Ка­но­ни­за­ция но­вых свя­тых — сви­де­тель­ст­во свя­то­сти Церк­ви

С при­ез­дом Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра на Ки­ев­скую ка­фед­ру впер­вые по­сле дол­гой пау­зы на­чал­ся про­цесс ка­но­ни­за­ции оте­че­ст­вен­ных под­виж­ни­ков бла­го­чес­тия. В 1993 г. бы­ли про­слав­ле­ны пре­по­доб­ные Пар­фе­ний, До­си­фей, Фео­фил, Паи­сий Кие­во-Пе­чер­ские и Алек­сий Го­ло­се­ев­ский— ве­ли­кие пра­вед­ни­ки и чу­до­твор­цы, ко­то­рые уже дав­но по­чи­та­лись в на­ро­де.

То­гда же бы­ли об­ре­те­ны че­ст­ные мо­щи не­ко­то­рых из них — бла­жен­ней­ше­го Фео­фи­ла и стар­ца Алек­сия. Вско­ре со­стоя­лось об­ре­те­ние мо­щей ми­тро­по­ли­тов Кие­во-Га­лиц­ких: Фи­ла­ре­та (Ам­фи­те­ат­ро­ва. † 1857) — бла­го­ст­но­го свя­ти­те­ля и бла­го­дат­но­го мо­лит­вен­ни­ка, и свя­щен­но­му­че­ни­ка Вла­ди­ми­ра (Бо­го­яв­лен­ско­го. † 1918), уби­ен­но­го боль­ше­ви­ка­ми в 1918 г. у врат Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Их не­тлен­ные мо­щи по­чи­ва­ют в лавр­ских пе­ще­рах.

В 1996 г. вся пол­но­та Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мо­лит­вен­но от­ме­ти­ла 400-ле­тие со дня ро­ж­де­ния ми­тро­по­ли­та Пет­ра Мо­ги­лы — ве­ли­ко­го све­тиль­ни­ка ук­ра­ин­ской зем­ли. По­ста­нов­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ он был при­чис­лен к ли­ку свя­тых. Ши­ро­ко от­ме­ча­ла эту да­ту и об­ще­ст­вен­ность: 1996 г. был про­воз­гла­шен ЮНЕСКО го­дом Пет­ра Мо­ги­лы. По бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра был из­дан в двух то­мах зна­ме­ни­тый Треб­ник Пет­ра Мо­ги­лы, поя­ви­лись но­вые на­уч­ные пуб­ли­ка­ции о жиз­ни и ду­хов­ном на­сле­дии свя­ти­те­ля, столь мно­го сде­лав­ше­го для Церк­ви и го­су­дар­ст­ва.

Сре­ди ар­хи­пас­ты­рей, ка­но­ни­зи­ро­ван­ных на­шей Цер­ко­вью, осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет одес­ский чу­до­тво­рец, вы­даю­щий­ся цер­ков­ный дея­тель XIX в. ар­хи­епи­скоп Ин­но­кен­тий (Бо­ри­сов, † 1857). Его свя­тые мо­щи бы­ли об­ре­те­ны в Одес­се в 1997 г. Бо­го­слов, про­по­вед­ник, гим­но­граф, эн­цик­ло­пе­ди­че­ски об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, свя­ти­тель Ин­но­кен­тий ос­та­вил яр­чай­ший след в ис­то­рии Церк­ви XIX в. В Одес­се бы­ли при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых так­же пра­вед­ный Ио­на († 1924), свя­щен­ник пор­то­во­го хра­ма, про­сла­вив­ший­ся мно­же­ст­вом при­жиз­нен­ных чу­до­тво­ре­ний, из­го­няв­ший бе­сов и ис­це­ляв­ший лю­дей от раз­лич­ных не­ду­гов; пре­по­доб­ный Гав­ри­ил († 1901), Афон­ский чу­до­тво­рец, соз­да­тель трех под­во­рий Свя­той Го­ры Афон в Одес­се; и пре­по­доб­ный Кук­ша († 1964), ис­по­вед­ник, под­виж­ник, мо­лит­вен­ник, пре­тер­пев­ший мно­го го­не­ний в го­ды ста­лин­ских и хру­щев­ских ре­прес­сий.

Ис­по­вед­ни­че­ст­вом и ве­ли­ки­ми тру­да­ми на бла­го Пра­во­сла­вия про­си­ял ар­хи­епи­скоп Крым­ский Лу­ка (Вой­но–Ясе­нец­кий, † 1961), уче­ный-хи­рург, ав­тор фун­да­мен­таль­ных ме­ди­цин­ских ис­сле­до­ва­ний. Он был ка­но­ни­зи­ро­ван в 1995 г. Свя­тые мо­щи его по­чи­ва­ют в Свя­то-Тро­иц­ком ка­фед­раль­ном со­бо­ре г. Сим­фе­ро­по­ля. В Кре­ст­ном хо­де при пе­ре­не­се­нии его мо­щей уча­ст­во­ва­ло 40 тыс. че­ло­век. В 1997 г. свя­ти­те­лю Лу­ке был от­крыт па­мят­ник в Сим­фе­ро­по­ле. В ок­тяб­ре 2001 г. гре­че­ские свя­щен­но­слу­жи­те­ли пе­ре­да­ли в дар свя­ти­те­лю се­реб­ря­ную ра­ку для его мо­щей .

Мно­гое сде­лал для оте­че­ст­вен­но­го Пра­во­сла­вия свя­ти­тель Иг­на­тий Ма­риу­поль­ский, ми­тро­по­лит Гот­фей­ский и Ке­фай­ский († 1786), грек по на­цио­наль­но­сти. Бла­го­дар­ную па­мять о его ар­хи­пас­тыр­ских тру­дах бережно хранят пра­во­слав­ные ве­рую­щие При­азо­вья. 15 но­яб­ря 1998 г. Пред­стоя­тель УПЦ Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир в со­слу­же­нии сон­ма ар­хие­ре­ев со­вер­шил чин про­слав­ле­ния ми­тро­по­ли­та Иг­на­тия.

В 1997 г. был ка­но­ни­зи­ро­ван одес­ский под­виж­ник и свя­щен­но­му­че­ник ми­тро­по­лит Ана­то­лий (Гри­сюк. † 1937), по­гиб­ший в ста­лин­ских ла­ге­рях. Кре­ст­ный путь его жиз­ни уда­лось про­сле­дить по ар­хи­вам КГБ. Его чтит не толь­ко Одес­са — в Ки­ро­во­град­ском Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре на­хо­дит­ся ико­на свя­ти­те­лей Ели­са­вет­град­ской зем­ли, где есть изо­бра­же­ние и свя­щен­но­му­че­ни­ка Ана­то­лия. В том же страш­ном 1937 г. по­гиб свя­щен­но­му­че­ник Про­ко­пий, ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский. Хер­сон­цы бла­го­го­вей­но по­чи­та­ют сво­его ар­хи­пас­ты­ря. Про­слав­ле­ние свя­щен­но­му­че­ни­ка со­стоя­лось в 1996 го­ду.

На Жи­то­мир­щи­не свя­то хра­нит­ся па­мять о свя­щен­но­му­че­ни­ке Фад­дее Твер­ском, пре­тер­пев­шем му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в 1938 г. Ар­хие­рей­ский Со­бор РПЦ в 1997 г. при­чис­лил твер­ско­го ис­по­вед­ни­ка к ли­ку свя­тых. В Жи­то­мир­ской епар­хии из­да­но «Жи­тие свя­щен­но­му­че­ни­ка Фад­дея», ко­то­рый на­чи­нал ар­хие­рей­ское слу­же­ние как Жи­то­мир­ский ви­кар­ный епи­скоп.

По­стра­дал от без­бож­ной вла­сти свя­щен­но­му­че­ник Пор­фи­рий, епи­скоп Кри­во­рож­ский. В 1997 г. Свя­щен­ным Си­но­дом УПЦ свя­ти­тель Пор­фи­рий при­чис­лен к ли­ку ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых.

Бо­го­бор­че­ская власть пре­сле­до­ва­ла не толь­ко жи­вых слу­жи­те­лей Бо­га, но и тех, кто уже дав­но по­чил. Та­ким му­че­ни­ком по­сле сво­ей кон­чи­ны стал пре­по­доб­ный Ио­на Ки­ев­ский, ос­но­ва­тель Свя­то-Тро­иц­ко­го Ио­нин­ско­го мо­на­сты­ря, о чем сам пред­ска­зы­вал при жиз­ни. Боль­ше­ви­ки глу­ми­лись над его мо­ща­ми, иг­рая его че­ст­ной гла­вой, как мя­чом, в фут­бол, в ос­к­вер­нен­ном ими же мо­на­стыр­ском хра­ме. Сей­час по мо­лит­вам ве­ли­ко­го стар­ца жизнь в его оби­те­ли вос­ста­нов­ле­на. В 1992 г. сю­да бы­ли воз­вра­ще­ны че­ст­ные мо­щи ос­но­ва­те­ля мо­на­сты­ря, а в 1996 г. оп­ре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да он при­чис­лен к ли­ку свя­тых.

Зна­ме­на­тель­ным дея­ни­ем ста­ла ка­но­ни­за­ция му­же­ст­вен­но­го бор­ца с Бре­ст­ской уни­ей свя­щен­но­му­че­ни­ка ар­хи­диа­ко­на Ни­ки­фо­ра Кан­та­ку­зе­на († 1598), ве­ли­ко­го про­то­син­кел­ла Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха, за­му­чен­но­го по при­ка­зу ко­ро­лев­ской вла­сти Ре­чи По­спо­ли­той в тю­рем­ных за­стен­ках. В ок­тяб­ре 2001 г. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир со­вер­шил во Львов­ском ка­фед­раль­ном Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ском со­бо­ре чин про­слав­ле­ния свя­щен­но­му­че­ни­ка. В 2002 г. ре­ше­ние о ка­но­ни­за­ции Ни­ки­фо­ра Кан­та­ку­зе­на при­ня­ла Бе­ло­рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, вклю­чив его имя в свои свят­цы.

Твер­до про­ти­во­сто­ял унии в За­кар­па­тье схи­ар­хи­ман­д­рит Алек­сий (Ка­ба­люк, † 1947). 21 ок­тяб­ря 2001 г. в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ском муж­ском мо­на­сты­ре с. Изы-Кар­пут­лаш Ху­ст­ской епар­хии со­стоя­лась ка­но­ни­за­ция пре­по­доб­но­го Алек­сия в ли­ке ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых. Празд­нич­ное бо­го­слу­же­ние и чин про­слав­ле­ния воз­гла­вил Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир в со­слу­же­нии мно­же­ст­ва ар­хие­ре­ев при сте­че­нии ог­ром­но­го чис­ла при­хо­жан и па­лом­ни­ков из раз­ных епар­хий Ук­раи­ны, Рос­сии, Че­хии, Сло­ва­кии.

По­кро­ви­те­ля­ми Га­лиц­ко­го края яв­ля­ют­ся ка­но­ни­зи­ро­ван­ные в 1994 г. пре­по­доб­ные Иов Кня­ги­нин­ский († 1621) и его уче­ник Фео­до­сий († 1629), вы­даю­щие­ся дея­те­ли Пра­во­сла­вия XVII в. Иов Кня­ги­нин­ский, основа­тель зна­ме­ни­то­го Ма­няв­ско­го ски­та, был спод­виж­ни­ком ук­ра­ин­ско­го пра­во­слав­но­го пи­са­те­ля, афон­ца-иси­ха­ста Ио­ан­на Вы­шен­ско­го. «Ук­ра­ин­ский цер­ков­но-про­све­ти­тель­ский дея­тель, пи­са­тель-по­ле­мист, ху­дож­ник, пе­да­гог, один из ос­но­ва­те­лей кни­го­из­да­ния, зна­ток ино­стран­ных язы­ков, по­сол кня­зя К. Ост­рож­ско­го, из­вест­ный ре­фор­ма­тор мо­на­сты­рей» — так оха­рак­те­ри­зо­вал Ио­ва Кня­ги­нин­ско­го Иван Фран­ко. На­ря­ду с Пет­ром Мо­ги­лой, кня­зем К. К. Ост­рож­ским, Ио­ан­ном Вы­шен­ским, За­ха­ри­ей Ко­пы­стен­ским, Ио­вом По­ча­ев­ским, Пам­вой Бе­рын­дой и дру­ги­ми дея­те­ля­ми оте­че­ст­вен­но­го Пра­во­сла­вия, Иов Кня­ги­нин­ский яв­ля­ет­ся зна­чи­тель­ной фи­гу­рой пе­ре­лом­но­го XVII в., од­ним из ос­но­ва­те­лей ук­ра­ин­ской куль­ту­ры, нау­ки, ду­хов­но­сти.

Два­дца­тый век при­нес ук­ра­ин­ско­му Пра­во­сла­вию не мень­ше ис­пы­та­ний, чем век сем­на­дца­тый. Ком­му­ни­сти­че­ский ре­жим бо­рол­ся с пра­во­слав­ной ве­рой с та­ким же ожес­то­че­ни­ем, как и поль­ское ла­тин­ст­во. Но не­объ­яс­ни­мым и па­ра­док­саль­ным яв­ля­ет­ся факт го­не­ний на Пра­во­сла­вие в ны­неш­нюю де­мо­кра­ти­че­скую эпо­ху, ко­гда сво­бо­да ве­ро­ис­по­ве­да­ний за­кре­п­ле­на в Кон­сти­ту­ции. Об этих апо­ка­лип­ти­че­ских вре­ме­нах, пред­ска­зы­вая по­яв­ле­ние рас­коль­ни­ков, вос­став­ших про­тив Ма­те­ри Церк­ви, экс­пан­сию униа­тов и ка­то­ли­ков, про­тес­тан­тов и не­оя­зы­че­ских церк­вей и сект, го­во­рил пре­по­доб­ный Лав­рен­тий Чер­ни­гов­ский († 1950). «Церк­ви вез­де бу­дут от­кры­вать, но пра­во­слав­но­му хри­стиа­ни­ну хо­дить в них бу­дет нель­зя, ибо там не бу­дет при­но­сить­ся Бес­кров­ная Жерт­ва, а бу­дет са­та­нин­ское сбо­ри­ще». Пре­по­доб­ный Лав­рен­тий был од­ним из ве­ли­ких стар­цев-мо­лит­вен­ни­ков, ко­то­рых Бог воз­двиг в труд­ное вре­мя без­бож­но­го атеи­сти­че­ско­го ре­жи­ма. Жи­ти­ем и чу­де­са­ми он упо­до­бил­ся древ­ним от­цам под­виж­ни­кам. В 1993 г. Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­чис­ли­ла пре­по­доб­но­го Лав­рен­тия к ли­ку свя­тых.

Ис­по­вед­ни­ком ве­ры был про­зор­ли­вый по­ча­ев­ский ста­рец Ио­сиф, в схи­ме — Ам­фи­ло­хий († 1971). В Ве­ли­ком по­сту 2002 г. его мо­щи бы­ли об­ре­те­ны не­тлен­ны­ми. 12 мая 2002 г. ка­но­ни­за­цию пре­по­доб­но­го Ам­фи­ло­хия со­вер­шил Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир в со­слу­же­нии 16 ар­хие­ре­ев при бо­лее чем 20-ты­сяч­ном со­б­ра­нии ве­рую­щих. Сей­час его че­ст­ные мо­щи по­чи­ва­ют ря­дом с гроб­ни­цей пре­по­доб­но­го Ио­ва По­ча­ев­ско­го в под­зем­ной Свя­то-Иов­ской церк­ви По­ча­ев­ской Лав­ры.

Свя­тая ук­ра­ин­ская зем­ля обаг­ре­на кро­вью мно­гих му­че­ни­ков и свя­щен­но­му­че­ни­ков Пра­во­сла­вия, ук­ра­ше­на под­ви­га­ми и чу­де­са­ми сон­ма пра­вед­ни­ков, пре­по­доб­ных, свя­ти­те­лей.

Не­бес­ный лик свя­тых, в зем­ле на­шей про­си­яв­ших, в ХХ в. по­пол­нил­ся ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом имен но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков. При Свя­щен­ном Си­но­де УПЦ дей­ст­ву­ет ко­мис­сия по ка­но­ни­за­ции свя­тых, в ко­то­рую по­сту­па­ют ма­те­риа­лы из всех епар­хий о ме­ст­ноч­ти­мых под­виж­ни­ках бла­го­чес­тия.

Своих не­бес­ных по­кро­ви­те­лей — ме­ст­ноч­ти­мых под­виж­ни­ков, прославленных ли­ке свя­тых те­перь ка­ж­дый край бла­го­сло­вен­ной Ук­раи­ны. Так, в Харь­ков­ской епар­хии в 1993 г. бы­ли со­б­ра­ны ма­те­риа­лы об ар­хи­епи­ско­пе Онуф­рии (Га­га­лю­ке, † 1938), ар­хи­епи­ско­пе Алек­сан­д­ре (Пет­ров­ском, † 1939), кли­ри­ках и ми­ря­нах, по­стра­дав­ших за ве­ру в Сло­бод­ском крае в го­ды ре­прес­сий. 22 ию­ня 1993 г. Свя­щен­ный Си­нод УПЦ, рас­смот­рев эти ма­те­риа­лы, по­ста­но­вил бла­го­сло­вить для ме­ст­но­го по­чи­та­ния и про­слав­ле­ния «но­во­му­че­ни­ков Сло­бо­жан­щи­ны, ут­вер­дить их ико­но­пис­ное изо­бра­же­ние, воз­бла­го­да­рить Бо­га, див­но­го во свя­тых Сво­их, воз­двиг­ше­го но­вых мо­лит­вен­ни­ков Сло­бод­ско­го края» . В ию­не 1997 г. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир со­вер­шил чин ка­но­ни­за­ции Крым­ских свя­тых, сре­ди ко­то­рых — как древ­ние, так и но­вые угод­ни­ки Бо­жии. В 2000 г. бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны но­во­му­че­ни­ки Чер­ни­гов­ские. 17 ию­ля 2001 г. в Ки­ро­во­град­ской епар­хии был про­слав­лен в ли­ке свя­тых про­тои­рей Ни­ко­лай Ис­кров­ский, уче­ник пра­вед­но­го Ио­ан­на Крон­штадт­ско­го, жес­то­ко за­му­чен­ный боль­ше­ви­ка­ми в 1919 г. В сен­тяб­ре то­го же го­да бы­ли об­ре­те­ны не­тлен­ны­ми его че­ст­ные мо­щи.

На за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да 29 ав­гу­ста 2001 г. бы­ли рас­смот­ре­ны дан­ные о за­по­рож­ских но­во­му­че­ни­ках. Свя­щен­ный Си­нод при­чис­лил к ли­ку ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых За­по­рож­ской епар­хии Бер­дян­ских но­во­му­че­ни­ков: ие­рея Алек­сия Усен­ко, про­тои­е­рея Ми­хаи­ла Ша­фа­но­ва, Со­фию Ша­фа­но­ву, про­тои­е­рея Ди­мит­рия Иг­на­тен­ко, ие­рея Мат­фея Алек­сан­д­ро­ва. Го­дом ра­нее на Ар­хие­рей­ском Со­бо­ре РПЦ бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны свя­щен­но­слу­жи­те­ли г. Бер­дян­ска: про­тои­е­рей Вик­тор Ки­ра­нов, про­тои­е­рей Ми­ха­ил Бо­го­слов­ский и ие­рей Алек­сандр Иль­ен­ков. День па­мя­ти Бер­дян­ских но­во­му­че­ни­ков оп­ре­де­ле­но празд­но­вать 1 но­яб­ря (14 но­яб­ря н. ст.).

В 1997 г. бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны 104 чер­кас­ских но­во­му­че­ни­ка: свя­щен­ни­ки, ино­ки, диа­ко­ны, ми­ря­не, пострадавшие от ре­прес­сий ста­лин­ского ре­жи­ма. В де­каб­ре 2001 г. вы­шла в свет боль­шая, на 400 стра­ниц, кни­га «Святі но­во­му­че­ни­ки та сповідники черкаські: жит­тя, под­ви­ги, стра­ж­дан­ня», в ко­то­рой рассказыва­ет­ся о тра­ги­че­ских ис­пы­та­ни­ях, вы­пав­ших на их до­лю. Со­став­ле­на служ­ба с ка­но­ном и ака­фи­стом но­во­про­слав­лен­ным свя­тым. На рас­смот­ре­ние Си­но­даль­ной ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции пе­ре­дан спи­сок с име­на­ми еще 40 чер­кас­ских но­во­му­че­ни­ков, чем за­вер­шил­ся вто­рой этап кро­пот­ли­вой ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты, про­ве­ден­ной Чер­кас­ской епар­хи­ей.

К ра­бо­те по изу­че­нию жиз­не­опи­са­ний угод­ни­ков Бо­жи­их под­клю­ча­ют­ся выс­шие бо­го­слов­ские учеб­ные за­ве­де­ния. С бла­го­сло­ве­ния Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра соз­да­на ра­бо­чая груп­па, ко­то­рая ве­дет ак­тив­ную ис­сле­до­ва­тель­скую работу в ки­ев­ских ар­хи­вах быв­ше­го КГБ. Ма­те­риа­лы исследований публикуются на стра­ни­цах «Пра­во­слав­ной га­зе­ты», «Пра­во­слав­но­го вест­ни­ка», в Бо­го­слов­ских тру­дах Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. Свя­то-Ти­хо­нов­ский бо­го­слов­ский ин­сти­тут со­брал све­де­ния о 18 тыс. но­во­му­че­ни­ков. В ос­нов­ном эти дан­ные взя­ты из ар­хи­вов спец­служб. Ме­ж­ду­на­род­ный бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Ду­хов­ное на­сле­дие» из­дал кни­гу «Ки­ев. Жерт­вы ре­прес­сий». Она со­дер­жит уни­каль­ные ма­те­риа­лы о ре­прес­си­ро­ван­ном ук­ра­ин­ском ду­хо­вен­ст­ве. Одес­ская ду­хов­ная се­ми­на­рия в сво­ем еже­ме­сяч­ни­ке «Ан­д­ре­ев­ский вест­ник» ре­гу­ляр­но по­ме­ща­ет ма­те­риа­лы об одес­ских под­виж­ни­ках бла­го­чес­тия, по­стра­дав­ших в го­ды со­вет­ской вла­сти.

 

Церковные Таинства

— Примириться с теми, кого мы оскорбили, или с теми, кто навредил нам, нас обязывает Священное Писание, и в первую очередь молитва Господня.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Действительно, на сеансах так называемого "лечения" многие современные экстрасенсы и "целители" используют святую воду, иконы, Священное Писание и тому подобное. Но нужно помнить о том, что, как говорит апостол Павел, могут существовать даже "лжеапостолы, лукавые делатели", котороые "принимают вид Апостолов Христовых,... потому что сам сатана принимает вид Ангела света" (2 Кор. 11, 13—14).
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru