Возрождение монашеской жизни
Свидетельством духовного подъема в Украине стало повсеместное возрождение монашеской жизни. «Монастыри всегда были центрами благовестия, церковности и гражданственности, твердынями Православия и патриотизма. Монашество всегда было тесно связано с историей своего народа. Тот, кто приходил в монастырь, принимал эстафету истории не только общехристианской, но и своей национальной, входил в тесное общение со своими святыми соотечественниками.
В монастырях они достигали вершин духовного совершенства. Будучи святыми угодниками Православной Церкви, они молятся о нас пред Отцом Небесным и помогают нам в деле духовного возрождения и спасения» .
Торжеством Православия, ликованием Церкви земной и небесной стало празднование в 2001 г. 950-летнего юбилея величайшей святыни христианского мира — Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. «Основанная по благословению Божией Матери преподобными Антонием и Феодосием и другими подвижниками благочестия, обитель стала колыбелью и школой монашества на Руси. Именно из Киево-Печерского монастыря отечественное монашество заимствовало устав, традиции, образ молитвы и подвижничества. Лавра положила начало всему тому, что составляет сегодня богатство нашей национальной истории и культуры. Юбилей Лавры — великое событие» .
Празднование началось с проведения по благословению священноархимандрита Лавры Блаженнейшего Митрополита Владимира Всеукраинского крестного хода, организованного общественно-церковным объединением «Путь православных» имени святого равноапостольного князя Владимира. Эта невиданная по масштабам и массовости акция, подобной которой в Украине еще не было, длилась почти три месяца и охватила все регионы страны. В День Святого Духа 4 июня 2001 г. шествие началось от стен Свято-Владимирского собора в Севастополе. С пением молитв и преднесением великих святынь — части Животворящего Креста Господня, чудотворных икон Божией Матери «Призри на смирение», «Курская Коренная», «Почаевская», «Тихвинская», «Владимирская», «Успение» и др. — Крестный ход, пройдя Крым, Херсонскую и Запорожскую области, через восточные, центральные и северные регионы подошел к Чернобылю. Далее его маршрут пролег через Полесье — Овручскую, Житомирскую, Ровенскую, Волынскую епархии. Знаменательным было его шествие по землям Галиции и Закарпатья, что стало важным вкладом в укрепление здесь позиций Православия. Львов, Трускавец, Мукачево, Рахов, Яремча, Ивано-Франковск, Черновцы, Каменец-Подольский, Тернополь, Почаев, Хмельницкий — славные вехи этого похода. Затем — тысячекилометровый бросок на юг, в Одессу. Описав круг до Новой Каховки и охватив в кольцо практически всю Украину, Крестный ход на речном транспорте добрался по Днепру до Киева и в день Успения Божией Матери вошел в древние стены Печерской обители.
Шествие сопровождалось чудесными знамениями милости Божией: мироточили святые иконы, исцелялись люди... Почти на всем пути паломников сопровождала радуга, часто шел проливной дождь. Украина словно омылась в его струях, очистилась в этом всенародном порыве и вошла в празднование с обновленным, просвещенным благодатью сердцем.
25–26 августа 2001 г. Украинскую Православную Церковь с официальным визитом, приуроченным к юбилею Лавры, посетил Предстоятель Элладской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул. Первоиерарх греческого народа привез украинцам великую святыню — честную главу святого Апостола Андрея Первозванного, в память о том, что Апостол Христов на заре Христианства посетил нашу землю, благовествуя Евангелие. Через 2 тысячи лет он вновь пришел к нам, как к «своим... по вере» (Гал. 6, 10), благовествовать истину. Святые мощи Апостола Андрея почти полтора месяца пребывали в лаврском Крестовоздвиженском храме, привлекая на поклонение сотни тысяч верующих.
Кульминацией празднования 950-летия Лавры стал монастырский престольный праздник — Успения Пресвятой Богородицы. Священноархимандриту обители, Предстоятелю УПЦ Блаженнейшему Митрополиту Владимиру сослужили 80 архиереев из всех Православных Церквей мира. На богослужение прибыли паломники из разных стран. Молящиеся заполнили всю площадь Верхней Лавры.
Иерархи Православных Церквей мира засвидетельствовали свое благоговейное почтение к великой Печерской обители, выразили любовь и уважение к ее священноархимандриту Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, единодушно осудили раскол.
Празднование 950-летия Киево-Печерской Лавры приобрело всеправославное значение. Оно еще раз продемонстрировало, что Украинское Православие является живой, могучей силой, объединяющей народ Украины в единую семью, родную для всех других православных народов, что милость Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников Божиих всегда с теми, кто право верует и право правит слово Божией истины.
В годы предстоятельства Блаженнейшего Митрополита Владимира, вслед за Лаврой, возродилась Свято-Троицкая Китаевская пустынь, почти полностью разрушенная при советской власти. Сейчас в обители совершаются уставные богослужения, возносится непрестанная молитва к небесным покровителям монастыря — преподобным Досифею и Феофилу Киевским. В 1993 г. была возрождена Свято-Покровская Голосеева пустынь. Тогда же были обретены честные мощи голосеевского старца Алексия (Шепелева). В обители чтут память еще одного угодника Божия — великого праведника преподобного Парфения (Краснопевцева).
На одном из живописных днепровских холмов восстала из руин поруганная, распятая обитель — Свято-Троицкий Ионинский мужской монастырь, основанный в 1868 г. преподобным Ионой Киевским. На его територии находится уникальный подземный комплекс Зверинецких пещер. В обители почивают честные мощи ее основателя преподобного Ионы. Возродилась монашеская жизнь в Свято-Введенском монастыре, где великими чудесами прославилась икона Божией Матери «Призри на смирение». Среди других вновь открывшихся киевских монастырей особенно красив Свято-Пантелеимоновский женский монастырь на окраине города, окруженный густым лесом. Храм, восстановленный в этой обители, является архитектурной жемчужиной Киева.
С именем святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Киевской Руси, связана история одной из древнейших в Украине обителей — Свято-Успенского Святогорского ставропигиального женского монастыря в с. Зимно на Волыни. Святой Владимир основал его в 1001 г. как форпост Православия на западных рубежах своего княжества. Для духовного укрепления иноков он подарил обители чудотворный образ Богоматери, которым его благословил Цареградский патриарх на брак с византийской царевной Анной. За свою тысячелетнюю историю монастырь перенес много невзгод. В ХХ в. его неоднократно закрывали, последний раз — в годы хрущевских гонений. Монашеская жизнь в нем возродилась в 1992 г. благодаря подвижническим трудам насельниц во главе с игуменией Стефаной и благочинной монахиней Николаей. 22–23 сентября 2001 г. обитель торжественно отметила свое 1000-летие. Празднества возглавил Блаженнейший Митрополит Владимир. Его Блаженство освятил величественный памятник святому князю Владимиру, который был установлен на центральной площади монастыря в память о юбилее.
Украшением Украинской Православной Церкви является древний Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь, расположенный на берегу Северского Донца в гряде меловых скал. Он славится своими пещерами, повторяющими конфигурацию пещер Киево-Печерской Лавры. В последние годы в нем вновь, после долгого запустения, расцвела монашеская жизнь. В 2004 г. монастырь получил статус Лавры.
Засветилась лампада молитвы в знаменитой Рождество-Богородичной Глинской пустыни. В дореволюционные годы она являлась, наравне с Оптиной пустынью, центром старчества. Открылся монастырь в 1994 г., а в 1996 г. решением Священного Синода ему была дарована, ввиду особого исторического статуса, ставропигия.
В Одессе возрождены бывшие подворья Свято-Пантелеимоновского, Свято-Ильинского и Свято-Андреевского монастырей Святой Горы Афон. Жизнь в одесских обителях устроена по строгому афонскому уставу. За духовной помощью к одесским подвижникам-старцам приезжают паломники не только из Украины, но также из ближнего и дальнего зарубежья.
Вновь действуют древнейшие в нашей Церкви пещерные монастыри Крыма. Свято-Георгиевский Севастопольский монастырь основан, по преданию, около 891 г. В 1993 г. в нем, после долгого запустения, затеплилась отшельническая жизнь. Братия живет в скальных пещерах, как древние подвижники Синая и Палестины. В Инкермане на отвесной 40-метровой скале расположен Свято-Климентьевский монастырь, основанный в ХV в. Окрестная гряда испещрена множеством пещерных храмов и келий — здесь когда-то находился монашеский центр, подобный Афону. В глубоком горном ущелье, у подножия горы Чатыр-Даг, действует Космо-Дамиановский монастырь, созданный святителем Иннокентием (Борисовым) в 1856 г. Святитель Иннокентий устроил в Крыму много горных обителей. Среди них — Стефано-Сурожский Кизилташский монастырь в скальной котловине, где, по преданию, жил святой Стефан, архиепископ Сурожский (VIII в.). Однако самым знаменитым из крымских монастырей является Свято-Успенский, расположенный в Бахчисарае, — красивейший памятник архитектуры, место сурового подвижничества иноков-отшельников. Сейчас он приобретает особое значение как фактор сдерживания агрессивной идеологии ваххабизма в крымско-татарском регионе.
Среди открывшихся обителей широко известны старинные полтавские монастыри: Спасо-Преображенский Мгарский, Крестовоздвиженский Полтавский, Рождество-Богородичный Козельщанский; монастыри Черкасской епархии: Свято-Троицкий Матронинский, Свято-Николаевский Лебединский и т. д. В Западной Украине важную роль играют Свято-Духовский мужской монастырь — бывший скит Почаевской Лавры и Свято-Богоявленский Кременецкий женский монастырь Тернопольской епархии. Вместе с Почаевской Лаврой они выполняют высокую миссию укрепления и защиты Православия на западных рубежах страны.
Монастыри возрождаются не только как молитвенные центры. Будучи очагами духовности, культуры, просвещения, благотворительности, монашеские обители продолжают свое всеобъемлющее служение людям. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира Священным Синодом рассмотрена и принята к исполнению Социальная концепция Православной Церкви, предусматривающая, в частности, всемерную активизацию социального служения монастырей. Во многих из них, в таких как Киево-Печерская Лавра, Почаевская Лавра и др., возобновилась издательская деятельность, проводится большая благотворительная и просветительская работа. Среди женских обителей прославился благотворительностью Свято-Успенский Святогорский Зимненский монастырь, где проходит много мероприятий, направленных на обучение и оздоровление обездоленных детей. Каждое лето при монастыре действует оздоровительный детский лагерь. Несколько лет уже принимает больных и помогает им благотворительная офтальмологическая клиника, которая разместилась в стенах этой древней обители. Интересен и показателен опыт социального служения Свято-Ионинского Киевского мужского монастыря, в котором функционируют шесть школ, библиотека, аудио- и видеотека, издательский центр, курсы иконописи, кружок пения, молодежный центр и т. д.
Канонизация новых святых — свидетельство святости Церкви → |
---|
Церковные Таинства
— Крещение младенцев берет начало еще с апостольских времен. От них, конечно, невозможно ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры родителей и восприемников (крестных родителей), на которых лежит святая обязанность научить крещенных истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни, расти от силы в силу. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в том, чтобы обеспечить людям земное благосостояние и мирное сосуществование. Однако, как правило, государство осознает, что земное благополучие невозможно без соблюдения определенных нравственных норм — тех, которые необходимы и для вечного спасения человека. |
Подробнее ... |