Боль­нич­ные хра­мы

Тра­ди­ция уст­рой­ст­ва боль­нич­ных хра­мов име­ет глу­бо­кие ис­то­ри­че­ские кор­ни. До ре­во­лю­ции ед­ва ли не в ка­ж­дой боль­ни­це име­лась до­мо­вая цер­ковь. Сей­час про­ис­хо­дит воз­ро­ж­де­ние пра­во­слав­ных тра­ди­ций. Так, в Кие­ве поч­ти в ка­ж­дом ле­чеб­ном уч­ре­ж­де­нии ор­га­ни­зо­ва­н при­ход или цер­ков­ная об­щи­на. На се­го­дняш­ний день функ­цио­ни­ру­ют бо­лее 35 боль­нич­ных хра­мов и мо­лит­вен­ных по­ме­ще­ний.

Под па­тро­на­том Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра на­хо­дит­ся не­сколь­ко ки­ев­ских боль­ниц. При Цен­траль­ной го­род­ской кли­ни­че­ской боль­ни­це по его бла­го­сло­ве­нию вос­ста­нов­ле­на цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ми­хаи­ла, пер­во­го ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го. Пре­крас­ный храм соз­дан в 9-й кли­ни­че­ской боль­ни­це. 23 ян­ва­ря 2002 г. Бла­жен­ней­ший ос­вя­тил его во имя ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Пан­та­нас­са» («Все­ца­ри­ца») — афон­ско­го об­раза, про­сла­вив­ше­го­ся ис­це­ле­ния­ми он­ко­ло­ги­че­ских боль­ных. По­стро­ен храм в честь По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри в Го­род­ской боль­ни­це №1, на тер­ри­то­рии ко­то­рой на­хо­дят­ся кор­пу­са по­ли­кли­ник для де­тей и взрос­лых, род­дом, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный кор­пус, но­вый боль­нич­ный кор­пус и мед­учи­ли­ще. При об­ла­ст­ной боль­ни­це на Лукь­я­нов­ке дей­ст­ву­ет при­ход­ская об­щи­на во имя свя­тых му­че­ниц Ве­ры, На­де­ж­ды, Лю­бо­ви и ма­те­ри их Со­фии. На тер­ри­то­рии Го­род­ской боль­ни­цы №2 стро­ит­ся храм во имя пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. При Ки­ев­ском ок­руж­ном во­ен­ном гос­пи­та­ле дей­ст­ву­ет Свя­то-По­кров­ская цер­ковь. На­стоя­те­лем ее яв­ля­ет­ся про­тои­е­рей Олег Скнарь, ко­то­рый про­во­дит ак­тив­ную пас­тыр­скую ра­бо­ту с пер­со­на­лом и па­ци­ен­та­ми это­го во­ен­но-ме­ди­цин­ско­го уч­ре­ж­де­ния.

В дет­ском от­де­ле­нии Ки­ев­ско­го го­род­ско­го он­ко­ло­ги­че­ско­го устроен на­хо­дит­ся храм во имя свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры, при ко­то­ром дей­ст­ву­ет пра­во­слав­ный хос­пис, вы­пол­няю­щий тя­же­лую мис­сию ока­за­ния по­мо­щи без­на­деж­но боль­ным де­тям. Пра­во­слав­ный хос­пис функ­цио­ни­ру­ет ис­клю­чи­тель­но на не­при­быль­ной ос­но­ве, по­лу­чая сред­ст­ва че­рез доб­ро­воль­ные по­жерт­во­ва­ния ча­ст­ных, го­су­дар­ст­вен­ных и ком­мер­че­ских уч­ре­ж­де­ний, фон­дов, бла­го­тво­ри­те­лей и т. д.

Ре­гио­ны так­же не от­ста­ют от сто­ли­цы. По бла­го­сло­ве­нию пра­вя­ще­го ар­хие­рея в Одес­ском во­ен­ном гос­пи­та­ле воз­ро­ж­ден ра­нее су­ще­ст­во­вав­ший здесь храм свя­то­го Алек­сан­д­ра Нев­ско­го, обез­глав­лен­ный при со­вет­ской вла­сти и пре­вра­щен­ный в боль­нич­ный клуб. Те­перь по­ме­ще­ние пре­об­ра­зи­лось: вновь вы­рос­ли увен­чан­ные кре­ста­ми ку­по­ла, ин­терь­ер ук­ра­сил­ся фре­ска­ми.

На тер­ри­то­рии До­нец­ко­го ин­сти­ту­та не­от­лож­ной и вос­ста­но­ви­тель­ной хи­рур­гии ос­вя­щен боль­шой хра­мо­вый ком­плекс во имя свя­то­го Алек­сан­д­ра Нев­ско­го, за­ни­маю­щий пло­щадь в 2,5 тыс. кв. м и вклю­чаю­щий в се­бя зда­ние со­бо­ра, до­ма при­чта, ко­ло­коль­ню, две ча­сов­ни и т. д. В Днеп­ро­пет­ров­ске во­зоб­но­ви­лись бо­го­слу­же­ния в быв­шем хра­ме об­ла­ст­но­го пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ско­го дис­пан­се­ра. В Жи­то­мир­ском во­ен­ном гос­пи­та­ле ос­вя­щен до­мо­вый храм во имя пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. В Жи­то­мир­ской епар­хии дей­ст­ву­ет еще не­сколь­ко боль­нич­ных церк­вей.

В Пол­тав­ской епар­хии пла­ни­ру­ет­ся вос­ста­нов­ле­ние хра­мов в об­ла­ст­ной боль­ни­це г. Пол­та­вы и го­род­ской боль­ни­це г. Кре­мен­чу­га.

В Ров­но в 2002 г. при об­ла­ст­ной боль­ни­це от­крыт храм во имя По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Это уже вто­рая боль­нич­ная цер­ковь в го­ро­де.

В Кри­вом Ро­ге на­ча­ла дей­ст­во­вать об­щи­на свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­леи­мо­на при го­род­ской боль­ни­це № 2.

В Хер­сон­ской епар­хии прак­ти­че­ски при ка­ж­дой круп­ной го­род­ской или об­ла­ст­ной боль­ни­це соз­да­ны об­щи­ны и от­кры­ты хра­мы. Это — об­ла­ст­ная боль­ни­ца, дет­ский об­ла­ст­ной дис­пан­сер, кар­дио­ло­ги­че­ский дис­пан­сер, ве­дом­ст­вен­ные ле­чеб­ные уч­ре­ж­де­ния, го­род­ской хос­пис и т. д.

Ме­ди­цин­ская об­ще­ст­вен­ность Ук­раи­ны с ог­ром­ным ува­же­ни­ем вос­при­ни­ма­ет бла­гие на­чи­на­ния Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в деле ле­чеб­но-оз­до­ро­ви­тель­ной по­мо­щи лю­дям. По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Вла­ды­ки соз­да­ны Со­ци­аль­но-ме­ди­цин­ская служ­ба Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви во имя свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры, Со­юз пра­во­слав­ных ме­ди­ков Ук­раи­ны. С Цер­ко­вью охот­но со­труд­ни­ча­ют на­уч­но-ме­ди­цин­ские кру­ги. Сви­де­тель­ст­вом тес­но­го взаи­мо­дей­ст­вия Церк­ви и ме­ди­ци­ны ста­ло про­ве­де­ние по бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра Пра­во­слав­ных ме­ди­цин­ских чте­ний «Свя­ти­тель Лу­ка (про­фес­сор Вой­но-Ясе­нец­кий) — це­ли­тель ду­ши и те­ла». Чте­ния со­стоя­лись 21 де­каб­ря 2001 г. в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре и бы­ли по­свя­ще­ны 40-ле­тию со дня бла­жен­ной кон­чи­ны свя­ти­те­ля. Ор­га­ни­за­то­ра­ми кон­фе­рен­ции вы­сту­пи­ли об­ще­ст­вен­ное объ­е­ди­не­ние «Мир пра­во­слав­ных» и «Крым­ское зем­ля­че­ст­во в Кие­ве» при все­сто­рон­нем со­дей­ст­вии Ми­ни­стер­ст­ва здра­во­охра­не­ния Ук­раи­ны и ко­ми­те­та Вер­хов­ной Ра­ды по во­про­сам ох­ра­ны здо­ро­вья, ма­те­рин­ст­ва и дет­ст­ва. С ин­те­рес­ны­ми док­ла­да­ми вы­сту­пи­ли пред­се­да­тель Си­но­даль­ной бо­го­слов­ской ко­мис­сии УПЦ ар­хи­епи­скоп Львов­ский и Га­лиц­кий Ав­гу­стин, ми­тро­по­лит Крым­ский и Сим­фе­ро­поль­ский Ла­зарь, на­чаль­ник глав­но­го управ­ле­ния об­ра­зо­ва­ния и нау­ки Ми­ни­стер­ст­ва здра­во­охра­не­ния Ук­раи­ны про­фес­сор Ю. В. Во­ро­нен­ко, ди­рек­тор му­зея ис­то­рии На­цио­наль­но­го ме­ди­цин­ско­го уни­вер­си­те­та им. А. А. Бо­го­моль­ца док­тор ме­ди­цин­ских на­ук Г. Е. Аро­нов и др. На кон­фе­рен­ции при­сут­ст­во­ва­ла внуч­ка свя­ти­те­ля Лу­ки, про­фес­сор, док­тор ме­ди­цин­ских на­ук, глав­врач Одес­ско­го об­ла­ст­но­го па­то­ло­го­ана­то­ми­че­ско­го цен­тра Оль­га Ва­лен­ти­нов­на Вой­но-Ясе­нец­кая. Со­дер­жа­тель­но и бо­го­слов­ски ар­гу­мен­ти­ро­ва­но вы­сту­пил из­вест­ный ки­ев­ский свя­щен­ник Ми­ха­ил Су­хо­вий — про­фес­сор На­цио­наль­но­го ме­ди­цин­ско­го уни­вер­си­те­та, док­тор ме­ди­цин­ских на­ук, опыт­ней­ший врач-прак­тик.

В ию­не 2002 г. в Свя­то-Ус­пен­ском Зим­нен­ском став­ро­пи­ги­аль­ном жен­ском мо­на­сты­ре, по бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, со­стоя­лась на­уч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция вра­чей-оф­таль­мо­ло­гов за­пад­но­го ре­гио­на Ук­раи­ны. На ней об­су­ж­да­лись про­бле­мы ди­аг­но­сти­ки, кон­сер­ва­тив­но­го и хи­рур­ги­че­ско­го ле­че­ния дет­ско­го ко­со­гла­зия, а так­же при­ме­не­ния но­вых тех­но­ло­гий фа­ко­эмуль­си­фи­ка­ции вро­ж­ден­ной ка­та­рак­ты у де­тей, про­фи­лак­ти­ки сле­по­ты у де­тей, ро­ж­ден­ных от ВИЧ-ин­фи­ци­ро­ван­ных и боль­ных СПИДом ро­ди­те­лей и др. Ор­га­ни­за­то­ром кон­фе­рен­ции вы­сту­пи­ла Ас­со­циа­ция дет­ских оф­таль­мо­ло­гов Ук­раи­ны, воз­глав­ляе­мая глав­ным дет­ским оф­таль­мо­ло­гом Ук­раи­ны С.А. Ры­ко­вым. Ас­со­циа­ция взя­ла под свою опе­ку де­тей, стра­даю­щих за­бо­ле­ва­ния­ми глаз. Для это­го в Свя­то-Ус­пен­ской Зим­нен­ской оби­те­ли от­крыл­ся бла­го­тво­ри­тель­ный ка­би­нет ох­ра­ны зре­ния де­тей, где тру­дят­ся ве­ду­щие вра­чи Ас­со­циа­ции дет­ских оф­таль­мо­ло­гов Ук­раи­ны. На се­го­дняш­ний день че­рез оф­таль­мо­ло­ги­че­ский ка­би­нет про­шли и по­лу­чи­ли ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную по­мощь и об­сле­до­ва­ние не­сколь­ко ты­сяч де­тей и взрос­лых не толь­ко Вла­ди­ми­ра-Во­лын­ско­го, но и Львов­ской, Во­лын­ской, Тер­но­поль­ской и дру­гих об­лас­тей.

Цер­ковь не мо­жет обой­ти вни­ма­ни­ем од­ну из са­мых ост­рых про­блем на­ше­го го­су­дар­ст­ва — СПИД. Си­но­даль­ным от­де­лом бла­го­тво­ри­тель­но­сти и со­ци­аль­но­го слу­же­ния при Свя­щен­ном Си­но­де УПЦ на­ла­же­ны кон­так­ты с пред­ста­ви­тель­ст­вом ООН в Ук­раи­не (ЮНЕЙДС) и дру­ги­ми не­го­су­дар­ст­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми, спе­циа­ли­зи­рую­щи­ми­ся на про­бле­мах ВИЧ/СПИДа.

Со­вме­ст­но с От­де­лом внеш­них Цер­ков­ных свя­зей Мо­с­ков­ской Пат­ри­ар­хии Бе­ло­рус­ский эк­зар­хат соз­дал цер­ков­ную ан­ти­СПИД-сеть, мис­сия ко­то­рой за­клю­ча­ет­ся в со­дей­ст­вии раз­ви­тию цер­ков­ной дея­тель­но­сти в об­лас­ти про­фи­лак­ти­ки и борь­бы с рас­про­стра­не­ни­ем эпи­де­мии ВИЧ/СПИДа. Ак­тив­но ра­бо­та­ют ан­ти­СПИД-про­ек­ты в Кие­ве и Ни­ко­лае­ве, про­ис­хо­дит об­мен опы­том, по­вы­ша­ет­ся ква­ли­фи­ка­ция цер­ков­ных ра­бот­ни­ков, ко­то­рые не­сут по­слу­ша­ние на этом поприще. Во всех упо­мя­ну­тых вы­ше про­ек­тах ак­тив­но уча­ст­ву­ют во­лон­те­ры — мо­ло­дые лю­ди, сту­ден­ты ду­хов­ных учи­лищ, се­ми­на­рий, ака­де­мий.

В мае 2004 г. в ка­нун «Все­мир­но­го дня па­мя­ти умер­ших от СПИДа» (третье вос­кре­се­нье мая) на тер­ри­то­рии го­род­ско­го Цен­тра про­фи­лак­ти­ки и борь­бы со СПИДом и оп­пор­ту­ни­сти­че­ски­ми ин­фек­ция­ми в Свя­то­ши­не Пред­стоя­тель УПЦ Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир ос­вя­тил ме­сто под строительство хра­ма во имя Со­ро­ка Се­ва­стий­ский му­че­ни­ков. Это пер­вый в Ук­раи­не храм, в ко­то­ром особое внимание будет уделено ду­хов­но­му окорм­ле­нию боль­ным СПИДом и ВИЧ-ин­фе­ци­ро­ван­ным. За че­ты­ре го­да су­ще­ст­во­ва­ния об­щи­ны во вре­мен­ном по­ме­ще­нии, ис­поль­зуе­мом под храм, как боль­ные, так и вра­чи убе­ди­лись в не­об­хо­ди­мо­сти строи­тель­ст­ва ти­по­во­го хра­ма. В 2001 г. при об­щи­не бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но пра­во­слав­ное се­ст­ри­че­ст­во во имя ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Не­упи­вае­мая Ча­ша» (Свя­то­шин­ская). На се­го­дняш­ний день си­ла­ми при­хо­да и се­ст­ри­че­ст­ва при под­держ­ке Си­но­даль­но­го от­де­ла бла­го­тво­ри­тель­но­сти и со­ци­аль­но­го слу­же­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся реа­ли­за­ция про­грам­мы «Пси­хо­ло­го-ду­хов­но-со­ци­аль­но­го со­про­во­ж­де­ния нар­ко­за­ви­си­мых и ВИЧ-ин­фе­ци­ро­ван­ных».

«За­бо­та о че­ло­ве­че­ском здо­ро­вье, как о ду­хов­ном, так и о те­лес­ном, бы­ла и ос­та­ет­ся ис­кон­ной, за­ве­щан­ной Са­мим Бо­гом, за­да­чей Церк­ви, — го­во­рит Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. — С пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния, ис­хо­дя из ве­ры в бес­смер­тие че­ло­ве­че­ской ду­ши, Цер­ковь пре­ж­де все­го за­бо­тит­ся о ду­хов­ном здо­ро­вье че­ло­ве­ка, ведь имен­но ду­шу ожи­да­ет жизнь веч­ная. Од­на­ко и под­дер­жа­ние фи­зи­че­ско­го здо­ро­вья, без­ус­лов­но, не­об­хо­ди­мо и обя­за­тель­но для ка­ж­до­го хри­стиа­ни­на, по­сколь­ку здо­ро­вье — это дар Бо­жий, пре­неб­ре­же­ние ко­то­рым яв­ля­ет­ся гре­хом пе­ред Твор­цом».

 

Церковные Таинства

— Существует благочестивая православная традиция называть младенцев христианскими именами. То есть именами святых Православной Церкви.

Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru