Воз­ро­ж­де­ние мо­на­ше­ской жиз­ни

Сви­де­тель­ст­вом ду­хов­но­го подъ­е­ма в Ук­раи­не ста­ло по­все­ме­ст­ное воз­ро­ж­де­ние мо­на­ше­ской жиз­ни. «Мо­на­сты­ри все­гда бы­ли цен­тра­ми бла­го­вес­тия, цер­ков­но­сти и гра­ж­дан­ст­вен­но­сти, твер­ды­ня­ми Пра­во­сла­вия и пат­рио­тиз­ма. Мо­на­ше­ст­во все­гда бы­ло тес­но свя­за­но с ис­то­ри­ей сво­его на­ро­да. Тот, кто при­хо­дил в мо­на­стырь, при­ни­мал эс­та­фе­ту ис­то­рии не толь­ко об­ще­хри­сти­ан­ской, но и сво­ей на­цио­наль­ной, вхо­дил в тес­ное об­ще­ние со свои­ми свя­ты­ми со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми.

В мо­на­сты­рях они дос­ти­га­ли вер­шин ду­хов­но­го со­вер­шен­ст­ва. Бу­ду­чи свя­ты­ми угод­ни­ка­ми Пра­во­слав­ной Церк­ви, они мо­лят­ся о нас пред От­цом Не­бес­ным и по­мо­га­ют нам в де­ле ду­хов­но­го воз­ро­ж­де­ния и спа­се­ния» .

Тор­же­ст­вом Пра­во­сла­вия, ли­ко­ва­ни­ем Церк­ви зем­ной и не­бес­ной ста­ло празд­но­ва­ние в 2001 г. 950-лет­не­го юби­лея ве­ли­чай­шей свя­ты­ни хри­сти­ан­ско­го ми­ра — Свя­то-Ус­пен­ской Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. «Ос­но­ван­ная по бла­го­сло­ве­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем и Фео­до­си­ем и дру­ги­ми под­виж­ни­ка­ми бла­го­чес­тия, оби­тель ста­ла ко­лы­бе­лью и шко­лой мо­на­ше­ст­ва на Ру­си. Имен­но из Кие­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря оте­че­ст­вен­ное мо­на­ше­ст­во за­им­ст­во­ва­ло ус­тав, тра­ди­ции, об­раз мо­лит­вы и под­виж­ни­че­ст­ва. Лав­ра по­ло­жи­ла на­ча­ло все­му то­му, что со­став­ля­ет се­го­дня бо­гат­ст­во на­шей на­цио­наль­ной ис­то­рии и куль­ту­ры. Юби­лей Лав­ры — ве­ли­кое со­бы­тие» .

Празд­но­ва­ние на­ча­лось с про­ве­де­ния по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­но­ар­хи­ман­д­ри­та Лав­ры Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра Все­ук­ра­ин­ско­го кре­ст­но­го хо­да, ор­га­ни­зо­ван­но­го об­ще­ст­вен­но-цер­ков­ным объ­е­ди­не­ни­ем «Путь пра­во­слав­ных» име­ни свя­то­го рав­но­апо­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. Эта не­ви­дан­ная по мас­шта­бам и мас­со­во­сти ак­ция, по­доб­ной ко­то­рой в Ук­раи­не еще не бы­ло, дли­лась поч­ти три ме­ся­ца и ох­ва­ти­ла все ре­гио­ны стра­ны. В День Свя­то­го Ду­ха 4 ию­ня 2001 г. ше­ст­вие на­ча­лось от стен Свя­то-Вла­ди­мир­ско­го со­бо­ра в Се­ва­сто­по­ле. С пе­ни­ем мо­литв и пред­не­се­ни­ем ве­ли­ких свя­тынь — час­ти Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, чу­до­твор­ных икон Бо­жи­ей Ма­те­ри «При­зри на сми­ре­ние», «Кур­ская Ко­рен­ная», «По­ча­ев­ская», «Тих­вин­ская», «Вла­ди­мир­ская», «Ус­пе­ние» и др. — Кре­ст­ный ход, прой­дя Крым, Хер­сон­скую и За­по­рож­скую об­лас­ти, че­рез вос­точ­ные, цен­траль­ные и се­вер­ные ре­гио­ны по­до­шел к Чер­но­бы­лю. Да­лее его мар­шрут про­лег че­рез По­ле­сье — Ов­руч­скую, Жи­то­мир­скую, Ро­вен­скую, Во­лын­скую епар­хии. Зна­ме­на­тель­ным бы­ло его шествие по зем­лям Га­ли­ции и За­кар­па­тья, что ста­ло важ­ным вкла­дом в ук­ре­п­ле­ние здесь по­зи­ций Пра­во­сла­вия. Львов, Тру­ска­вец, Му­ка­че­во, Ра­хов, Ярем­ча, Ива­но-Фран­ковск, Чер­нов­цы, Ка­ме­нец-По­доль­ский, Тер­но­поль, По­ча­ев, Хмель­ниц­кий — слав­ные ве­хи это­го по­хо­да. За­тем — ты­ся­че­ки­ло­мет­ро­вый бро­сок на юг, в Одес­су. Опи­сав круг до Но­вой Ка­хов­ки и ох­ва­тив в коль­цо прак­ти­че­ски всю Ук­раи­ну, Кре­ст­ный ход на реч­ном транс­пор­те до­б­рал­ся по Днеп­ру до Кие­ва и в день Ус­пе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри во­шел в древ­ние сте­ны Пе­чер­ской оби­те­ли.

Ше­ст­вие со­про­во­ж­да­лось чу­дес­ны­ми зна­ме­ния­ми ми­ло­сти Бо­жи­ей: ми­ро­то­чи­ли свя­тые ико­ны, ис­це­ля­лись лю­ди... Поч­ти на всем пу­ти па­лом­ни­ков со­про­во­ж­да­ла ра­ду­га, час­то шел про­лив­ной дождь. Ук­раи­на слов­но омы­лась в его стру­ях, очи­сти­лась в этом все­на­род­ном по­ры­ве и во­шла в празд­но­ва­ние с об­нов­лен­ным, про­све­щен­ным бла­го­да­тью серд­цем.

25–26 ав­гу­ста 2001 г. Ук­ра­ин­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь с офи­ци­аль­ным ви­зи­том, при­уро­чен­ным к юби­лею Лав­ры, по­се­тил Пред­стоя­тель Эл­лад­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ар­хи­епи­скоп Афин­ский и всея Эл­ла­ды Хри­сто­дул. Пер­во­ие­рарх гре­че­ско­го на­ро­да при­вез ук­ра­ин­цам ве­ли­кую свя­ты­ню — че­ст­ную гла­ву свя­то­го Апо­сто­ла Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го, в па­мять о том, что Апо­стол Хри­стов на за­ре Хри­сти­ан­ст­ва по­се­тил на­шу зем­лю, бла­го­ве­ст­вуя Еван­ге­лие. Че­рез 2 ты­ся­чи лет он вновь при­шел к нам, как к «сво­им... по ве­ре» (Гал. 6, 10), бла­го­ве­ст­во­вать ис­ти­ну. Свя­тые мо­щи Апо­сто­ла Ан­д­рея поч­ти пол­то­ра ме­ся­ца пребыва­ли в лавр­ском Кре­сто­воз­дви­жен­ском хра­ме, привлекая на по­кло­не­ние сот­ни ты­сяч ве­рую­щих.

Куль­ми­на­ци­ей празд­но­ва­ния 950-ле­тия Лав­ры стал мо­на­стыр­ский пре­столь­ный празд­ник — Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­щен­но­ар­хи­ман­д­ри­ту оби­те­ли, Пред­стоя­те­лю УПЦ Бла­жен­ней­ше­му Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру со­слу­жи­ли 80 ар­хие­ре­ев из всех Пра­во­слав­ных Церк­вей ми­ра. На бо­го­слу­же­ние при­бы­ли па­лом­ни­ки из раз­ных стран. Мо­ля­щие­ся за­пол­ни­ли всю пло­щадь Верх­ней Лав­ры.

Ие­рар­хи Пра­во­слав­ных Церк­вей ми­ра за­сви­де­тель­ст­во­ва­ли свое бла­го­го­вей­ное поч­те­ние к ве­ли­кой Пе­чер­ской оби­те­ли, вы­ра­зи­ли лю­бовь и ува­же­ние к ее свя­щен­но­ар­хи­ман­д­ри­ту Бла­жен­ней­ше­му Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру, еди­но­душ­но осу­ди­ли рас­кол.

Празд­но­ва­ние 950-ле­тия Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры при­об­ре­ло все­пра­во­слав­ное зна­че­ние. Оно еще раз про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ло, что Ук­ра­ин­ское Пра­во­сла­вие яв­ля­ет­ся жи­вой, мо­гу­чей си­лой, объ­е­ди­няю­щей на­род Ук­раи­ны в еди­ную се­мью, род­ную для всех дру­гих пра­во­слав­ных на­ро­дов, что ми­лость Гос­по­да, Его Пре­чис­той Ма­те­ри и свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их все­гда с те­ми, кто пра­во ве­ру­ет и пра­во пра­вит сло­во Бо­жи­ей ис­ти­ны.

В го­ды пред­стоя­тель­ст­ва Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, вслед за Лав­рой, воз­ро­ди­лась Свя­то-Тро­иц­кая Ки­та­ев­ская пус­тынь, поч­ти пол­но­стью раз­ру­шен­ная при со­вет­ской вла­сти. Сей­час в оби­те­ли со­вер­ша­ют­ся ус­тав­ные бо­го­слу­же­ния, воз­но­сит­ся не­пре­стан­ная мо­лит­ва к не­бес­ным по­кро­ви­те­лям мо­на­сты­ря — пре­по­доб­ным До­си­фею и Фео­фи­лу Ки­ев­ским. В 1993 г. бы­ла воз­ро­ж­де­на Свя­то-По­кров­ская Го­ло­сее­ва пус­тынь. То­гда же бы­ли об­ре­те­ны че­ст­ные мо­щи го­ло­се­ев­ско­го стар­ца Алек­сия (Ше­пе­ле­ва). В оби­те­ли чтут па­мять еще од­но­го угод­ни­ка Бо­жия — ве­ли­ко­го пра­вед­ни­ка пре­по­доб­но­го Пар­фе­ния (Крас­но­пев­це­ва).

На од­ном из жи­во­пис­ных днеп­ров­ских хол­мов вос­ста­ла из ру­ин по­ру­ган­ная, рас­пя­тая оби­тель — Свя­то-Тро­иц­кий Ио­нин­ский муж­ской мо­на­стырь, ос­но­ван­ный в 1868 г. пре­по­доб­ным Ио­ной Ки­ев­ским. На его те­ри­то­рии на­хо­дит­ся уни­каль­ный под­зем­ный ком­плекс Зве­ри­нец­ких пе­щер. В оби­те­ли по­чи­ва­ют че­ст­ные мо­щи ее ос­но­ва­те­ля пре­по­доб­но­го Ио­ны. Воз­ро­ди­лась мо­на­ше­ская жизнь в Свя­то-Вве­ден­ском мо­на­сты­ре, где ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми про­сла­ви­лась ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «При­зри на сми­ре­ние». Сре­ди дру­гих вновь от­крыв­ших­ся ки­ев­ских мо­на­сты­рей осо­бен­но кра­сив Свя­то-Пан­те­леи­мо­нов­ский жен­ский мо­на­стырь на ок­раи­не го­ро­да, ок­ру­жен­ный гус­тым ле­сом. Храм, вос­становлен­ный в этой оби­те­ли, яв­ля­ет­ся ар­хи­тек­тур­ной жем­чу­жи­ной Кие­ва.

С име­нем свя­то­го рав­но­апо­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, кре­сти­те­ля Ки­ев­ской Ру­си, свя­за­на ис­то­рия од­ной из древ­ней­ших в Ук­раи­не оби­те­лей — Свя­то-Ус­пен­ско­го Свя­то­гор­ско­го став­ро­пи­ги­аль­но­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в с. Зим­но на Во­лы­ни. Свя­той Вла­ди­мир ос­но­вал его в 1001 г. как фор­пост Пра­во­сла­вия на за­пад­ных ру­бе­жах сво­его кня­же­ст­ва. Для ду­хов­но­го ук­ре­п­ле­ния ино­ков он по­да­рил оби­те­ли чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри, ко­то­рым его бла­го­сло­вил Ца­ре­град­ский пат­ри­арх на брак с ви­зан­тий­ской ца­рев­ной Ан­ной. За свою ты­ся­че­лет­нюю ис­то­рию мо­на­стырь пе­ре­нес мно­го не­взгод. В ХХ в. его не­од­но­крат­но за­кры­ва­ли, по­след­ний раз — в го­ды хру­щев­ских го­не­ний. Мо­на­ше­ская жизнь в нем воз­ро­ди­лась в 1992 г. бла­го­да­ря под­виж­ни­че­ским тру­дам на­сель­ниц во гла­ве с игу­ме­ни­ей Сте­фа­ной и бла­го­чин­ной мо­на­хи­ней Ни­ко­ла­ей. 22–23 сен­тяб­ря 2001 г. оби­тель тор­же­ст­вен­но от­ме­ти­ла свое 1000-ле­тие. Празд­не­ст­ва воз­гла­вил Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. Его Бла­жен­ст­во ос­вя­тил ве­ли­че­ст­вен­ный па­мят­ник свя­то­му кня­зю Вла­ди­ми­ру, ко­то­рый был ус­та­нов­лен на цен­траль­ной пло­ща­ди мо­на­сты­ря в па­мять о юби­лее.

Ук­ра­ше­ни­ем Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви яв­ля­ет­ся древ­ний Свя­то-Ус­пен­ский Свя­то­гор­ский муж­ской мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный на бе­ре­гу Се­вер­ско­го Дон­ца в гря­де ме­ло­вых скал. Он сла­вит­ся свои­ми пе­ще­ра­ми, по­вто­ряю­щи­ми кон­фи­гу­ра­цию пе­щер Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. В по­след­ние го­ды в нем вновь, по­сле дол­го­го за­пус­те­ния, рас­цве­ла мо­на­ше­ская жизнь. В 2004 г. монастырь получил статус Лавры.

Засветилась лам­па­да мо­лит­вы в зна­ме­ни­той Ро­ж­де­ст­во-Бо­го­ро­дич­ной Глин­ской пус­ты­ни. В до­ре­во­лю­ци­он­ные го­ды она яв­ля­лась, на­рав­не с Оп­ти­ной пус­ты­нью, цен­тром стар­че­ст­ва. От­крыл­ся мо­на­стырь в 1994 г., а в 1996 г. ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да ему бы­ла да­ро­ва­на, вви­ду осо­бо­го ис­то­ри­че­ско­го ста­ту­са, став­ро­пи­гия.

В Одес­се воз­ро­ж­де­ны быв­шие под­во­рья Свя­то-Пан­те­леи­мо­нов­ско­го, Свя­то-Иль­ин­ско­го и Свя­то-Ан­д­ре­ев­ско­го мо­на­сты­рей Свя­той Го­ры Афон. Жизнь в одес­ских оби­те­лях уст­рое­на по стро­го­му афон­ско­му ус­та­ву. За ду­хов­ной по­мо­щью к одес­ским под­виж­ни­кам-стар­цам при­ез­жа­ют па­лом­ни­ки не толь­ко из Ук­раи­ны, но так­же из ближ­не­го и даль­не­го за­ру­бе­жья.

Вновь дей­ст­ву­ют древ­ней­шие в на­шей Церк­ви пе­щер­ные мо­на­сты­ри Кры­ма. Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ский Се­ва­сто­поль­ский мо­на­стырь ос­но­ван, по пре­да­нию, око­ло 891 г. В 1993 г. в нем, по­сле дол­го­го за­пус­те­ния, за­те­п­ли­лась от­шель­ни­че­ская жизнь. Бра­тия жи­вет в скаль­ных пе­ще­рах, как древ­ние под­виж­ни­ки Си­ная и Па­ле­сти­ны. В Ин­кер­ма­не на от­вес­ной 40-мет­ро­вой ска­ле рас­по­ло­жен Свя­то-Кли­мен­ть­ев­ский мо­на­стырь, ос­но­ван­ный в ХV в. Ок­ре­ст­ная гря­да ис­пещ­ре­на мно­же­ст­вом пе­щер­ных хра­мов и ке­лий — здесь ко­гда-то на­хо­дил­ся мо­на­ше­ский центр, по­доб­ный Афо­ну. В глу­бо­ком гор­ном уще­лье, у под­но­жия го­ры Ча­тыр-Даг, дей­ст­ву­ет Кос­мо-Да­миа­нов­ский мо­на­стырь, соз­дан­ный свя­ти­те­лем Ин­но­кен­ти­ем (Бо­ри­со­вым) в 1856 г. Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий уст­ро­ил в Кры­му мно­го гор­ных оби­те­лей. Сре­ди них — Сте­фа­но-Су­рож­ский Ки­зил­таш­ский мо­на­стырь в скаль­ной кот­ло­ви­не, где, по пре­да­нию, жил свя­той Сте­фан, ар­хи­епи­скоп Су­рож­ский (VIII в.). Од­на­ко са­мым зна­ме­ни­тым из крым­ских мо­на­сты­рей яв­ля­ет­ся Свя­то-Ус­пен­ский, рас­по­ло­жен­ный в Бах­чи­са­рае, — кра­си­вей­ший па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры, ме­сто су­ро­во­го под­виж­ни­че­ст­ва ино­ков-от­шель­ни­ков. Сей­час он при­об­ре­та­ет осо­бое зна­че­ние как фак­тор сдер­жи­ва­ния аг­рес­сив­ной идео­ло­гии вах­ха­биз­ма в крым­ско-та­тар­ском ре­гио­не.

Сре­ди от­крыв­ших­ся оби­те­лей ши­ро­ко из­вест­ны ста­рин­ные пол­тав­ские мо­на­сты­ри: Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский Мгар­ский, Кре­сто­воз­дви­жен­ский Пол­тав­ский, Ро­ж­де­ст­во-Бо­го­ро­дич­ный Ко­зель­щан­ский; мо­на­сты­ри Чер­кас­ской епар­хии: Свя­то-Тро­иц­кий Ма­тро­нин­ский, Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ский Ле­бе­дин­ский и т. д. В За­пад­ной Ук­раи­не важ­ную роль иг­ра­ют Свя­то-Ду­хов­ский муж­ской мо­на­стырь — быв­ший скит По­ча­ев­ской Лав­ры и Свя­то-Бо­го­яв­лен­ский Кре­ме­нец­кий жен­ский мо­на­стырь Тер­но­поль­ской епар­хии. Вме­сте с По­ча­ев­ской Лав­рой они вы­пол­ня­ют вы­со­кую мис­сию ук­ре­п­ле­ния и за­щи­ты Пра­во­сла­вия на за­пад­ных ру­бе­жах стра­ны.

Мо­на­сты­ри воз­ро­ж­да­ют­ся не толь­ко как мо­лит­вен­ные цен­тры. Бу­ду­чи оча­га­ми ду­хов­но­сти, куль­ту­ры, про­све­ще­ния, бла­го­тво­ри­тель­но­сти, мо­на­ше­ские оби­те­ли про­дол­жа­ют свое все­объ­ем­лю­щее слу­же­ние лю­дям. По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра Свя­щен­ным Си­но­дом рас­смот­ре­на и при­ня­та к ис­пол­не­нию Со­ци­аль­ная кон­цеп­ция Пра­во­слав­ной Церк­ви, пре­ду­смат­ри­ваю­щая, в ча­ст­но­сти, все­мер­ную ак­ти­ви­за­цию со­ци­аль­но­го слу­же­ния мо­на­сты­рей. Во мно­гих из них, в та­ких как Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра, По­ча­ев­ская Лав­ра и др., во­зоб­но­ви­лась из­да­тель­ская дея­тель­ность, про­во­дит­ся боль­шая бла­го­тво­ри­тель­ная и про­све­ти­тель­ская ра­бо­та. Сре­ди жен­ских оби­те­лей про­сла­вил­ся бла­го­тво­ри­тель­но­стью Свя­то-Ус­пен­ский Свя­то­гор­ский Зим­нен­ский мо­на­стырь, где про­хо­дит мно­го ме­ро­прия­тий, на­прав­лен­ных на обу­че­ние и оз­до­ров­ле­ние обез­до­лен­ных де­тей. Ка­ж­дое ле­то при мо­на­сты­ре дей­ст­ву­ет оз­до­ро­ви­тель­ный дет­ский ла­герь. Не­сколь­ко лет уже при­ни­ма­ет боль­ных и по­мо­га­ет им бла­го­тво­ри­тель­ная оф­таль­мо­ло­ги­че­ская кли­ни­ка, ко­то­рая раз­мес­ти­лась в сте­нах этой древ­ней оби­те­ли. Ин­те­ре­сен и по­ка­за­те­лен опыт со­ци­аль­но­го слу­же­ния Свя­то-Ио­нин­ско­го Ки­ев­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря, в ко­то­ром функ­цио­ни­ру­ют шесть школ, биб­лио­те­ка, ау­дио- и ви­део­те­ка, из­да­тель­ский центр, кур­сы ико­но­пи­си, кру­жок пе­ния, мо­ло­деж­ный центр и т. д.

 

Церковные Таинства

—    В древности крестные родители были и у взрослых, но, в отличие от крестных у детей, их забота о новообращенном с принятием Таинства Крещения заканчивалась. Они готовили человека к Крещению: помогали изучать основы веры, свидетельствовали о человеке перед Церковью и готовили к церковной жизни.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Сейчас при многих храмах существуют воскресные школы или даже катихизаторские курсы и для взрослых. Иногда священники отдельно от богослужения проводят пастырские беседы с прихожанами, отвечают на их вопросы.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru