об­ще­ст­ва в III ты­ся­че­ле­тии, мно­гие из ко­то­рых уже ус­пеш­но пре­тво­ре­ны в жизнь, ста­ла зна­ме­на­тель­ным со­бы­ти­ем в жиз­ни Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и го­су­дар­ст­ва.

Сре­ди дру­гих круп­ных на­уч­но-про­све­ти­тель­ских ме­ро­прия­тий Церк­ви сле­ду­ет на­звать:

— бо­го­слов­скую кон­фе­рен­цию, по­свя­щен­ную 500-ле­тию му­че­ни­че­ской кон­чи­ны ми­тро­по­ли­та Ма­ка­рия, ко­то­рая со­стоя­лась 12 мая 1997 г. в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре;

— круг­лый стол на те­му «Фи­ло­со­фия и об­ще­ст­во вос­точ­но­сла­вян­ских на­ро­дов: ис­то­рия и со­вре­мен­ность», про­ве­ден­ный 7 сен­тяб­ря 2001 г. в Ин­сти­ту­те фи­ло­со­фии НАН Ук­раи­ны в рам­ках про­грам­мы со­труд­ни­че­ст­ва Ин­сти­ту­тов фи­ло­со­фии НАН Ук­раи­ны и Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук при под­держ­ке пра­ви­тель­ст­ва Мо­ск­вы, Ки­ев­ской го­род­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции, Ук­ра­ин­ско­го фи­ло­соф­ско­го фон­да, Рос­сий­ско­го цен­тра ме­ж­ду­на­род­но­го и куль­тур­но­го со­труд­ни­че­ст­ва при пра­ви­тель­ст­ве Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции;

— кон­фе­рен­цию «Про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность Ди­мит­рия Рос­тов­ско­го (Да­нии­ла Туп­та­ло) в фор­ми­ро­ва­нии ду­хов­ной куль­ту­ры», по­свя­щен­ную 350-ле­тию свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Рос­тов­ско­го, и дру­гие.

Осо­бый ре­зо­нанс име­ла ме­ж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция «Пра­во­сла­вие и уг­ро­за то­та­ли­тар­ных сект в Ук­раи­не», со­сто­яв­шая­ся 12–13 фев­ра­ля 2002 г. в За­по­ро­жье. Ее ор­га­ни­за­то­ра­ми вы­сту­пи­ли все­ук­ра­ин­ское объ­е­ди­не­ние «Путь пра­во­слав­ных», За­по­рож­ская епар­хия и За­по­рож­ский Центр по­мо­щи жерт­вам де­ст­рук­тив­ных сект «Диа­лог». В ра­бо­те кон­фе­рен­ции при­ня­ло уча­стие бо­лее 200 че­ло­век, в чис­ле ко­то­рых бы­ли пред­ста­ви­те­ли 20 ре­гио­нов Ук­раи­ны, 22 епар­хий УПЦ, епар­хий Рос­сии и Бе­ла­ру­си, гос­ти из стран СНГ, ве­ду­щие пси­хо­ло­ги, пси­хи­ат­ры, ме­ди­ки, сек­то­ло­ги.

Уча­ст­ни­ки кон­фе­рен­ции вы­ра­зи­ли край­нюю обес­по­ко­ен­ность бес­кон­троль­ной дея­тель­но­стью то­та­ли­тар­ных сект, ко­то­рая при­об­ре­ла ха­рак­тер не­при­кры­той экс­пан­сии, на­но­ся­щей не­по­пра­ви­мый вред фи­зи­че­ско­му и ду­хов­но­му здо­ро­вью лю­дей, по­пи­раю­щей пра­ва че­ло­ве­ка, соз­даю­щей уг­ро­зу лич­но­сти, се­мье, об­ще­ст­ву и го­су­дар­ст­ву. Сек­тан­ты ак­тив­но вне­дря­ют­ся в сис­те­мы го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния, об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния и др. Вы­ра­зив уве­рен­ность в том, что го­су­дар­ст­во долж­но быть за­ин­те­ре­со­ва­но в со­хра­не­нии и про­цве­та­нии тра­ди­ци­он­ных куль­ту­ро­об­ра­зую­щих ре­ли­гий, уча­ст­ни­ки кон­фе­рен­ции об­ра­ти­лись к ор­га­нам вла­сти и об­ще­ст­вен­ным ор­га­ни­за­ци­ям с при­зы­вом объ­е­ди­нить уси­лия в про­ти­во­стоя­нии сло­жив­шей­ся уг­ро­зе, что на­шло от­ра­же­ние в при­ня­тых на кон­фе­рен­ции Ито­го­вой дек­ла­ра­ции, Спе­ци­аль­ном оп­ре­де­ле­нии о ха­риз­ма­ти­че­ских сек­тах и Об­ра­ще­нии к ра­бот­ни­кам сфе­ры об­ра­зо­ва­ния. В це­лях за­щи­ты сво­бо­ды со­вес­ти, объ­ек­тив­но­го ос­ве­ще­ния дея­тель­но­сти то­та­ли­тар­ных сект и по­мо­щи по­стра­дав­шим от их дея­тель­но­сти был уч­ре­ж­ден Все­ук­ра­ин­ский центр ре­ли­ги­оз­ной безо­пас­но­сти и по­мо­щи жерт­вам сек­тант­ской аг­рес­сии «Диа­лог».

30 сен­тяб­ря — 6 ок­тяб­ря 2001 г. в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре про­шла ме­ж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция «Се­мья в по­ст­атеи­сти­че­ских об­ще­ст­вах», по­свя­щен­ная чрез­вы­чай­но ак­ту­аль­ной для Пра­во­сла­вия те­ме «бо­го­сло­вие се­мьи». Ее ини­циа­то­ра­ми вы­сту­пи­ли Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, ки­ев­ское из­да­тель­ст­во «Дух и ли­те­ра». Док­ла­ды, се­ми­на­ры и об­су­ж­де­ния бы­ли по­свя­ще­ны те­мам «Брак: на­ча­ло се­мьи», «Об­раз пра­во­слав­ной се­мьи», «Се­мья и мо­лит­ва: уча­стие в бо­го­слу­же­нии», «Де­ти, се­мья, шко­ла», «Те­ма се­мьи в СМИ», «Ки­ев­ские свя­щен­ни­че­ские се­мьи: Гла­го­ле­вы и Ед­лин­ские», «Со­ли­дар­ность по­ко­ле­ний и ду­хов­ная тра­ди­ция».

В 2002 г. кон­фе­рен­ция под на­зва­ни­ем «Об­ра­зо­ва­ние и се­мья в по­ста­теи­сти­че­ских об­ще­ст­вах», про­хо­див­шая 18–24 сен­тяб­ря в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре, со­бра­ла еще боль­шее ко­ли­че­ст­во уча­ст­ни­ков, сре­ди ко­то­рых бы­ли та­кие из­вест­ные уче­ные, как ми­тро­по­лит Мин­ский и Слуц­кий Фи­ла­рет, про­фес­сор Сор­бон­ны Ни­ки­та Стру­ве (глав­ный ре­дак­тор из­да­тель­ст­ва «YMKA-пресс»), ака­де­мик Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук и На­цио­наль­ной ака­де­мии на­ук Ук­раи­ны Сер­гей Аве­рин­цев († 2004 г.), про­фес­сор па­риж­ско­го Свя­то-Сер­ги­ев­ско­го бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та Ни­ко­лай Лос­ский, вид­ные уче­ные и бо­го­сло­вы из Фран­ции, США, Ита­лии, Рос­сии, дру­гих стран.

Ака­де­мик С. Аве­рин­цев вы­сту­пил так­же пе­ред сту­ден­та­ми и пре­по­да­ва­те­ля­ми Кие­во-Мо­ги­лян­ской ака­де­мии с лек­ци­ей, по­свя­щен­ной Вет­хо­му За­ве­ту в хри­сти­ан­ской пер­спек­ти­ве. Боль­шой зал Мо­ги­лян­ки не смог вме­стить всех же­лаю­щих, и лек­ция — «пир­ше­ст­во ду­ха», как на­звал ее рек­тор ака­де­мии, — дли­лась вме­сто ча­са втрое доль­ше. По при­гла­ше­нию Кие­во-Мо­ги­лян­ской ака­де­мии уча­ст­ни­ки кон­фе­рен­ции про­ве­ли в ней не­сколь­ко круг­лых сто­лов по бо­го­слов­ской те­ма­ти­ке, в ко­то­рых при­ня­ли уча­стие по­слы Фран­ции и Гер­ма­нии.

 

Церковные Таинства

—    Православная Церковь, заботясь о спасении каждого человека и ссылаясь на то, что никто не знает срока наступления своего последнего часа, призывает не откладывать крещения младенцев. Основанием для этого призыва являются слова Самого Христа: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5).
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Тяжело сказать, существует ли православная медицина. И можно ли назвать медициной случаи чудесного исцеления от болезней после молитвы ко Господу или от чудотворных икон и святых мощей... Церковь чествовала святых целителей — великомученика Пантелеимона, преподобного Агапита Печерского, бессребреников Косьму и Дамиана и других.

Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru