Ка­но­ни­за­ция но­вых свя­тых — сви­де­тель­ст­во свя­то­сти Церк­ви

С при­ез­дом Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра на Ки­ев­скую ка­фед­ру впер­вые по­сле дол­гой пау­зы на­чал­ся про­цесс ка­но­ни­за­ции оте­че­ст­вен­ных под­виж­ни­ков бла­го­чес­тия. В 1993 г. бы­ли про­слав­ле­ны пре­по­доб­ные Пар­фе­ний, До­си­фей, Фео­фил, Паи­сий Кие­во-Пе­чер­ские и Алек­сий Го­ло­се­ев­ский— ве­ли­кие пра­вед­ни­ки и чу­до­твор­цы, ко­то­рые уже дав­но по­чи­та­лись в на­ро­де.

То­гда же бы­ли об­ре­те­ны че­ст­ные мо­щи не­ко­то­рых из них — бла­жен­ней­ше­го Фео­фи­ла и стар­ца Алек­сия. Вско­ре со­стоя­лось об­ре­те­ние мо­щей ми­тро­по­ли­тов Кие­во-Га­лиц­ких: Фи­ла­ре­та (Ам­фи­те­ат­ро­ва. † 1857) — бла­го­ст­но­го свя­ти­те­ля и бла­го­дат­но­го мо­лит­вен­ни­ка, и свя­щен­но­му­че­ни­ка Вла­ди­ми­ра (Бо­го­яв­лен­ско­го. † 1918), уби­ен­но­го боль­ше­ви­ка­ми в 1918 г. у врат Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Их не­тлен­ные мо­щи по­чи­ва­ют в лавр­ских пе­ще­рах.

В 1996 г. вся пол­но­та Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мо­лит­вен­но от­ме­ти­ла 400-ле­тие со дня ро­ж­де­ния ми­тро­по­ли­та Пет­ра Мо­ги­лы — ве­ли­ко­го све­тиль­ни­ка ук­ра­ин­ской зем­ли. По­ста­нов­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ он был при­чис­лен к ли­ку свя­тых. Ши­ро­ко от­ме­ча­ла эту да­ту и об­ще­ст­вен­ность: 1996 г. был про­воз­гла­шен ЮНЕСКО го­дом Пет­ра Мо­ги­лы. По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра был из­дан в двух то­мах зна­ме­ни­тый Треб­ник Пет­ра Мо­ги­лы, поя­ви­лись но­вые на­уч­ные пуб­ли­ка­ции о жиз­ни и ду­хов­ном на­сле­дии свя­ти­те­ля, столь мно­го сде­лав­ше­го для Церк­ви и го­су­дар­ст­ва.

Сре­ди ар­хи­пас­ты­рей, ка­но­ни­зи­ро­ван­ных на­шей Цер­ко­вью, осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет одес­ский чу­до­тво­рец, вы­даю­щий­ся цер­ков­ный дея­тель XIX в. ар­хи­епи­скоп Ин­но­кен­тий (Бо­ри­сов, † 1857). Его свя­тые мо­щи бы­ли об­ре­те­ны в Одес­се в 1997 г. Бо­го­слов, про­по­вед­ник, гим­но­граф, эн­цик­ло­пе­ди­че­ски об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, свя­ти­тель Ин­но­кен­тий ос­та­вил яр­чай­ший след в ис­то­рии Церк­ви XIX в. В Одес­се бы­ли при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых так­же пра­вед­ный Ио­на († 1924), свя­щен­ник пор­то­во­го хра­ма, про­сла­вив­ший­ся мно­же­ст­вом при­жиз­нен­ных чу­до­тво­ре­ний, из­го­няв­ший бе­сов и ис­це­ляв­ший лю­дей от раз­лич­ных не­ду­гов; пре­по­доб­ный Гав­ри­ил († 1901), Афон­ский чу­до­тво­рец, соз­да­тель трех под­во­рий Свя­той Го­ры Афон в Одес­се; и пре­по­доб­ный Кук­ша († 1964), ис­по­вед­ник, под­виж­ник, мо­лит­вен­ник, пре­тер­пев­ший мно­го го­не­ний в го­ды ста­лин­ских и хру­щев­ских ре­прес­сий.

Ис­по­вед­ни­че­ст­вом и ве­ли­ки­ми тру­да­ми на бла­го Пра­во­сла­вия про­си­ял ар­хи­епи­скоп Крым­ский Лу­ка (Вой­но–Ясе­нец­кий, † 1961), уче­ный-хи­рург, ав­тор фун­да­мен­таль­ных ме­ди­цин­ских ис­сле­до­ва­ний. Он был ка­но­ни­зи­ро­ван в 1995 г. Свя­тые мо­щи его по­чи­ва­ют в Свя­то-Тро­иц­ком ка­фед­раль­ном со­бо­ре г. Сим­фе­ро­по­ля. В Кре­ст­ном хо­де при пе­ре­не­се­нии его мо­щей уча­ст­во­ва­ло 40 тыс. че­ло­век. В 1997 г. свя­ти­те­лю Лу­ке был от­крыт па­мят­ник в Сим­фе­ро­по­ле. В ок­тяб­ре 2001 г. гре­че­ские свя­щен­но­слу­жи­те­ли пе­ре­да­ли в дар свя­ти­те­лю се­реб­ря­ную ра­ку для его мо­щей .

Мно­гое сде­лал для оте­че­ст­вен­но­го Пра­во­сла­вия свя­ти­тель Иг­на­тий Ма­риу­поль­ский, ми­тро­по­лит Гот­фей­ский и Ке­фай­ский († 1786), грек по на­цио­наль­но­сти. Бла­го­дар­ную па­мять о его ар­хи­пас­тыр­ских тру­дах бережно хранят пра­во­слав­ные ве­рую­щие При­азо­вья. 15 но­яб­ря 1998 г. Пред­стоя­тель УПЦ Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир в со­слу­же­нии сон­ма ар­хие­ре­ев со­вер­шил чин про­слав­ле­ния ми­тро­по­ли­та Иг­на­тия.

В 1997 г. был ка­но­ни­зи­ро­ван одес­ский под­виж­ник и свя­щен­но­му­че­ник ми­тро­по­лит Ана­то­лий (Гри­сюк. † 1937), по­гиб­ший в ста­лин­ских ла­ге­рях. Кре­ст­ный путь его жиз­ни уда­лось про­сле­дить по ар­хи­вам КГБ. Его чтит не толь­ко Одес­са — в Ки­ро­во­град­ском Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре на­хо­дит­ся ико­на свя­ти­те­лей Ели­са­вет­град­ской зем­ли, где есть изо­бра­же­ние и свя­щен­но­му­че­ни­ка Ана­то­лия. В том же страш­ном 1937 г. по­гиб свя­щен­но­му­че­ник Про­ко­пий, ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский. Хер­сон­цы бла­го­го­вей­но по­чи­та­ют сво­его ар­хи­пас­ты­ря. Про­слав­ле­ние свя­щен­но­му­че­ни­ка со­стоя­лось в 1996 го­ду.

На Жи­то­мир­щи­не свя­то хра­нит­ся па­мять о свя­щен­но­му­че­ни­ке Фад­дее Твер­ском, пре­тер­пев­шем му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в 1938 г. Ар­хие­рей­ский Со­бор РПЦ в 1997 г. при­чис­лил твер­ско­го ис­по­вед­ни­ка к ли­ку свя­тых. В Жи­то­мир­ской епар­хии из­да­но «Жи­тие свя­щен­но­му­че­ни­ка Фад­дея», ко­то­рый на­чи­нал ар­хие­рей­ское слу­же­ние как Жи­то­мир­ский ви­кар­ный епи­скоп.

По­стра­дал от без­бож­ной вла­сти свя­щен­но­му­че­ник Пор­фи­рий, епи­скоп Кри­во­рож­ский. В 1997 г. Свя­щен­ным Си­но­дом УПЦ свя­ти­тель Пор­фи­рий при­чис­лен к ли­ку ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых.

Бо­го­бор­че­ская власть пре­сле­до­ва­ла не толь­ко жи­вых слу­жи­те­лей Бо­га, но и тех, кто уже дав­но по­чил. Та­ким му­че­ни­ком по­сле сво­ей кон­чи­ны стал пре­по­доб­ный Ио­на Ки­ев­ский, ос­но­ва­тель Свя­то-Тро­иц­ко­го Ио­нин­ско­го мо­на­сты­ря, о чем сам пред­ска­зы­вал при жиз­ни. Боль­ше­ви­ки глу­ми­лись над его мо­ща­ми, иг­рая его че­ст­ной гла­вой, как мя­чом, в фут­бол, в ос­к­вер­нен­ном ими же мо­на­стыр­ском хра­ме. Сей­час по мо­лит­вам ве­ли­ко­го стар­ца жизнь в его оби­те­ли вос­ста­нов­ле­на. В 1992 г. сю­да бы­ли воз­вра­ще­ны че­ст­ные мо­щи ос­но­ва­те­ля мо­на­сты­ря, а в 1996 г. оп­ре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да он при­чис­лен к ли­ку свя­тых.

Зна­ме­на­тель­ным дея­ни­ем ста­ла ка­но­ни­за­ция му­же­ст­вен­но­го бор­ца с Бре­ст­ской уни­ей свя­щен­но­му­че­ни­ка ар­хи­диа­ко­на Ни­ки­фо­ра Кан­та­ку­зе­на († 1598), ве­ли­ко­го про­то­син­кел­ла Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха, за­му­чен­но­го по при­ка­зу ко­ро­лев­ской вла­сти Ре­чи По­спо­ли­той в тю­рем­ных за­стен­ках. В ок­тяб­ре 2001 г. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир со­вер­шил во Львов­ском ка­фед­раль­ном Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ском со­бо­ре чин про­слав­ле­ния свя­щен­но­му­че­ни­ка. В 2002 г. ре­ше­ние о ка­но­ни­за­ции Ни­ки­фо­ра Кан­та­ку­зе­на при­ня­ла Бе­ло­рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, вклю­чив его имя в свои свят­цы.

Твер­до про­ти­во­сто­ял унии в За­кар­па­тье схи­ар­хи­ман­д­рит Алек­сий (Ка­ба­люк, † 1947). 21 ок­тяб­ря 2001 г. в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ском муж­ском мо­на­сты­ре с. Изы-Кар­пут­лаш Ху­ст­ской епар­хии со­стоя­лась ка­но­ни­за­ция пре­по­доб­но­го Алек­сия в ли­ке ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых. Празд­нич­ное бо­го­слу­же­ние и чин про­слав­ле­ния воз­гла­вил Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир в со­слу­же­нии мно­же­ст­ва ар­хие­ре­ев при сте­че­нии ог­ром­но­го чис­ла при­хо­жан и па­лом­ни­ков из раз­ных епар­хий Ук­раи­ны, Рос­сии, Че­хии, Сло­ва­кии.

По­кро­ви­те­ля­ми Га­лиц­ко­го края яв­ля­ют­ся ка­но­ни­зи­ро­ван­ные в 1994 г. пре­по­доб­ные Иов Кня­ги­нин­ский († 1621) и его уче­ник Фео­до­сий († 1629), вы­даю­щие­ся дея­те­ли Пра­во­сла­вия XVII в. Иов Кня­ги­нин­ский, основа­тель зна­ме­ни­то­го Ма­няв­ско­го ски­та, был спод­виж­ни­ком ук­ра­ин­ско­го пра­во­слав­но­го пи­са­те­ля, афон­ца-иси­ха­ста Ио­ан­на Вы­шен­ско­го. «Ук­ра­ин­ский цер­ков­но-про­све­ти­тель­ский дея­тель, пи­са­тель-по­ле­мист, ху­дож­ник, пе­да­гог, один из ос­но­ва­те­лей кни­го­из­да­ния, зна­ток ино­стран­ных язы­ков, по­сол кня­зя К. Ост­рож­ско­го, из­вест­ный ре­фор­ма­тор мо­на­сты­рей» — так оха­рак­те­ри­зо­вал Ио­ва Кня­ги­нин­ско­го Иван Фран­ко. На­ря­ду с Пет­ром Мо­ги­лой, кня­зем К. К. Ост­рож­ским, Ио­ан­ном Вы­шен­ским, За­ха­ри­ей Ко­пы­стен­ским, Ио­вом По­ча­ев­ским, Пам­вой Бе­рын­дой и дру­ги­ми дея­те­ля­ми оте­че­ст­вен­но­го Пра­во­сла­вия, Иов Кня­ги­нин­ский яв­ля­ет­ся зна­чи­тель­ной фи­гу­рой пе­ре­лом­но­го XVII в., од­ним из ос­но­ва­те­лей ук­ра­ин­ской куль­ту­ры, нау­ки, ду­хов­но­сти.

Два­дца­тый век при­нес ук­ра­ин­ско­му Пра­во­сла­вию не мень­ше ис­пы­та­ний, чем век сем­на­дца­тый. Ком­му­ни­сти­че­ский ре­жим бо­рол­ся с пра­во­слав­ной ве­рой с та­ким же ожес­то­че­ни­ем, как и поль­ское ла­тин­ст­во. Но не­объ­яс­ни­мым и па­ра­док­саль­ным яв­ля­ет­ся факт го­не­ний на Пра­во­сла­вие в ны­неш­нюю де­мо­кра­ти­че­скую эпо­ху, ко­гда сво­бо­да ве­ро­ис­по­ве­да­ний за­кре­п­ле­на в Кон­сти­ту­ции. Об этих апо­ка­лип­ти­че­ских вре­ме­нах, пред­ска­зы­вая по­яв­ле­ние рас­коль­ни­ков, вос­став­ших про­тив Ма­те­ри Церк­ви, экс­пан­сию униа­тов и ка­то­ли­ков, про­тес­тан­тов и не­оя­зы­че­ских церк­вей и сект, го­во­рил пре­по­доб­ный Лав­рен­тий Чер­ни­гов­ский († 1950). «Церк­ви вез­де бу­дут от­кры­вать, но пра­во­слав­но­му хри­стиа­ни­ну хо­дить в них бу­дет нель­зя, ибо там не бу­дет при­но­сить­ся Бес­кров­ная Жерт­ва, а бу­дет са­та­нин­ское сбо­ри­ще». Пре­по­доб­ный Лав­рен­тий был од­ним из ве­ли­ких стар­цев-мо­лит­вен­ни­ков, ко­то­рых Бог воз­двиг в труд­ное вре­мя без­бож­но­го атеи­сти­че­ско­го ре­жи­ма. Жи­ти­ем и чу­де­са­ми он упо­до­бил­ся древ­ним от­цам под­виж­ни­кам. В 1993 г. Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­чис­ли­ла пре­по­доб­но­го Лав­рен­тия к ли­ку свя­тых.

Ис­по­вед­ни­ком ве­ры был про­зор­ли­вый по­ча­ев­ский ста­рец Ио­сиф, в схи­ме — Ам­фи­ло­хий († 1971). В Ве­ли­ком по­сту 2002 г. его мо­щи бы­ли об­ре­те­ны не­тлен­ны­ми. 12 мая 2002 г. ка­но­ни­за­цию пре­по­доб­но­го Ам­фи­ло­хия со­вер­шил Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир в со­слу­же­нии 16 ар­хие­ре­ев при бо­лее чем 20-ты­сяч­ном со­б­ра­нии ве­рую­щих. Сей­час его че­ст­ные мо­щи по­чи­ва­ют ря­дом с гроб­ни­цей пре­по­доб­но­го Ио­ва По­ча­ев­ско­го в под­зем­ной Свя­то-Иов­ской церк­ви По­ча­ев­ской Лав­ры.

Свя­тая ук­ра­ин­ская зем­ля обаг­ре­на кро­вью мно­гих му­че­ни­ков и свя­щен­но­му­че­ни­ков Пра­во­сла­вия, ук­ра­ше­на под­ви­га­ми и чу­де­са­ми сон­ма пра­вед­ни­ков, пре­по­доб­ных, свя­ти­те­лей.

Не­бес­ный лик свя­тых, в зем­ле на­шей про­си­яв­ших, в ХХ в. по­пол­нил­ся ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом имен но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков. При Свя­щен­ном Си­но­де УПЦ дей­ст­ву­ет ко­мис­сия по ка­но­ни­за­ции свя­тых, в ко­то­рую по­сту­па­ют ма­те­риа­лы из всех епар­хий о ме­ст­ноч­ти­мых под­виж­ни­ках бла­го­чес­тия.

Своих не­бес­ных по­кро­ви­те­лей — ме­ст­ноч­ти­мых под­виж­ни­ков, прославленных ли­ке свя­тых те­перь ка­ж­дый край бла­го­сло­вен­ной Ук­раи­ны. Так, в Харь­ков­ской епар­хии в 1993 г. бы­ли со­б­ра­ны ма­те­риа­лы об ар­хи­епи­ско­пе Онуф­рии (Га­га­лю­ке, † 1938), ар­хи­епи­ско­пе Алек­сан­д­ре (Пет­ров­ском, † 1939), кли­ри­ках и ми­ря­нах, по­стра­дав­ших за ве­ру в Сло­бод­ском крае в го­ды ре­прес­сий. 22 ию­ня 1993 г. Свя­щен­ный Си­нод УПЦ, рас­смот­рев эти ма­те­риа­лы, по­ста­но­вил бла­го­сло­вить для ме­ст­но­го по­чи­та­ния и про­слав­ле­ния «но­во­му­че­ни­ков Сло­бо­жан­щи­ны, ут­вер­дить их ико­но­пис­ное изо­бра­же­ние, воз­бла­го­да­рить Бо­га, див­но­го во свя­тых Сво­их, воз­двиг­ше­го но­вых мо­лит­вен­ни­ков Сло­бод­ско­го края» . В ию­не 1997 г. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир со­вер­шил чин ка­но­ни­за­ции Крым­ских свя­тых, сре­ди ко­то­рых — как древ­ние, так и но­вые угод­ни­ки Бо­жии. В 2000 г. бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны но­во­му­че­ни­ки Чер­ни­гов­ские. 17 ию­ля 2001 г. в Ки­ро­во­град­ской епар­хии был про­слав­лен в ли­ке свя­тых про­тои­рей Ни­ко­лай Ис­кров­ский, уче­ник пра­вед­но­го Ио­ан­на Крон­штадт­ско­го, жес­то­ко за­му­чен­ный боль­ше­ви­ка­ми в 1919 г. В сен­тяб­ре то­го же го­да бы­ли об­ре­те­ны не­тлен­ны­ми его че­ст­ные мо­щи.

На за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да 29 ав­гу­ста 2001 г. бы­ли рас­смот­ре­ны дан­ные о за­по­рож­ских но­во­му­че­ни­ках. Свя­щен­ный Си­нод при­чис­лил к ли­ку ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых За­по­рож­ской епар­хии Бер­дян­ских но­во­му­че­ни­ков: ие­рея Алек­сия Усен­ко, про­тои­е­рея Ми­хаи­ла Ша­фа­но­ва, Со­фию Ша­фа­но­ву, про­тои­е­рея Ди­мит­рия Иг­на­тен­ко, ие­рея Мат­фея Алек­сан­д­ро­ва. Го­дом ра­нее на Ар­хие­рей­ском Со­бо­ре РПЦ бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны свя­щен­но­слу­жи­те­ли г. Бер­дян­ска: про­тои­е­рей Вик­тор Ки­ра­нов, про­тои­е­рей Ми­ха­ил Бо­го­слов­ский и ие­рей Алек­сандр Иль­ен­ков. День па­мя­ти Бер­дян­ских но­во­му­че­ни­ков оп­ре­де­ле­но празд­но­вать 1 но­яб­ря (14 но­яб­ря н. ст.).

В 1997 г. бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны 104 чер­кас­ских но­во­му­че­ни­ка: свя­щен­ни­ки, ино­ки, диа­ко­ны, ми­ря­не, пострадавшие от ре­прес­сий ста­лин­ского ре­жи­ма. В де­каб­ре 2001 г. вы­шла в свет боль­шая, на 400 стра­ниц, кни­га «Святі но­во­му­че­ни­ки та сповідники черкаські: жит­тя, под­ви­ги, стра­ж­дан­ня», в ко­то­рой рассказыва­ет­ся о тра­ги­че­ских ис­пы­та­ни­ях, вы­пав­ших на их до­лю. Со­став­ле­на служ­ба с ка­но­ном и ака­фи­стом но­во­про­слав­лен­ным свя­тым. На рас­смот­ре­ние Си­но­даль­ной ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции пе­ре­дан спи­сок с име­на­ми еще 40 чер­кас­ских но­во­му­че­ни­ков, чем за­вер­шил­ся вто­рой этап кро­пот­ли­вой ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты, про­ве­ден­ной Чер­кас­ской епар­хи­ей.

К ра­бо­те по изу­че­нию жиз­не­опи­са­ний угод­ни­ков Бо­жи­их под­клю­ча­ют­ся выс­шие бо­го­слов­ские учеб­ные за­ве­де­ния. С бла­го­сло­ве­ния Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра соз­да­на ра­бо­чая груп­па, ко­то­рая ве­дет ак­тив­ную ис­сле­до­ва­тель­скую работу в ки­ев­ских ар­хи­вах быв­ше­го КГБ. Ма­те­риа­лы исследований публикуются на стра­ни­цах «Пра­во­слав­ной га­зе­ты», «Пра­во­слав­но­го вест­ни­ка», в Бо­го­слов­ских тру­дах Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. Свя­то-Ти­хо­нов­ский бо­го­слов­ский ин­сти­тут со­брал све­де­ния о 18 тыс. но­во­му­че­ни­ков. В ос­нов­ном эти дан­ные взя­ты из ар­хи­вов спец­служб. Ме­ж­ду­на­род­ный бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Ду­хов­ное на­сле­дие» из­дал кни­гу «Ки­ев. Жерт­вы ре­прес­сий». Она со­дер­жит уни­каль­ные ма­те­риа­лы о ре­прес­си­ро­ван­ном ук­ра­ин­ском ду­хо­вен­ст­ве. Одес­ская ду­хов­ная се­ми­на­рия в сво­ем еже­ме­сяч­ни­ке «Ан­д­ре­ев­ский вест­ник» ре­гу­ляр­но по­ме­ща­ет ма­те­риа­лы об одес­ских под­виж­ни­ках бла­го­чес­тия, по­стра­дав­ших в го­ды со­вет­ской вла­сти.

 

Церковные Таинства

— Чтобы приступить к Таинству Причащения, нужно понимать величие святыни, к которой приступаешь, чувствовать свое недостоинство и искренне покаяться в грехах. Как говорит апостол Павел: "Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Действительно, на сеансах так называемого "лечения" многие современные экстрасенсы и "целители" используют святую воду, иконы, Священное Писание и тому подобное. Но нужно помнить о том, что, как говорит апостол Павел, могут существовать даже "лжеапостолы, лукавые делатели", котороые "принимают вид Апостолов Христовых,... потому что сам сатана принимает вид Ангела света" (2 Кор. 11, 13—14).
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru