Пре­вы­ше все­го — Лю­бовь

Во­ис­ти­ну, за про­шед­шие го­ды в жиз­ни ка­но­ни­че­ско­го ук­ра­ин­ско­го Пра­во­сла­вия про­изош­ли ве­ли­кие, зна­ме­на­тель­ные пе­ре­ме­ны. Оно по­лу­чи­ло мо­гу­чий взлет, ста­ло ве­ду­щей си­лой в об­ще­ст­ве, при­об­ре­ло ог­ром­ный нрав­ст­вен­ный ав­то­ри­тет.

Все­пра­во­слав­ные тор­же­ст­ва, по­свя­щен­ные зна­ме­на­тель­ной го­дов­щи­не Харь­ков­ско­го Со­бо­ра и воз­ве­де­ния на пред­стоя­тель­ст­во Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, ста­ли убе­ди­тель­ным сви­де­тель­ст­вом не­ру­ши­мо­сти един­ст­ва Свя­то­го Пра­во­сла­вия, мо­но­лит­ной кре­по­сти его бо­го­за­по­ве­дан­ных ус­то­ев, ко­то­рые не в си­лах одо­леть и «вра­та ада» (Мф. 11, 23), не­зыб­ле­мо­сти его свя­тых ка­но­нов, твер­до­сти в об­ще­пра­во­слав­ном стоя­нии про­тив ере­сей, лже­уче­ний и рас­ко­лов.

Бес­цен­ный опыт Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, при­об­ре­тен­ный в этом гор­ни­ле ис­пы­та­ний, стал ее дос­тоя­ни­ем на бу­ду­щее. А ее про­шлое, как по­учи­тель­ный урок вер­но­сти и ве­ры, те­перь на­все­гда запи­са­но на скри­жа­лях ис­то­рии в на­зи­да­ние мно­гим по­сле­дую­щим по­ко­ле­ни­ям пра­во­слав­ных.

Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь се­го­дня — это 35 епар­хий, 40 епи­ско­пов, бо­лее 11 тыс. при­хо­дов, 173 мо­на­сты­ря, 15 ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний, в ко­то­рых обу­ча­ет­ся око­ло 4,2 тыс. сту­ден­тов, 31 брат­ст­во, бо­лее 100 пе­рио­ди­че­ских из­да­ний, 3500 вос­крес­ных школ. В хра­мах и оби­те­лях не­сут по­слу­ша­ние око­ло 10 тыс. свя­щен­но­слу­жи­те­лей, в ан­гель­ском чи­не под­ви­за­ют­ся 7 тыс. мо­на­ше­ст­вую­щих. В не­ко­то­рых об­лас­тях кон­цен­тра­ция об­щин УПЦ столь ве­ли­ка (803 — в Хмель­ниц­кой, 792 — в Вин­ниц­кой  и т. д.), что в них при­шлось от­кры­вать до­пол­ни­тель­ные епар­хии. Так, по две епар­хии УПЦ дей­ст­ву­ют в Вин­ниц­кой, Во­лын­ской, Днеп­ро­пет­ров­ской, До­нец­кой, Жи­то­мир­ской, За­кар­пат­ской, Ро­вен­ской, Сум­ской, Хмель­ниц­кой об­лас­тях. Еже­год­но от­кры­ва­ют­ся око­ло по­лу­ты­ся­чи при­хо­дов, по­лу­ча­ют ру­ко­по­ло­же­ние око­ло пя­ти­сот свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

Под­виг на­шей Церк­ви — в том, что бес­пре­це­дент­ный, тя­же­лей­ший пе­ри­од сво­ей Гол­го­фы она про­шла во все­ору­жии еван­гель­ских идеа­лов. Креп­кая ве­ра на­ро­да, вы­со­кая от­вет­ст­вен­ность ие­рар­хии и кли­ра, спло­чен­ность и един­ст­во все­го цер­ков­но­го ор­га­низ­ма по­зво­ли­ли оте­че­ст­вен­но­му Пра­во­сла­вию вы­сто­ять и по­бе­дить.

Ос­мыс­ли­вая роль Церк­ви в об­ще­ст­ве, нель­зя не прий­ти к вы­во­ду, что роль эта долж­на все­мер­но уси­ли­вать­ся, ибо «стра­на на­хо­дит­ся в на­ча­ле пу­ти ду­хов­но­го воз­ро­ж­де­ния. Воз­ро­ж­де­ния, не­от­де­ли­мой ча­стью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся воз­вра­ще­ние к ду­хов­ным ори­ен­ти­рам, ос­но­ван­ным на ты­ся­че­лет­ней пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Роль Вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра в этом не­лег­ком про­цес­се пе­ре­оце­нить не­воз­мож­но. Он, по­доб­но апо­сто­лам, не­сет ве­ру лю­дям, по­ка­зы­вая всей сво­ей жиз­нью при­мер сле­до­ва­ния уче­нию Хри­ста» .

Фор­ми­ро­ва­ние и ста­нов­ле­ние на­шей бла­го­дат­ной ка­но­ни­че­ской Церк­ви еще раз под­чер­ки­ва­ет, как ве­ли­ка роль лич­но­сти в ис­то­рии. Ко­гда си­лы зла на­кре­ни­ли по­пав­ший в шторм цер­ков­ный ко­рабль, на кор­ме его вос­стал, по­доб­но Спа­си­те­лю, вос­став­ше­му не­ко­гда на кор­ме ко­раб­ля, то­ну­ще­го в Ге­ни­са­рет­ском мо­ре (Мр. 4, 39), до­б­рый пас­тырь, и зло от­сту­пи­ло пе­ред без­бреж­ной бла­го­стью его от­цов­ской, пас­тыр­ской люб­ви. Не­рас­ка­ян­ная зло­ба вра­гов Церк­ви, их тем­ная гре­хов­ная сущ­ность еще бо­лее от­те­ня­ют свет­лый ду­хов­ный об­лик Пер­во­свя­ти­те­ля Ук­раи­ны Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра. Лич­ные нрав­ст­вен­ные ка­че­ст­ва Бла­жен­ней­ше­го воз­ве­ли его на свещ­ник Церк­ви в то са­мое вре­мя, ко­гда «во мно­гих ох­ла­де­ла лю­бовь» (Мф. 24, 12). И он смог со­греть всех нас сво­ей лю­бо­вью. Злу, гре­ху, не­чес­тию он про­ти­во­пос­та­вил доб­ро — и доб­ро по­бе­ди­ло. «Та­ков и дол­жен быть у нас Пер­во­свя­щен­ник: свя­той, не­при­ча­ст­ный злу, не­по­роч­ный, от­де­лен­ный от греш­ни­ков...» (Евр. 7, 26).

В чем крест пред­стоя­тель­ско­го слу­же­ния Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра? В том, что ему вру­че­на ог­ром­ная от­вет­ст­вен­ность за судь­бы Церк­ви, за со­хра­не­ние ее от ере­сей, рас­ко­лов, не­строе­ний и смут; в сверх­че­ло­ве­че­ской фи­зи­че­ской, ум­ст­вен­ной и ду­хов­ной на­груз­ке, в еже­днев­ном, еже­час­ном жерт­во­ва­нии со­бой для бла­га Церк­ви и па­ст­вы.

Про­рок Бо­жий Мои­сей при­ло­жил не­ма­ло тру­дов для спа­се­ния сво­его на­ро­да, он вы­вел его из раб­ст­ва и про­кла­ды­вал ему путь в зем­лю обе­то­ван­ную, о чем по­ве­ст­ву­ет Свя­щен­ное Пи­са­ние. Но рас­при, ам­би­ции от­дель­ных во­ж­дей, при­стра­стие к лож­ным ку­ми­рам, дру­гие по­ро­ки пре­пят­ст­во­ва­ли быв­шим ра­бам дос­тичь под­лин­ной сво­бо­ды. Тор­же­ст­вен­ным за­вер­ше­ни­ем их гре­ха ста­ло пре­да­тель­ст­во ими Бо­га в тот от­вет­ст­вен­ный, судь­бо­нос­ный час, ко­гда на го­ре Си­най Мои­сей вни­мал Твор­цу, вру­чив­ше­му лю­дям че­рез не­го Свое за­ко­но­да­тель­ст­во. Вме­сто Бо­га они соз­да­ли се­бе ру­ко­твор­но­го ку­ми­ра — зо­ло­то­го тель­ца, от­ре­зав тем са­мым се­бе путь к спа­се­нию и еди­не­нию с От­цом Не­бес­ным. «И воз­вра­тил­ся Мои­сей к Гос­по­ду и ска­зал: о, Гос­по­ди! На­род сей сде­лал ве­ли­кий грех... Про­сти им грех их, а ес­ли нет, то из­гладь ме­ня из Кни­ги Тво­ей» (Исх. 32, 32). Что­бы из­ба­вить свой на­род от веч­ной по­ги­бе­ли, Мои­сей го­тов был по­жерт­во­вать всем, да­же соб­ст­вен­ным веч­ным спа­се­ни­ем. И толь­ко за эту жерт­вен­ную лю­бовь Бог по­ми­ло­вал не­сча­ст­ных.

Са­мо­по­жерт­во­ва­ние — глав­ная чер­та слу­же­ния Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, пол­ная са­мо­от­да­ча, го­тов­ность сде­лать все для спа­се­ния па­ст­вы, при­чем не аб­ст­ракт­ной мас­сы лю­дей, а ка­ж­до­го чле­на Церк­ви, ка­ж­дой за­блуд­шей, про­пав­шей ов­цы, ка­ж­дой ду­ши че­ло­ве­че­ской, ищу­щей Бо­га. Крест пред­стоя­тель­ст­ва для не­го — это 35 мил­лио­нов кре­стов его ду­хов­ных сы­но­вей и до­че­рей, со­б­ран­ные во­еди­но.

Ви­дя, ка­ки­ми скор­бя­ми со­про­во­ж­да­ет­ся слу­же­ние на род­ной зем­ле Ук­ра­ин­ско­го Пер­во­свя­ти­те­ля, сколь­ко ис­пы­та­ний он здесь встре­тил, мы ви­дим, од­на­ко, и те бла­гие из­ме­не­ния, ко­то­рые да­ло Ук­раи­не его пред­стоя­тель­ст­во. Под­час ка­жет­ся, что все, со­вер­шен­ное Бла­жен­ней­шим, не в че­ло­ве­че­ских си­лах, что столь­ко сде­лать, при­чем во всех сфе­рах цер­ков­ной жиз­ни, про­сто не­воз­мож­но. «От­ку­да у Не­го та­кая пре­муд­рость и си­лы?» (Мф. 13, 54).

По­слу­ша­ем его речь в день хи­ро­то­нии: «По сло­ву апо­сто­ла Пав­ла, «спо­соб­ность на­ша от Бо­га» (2 Кор. 3, 5), а «си­ла Бо­жия в не­мо­щи со­вер­ша­ет­ся» (2 Кор. 12, 9). Ми­ло­сти Ве­ли­ко­го Бо­га и Его все­бла­гой Про­мы­сел, мо­люсь, да ста­нут не­ис­ся­кае­мым ис­точ­ни­ком мо­их сил. Упо­вая на по­мощь Бо­жию, я упо­ваю так­же на по­мощь и за­ступ­ни­че­ст­во Ца­ри­цы Не­бес­ной, к мо­лит­вен­но­му пред­ста­тель­ст­ву Ко­то­рой при­бе­гаю. Она ни­ко­гда не ос­тав­ля­ла ме­ня Сво­им по­кро­вом и за­сту­п­ле­ни­ем. Ве­рю, что и ны­не Она ис­про­сит мне у Сы­на Сво­его по­мо­щи и бла­го­сло­ве­ния. Ду­хов­ная си­ла моя — в мо­лит­вен­ном пред­ста­тель­ст­ве свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их. На­ко­нец, си­ла моя в ва­ших мо­лит­вах. «Воз­лю­бим друг дру­га, да еди­но­мыс­ли­ем ис­по­ве­мы От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха». Эти пре­крас­ные сло­ва, с по­мо­щью Бо­жи­ей, ста­нут де­ви­зом мо­ей жиз­ни и скром­ной дея­тель­но­сти. Лю­бовь — над всем и пре­вы­ше все­го, ибо «Бог есть лю­бовь» (1 Ин. 4, 8)».

Мы ве­рим, что за эту лю­бовь Гос­подь по­ми­лу­ет Ук­раи­ну. Ибо есть у Бо­га мо­лит­вен­ник за нее — Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ук­раи­ны Вла­ди­мир.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru