«Ве­руй­те во Свет...»

Апо­сто­лы, про­све­тив­шись в день Пя­ти­де­сят­ни­цы ог­нем Свя­то­го Ду­ха, са­ми ста­ли све­тиль­ни­ка­ми Бо­же­ст­вен­но­го све­та. Сво­им бла­го­вес­ти­ем, уче­ни­ем, свои­ми пра­ви­ла­ми и ус­та­нов­ле­ния­ми апо­сто­лы Хри­сто­вы «про­све­ти­ша вся­че­ская». Огонь Пя­ти­де­сят­ни­цы ни­ко­гда не ос­ку­де­вал и не ос­ку­де­ет в Церк­ви Бо­жи­ей, со­хра­няю­щей пре­ем­ст­во ие­рар­хии от уче­ни­ков Гос­по­да, пре­ем­ст­во све­то­нос­ной бла­го­да­ти Все­свя­то­го Ду­ха.

«...Да про­све­тит­ся свет ваш пред че­ло­ве­ки», — зву­чит при­зыв к пре­ем­ни­кам апо­сто­лов — епи­ско­пам за ка­ж­дым ар­хие­рей­ским бо­го­слу­же­ни­ем. При­зва­ние и обя­зан­ность ар­хие­рея — быть све­то­чем бла­го­да­ти во ис­пол­не­ние слов Спа­си­те­ля: «Вы ес­те свет ми­ра: не мо­жет град ук­ры­ти­ся, вер­ху го­ры стоя. Ни­же вжи­га­ют све­тиль­ни­ка и по­став­ля­ют его под спу­дом, но на свещ­ни­це, и све­тит всем, иже в хра­ми­не... Та­ко да про­све­тит­ся свет ваш пред че­ло­ве­ки, яко да ви­дят ва­ша до­б­рая де­ла, и про­сла­вят От­ца ва­ше­го, Иже на не­бе­сех» (Мф. 5, 14–16).

Од­на­ко, «что­бы про­све­тить ко­го-то, нуж­но са­мо­му быть свет­лым. Что­бы очи­стить ко­го-то, нуж­но са­мо­му быть чис­тым. Что­бы дать ко­му-то, нуж­но иметь» .

Об­ра­ща­ясь к но­во­ру­ко­по­ло­жен­но­му епи­ско­пу Вла­ди­ми­ру (Са­бо­да­ну) при вру­че­нии ему ар­хие­рей­ско­го жез­ла, Свя­тей­ший пат­ри­арх Пи­мен го­во­рил: «Ос­но­вой ар­хи­пас­тыр­ской дея­тель­но­сти епи­ско­па долж­на быть, пре­ж­де все­го, ра­бо­та над са­мим со­бой, что­бы эта ра­бо­та по­мог­ла стать све­то­чем ве­ры, на­деж­ным хра­ни­те­лем и во­оду­шев­лен­ным про­воз­ве­ст­ни­ком пе­ре­дан­но­го Церк­ви уче­ния Хри­сто­ва. В из­бра­нии епи­ско­па не­об­хо­ди­мо все­гда про­ра­зу­ме­вать во­лю Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста и твер­до ве­рить в ни­спос­ла­ние осо­бой бла­го­дат­ной си­лы то­му, кто по­свя­тил свою жизнь Бо­гу».

Дей­ст­ви­тель­но, не­ус­тан­ная ду­хов­ная ра­бо­та, мо­лит­ва и трез­ве­ние, по­сто­ян­ное вни­ма­ние к сво­ему внут­рен­не­му со­стоя­нию по­зво­ли­ли бу­ду­ще­му Пред­стоя­те­лю Ук­ра­ин­ской Церк­ви вы­ко­вать ка­че­ст­ва, не­об­хо­ди­мые для свя­ти­тель­ско­го слу­же­ния, вос­пи­тать «со­кро­вен­но­го серд­ца че­ло­ве­ка в не­тлен­ной кра­со­те крот­ко­го и мол­ча­ли­во­го ду­ха, что дра­го­цен­но пред Бо­гом» (1 Пет. 3, 4). «Ве­рую и ис­по­ве­дую, что ве­ли­кая си­ла — в мо­лит­ве, — го­во­рил он в сло­ве при на­ре­че­нии. — Ибо мо­лит­ва до­хо­дит до не­бес и низ­во­дит бла­го­сло­ве­ние и бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха. «Гос­по­ди! Сни­ти­ем Уте­ши­те­ля Твое­го Ду­ха со­су­ды че­ст­ны свя­щен­ныя Твоя уче­ни­ки со­де­ла­вый, при­яте­ли­ще и ме­не по­ка­жи То­го при­ше­ст­вия»  .

Ар­хи­пас­тыр­ский путь Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра — при­мер бла­го­дат­но­го слу­же­ния Хри­сту и, пре­ж­де все­го, — слу­же­ния про­све­ти­тель­ско­го. Не­сколь­ко лет он был глав­ным ре­дак­то­ром ук­ра­ин­ско­го цер­ков­но­го жур­на­ла «Пра­во­слав­ний вісник», ко­то­рый, пусть и ог­ра­ни­чен­ный рам­ка­ми ре­ли­ги­оз­ной «сво­бо­ды» то­та­ли­тар­но­го со­вет­ско­го ре­жи­ма, про­све­щал ве­рую­щих Ук­раи­ны све­том Пра­во­сла­вия. В жур­на­ле пе­ча­та­лись свя­то­оте­че­ские тво­ре­ния, про­по­ве­ди, цер­ков­ная хро­ни­ка. Воз­мож­ность про­све­щать лю­дей пе­чат­ным сло­вом воз­ла­га­ла на ре­дак­то­ра боль­шую от­вет­ст­вен­ность, и, с по­мо­щью Бо­жи­ей, он бле­стя­ще вы­пол­нял эту мис­сию.

Поч­ти де­ся­ти­ле­тие ар­хи­пас­тырь воз­глав­лял Мо­с­ков­ские ду­хов­ные шко­лы — ака­де­мию и се­ми­на­рию, с их ве­ли­ки­ми тра­ди­ция­ми. При­зван­ный учить, он сам не­ус­тан­но учил­ся, по­вы­шая уро­вень сво­их зна­ний, уг­луб­ля­ясь в изу­че­ние бо­го­слов­ско­го на­сле­дия Церк­ви. Кро­пот­ли­вый, упор­ный труд при­ум­но­жил, как в еван­гель­ской прит­че, мно­го­чис­лен­ные та­лан­ты бо­го­сло­ва, «ис­сле­до­вав­ше­го Пи­са­ния» (Ин. 5, 39). Ог­ром­ная эру­ди­ция, глу­бо­кие бо­го­слов­ские зна­ния, яр­кий пе­да­го­ги­че­ский дар сде­ла­ли рек­то­ра Вла­ди­ми­ра (Са­бо­да­на) од­ним из са­мых лю­би­мых пре­по­да­ва­те­лей. За го­ды сво­его рек­тор­ст­ва, он вос­пи­тал це­лую плея­ду та­лант­ли­вых бо­го­сло­вов, дос­той­ных слу­жи­те­лей на ни­ве Хри­сто­вой, ру­ко­по­ло­жил в свя­щен­ный сан мно­же­ст­во кли­ри­ков для на­шей Церк­ви.

«Хо­тя у вас ты­ся­чи на­став­ни­ков... но не мно­го от­цов; я ро­дил вас во Хри­сте Ии­су­се бла­го­ве­ст­во­ва­ни­ем» (1 Кор. 4, 15), — пи­сал сво­им уче­ни­кам апо­стол Па­вел. Эти сло­ва по пра­ву мо­гут быть от­не­се­ны и к Бла­жен­ней­ше­му Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру.

По­сле воз­ве­де­ния в сан Ми­тро­по­ли­та и на­зна­че­ния ка­фед­ру в Рос­то­ве-на-До­ну Вла­ды­ка Вла­ди­мир по-преж­не­му, не­смот­ря на боль­шую за­гру­жен­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной ра­бо­той, мно­го вни­ма­ния уде­ля­ет про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти. Так, в эти го­ды им бы­ла подготовлена и в 1991 г. издана, уже в Москве, кни­га «На­ча­ло Пра­во­сла­вия», пред­на­зна­чен­ная для тех, кто толь­ко всту­па­ет в Цер­ковь. Се­го­дня, ко­гда пра­во­слав­ная ли­те­ра­ту­ра у нас из­да­ет­ся ты­сяч­ны­ми ти­ра­жа­ми, са­мой раз­но­об­раз­ной те­ма­ти­ки, для са­мо­го ши­ро­ко­го кру­га чи­та­те­лей, труд­но пред­ста­вить, что зна­чил то­гда вы­ход этой кни­ги. Ведь мил­лио­ны лю­дей в на­шей стра­не, да­же ес­ли и бы­ли кре­ще­ны, ни­че­го не зна­ли ни о Бо­ге, ни о Церк­ви, ни о Пра­во­сла­вии. Мно­гие из тех, кто се­го­дня со­став­ля­ет мно­го­мил­ли­он­ную па­ст­ву на­шей Церк­ви, пер­вые зна­ния о пра­во­слав­ной ве­ре и бо­го­слу­же­нии по­черп­ну­ли имен­но из этой скром­ной кни­ги.

Бу­ду­чи эк­зар­хом За­пад­ной Ев­ро­пы, Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир про­све­ти­тель­скую мис­сию ви­дел в том, что­бы уп­ро­чить по­зи­ции Пра­во­сла­вия, по­мочь жи­ву­щим в ино­слав­ном и се­ку­ля­ри­зо­ван­ном ок­ру­же­нии пра­во­слав­ным лю­дям со­хра­нить свою ве­ру.

Ко­гда в 1992 г., по во­ле Бо­жи­ей и еди­но­душ­но­му же­ла­нию ве­рую­щих, Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир был при­зван на пред­стоя­тель­ское слу­же­ние, пра­во­слав­ная Ук­раи­на встре­ти­ла его с ра­до­ст­ным во­оду­шев­ле­ни­ем и но­вы­ми на­де­ж­да­ми, ибо, как ис­сох­шая зем­ля жа­ж­дет спа­си­тель­ной вла­ги, жда­ла она от Пер­во­свя­ти­те­ля вра­че­ва­ния на­не­сен­ных ей сму­той бо­лез­нен­ных ран, упо­ря­до­че­ния вко­нец рас­стро­ен­ной цер­ков­ной жиз­ни.

Свя­щен­ное Пи­са­ние час­то упо­доб­ля­ет Цер­ковь ви­но­град­ной ло­зе. Про­рок Да­вид в од­ном из псал­мов пи­шет о бо­го­из­бран­ном на­ро­де: «Из Егип­та пе­ре­нес Ты ви­но­град­ную ло­зу... и по­са­дил ее, очи­стил для нее ме­сто и ут­вер­дил кор­ни ее, и она на­пол­ни­ла зем­лю. Го­ры по­кры­лись те­нью ее, и вет­ви ее, как кед­ры Бо­жии. Она пус­ти­ла вет­ви свои до мо­ря и ро­ст­ки свои до ре­ки. Для че­го раз­ру­шил Ты ог­ра­ды ее, так что об­ры­ва­ют ее все про­хо­дя­щие по пу­ти? Лес­ной вепрь под­ры­ва­ет ее, и по­ле­вой зверь объ­е­да­ет ее. Бо­же сил! Об­ра­тись же, при­зри с не­ба и воз­зри, и по­се­ти ви­но­град сей, ох­ра­ни то, что на­са­ди­ла дес­ни­ца Твоя…» (Пс. 79, 9–16).

Сла­ва Бо­гу, вепрь, гу­бив­ший ук­ра­ин­ское Пра­во­сла­вие, объ­е­дав­ший и под­ры­вав­ший цер­ков­ную ло­зу, был из­гнан из ог­ра­ды Церк­ви. А при­няв­ший пред­стоя­тель­ст­во до­б­рый вер­то­гра­дарь Бо­жия на­са­ж­де­ния бе­реж­но со­хра­нил ло­зу Хри­сто­ву и ум­но­жил ее. Бла­го­го­вей­но со­вер­шая свое слу­же­ние, он не­ус­тан­но мо­лит Гос­по­да: «При­зри с не­бе­се, Бо­же, и виждь, и по­се­ти ви­но­град сей, и ут­вер­ди, его­же на­са­ди дес­ни­ца Твоя» (Пс. 79, 15–16).

Пло­ды тру­дов Пред­стоя­те­ля пол­но­вес­ны и обиль­ны. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся ду­хов­но­го про­све­ще­ния, ко­то­рое сде­ла­ло за эти го­ды ог­ром­ный шаг впе­ред.

Се­го­дня в Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви дей­ст­ву­ет сеть выс­ших и сред­них учеб­ных за­ве­де­ний: в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре — Ки­ев­ская Ду­хов­ная Ака­де­мия, в Кие­ве, Одес­се, Харь­ко­ве, Луц­ке, По­чае­ве — ду­хов­ные се­ми­на­рии (цер­ков­ные ву­зы со ста­цио­нар­ным и за­оч­ным сек­то­ра­ми обу­че­ния). В Пол­тав­ской, Ро­вен­ской, За­кар­пат­ской, Сум­ской об­лас­тях — ду­хов­ные учи­ли­ща, в Чер­ни­го­ве, Лу­ган­ске и Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском — цер­ков­но-ре­гент­ские учи­ли­ща. Кро­ме то­го, в Свя­то-Ар­хан­ге­ло-Ми­хай­лов­ском жен­ском мо­на­сты­ре г. Одес­сы от­кры­ты ре­гент­ское и зо­ло­то­швей­ное от­де­ле­ния Одес­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, в Ко­рец­ком и Го­ро­док­ском жен­ских мо­на­сты­рях на Во­лы­ни и дру­гих об­лас­тях — ре­гент­ско-ка­те­хи­за­тор­ские учи­ли­ща. На при­хо­дах и при мо­на­сты­рях ра­бо­та­ют 3080 вос­крес­ных шко­л для взрос­лых и де­тей. В Кие­ве, Одес­се, Лу­ган­ске и дру­гих го­ро­дах цер­ков­ным об­ра­зо­ва­ни­ем де­тей ус­пеш­но за­ни­ма­ют­ся пра­во­слав­ные гим­на­зии. В 2002 г. на­ча­лись за­ня­тия в Сум­ской пра­во­слав­ной ака­де­мии для ми­рян. В од­ном из чер­кас­ских ву­зов от­крыт фа­куль­тет хри­сти­ан­ской эти­ки. Боль­шим дос­ти­же­ни­ем в уве­ли­че­нии об­ра­зо­ва­тель­ной ба­зы и при­вле­че­нии к обу­че­нию ши­ро­ко­го кру­га ми­рян ста­ло по­яв­ле­ние в Ук­раи­не фи­лиа­лов Пра­во­слав­но­го Свя­то-Ти­хо­нов­ско­го бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та (ПСТБИ ) — та­кие ву­зы дей­ст­ву­ют в Чер­нов­цах, Льво­ве, Чер­ни­го­ве, от­кры­ва­ет­ся фи­ли­ал в До­нец­ке.

Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир все­гда близ­ко к серд­цу при­ни­ма­ет про­бле­мы ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния. В этом ему по­мо­га­ет бо­га­тей­ший опыт учеб­но-пре­по­да­ва­тель­ской и бо­го­слов­ско-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти. Он про­шел все сту­пе­ни цер­ков­но-на­уч­ной сте­зи: учил­ся в се­ми­на­рии, ака­де­мии, ас­пи­ран­ту­ре, за­щи­тил кан­ди­дат­скую и ма­ги­стер­скую дис­сер­та­ции. В 1997–1998 гг. был из­дан мно­го­том­ный сбор­ник его бо­го­слов­ско-го­ми­ле­ти­че­ских тру­дов. В 1999 г., «при­ни­мая во вни­ма­ние за­слу­ги в об­лас­ти пра­во­слав­ной бо­го­слов­ской нау­ки и ка­но­ни­че­ско­го уст­рой­ст­ва Церк­ви в Ук­раи­не», зна­ме­ни­тый Пра­во­слав­ный Свя­то-Сер­ги­ев­ский бо­го­слов­ский ин­сти­тут (ПССБИ) в Па­ри­же при­сво­ил Его Бла­жен­ст­ву зва­ние док­то­ра бо­го­сло­вия «Honoris Causa». В Па­ри­же 17 ию­ня 1999 г. на тор­же­ст­вен­ной це­ре­мо­нии вру­че­ния Бла­жен­ней­ше­му Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру ди­пло­ма док­то­ра бо­го­сло­вия при­сут­ст­во­ва­ли чле­ны про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ской кор­по­ра­ции ПССБИ, Сор­бон­ны, ие­рар­хи и бо­го­сло­вы дру­гих хри­сти­ан­ских кон­фес­сий. От име­ни Уче­но­го со­ве­та ПССБИ вы­сту­пил оп­по­нент, про­фес­сор Н. В. Лос­ский. «Для ме­ня ве­ли­чай­шая честь, — ска­зал он, — что Пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский ин­сти­тут име­ни пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го по­ру­чил мне ска­зать сло­во по по­во­ду ве­ли­ко­го для нас со­бы­тия — при­су­ж­де­ния Ва­ше­му Бла­жен­ст­ву сте­пе­ни док­то­ра бо­го­сло­вия «Honoris Causa». Вы в те­че­ние Ва­шей жиз­ни мно­го пре­по­да­ва­ли: в Одес­се, где Вы окон­чи­ли се­ми­на­рию, а впо­след­ст­вии ста­ли ее рек­то­ром, в Мо­ск­ве, где Вы, бу­ду­чи уже про­фес­со­ром, за­щи­ти­ли ма­ги­стер­скую дис­сер­та­цию на те­му, весь­ма важ­ную в на­ше вре­мя — «Экк­ле­зио­ло­гия в оте­че­ст­вен­ном бо­го­сло­вии». Дол­жен ска­зать, я вос­хи­ща­юсь Ва­шим ред­ким да­ром точ­но­сти мыс­ли, яс­но­сти вы­ра­же­ния и про­зрач­но­сти, я бы ска­зал — хру­сталь­ной, сти­ля. Вы пи­ше­те, как пи­сал в свое вре­мя о. Ге­ор­гий Фло­ров­ский, на­при­мер, или о. Ио­анн Мей­ен­дорф. Вас не уди­вит, ес­ли я ска­жу, ка­кое силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­ве­ла на ме­ня Ва­ша ак­то­вая речь о пат­ри­ар­хе Сер­гии, а так­же Ваш док­лад об эку­ме­ни­че­ском дви­же­нии и мно­гие дру­гие тек­сты. Те­перь Вы, Бла­жен­ней­ший Вла­ды­ка, воз­глав­ляе­те Ук­ра­ин­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Зная Вас, мы не со­мне­ва­ем­ся в том, что Вы вос­при­ни­мае­те эту долж­ность пер­вен­ст­ва как слу­же­ние и ис­пол­няе­те его в ду­хе 34-го Апо­столь­ско­го ка­но­на. Что Вам Гос­подь да­ет еже­днев­но ду­хов­ные си­лы, в этом нет со­мне­ния. Вас вы­бра­ли епи­ско­пы, вы­бор был под­твер­жден Со­бо­ром... Так что Вы из­бра­ны Цер­ко­вью и Ду­хом Свя­тым».

В дис­кус­сии вы­сту­пи­ли не­сколь­ко про­фес­со­ров ин­сти­ту­та. Ау­ди­то­рия про­яви­ла жи­вой ин­те­рес к Ук­раи­не, к ду­хов­ным шко­лам УПЦ.

 

Церковные Таинства

— По мере необходимости церковные люди обращаются к Таинству Покаяния. Происходит это в храме в присутствии священника, который после того, как выслушает исповедь верующего, читает над ним разрешительную молитву и Богом данной властью отпускает грехи. Такое Покаяние можно назвать храмовым.

Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Конечно, крайне необходимы учебные заведения, в которых обучение и воспитание осуществляется на основе Православия — традиционной религии большинства граждан Украины. В то же время следует сказать, что Церковь способна осуществлять свои проекты лишь при реальной поддержке, в первую очередь, усилиями своих верных.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru