Со­ци­аль­ная ра­бо­та с мо­ло­де­жью

Ду­хов­но-со­ци­аль­ные про­бле­мы об­ще­ст­ва осо­бен­но ощу­ти­мо ска­зы­ва­ют­ся на мо­ло­де­жи — са­мом труд­ном, по­жа­луй, его зве­не. Пред­стоя­тель на­шей Церк­ви поч­ти в ка­ж­дом сво­ем вы­сту­п­ле­нии де­ла­ет ак­цент на ра­бо­ту с мо­ло­де­жью, пре­одо­ле­ние оши­бок, за­блу­ж­де­ний и по­ро­ков со­вре­мен­ной мо­ло­деж­ной сре­ды.

Они об­ще­из­ве­ст­ны: это ку­ре­ние, ал­ко­го­лизм, нар­ко­ма­ния, ув­ле­че­ние низ­ко­проб­ной мас­со­вой куль­ту­рой, без­нрав­ст­вен­ность, про­сти­ту­ция, ко­то­рые умень­ша­ют уро­вень лич­ной от­вет­ст­вен­но­сти за судь­бу стра­ны, ни­ве­ли­ру­ют по­ня­тия пат­рио­тиз­ма и на­цио­наль­но­го соз­на­ния. При­чи­ной этих яв­ле­ний яв­ля­ет­ся от­сут­ст­вие мо­раль­ных ори­ен­ти­ров, ду­хов­ная пус­то­та, об­ра­зо­вав­шая­ся в ре­зуль­та­те мно­го­лет­него атеи­сти­че­ского воспитания. Се­го­дня мы долж­ны от­кро­вен­но го­во­рить о при­чи­нах та­ко­го со­стоя­ния мо­ло­деж­ной сре­ды.

Сре­ди до­ку­мен­тов, при­ня­тых Свя­щен­ным Си­но­дом УПЦ под пред­се­да­тель­ст­вом Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, ка­саю­щих­ся за­бо­ты о но­вом по­ко­ле­нии на­ших со­оте­че­ст­вен­ни­ков, особой чет­ко­стью под­ня­той про­бле­ма­ти­ки и по­став­лен­ных за­дач от­ли­ча­ет­ся сле­дую­щий:

«Де­сять лет на­зад Ук­раи­на из­бра­ла не­за­ви­си­мый путь сво­его бы­тия и раз­ви­тия. Цер­ковь, ко­то­рая яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью об­ще­ст­ва, вме­сте со все­ми свои­ми ча­да­ми раз­ви­ва­ет го­су­дар­ст­во и же­ла­ет, что­бы оно бы­ло ци­ви­ли­зо­ван­ным, пра­во­вым, бо­га­тым и ду­хов­но здо­ро­вым. Важ­ную роль в ста­нов­ле­нии ук­ра­ин­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти иг­ра­ет и долж­на иг­рать мо­ло­дежь — ее бу­ду­щее. Сре­ди дру­гих сво­их мис­сий и обя­зан­но­стей од­ной из наи­бо­лее важ­ных для Церк­ви яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мость за­бо­ты о ду­хов­но-нрав­ст­вен­ном со­стоя­нии мо­ло­дых лю­дей. Се­го­дня мы с ра­до­стью мо­жем кон­ста­ти­ро­вать тот факт, что за по­след­нее де­ся­ти­ле­тие па­ст­ва на­шей Церк­ви зна­чи­тель­но по­мо­ло­де­ла. Мно­гие юно­ши и де­вуш­ки на­шли путь к Бо­гу и к Хра­му, ак­тив­но тру­дят­ся на ни­ве воз­ро­ж­де­ния Церк­ви и Го­су­дар­ст­ва. Они по­лу­ча­ют бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние, со­вер­ша­ют де­ла бла­го­тво­ри­тель­но­сти, реа­ли­зу­ют цер­ков­но-об­ще­ст­вен­ные про­ек­ты и ини­циа­ти­вы.

Од­на­ко с со­жа­ле­ни­ем вы­ну­ж­де­ны кон­ста­ти­ро­вать тот факт, что в со­вре­мен­ной мо­ло­деж­ной сре­де су­ще­ст­ву­ют серь­ез­ные про­бле­мы, о ко­то­рых Цер­ковь не мо­жет мол­чать, ибо от эф­фек­тив­но­го их ре­ше­ния за­ви­сит на­ше бу­ду­щее, здо­ро­вье на­шей на­ции.

Зная об осо­бом влия­нии средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции на фор­ми­ро­ва­ние ми­ро­воз­зре­ния, сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в сво­ем по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве они яв­ля­ют­ся, к со­жа­ле­нию, но­си­те­ля­ми псев­до­куль­ту­ры, ко­то­рая не свой­ст­вен­на мен­та­ли­те­ту на­ше­го на­ро­да. Рек­ла­ма жес­то­ко­сти, на­си­лия и раз­вра­та еще бо­лее ос­лож­ня­ет это тя­же­лое по­ло­же­ние. Час­то мо­ло­дые лю­ди в по­ис­ках ду­хов­но-нрав­ст­вен­ных ори­ен­ти­ров ста­но­вят­ся жерт­ва­ми дея­тель­но­сти де­ст­рук­тив­ных, то­та­ли­тар­ных, а ино­гда и от­кро­вен­но са­та­нин­ских сект, ко­то­рые на­шли при­ста­ни­ще в на­шей стра­не. Все это де­фор­ми­ру­ет лич­но­сть мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, по­знаю­ще­го мир, те по­зи­тив­ные внут­рен­ние его ка­че­ст­ва, ко­то­рые за­ло­же­ны Бо­гом. Та­кое ис­ка­же­ние на­зна­че­ния че­ло­ве­ка в этом ми­ре ста­но­вит­ся при­чи­ной ужас­но­го яв­ле­ния — рас­ту­ще­го ко­ли­че­ст­ва самоубийств сре­ди под­ро­ст­ков и юно­ше­ст­ва, при­чи­ной ко­то­рых не­ред­ко ста­но­вят­ся и не­раз­ре­шен­ные со­ци­аль­ные про­бле­мы.

Цер­ковь се­го­дня тре­во­жит и судь­ба де­тей, ко­то­рые в на­стоя­щее вре­мя ока­за­лись на ули­цах и не име­ют ни ро­ди­тель­ской, ни го­су­дар­ст­вен­ной опе­ки. Та­кое яв­ле­ние не мо­жет быть нор­мой для со­вре­мен­но­го ци­ви­ли­зо­ван­но­го об­ще­ст­ва. Мы счи­та­ем, что не­об­хо­ди­мо все­ми дос­туп­ны­ми сред­ст­ва­ми сти­му­ли­ро­вать соз­да­ние го­су­дар­ст­вен­но-об­ще­ст­вен­ных и об­ще­ст­вен­но-цер­ков­ных бла­го­тво­ри­тель­ных ор­га­ни­за­ций, ко­то­рые за­ни­ма­лись бы про­фи­лак­ти­кой и ле­че­ни­ем этой опас­ной и про­грес­си­рую­щей социальной бо­лез­ни.

Дру­гая про­бле­ма — за­ня­тость мо­ло­де­жи. Счи­та­ем не­об­хо­ди­мым при­ня­тие за­ко­на о га­ран­ти­ро­ван­ном пра­ве на пер­вое ра­бо­чее ме­сто для мо­ло­до­го че­ло­ве­ка. По на­ше­му мне­нию, го­су­дар­ст­во долж­но тща­тель­но сле­дить за вы­пол­не­ни­ем сво­их обя­за­тельств пе­ред об­ще­ст­вом и обес­пе­чи­вать пра­во молодых людей на бес­плат­ное вы­со­ко­про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние.

Не­од­но­крат­но от­ме­ча­лось, что пер­во­оче­ред­ную роль в обеспечения ста­биль­но­сти и раз­ви­тия об­ще­ст­ва иг­ра­ет се­мья. Кри­зис­ные яв­ле­ния не обош­ли и эту ос­но­во­по­ла­гаю­щий об­ще­ст­венный ин­сти­ту­т. Се­мья — это не толь­ко ос­но­ва су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­че­ства, но и фун­да­мент лю­бо­го со­об­ще­ст­ва. Обес­пе­че­ние бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий для соз­да­ния мо­ло­ды­ми людь­ми пол­но­цен­ной се­мьи – важ­ней­шая за­да­ча со­вре­мен­но­сти. Воз­ро­ж­де­ние се­мьи на хри­сти­ан­ской ос­но­ве обес­пе­чит по­сте­пен­ное це­ле­на­прав­лен­ное со­зи­да­ние гар­мо­нич­но­го об­ще­ст­ва.

Не­со­вер­шен­ное по­ло­же­ние ве­щей в сфе­ре мо­ло­деж­ной по­ли­ти­ки вы­зы­ва­ет обес­по­ко­ен­ность Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Мы об­ра­ща­ем­ся к Пре­зи­ден­ту, Пра­ви­тель­ст­ву и Вер­хов­ной Ра­де с прось­бой при­нять не­об­хо­ди­мые ме­ры для со­хра­не­ния ду­хов­но­го и фи­зи­че­ско­го здо­ро­вья на­шей мо­ло­де­жи. Ведь от то­го, ка­кой фун­да­мент бу­дет за­ло­жен на­ми се­го­дня, бу­дет за­ви­сеть проч­ность то­го со­ору­же­ния, ко­то­рое мы все вме­сте стро­им. По­это­му пусть наш об­щий дом не бу­дет по­стро­ен на пес­ке. Мы осоз­на­ем от­вет­ст­вен­ность, ко­то­рую воз­ла­га­ет Гос­подь на Цер­ковь и го­су­дар­ст­во. При­зы­ва­ем всех, кто не­без­раз­ли­чен к бу­ду­ще­му Ук­раи­ны, объ­е­ди­нить уси­лия в ре­ше­нии про­блем, стоя­щих пе­ред на­ми, по­то­му что толь­ко пре­одо­лев их, мы смо­жем ус­пеш­но, с Бо­жи­ей по­мо­щью, со­зи­дать на­ше го­су­дар­ст­во».

Для прак­ти­че­ско­го во­пло­ще­ния бла­гих на­ме­ре­ний Церк­ви в во­про­се ра­бо­ты с мо­ло­де­жью в 1997 г. по бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра был уч­ре­ж­ден Со­юз пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи Ук­раи­ны, при­ня­та Кон­цеп­ция пра­во­слав­но­го мо­ло­деж­но­го слу­же­ния.

23 ап­ре­ля 2002 г. при Свя­щен­ном Си­но­де УПЦ был соз­дан От­дел по де­лам мо­ло­де­жи, воз­глав­ляе­мый ны­не епи­ско­пом Жи­то­мир­ским и Но­во­град-Во­лын­ским Гу­ри­ем. За­да­ча От­де­ла — ко­ор­ди­на­ция со­вме­ст­ных уси­лий по вы­ра­бот­ке и осу­ще­ст­в­ле­нию про­грамм цер­ков­ной ра­бо­ты с мо­ло­де­жью, а так­же раз­ви­тие мис­сио­нер­ской и ду­хов­но-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти в мо­ло­деж­ной сре­де. Ус­тав От­де­ла был ут­вер­жден Свя­щен­ным Си­но­дом 27 де­каб­ря 2002 г.

Со­юз пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи Ук­раи­ны на­ла­дил ши­ро­кие кон­так­ты с ана­ло­гич­ны­ми за­ру­беж­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми. Так, вес­ной 2000 г. он при­нял уча­стие в ме­ж­ду­на­род­ной встре­че де­ле­га­ций пра­во­слав­ных братств раз­ных стран, про­хо­див­шей под эги­дой Все­мир­но­го пра­во­слав­но­го мо­ло­деж­но­го брат­ст­ва «Син­дес­мос» в Же­не­ве. Эта встре­ча по­ло­жи­ла на­ча­ло ак­тив­но­му со­труд­ни­че­ст­ву ме­ж­ду мо­ло­деж­ны­ми пра­во­слав­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми ми­ра, по­слу­жи­ла толч­ком к соз­да­нию в Ук­раи­не Пра­во­слав­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го мо­ло­деж­но­го цен­тра.

6–7 де­каб­ря 2001 г. В Кие­ве по бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра со­сто­ял­ся Все­ук­ра­ин­ский съезд пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи. Фо­рум со­брал око­ло 400 де­ле­га­тов из всех епар­хий УПЦ. Со сло­ва­ми при­вет­ст­вия к уча­ст­ни­кам съез­да об­ра­тил­ся Пред­стоя­тель на­шей Церк­ви. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир ска­зал: «Се­го­дня пе­ред Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, пе­ред пра­во­слав­ной мо­ло­де­жью сто­ит ве­ли­кая за­да­ча — за­да­ча ра­бо­ты с мо­ло­де­жью Ук­раи­ны. Это по­ле ог­ром­но, этот труд не­об­хо­дим. И он по­ка не на том уров­не, ко­то­рый от­ве­чал бы ну­ж­дам со­вре­мен­ной жиз­ни. За дол­гие го­ды ду­хов­но­го го­не­ния на на­шу Цер­ковь мы за­бы­ли о слу­же­нии в этой об­лас­ти, за­бы­ли мно­гое из то­го, что яв­ля­ет­ся ес­те­ст­вен­ным и та­ким не­об­хо­ди­мым для Церк­ви. От­вет­ст­вен­ность за бу­ду­щее ле­жит на мо­ло­дом по­ко­ле­нии на­шей Церк­ви и на­ше­го го­су­дар­ст­ва. Се­го­дня пе­ред ие­рар­хи­ей, ду­хо­вен­ст­вом, пра­во­слав­ной мо­ло­де­жью сто­ит за­да­ча до­не­сти уче­ние Хри­ста до все­го на­ро­да, и в пер­вую оче­редь — до тех мо­ло­дых, ко­то­рые не зна­ют Бо­га, не зна­ют до­ро­ги, ко­то­рая ве­дет в Храм, той мо­ло­де­жи, ко­то­рая стра­да­ет се­го­дня от ал­ко­го­лиз­ма, нар­ко­ма­нии, СПИДа, ду­хов­но ка­ле­чит се­бя в раз­вра­те и без­от­вет­ст­вен­но­сти. Эти мо­ло­дые лю­ди — зве­но, ожи­даю­щее ва­ше­го жерт­вен­но­го слу­же­ния».

На от­кры­тии фо­ру­ма при­сут­ст­во­ва­ли и вы­сту­па­ли ие­рар­хи Церк­ви. На пле­нар­ных за­се­да­ни­ях про­хо­ди­ли со­дер­жа­тель­ные дис­кус­сии по наи­бо­лее зло­бо­днев­ным про­бле­мам мо­ло­де­жи в со­вре­мен­ном ми­ре. Ду­хов­ни­ком Сою­за пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи был из­бран епи­скоп Жи­то­мир­ский и Но­во­град-Во­лын­ский Гу­рий. Съезд при­нял ряд важ­ных ито­го­вых до­ку­мен­тов, ут­вер­дил «Кон­цеп­цию мо­ло­деж­но­го слу­же­ния Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви», уч­ре­дил струк­ту­ры ук­ра­ин­ско­го мо­ло­деж­но­го дви­же­ния, сре­ди ко­то­рых — от­де­лы по взаи­мо­дей­ст­вию с епар­хи­аль­ны­ми мо­ло­деж­ны­ми цен­тра­ми, дет­ски­ми и мо­ло­деж­ны­ми объ­е­ди­не­ния­ми, ин­фор­ма­ци­он­но-из­да­тель­ский от­дел, мо­ло­деж­ный центр и т. д.

Прие­хав­шие из раз­ных ре­гио­нов, уча­ст­ни­ки фо­ру­ма не толь­ко об­су­ж­да­ли про­бле­мы, но и де­ли­лись сво­им опы­том ра­бо­ты в этом на­прав­ле­нии.

Есть че­му по­учить­ся у пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи Кры­ма. В фев­ра­ле 2001 г. по бла­го­сло­ве­нию Пред­стоя­те­ля УПЦ здесь был про­ве­ден I уч­ре­ди­тель­ный съезд пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи Кры­ма, со­брав­ший 1200 уча­ст­ни­ков. О те­ма­ти­ке съез­да го­во­рят на­зва­ния его сек­ций: «Пра­во­слав­ная мо­ло­дежь и СМИ», «Со­ци­аль­ное слу­же­ние», «Ор­га­ни­за­ция про­грамм мо­ло­деж­но­го па­лом­ни­че­ст­ва», «Пра­во­слав­ное об­ра­зо­ва­ние мо­ло­де­жи», «Фор­мы и ме­то­ды борь­бы мо­ло­де­жи с то­та­ли­тар­ны­ми сек­та­ми», «Пра­во­слав­ная мо­ло­дежь и воо­ру­жен­ные си­лы», «Мо­ло­дая пра­во­слав­ная се­мья». Съезд при­нял ре­ше­ние о соз­да­нии Объ­е­ди­не­ния пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи Кры­ма (ОПМК) с мис­сио­нер­ским и па­лом­ни­че­ским сек­то­ра­ми, от­де­ла­ми об­ра­зо­ва­ния, куль­ту­ры, взаи­мо­дей­ст­вия с си­ло­вы­ми струк­ту­ра­ми, СМИ, со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми и т. д.

За не­про­дол­жи­тель­ный срок сде­ла­но очень мно­гое: ор­га­ни­зо­ва­ны мо­ло­деж­ные пра­во­слав­ные ла­ге­ря, про­ве­де­ны се­ми­на­ры пра­во­слав­ных мо­ло­деж­ных ли­де­ров, мо­ло­деж­ная мис­сио­нер­ская экс­пе­ди­ция — кре­ст­ный ход «По сто­пам свя­то­го Апо­сто­ла Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го», па­лом­ни­че­ские по­езд­ки по свя­тым мес­там, мо­ло­деж­ные за­ня­тия, бла­го­тво­ри­тель­ные ак­ции в боль­ни­цах и дет­до­мах, фес­ти­ва­ли, кон­цер­ты.

В Хер­со­не дей­ст­ву­ет Пра­во­слав­ное мо­ло­деж­ное брат­ст­во, ко­то­рое в крае­вед­че­ском му­зее, дру­гих уч­ре­ж­де­ни­ях куль­ту­ры про­во­дит бла­го­тво­ри­тель­ные дет­ские ут­рен­ни­ки с раз­да­чей по­дар­ков, ин­те­рес­ные куль­тур­ные ак­ции, взаи­мо­дей­ст­ву­ет с ву­за­ми и учи­ли­ща­ми. 15 фев­ра­ля 2002 г., в празд­ник Сре­те­ния Гос­под­ня, Хер­сон­ская епар­хия тор­же­ст­вен­но от­ме­ти­ла Все­мир­ный день пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи. Со­сто­ял­ся празд­нич­ный ве­чер, под­го­тов­лен­ный пра­во­слав­ны­ми мо­ло­деж­ны­ми клу­ба­ми Хер­сон­ской епар­хии. При под­держ­ке об­ла­ст­ной ор­га­ни­за­ции «Путь пра­во­слав­ных» в епар­хии от­крыт Центр пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи во имя свя­щен­но­му­че­ни­ка Про­ко­пия Хер­сон­ско­го.

Соз­дан центр пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи в Сум­ской епар­хии, ко­то­рый за­ни­ма­ет­ся со­ци­аль­ны­ми про­грам­ма­ми: по­мо­га­ет дет­ской го­род­ской боль­ни­це, ока­зы­ва­ет под­держ­ку ма­ло­обес­пе­чен­ным семь­ям. В Днеп­ро­пет­ров­ске дей­ст­ву­ет мис­сио­нер­ская про­грам­ма «Мо­ло­дежь и Пра­во­сла­вие». Мо­ло­дые мис­сио­не­ры из Пра­во­слав­но­го ду­хов­но-об­ра­зо­ва­тель­но­го цен­тра свя­то­го Апо­сто­ла Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го опе­ка­ют дет­ские до­ма, вос­крес­ные шко­лы.

В целях улуч­ше­ния со­ци­аль­но­го и ду­хов­но­го кли­ма­та в мо­ло­деж­ной сре­де Цер­ковь со­труд­ни­ча­ет со спор­тив­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми. Вот как о спор­те го­во­рит­ся в «Со­ци­аль­ной кон­цеп­ции Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви»: «...Для под­дер­жа­ния здо­ро­вья лич­но­сти и на­ро­да весь­ма важ­ны про­фи­лак­ти­че­ские ме­ро­прия­тия, соз­да­ние ре­аль­ных ус­ло­вий для за­ня­тий фи­зи­че­ской куль­ту­рой и спор­том. В спор­те ес­те­ст­вен­на со­рев­но­ва­тель­ность. Од­на­ко не мо­гут быть одоб­ре­ны край­ние сте­пе­ни его ком­мер­циа­ли­за­ции, воз­ник­но­ве­ние свя­зан­но­го с ним куль­та гор­ды­ни, раз­ру­ши­тель­ные для здо­ро­вья до­пин­го­вые ма­ни­пу­ля­ции, а тем бо­лее та­кие со­стя­за­ния, во вре­мя ко­то­рых про­ис­хо­дит на­ме­рен­ное на­не­се­ние тяж­ких уве­чий».

Гу­ма­ни­за­ция спор­та, пра­виль­ные нрав­ст­вен­ные ори­ен­ти­ры его раз­ви­тия — вот что Цер­ковь мо­жет дать этой счи­тав­шей­ся весь­ма да­ле­кой от нее сфе­ре. 20 мая 2002 г. цер­ков­ным ор­де­ном пре­по­доб­но­го Не­сто­ра Ле­то­пис­ца был на­гра­ж­ден на­род­ный де­пу­тат Ук­раи­ны, зна­ме­ни­тый фут­бо­лист Олег Бло­хин. «Так оце­нен его вклад в раз­ви­тие оте­че­ст­вен­но­го спор­та и фи­зи­че­ской куль­ту­ры, про­па­ган­ду здо­ро­во­го об­раза жиз­ни, ра­бо­ту с под­рас­таю­щим по­ко­ле­ни­ем. Олег Бло­хин вы­сту­па­ет за един­ст­во фи­зи­че­ско­го и ду­хов­но­го вос­пи­та­ния мо­ло­де­жи, счи­та­ет, что Пра­во­слав­ная Цер­ковь и спор­тив­ные ор­га­ни­за­ции мо­гут и долж­ны объ­е­ди­нить свои уси­лия, что­бы ото­рвать мо­ло­дых лю­дей от нар­ко­ма­нии и иных по­ро­ков, при­об­щить их к фи­зи­че­ски здо­ро­вой, вы­со­ко­ду­хов­ной жиз­ни» . Спорт­сме­ны хо­те­ли бы соз­дать пра­во­слав­ный спор­тив­ный ин­тер­нат. Ведь при не­ко­то­рых хра­мах уже су­ще­ст­ву­ют спор­тив­ные дет­ские сек­ции и круж­ки. При­хо­жа­на­ми Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры яв­ля­ют­ся все­мир­но из­вест­ные бок­се­ры Ви­та­лий и Вла­ди­мир Клич­ко. Они по­мо­га­ли Лав­ре в строи­тель­ст­ве Свя­то-Ус­пен­ско­го со­бо­ра, До­му Ми­ло­сер­дия Одес­ско­го Свя­то-Ар­хан­ге­ло-Ми­хай­лов­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря, дру­гим оча­гам ду­хов­но­сти и бла­го­тво­ри­тель­но­сти.

В мае 2002 г. в Обу­хов­ском рай­оне Ки­ев­ской об­лас­ти на ба­зе До­ма Ми­ло­сер­дия се­ст­ри­че­ст­ва свя­той Иу­лиа­нии со­сто­ял­ся тре­нинг ук­ра­ин­ских пра­во­слав­ных братств. В нем при­ня­ли уча­стие пред­ста­ви­те­ли 11 пра­во­слав­ных братств из раз­лич­ных епар­хий УПЦ: Сою­за пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи Ук­раи­ны, Львов­ско­го мо­ло­деж­но­го брат­ст­ва По­ча­ев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, Брат­ст­ва пре­по­доб­но­го Фео­до­сия Пе­чер­ско­го г. Ва­силь­ко­ва Ки­ев­ской области, Ки­ев­ской мо­ло­деж­ной ор­га­ни­за­ции По­ча­ев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, пра­во­слав­но­го мо­ло­деж­но­го брат­ст­ва свя­ти­те­ля Ни­ко­лая г. Ко­ве­ля Во­лын­ской об­лас­ти, Лу­ган­ско­го мо­ло­деж­но­го пра­во­слав­но­го брат­ст­ва пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ов­руч­ско­го, бла­го­тво­ри­тель­но­го цен­тра «Відлуння», Си­но­даль­но­го от­де­ла УПЦ по взаи­мо­дей­ст­вию с Воо­ру­жен­ны­ми Си­ла­ми и дру­ги­ми во­ен­ны­ми фор­ми­ро­ва­ния­ми.

Ка­ж­дой из этих ор­га­ни­за­ций есть чем по­де­лить­ся. На­при­мер, Со­юз пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи Ук­раи­ны еже­год­но про­во­дит ме­ж­ду­на­род­ные встре­чи для рас­ши­ре­ния опы­та со­ци­аль­но­го слу­же­ния мо­ло­де­жи в боль­ни­цах, шко­лах-ин­тер­на­тах, дет­ских до­мах, при­ютах. Львов­ское мо­ло­деж­ное брат­ст­во По­ча­ев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, соз­дан­ное в 1996 г., опе­ка­ет дет­ские учрежде­ния для си­рот и бес­при­зор­ни­ков, Львов­скую пси­хи­ат­ри­че­скую кли­ни­ку, ин­тер­нат для ум­ст­вен­но не­пол­но­цен­ных де­тей и Ра­ва-Рус­скую шко­лу-ин­тер­нат. Сре­ди но­во­вве­де­ний брат­ст­ва — сур­до­пе­ре­вод бо­го­слу­же­ния и За­ко­на Бо­жия для глу­хих, мо­ло­деж­ные те­ат­раль­ные по­ста­нов­ки на биб­лей­ские те­мы и т. д. Брат­ст­во пре­по­доб­но­го Фео­до­сия Пе­чер­ско­го (г.Ва­силь­ков), ос­но­ван­ное в ян­ва­ре 2001 г. для за­щи­ты мо­ло­де­жи от раз­ру­ши­тель­но­го влия­ния ха­риз­ма­ти­че­ских и про­тес­тант­ских сект, по­свя­ти­ло се­бя ду­хов­но­му про­све­ти­тель­ст­ву. Ки­ев­ская мо­ло­деж­ная ор­га­ни­за­ция По­ча­ев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри тру­дит­ся при од­но­имен­ном хра­ме на тер­ри­то­рии боль­ни­цы ОХМАДЕТ и по­мо­га­ет в бла­го­тво­ри­тель­ном ле­че­нии обез­до­лен­ных де­тей. Пра­во­слав­ное мо­ло­деж­ное брат­ст­во свя­ти­те­ля Ни­ко­лая (г.Ко­вель) ор­га­ни­зо­вы­ва­ет еже­днев­ные бла­го­тво­ри­тель­ные обе­ды для ма­ло­обес­пе­чен­ных се­мей, по­мощь про­дук­та­ми пи­та­ния и школь­ны­ми при­над­леж­но­стя­ми, со­би­ра­ет ау­дио-, ви­део- и биб­лио­те­ку для мо­ло­де­жи, вы­пус­ка­ет еже­ме­сяч­ную га­зе­ту «Ми­ло­сер­дие». В шко­лах Ко­ве­ля мис­сио­не­ры брат­ст­ва пре­по­да­ют «Ос­но­вы хри­сти­ан­ской мо­ра­ли».

Боль­шую по­мощь мо­ло­деж­ным брат­ст­вам ока­зы­ва­ют ме­ж­ду­на­род­ные пра­во­слав­ные ор­га­ни­за­ции — «Син­дес­мос», Фонд един­ст­ва пра­во­слав­ных на­ро­дов и др. Ста­ло тра­ди­ци­ей про­ве­де­ние при под­держ­ке Фон­да ме­ж­ду­на­род­ных встреч уча­щих­ся пра­во­слав­ных се­ми­на­рий из раз­ных стран ми­ра. Од­на из них со­стоя­лась в Се­ва­сто­по­ле ле­том 2001 г. — око­ло 100 сту­ден­тов из Кие­ва, Одес­сы, Харь­ко­ва, Чер­ни­го­ва, Сум, Луц­ка, За­кар­па­тья, Кры­ма, Мо­ск­вы, Мин­ска, Со­фии и Вар­ша­вы об­су­ж­да­ли ак­ту­аль­ные во­про­сы пас­тыр­ской ра­бо­ты в мо­ло­деж­ной сре­де.

В ав­гу­сте 2002 г. «Син­дес­мос» про­вел ме­ж­ду­на­род­ный се­ми­нар на ба­зе До­ма Ми­ло­сер­дия свя­той Иу­лиа­нии в Обу­хов­ском бла­го­чи­нии Ки­ев­ской епар­хии, по­свя­щен­ный про­бле­мам мо­ло­де­жи «груп­пы рис­ка». Юно­ши и де­вуш­ки из Ук­раи­ны, Рос­сии, Бе­ла­ру­си, Поль­ши, Гре­ции, Фран­ции, Ру­мы­нии и Ве­ли­ко­бри­та­нии об­ме­ни­ва­лись опы­том слу­же­ния в этой наи­бо­лее со­ци­аль­но слож­ной сре­де мо­ло­де­жи.

Си­но­даль­ный от­дел по де­лам мо­ло­де­жи на­ла­дил тес­ные и дру­же­ст­вен­ные от­но­ше­ния с Го­су­дар­ст­вен­ным цен­тром со­ци­аль­ных служб для мо­ло­де­жи. Ре­зуль­та­том ста­ло под­пи­са­ние дек­ла­ра­ции о со­труд­ни­че­ст­ве.

В ап­ре­ле 2004 г. Си­но­даль­ным от­де­лом по де­лам мо­ло­де­жи при ак­тив­ной под­держ­ке на­род­но­го де­пу­та­та Ук­раи­ны Ан­д­рея Дер­ка­ча в Кие­ве был про­ве­ден II съезд пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи Ук­раи­ны, ко­то­рый раз­ра­бо­тал ряд пла­но­вых ме­ро­прия­тий, оп­ре­де­ляю­щих на­прав­ле­ния дея­тель­но­сти От­де­ла на дан­ном эта­пе. Сре­ди них не­об­хо­ди­мо от­ме­тить Об­ра­ще­ние к Пре­зи­ден­ту Ук­раи­ны, Ка­би­не­ту Ми­ни­ст­ров и Вер­хов­ной Ра­де с пред­ло­же­ни­ем под­го­то­вить дол­го­сроч­ную про­грам­му мо­ло­деж­но­го дви­же­ния с уча­сти­ем ис­то­ри­че­ски-тра­ди­ци­он­ных церк­вей в Ук­раи­не. Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о не­об­хо­ди­мо­сти ак­ти­ви­за­ции кон­так­тов со свет­ски­ми мо­ло­деж­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми, ко­то­рые го­то­вы со­труд­ни­чать с ка­но­ни­че­ской Цер­ко­вью.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru