«Я по­сре­ди вас как слу­жа­щий...»

Свою мис­сию спа­се­ния Цер­ковь со­вер­ша­ет не толь­ко в Та­ин­ст­вах, мо­лит­ве и про­по­ве­ди, но и пря­мым слу­же­ни­ем ближ­не­му на ос­но­ве Хри­сто­вой люб­ви и ми­ло­сер­дия. «Я по­сре­ди вас, как слу­жа­щий», — го­во­рит Спа­си­тель (Лк. 22, 27), а Апо­стол Петр при­зы­ва­ет: «Слу­жи­те друг дру­гу ка­ж­дый тем да­ром, ка­кой по­лу­чил» (1 Пет. 4,10). Слу­же­ние ближ­не­му и до­б­рые де­ла во имя Хри­ста — ос­но­ва со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния ка­ж­до­го хри­стиа­ни­на и всех хри­сти­ан в их со­бор­но­сти.

Пу­ти та­ко­го слу­же­ния — это и тра­ди­ци­он­ная бла­го­тво­ри­тель­ность, и сис­те­ма­ти­че­ская со­ци­аль­ная ра­бо­та. Уже с пер­вых ве­ков хри­сти­ан­ской ис­то­рии мы ви­дим при­ме­ры бла­го­тво­ри­тель­ной со­ци­аль­ной дея­тель­но­сти Церк­ви в ор­га­ни­за­ции раз­но­го ро­да при­ютов, боль­ниц, учеб­ных за­ве­де­ний. Наи­бо­лее пло­до­твор­но эта дея­тель­ность раз­ви­ва­лась в ус­ло­ви­ях хри­сти­ан­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти — в Ви­зан­тии, а за­тем на Ру­си, где Цер­ковь ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла во всех сфе­рах жиз­ни об­ще­ст­ва.

К со­жа­ле­нию, в на­шей стра­не до не­дав­не­го вре­ме­ни тра­ди­ци­он­ные фор­мы со­ци­аль­но­го слу­же­ния Церк­ви бы­ли за­пре­ще­ны или стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ва­лись го­су­дар­ст­вом. Се­го­дня Цер­ковь воз­ро­ж­да­ет присущие ей традиционные фор­мы слу­же­ния и раз­ви­ва­ет но­вые.

Сре­ди тра­ди­ци­он­ных форм бла­го­тво­ри­тель­но­сти — бес­плат­ные сто­ло­вые, ко­то­рые се­го­дня дей­ст­ву­ют прак­ти­че­ски во всех мо­на­сты­рях УПЦ и мно­гих при­ход­ских хра­мах. Об­раз­цами комплексного под­хо­да к бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти мо­гут слу­жить Свя­то-Ус­пен­ская Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра, ки­ев­ские По­кров­ский и Фло­ров­ский мо­на­сты­ри, Свя­то-Ми­хай­ло-Ар­хан­гель­ский мо­на­стырь в Одес­се. Кро­ме еже­днев­ной раз­да­чи го­ря­чих обе­дов око­ло 150 ни­щим, из Одес­ской оби­те­ли два­ж­ды в не­де­лю во­зят пол­но­цен­ные обе­ды в Одес­скую пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­скую боль­ни­цу, обес­пе­чи­вая ими 450 па­ци­ен­тов. Бла­го­тво­ри­тель­ные сто­ло­вые уже мно­го лет дей­ст­ву­ют при Свя­то-Ки­рил­лов­ском и Свя­то-Оль­гин­ском при­хо­дах Кие­ва. Они за­бо­тят­ся о лю­дях, ко­то­рые со­сто­ят на уче­те служ­бы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния.

В прак­ти­ке цер­ков­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти рас­про­стра­не­на раз­да­ча ни­щим про­дук­тов пи­та­ния, оде­ж­ды, пред­ме­тов пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти, осо­бен­но в свя­тые дни Пас­хи, Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, Пя­ти­де­сят­ни­цы. К наи­бо­лее по­чи­тае­мым цер­ков­ным празд­ни­кам при­уро­че­ны ар­хи­пас­тыр­ские ви­зи­ты Пред­стоя­те­ля на­шей Церк­ви Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра в боль­ни­цы, дет­ские до­ма, тюрь­мы, во вре­мя ко­то­рых все ну­ж­даю­щие­ся по­лу­ча­ют вме­сте с ду­хов­ной под­держ­кой по­дар­ки и фи­нан­со­вую по­мощь. Гу­ма­ни­тар­ная по­мощь, ко­то­рая по­сту­па­ет в Цер­ковь, пе­ре­да­ет­ся в кон­крет­ные го­су­дар­ст­вен­ные ме­ди­цин­ские уч­ре­ж­де­ния. Так, в кар­дио­ло­ги­че­ском цен­тре им. Н.Д. Стра­же­ско на церковные средства бы­ло обо­ру­до­ва­но ме­ди­цин­ской ме­бе­лью от­де­ле­ние реа­ни­ма­ции.

Все бо­лее рас­про­стра­ня­ет­ся цер­ков­ное слу­же­ние в боль­ни­цах, тюрь­мах, под­раз­де­ле­ни­ях ми­ли­ции, внут­рен­них вой­сках, ар­мии, а так­же ис­пра­ви­тель­ных за­ве­де­ни­ях и при­ем­ни­ках-рас­пре­де­ли­те­лях. В Кие­ве прак­ти­че­ски в ка­ж­дой боль­ни­це дей­ст­ву­ет цер­ков­ный при­ход или цер­ков­ная об­щи­на.

По­все­ме­ст­но соз­да­ют­ся ус­ло­вия для сис­те­ма­ти­че­ской со­ци­аль­ной ра­бо­ты с во­ен­ны­ми, ра­бот­ни­ка­ми ор­га­нов внут­рен­них дел, ме­ди­цин­ски­ми ра­бот­ни­ка­ми, т.е. с те­ми, от ко­го за­ви­сят судь­бы лю­дей и чья дея­тель­ность бо­лее все­го ну­ж­да­ет­ся в ду­хов­ной опе­ке Церк­ви.

Че­рез свои при­хо­ды, брат­ст­ва, се­ст­ри­че­ст­ва, фон­ды и бла­го­тво­ри­тель­ные ор­га­ни­за­ции Цер­ковь реа­ли­зу­ет про­ек­ты со­ци­аль­ной по­мо­щи в раз­но­об­раз­ней­ший сфе­рах опе­ки. Так, уже се­го­дня дей­ст­ву­ют:

дет­ский хос­пис в Кие­ве — ком­плекс­ная ду­хов­ная, со­ци­аль­ная, ме­ди­цин­ская и пси­хо­ло­ги­че­ская по­мощь не­из­ле­чи­мо боль­ным де­тям и их семь­ям;

диа­ко­ни­че­ская стан­ция в Сим­фе­ро­по­ле;

дом от­ды­ха для де­тей в Алуп­ке (Крым­ская епар­хия);

дом для лю­дей пре­клон­но­го воз­рас­та в Обу­хов­ском бла­го­чи­нии (Ки­ев­ская епар­хия);

по­мощь по­жи­лым лю­дям и ин­ва­ли­дам во Льво­ве,

сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные про­ек­ты в ря­де епар­хий и др.

Бла­го­тво­ри­тель­ная дея­тель­ность при­об­ре­ла сис­те­ма­ти­че­ский, ско­ор­ди­ни­ро­ван­ный ха­рак­тер и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся под ру­ко­во­дством Си­но­даль­но­го от­де­ла бла­го­тво­ри­тель­но­сти и со­ци­аль­но­го слу­же­ния при Свя­щен­ном Си­но­де УПЦ. Ра­бо­та Си­но­даль­но­го от­де­ла бла­го­тво­ри­тель­но­сти и со­ци­аль­но­го слу­же­ния во­зоб­но­ви­лась по­сле со­от­вет­ст­вую­ще­го ре­ше­ния Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ в ап­ре­ле 2002 г. Это­му пред­ше­ст­во­ва­ла ор­га­ни­за­ци­он­ная, об­ра­зо­ва­тель­ная и ме­то­ди­че­ская ра­бо­та на ос­но­ве парт­нер­ских кон­так­тов ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми Церк­ви, го­су­дар­ст­вен­ны­ми и не­го­су­дар­ст­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми в Ук­раи­не, а так­же за ее пре­де­ла­ми. Си­но­даль­ный от­дел бла­го­тво­ри­тель­но­сти и со­ци­аль­но­го слу­же­ния при­ни­ма­ет уча­стие в ме­ж­ду­на­род­ных кон­фе­рен­ци­ях и се­ми­на­рах, по­свя­щен­ных со­ци­аль­но­му слу­же­нию Церк­ви, ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ст­в­ле­нию цер­ков­ных со­ци­аль­ных про­ек­тов, про­во­дит ра­бо­чие встре­чи с уча­сти­ем пред­ста­ви­те­лей ме­ж­ду­на­род­ных бла­го­тво­ри­тель­ных ор­га­ни­за­ций и цер­ков­ных ор­га­ни­за­ций Ук­раи­ны, реа­ли­зую­щих про­ек­ты со­ци­аль­но­го слу­же­ния.

Сре­ди парт­не­ров Си­но­даль­но­го от­де­ла бла­го­тво­ри­тель­но­сти и со­ци­аль­но­го слу­же­ния при Свя­щен­ном Си­но­де УПЦ:

Вос­точ­но­ев­ро­пей­ский офис Все­мир­но­го Со­ве­та Церк­вей (г. Бе­ло­сток, Поль­ша);

Круг­лый стол по ре­ли­ги­оз­но­му об­ра­зо­ва­нию и диа­ко­нии От­де­ла внеш­них цер­ков­ных свя­зей Мо­с­ков­ской Пат­ри­ар­хии;

Об­ще­ст­вен­ный диа­ко­ни­че­ский со­вет г. Санкт-Пе­тер­бур­га;

Бе­ло­рус­ский круг­лый стол по диа­ко­нии и со­ци­аль­но­му слу­же­нию;

Диа­ко­ни­че­ская служ­ба Гер­ма­нии («Диа­ко­ни­ше Верк»);

Ко­ор­ди­на­ци­он­ный ко­ми­тет меж­цер­ков­ной по­мо­щи в Ук­раи­не;

Шко­ла со­ци­аль­ной ра­бо­ты На­цио­наль­но­го уни­вер­си­те­та «Кие­во-Мо­ги­лян­ская Ака­де­мия»;

Ми­ни­стер­ст­во здра­во­охра­не­ния Ук­раи­ны;

Ми­ни­стер­ст­во Ук­раи­ны по де­лам се­мьи, мо­ло­де­жи и спор­та;

ЮНЕЙДС — пред­ста­ви­тель­ст­во ООН в Ук­раи­не по про­бле­мам Спи­да;

ме­ж­ду­на­род­ная бла­го­тво­ри­тель­ная ас­со­циа­ция «Три­умф Серд­ца» (г. Ки­ев);

Ме­ди­цин­ский центр На­цио­наль­но­го авиа­ци­он­но­го уни­вер­си­те­та Ук­раи­ны (г. Ки­ев);

Во­ен­но-ме­ди­цин­ское управ­ле­ние Служ­бы безо­пас­но­сти Ук­раи­ны;

«КАРИТАС-СПЕС Ук­раи­на»;

Диа­ко­ни­че­ская служ­ба Не­мец­кой Лю­те­ран­ской Еван­гель­ской Церк­ви Ук­раи­ны.

Мно­же­ст­во со­ци­аль­ных цер­ков­ных ини­циа­тив пре­до­пре­де­ля­ет не­об­хо­ди­мость под­го­тов­ки свя­щен­но­слу­жи­те­лей и цер­ков­ных ра­бот­ни­ков к со­ци­аль­ной ра­бо­те и ак­тив­но­му уча­стию в ее ор­га­ни­за­ции. Та­кая ра­бо­та по­слу­жит на бла­го об­ще­ст­ва в це­лом и бу­дет спо­соб­ст­во­вать де­лу его во­цер­ков­лен­ня.

Цер­ковь на­де­ет­ся, что благотворительная работа при­ве­дет всех нас к по­зна­нию Ис­ти­ны, по­мо­жет со­хра­нить вер­ность бо­го­дан­ным эти­че­ским нор­мам, обес­пе­чит мир, со­гла­сие и бла­го­сос­тоя­ние, при ко­то­рых она смо­жет наи­луч­шим об­ра­зом вы­пол­нять свою спа­си­тель­ную мис­сию

Боль­шое вни­ма­ние во­про­сам со­ци­аль­но­го слу­же­ния уде­ля­ет Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. Его про­по­ве­ди, его жизнь яв­ля­ют­ся при­ме­ром люб­ви к ближ­не­му, при­ме­ром слу­же­ния лю­дям. Про­грам­ма со­ци­аль­но­го слу­же­ния яс­но на­чер­та­на в Свя­том Еван­ге­лии в из­вест­ных сло­вах Гос­по­да: «Ал­кал Я, и вы да­ли Мне есть; жа­ж­дал, и вы на­пои­ли Ме­ня; был стран­ни­ком, и вы при­ня­ли Ме­ня; был наг, и вы оде­ли Ме­ня; был бо­лен, и вы по­се­ти­ли Ме­ня; в тем­ни­це был, и вы при­шли ко Мне... ис­тин­но го­во­рю вам: так как вы сде­ла­ли это од­но­му из сих брать­ев Мо­их мень­ших, то сде­ла­ли Мне» (Мф. 25. 35–36, 40).

В од­ном из сво­их бо­го­слов­ских тру­дов Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, рас­кры­вая пред­на­зна­че­ние зем­ной мис­сии Спа­си­те­ля, пи­шет: «При­дя на зем­лю, что­бы спа­сти нас, Гос­подь Ии­сус Хри­стос бла­го­во­лил на­зы­вать Свой ве­ли­кий под­виг, че­рез ко­то­рый мы спа­се­ны, слу­же­ни­ем ро­ду че­ло­ве­че­ско­му. «Сын че­ло­ве­че­ский не для то­го при­шел, что­бы Ему слу­жи­ли, но что­бы по­слу­жить и от­дать ду­шу Свою за мно­гих» (Мф. 20, 28)»  .

Слу­же­ние Спа­си­те­ля вы­ра­жа­лось в том, что Он «взял на Се­бя на­ши не­мо­щи и по­нес бо­лез­ни» (Ис. 53, 4). Бес­пре­дель­ная Лю­бовь — Гос­подь — при­шел, что­бы со­греть те­п­лом Сво­ей люб­ви хо­лод­ный мир, что­бы нау­чить люб­ви ожес­то­чен­ные люд­ские серд­ца. Слу­же­ние ближ­не­му Он воз­вел в ранг од­ной из глав­ней­ших обя­зан­но­стей че­ло­ве­ка, сде­лал ус­ло­ви­ем его спа­се­ния. Гос­подь явил нам при­мер та­ко­го слу­же­ния в Сво­ей зем­ной жиз­ни, ко­то­рая бы­ла це­ли­ком от­да­на лю­дям. Он вос­кре­шал мерт­вых, вра­че­вал боль­ных, из­го­нял из одер­жи­мых злую бе­сов­скую си­лу, умуд­рял не­ра­зум­ных, да­руя всем ос­во­бо­ж­де­ние от по­ги­бе­ли и гре­ха.

Он, Вла­ды­ка, Соз­да­тель ми­ра и че­ло­ве­ка, умы­ва­ет но­ги сво­им уче­ни­кам, за­по­ве­дуя им, а в их ли­це и ка­ж­до­му из нас, тво­рить так же: обуз­дав гор­ды­ню и спесь, сми­рен­но слу­жить ближ­не­му. Жерт­вен­ное слу­же­ние лю­дям Гос­подь за­по­ве­дал Сво­им уче­ни­кам. «Я по­сре­ди вас, как слу­жа­щий» (Лк. 22, 27), — го­во­рил Он им, по­да­вая при­мер сми­ре­ния и са­мо­от­вер­же­ния. «Ук­ло­няй­ся от зла и тво­ри бла­го» (Пс. 33, 15), — взы­ва­ет к ка­ж­до­му из по­сле­до­ва­те­лей Хри­ста Свя­щен­ное Пи­са­ние. Бла­го­тво­ри­тель­ность, тво­ре­ние бла­га — бо­го­ус­та­нов­лен­ная доб­ро­де­тель, один из крае­уголь­ных кам­ней нрав­ст­вен­но­го зда­ния хри­сти­ан­ст­ва.

«Бла­го­тво­ри­тель­ность все­гда бы­ла не­отъ­ем­ле­мой ча­стью слу­же­ния Церк­ви. То, что мы де­ла­ем че­ло­ве­ку, ну­ж­даю­ще­му­ся в еде, оде­ж­де, под­держ­ке, мы де­ла­ем для Са­мо­го Гос­по­да. И Цер­ковь все­гда со­блю­да­ла эту за­по­ведь, по­мо­гая бед­ным, боль­ным, обез­до­лен­ным, оди­но­ким, осу­ж­ден­ным. Лишь во вре­ме­на со­вет­ской вла­сти она бы­ла ли­ше­на это­го пра­ва. Се­го­дня пе­ред Цер­ко­вью раз­вер­ну­лось ши­ро­кое по­ле для бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти. Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в про­ве­де­нии еже­год­ных бла­го­тво­ри­тель­ных ак­ций «Ми­ло­сер­дие», в рам­ках ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­ют­ся про­ек­ты по­мо­щи ин­ва­ли­дам, ве­те­ра­нам вой­ны и тру­да, по­жи­лым лю­дям. Она по воз­мож­но­сти взя­ла по­пе­чи­тель­ст­во над до­ма­ми пре­ста­ре­лых, дет­ски­ми до­ма­ми, уч­ре­ж­де­ния­ми для лю­дей с фи­зи­че­ски­ми и ум­ст­вен­ны­ми не­дос­тат­ка­ми, ду­хов­но окорм­ля­ет тех, кто на­хо­дит­ся в мес­тах ли­ше­ния сво­бо­ды. На­ша Цер­ковь ак­тив­но под­дер­жи­ва­ет и по­мо­га­ет тем, кто по­стра­дал от Чер­но­быль­ской ава­рии. В ра­бо­те по это­му на­прав­ле­нию мы со­труд­ни­ча­ем с та­ки­ми ор­га­ни­за­ция­ми, как «Со­юз «Чер­но­быль», «Де­ти Чер­но­бы­ля», «Ин­ва­ли­ды Чер­но­бы­ля». Бла­го­да­ря по­мо­щи Церк­ви де­ти име­ют воз­мож­ность оз­до­ро­вить­ся. Во мно­гих епар­хи­ях, мо­на­сты­рях и при­хо­дах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся бес­плат­ное пи­та­ние. Сла­ва Бо­гу, се­го­дня Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь об­ла­да­ет мно­ги­ми воз­мож­но­стя­ми для бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти и, как мо­жет, по­мо­га­ет всем, кто ну­ж­да­ет­ся в по­мо­щи»  .

Уси­ли­ва­ют­ся со­ци­аль­ный, про­све­ти­тель­ский, мис­сио­нер­ский, на­уч­ный, куль­тур­ный и дру­гие ас­пек­ты слу­же­ния Церк­ви. Как важ­ный со­ци­аль­ный ин­сти­тут, УПЦ че­рез свои мно­го­чис­лен­ные бла­го­тво­ри­тель­ные про­грам­мы и ак­ции бла­го­твор­но воз­дей­ст­ву­ет на об­ще­ст­во, спо­соб­ст­ву­ет его гу­ма­ни­за­ции, улуч­ше­нию со­ци­аль­но­го кли­ма­та в це­лом. Ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся ра­бо­та Церк­ви с мо­ло­де­жью. В этой сфе­ре про­изош­ли су­ще­ст­вен­ные по­ло­жи­тель­ные сдви­ги: от­кры­ва­ют­ся хра­мы в учеб­ных за­ве­де­ни­ях, идет ра­бо­та над вклю­че­ни­ем в об­ще­го­су­дар­ст­вен­ный учеб­но-вос­пи­та­тель­ный про­цесс ос­нов пра­во­слав­ной эти­ки и куль­ту­ры, про­ис­хо­дит ак­тив­ный по­иск но­вых форм ра­бо­ты с под­рас­таю­щим по­ко­ле­ни­ем. В сфе­ре куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва го­лос Церк­ви так­же ста­но­вит­ся го­раз­до слыш­ней и ве­со­мей. Под­дер­жи­вая на­цио­наль­ные тра­ди­ции, де­мон­ст­ри­руя ува­же­ние к вы­со­ким клас­си­че­ским ше­дев­рам, бла­го­слов­ляя та­лант­ли­вые уст­рем­ле­ния, Цер­ковь вме­сте со здо­ро­вы­ми си­ла­ми об­ще­ст­ва бо­рет­ся про­тив за­си­лия «мас­со­вой куль­ту­ры», учит бе­реж­но­му от­но­ше­нию к под­лин­ным ду­хов­ным цен­но­стям.

Со­вре­мен­ное бо­го­слов­ское оп­ре­де­ле­ние взаи­мо­от­но­ше­ний Церк­ви, об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва и лич­но­сти, от­ра­жаю­щее об­ще­цер­ков­ный взгляд на во­про­сы и про­бле­мы на­сущ­но­го вре­ме­ни, да­но в до­ку­мен­те «Ос­но­вы со­ци­аль­ной кон­цеп­ции Пра­во­слав­ной Церк­ви», ут­вер­жден­ном Юби­лей­ным Ар­хие­рей­ским Со­бо­ром в 2000 го­ду.

Этот все­объ­ем­лю­щий, на­уч­но обос­но­ван­ный до­ку­мен­таль­ный свод по­зво­лил Церк­ви вой­ти в III ты­ся­че­ле­тие с бо­го­слов­ски вы­ве­рен­ным, фун­да­мен­таль­но ар­гу­мен­ти­ро­ван­ным от­но­ше­ни­ем к яв­ле­ни­ям дей­ст­ви­тель­но­сти, вы­ра­бо­тать дол­го­сроч­ную про­грам­му взаи­мо­дей­ст­вия Церк­ви и об­ще­ст­ва, оп­ре­де­лить ос­но­во­по­ла­гаю­щие прин­ци­пы ее бы­тия в ус­ло­ви­ях се­ку­ля­ри­зо­ван­но­го об­ще­ст­ва, ста­вя­ще­го пе­ред ней бы­ст­роме­няю­щие­ся и по­рой труд­но­раз­ре­ши­мые за­да­чи.

«…Не­смот­ря на свою не­от­мир­ную при­ро­ду, — го­во­рит­ся в до­ку­мен­те — Цер­ковь все же пре­бы­ва­ет в ми­ре сем. Мис­сия Церк­ви за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы вес­ти че­ло­ве­ка к Бо­гу. Цер­ковь долж­на по­сто­ян­но про­яв­лять за­бо­ту о един­ст­ве сво­их чад, о един­ст­ве все­го об­ще­ст­ва. При этом Цер­ковь мо­жет пуб­лич­но вы­ска­зы­вать свое мне­ние по об­ще­ст­вен­но зна­чи­мым во­про­сам. Мно­гие по­ли­ти­че­ские и об­ще­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции стра­ны, как все­ук­ра­ин­ские, так и ре­гио­наль­ные, дав­но и пло­до­твор­но со­труд­ни­ча­ют с пра­во­слав­ны­ми епар­хия­ми и об­щи­на­ми на ни­ве со­ци­аль­но­го слу­же­ния.

Не­об­хо­ди­мо ос­та­но­вить вол­ну по­ро­ка и гре­ха, пьян­ст­ва и нар­ко­ма­нии, блу­да и раз­вра­та, ко­то­рая об­ру­ши­лась на на­ше об­ще­ст­во. Не­об­хо­ди­мо так­же пре­одо­леть ту про­пасть, ко­то­рая об­ра­зо­ва­лась ме­ж­ду бо­га­ты­ми и бед­ны­ми. Вся­кий, же­лаю­щий тру­дить­ся, дол­жен иметь воз­мож­ность по­лу­чить ра­бо­ту, а тру­дя­щий­ся не дол­жен ос­тать­ся без дос­той­ной оп­ла­ты сво­его тру­да. Осо­бая за­бо­та долж­на быть про­яв­ле­на о де­тях, ко­то­рые се­го­дня вы­бро­ше­ны на ули­цу, бро­дяж­ни­ча­ют и про­сто ди­ча­ют. Ес­ли их се­мьи по раз­ным при­чи­нам не мо­гут за­бо­тить­ся о них, то эту за­бо­ту долж­но взять на се­бя го­су­дар­ст­во» .

Со­ци­аль­ное слу­же­ние Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, до 1992 г. по мно­гим при­чи­нам весь­ма ог­ра­ни­чен­ное, ны­не зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лось и на­пол­ни­лось кон­крет­ным со­дер­жа­ни­ем. Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся оно как на об­ще­цер­ков­ном, так и епар­хи­аль­ном, при­ход­ском, мо­на­стыр­ском уров­нях, ох­ва­ты­вая та­кие сфе­ры, как ме­ди­ци­на, об­ра­зо­ва­ние, за­щи­та ок­ру­жаю­щей сре­ды, взаи­мо­дей­ст­вие с ар­ми­ей, ми­ли­ци­ей, ра­бо­та с деть­ми и мо­ло­де­жью, по­жи­лы­ми людь­ми, ин­ва­ли­да­ми, за­клю­чен­ны­ми и т. д. В сво­ем слу­же­нии об­ще­ст­ву Цер­ковь опи­ра­ет­ся на бо­га­тые тра­ди­ции, на­ко­п­лен­ные ею ве­ка­ми. Бла­го­тво­ри­тель­ность бы­ла ши­ро­ко рас­про­стра­не­на в Ки­ев­ской Ру­си: бла­го­творителями были рав­но­апо­столь­ные кня­зья Вла­ди­мир и Оль­га, пре­по­доб­ные Ан­то­ний и Фео­до­сий Пе­чер­ские и мно­гие дру­гие. Круп­ней­шим цен­тром бла­го­тво­ри­тель­но­сти бы­ла Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра, от­чис­ляв­шая де­ся­тую часть всех до­хо­дов мо­на­сты­ря на де­ла ми­ло­сер­дия. Она со­дер­жа­ла при­юты, бо­га­дель­ни, ле­чеб­ни­цы, бес­плат­ные тра­пез­ные для не­иму­щих. Сла­ви­лись де­ла­ми ми­ло­сер­дия ее подвижники: пре­по­доб­ный Фео­до­сий Пе­чер­ский сам по­се­щал стра­ж­ду­щих, при­чем не толь­ко по­мо­гал им пе­ре­не­сти ну­ж­ду, но и от­стаи­вал ин­те­ре­сы бед­ня­ков в су­дах, пе­ред силь­ны­ми ми­ра се­го. Ка­ж­дую не­де­лю Пе­чер­ские ино­ки во­зи­ли про­дук­ты в тем­ни­цы, по­мо­га­ли вы­ку­пать осу­ж­ден­ных из за­клю­че­ния. В той или иной ме­ре бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью за­ни­ма­лись все оби­те­ли и при­хо­ды. Не ос­ку­де­ва­ла она и в наи­худ­шие для ук­ра­ин­ско­го Пра­во­сла­вия вре­ме­на — в эпо­ху поль­ско-ли­тов­ско­го вла­ды­че­ст­ва. Боль­шую со­ци­аль­ную ра­бо­ту про­во­ди­ли то­гда пра­во­слав­ные брат­ст­ва. Они от­кры­ва­ли шко­лы, соз­да­ва­ли кас­сы взаи­мо­по­мо­щи, ма­те­ри­аль­но под­дер­жи­ва­ли хра­мы и мо­на­сты­ри.

В го­ды Со­вет­ской вла­сти бла­го­тво­ри­тель­ные тра­ди­ции Церк­ви бес­по­щад­но ис­ко­ре­ня­лись. По­сле ее кру­ше­ния пе­ред Цер­ко­вью от­кры­лись ши­ро­кие воз­мож­но­сти для бла­го­тво­ри­тель­ной ра­бо­ты. С пер­вых дней пред­стоя­тель­ско­го слу­же­ния Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир уде­ля­ет боль­шое вни­ма­ние со­ци­аль­ной ра­бо­те Церк­ви.

Ил­лю­ст­ра­ци­ей лич­ных ини­циа­тив Пред­стоя­те­ля в этом де­ле мо­жет слу­жить, на­при­мер, жур­нал за­се­да­ний Свя­щен­но­го Си­но­да от 22 ию­ня 1993 г.

«Слу­ша­ли: Пред­ло­же­ние Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны об уве­ко­ве­че­нии па­мя­ти жертв го­ло­до­мо­ра 1932–1933 гг.

По­ста­но­ви­ли:

1) установить од­но­днев­ный пост для вер­ующих УПЦ в па­мять го­ло­до­мо­ра 1932–1933 гг. в Ук­раи­не;

2) со­вер­шить па­ни­хи­ду по жерт­вам го­ло­до­мо­ра во всех епар­хи­ях УПЦ;

3) на­пра­вить по­сла­ние Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны Вла­ди­ми­ра ве­рую­щим УПЦ в свя­зи с го­дов­щи­ной го­ло­до­мо­ра;

4) про­вес­ти в Кие­ве и во всех епар­хи­ях ме­ро­прия­тия, по­свя­щен­ные па­мя­ти жертв го­ло­до­мо­ра 1932–1933 гг.

5) по воз­мож­но­сти, во всех епар­хи­ях УПЦ ус­та­но­вить по­клон­ные кре­сты — па­мят­ни­ки жерт­вам го­ло­до­мо­ра 1932–1933 гг. в Ук­раи­не» .

По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра бы­ло ус­та­нов­ле­но еже­год­ное про­ве­де­ние Цер­ко­вью в по­след­нее вос­кре­се­нье сен­тяб­ря Дня Па­мя­ти жертв го­ло­до­мо­ра, конц­ла­ге­рей и ре­прес­сий. В Кие­ве, в Бабь­ем Яру, на мес­те од­но­го из са­мых страш­ных фа­ши­ст­ских конц­ла­ге­рей, за­пла­ни­ро­ва­но со­ору­же­ние ме­мо­ри­аль­но­го ком­плек­са «Сы­рец­кий ме­мо­ри­ал», вклю­чаю­ще­го в се­бя хра­мы в честь Со­бо­ра Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и свя­ти­те­ля Пет­ра Мо­ги­лы, па­мят­ник по­гиб­шим, ки­но­лек­то­рий и му­зей па­мя­ти жертв Сы­рец­ко­го ла­ге­ря смер­ти.

 

Церковные Таинства

—    Совершение вместе Таинства Крещения и Миропомазания — традиция Православной Церкви. Истоки такой традиции — в словах самого Спасителя, когда он говорит о необходимости для человека родиться "от воды и Духа". Духовное рождение "от воды" — это Таинство Крещения, а рождение "от Духа" — это Таинство Миропомазания.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru