«Я посреди вас как служащий...»
Свою миссию спасения Церковь совершает не только в Таинствах, молитве и проповеди, но и прямым служением ближнему на основе Христовой любви и милосердия. «Я посреди вас, как служащий», — говорит Спаситель (Лк. 22, 27), а Апостол Петр призывает: «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4,10). Служение ближнему и добрые дела во имя Христа — основа социального поведения каждого христианина и всех христиан в их соборности.
Пути такого служения — это и традиционная благотворительность, и систематическая социальная работа. Уже с первых веков христианской истории мы видим примеры благотворительной социальной деятельности Церкви в организации разного рода приютов, больниц, учебных заведений. Наиболее плодотворно эта деятельность развивалась в условиях христианской государственности — в Византии, а затем на Руси, где Церковь активно участвовала во всех сферах жизни общества.
К сожалению, в нашей стране до недавнего времени традиционные формы социального служения Церкви были запрещены или строго регламентировались государством. Сегодня Церковь возрождает присущие ей традиционные формы служения и развивает новые.
Среди традиционных форм благотворительности — бесплатные столовые, которые сегодня действуют практически во всех монастырях УПЦ и многих приходских храмах. Образцами комплексного подхода к благотворительной деятельности могут служить Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, киевские Покровский и Флоровский монастыри, Свято-Михайло-Архангельский монастырь в Одессе. Кроме ежедневной раздачи горячих обедов около 150 нищим, из Одесской обители дважды в неделю возят полноценные обеды в Одесскую психоневрологическую больницу, обеспечивая ими 450 пациентов. Благотворительные столовые уже много лет действуют при Свято-Кирилловском и Свято-Ольгинском приходах Киева. Они заботятся о людях, которые состоят на учете службы социального обеспечения.
В практике церковной благотворительности распространена раздача нищим продуктов питания, одежды, предметов первой необходимости, особенно в святые дни Пасхи, Рождества Христова, Пятидесятницы. К наиболее почитаемым церковным праздникам приурочены архипастырские визиты Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира в больницы, детские дома, тюрьмы, во время которых все нуждающиеся получают вместе с духовной поддержкой подарки и финансовую помощь. Гуманитарная помощь, которая поступает в Церковь, передается в конкретные государственные медицинские учреждения. Так, в кардиологическом центре им. Н.Д. Стражеско на церковные средства было оборудовано медицинской мебелью отделение реанимации.
Все более распространяется церковное служение в больницах, тюрьмах, подразделениях милиции, внутренних войсках, армии, а также исправительных заведениях и приемниках-распределителях. В Киеве практически в каждой больнице действует церковный приход или церковная община.
Повсеместно создаются условия для систематической социальной работы с военными, работниками органов внутренних дел, медицинскими работниками, т.е. с теми, от кого зависят судьбы людей и чья деятельность более всего нуждается в духовной опеке Церкви.
Через свои приходы, братства, сестричества, фонды и благотворительные организации Церковь реализует проекты социальной помощи в разнообразнейший сферах опеки. Так, уже сегодня действуют:
детский хоспис в Киеве — комплексная духовная, социальная, медицинская и психологическая помощь неизлечимо больным детям и их семьям;
диаконическая станция в Симферополе;
дом отдыха для детей в Алупке (Крымская епархия);
дом для людей преклонного возраста в Обуховском благочинии (Киевская епархия);
помощь пожилым людям и инвалидам во Львове,
сельскохозяйственные проекты в ряде епархий и др.
Благотворительная деятельность приобрела систематический, скоординированный характер и осуществляется под руководством Синодального отдела благотворительности и социального служения при Священном Синоде УПЦ. Работа Синодального отдела благотворительности и социального служения возобновилась после соответствующего решения Священного Синода УПЦ в апреле 2002 г. Этому предшествовала организационная, образовательная и методическая работа на основе партнерских контактов между представителями Церкви, государственными и негосударственными организациями в Украине, а также за ее пределами. Синодальный отдел благотворительности и социального служения принимает участие в международных конференциях и семинарах, посвященных социальному служению Церкви, организации и осуществлению церковных социальных проектов, проводит рабочие встречи с участием представителей международных благотворительных организаций и церковных организаций Украины, реализующих проекты социального служения.
Среди партнеров Синодального отдела благотворительности и социального служения при Священном Синоде УПЦ:
Восточноевропейский офис Всемирного Совета Церквей (г. Белосток, Польша);
Круглый стол по религиозному образованию и диаконии Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии;
Общественный диаконический совет г. Санкт-Петербурга;
Белорусский круглый стол по диаконии и социальному служению;
Диаконическая служба Германии («Диаконише Верк»);
Координационный комитет межцерковной помощи в Украине;
Школа социальной работы Национального университета «Киево-Могилянская Академия»;
Министерство здравоохранения Украины;
Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта;
ЮНЕЙДС — представительство ООН в Украине по проблемам Спида;
международная благотворительная ассоциация «Триумф Сердца» (г. Киев);
Медицинский центр Национального авиационного университета Украины (г. Киев);
Военно-медицинское управление Службы безопасности Украины;
«КАРИТАС-СПЕС Украина»;
Диаконическая служба Немецкой Лютеранской Евангельской Церкви Украины.
Множество социальных церковных инициатив предопределяет необходимость подготовки священнослужителей и церковных работников к социальной работе и активному участию в ее организации. Такая работа послужит на благо общества в целом и будет способствовать делу его воцерковлення.
Церковь надеется, что благотворительная работа приведет всех нас к познанию Истины, поможет сохранить верность богоданным этическим нормам, обеспечит мир, согласие и благосостояние, при которых она сможет наилучшим образом выполнять свою спасительную миссию
Большое внимание вопросам социального служения уделяет Блаженнейший Митрополит Владимир. Его проповеди, его жизнь являются примером любви к ближнему, примером служения людям. Программа социального служения ясно начертана в Святом Евангелии в известных словах Господа: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 35–36, 40).
В одном из своих богословских трудов Блаженнейший Митрополит Владимир, раскрывая предназначение земной миссии Спасителя, пишет: «Придя на землю, чтобы спасти нас, Господь Иисус Христос благоволил называть Свой великий подвиг, через который мы спасены, служением роду человеческому. «Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за многих» (Мф. 20, 28)» .
Служение Спасителя выражалось в том, что Он «взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 53, 4). Беспредельная Любовь — Господь — пришел, чтобы согреть теплом Своей любви холодный мир, чтобы научить любви ожесточенные людские сердца. Служение ближнему Он возвел в ранг одной из главнейших обязанностей человека, сделал условием его спасения. Господь явил нам пример такого служения в Своей земной жизни, которая была целиком отдана людям. Он воскрешал мертвых, врачевал больных, изгонял из одержимых злую бесовскую силу, умудрял неразумных, даруя всем освобождение от погибели и греха.
Он, Владыка, Создатель мира и человека, умывает ноги своим ученикам, заповедуя им, а в их лице и каждому из нас, творить так же: обуздав гордыню и спесь, смиренно служить ближнему. Жертвенное служение людям Господь заповедал Своим ученикам. «Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22, 27), — говорил Он им, подавая пример смирения и самоотвержения. «Уклоняйся от зла и твори благо» (Пс. 33, 15), — взывает к каждому из последователей Христа Священное Писание. Благотворительность, творение блага — богоустановленная добродетель, один из краеугольных камней нравственного здания христианства.
«Благотворительность всегда была неотъемлемой частью служения Церкви. То, что мы делаем человеку, нуждающемуся в еде, одежде, поддержке, мы делаем для Самого Господа. И Церковь всегда соблюдала эту заповедь, помогая бедным, больным, обездоленным, одиноким, осужденным. Лишь во времена советской власти она была лишена этого права. Сегодня перед Церковью развернулось широкое поле для благотворительной деятельности. Украинская Православная Церковь принимает активное участие в проведении ежегодных благотворительных акций «Милосердие», в рамках которых осуществляются проекты помощи инвалидам, ветеранам войны и труда, пожилым людям. Она по возможности взяла попечительство над домами престарелых, детскими домами, учреждениями для людей с физическими и умственными недостатками, духовно окормляет тех, кто находится в местах лишения свободы. Наша Церковь активно поддерживает и помогает тем, кто пострадал от Чернобыльской аварии. В работе по этому направлению мы сотрудничаем с такими организациями, как «Союз «Чернобыль», «Дети Чернобыля», «Инвалиды Чернобыля». Благодаря помощи Церкви дети имеют возможность оздоровиться. Во многих епархиях, монастырях и приходах осуществляется бесплатное питание. Слава Богу, сегодня Украинская Православная Церковь обладает многими возможностями для благотворительной деятельности и, как может, помогает всем, кто нуждается в помощи» .
Усиливаются социальный, просветительский, миссионерский, научный, культурный и другие аспекты служения Церкви. Как важный социальный институт, УПЦ через свои многочисленные благотворительные программы и акции благотворно воздействует на общество, способствует его гуманизации, улучшению социального климата в целом. Активизируется работа Церкви с молодежью. В этой сфере произошли существенные положительные сдвиги: открываются храмы в учебных заведениях, идет работа над включением в общегосударственный учебно-воспитательный процесс основ православной этики и культуры, происходит активный поиск новых форм работы с подрастающим поколением. В сфере культуры и искусства голос Церкви также становится гораздо слышней и весомей. Поддерживая национальные традиции, демонстрируя уважение к высоким классическим шедеврам, благословляя талантливые устремления, Церковь вместе со здоровыми силами общества борется против засилия «массовой культуры», учит бережному отношению к подлинным духовным ценностям.
Современное богословское определение взаимоотношений Церкви, общества, государства и личности, отражающее общецерковный взгляд на вопросы и проблемы насущного времени, дано в документе «Основы социальной концепции Православной Церкви», утвержденном Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году.
Этот всеобъемлющий, научно обоснованный документальный свод позволил Церкви войти в III тысячелетие с богословски выверенным, фундаментально аргументированным отношением к явлениям действительности, выработать долгосрочную программу взаимодействия Церкви и общества, определить основополагающие принципы ее бытия в условиях секуляризованного общества, ставящего перед ней быстроменяющиеся и порой трудноразрешимые задачи.
«…Несмотря на свою неотмирную природу, — говорится в документе — Церковь все же пребывает в мире сем. Миссия Церкви заключается в том, чтобы вести человека к Богу. Церковь должна постоянно проявлять заботу о единстве своих чад, о единстве всего общества. При этом Церковь может публично высказывать свое мнение по общественно значимым вопросам. Многие политические и общественные организации страны, как всеукраинские, так и региональные, давно и плодотворно сотрудничают с православными епархиями и общинами на ниве социального служения.
Необходимо остановить волну порока и греха, пьянства и наркомании, блуда и разврата, которая обрушилась на наше общество. Необходимо также преодолеть ту пропасть, которая образовалась между богатыми и бедными. Всякий, желающий трудиться, должен иметь возможность получить работу, а трудящийся не должен остаться без достойной оплаты своего труда. Особая забота должна быть проявлена о детях, которые сегодня выброшены на улицу, бродяжничают и просто дичают. Если их семьи по разным причинам не могут заботиться о них, то эту заботу должно взять на себя государство» .
Социальное служение Украинской Православной Церкви, до 1992 г. по многим причинам весьма ограниченное, ныне значительно расширилось и наполнилось конкретным содержанием. Осуществляется оно как на общецерковном, так и епархиальном, приходском, монастырском уровнях, охватывая такие сферы, как медицина, образование, защита окружающей среды, взаимодействие с армией, милицией, работа с детьми и молодежью, пожилыми людьми, инвалидами, заключенными и т. д. В своем служении обществу Церковь опирается на богатые традиции, накопленные ею веками. Благотворительность была широко распространена в Киевской Руси: благотворителями были равноапостольные князья Владимир и Ольга, преподобные Антоний и Феодосий Печерские и многие другие. Крупнейшим центром благотворительности была Киево-Печерская Лавра, отчислявшая десятую часть всех доходов монастыря на дела милосердия. Она содержала приюты, богадельни, лечебницы, бесплатные трапезные для неимущих. Славились делами милосердия ее подвижники: преподобный Феодосий Печерский сам посещал страждущих, причем не только помогал им перенести нужду, но и отстаивал интересы бедняков в судах, перед сильными мира сего. Каждую неделю Печерские иноки возили продукты в темницы, помогали выкупать осужденных из заключения. В той или иной мере благотворительной деятельностью занимались все обители и приходы. Не оскудевала она и в наихудшие для украинского Православия времена — в эпоху польско-литовского владычества. Большую социальную работу проводили тогда православные братства. Они открывали школы, создавали кассы взаимопомощи, материально поддерживали храмы и монастыри.
В годы Советской власти благотворительные традиции Церкви беспощадно искоренялись. После ее крушения перед Церковью открылись широкие возможности для благотворительной работы. С первых дней предстоятельского служения Блаженнейший Митрополит Владимир уделяет большое внимание социальной работе Церкви.
Иллюстрацией личных инициатив Предстоятеля в этом деле может служить, например, журнал заседаний Священного Синода от 22 июня 1993 г.
«Слушали: Предложение Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины об увековечении памяти жертв голодомора 1932–1933 гг.
Постановили:
1) установить однодневный пост для верующих УПЦ в память голодомора 1932–1933 гг. в Украине;
2) совершить панихиду по жертвам голодомора во всех епархиях УПЦ;
3) направить послание Митрополита Киевского и всея Украины Владимира верующим УПЦ в связи с годовщиной голодомора;
4) провести в Киеве и во всех епархиях мероприятия, посвященные памяти жертв голодомора 1932–1933 гг.
5) по возможности, во всех епархиях УПЦ установить поклонные кресты — памятники жертвам голодомора 1932–1933 гг. в Украине» .
По благословению Блаженнейшего Владыки Владимира было установлено ежегодное проведение Церковью в последнее воскресенье сентября Дня Памяти жертв голодомора, концлагерей и репрессий. В Киеве, в Бабьем Яру, на месте одного из самых страшных фашистских концлагерей, запланировано сооружение мемориального комплекса «Сырецкий мемориал», включающего в себя храмы в честь Собора Пресвятой Богородицы и святителя Петра Могилы, памятник погибшим, кинолекторий и музей памяти жертв Сырецкого лагеря смерти.
← «Таковых есть Царствие Небесное» |
---|
Церковные Таинства
— Соборование, или Таинство Елеосвящения, является одним из семи Таинств Православной Церкви. Оно установлено в соответствии с библейскими словами апостола Иакова, который в своем послании говорит: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14—15). |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Мы имеем прямое указание от Самого Господа, ибо Он, как описано в Евангелии, взял дитя, поставил его посреди учеников, обнял его и сказал: "Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня" (Мк. 9, 37). Поэтому, если верующий человек усыновляет ребенка, он выполняет заповедь Спасителя. |
Подробнее ... |