Пре­вы­ше все­го — Лю­бовь

Во­ис­ти­ну, за про­шед­шие го­ды в жиз­ни ка­но­ни­че­ско­го ук­ра­ин­ско­го Пра­во­сла­вия про­изош­ли ве­ли­кие, зна­ме­на­тель­ные пе­ре­ме­ны. Оно по­лу­чи­ло мо­гу­чий взлет, ста­ло ве­ду­щей си­лой в об­ще­ст­ве, при­об­ре­ло ог­ром­ный нрав­ст­вен­ный ав­то­ри­тет.

Все­пра­во­слав­ные тор­же­ст­ва, по­свя­щен­ные зна­ме­на­тель­ной го­дов­щи­не Харь­ков­ско­го Со­бо­ра и воз­ве­де­ния на пред­стоя­тель­ст­во Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, ста­ли убе­ди­тель­ным сви­де­тель­ст­вом не­ру­ши­мо­сти един­ст­ва Свя­то­го Пра­во­сла­вия, мо­но­лит­ной кре­по­сти его бо­го­за­по­ве­дан­ных ус­то­ев, ко­то­рые не в си­лах одо­леть и «вра­та ада» (Мф. 11, 23), не­зыб­ле­мо­сти его свя­тых ка­но­нов, твер­до­сти в об­ще­пра­во­слав­ном стоя­нии про­тив ере­сей, лже­уче­ний и рас­ко­лов.

Бес­цен­ный опыт Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, при­об­ре­тен­ный в этом гор­ни­ле ис­пы­та­ний, стал ее дос­тоя­ни­ем на бу­ду­щее. А ее про­шлое, как по­учи­тель­ный урок вер­но­сти и ве­ры, те­перь на­все­гда запи­са­но на скри­жа­лях ис­то­рии в на­зи­да­ние мно­гим по­сле­дую­щим по­ко­ле­ни­ям пра­во­слав­ных.

Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь се­го­дня — это 35 епар­хий, 40 епи­ско­пов, бо­лее 11 тыс. при­хо­дов, 173 мо­на­сты­ря, 15 ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний, в ко­то­рых обу­ча­ет­ся око­ло 4,2 тыс. сту­ден­тов, 31 брат­ст­во, бо­лее 100 пе­рио­ди­че­ских из­да­ний, 3500 вос­крес­ных школ. В хра­мах и оби­те­лях не­сут по­слу­ша­ние око­ло 10 тыс. свя­щен­но­слу­жи­те­лей, в ан­гель­ском чи­не под­ви­за­ют­ся 7 тыс. мо­на­ше­ст­вую­щих. В не­ко­то­рых об­лас­тях кон­цен­тра­ция об­щин УПЦ столь ве­ли­ка (803 — в Хмель­ниц­кой, 792 — в Вин­ниц­кой  и т. д.), что в них при­шлось от­кры­вать до­пол­ни­тель­ные епар­хии. Так, по две епар­хии УПЦ дей­ст­ву­ют в Вин­ниц­кой, Во­лын­ской, Днеп­ро­пет­ров­ской, До­нец­кой, Жи­то­мир­ской, За­кар­пат­ской, Ро­вен­ской, Сум­ской, Хмель­ниц­кой об­лас­тях. Еже­год­но от­кры­ва­ют­ся око­ло по­лу­ты­ся­чи при­хо­дов, по­лу­ча­ют ру­ко­по­ло­же­ние око­ло пя­ти­сот свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

Под­виг на­шей Церк­ви — в том, что бес­пре­це­дент­ный, тя­же­лей­ший пе­ри­од сво­ей Гол­го­фы она про­шла во все­ору­жии еван­гель­ских идеа­лов. Креп­кая ве­ра на­ро­да, вы­со­кая от­вет­ст­вен­ность ие­рар­хии и кли­ра, спло­чен­ность и един­ст­во все­го цер­ков­но­го ор­га­низ­ма по­зво­ли­ли оте­че­ст­вен­но­му Пра­во­сла­вию вы­сто­ять и по­бе­дить.

Ос­мыс­ли­вая роль Церк­ви в об­ще­ст­ве, нель­зя не прий­ти к вы­во­ду, что роль эта долж­на все­мер­но уси­ли­вать­ся, ибо «стра­на на­хо­дит­ся в на­ча­ле пу­ти ду­хов­но­го воз­ро­ж­де­ния. Воз­ро­ж­де­ния, не­от­де­ли­мой ча­стью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся воз­вра­ще­ние к ду­хов­ным ори­ен­ти­рам, ос­но­ван­ным на ты­ся­че­лет­ней пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Роль Вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра в этом не­лег­ком про­цес­се пе­ре­оце­нить не­воз­мож­но. Он, по­доб­но апо­сто­лам, не­сет ве­ру лю­дям, по­ка­зы­вая всей сво­ей жиз­нью при­мер сле­до­ва­ния уче­нию Хри­ста» .

Фор­ми­ро­ва­ние и ста­нов­ле­ние на­шей бла­го­дат­ной ка­но­ни­че­ской Церк­ви еще раз под­чер­ки­ва­ет, как ве­ли­ка роль лич­но­сти в ис­то­рии. Ко­гда си­лы зла на­кре­ни­ли по­пав­ший в шторм цер­ков­ный ко­рабль, на кор­ме его вос­стал, по­доб­но Спа­си­те­лю, вос­став­ше­му не­ко­гда на кор­ме ко­раб­ля, то­ну­ще­го в Ге­ни­са­рет­ском мо­ре (Мр. 4, 39), до­б­рый пас­тырь, и зло от­сту­пи­ло пе­ред без­бреж­ной бла­го­стью его от­цов­ской, пас­тыр­ской люб­ви. Не­рас­ка­ян­ная зло­ба вра­гов Церк­ви, их тем­ная гре­хов­ная сущ­ность еще бо­лее от­те­ня­ют свет­лый ду­хов­ный об­лик Пер­во­свя­ти­те­ля Ук­раи­ны Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра. Лич­ные нрав­ст­вен­ные ка­че­ст­ва Бла­жен­ней­ше­го воз­ве­ли его на свещ­ник Церк­ви в то са­мое вре­мя, ко­гда «во мно­гих ох­ла­де­ла лю­бовь» (Мф. 24, 12). И он смог со­греть всех нас сво­ей лю­бо­вью. Злу, гре­ху, не­чес­тию он про­ти­во­пос­та­вил доб­ро — и доб­ро по­бе­ди­ло. «Та­ков и дол­жен быть у нас Пер­во­свя­щен­ник: свя­той, не­при­ча­ст­ный злу, не­по­роч­ный, от­де­лен­ный от греш­ни­ков...» (Евр. 7, 26).

В чем крест пред­стоя­тель­ско­го слу­же­ния Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра? В том, что ему вру­че­на ог­ром­ная от­вет­ст­вен­ность за судь­бы Церк­ви, за со­хра­не­ние ее от ере­сей, рас­ко­лов, не­строе­ний и смут; в сверх­че­ло­ве­че­ской фи­зи­че­ской, ум­ст­вен­ной и ду­хов­ной на­груз­ке, в еже­днев­ном, еже­час­ном жерт­во­ва­нии со­бой для бла­га Церк­ви и па­ст­вы.

Про­рок Бо­жий Мои­сей при­ло­жил не­ма­ло тру­дов для спа­се­ния сво­его на­ро­да, он вы­вел его из раб­ст­ва и про­кла­ды­вал ему путь в зем­лю обе­то­ван­ную, о чем по­ве­ст­ву­ет Свя­щен­ное Пи­са­ние. Но рас­при, ам­би­ции от­дель­ных во­ж­дей, при­стра­стие к лож­ным ку­ми­рам, дру­гие по­ро­ки пре­пят­ст­во­ва­ли быв­шим ра­бам дос­тичь под­лин­ной сво­бо­ды. Тор­же­ст­вен­ным за­вер­ше­ни­ем их гре­ха ста­ло пре­да­тель­ст­во ими Бо­га в тот от­вет­ст­вен­ный, судь­бо­нос­ный час, ко­гда на го­ре Си­най Мои­сей вни­мал Твор­цу, вру­чив­ше­му лю­дям че­рез не­го Свое за­ко­но­да­тель­ст­во. Вме­сто Бо­га они соз­да­ли се­бе ру­ко­твор­но­го ку­ми­ра — зо­ло­то­го тель­ца, от­ре­зав тем са­мым се­бе путь к спа­се­нию и еди­не­нию с От­цом Не­бес­ным. «И воз­вра­тил­ся Мои­сей к Гос­по­ду и ска­зал: о, Гос­по­ди! На­род сей сде­лал ве­ли­кий грех... Про­сти им грех их, а ес­ли нет, то из­гладь ме­ня из Кни­ги Тво­ей» (Исх. 32, 32). Что­бы из­ба­вить свой на­род от веч­ной по­ги­бе­ли, Мои­сей го­тов был по­жерт­во­вать всем, да­же соб­ст­вен­ным веч­ным спа­се­ни­ем. И толь­ко за эту жерт­вен­ную лю­бовь Бог по­ми­ло­вал не­сча­ст­ных.

Са­мо­по­жерт­во­ва­ние — глав­ная чер­та слу­же­ния Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, пол­ная са­мо­от­да­ча, го­тов­ность сде­лать все для спа­се­ния па­ст­вы, при­чем не аб­ст­ракт­ной мас­сы лю­дей, а ка­ж­до­го чле­на Церк­ви, ка­ж­дой за­блуд­шей, про­пав­шей ов­цы, ка­ж­дой ду­ши че­ло­ве­че­ской, ищу­щей Бо­га. Крест пред­стоя­тель­ст­ва для не­го — это 35 мил­лио­нов кре­стов его ду­хов­ных сы­но­вей и до­че­рей, со­б­ран­ные во­еди­но.

Ви­дя, ка­ки­ми скор­бя­ми со­про­во­ж­да­ет­ся слу­же­ние на род­ной зем­ле Ук­ра­ин­ско­го Пер­во­свя­ти­те­ля, сколь­ко ис­пы­та­ний он здесь встре­тил, мы ви­дим, од­на­ко, и те бла­гие из­ме­не­ния, ко­то­рые да­ло Ук­раи­не его пред­стоя­тель­ст­во. Под­час ка­жет­ся, что все, со­вер­шен­ное Бла­жен­ней­шим, не в че­ло­ве­че­ских си­лах, что столь­ко сде­лать, при­чем во всех сфе­рах цер­ков­ной жиз­ни, про­сто не­воз­мож­но. «От­ку­да у Не­го та­кая пре­муд­рость и си­лы?» (Мф. 13, 54).

По­слу­ша­ем его речь в день хи­ро­то­нии: «По сло­ву апо­сто­ла Пав­ла, «спо­соб­ность на­ша от Бо­га» (2 Кор. 3, 5), а «си­ла Бо­жия в не­мо­щи со­вер­ша­ет­ся» (2 Кор. 12, 9). Ми­ло­сти Ве­ли­ко­го Бо­га и Его все­бла­гой Про­мы­сел, мо­люсь, да ста­нут не­ис­ся­кае­мым ис­точ­ни­ком мо­их сил. Упо­вая на по­мощь Бо­жию, я упо­ваю так­же на по­мощь и за­ступ­ни­че­ст­во Ца­ри­цы Не­бес­ной, к мо­лит­вен­но­му пред­ста­тель­ст­ву Ко­то­рой при­бе­гаю. Она ни­ко­гда не ос­тав­ля­ла ме­ня Сво­им по­кро­вом и за­сту­п­ле­ни­ем. Ве­рю, что и ны­не Она ис­про­сит мне у Сы­на Сво­его по­мо­щи и бла­го­сло­ве­ния. Ду­хов­ная си­ла моя — в мо­лит­вен­ном пред­ста­тель­ст­ве свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их. На­ко­нец, си­ла моя в ва­ших мо­лит­вах. «Воз­лю­бим друг дру­га, да еди­но­мыс­ли­ем ис­по­ве­мы От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха». Эти пре­крас­ные сло­ва, с по­мо­щью Бо­жи­ей, ста­нут де­ви­зом мо­ей жиз­ни и скром­ной дея­тель­но­сти. Лю­бовь — над всем и пре­вы­ше все­го, ибо «Бог есть лю­бовь» (1 Ин. 4, 8)».

Мы ве­рим, что за эту лю­бовь Гос­подь по­ми­лу­ет Ук­раи­ну. Ибо есть у Бо­га мо­лит­вен­ник за нее — Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ук­раи­ны Вла­ди­мир.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Христианин постоянно делает выбор: между добром и злом, между благочестивой жизнью и пребыванием в грехе, между Богом и мамонной. Церковь живет по своим законам, по своему внутреннему укладу, что позволяет ей не быть в водовороте "стихий века сего".
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru