«Веруйте во Свет...»
Апостолы, просветившись в день Пятидесятницы огнем Святого Духа, сами стали светильниками Божественного света. Своим благовестием, учением, своими правилами и установлениями апостолы Христовы «просветиша всяческая». Огонь Пятидесятницы никогда не оскудевал и не оскудеет в Церкви Божией, сохраняющей преемство иерархии от учеников Господа, преемство светоносной благодати Всесвятого Духа.
«...Да просветится свет ваш пред человеки», — звучит призыв к преемникам апостолов — епископам за каждым архиерейским богослужением. Призвание и обязанность архиерея — быть светочем благодати во исполнение слов Спасителя: «Вы есте свет мира: не может град укрытися, верху горы стоя. Ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине... Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5, 14–16).
Однако, «чтобы просветить кого-то, нужно самому быть светлым. Чтобы очистить кого-то, нужно самому быть чистым. Чтобы дать кому-то, нужно иметь» .
Обращаясь к новорукоположенному епископу Владимиру (Сабодану) при вручении ему архиерейского жезла, Святейший патриарх Пимен говорил: «Основой архипастырской деятельности епископа должна быть, прежде всего, работа над самим собой, чтобы эта работа помогла стать светочем веры, надежным хранителем и воодушевленным провозвестником переданного Церкви учения Христова. В избрании епископа необходимо всегда проразумевать волю Господа Иисуса Христа и твердо верить в ниспослание особой благодатной силы тому, кто посвятил свою жизнь Богу».
Действительно, неустанная духовная работа, молитва и трезвение, постоянное внимание к своему внутреннему состоянию позволили будущему Предстоятелю Украинской Церкви выковать качества, необходимые для святительского служения, воспитать «сокровенного сердца человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3, 4). «Верую и исповедую, что великая сила — в молитве, — говорил он в слове при наречении. — Ибо молитва доходит до небес и низводит благословение и благодать Святого Духа. «Господи! Снитием Утешителя Твоего Духа сосуды честны священныя Твоя ученики соделавый, приятелище и мене покажи Того пришествия» .
Архипастырский путь Митрополита Владимира — пример благодатного служения Христу и, прежде всего, — служения просветительского. Несколько лет он был главным редактором украинского церковного журнала «Православний вісник», который, пусть и ограниченный рамками религиозной «свободы» тоталитарного советского режима, просвещал верующих Украины светом Православия. В журнале печатались святоотеческие творения, проповеди, церковная хроника. Возможность просвещать людей печатным словом возлагала на редактора большую ответственность, и, с помощью Божией, он блестяще выполнял эту миссию.
Почти десятилетие архипастырь возглавлял Московские духовные школы — академию и семинарию, с их великими традициями. Призванный учить, он сам неустанно учился, повышая уровень своих знаний, углубляясь в изучение богословского наследия Церкви. Кропотливый, упорный труд приумножил, как в евангельской притче, многочисленные таланты богослова, «исследовавшего Писания» (Ин. 5, 39). Огромная эрудиция, глубокие богословские знания, яркий педагогический дар сделали ректора Владимира (Сабодана) одним из самых любимых преподавателей. За годы своего ректорства, он воспитал целую плеяду талантливых богословов, достойных служителей на ниве Христовой, рукоположил в священный сан множество клириков для нашей Церкви.
«Хотя у вас тысячи наставников... но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4, 15), — писал своим ученикам апостол Павел. Эти слова по праву могут быть отнесены и к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру.
После возведения в сан Митрополита и назначения кафедру в Ростове-на-Дону Владыка Владимир по-прежнему, несмотря на большую загруженность административной работой, много внимания уделяет просветительской деятельности. Так, в эти годы им была подготовлена и в 1991 г. издана, уже в Москве, книга «Начало Православия», предназначенная для тех, кто только вступает в Церковь. Сегодня, когда православная литература у нас издается тысячными тиражами, самой разнообразной тематики, для самого широкого круга читателей, трудно представить, что значил тогда выход этой книги. Ведь миллионы людей в нашей стране, даже если и были крещены, ничего не знали ни о Боге, ни о Церкви, ни о Православии. Многие из тех, кто сегодня составляет многомиллионную паству нашей Церкви, первые знания о православной вере и богослужении почерпнули именно из этой скромной книги.
Будучи экзархом Западной Европы, Митрополит Владимир просветительскую миссию видел в том, чтобы упрочить позиции Православия, помочь живущим в инославном и секуляризованном окружении православным людям сохранить свою веру.
Когда в 1992 г., по воле Божией и единодушному желанию верующих, Митрополит Владимир был призван на предстоятельское служение, православная Украина встретила его с радостным воодушевлением и новыми надеждами, ибо, как иссохшая земля жаждет спасительной влаги, ждала она от Первосвятителя врачевания нанесенных ей смутой болезненных ран, упорядочения вконец расстроенной церковной жизни.
Священное Писание часто уподобляет Церковь виноградной лозе. Пророк Давид в одном из псалмов пишет о богоизбранном народе: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу... и посадил ее, очистил для нее место и утвердил корни ее, и она наполнила землю. Горы покрылись тенью ее, и ветви ее, как кедры Божии. Она пустила ветви свои до моря и ростки свои до реки. Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все проходящие по пути? Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее. Боже сил! Обратись же, призри с неба и воззри, и посети виноград сей, охрани то, что насадила десница Твоя…» (Пс. 79, 9–16).
Слава Богу, вепрь, губивший украинское Православие, объедавший и подрывавший церковную лозу, был изгнан из ограды Церкви. А принявший предстоятельство добрый вертоградарь Божия насаждения бережно сохранил лозу Христову и умножил ее. Благоговейно совершая свое служение, он неустанно молит Господа: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди, егоже насади десница Твоя» (Пс. 79, 15–16).
Плоды трудов Предстоятеля полновесны и обильны. Особенно это касается духовного просвещения, которое сделало за эти годы огромный шаг вперед.
Сегодня в Украинской Православной Церкви действует сеть высших и средних учебных заведений: в Киево-Печерской Лавре — Киевская Духовная Академия, в Киеве, Одессе, Харькове, Луцке, Почаеве — духовные семинарии (церковные вузы со стационарным и заочным секторами обучения). В Полтавской, Ровенской, Закарпатской, Сумской областях — духовные училища, в Чернигове, Луганске и Владимире-Волынском — церковно-регентские училища. Кроме того, в Свято-Архангело-Михайловском женском монастыре г. Одессы открыты регентское и золотошвейное отделения Одесской Духовной Семинарии, в Корецком и Городокском женских монастырях на Волыни и других областях — регентско-катехизаторские училища. На приходах и при монастырях работают 3080 воскресных школ для взрослых и детей. В Киеве, Одессе, Луганске и других городах церковным образованием детей успешно занимаются православные гимназии. В 2002 г. начались занятия в Сумской православной академии для мирян. В одном из черкасских вузов открыт факультет христианской этики. Большим достижением в увеличении образовательной базы и привлечении к обучению широкого круга мирян стало появление в Украине филиалов Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ ) — такие вузы действуют в Черновцах, Львове, Чернигове, открывается филиал в Донецке.
Блаженнейший Митрополит Владимир всегда близко к сердцу принимает проблемы духовного образования. В этом ему помогает богатейший опыт учебно-преподавательской и богословско-просветительской деятельности. Он прошел все ступени церковно-научной стези: учился в семинарии, академии, аспирантуре, защитил кандидатскую и магистерскую диссертации. В 1997–1998 гг. был издан многотомный сборник его богословско-гомилетических трудов. В 1999 г., «принимая во внимание заслуги в области православной богословской науки и канонического устройства Церкви в Украине», знаменитый Православный Свято-Сергиевский богословский институт (ПССБИ) в Париже присвоил Его Блаженству звание доктора богословия «Honoris Causa». В Париже 17 июня 1999 г. на торжественной церемонии вручения Блаженнейшему Митрополиту Владимиру диплома доктора богословия присутствовали члены профессорско-преподавательской корпорации ПССБИ, Сорбонны, иерархи и богословы других христианских конфессий. От имени Ученого совета ПССБИ выступил оппонент, профессор Н. В. Лосский. «Для меня величайшая честь, — сказал он, — что Православный богословский институт имени преподобного Сергия Радонежского поручил мне сказать слово по поводу великого для нас события — присуждения Вашему Блаженству степени доктора богословия «Honoris Causa». Вы в течение Вашей жизни много преподавали: в Одессе, где Вы окончили семинарию, а впоследствии стали ее ректором, в Москве, где Вы, будучи уже профессором, защитили магистерскую диссертацию на тему, весьма важную в наше время — «Экклезиология в отечественном богословии». Должен сказать, я восхищаюсь Вашим редким даром точности мысли, ясности выражения и прозрачности, я бы сказал — хрустальной, стиля. Вы пишете, как писал в свое время о. Георгий Флоровский, например, или о. Иоанн Мейендорф. Вас не удивит, если я скажу, какое сильное впечатление произвела на меня Ваша актовая речь о патриархе Сергии, а также Ваш доклад об экуменическом движении и многие другие тексты. Теперь Вы, Блаженнейший Владыка, возглавляете Украинскую Православную Церковь. Зная Вас, мы не сомневаемся в том, что Вы воспринимаете эту должность первенства как служение и исполняете его в духе 34-го Апостольского канона. Что Вам Господь дает ежедневно духовные силы, в этом нет сомнения. Вас выбрали епископы, выбор был подтвержден Собором... Так что Вы избраны Церковью и Духом Святым».
В дискуссии выступили несколько профессоров института. Аудитория проявила живой интерес к Украине, к духовным школам УПЦ.
← Православное педагогическое общество |
---|
Церковные Таинства
— По своей сути Таинство Покаяния является самостоятельным Таинством. Оно может осуществляться как во время богослужений, так и отдельно от них. Если человек готов к исповеди, имеет желание и необходимость покаяться, он может в любое время прийти в церковь и получить от священника отпущение грехов. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Христос сказал, что Его Царствие не от мира сего. Но Он Сам пришел в этот мир, чтобы выполнить Свою спасительную миссию. Церковь также не от мира сего, ибо она является богочеловеческим организмом — Телом Христовым. |
Подробнее ... |