Воз­ро­ж­де­ние мо­на­ше­ской жиз­ни

Сви­де­тель­ст­вом ду­хов­но­го подъ­е­ма в Ук­раи­не ста­ло по­все­ме­ст­ное воз­ро­ж­де­ние мо­на­ше­ской жиз­ни. «Мо­на­сты­ри все­гда бы­ли цен­тра­ми бла­го­вес­тия, цер­ков­но­сти и гра­ж­дан­ст­вен­но­сти, твер­ды­ня­ми Пра­во­сла­вия и пат­рио­тиз­ма. Мо­на­ше­ст­во все­гда бы­ло тес­но свя­за­но с ис­то­ри­ей сво­его на­ро­да. Тот, кто при­хо­дил в мо­на­стырь, при­ни­мал эс­та­фе­ту ис­то­рии не толь­ко об­ще­хри­сти­ан­ской, но и сво­ей на­цио­наль­ной, вхо­дил в тес­ное об­ще­ние со свои­ми свя­ты­ми со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми.

В мо­на­сты­рях они дос­ти­га­ли вер­шин ду­хов­но­го со­вер­шен­ст­ва. Бу­ду­чи свя­ты­ми угод­ни­ка­ми Пра­во­слав­ной Церк­ви, они мо­лят­ся о нас пред От­цом Не­бес­ным и по­мо­га­ют нам в де­ле ду­хов­но­го воз­ро­ж­де­ния и спа­се­ния» .

Тор­же­ст­вом Пра­во­сла­вия, ли­ко­ва­ни­ем Церк­ви зем­ной и не­бес­ной ста­ло празд­но­ва­ние в 2001 г. 950-лет­не­го юби­лея ве­ли­чай­шей свя­ты­ни хри­сти­ан­ско­го ми­ра — Свя­то-Ус­пен­ской Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. «Ос­но­ван­ная по бла­го­сло­ве­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем и Фео­до­си­ем и дру­ги­ми под­виж­ни­ка­ми бла­го­чес­тия, оби­тель ста­ла ко­лы­бе­лью и шко­лой мо­на­ше­ст­ва на Ру­си. Имен­но из Кие­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря оте­че­ст­вен­ное мо­на­ше­ст­во за­им­ст­во­ва­ло ус­тав, тра­ди­ции, об­раз мо­лит­вы и под­виж­ни­че­ст­ва. Лав­ра по­ло­жи­ла на­ча­ло все­му то­му, что со­став­ля­ет се­го­дня бо­гат­ст­во на­шей на­цио­наль­ной ис­то­рии и куль­ту­ры. Юби­лей Лав­ры — ве­ли­кое со­бы­тие» .

Празд­но­ва­ние на­ча­лось с про­ве­де­ния по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­но­ар­хи­ман­д­ри­та Лав­ры Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра Все­ук­ра­ин­ско­го кре­ст­но­го хо­да, ор­га­ни­зо­ван­но­го об­ще­ст­вен­но-цер­ков­ным объ­е­ди­не­ни­ем «Путь пра­во­слав­ных» име­ни свя­то­го рав­но­апо­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. Эта не­ви­дан­ная по мас­шта­бам и мас­со­во­сти ак­ция, по­доб­ной ко­то­рой в Ук­раи­не еще не бы­ло, дли­лась поч­ти три ме­ся­ца и ох­ва­ти­ла все ре­гио­ны стра­ны. В День Свя­то­го Ду­ха 4 ию­ня 2001 г. ше­ст­вие на­ча­лось от стен Свя­то-Вла­ди­мир­ско­го со­бо­ра в Се­ва­сто­по­ле. С пе­ни­ем мо­литв и пред­не­се­ни­ем ве­ли­ких свя­тынь — час­ти Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, чу­до­твор­ных икон Бо­жи­ей Ма­те­ри «При­зри на сми­ре­ние», «Кур­ская Ко­рен­ная», «По­ча­ев­ская», «Тих­вин­ская», «Вла­ди­мир­ская», «Ус­пе­ние» и др. — Кре­ст­ный ход, прой­дя Крым, Хер­сон­скую и За­по­рож­скую об­лас­ти, че­рез вос­точ­ные, цен­траль­ные и се­вер­ные ре­гио­ны по­до­шел к Чер­но­бы­лю. Да­лее его мар­шрут про­лег че­рез По­ле­сье — Ов­руч­скую, Жи­то­мир­скую, Ро­вен­скую, Во­лын­скую епар­хии. Зна­ме­на­тель­ным бы­ло его шествие по зем­лям Га­ли­ции и За­кар­па­тья, что ста­ло важ­ным вкла­дом в ук­ре­п­ле­ние здесь по­зи­ций Пра­во­сла­вия. Львов, Тру­ска­вец, Му­ка­че­во, Ра­хов, Ярем­ча, Ива­но-Фран­ковск, Чер­нов­цы, Ка­ме­нец-По­доль­ский, Тер­но­поль, По­ча­ев, Хмель­ниц­кий — слав­ные ве­хи это­го по­хо­да. За­тем — ты­ся­че­ки­ло­мет­ро­вый бро­сок на юг, в Одес­су. Опи­сав круг до Но­вой Ка­хов­ки и ох­ва­тив в коль­цо прак­ти­че­ски всю Ук­раи­ну, Кре­ст­ный ход на реч­ном транс­пор­те до­б­рал­ся по Днеп­ру до Кие­ва и в день Ус­пе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри во­шел в древ­ние сте­ны Пе­чер­ской оби­те­ли.

Ше­ст­вие со­про­во­ж­да­лось чу­дес­ны­ми зна­ме­ния­ми ми­ло­сти Бо­жи­ей: ми­ро­то­чи­ли свя­тые ико­ны, ис­це­ля­лись лю­ди... Поч­ти на всем пу­ти па­лом­ни­ков со­про­во­ж­да­ла ра­ду­га, час­то шел про­лив­ной дождь. Ук­раи­на слов­но омы­лась в его стру­ях, очи­сти­лась в этом все­на­род­ном по­ры­ве и во­шла в празд­но­ва­ние с об­нов­лен­ным, про­све­щен­ным бла­го­да­тью серд­цем.

25–26 ав­гу­ста 2001 г. Ук­ра­ин­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь с офи­ци­аль­ным ви­зи­том, при­уро­чен­ным к юби­лею Лав­ры, по­се­тил Пред­стоя­тель Эл­лад­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ар­хи­епи­скоп Афин­ский и всея Эл­ла­ды Хри­сто­дул. Пер­во­ие­рарх гре­че­ско­го на­ро­да при­вез ук­ра­ин­цам ве­ли­кую свя­ты­ню — че­ст­ную гла­ву свя­то­го Апо­сто­ла Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го, в па­мять о том, что Апо­стол Хри­стов на за­ре Хри­сти­ан­ст­ва по­се­тил на­шу зем­лю, бла­го­ве­ст­вуя Еван­ге­лие. Че­рез 2 ты­ся­чи лет он вновь при­шел к нам, как к «сво­им... по ве­ре» (Гал. 6, 10), бла­го­ве­ст­во­вать ис­ти­ну. Свя­тые мо­щи Апо­сто­ла Ан­д­рея поч­ти пол­то­ра ме­ся­ца пребыва­ли в лавр­ском Кре­сто­воз­дви­жен­ском хра­ме, привлекая на по­кло­не­ние сот­ни ты­сяч ве­рую­щих.

Куль­ми­на­ци­ей празд­но­ва­ния 950-ле­тия Лав­ры стал мо­на­стыр­ский пре­столь­ный празд­ник — Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­щен­но­ар­хи­ман­д­ри­ту оби­те­ли, Пред­стоя­те­лю УПЦ Бла­жен­ней­ше­му Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру со­слу­жи­ли 80 ар­хие­ре­ев из всех Пра­во­слав­ных Церк­вей ми­ра. На бо­го­слу­же­ние при­бы­ли па­лом­ни­ки из раз­ных стран. Мо­ля­щие­ся за­пол­ни­ли всю пло­щадь Верх­ней Лав­ры.

Ие­рар­хи Пра­во­слав­ных Церк­вей ми­ра за­сви­де­тель­ст­во­ва­ли свое бла­го­го­вей­ное поч­те­ние к ве­ли­кой Пе­чер­ской оби­те­ли, вы­ра­зи­ли лю­бовь и ува­же­ние к ее свя­щен­но­ар­хи­ман­д­ри­ту Бла­жен­ней­ше­му Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру, еди­но­душ­но осу­ди­ли рас­кол.

Празд­но­ва­ние 950-ле­тия Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры при­об­ре­ло все­пра­во­слав­ное зна­че­ние. Оно еще раз про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ло, что Ук­ра­ин­ское Пра­во­сла­вие яв­ля­ет­ся жи­вой, мо­гу­чей си­лой, объ­е­ди­няю­щей на­род Ук­раи­ны в еди­ную се­мью, род­ную для всех дру­гих пра­во­слав­ных на­ро­дов, что ми­лость Гос­по­да, Его Пре­чис­той Ма­те­ри и свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их все­гда с те­ми, кто пра­во ве­ру­ет и пра­во пра­вит сло­во Бо­жи­ей ис­ти­ны.

В го­ды пред­стоя­тель­ст­ва Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, вслед за Лав­рой, воз­ро­ди­лась Свя­то-Тро­иц­кая Ки­та­ев­ская пус­тынь, поч­ти пол­но­стью раз­ру­шен­ная при со­вет­ской вла­сти. Сей­час в оби­те­ли со­вер­ша­ют­ся ус­тав­ные бо­го­слу­же­ния, воз­но­сит­ся не­пре­стан­ная мо­лит­ва к не­бес­ным по­кро­ви­те­лям мо­на­сты­ря — пре­по­доб­ным До­си­фею и Фео­фи­лу Ки­ев­ским. В 1993 г. бы­ла воз­ро­ж­де­на Свя­то-По­кров­ская Го­ло­сее­ва пус­тынь. То­гда же бы­ли об­ре­те­ны че­ст­ные мо­щи го­ло­се­ев­ско­го стар­ца Алек­сия (Ше­пе­ле­ва). В оби­те­ли чтут па­мять еще од­но­го угод­ни­ка Бо­жия — ве­ли­ко­го пра­вед­ни­ка пре­по­доб­но­го Пар­фе­ния (Крас­но­пев­це­ва).

На од­ном из жи­во­пис­ных днеп­ров­ских хол­мов вос­ста­ла из ру­ин по­ру­ган­ная, рас­пя­тая оби­тель — Свя­то-Тро­иц­кий Ио­нин­ский муж­ской мо­на­стырь, ос­но­ван­ный в 1868 г. пре­по­доб­ным Ио­ной Ки­ев­ским. На его те­ри­то­рии на­хо­дит­ся уни­каль­ный под­зем­ный ком­плекс Зве­ри­нец­ких пе­щер. В оби­те­ли по­чи­ва­ют че­ст­ные мо­щи ее ос­но­ва­те­ля пре­по­доб­но­го Ио­ны. Воз­ро­ди­лась мо­на­ше­ская жизнь в Свя­то-Вве­ден­ском мо­на­сты­ре, где ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми про­сла­ви­лась ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «При­зри на сми­ре­ние». Сре­ди дру­гих вновь от­крыв­ших­ся ки­ев­ских мо­на­сты­рей осо­бен­но кра­сив Свя­то-Пан­те­леи­мо­нов­ский жен­ский мо­на­стырь на ок­раи­не го­ро­да, ок­ру­жен­ный гус­тым ле­сом. Храм, вос­становлен­ный в этой оби­те­ли, яв­ля­ет­ся ар­хи­тек­тур­ной жем­чу­жи­ной Кие­ва.

С име­нем свя­то­го рав­но­апо­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, кре­сти­те­ля Ки­ев­ской Ру­си, свя­за­на ис­то­рия од­ной из древ­ней­ших в Ук­раи­не оби­те­лей — Свя­то-Ус­пен­ско­го Свя­то­гор­ско­го став­ро­пи­ги­аль­но­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в с. Зим­но на Во­лы­ни. Свя­той Вла­ди­мир ос­но­вал его в 1001 г. как фор­пост Пра­во­сла­вия на за­пад­ных ру­бе­жах сво­его кня­же­ст­ва. Для ду­хов­но­го ук­ре­п­ле­ния ино­ков он по­да­рил оби­те­ли чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри, ко­то­рым его бла­го­сло­вил Ца­ре­град­ский пат­ри­арх на брак с ви­зан­тий­ской ца­рев­ной Ан­ной. За свою ты­ся­че­лет­нюю ис­то­рию мо­на­стырь пе­ре­нес мно­го не­взгод. В ХХ в. его не­од­но­крат­но за­кры­ва­ли, по­след­ний раз — в го­ды хру­щев­ских го­не­ний. Мо­на­ше­ская жизнь в нем воз­ро­ди­лась в 1992 г. бла­го­да­ря под­виж­ни­че­ским тру­дам на­сель­ниц во гла­ве с игу­ме­ни­ей Сте­фа­ной и бла­го­чин­ной мо­на­хи­ней Ни­ко­ла­ей. 22–23 сен­тяб­ря 2001 г. оби­тель тор­же­ст­вен­но от­ме­ти­ла свое 1000-ле­тие. Празд­не­ст­ва воз­гла­вил Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. Его Бла­жен­ст­во ос­вя­тил ве­ли­че­ст­вен­ный па­мят­ник свя­то­му кня­зю Вла­ди­ми­ру, ко­то­рый был ус­та­нов­лен на цен­траль­ной пло­ща­ди мо­на­сты­ря в па­мять о юби­лее.

Ук­ра­ше­ни­ем Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви яв­ля­ет­ся древ­ний Свя­то-Ус­пен­ский Свя­то­гор­ский муж­ской мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный на бе­ре­гу Се­вер­ско­го Дон­ца в гря­де ме­ло­вых скал. Он сла­вит­ся свои­ми пе­ще­ра­ми, по­вто­ряю­щи­ми кон­фи­гу­ра­цию пе­щер Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. В по­след­ние го­ды в нем вновь, по­сле дол­го­го за­пус­те­ния, рас­цве­ла мо­на­ше­ская жизнь. В 2004 г. монастырь получил статус Лавры.

Засветилась лам­па­да мо­лит­вы в зна­ме­ни­той Ро­ж­де­ст­во-Бо­го­ро­дич­ной Глин­ской пус­ты­ни. В до­ре­во­лю­ци­он­ные го­ды она яв­ля­лась, на­рав­не с Оп­ти­ной пус­ты­нью, цен­тром стар­че­ст­ва. От­крыл­ся мо­на­стырь в 1994 г., а в 1996 г. ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да ему бы­ла да­ро­ва­на, вви­ду осо­бо­го ис­то­ри­че­ско­го ста­ту­са, став­ро­пи­гия.

В Одес­се воз­ро­ж­де­ны быв­шие под­во­рья Свя­то-Пан­те­леи­мо­нов­ско­го, Свя­то-Иль­ин­ско­го и Свя­то-Ан­д­ре­ев­ско­го мо­на­сты­рей Свя­той Го­ры Афон. Жизнь в одес­ских оби­те­лях уст­рое­на по стро­го­му афон­ско­му ус­та­ву. За ду­хов­ной по­мо­щью к одес­ским под­виж­ни­кам-стар­цам при­ез­жа­ют па­лом­ни­ки не толь­ко из Ук­раи­ны, но так­же из ближ­не­го и даль­не­го за­ру­бе­жья.

Вновь дей­ст­ву­ют древ­ней­шие в на­шей Церк­ви пе­щер­ные мо­на­сты­ри Кры­ма. Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ский Се­ва­сто­поль­ский мо­на­стырь ос­но­ван, по пре­да­нию, око­ло 891 г. В 1993 г. в нем, по­сле дол­го­го за­пус­те­ния, за­те­п­ли­лась от­шель­ни­че­ская жизнь. Бра­тия жи­вет в скаль­ных пе­ще­рах, как древ­ние под­виж­ни­ки Си­ная и Па­ле­сти­ны. В Ин­кер­ма­не на от­вес­ной 40-мет­ро­вой ска­ле рас­по­ло­жен Свя­то-Кли­мен­ть­ев­ский мо­на­стырь, ос­но­ван­ный в ХV в. Ок­ре­ст­ная гря­да ис­пещ­ре­на мно­же­ст­вом пе­щер­ных хра­мов и ке­лий — здесь ко­гда-то на­хо­дил­ся мо­на­ше­ский центр, по­доб­ный Афо­ну. В глу­бо­ком гор­ном уще­лье, у под­но­жия го­ры Ча­тыр-Даг, дей­ст­ву­ет Кос­мо-Да­миа­нов­ский мо­на­стырь, соз­дан­ный свя­ти­те­лем Ин­но­кен­ти­ем (Бо­ри­со­вым) в 1856 г. Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий уст­ро­ил в Кры­му мно­го гор­ных оби­те­лей. Сре­ди них — Сте­фа­но-Су­рож­ский Ки­зил­таш­ский мо­на­стырь в скаль­ной кот­ло­ви­не, где, по пре­да­нию, жил свя­той Сте­фан, ар­хи­епи­скоп Су­рож­ский (VIII в.). Од­на­ко са­мым зна­ме­ни­тым из крым­ских мо­на­сты­рей яв­ля­ет­ся Свя­то-Ус­пен­ский, рас­по­ло­жен­ный в Бах­чи­са­рае, — кра­си­вей­ший па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры, ме­сто су­ро­во­го под­виж­ни­че­ст­ва ино­ков-от­шель­ни­ков. Сей­час он при­об­ре­та­ет осо­бое зна­че­ние как фак­тор сдер­жи­ва­ния аг­рес­сив­ной идео­ло­гии вах­ха­биз­ма в крым­ско-та­тар­ском ре­гио­не.

Сре­ди от­крыв­ших­ся оби­те­лей ши­ро­ко из­вест­ны ста­рин­ные пол­тав­ские мо­на­сты­ри: Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский Мгар­ский, Кре­сто­воз­дви­жен­ский Пол­тав­ский, Ро­ж­де­ст­во-Бо­го­ро­дич­ный Ко­зель­щан­ский; мо­на­сты­ри Чер­кас­ской епар­хии: Свя­то-Тро­иц­кий Ма­тро­нин­ский, Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ский Ле­бе­дин­ский и т. д. В За­пад­ной Ук­раи­не важ­ную роль иг­ра­ют Свя­то-Ду­хов­ский муж­ской мо­на­стырь — быв­ший скит По­ча­ев­ской Лав­ры и Свя­то-Бо­го­яв­лен­ский Кре­ме­нец­кий жен­ский мо­на­стырь Тер­но­поль­ской епар­хии. Вме­сте с По­ча­ев­ской Лав­рой они вы­пол­ня­ют вы­со­кую мис­сию ук­ре­п­ле­ния и за­щи­ты Пра­во­сла­вия на за­пад­ных ру­бе­жах стра­ны.

Мо­на­сты­ри воз­ро­ж­да­ют­ся не толь­ко как мо­лит­вен­ные цен­тры. Бу­ду­чи оча­га­ми ду­хов­но­сти, куль­ту­ры, про­све­ще­ния, бла­го­тво­ри­тель­но­сти, мо­на­ше­ские оби­те­ли про­дол­жа­ют свое все­объ­ем­лю­щее слу­же­ние лю­дям. По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра Свя­щен­ным Си­но­дом рас­смот­ре­на и при­ня­та к ис­пол­не­нию Со­ци­аль­ная кон­цеп­ция Пра­во­слав­ной Церк­ви, пре­ду­смат­ри­ваю­щая, в ча­ст­но­сти, все­мер­ную ак­ти­ви­за­цию со­ци­аль­но­го слу­же­ния мо­на­сты­рей. Во мно­гих из них, в та­ких как Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра, По­ча­ев­ская Лав­ра и др., во­зоб­но­ви­лась из­да­тель­ская дея­тель­ность, про­во­дит­ся боль­шая бла­го­тво­ри­тель­ная и про­све­ти­тель­ская ра­бо­та. Сре­ди жен­ских оби­те­лей про­сла­вил­ся бла­го­тво­ри­тель­но­стью Свя­то-Ус­пен­ский Свя­то­гор­ский Зим­нен­ский мо­на­стырь, где про­хо­дит мно­го ме­ро­прия­тий, на­прав­лен­ных на обу­че­ние и оз­до­ров­ле­ние обез­до­лен­ных де­тей. Ка­ж­дое ле­то при мо­на­сты­ре дей­ст­ву­ет оз­до­ро­ви­тель­ный дет­ский ла­герь. Не­сколь­ко лет уже при­ни­ма­ет боль­ных и по­мо­га­ет им бла­го­тво­ри­тель­ная оф­таль­мо­ло­ги­че­ская кли­ни­ка, ко­то­рая раз­мес­ти­лась в сте­нах этой древ­ней оби­те­ли. Ин­те­ре­сен и по­ка­за­те­лен опыт со­ци­аль­но­го слу­же­ния Свя­то-Ио­нин­ско­го Ки­ев­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря, в ко­то­ром функ­цио­ни­ру­ют шесть школ, биб­лио­те­ка, ау­дио- и ви­део­те­ка, из­да­тель­ский центр, кур­сы ико­но­пи­си, кру­жок пе­ния, мо­ло­деж­ный центр и т. д.

 

Церковные Таинства

— Еще в Ветхом Завете есть прообраз христианского Таинства Миропомазания. Моисей, сообщив своему брату Аарону Божие повеление и ставя его первосвященником, сначала омыл его водой "и возлил елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтобы освятить" (Лев. 8, 6-12).
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Действительно, на сеансах так называемого "лечения" многие современные экстрасенсы и "целители" используют святую воду, иконы, Священное Писание и тому подобное. Но нужно помнить о том, что, как говорит апостол Павел, могут существовать даже "лжеапостолы, лукавые делатели", котороые "принимают вид Апостолов Христовых,... потому что сам сатана принимает вид Ангела света" (2 Кор. 11, 13—14).
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru