«Чер­ные аи­сты ле­тят над Чер­но­бы­лем...»

Пра­во­слав­ная Цер­ковь, осоз­на­вая свою от­вет­ст­вен­ность за судь­бы ми­ра, глу­бо­ко обес­по­кое­на про­бле­ма­ми, по­ро­ж­ден­ны­ми со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ци­ей. Важ­ное ме­сто сре­ди них за­ни­ма­ют эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы. Эксплуатируются не­дра, поч­ва, во­да, воз­дух, жи­вот­ный и рас­ти­тель­ный мир. Ок­ру­жаю­щая при­ро­да прак­ти­че­ски пол­но­стью во­вле­че­на в жиз­не­обес­пе­че­ние че­ло­ве­ка, ко­то­рый уже не удов­ле­тво­ря­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем ее да­ров, но не­пре­стан­но экс­плуа­ти­ру­ет це­лые эко­си­сте­мы. Эко­ло­ги­че­ский кри­зис вы­ну­ж­да­ет пе­ре­смот­реть на­ши от­но­ше­ния с ок­ру­жаю­щим ми­ром.

Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь не сто­ит в сто­ро­не от эко­ло­ги­че­ских про­блем, по­сколь­ку они ка­са­ют­ся не­по­сред­ст­вен­но и са­мым пря­мым об­ра­зом ее па­ст­вы. Во­ис­ти­ну апо­ка­лип­ти­че­ским ста­ло для Ук­раи­ны па­де­ние «звез­ды По­лынь». Чер­но­быль­ская тра­ге­дия 1986 г. — страш­ней­шая эко­ло­ги­че­ская ка­та­ст­ро­фа XX ве­ка.

«Кро­ме ужас­ных тех­но­ло­ги­че­ских и ме­ди­цин­ских по­след­ст­вий, она при­ве­ла к от­се­ле­нию бо­лее 500 тыс. че­ло­век, 2,5 млн. че­ло­век по-преж­не­му жи­вут на за­гряз­нен­ных тер­ри­то­ри­ях. Чер­но­быль­ский син­дром при­вел к рез­ко­му па­де­нию ро­ж­дае­мо­сти. С это­го вре­ме­ни со­кра­ще­ние на­се­ле­ния стра­ны и ста­ре­ние на­ции ста­ло од­ной из са­мых бо­лез­нен­ных со­ци­аль­ных про­блем.

Чер­но­быль — это не­за­жи­ваю­щая ра­на на­ше­го на­ро­да. Пра­во­слав­ная Цер­ковь с осо­бым чув­ст­вом от­вет­ст­вен­но­сти окорм­ля­ет чер­но­быль­цев. Пер­вый храм, ко­то­рый она по­строи­ла в Кие­ве по­сле 70 лет го­не­ний, — чер­но­быль­ский, в честь празд­ни­ка Вхо­да Гос­под­ня в Ие­ру­са­лим, по­сколь­ку в 1986 г. на­ка­ну­не это­го празд­ни­ка слу­чи­лась ава­рия на ЧАЭС. До сих пор в Чер­но­бы­ле дей­ст­ву­ет наш Свя­то-Иль­ин­ский пра­во­слав­ный при­ход, ко­то­рый окорм­ля­ет ра­бот­ни­ков стан­ции и жи­те­лей, от­ка­зав­ших­ся по­ки­нуть зо­ну обя­за­тель­но­го от­се­ле­ния, — в ос­нов­ном ста­ри­ков, ре­шив­ших уме­реть в без­люд­ных се­лах, у род­ных мо­гил» .

Воз­ле хра­ма Вхо­да Гос­под­ня в Ие­ру­са­лим, от­но­ся­ще­го­ся к дар­ниц­ко­му Свя­то-Ар­хан­ге­ло-Ми­хай­лов­ско­му ком­плек­су, воз­двиг­нут скорб­ный ме­мо­ри­ал — сим­во­ли­че­ская мо­ги­ла в па­мять о тех, кто в ро­ко­вые ча­сы и дни су­мел це­ной сво­ей жиз­ни пре­дот­вра­тить гло­баль­ную ка­та­ст­ро­фу.

Пре­зи­дент Сою­за «Чер­но­быль» Ук­раи­ны Ю. Ан­д­ре­ев вы­со­ко оце­ни­ва­ет по­мощь Церк­ви чер­но­быль­цам. «Очень важ­но, — го­во­рит он, — бы­ло уве­ко­ве­че­ние па­мя­ти по­гиб­ших. Строи­тель­ст­во пер­во­го пра­во­слав­но­го чер­но­быль­ско­го хра­ма на­ча­лось еще в со­вет­ское вре­мя, по­это­му об­щи­не бы­ло чрез­вы­чай­но труд­но. Что­бы вы­де­ли­ли зем­лю, по­на­до­би­лось да­же ходатай­ст­во Пред­стоя­те­ля Фин­лянд­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви (храм на­хо­дит­ся на тер­ри­то­рии быв­ше­го пар­ка со­вет­ско-фин­ской друж­бы). Про­тив строи­тель­ст­ва вы­сту­пал и то­гдаш­ний эк­зарх Фи­ла­рет, ко­то­рый го­во­рил: «Чер­но­быль — по­ли­ти­ка, по­это­му Чер­но­быль нам не ну­жен». Но ав­то­ри­тет его в Церк­ви был уже ну­ле­вой, он кое-как дер­жал­ся за власть и бо­ял­ся об­ру­ши­вать ка­кие-ли­бо ре­прес­сии про­тив на­шей об­щи­ны. Ос­вя­щен был храм уже но­вым Пред­стоя­те­лем УПЦ Бла­жен­ней­шим Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром. С это­го по­ступ­ка, со строи­тель­ст­ва хра­ма ря­до­вы­ми при­хо­жа­на­ми, на­ча­лось на­ше со­труд­ни­че­ст­во. Нам за­пре­ща­ли строи­тель­ст­во у хра­ма ме­мо­ри­аль­ной мо­ги­лы па­мя­ти ге­ро­ев Чер­но­бы­ля, но мы ее по­ста­ви­ли. На ме­мо­ри­аль­ной мо­ги­ле ус­та­нов­ле­ны пли­ты пер­вых за­хо­ро­не­ний чер­но­быль­цев с Ми­тин­ско­го клад­би­ща. Ко­гда его ре­кон­ст­руи­ро­ва­ли, ста­рые пли­ты мы за­бра­ли, при­вез­ли их из Мо­ск­вы для то­го, что­бы не бы­ла ут­ра­че­на связь с на­ши­ми брать­я­ми, жи­ву­щи­ми в СНГ. Мы соз­да­ли ме­мо­ри­аль­ную мо­ги­лу всем по­гиб­шим ге­ро­ям-чер­но­быль­цам, в том чис­ле тем, кто во­об­ще не за­хо­ро­нен, — это эки­паж вер­то­ле­та, раз­бив­ше­го­ся и сго­рев­ше­го у сар­ко­фа­га, и ли­к­ви­да­то­ры, те­ла ко­то­рых на­все­гда ос­та­лись в не­драх стан­ции» .

Еже­год­но 26 ап­ре­ля, в день оче­ред­ной го­дов­щи­ны тра­ге­дии, Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви не­из­мен­но от­да­ет дань па­мя­ти по­гиб­шим, по­се­щая ком­плекс, воз­ла­гая к ме­мо­риа­лу цве­ты и со­вер­шая за­упо­кой­ную мо­лит­ву. При чер­но­быль­ском хра­ме соз­да­ны 16 «Книг па­мя­ти», в ко­то­рые впи­са­ны име­на по­гиб­ших ли­к­ви­да­то­ров не толь­ко из Ук­раи­ны, но и из всех стран быв­ше­го СССР, во­ен­ных, по­жар­ных, мед­ра­бот­ни­ков, строи­те­лей — всех, чей са­мо­от­вер­жен­ный под­виг спас мил­лио­ны жиз­ней.

УПЦ ак­тив­но по­мо­га­ет тем, кто по­стра­дал от Чер­но­быль­ской ава­рии, со­труд­ни­чая с та­ки­ми ор­га­ни­за­ция­ми, как «Со­юз «Чер­но­быль», «Де­ти Чер­но­бы­ля», «Ин­ва­ли­ды Чер­но­бы­ля» и др.

Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир по­се­ща­ет ЧАЭС, об­ща­ет­ся с со­труд­ни­ка­ми стан­ции.

В но­яб­ре 2001 г. со­стоя­лась от­чет­но-вы­бор­ная кон­фе­рен­ция Сою­за «Чер­но­быль» Ук­раи­ны, по­свя­щен­ная 10-ле­тию этой круп­ней­шей об­ще­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ции, объ­е­ди­няю­щей бо­лее 400 тыс. ли­к­ви­да­то­ров и по­стра­дав­ших от ядер­ной ка­та­ст­ро­фы. На кон­фе­рен­ции при­сут­ст­во­ва­ли гла­ва МЧС В. Дур­ди­нец, мэр г. Кие­ва А. Омель­чен­ко, на­род­ные де­пу­та­ты Ук­раи­ны. С те­п­лы­ми сло­ва­ми при­вет­ст­вия к чер­но­быль­цам об­ра­тил­ся Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. Пе­ред на­ча­лом кон­фе­рен­ции бы­ло со­вер­ше­но за­упо­кой­ное бо­го­слу­же­ние в ме­мо­ри­аль­ном «чер­но­быль­ском» хра­ме Вхо­да Гос­под­ня в Ие­ру­са­лим.

В Кие­ве воз­ве­де­но еще од­но цер­ков­ное со­ору­же­ние в па­мять о жерт­вах Чер­но­быль­ской тра­ге­дии. В 16-ю го­дов­щи­ну ава­рии 22 ап­ре­ля 2002 г., в Дар­ни­це был ус­та­нов­лен крест на мес­те строи­тель­ст­ва хра­ма-ча­сов­ни во имя свя­ти­те­ля Фео­до­сия Чер­ни­гов­ско­го. Мо­лит­вен­ное об­ра­ще­ние к это­му угод­ни­ку Бо­жию лю­дей, по­ра­жен­ных тя­же­лы­ми не­ду­га­ми, свя­зан­ны­ми с по­след­ст­вия­ми ава­рии на ЧАЭС, не­од­но­крат­но при­но­си­ло ис­це­ле­ние. Есть сви­де­тель­ст­во о чуд­ном сно­ви­де­нии при­хо­жан­ки од­но­го из чер­ни­гов­ских хра­мов, уви­дев­шей в ночь на 26 ап­ре­ля 1986 г. свя­ти­те­ля Фео­до­сия с мо­лит­вен­но воз­де­ты­ми к Бо­гу ру­ка­ми. Свя­той мо­лил­ся о го­ро­де, к ко­то­ро­му дви­га­лись чер­ные ту­чи с за­па­да, и его пред­ста­тель­ст­во за­ста­ви­ло ту­чи обой­ти Чер­ни­гов сто­ро­ной. Дей­ст­ви­тель­но, ни од­но смер­то­нос­ное ра­диа­ци­он­ное об­ла­ко не по­шло то­гда на го­род свя­ти­те­ля Фео­до­сия, на­хо­див­ший­ся все­го в 50 км от ре­ак­то­ра. По­сле­дую­щие чу­де­са ис­це­ле­ний от лу­че­вой бо­лез­ни, ра­ка кро­ви и щи­то­вид­ной же­ле­зы, да­ро­ван­ные от мо­щей угод­ни­ка Бо­жия по усерд­ным мо­лит­вам к не­му, ут­вер­ди­ли в на­ро­де ве­ру в его не­бес­ное за­ступ­ни­че­ст­во. На ос­но­ва­нии мно­го­чис­лен­ных сви­де­тельств о та­ких ис­це­ле­ни­ях Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зна­ла свя­ти­те­ля осо­бым мо­лит­вен­ным хо­да­та­ем пе­ред Бо­гом за всех, по­стра­дав­ших от ра­диа­ци­он­ной ка­та­ст­ро­фы.

Храм во имя свя­ти­те­ля Фео­до­сия по­стро­ен и в Свя­то­шин­ском рай­оне Кие­ва. Не­по­сред­ст­вен­ное фи­нан­со­вое со­дей­ст­вие его со­ору­же­нию ока­зал наш Пред­стоя­тель, он же и ос­вя­тил но­вую, по­стро­ен­ную за 9 ме­ся­цев, цер­ковь. Ми­тро­по­лит Чер­ни­гов­ский и Не­жин­ский Ан­то­ний при­слал для Свя­то-Фео­до­си­ев­ско­го хра­ма древ­ний об­раз свя­ти­те­ля Фео­до­сия с час­ти­цей его че­ст­ных мо­щей.

Па­мят­ные зна­ки, на­по­ми­наю­щие лю­дям о Чер­но­быль­ской тра­ге­дии, ус­та­нов­ле­ны поч­ти во всех круп­ных го­ро­дах Ук­раи­ны. В Одес­се воз­двиг­ну­та ме­мо­ри­аль­ная ко­ло­коль­ня, ог­ла­шаю­щая в дни по­ми­но­ве­ний тра­ур­ным зво­ном го­род­ские ок­ре­ст­но­сти. Па­мят­ник по­гиб­шим со­труд­ни­кам ми­ли­ции — ли­к­ви­да­то­рам по­след­ст­вий ава­рии на ЧАЭС со­ору­жен в Лу­ган­ске. В де­каб­ре 2001 г., пре­бы­вая с ар­хи­пас­тыр­ским ви­зи­том в Лу­ган­ской епар­хии, Пред­стоя­тель УПЦ Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир воз­ло­жил к не­му ве­нок и со­вер­шил здесь за­упо­кой­ную ли­тию. По­доб­ный знак, по­свя­щен­ный ми­ли­цио­не­рам — со­труд­ни­кам об­ла­ст­но­го УВД, по­гиб­шим в борь­бе с чер­но­быль­ской сти­хи­ей, ус­та­нов­лен в Жи­то­ми­ре. Ос­вя­тил его епи­скоп Жи­то­мир­ский и Но­во­град-Во­лын­ский Гу­рий.

В эко­ло­ги­че­ских фо­ру­мах раз­но­го уров­ня, как пра­ви­ло, при­ни­ма­ют уча­стие свя­щен­но­слу­жи­те­ли. Да и са­ма Цер­ковь, ее епар­хии не­ред­ко яв­ля­ют­ся ини­циа­то­ра­ми про­ве­де­ния та­ких фо­ру­мов. В Хер­сон­ской епар­хии соз­да­но об­ще­ст­во пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи «Пра­во­сла­вие и эко­ло­гия», епар­хия про­во­дит боль­шую ра­бо­ту в этом на­прав­ле­нии. Это и мо­ло­деж­ный празд­ник «День мо­лит­вы о тво­ре­нии», и те­ма­ти­че­ские уро­ки в шко­лах «Дни тво­ре­ния», и эко­ло­ги­че­ские суб­бот­ни­ки, и кон­фе­рен­ции и т. д.

Опас­ность эко­ло­ги­че­ских и тех­но­ген­ных ава­рий та­ят в се­бе мно­гие со­вре­мен­ные про­из­вод­ст­ва. Осо­бен­но час­то ава­рии с че­ло­ве­че­ски­ми жерт­ва­ми про­ис­хо­дят на уголь­ных шах­тах. Цер­ковь, на­сколь­ко это воз­мож­но, по­мо­га­ет в ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий та­ких ава­рий, в том чис­ле и ма­те­ри­аль­но.

Так, по прось­бе Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра Пред­стоя­тель Эл­лад­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Ар­хи­епи­скоп Хри­сто­дул, при­быв­ший в Ук­раи­ну в ав­гу­сте 2001 г. на 950-лет­ний юби­лей Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, не толь­ко вы­ра­зил со­бо­лез­но­ва­ние на­ро­ду Ук­раи­ны в свя­зи с ги­бе­лью 19 ав­гу­ста 2001 г. гор­ня­ков шах­ты им. За­сядь­ко, но и пред­ло­жил кон­крет­ную по­мощь — оз­до­ров­ле­ние в Гре­ции де­тей из по­стра­дав­ших се­мей. В ию­ле 2002 г. про­изо­шел взрыв ме­та­на на шах­те «Юби­лей­ная» в г. Пер­шо­тра­вен­ске Днеп­ро­пет­ров­ской об­лас­ти. В мо­мент взры­ва в шах­те ра­бо­та­ли 400 че­ло­век. По­гиб­ло 6 шах­те­ров, мно­гие бы­ли гос­пи­та­ли­зи­ро­ва­ны с ожо­га­ми и увечь­я­ми. Свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми го­ро­да бы­ло со­вер­ше­но от­пе­ва­ние по­гиб­ших. Во Вве­ден­ском хра­ме про­шел мо­ле­бен о здра­вии гос­пи­та­ли­зи­ро­ван­ных гор­ня­ков, об ук­ре­п­ле­нии ду­шев­ных сил род­ст­вен­ни­ков по­гиб­ших и по­стра­дав­ших, ру­ко­во­ди­те­лей и пер­со­на­ла шах­ты в их ра­бо­те по ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий ка­та­ст­ро­фы, бы­ла ока­за­на по­силь­ная по­мощь по­стра­дав­шим.

12 ав­гу­ста 2002 г. ми­тро­по­лит Лу­ган­ский и Ста­ро­бель­ский Ио­ан­ни­кий ос­вя­тил од­ну из круп­ней­ших шахт ре­гио­на «Дол­жан­скую-ка­пи­таль­ную», рас­по­ло­жен­ную в Лу­ган­ской об­лас­ти. Пе­ред хра­мом-ча­сов­ней во имя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры, не­бес­ной по­кро­ви­тель­ни­цы шах­те­ров, Вла­ды­ка от­слу­жил па­ни­хи­ду по по­гиб­шим гор­ня­кам Лу­ган­ской об­лас­ти.

Дон­басс — пра­во­слав­ный ре­ги­он. Сей­час во мно­гих шах­тер­ских го­ро­дах по­все­ме­ст­но стро­ят­ся но­вые хра­мы. На въез­де в шах­тер­ский г. Ки­ровск ус­та­нов­лен по­клон­ный крест, часть средств на не­го со­бра­ли гор­ня­ки, часть — вы­де­лил го­род­ской бюд­жет. Ана­ло­гич­ный крест ус­та­нов­лен в Ал­чев­ске. В За­пад­ном Дон­бас­се при вве­де­нии в экс­плуа­та­цию но­вой ла­вы на шах­те им. Ге­ро­ев Кос­мо­са ра­бо­чая ко­мис­сия объ­е­ди­не­ния «Пав­ло­град­уголь» при­гла­си­ла свя­щен­но­слу­жи­те­лей для со­вер­ше­ния мо­леб­на «пе­ред на­ча­лом вся­ко­го доб­ро­го де­ла». Ос­вя­тил ла­ву спус­тив­ший­ся в за­бой вме­сте с шах­те­ра­ми на­стоя­тель строя­ще­го­ся хра­ма в честь По­хва­лы Бо­жи­ей Ма­те­ри про­тои­е­рей Алек­сандр Ла­то­хин. В не­драх зем­ли, при све­те шах­тер­ских фо­на­ри­ков ба­тюш­ка воз­но­сил Бо­гу мо­лит­вы о здра­вии и бла­го­по­лу­чии всех тру­дя­щих­ся «в шах­те сей».

Эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы име­ют по су­ти ан­тро­по­ло­ги­че­ский ха­рак­тер, по­сколь­ку по­ро­ж­де­ны че­ло­ве­ком, а не при­ро­дой. По­это­му от­ве­ты на мно­го­чис­лен­ные во­про­сы, вы­зван­ные кри­зи­сом ок­ру­жаю­щей сре­ды, со­дер­жат­ся в че­ло­ве­че­ской ду­ше, а не в сфе­рах эко­но­ми­ки, био­ло­гии, тех­но­ло­гии или по­ли­ти­ки. При­ро­да дей­ст­ви­тель­но пре­об­ра­жа­ет­ся или по­ги­ба­ет не са­ма по се­бе, а под воз­дей­ст­ви­ем че­ло­ве­ка. Ее ду­хов­ное со­стоя­ние име­ет ре­шаю­щее зна­че­ние, ибо от­ра­жа­ет­ся на ок­ру­жаю­щей сре­де как при внеш­нем воздей­ст­вии на не­е, так и при от­сут­ст­вии та­ко­го воздей­ст­вия.

Ан­тро­по­ген­ная причина эко­ло­ги­че­ских про­блем говорит о том, что мы из­ме­ня­ем ок­ру­жаю­щий мир в со­от­вет­ст­вии со сво­им внут­рен­ним ми­ром, а по­это­му пре­ображе­ние при­ро­ды долж­но на­чи­нать­ся с пре­об­ра­же­ния ду­ши. По мне­нию пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, че­ло­век смо­жет всю зем­лю сделать раем толь­ко то­гда, ко­гда он бу­дет иметь рай в се­бе самом.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru