«Я по­сре­ди вас как слу­жа­щий...»

Свою мис­сию спа­се­ния Цер­ковь со­вер­ша­ет не толь­ко в Та­ин­ст­вах, мо­лит­ве и про­по­ве­ди, но и пря­мым слу­же­ни­ем ближ­не­му на ос­но­ве Хри­сто­вой люб­ви и ми­ло­сер­дия. «Я по­сре­ди вас, как слу­жа­щий», — го­во­рит Спа­си­тель (Лк. 22, 27), а Апо­стол Петр при­зы­ва­ет: «Слу­жи­те друг дру­гу ка­ж­дый тем да­ром, ка­кой по­лу­чил» (1 Пет. 4,10). Слу­же­ние ближ­не­му и до­б­рые де­ла во имя Хри­ста — ос­но­ва со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния ка­ж­до­го хри­стиа­ни­на и всех хри­сти­ан в их со­бор­но­сти.

Пу­ти та­ко­го слу­же­ния — это и тра­ди­ци­он­ная бла­го­тво­ри­тель­ность, и сис­те­ма­ти­че­ская со­ци­аль­ная ра­бо­та. Уже с пер­вых ве­ков хри­сти­ан­ской ис­то­рии мы ви­дим при­ме­ры бла­го­тво­ри­тель­ной со­ци­аль­ной дея­тель­но­сти Церк­ви в ор­га­ни­за­ции раз­но­го ро­да при­ютов, боль­ниц, учеб­ных за­ве­де­ний. Наи­бо­лее пло­до­твор­но эта дея­тель­ность раз­ви­ва­лась в ус­ло­ви­ях хри­сти­ан­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти — в Ви­зан­тии, а за­тем на Ру­си, где Цер­ковь ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла во всех сфе­рах жиз­ни об­ще­ст­ва.

К со­жа­ле­нию, в на­шей стра­не до не­дав­не­го вре­ме­ни тра­ди­ци­он­ные фор­мы со­ци­аль­но­го слу­же­ния Церк­ви бы­ли за­пре­ще­ны или стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ва­лись го­су­дар­ст­вом. Се­го­дня Цер­ковь воз­ро­ж­да­ет присущие ей традиционные фор­мы слу­же­ния и раз­ви­ва­ет но­вые.

Сре­ди тра­ди­ци­он­ных форм бла­го­тво­ри­тель­но­сти — бес­плат­ные сто­ло­вые, ко­то­рые се­го­дня дей­ст­ву­ют прак­ти­че­ски во всех мо­на­сты­рях УПЦ и мно­гих при­ход­ских хра­мах. Об­раз­цами комплексного под­хо­да к бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти мо­гут слу­жить Свя­то-Ус­пен­ская Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра, ки­ев­ские По­кров­ский и Фло­ров­ский мо­на­сты­ри, Свя­то-Ми­хай­ло-Ар­хан­гель­ский мо­на­стырь в Одес­се. Кро­ме еже­днев­ной раз­да­чи го­ря­чих обе­дов око­ло 150 ни­щим, из Одес­ской оби­те­ли два­ж­ды в не­де­лю во­зят пол­но­цен­ные обе­ды в Одес­скую пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­скую боль­ни­цу, обес­пе­чи­вая ими 450 па­ци­ен­тов. Бла­го­тво­ри­тель­ные сто­ло­вые уже мно­го лет дей­ст­ву­ют при Свя­то-Ки­рил­лов­ском и Свя­то-Оль­гин­ском при­хо­дах Кие­ва. Они за­бо­тят­ся о лю­дях, ко­то­рые со­сто­ят на уче­те служ­бы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния.

В прак­ти­ке цер­ков­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти рас­про­стра­не­на раз­да­ча ни­щим про­дук­тов пи­та­ния, оде­ж­ды, пред­ме­тов пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти, осо­бен­но в свя­тые дни Пас­хи, Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, Пя­ти­де­сят­ни­цы. К наи­бо­лее по­чи­тае­мым цер­ков­ным празд­ни­кам при­уро­че­ны ар­хи­пас­тыр­ские ви­зи­ты Пред­стоя­те­ля на­шей Церк­ви Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра в боль­ни­цы, дет­ские до­ма, тюрь­мы, во вре­мя ко­то­рых все ну­ж­даю­щие­ся по­лу­ча­ют вме­сте с ду­хов­ной под­держ­кой по­дар­ки и фи­нан­со­вую по­мощь. Гу­ма­ни­тар­ная по­мощь, ко­то­рая по­сту­па­ет в Цер­ковь, пе­ре­да­ет­ся в кон­крет­ные го­су­дар­ст­вен­ные ме­ди­цин­ские уч­ре­ж­де­ния. Так, в кар­дио­ло­ги­че­ском цен­тре им. Н.Д. Стра­же­ско на церковные средства бы­ло обо­ру­до­ва­но ме­ди­цин­ской ме­бе­лью от­де­ле­ние реа­ни­ма­ции.

Все бо­лее рас­про­стра­ня­ет­ся цер­ков­ное слу­же­ние в боль­ни­цах, тюрь­мах, под­раз­де­ле­ни­ях ми­ли­ции, внут­рен­них вой­сках, ар­мии, а так­же ис­пра­ви­тель­ных за­ве­де­ни­ях и при­ем­ни­ках-рас­пре­де­ли­те­лях. В Кие­ве прак­ти­че­ски в ка­ж­дой боль­ни­це дей­ст­ву­ет цер­ков­ный при­ход или цер­ков­ная об­щи­на.

По­все­ме­ст­но соз­да­ют­ся ус­ло­вия для сис­те­ма­ти­че­ской со­ци­аль­ной ра­бо­ты с во­ен­ны­ми, ра­бот­ни­ка­ми ор­га­нов внут­рен­них дел, ме­ди­цин­ски­ми ра­бот­ни­ка­ми, т.е. с те­ми, от ко­го за­ви­сят судь­бы лю­дей и чья дея­тель­ность бо­лее все­го ну­ж­да­ет­ся в ду­хов­ной опе­ке Церк­ви.

Че­рез свои при­хо­ды, брат­ст­ва, се­ст­ри­че­ст­ва, фон­ды и бла­го­тво­ри­тель­ные ор­га­ни­за­ции Цер­ковь реа­ли­зу­ет про­ек­ты со­ци­аль­ной по­мо­щи в раз­но­об­раз­ней­ший сфе­рах опе­ки. Так, уже се­го­дня дей­ст­ву­ют:

дет­ский хос­пис в Кие­ве — ком­плекс­ная ду­хов­ная, со­ци­аль­ная, ме­ди­цин­ская и пси­хо­ло­ги­че­ская по­мощь не­из­ле­чи­мо боль­ным де­тям и их семь­ям;

диа­ко­ни­че­ская стан­ция в Сим­фе­ро­по­ле;

дом от­ды­ха для де­тей в Алуп­ке (Крым­ская епар­хия);

дом для лю­дей пре­клон­но­го воз­рас­та в Обу­хов­ском бла­го­чи­нии (Ки­ев­ская епар­хия);

по­мощь по­жи­лым лю­дям и ин­ва­ли­дам во Льво­ве,

сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные про­ек­ты в ря­де епар­хий и др.

Бла­го­тво­ри­тель­ная дея­тель­ность при­об­ре­ла сис­те­ма­ти­че­ский, ско­ор­ди­ни­ро­ван­ный ха­рак­тер и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся под ру­ко­во­дством Си­но­даль­но­го от­де­ла бла­го­тво­ри­тель­но­сти и со­ци­аль­но­го слу­же­ния при Свя­щен­ном Си­но­де УПЦ. Ра­бо­та Си­но­даль­но­го от­де­ла бла­го­тво­ри­тель­но­сти и со­ци­аль­но­го слу­же­ния во­зоб­но­ви­лась по­сле со­от­вет­ст­вую­ще­го ре­ше­ния Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ в ап­ре­ле 2002 г. Это­му пред­ше­ст­во­ва­ла ор­га­ни­за­ци­он­ная, об­ра­зо­ва­тель­ная и ме­то­ди­че­ская ра­бо­та на ос­но­ве парт­нер­ских кон­так­тов ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми Церк­ви, го­су­дар­ст­вен­ны­ми и не­го­су­дар­ст­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми в Ук­раи­не, а так­же за ее пре­де­ла­ми. Си­но­даль­ный от­дел бла­го­тво­ри­тель­но­сти и со­ци­аль­но­го слу­же­ния при­ни­ма­ет уча­стие в ме­ж­ду­на­род­ных кон­фе­рен­ци­ях и се­ми­на­рах, по­свя­щен­ных со­ци­аль­но­му слу­же­нию Церк­ви, ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ст­в­ле­нию цер­ков­ных со­ци­аль­ных про­ек­тов, про­во­дит ра­бо­чие встре­чи с уча­сти­ем пред­ста­ви­те­лей ме­ж­ду­на­род­ных бла­го­тво­ри­тель­ных ор­га­ни­за­ций и цер­ков­ных ор­га­ни­за­ций Ук­раи­ны, реа­ли­зую­щих про­ек­ты со­ци­аль­но­го слу­же­ния.

Сре­ди парт­не­ров Си­но­даль­но­го от­де­ла бла­го­тво­ри­тель­но­сти и со­ци­аль­но­го слу­же­ния при Свя­щен­ном Си­но­де УПЦ:

Вос­точ­но­ев­ро­пей­ский офис Все­мир­но­го Со­ве­та Церк­вей (г. Бе­ло­сток, Поль­ша);

Круг­лый стол по ре­ли­ги­оз­но­му об­ра­зо­ва­нию и диа­ко­нии От­де­ла внеш­них цер­ков­ных свя­зей Мо­с­ков­ской Пат­ри­ар­хии;

Об­ще­ст­вен­ный диа­ко­ни­че­ский со­вет г. Санкт-Пе­тер­бур­га;

Бе­ло­рус­ский круг­лый стол по диа­ко­нии и со­ци­аль­но­му слу­же­нию;

Диа­ко­ни­че­ская служ­ба Гер­ма­нии («Диа­ко­ни­ше Верк»);

Ко­ор­ди­на­ци­он­ный ко­ми­тет меж­цер­ков­ной по­мо­щи в Ук­раи­не;

Шко­ла со­ци­аль­ной ра­бо­ты На­цио­наль­но­го уни­вер­си­те­та «Кие­во-Мо­ги­лян­ская Ака­де­мия»;

Ми­ни­стер­ст­во здра­во­охра­не­ния Ук­раи­ны;

Ми­ни­стер­ст­во Ук­раи­ны по де­лам се­мьи, мо­ло­де­жи и спор­та;

ЮНЕЙДС — пред­ста­ви­тель­ст­во ООН в Ук­раи­не по про­бле­мам Спи­да;

ме­ж­ду­на­род­ная бла­го­тво­ри­тель­ная ас­со­циа­ция «Три­умф Серд­ца» (г. Ки­ев);

Ме­ди­цин­ский центр На­цио­наль­но­го авиа­ци­он­но­го уни­вер­си­те­та Ук­раи­ны (г. Ки­ев);

Во­ен­но-ме­ди­цин­ское управ­ле­ние Служ­бы безо­пас­но­сти Ук­раи­ны;

«КАРИТАС-СПЕС Ук­раи­на»;

Диа­ко­ни­че­ская служ­ба Не­мец­кой Лю­те­ран­ской Еван­гель­ской Церк­ви Ук­раи­ны.

Мно­же­ст­во со­ци­аль­ных цер­ков­ных ини­циа­тив пре­до­пре­де­ля­ет не­об­хо­ди­мость под­го­тов­ки свя­щен­но­слу­жи­те­лей и цер­ков­ных ра­бот­ни­ков к со­ци­аль­ной ра­бо­те и ак­тив­но­му уча­стию в ее ор­га­ни­за­ции. Та­кая ра­бо­та по­слу­жит на бла­го об­ще­ст­ва в це­лом и бу­дет спо­соб­ст­во­вать де­лу его во­цер­ков­лен­ня.

Цер­ковь на­де­ет­ся, что благотворительная работа при­ве­дет всех нас к по­зна­нию Ис­ти­ны, по­мо­жет со­хра­нить вер­ность бо­го­дан­ным эти­че­ским нор­мам, обес­пе­чит мир, со­гла­сие и бла­го­сос­тоя­ние, при ко­то­рых она смо­жет наи­луч­шим об­ра­зом вы­пол­нять свою спа­си­тель­ную мис­сию

Боль­шое вни­ма­ние во­про­сам со­ци­аль­но­го слу­же­ния уде­ля­ет Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. Его про­по­ве­ди, его жизнь яв­ля­ют­ся при­ме­ром люб­ви к ближ­не­му, при­ме­ром слу­же­ния лю­дям. Про­грам­ма со­ци­аль­но­го слу­же­ния яс­но на­чер­та­на в Свя­том Еван­ге­лии в из­вест­ных сло­вах Гос­по­да: «Ал­кал Я, и вы да­ли Мне есть; жа­ж­дал, и вы на­пои­ли Ме­ня; был стран­ни­ком, и вы при­ня­ли Ме­ня; был наг, и вы оде­ли Ме­ня; был бо­лен, и вы по­се­ти­ли Ме­ня; в тем­ни­це был, и вы при­шли ко Мне... ис­тин­но го­во­рю вам: так как вы сде­ла­ли это од­но­му из сих брать­ев Мо­их мень­ших, то сде­ла­ли Мне» (Мф. 25. 35–36, 40).

В од­ном из сво­их бо­го­слов­ских тру­дов Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, рас­кры­вая пред­на­зна­че­ние зем­ной мис­сии Спа­си­те­ля, пи­шет: «При­дя на зем­лю, что­бы спа­сти нас, Гос­подь Ии­сус Хри­стос бла­го­во­лил на­зы­вать Свой ве­ли­кий под­виг, че­рез ко­то­рый мы спа­се­ны, слу­же­ни­ем ро­ду че­ло­ве­че­ско­му. «Сын че­ло­ве­че­ский не для то­го при­шел, что­бы Ему слу­жи­ли, но что­бы по­слу­жить и от­дать ду­шу Свою за мно­гих» (Мф. 20, 28)»  .

Слу­же­ние Спа­си­те­ля вы­ра­жа­лось в том, что Он «взял на Се­бя на­ши не­мо­щи и по­нес бо­лез­ни» (Ис. 53, 4). Бес­пре­дель­ная Лю­бовь — Гос­подь — при­шел, что­бы со­греть те­п­лом Сво­ей люб­ви хо­лод­ный мир, что­бы нау­чить люб­ви ожес­то­чен­ные люд­ские серд­ца. Слу­же­ние ближ­не­му Он воз­вел в ранг од­ной из глав­ней­ших обя­зан­но­стей че­ло­ве­ка, сде­лал ус­ло­ви­ем его спа­се­ния. Гос­подь явил нам при­мер та­ко­го слу­же­ния в Сво­ей зем­ной жиз­ни, ко­то­рая бы­ла це­ли­ком от­да­на лю­дям. Он вос­кре­шал мерт­вых, вра­че­вал боль­ных, из­го­нял из одер­жи­мых злую бе­сов­скую си­лу, умуд­рял не­ра­зум­ных, да­руя всем ос­во­бо­ж­де­ние от по­ги­бе­ли и гре­ха.

Он, Вла­ды­ка, Соз­да­тель ми­ра и че­ло­ве­ка, умы­ва­ет но­ги сво­им уче­ни­кам, за­по­ве­дуя им, а в их ли­це и ка­ж­до­му из нас, тво­рить так же: обуз­дав гор­ды­ню и спесь, сми­рен­но слу­жить ближ­не­му. Жерт­вен­ное слу­же­ние лю­дям Гос­подь за­по­ве­дал Сво­им уче­ни­кам. «Я по­сре­ди вас, как слу­жа­щий» (Лк. 22, 27), — го­во­рил Он им, по­да­вая при­мер сми­ре­ния и са­мо­от­вер­же­ния. «Ук­ло­няй­ся от зла и тво­ри бла­го» (Пс. 33, 15), — взы­ва­ет к ка­ж­до­му из по­сле­до­ва­те­лей Хри­ста Свя­щен­ное Пи­са­ние. Бла­го­тво­ри­тель­ность, тво­ре­ние бла­га — бо­го­ус­та­нов­лен­ная доб­ро­де­тель, один из крае­уголь­ных кам­ней нрав­ст­вен­но­го зда­ния хри­сти­ан­ст­ва.

«Бла­го­тво­ри­тель­ность все­гда бы­ла не­отъ­ем­ле­мой ча­стью слу­же­ния Церк­ви. То, что мы де­ла­ем че­ло­ве­ку, ну­ж­даю­ще­му­ся в еде, оде­ж­де, под­держ­ке, мы де­ла­ем для Са­мо­го Гос­по­да. И Цер­ковь все­гда со­блю­да­ла эту за­по­ведь, по­мо­гая бед­ным, боль­ным, обез­до­лен­ным, оди­но­ким, осу­ж­ден­ным. Лишь во вре­ме­на со­вет­ской вла­сти она бы­ла ли­ше­на это­го пра­ва. Се­го­дня пе­ред Цер­ко­вью раз­вер­ну­лось ши­ро­кое по­ле для бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти. Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в про­ве­де­нии еже­год­ных бла­го­тво­ри­тель­ных ак­ций «Ми­ло­сер­дие», в рам­ках ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­ют­ся про­ек­ты по­мо­щи ин­ва­ли­дам, ве­те­ра­нам вой­ны и тру­да, по­жи­лым лю­дям. Она по воз­мож­но­сти взя­ла по­пе­чи­тель­ст­во над до­ма­ми пре­ста­ре­лых, дет­ски­ми до­ма­ми, уч­ре­ж­де­ния­ми для лю­дей с фи­зи­че­ски­ми и ум­ст­вен­ны­ми не­дос­тат­ка­ми, ду­хов­но окорм­ля­ет тех, кто на­хо­дит­ся в мес­тах ли­ше­ния сво­бо­ды. На­ша Цер­ковь ак­тив­но под­дер­жи­ва­ет и по­мо­га­ет тем, кто по­стра­дал от Чер­но­быль­ской ава­рии. В ра­бо­те по это­му на­прав­ле­нию мы со­труд­ни­ча­ем с та­ки­ми ор­га­ни­за­ция­ми, как «Со­юз «Чер­но­быль», «Де­ти Чер­но­бы­ля», «Ин­ва­ли­ды Чер­но­бы­ля». Бла­го­да­ря по­мо­щи Церк­ви де­ти име­ют воз­мож­ность оз­до­ро­вить­ся. Во мно­гих епар­хи­ях, мо­на­сты­рях и при­хо­дах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся бес­плат­ное пи­та­ние. Сла­ва Бо­гу, се­го­дня Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь об­ла­да­ет мно­ги­ми воз­мож­но­стя­ми для бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти и, как мо­жет, по­мо­га­ет всем, кто ну­ж­да­ет­ся в по­мо­щи»  .

Уси­ли­ва­ют­ся со­ци­аль­ный, про­све­ти­тель­ский, мис­сио­нер­ский, на­уч­ный, куль­тур­ный и дру­гие ас­пек­ты слу­же­ния Церк­ви. Как важ­ный со­ци­аль­ный ин­сти­тут, УПЦ че­рез свои мно­го­чис­лен­ные бла­го­тво­ри­тель­ные про­грам­мы и ак­ции бла­го­твор­но воз­дей­ст­ву­ет на об­ще­ст­во, спо­соб­ст­ву­ет его гу­ма­ни­за­ции, улуч­ше­нию со­ци­аль­но­го кли­ма­та в це­лом. Ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся ра­бо­та Церк­ви с мо­ло­де­жью. В этой сфе­ре про­изош­ли су­ще­ст­вен­ные по­ло­жи­тель­ные сдви­ги: от­кры­ва­ют­ся хра­мы в учеб­ных за­ве­де­ни­ях, идет ра­бо­та над вклю­че­ни­ем в об­ще­го­су­дар­ст­вен­ный учеб­но-вос­пи­та­тель­ный про­цесс ос­нов пра­во­слав­ной эти­ки и куль­ту­ры, про­ис­хо­дит ак­тив­ный по­иск но­вых форм ра­бо­ты с под­рас­таю­щим по­ко­ле­ни­ем. В сфе­ре куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва го­лос Церк­ви так­же ста­но­вит­ся го­раз­до слыш­ней и ве­со­мей. Под­дер­жи­вая на­цио­наль­ные тра­ди­ции, де­мон­ст­ри­руя ува­же­ние к вы­со­ким клас­си­че­ским ше­дев­рам, бла­го­слов­ляя та­лант­ли­вые уст­рем­ле­ния, Цер­ковь вме­сте со здо­ро­вы­ми си­ла­ми об­ще­ст­ва бо­рет­ся про­тив за­си­лия «мас­со­вой куль­ту­ры», учит бе­реж­но­му от­но­ше­нию к под­лин­ным ду­хов­ным цен­но­стям.

Со­вре­мен­ное бо­го­слов­ское оп­ре­де­ле­ние взаи­мо­от­но­ше­ний Церк­ви, об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва и лич­но­сти, от­ра­жаю­щее об­ще­цер­ков­ный взгляд на во­про­сы и про­бле­мы на­сущ­но­го вре­ме­ни, да­но в до­ку­мен­те «Ос­но­вы со­ци­аль­ной кон­цеп­ции Пра­во­слав­ной Церк­ви», ут­вер­жден­ном Юби­лей­ным Ар­хие­рей­ским Со­бо­ром в 2000 го­ду.

Этот все­объ­ем­лю­щий, на­уч­но обос­но­ван­ный до­ку­мен­таль­ный свод по­зво­лил Церк­ви вой­ти в III ты­ся­че­ле­тие с бо­го­слов­ски вы­ве­рен­ным, фун­да­мен­таль­но ар­гу­мен­ти­ро­ван­ным от­но­ше­ни­ем к яв­ле­ни­ям дей­ст­ви­тель­но­сти, вы­ра­бо­тать дол­го­сроч­ную про­грам­му взаи­мо­дей­ст­вия Церк­ви и об­ще­ст­ва, оп­ре­де­лить ос­но­во­по­ла­гаю­щие прин­ци­пы ее бы­тия в ус­ло­ви­ях се­ку­ля­ри­зо­ван­но­го об­ще­ст­ва, ста­вя­ще­го пе­ред ней бы­ст­роме­няю­щие­ся и по­рой труд­но­раз­ре­ши­мые за­да­чи.

«…Не­смот­ря на свою не­от­мир­ную при­ро­ду, — го­во­рит­ся в до­ку­мен­те — Цер­ковь все же пре­бы­ва­ет в ми­ре сем. Мис­сия Церк­ви за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы вес­ти че­ло­ве­ка к Бо­гу. Цер­ковь долж­на по­сто­ян­но про­яв­лять за­бо­ту о един­ст­ве сво­их чад, о един­ст­ве все­го об­ще­ст­ва. При этом Цер­ковь мо­жет пуб­лич­но вы­ска­зы­вать свое мне­ние по об­ще­ст­вен­но зна­чи­мым во­про­сам. Мно­гие по­ли­ти­че­ские и об­ще­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции стра­ны, как все­ук­ра­ин­ские, так и ре­гио­наль­ные, дав­но и пло­до­твор­но со­труд­ни­ча­ют с пра­во­слав­ны­ми епар­хия­ми и об­щи­на­ми на ни­ве со­ци­аль­но­го слу­же­ния.

Не­об­хо­ди­мо ос­та­но­вить вол­ну по­ро­ка и гре­ха, пьян­ст­ва и нар­ко­ма­нии, блу­да и раз­вра­та, ко­то­рая об­ру­ши­лась на на­ше об­ще­ст­во. Не­об­хо­ди­мо так­же пре­одо­леть ту про­пасть, ко­то­рая об­ра­зо­ва­лась ме­ж­ду бо­га­ты­ми и бед­ны­ми. Вся­кий, же­лаю­щий тру­дить­ся, дол­жен иметь воз­мож­ность по­лу­чить ра­бо­ту, а тру­дя­щий­ся не дол­жен ос­тать­ся без дос­той­ной оп­ла­ты сво­его тру­да. Осо­бая за­бо­та долж­на быть про­яв­ле­на о де­тях, ко­то­рые се­го­дня вы­бро­ше­ны на ули­цу, бро­дяж­ни­ча­ют и про­сто ди­ча­ют. Ес­ли их се­мьи по раз­ным при­чи­нам не мо­гут за­бо­тить­ся о них, то эту за­бо­ту долж­но взять на се­бя го­су­дар­ст­во» .

Со­ци­аль­ное слу­же­ние Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, до 1992 г. по мно­гим при­чи­нам весь­ма ог­ра­ни­чен­ное, ны­не зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лось и на­пол­ни­лось кон­крет­ным со­дер­жа­ни­ем. Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся оно как на об­ще­цер­ков­ном, так и епар­хи­аль­ном, при­ход­ском, мо­на­стыр­ском уров­нях, ох­ва­ты­вая та­кие сфе­ры, как ме­ди­ци­на, об­ра­зо­ва­ние, за­щи­та ок­ру­жаю­щей сре­ды, взаи­мо­дей­ст­вие с ар­ми­ей, ми­ли­ци­ей, ра­бо­та с деть­ми и мо­ло­де­жью, по­жи­лы­ми людь­ми, ин­ва­ли­да­ми, за­клю­чен­ны­ми и т. д. В сво­ем слу­же­нии об­ще­ст­ву Цер­ковь опи­ра­ет­ся на бо­га­тые тра­ди­ции, на­ко­п­лен­ные ею ве­ка­ми. Бла­го­тво­ри­тель­ность бы­ла ши­ро­ко рас­про­стра­не­на в Ки­ев­ской Ру­си: бла­го­творителями были рав­но­апо­столь­ные кня­зья Вла­ди­мир и Оль­га, пре­по­доб­ные Ан­то­ний и Фео­до­сий Пе­чер­ские и мно­гие дру­гие. Круп­ней­шим цен­тром бла­го­тво­ри­тель­но­сти бы­ла Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра, от­чис­ляв­шая де­ся­тую часть всех до­хо­дов мо­на­сты­ря на де­ла ми­ло­сер­дия. Она со­дер­жа­ла при­юты, бо­га­дель­ни, ле­чеб­ни­цы, бес­плат­ные тра­пез­ные для не­иму­щих. Сла­ви­лись де­ла­ми ми­ло­сер­дия ее подвижники: пре­по­доб­ный Фео­до­сий Пе­чер­ский сам по­се­щал стра­ж­ду­щих, при­чем не толь­ко по­мо­гал им пе­ре­не­сти ну­ж­ду, но и от­стаи­вал ин­те­ре­сы бед­ня­ков в су­дах, пе­ред силь­ны­ми ми­ра се­го. Ка­ж­дую не­де­лю Пе­чер­ские ино­ки во­зи­ли про­дук­ты в тем­ни­цы, по­мо­га­ли вы­ку­пать осу­ж­ден­ных из за­клю­че­ния. В той или иной ме­ре бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью за­ни­ма­лись все оби­те­ли и при­хо­ды. Не ос­ку­де­ва­ла она и в наи­худ­шие для ук­ра­ин­ско­го Пра­во­сла­вия вре­ме­на — в эпо­ху поль­ско-ли­тов­ско­го вла­ды­че­ст­ва. Боль­шую со­ци­аль­ную ра­бо­ту про­во­ди­ли то­гда пра­во­слав­ные брат­ст­ва. Они от­кры­ва­ли шко­лы, соз­да­ва­ли кас­сы взаи­мо­по­мо­щи, ма­те­ри­аль­но под­дер­жи­ва­ли хра­мы и мо­на­сты­ри.

В го­ды Со­вет­ской вла­сти бла­го­тво­ри­тель­ные тра­ди­ции Церк­ви бес­по­щад­но ис­ко­ре­ня­лись. По­сле ее кру­ше­ния пе­ред Цер­ко­вью от­кры­лись ши­ро­кие воз­мож­но­сти для бла­го­тво­ри­тель­ной ра­бо­ты. С пер­вых дней пред­стоя­тель­ско­го слу­же­ния Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир уде­ля­ет боль­шое вни­ма­ние со­ци­аль­ной ра­бо­те Церк­ви.

Ил­лю­ст­ра­ци­ей лич­ных ини­циа­тив Пред­стоя­те­ля в этом де­ле мо­жет слу­жить, на­при­мер, жур­нал за­се­да­ний Свя­щен­но­го Си­но­да от 22 ию­ня 1993 г.

«Слу­ша­ли: Пред­ло­же­ние Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны об уве­ко­ве­че­нии па­мя­ти жертв го­ло­до­мо­ра 1932–1933 гг.

По­ста­но­ви­ли:

1) установить од­но­днев­ный пост для вер­ующих УПЦ в па­мять го­ло­до­мо­ра 1932–1933 гг. в Ук­раи­не;

2) со­вер­шить па­ни­хи­ду по жерт­вам го­ло­до­мо­ра во всех епар­хи­ях УПЦ;

3) на­пра­вить по­сла­ние Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны Вла­ди­ми­ра ве­рую­щим УПЦ в свя­зи с го­дов­щи­ной го­ло­до­мо­ра;

4) про­вес­ти в Кие­ве и во всех епар­хи­ях ме­ро­прия­тия, по­свя­щен­ные па­мя­ти жертв го­ло­до­мо­ра 1932–1933 гг.

5) по воз­мож­но­сти, во всех епар­хи­ях УПЦ ус­та­но­вить по­клон­ные кре­сты — па­мят­ни­ки жерт­вам го­ло­до­мо­ра 1932–1933 гг. в Ук­раи­не» .

По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра бы­ло ус­та­нов­ле­но еже­год­ное про­ве­де­ние Цер­ко­вью в по­след­нее вос­кре­се­нье сен­тяб­ря Дня Па­мя­ти жертв го­ло­до­мо­ра, конц­ла­ге­рей и ре­прес­сий. В Кие­ве, в Бабь­ем Яру, на мес­те од­но­го из са­мых страш­ных фа­ши­ст­ских конц­ла­ге­рей, за­пла­ни­ро­ва­но со­ору­же­ние ме­мо­ри­аль­но­го ком­плек­са «Сы­рец­кий ме­мо­ри­ал», вклю­чаю­ще­го в се­бя хра­мы в честь Со­бо­ра Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и свя­ти­те­ля Пет­ра Мо­ги­лы, па­мят­ник по­гиб­шим, ки­но­лек­то­рий и му­зей па­мя­ти жертв Сы­рец­ко­го ла­ге­ря смер­ти.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru