«Чер­ные аи­сты ле­тят над Чер­но­бы­лем...»

Пра­во­слав­ная Цер­ковь, осоз­на­вая свою от­вет­ст­вен­ность за судь­бы ми­ра, глу­бо­ко обес­по­кое­на про­бле­ма­ми, по­ро­ж­ден­ны­ми со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ци­ей. Важ­ное ме­сто сре­ди них за­ни­ма­ют эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы. Эксплуатируются не­дра, поч­ва, во­да, воз­дух, жи­вот­ный и рас­ти­тель­ный мир. Ок­ру­жаю­щая при­ро­да прак­ти­че­ски пол­но­стью во­вле­че­на в жиз­не­обес­пе­че­ние че­ло­ве­ка, ко­то­рый уже не удов­ле­тво­ря­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем ее да­ров, но не­пре­стан­но экс­плуа­ти­ру­ет це­лые эко­си­сте­мы. Эко­ло­ги­че­ский кри­зис вы­ну­ж­да­ет пе­ре­смот­реть на­ши от­но­ше­ния с ок­ру­жаю­щим ми­ром.

Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь не сто­ит в сто­ро­не от эко­ло­ги­че­ских про­блем, по­сколь­ку они ка­са­ют­ся не­по­сред­ст­вен­но и са­мым пря­мым об­ра­зом ее па­ст­вы. Во­ис­ти­ну апо­ка­лип­ти­че­ским ста­ло для Ук­раи­ны па­де­ние «звез­ды По­лынь». Чер­но­быль­ская тра­ге­дия 1986 г. — страш­ней­шая эко­ло­ги­че­ская ка­та­ст­ро­фа XX ве­ка.

«Кро­ме ужас­ных тех­но­ло­ги­че­ских и ме­ди­цин­ских по­след­ст­вий, она при­ве­ла к от­се­ле­нию бо­лее 500 тыс. че­ло­век, 2,5 млн. че­ло­век по-преж­не­му жи­вут на за­гряз­нен­ных тер­ри­то­ри­ях. Чер­но­быль­ский син­дром при­вел к рез­ко­му па­де­нию ро­ж­дае­мо­сти. С это­го вре­ме­ни со­кра­ще­ние на­се­ле­ния стра­ны и ста­ре­ние на­ции ста­ло од­ной из са­мых бо­лез­нен­ных со­ци­аль­ных про­блем.

Чер­но­быль — это не­за­жи­ваю­щая ра­на на­ше­го на­ро­да. Пра­во­слав­ная Цер­ковь с осо­бым чув­ст­вом от­вет­ст­вен­но­сти окорм­ля­ет чер­но­быль­цев. Пер­вый храм, ко­то­рый она по­строи­ла в Кие­ве по­сле 70 лет го­не­ний, — чер­но­быль­ский, в честь празд­ни­ка Вхо­да Гос­под­ня в Ие­ру­са­лим, по­сколь­ку в 1986 г. на­ка­ну­не это­го празд­ни­ка слу­чи­лась ава­рия на ЧАЭС. До сих пор в Чер­но­бы­ле дей­ст­ву­ет наш Свя­то-Иль­ин­ский пра­во­слав­ный при­ход, ко­то­рый окорм­ля­ет ра­бот­ни­ков стан­ции и жи­те­лей, от­ка­зав­ших­ся по­ки­нуть зо­ну обя­за­тель­но­го от­се­ле­ния, — в ос­нов­ном ста­ри­ков, ре­шив­ших уме­реть в без­люд­ных се­лах, у род­ных мо­гил» .

Воз­ле хра­ма Вхо­да Гос­под­ня в Ие­ру­са­лим, от­но­ся­ще­го­ся к дар­ниц­ко­му Свя­то-Ар­хан­ге­ло-Ми­хай­лов­ско­му ком­плек­су, воз­двиг­нут скорб­ный ме­мо­ри­ал — сим­во­ли­че­ская мо­ги­ла в па­мять о тех, кто в ро­ко­вые ча­сы и дни су­мел це­ной сво­ей жиз­ни пре­дот­вра­тить гло­баль­ную ка­та­ст­ро­фу.

Пре­зи­дент Сою­за «Чер­но­быль» Ук­раи­ны Ю. Ан­д­ре­ев вы­со­ко оце­ни­ва­ет по­мощь Церк­ви чер­но­быль­цам. «Очень важ­но, — го­во­рит он, — бы­ло уве­ко­ве­че­ние па­мя­ти по­гиб­ших. Строи­тель­ст­во пер­во­го пра­во­слав­но­го чер­но­быль­ско­го хра­ма на­ча­лось еще в со­вет­ское вре­мя, по­это­му об­щи­не бы­ло чрез­вы­чай­но труд­но. Что­бы вы­де­ли­ли зем­лю, по­на­до­би­лось да­же ходатай­ст­во Пред­стоя­те­ля Фин­лянд­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви (храм на­хо­дит­ся на тер­ри­то­рии быв­ше­го пар­ка со­вет­ско-фин­ской друж­бы). Про­тив строи­тель­ст­ва вы­сту­пал и то­гдаш­ний эк­зарх Фи­ла­рет, ко­то­рый го­во­рил: «Чер­но­быль — по­ли­ти­ка, по­это­му Чер­но­быль нам не ну­жен». Но ав­то­ри­тет его в Церк­ви был уже ну­ле­вой, он кое-как дер­жал­ся за власть и бо­ял­ся об­ру­ши­вать ка­кие-ли­бо ре­прес­сии про­тив на­шей об­щи­ны. Ос­вя­щен был храм уже но­вым Пред­стоя­те­лем УПЦ Бла­жен­ней­шим Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром. С это­го по­ступ­ка, со строи­тель­ст­ва хра­ма ря­до­вы­ми при­хо­жа­на­ми, на­ча­лось на­ше со­труд­ни­че­ст­во. Нам за­пре­ща­ли строи­тель­ст­во у хра­ма ме­мо­ри­аль­ной мо­ги­лы па­мя­ти ге­ро­ев Чер­но­бы­ля, но мы ее по­ста­ви­ли. На ме­мо­ри­аль­ной мо­ги­ле ус­та­нов­ле­ны пли­ты пер­вых за­хо­ро­не­ний чер­но­быль­цев с Ми­тин­ско­го клад­би­ща. Ко­гда его ре­кон­ст­руи­ро­ва­ли, ста­рые пли­ты мы за­бра­ли, при­вез­ли их из Мо­ск­вы для то­го, что­бы не бы­ла ут­ра­че­на связь с на­ши­ми брать­я­ми, жи­ву­щи­ми в СНГ. Мы соз­да­ли ме­мо­ри­аль­ную мо­ги­лу всем по­гиб­шим ге­ро­ям-чер­но­быль­цам, в том чис­ле тем, кто во­об­ще не за­хо­ро­нен, — это эки­паж вер­то­ле­та, раз­бив­ше­го­ся и сго­рев­ше­го у сар­ко­фа­га, и ли­к­ви­да­то­ры, те­ла ко­то­рых на­все­гда ос­та­лись в не­драх стан­ции» .

Еже­год­но 26 ап­ре­ля, в день оче­ред­ной го­дов­щи­ны тра­ге­дии, Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви не­из­мен­но от­да­ет дань па­мя­ти по­гиб­шим, по­се­щая ком­плекс, воз­ла­гая к ме­мо­риа­лу цве­ты и со­вер­шая за­упо­кой­ную мо­лит­ву. При чер­но­быль­ском хра­ме соз­да­ны 16 «Книг па­мя­ти», в ко­то­рые впи­са­ны име­на по­гиб­ших ли­к­ви­да­то­ров не толь­ко из Ук­раи­ны, но и из всех стран быв­ше­го СССР, во­ен­ных, по­жар­ных, мед­ра­бот­ни­ков, строи­те­лей — всех, чей са­мо­от­вер­жен­ный под­виг спас мил­лио­ны жиз­ней.

УПЦ ак­тив­но по­мо­га­ет тем, кто по­стра­дал от Чер­но­быль­ской ава­рии, со­труд­ни­чая с та­ки­ми ор­га­ни­за­ция­ми, как «Со­юз «Чер­но­быль», «Де­ти Чер­но­бы­ля», «Ин­ва­ли­ды Чер­но­бы­ля» и др.

Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир по­се­ща­ет ЧАЭС, об­ща­ет­ся с со­труд­ни­ка­ми стан­ции.

В но­яб­ре 2001 г. со­стоя­лась от­чет­но-вы­бор­ная кон­фе­рен­ция Сою­за «Чер­но­быль» Ук­раи­ны, по­свя­щен­ная 10-ле­тию этой круп­ней­шей об­ще­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ции, объ­е­ди­няю­щей бо­лее 400 тыс. ли­к­ви­да­то­ров и по­стра­дав­ших от ядер­ной ка­та­ст­ро­фы. На кон­фе­рен­ции при­сут­ст­во­ва­ли гла­ва МЧС В. Дур­ди­нец, мэр г. Кие­ва А. Омель­чен­ко, на­род­ные де­пу­та­ты Ук­раи­ны. С те­п­лы­ми сло­ва­ми при­вет­ст­вия к чер­но­быль­цам об­ра­тил­ся Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. Пе­ред на­ча­лом кон­фе­рен­ции бы­ло со­вер­ше­но за­упо­кой­ное бо­го­слу­же­ние в ме­мо­ри­аль­ном «чер­но­быль­ском» хра­ме Вхо­да Гос­под­ня в Ие­ру­са­лим.

В Кие­ве воз­ве­де­но еще од­но цер­ков­ное со­ору­же­ние в па­мять о жерт­вах Чер­но­быль­ской тра­ге­дии. В 16-ю го­дов­щи­ну ава­рии 22 ап­ре­ля 2002 г., в Дар­ни­це был ус­та­нов­лен крест на мес­те строи­тель­ст­ва хра­ма-ча­сов­ни во имя свя­ти­те­ля Фео­до­сия Чер­ни­гов­ско­го. Мо­лит­вен­ное об­ра­ще­ние к это­му угод­ни­ку Бо­жию лю­дей, по­ра­жен­ных тя­же­лы­ми не­ду­га­ми, свя­зан­ны­ми с по­след­ст­вия­ми ава­рии на ЧАЭС, не­од­но­крат­но при­но­си­ло ис­це­ле­ние. Есть сви­де­тель­ст­во о чуд­ном сно­ви­де­нии при­хо­жан­ки од­но­го из чер­ни­гов­ских хра­мов, уви­дев­шей в ночь на 26 ап­ре­ля 1986 г. свя­ти­те­ля Фео­до­сия с мо­лит­вен­но воз­де­ты­ми к Бо­гу ру­ка­ми. Свя­той мо­лил­ся о го­ро­де, к ко­то­ро­му дви­га­лись чер­ные ту­чи с за­па­да, и его пред­ста­тель­ст­во за­ста­ви­ло ту­чи обой­ти Чер­ни­гов сто­ро­ной. Дей­ст­ви­тель­но, ни од­но смер­то­нос­ное ра­диа­ци­он­ное об­ла­ко не по­шло то­гда на го­род свя­ти­те­ля Фео­до­сия, на­хо­див­ший­ся все­го в 50 км от ре­ак­то­ра. По­сле­дую­щие чу­де­са ис­це­ле­ний от лу­че­вой бо­лез­ни, ра­ка кро­ви и щи­то­вид­ной же­ле­зы, да­ро­ван­ные от мо­щей угод­ни­ка Бо­жия по усерд­ным мо­лит­вам к не­му, ут­вер­ди­ли в на­ро­де ве­ру в его не­бес­ное за­ступ­ни­че­ст­во. На ос­но­ва­нии мно­го­чис­лен­ных сви­де­тельств о та­ких ис­це­ле­ни­ях Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зна­ла свя­ти­те­ля осо­бым мо­лит­вен­ным хо­да­та­ем пе­ред Бо­гом за всех, по­стра­дав­ших от ра­диа­ци­он­ной ка­та­ст­ро­фы.

Храм во имя свя­ти­те­ля Фео­до­сия по­стро­ен и в Свя­то­шин­ском рай­оне Кие­ва. Не­по­сред­ст­вен­ное фи­нан­со­вое со­дей­ст­вие его со­ору­же­нию ока­зал наш Пред­стоя­тель, он же и ос­вя­тил но­вую, по­стро­ен­ную за 9 ме­ся­цев, цер­ковь. Ми­тро­по­лит Чер­ни­гов­ский и Не­жин­ский Ан­то­ний при­слал для Свя­то-Фео­до­си­ев­ско­го хра­ма древ­ний об­раз свя­ти­те­ля Фео­до­сия с час­ти­цей его че­ст­ных мо­щей.

Па­мят­ные зна­ки, на­по­ми­наю­щие лю­дям о Чер­но­быль­ской тра­ге­дии, ус­та­нов­ле­ны поч­ти во всех круп­ных го­ро­дах Ук­раи­ны. В Одес­се воз­двиг­ну­та ме­мо­ри­аль­ная ко­ло­коль­ня, ог­ла­шаю­щая в дни по­ми­но­ве­ний тра­ур­ным зво­ном го­род­ские ок­ре­ст­но­сти. Па­мят­ник по­гиб­шим со­труд­ни­кам ми­ли­ции — ли­к­ви­да­то­рам по­след­ст­вий ава­рии на ЧАЭС со­ору­жен в Лу­ган­ске. В де­каб­ре 2001 г., пре­бы­вая с ар­хи­пас­тыр­ским ви­зи­том в Лу­ган­ской епар­хии, Пред­стоя­тель УПЦ Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир воз­ло­жил к не­му ве­нок и со­вер­шил здесь за­упо­кой­ную ли­тию. По­доб­ный знак, по­свя­щен­ный ми­ли­цио­не­рам — со­труд­ни­кам об­ла­ст­но­го УВД, по­гиб­шим в борь­бе с чер­но­быль­ской сти­хи­ей, ус­та­нов­лен в Жи­то­ми­ре. Ос­вя­тил его епи­скоп Жи­то­мир­ский и Но­во­град-Во­лын­ский Гу­рий.

В эко­ло­ги­че­ских фо­ру­мах раз­но­го уров­ня, как пра­ви­ло, при­ни­ма­ют уча­стие свя­щен­но­слу­жи­те­ли. Да и са­ма Цер­ковь, ее епар­хии не­ред­ко яв­ля­ют­ся ини­циа­то­ра­ми про­ве­де­ния та­ких фо­ру­мов. В Хер­сон­ской епар­хии соз­да­но об­ще­ст­во пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи «Пра­во­сла­вие и эко­ло­гия», епар­хия про­во­дит боль­шую ра­бо­ту в этом на­прав­ле­нии. Это и мо­ло­деж­ный празд­ник «День мо­лит­вы о тво­ре­нии», и те­ма­ти­че­ские уро­ки в шко­лах «Дни тво­ре­ния», и эко­ло­ги­че­ские суб­бот­ни­ки, и кон­фе­рен­ции и т. д.

Опас­ность эко­ло­ги­че­ских и тех­но­ген­ных ава­рий та­ят в се­бе мно­гие со­вре­мен­ные про­из­вод­ст­ва. Осо­бен­но час­то ава­рии с че­ло­ве­че­ски­ми жерт­ва­ми про­ис­хо­дят на уголь­ных шах­тах. Цер­ковь, на­сколь­ко это воз­мож­но, по­мо­га­ет в ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий та­ких ава­рий, в том чис­ле и ма­те­ри­аль­но.

Так, по прось­бе Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра Пред­стоя­тель Эл­лад­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Ар­хи­епи­скоп Хри­сто­дул, при­быв­ший в Ук­раи­ну в ав­гу­сте 2001 г. на 950-лет­ний юби­лей Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, не толь­ко вы­ра­зил со­бо­лез­но­ва­ние на­ро­ду Ук­раи­ны в свя­зи с ги­бе­лью 19 ав­гу­ста 2001 г. гор­ня­ков шах­ты им. За­сядь­ко, но и пред­ло­жил кон­крет­ную по­мощь — оз­до­ров­ле­ние в Гре­ции де­тей из по­стра­дав­ших се­мей. В ию­ле 2002 г. про­изо­шел взрыв ме­та­на на шах­те «Юби­лей­ная» в г. Пер­шо­тра­вен­ске Днеп­ро­пет­ров­ской об­лас­ти. В мо­мент взры­ва в шах­те ра­бо­та­ли 400 че­ло­век. По­гиб­ло 6 шах­те­ров, мно­гие бы­ли гос­пи­та­ли­зи­ро­ва­ны с ожо­га­ми и увечь­я­ми. Свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми го­ро­да бы­ло со­вер­ше­но от­пе­ва­ние по­гиб­ших. Во Вве­ден­ском хра­ме про­шел мо­ле­бен о здра­вии гос­пи­та­ли­зи­ро­ван­ных гор­ня­ков, об ук­ре­п­ле­нии ду­шев­ных сил род­ст­вен­ни­ков по­гиб­ших и по­стра­дав­ших, ру­ко­во­ди­те­лей и пер­со­на­ла шах­ты в их ра­бо­те по ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий ка­та­ст­ро­фы, бы­ла ока­за­на по­силь­ная по­мощь по­стра­дав­шим.

12 ав­гу­ста 2002 г. ми­тро­по­лит Лу­ган­ский и Ста­ро­бель­ский Ио­ан­ни­кий ос­вя­тил од­ну из круп­ней­ших шахт ре­гио­на «Дол­жан­скую-ка­пи­таль­ную», рас­по­ло­жен­ную в Лу­ган­ской об­лас­ти. Пе­ред хра­мом-ча­сов­ней во имя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры, не­бес­ной по­кро­ви­тель­ни­цы шах­те­ров, Вла­ды­ка от­слу­жил па­ни­хи­ду по по­гиб­шим гор­ня­кам Лу­ган­ской об­лас­ти.

Дон­басс — пра­во­слав­ный ре­ги­он. Сей­час во мно­гих шах­тер­ских го­ро­дах по­все­ме­ст­но стро­ят­ся но­вые хра­мы. На въез­де в шах­тер­ский г. Ки­ровск ус­та­нов­лен по­клон­ный крест, часть средств на не­го со­бра­ли гор­ня­ки, часть — вы­де­лил го­род­ской бюд­жет. Ана­ло­гич­ный крест ус­та­нов­лен в Ал­чев­ске. В За­пад­ном Дон­бас­се при вве­де­нии в экс­плуа­та­цию но­вой ла­вы на шах­те им. Ге­ро­ев Кос­мо­са ра­бо­чая ко­мис­сия объ­е­ди­не­ния «Пав­ло­град­уголь» при­гла­си­ла свя­щен­но­слу­жи­те­лей для со­вер­ше­ния мо­леб­на «пе­ред на­ча­лом вся­ко­го доб­ро­го де­ла». Ос­вя­тил ла­ву спус­тив­ший­ся в за­бой вме­сте с шах­те­ра­ми на­стоя­тель строя­ще­го­ся хра­ма в честь По­хва­лы Бо­жи­ей Ма­те­ри про­тои­е­рей Алек­сандр Ла­то­хин. В не­драх зем­ли, при све­те шах­тер­ских фо­на­ри­ков ба­тюш­ка воз­но­сил Бо­гу мо­лит­вы о здра­вии и бла­го­по­лу­чии всех тру­дя­щих­ся «в шах­те сей».

Эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы име­ют по су­ти ан­тро­по­ло­ги­че­ский ха­рак­тер, по­сколь­ку по­ро­ж­де­ны че­ло­ве­ком, а не при­ро­дой. По­это­му от­ве­ты на мно­го­чис­лен­ные во­про­сы, вы­зван­ные кри­зи­сом ок­ру­жаю­щей сре­ды, со­дер­жат­ся в че­ло­ве­че­ской ду­ше, а не в сфе­рах эко­но­ми­ки, био­ло­гии, тех­но­ло­гии или по­ли­ти­ки. При­ро­да дей­ст­ви­тель­но пре­об­ра­жа­ет­ся или по­ги­ба­ет не са­ма по се­бе, а под воз­дей­ст­ви­ем че­ло­ве­ка. Ее ду­хов­ное со­стоя­ние име­ет ре­шаю­щее зна­че­ние, ибо от­ра­жа­ет­ся на ок­ру­жаю­щей сре­де как при внеш­нем воздей­ст­вии на не­е, так и при от­сут­ст­вии та­ко­го воздей­ст­вия.

Ан­тро­по­ген­ная причина эко­ло­ги­че­ских про­блем говорит о том, что мы из­ме­ня­ем ок­ру­жаю­щий мир в со­от­вет­ст­вии со сво­им внут­рен­ним ми­ром, а по­это­му пре­ображе­ние при­ро­ды долж­но на­чи­нать­ся с пре­об­ра­же­ния ду­ши. По мне­нию пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, че­ло­век смо­жет всю зем­лю сделать раем толь­ко то­гда, ко­гда он бу­дет иметь рай в се­бе самом.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Христос сказал, что Его Царствие не от мира сего. Но Он Сам пришел в этот мир, чтобы выполнить Свою спасительную миссию. Церковь также не от мира сего, ибо она является богочеловеческим организмом — Телом Христовым.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru