«Ве­руй­те во Свет...»

Апо­сто­лы, про­све­тив­шись в день Пя­ти­де­сят­ни­цы ог­нем Свя­то­го Ду­ха, са­ми ста­ли све­тиль­ни­ка­ми Бо­же­ст­вен­но­го све­та. Сво­им бла­го­вес­ти­ем, уче­ни­ем, свои­ми пра­ви­ла­ми и ус­та­нов­ле­ния­ми апо­сто­лы Хри­сто­вы «про­све­ти­ша вся­че­ская». Огонь Пя­ти­де­сят­ни­цы ни­ко­гда не ос­ку­де­вал и не ос­ку­де­ет в Церк­ви Бо­жи­ей, со­хра­няю­щей пре­ем­ст­во ие­рар­хии от уче­ни­ков Гос­по­да, пре­ем­ст­во све­то­нос­ной бла­го­да­ти Все­свя­то­го Ду­ха.

«...Да про­све­тит­ся свет ваш пред че­ло­ве­ки», — зву­чит при­зыв к пре­ем­ни­кам апо­сто­лов — епи­ско­пам за ка­ж­дым ар­хие­рей­ским бо­го­слу­же­ни­ем. При­зва­ние и обя­зан­ность ар­хие­рея — быть све­то­чем бла­го­да­ти во ис­пол­не­ние слов Спа­си­те­ля: «Вы ес­те свет ми­ра: не мо­жет град ук­ры­ти­ся, вер­ху го­ры стоя. Ни­же вжи­га­ют све­тиль­ни­ка и по­став­ля­ют его под спу­дом, но на свещ­ни­це, и све­тит всем, иже в хра­ми­не... Та­ко да про­све­тит­ся свет ваш пред че­ло­ве­ки, яко да ви­дят ва­ша до­б­рая де­ла, и про­сла­вят От­ца ва­ше­го, Иже на не­бе­сех» (Мф. 5, 14–16).

Од­на­ко, «что­бы про­све­тить ко­го-то, нуж­но са­мо­му быть свет­лым. Что­бы очи­стить ко­го-то, нуж­но са­мо­му быть чис­тым. Что­бы дать ко­му-то, нуж­но иметь» .

Об­ра­ща­ясь к но­во­ру­ко­по­ло­жен­но­му епи­ско­пу Вла­ди­ми­ру (Са­бо­да­ну) при вру­че­нии ему ар­хие­рей­ско­го жез­ла, Свя­тей­ший пат­ри­арх Пи­мен го­во­рил: «Ос­но­вой ар­хи­пас­тыр­ской дея­тель­но­сти епи­ско­па долж­на быть, пре­ж­де все­го, ра­бо­та над са­мим со­бой, что­бы эта ра­бо­та по­мог­ла стать све­то­чем ве­ры, на­деж­ным хра­ни­те­лем и во­оду­шев­лен­ным про­воз­ве­ст­ни­ком пе­ре­дан­но­го Церк­ви уче­ния Хри­сто­ва. В из­бра­нии епи­ско­па не­об­хо­ди­мо все­гда про­ра­зу­ме­вать во­лю Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста и твер­до ве­рить в ни­спос­ла­ние осо­бой бла­го­дат­ной си­лы то­му, кто по­свя­тил свою жизнь Бо­гу».

Дей­ст­ви­тель­но, не­ус­тан­ная ду­хов­ная ра­бо­та, мо­лит­ва и трез­ве­ние, по­сто­ян­ное вни­ма­ние к сво­ему внут­рен­не­му со­стоя­нию по­зво­ли­ли бу­ду­ще­му Пред­стоя­те­лю Ук­ра­ин­ской Церк­ви вы­ко­вать ка­че­ст­ва, не­об­хо­ди­мые для свя­ти­тель­ско­го слу­же­ния, вос­пи­тать «со­кро­вен­но­го серд­ца че­ло­ве­ка в не­тлен­ной кра­со­те крот­ко­го и мол­ча­ли­во­го ду­ха, что дра­го­цен­но пред Бо­гом» (1 Пет. 3, 4). «Ве­рую и ис­по­ве­дую, что ве­ли­кая си­ла — в мо­лит­ве, — го­во­рил он в сло­ве при на­ре­че­нии. — Ибо мо­лит­ва до­хо­дит до не­бес и низ­во­дит бла­го­сло­ве­ние и бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха. «Гос­по­ди! Сни­ти­ем Уте­ши­те­ля Твое­го Ду­ха со­су­ды че­ст­ны свя­щен­ныя Твоя уче­ни­ки со­де­ла­вый, при­яте­ли­ще и ме­не по­ка­жи То­го при­ше­ст­вия»  .

Ар­хи­пас­тыр­ский путь Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра — при­мер бла­го­дат­но­го слу­же­ния Хри­сту и, пре­ж­де все­го, — слу­же­ния про­све­ти­тель­ско­го. Не­сколь­ко лет он был глав­ным ре­дак­то­ром ук­ра­ин­ско­го цер­ков­но­го жур­на­ла «Пра­во­слав­ний вісник», ко­то­рый, пусть и ог­ра­ни­чен­ный рам­ка­ми ре­ли­ги­оз­ной «сво­бо­ды» то­та­ли­тар­но­го со­вет­ско­го ре­жи­ма, про­све­щал ве­рую­щих Ук­раи­ны све­том Пра­во­сла­вия. В жур­на­ле пе­ча­та­лись свя­то­оте­че­ские тво­ре­ния, про­по­ве­ди, цер­ков­ная хро­ни­ка. Воз­мож­ность про­све­щать лю­дей пе­чат­ным сло­вом воз­ла­га­ла на ре­дак­то­ра боль­шую от­вет­ст­вен­ность, и, с по­мо­щью Бо­жи­ей, он бле­стя­ще вы­пол­нял эту мис­сию.

Поч­ти де­ся­ти­ле­тие ар­хи­пас­тырь воз­глав­лял Мо­с­ков­ские ду­хов­ные шко­лы — ака­де­мию и се­ми­на­рию, с их ве­ли­ки­ми тра­ди­ция­ми. При­зван­ный учить, он сам не­ус­тан­но учил­ся, по­вы­шая уро­вень сво­их зна­ний, уг­луб­ля­ясь в изу­че­ние бо­го­слов­ско­го на­сле­дия Церк­ви. Кро­пот­ли­вый, упор­ный труд при­ум­но­жил, как в еван­гель­ской прит­че, мно­го­чис­лен­ные та­лан­ты бо­го­сло­ва, «ис­сле­до­вав­ше­го Пи­са­ния» (Ин. 5, 39). Ог­ром­ная эру­ди­ция, глу­бо­кие бо­го­слов­ские зна­ния, яр­кий пе­да­го­ги­че­ский дар сде­ла­ли рек­то­ра Вла­ди­ми­ра (Са­бо­да­на) од­ним из са­мых лю­би­мых пре­по­да­ва­те­лей. За го­ды сво­его рек­тор­ст­ва, он вос­пи­тал це­лую плея­ду та­лант­ли­вых бо­го­сло­вов, дос­той­ных слу­жи­те­лей на ни­ве Хри­сто­вой, ру­ко­по­ло­жил в свя­щен­ный сан мно­же­ст­во кли­ри­ков для на­шей Церк­ви.

«Хо­тя у вас ты­ся­чи на­став­ни­ков... но не мно­го от­цов; я ро­дил вас во Хри­сте Ии­су­се бла­го­ве­ст­во­ва­ни­ем» (1 Кор. 4, 15), — пи­сал сво­им уче­ни­кам апо­стол Па­вел. Эти сло­ва по пра­ву мо­гут быть от­не­се­ны и к Бла­жен­ней­ше­му Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру.

По­сле воз­ве­де­ния в сан Ми­тро­по­ли­та и на­зна­че­ния ка­фед­ру в Рос­то­ве-на-До­ну Вла­ды­ка Вла­ди­мир по-преж­не­му, не­смот­ря на боль­шую за­гру­жен­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной ра­бо­той, мно­го вни­ма­ния уде­ля­ет про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти. Так, в эти го­ды им бы­ла подготовлена и в 1991 г. издана, уже в Москве, кни­га «На­ча­ло Пра­во­сла­вия», пред­на­зна­чен­ная для тех, кто толь­ко всту­па­ет в Цер­ковь. Се­го­дня, ко­гда пра­во­слав­ная ли­те­ра­ту­ра у нас из­да­ет­ся ты­сяч­ны­ми ти­ра­жа­ми, са­мой раз­но­об­раз­ной те­ма­ти­ки, для са­мо­го ши­ро­ко­го кру­га чи­та­те­лей, труд­но пред­ста­вить, что зна­чил то­гда вы­ход этой кни­ги. Ведь мил­лио­ны лю­дей в на­шей стра­не, да­же ес­ли и бы­ли кре­ще­ны, ни­че­го не зна­ли ни о Бо­ге, ни о Церк­ви, ни о Пра­во­сла­вии. Мно­гие из тех, кто се­го­дня со­став­ля­ет мно­го­мил­ли­он­ную па­ст­ву на­шей Церк­ви, пер­вые зна­ния о пра­во­слав­ной ве­ре и бо­го­слу­же­нии по­черп­ну­ли имен­но из этой скром­ной кни­ги.

Бу­ду­чи эк­зар­хом За­пад­ной Ев­ро­пы, Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир про­све­ти­тель­скую мис­сию ви­дел в том, что­бы уп­ро­чить по­зи­ции Пра­во­сла­вия, по­мочь жи­ву­щим в ино­слав­ном и се­ку­ля­ри­зо­ван­ном ок­ру­же­нии пра­во­слав­ным лю­дям со­хра­нить свою ве­ру.

Ко­гда в 1992 г., по во­ле Бо­жи­ей и еди­но­душ­но­му же­ла­нию ве­рую­щих, Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир был при­зван на пред­стоя­тель­ское слу­же­ние, пра­во­слав­ная Ук­раи­на встре­ти­ла его с ра­до­ст­ным во­оду­шев­ле­ни­ем и но­вы­ми на­де­ж­да­ми, ибо, как ис­сох­шая зем­ля жа­ж­дет спа­си­тель­ной вла­ги, жда­ла она от Пер­во­свя­ти­те­ля вра­че­ва­ния на­не­сен­ных ей сму­той бо­лез­нен­ных ран, упо­ря­до­че­ния вко­нец рас­стро­ен­ной цер­ков­ной жиз­ни.

Свя­щен­ное Пи­са­ние час­то упо­доб­ля­ет Цер­ковь ви­но­град­ной ло­зе. Про­рок Да­вид в од­ном из псал­мов пи­шет о бо­го­из­бран­ном на­ро­де: «Из Егип­та пе­ре­нес Ты ви­но­град­ную ло­зу... и по­са­дил ее, очи­стил для нее ме­сто и ут­вер­дил кор­ни ее, и она на­пол­ни­ла зем­лю. Го­ры по­кры­лись те­нью ее, и вет­ви ее, как кед­ры Бо­жии. Она пус­ти­ла вет­ви свои до мо­ря и ро­ст­ки свои до ре­ки. Для че­го раз­ру­шил Ты ог­ра­ды ее, так что об­ры­ва­ют ее все про­хо­дя­щие по пу­ти? Лес­ной вепрь под­ры­ва­ет ее, и по­ле­вой зверь объ­е­да­ет ее. Бо­же сил! Об­ра­тись же, при­зри с не­ба и воз­зри, и по­се­ти ви­но­град сей, ох­ра­ни то, что на­са­ди­ла дес­ни­ца Твоя…» (Пс. 79, 9–16).

Сла­ва Бо­гу, вепрь, гу­бив­ший ук­ра­ин­ское Пра­во­сла­вие, объ­е­дав­ший и под­ры­вав­ший цер­ков­ную ло­зу, был из­гнан из ог­ра­ды Церк­ви. А при­няв­ший пред­стоя­тель­ст­во до­б­рый вер­то­гра­дарь Бо­жия на­са­ж­де­ния бе­реж­но со­хра­нил ло­зу Хри­сто­ву и ум­но­жил ее. Бла­го­го­вей­но со­вер­шая свое слу­же­ние, он не­ус­тан­но мо­лит Гос­по­да: «При­зри с не­бе­се, Бо­же, и виждь, и по­се­ти ви­но­град сей, и ут­вер­ди, его­же на­са­ди дес­ни­ца Твоя» (Пс. 79, 15–16).

Пло­ды тру­дов Пред­стоя­те­ля пол­но­вес­ны и обиль­ны. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся ду­хов­но­го про­све­ще­ния, ко­то­рое сде­ла­ло за эти го­ды ог­ром­ный шаг впе­ред.

Се­го­дня в Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви дей­ст­ву­ет сеть выс­ших и сред­них учеб­ных за­ве­де­ний: в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре — Ки­ев­ская Ду­хов­ная Ака­де­мия, в Кие­ве, Одес­се, Харь­ко­ве, Луц­ке, По­чае­ве — ду­хов­ные се­ми­на­рии (цер­ков­ные ву­зы со ста­цио­нар­ным и за­оч­ным сек­то­ра­ми обу­че­ния). В Пол­тав­ской, Ро­вен­ской, За­кар­пат­ской, Сум­ской об­лас­тях — ду­хов­ные учи­ли­ща, в Чер­ни­го­ве, Лу­ган­ске и Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском — цер­ков­но-ре­гент­ские учи­ли­ща. Кро­ме то­го, в Свя­то-Ар­хан­ге­ло-Ми­хай­лов­ском жен­ском мо­на­сты­ре г. Одес­сы от­кры­ты ре­гент­ское и зо­ло­то­швей­ное от­де­ле­ния Одес­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, в Ко­рец­ком и Го­ро­док­ском жен­ских мо­на­сты­рях на Во­лы­ни и дру­гих об­лас­тях — ре­гент­ско-ка­те­хи­за­тор­ские учи­ли­ща. На при­хо­дах и при мо­на­сты­рях ра­бо­та­ют 3080 вос­крес­ных шко­л для взрос­лых и де­тей. В Кие­ве, Одес­се, Лу­ган­ске и дру­гих го­ро­дах цер­ков­ным об­ра­зо­ва­ни­ем де­тей ус­пеш­но за­ни­ма­ют­ся пра­во­слав­ные гим­на­зии. В 2002 г. на­ча­лись за­ня­тия в Сум­ской пра­во­слав­ной ака­де­мии для ми­рян. В од­ном из чер­кас­ских ву­зов от­крыт фа­куль­тет хри­сти­ан­ской эти­ки. Боль­шим дос­ти­же­ни­ем в уве­ли­че­нии об­ра­зо­ва­тель­ной ба­зы и при­вле­че­нии к обу­че­нию ши­ро­ко­го кру­га ми­рян ста­ло по­яв­ле­ние в Ук­раи­не фи­лиа­лов Пра­во­слав­но­го Свя­то-Ти­хо­нов­ско­го бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та (ПСТБИ ) — та­кие ву­зы дей­ст­ву­ют в Чер­нов­цах, Льво­ве, Чер­ни­го­ве, от­кры­ва­ет­ся фи­ли­ал в До­нец­ке.

Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир все­гда близ­ко к серд­цу при­ни­ма­ет про­бле­мы ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния. В этом ему по­мо­га­ет бо­га­тей­ший опыт учеб­но-пре­по­да­ва­тель­ской и бо­го­слов­ско-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти. Он про­шел все сту­пе­ни цер­ков­но-на­уч­ной сте­зи: учил­ся в се­ми­на­рии, ака­де­мии, ас­пи­ран­ту­ре, за­щи­тил кан­ди­дат­скую и ма­ги­стер­скую дис­сер­та­ции. В 1997–1998 гг. был из­дан мно­го­том­ный сбор­ник его бо­го­слов­ско-го­ми­ле­ти­че­ских тру­дов. В 1999 г., «при­ни­мая во вни­ма­ние за­слу­ги в об­лас­ти пра­во­слав­ной бо­го­слов­ской нау­ки и ка­но­ни­че­ско­го уст­рой­ст­ва Церк­ви в Ук­раи­не», зна­ме­ни­тый Пра­во­слав­ный Свя­то-Сер­ги­ев­ский бо­го­слов­ский ин­сти­тут (ПССБИ) в Па­ри­же при­сво­ил Его Бла­жен­ст­ву зва­ние док­то­ра бо­го­сло­вия «Honoris Causa». В Па­ри­же 17 ию­ня 1999 г. на тор­же­ст­вен­ной це­ре­мо­нии вру­че­ния Бла­жен­ней­ше­му Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру ди­пло­ма док­то­ра бо­го­сло­вия при­сут­ст­во­ва­ли чле­ны про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ской кор­по­ра­ции ПССБИ, Сор­бон­ны, ие­рар­хи и бо­го­сло­вы дру­гих хри­сти­ан­ских кон­фес­сий. От име­ни Уче­но­го со­ве­та ПССБИ вы­сту­пил оп­по­нент, про­фес­сор Н. В. Лос­ский. «Для ме­ня ве­ли­чай­шая честь, — ска­зал он, — что Пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский ин­сти­тут име­ни пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го по­ру­чил мне ска­зать сло­во по по­во­ду ве­ли­ко­го для нас со­бы­тия — при­су­ж­де­ния Ва­ше­му Бла­жен­ст­ву сте­пе­ни док­то­ра бо­го­сло­вия «Honoris Causa». Вы в те­че­ние Ва­шей жиз­ни мно­го пре­по­да­ва­ли: в Одес­се, где Вы окон­чи­ли се­ми­на­рию, а впо­след­ст­вии ста­ли ее рек­то­ром, в Мо­ск­ве, где Вы, бу­ду­чи уже про­фес­со­ром, за­щи­ти­ли ма­ги­стер­скую дис­сер­та­цию на те­му, весь­ма важ­ную в на­ше вре­мя — «Экк­ле­зио­ло­гия в оте­че­ст­вен­ном бо­го­сло­вии». Дол­жен ска­зать, я вос­хи­ща­юсь Ва­шим ред­ким да­ром точ­но­сти мыс­ли, яс­но­сти вы­ра­же­ния и про­зрач­но­сти, я бы ска­зал — хру­сталь­ной, сти­ля. Вы пи­ше­те, как пи­сал в свое вре­мя о. Ге­ор­гий Фло­ров­ский, на­при­мер, или о. Ио­анн Мей­ен­дорф. Вас не уди­вит, ес­ли я ска­жу, ка­кое силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­ве­ла на ме­ня Ва­ша ак­то­вая речь о пат­ри­ар­хе Сер­гии, а так­же Ваш док­лад об эку­ме­ни­че­ском дви­же­нии и мно­гие дру­гие тек­сты. Те­перь Вы, Бла­жен­ней­ший Вла­ды­ка, воз­глав­ляе­те Ук­ра­ин­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Зная Вас, мы не со­мне­ва­ем­ся в том, что Вы вос­при­ни­мае­те эту долж­ность пер­вен­ст­ва как слу­же­ние и ис­пол­няе­те его в ду­хе 34-го Апо­столь­ско­го ка­но­на. Что Вам Гос­подь да­ет еже­днев­но ду­хов­ные си­лы, в этом нет со­мне­ния. Вас вы­бра­ли епи­ско­пы, вы­бор был под­твер­жден Со­бо­ром... Так что Вы из­бра­ны Цер­ко­вью и Ду­хом Свя­тым».

В дис­кус­сии вы­сту­пи­ли не­сколь­ко про­фес­со­ров ин­сти­ту­та. Ау­ди­то­рия про­яви­ла жи­вой ин­те­рес к Ук­раи­не, к ду­хов­ным шко­лам УПЦ.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Нередко болезни тела являются следствиями болезней души. Одновременно болезнь может быть испытанием, которое человеку необходимо преодолеть, чтобы стать духовно более крепким и приблизиться к Богу. Поэтому во время болезни нужно обязательно обратить внимание на духовную жизнь. Уместным будет усилить молитву, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru