Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь и Все­лен­ское Пра­во­сла­вие

Гла­вы По­ме­ст­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей не­из­мен­но с боль­шим ува­же­ни­ем от­но­сят­ся к Бла­жен­ней­ше­му Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру, как ка­но­ни­че­ски из­бран­но­му Пред­стоя­те­лю брат­ской Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Оп­ре­де­ле­ние Харь­ков­ско­го Со­бо­ра 1992 г. о его из­бра­нии бы­ло с одоб­ре­ни­ем вос­при­ня­то все­ми Пра­во­слав­ны­ми Церк­ва­ми ми­ра, Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир при­знан един­ст­вен­ным за­кон­ным Пер­во­ие­рар­хом УПЦ.

«Мы воз­но­сим на­ши рев­но­ст­ные мо­лит­вы от Свя­то­го Гро­ба, про­ся Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста ук­ре­пить но­во­из­бран­но­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, как ка­но­ни­че­ско­го гла­ву ук­ра­ин­ских пра­во­слав­ных епар­хий и да­ро­вать ему муд­рость для вы­пол­не­ния слож­ной ду­хов­ной за­да­чи, ко­то­рую он ре­ша­ет в это трудное время», — пи­сал в при­вет­ст­вен­ной те­ле­грам­ме Пред­стоя­тель Ие­ру­са­лим­ской Церк­ви Свя­тей­ший пат­ри­арх Дио­дор I.

Кон­стан­ти­но­поль­ский Пат­ри­арх Вар­фо­ло­мей I, об­ра­ща­ясь к Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру по по­во­ду его из­бра­ния на Ки­ев­скую ка­фед­ры, пи­сал: «...Мы же­ла­ем брат­ски со­об­щить Ва­шей люб­ви, что на­ша Свя­тая Ве­ли­кая Хри­сто­ва Цер­ковь... при­ни­ма­ет си­но­даль­ное ре­ше­ние о вы­ше­ска­зан­ном, не же­лая дос­тав­лять ни­ка­кой труд­но­сти Ва­шей Се­ст­ре-Церк­ви».

Алек­сан­д­рий­ский Пат­ри­арх Пар­фе­ний III при­вет­ст­во­вал но­во­го Пред­стоя­те­ля УПЦ: «До­ро­гой брат! В те­че­ние этих труд­ных и бо­лез­нен­ных дней для Пра­во­слав­ной Церк­ви Ук­раи­ны и на­ро­да Бо­жия под Ва­шим ка­но­ни­че­ским и ду­хов­ным управ­ле­ни­ем мои мо­лит­вы все­гда с Ва­ми. Про­шу на­ше­го Хри­ста Бо­га по­мочь и за­щи­тить пра­во­слав­ный на­род Ук­раи­ны, да­ро­вать мир, и безо­пас­ность, и един­ст­во. Кре­пи­тесь! Да бла­го­сло­вит Вас Бог! Пре­бы­ваю с Ва­ми!»

Ан­ти­охий­ский Пат­ри­арх Иг­на­тий IV пи­сал: «На­ши по­здрав­ле­ния ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру, един­ст­вен­но­му за­кон­но­му Пред­стоя­те­лю на Ук­раи­не. Пус­кай пре­бы­ва­ет с Ва­ми Гос­подь».

«...Мы за­яв­ля­ем Вам о сво­ей бе­зо­го­во­роч­ной под­держ­ке, — го­во­ри­лось в По­сла­нии Ар­хи­епи­ско­па Афин­ско­го и всея Эл­ла­ды Се­ра­фи­ма. — Мы от­ка­зы­ва­ем­ся иметь ка­кое-ли­бо об­ще­ние с ли­ца­ми, ли­шен­ны­ми епи­скоп­ско­го са­на и пра­ва пред­при­ни­мать ка­кие-ли­бо дей­ст­вия».

«Го­ря­чо по­здрав­ляю Ва­ше воз­люб­лен­ное Вы­со­ко­пре­ос­вя­щен­ст­во по по­во­ду Ва­ше­го из­бра­ния Ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским и всея Ук­раи­ны, от всей ду­ши же­лаю вся­че­ско­го ус­пе­ха в этом де­ле», — пи­сал Ми­тро­по­лит Кипр­ский Хри­зо­стом.

Со­бор епи­ско­пов Поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви вы­ра­зил пол­ную под­держ­ку Харь­ков­ско­му Со­бо­ру. Ана­ло­гич­ную по­зи­цию вы­ска­зал Ми­тро­по­лит Праж­ский До­ро­фей. В сво­ем пись­ме от 17 ию­ня 1992 г. он сер­деч­но по­здра­вил Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра с из­бра­ни­ем на Ки­ев­ский и Все­ук­ра­ин­ский пре­стол. О при­зна­нии но­во­из­бран­но­го пер­во­ие­рар­ха УПЦ зая­ви­ли Гру­зин­ский Пат­ри­арх Илия II, Ми­тро­по­лит всея Аме­ри­ки и Ка­на­ды Фео­до­сий, ру­ко­во­ди­те­ли дру­гих Церк­вей и кон­фес­сий .

Ук­ра­ин­ский Пер­во­свя­ти­тель на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном брат­ском об­ще­нии с гла­ва­ми По­ме­ст­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. Осо­бен­но тес­ным бы­ло оно с по­кой­ным Ие­ру­са­лим­ским пат­ри­ар­хом Дио­до­ром I. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир в 60-е го­ды был за­мес­ти­те­лем на­чаль­ни­ка Рус­ской Ду­хов­ной Мис­сии в Ие­ру­са­ли­ме. Он с бла­го­го­вей­ной лю­бо­вью от­но­сит­ся к Свя­той Зем­ле, ко­то­рую ос­вя­тил Свои­ми сто­па­ми Гос­подь наш Ии­сус Хри­стос, и со­вер­ша­ет ту­да час­тые па­лом­ни­че­ские по­езд­ки. В свою оче­редь, пред­ста­ви­те­ли Ие­ру­са­лим­ской Церк­ви бы­ва­ют с ви­зи­та­ми в Кие­ве. В на­ча­ле 1997 г. Ук­раи­ну по­се­тил ар­хи­епи­скоп Си­най­ский Да­ми­ан. На во­прос, с кем из цер­ков­ных дея­те­лей Ук­раи­ны он име­ет ев­ха­ри­сти­че­ское об­ще­ние, Да­ми­ан от­ве­тил: «Ес­те­ст­вен­но, толь­ко с Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, воз­глав­ляе­мой Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром. Это един­ст­вен­ная за­кон­ная ка­но­ни­че­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, об­ла­даю­щая, кста­ти, очень боль­шой са­мо­стоя­тель­но­стью. Прак­ти­че­ски это не­за­ви­си­мая Цер­ковь. Дру­гие ре­ли­ги­оз­ные груп­пи­ров­ки в Ук­раи­не, на­зы­ваю­щие се­бя пра­во­слав­ны­ми, та­ко­вы­ми не яв­ля­ют­ся. Мы очень скор­бим. Это рас­коль­ни­ки, раз­ди­раю­щие хи­тон Хри­стов. Но мы ве­рим, что чле­ны этих груп­пи­ро­вок со вре­ме­нем оду­ма­ют­ся, по­ка­ют­ся и вер­нут­ся в ло­но ка­но­ни­че­ской Пра­во­слав­ной Ма­те­ри-Церк­ви. Мы при­зна­ем ана­фе­му— да­же ес­ли бы Фи­ла­рет был мо­им род­ным бра­том, по­сле пре­да­ния его ана­фе­ме я не мо­гу с ним встре­тить­ся» .

Брат­ские от­но­ше­ния под­дер­жи­ва­ет УПЦ с древ­ни­ми Алек­сан­д­рий­ским и Ан­ти­охий­ским пат­ри­ар­ха­та­ми. Бла­жен­ней­ше­го Пар­фе­ния III, Пат­ри­ар­ха Алек­сан­д­рий­ско­го и всея Аф­ри­ки, Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир при­ни­мал 29 мая — 4 ию­ня 1993 г. в Одес­се. В 1996 г. Пат­ри­арх Пар­фе­ний на­гра­дил ук­ра­ин­ско­го Пред­стоя­те­ля выс­шим от­ли­чи­ем Алек­сан­д­рий­ской Церк­ви — ор­де­ном Свя­то­го Апо­сто­ла Мар­ка I сте­пе­ни. Его пре­ем­ник, Бла­жен­ней­ший Петр VII, при­слал Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру свои сер­деч­ные по­здрав­ле­ния по слу­чаю 950-лет­не­го юби­лея Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры и 10-ле­тия Харь­ков­ско­го Со­бо­ра. Пред­ста­ви­те­лем Алек­сан­д­рий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви на лавр­ском юби­лее был ми­тро­по­лит Кар­фа­ген­ский Хри­зо­стом, ко­то­рый, в ча­ст­но­сти, ска­зал: «Мы прие­ха­ли в Свя­тую Лав­ру, ко­то­рую по­се­ща­ли и Пат­ри­арх Ни­ко­лай, и Пат­ри­арх Пар­фе­ний, ее со­би­ра­ет­ся по­се­тить и наш но­вый Пат­ри­арх Петр. Рас­кол — это про­бле­ма не толь­ко Ук­ра­ин­ской Церк­ви, но и все­го Пра­во­сла­вия. В Церк­ви дол­жен быть по­ря­док, по-гре­че­ски «так­сис». Мы прие­ха­ли, что­бы за­сви­де­тель­ст­во­вать ка­но­ни­че­ское един­ст­во с Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром. Кро­ме не­го, мы дру­гих не зна­ем. Ес­ли в Ук­раи­не ко­го-то еще на­зы­ва­ют ми­тро­по­ли­том, то это не на­ши про­бле­мы. Мы — Пра­во­слав­ная Цер­ковь» .

В том же ду­хе вы­ска­зал­ся на юби­лее в Лав­ре и пред­ста­ви­тель Ан­ти­охий­ско­го Пат­ри­ар­ха­та епи­скоп Ни­фонт: «У нас осо­бое от­но­ше­ние к Бла­жен­ней­ше­му Вла­ди­ми­ру, Пред­стоя­те­лю Пра­во­слав­ной Церк­ви в Ук­раи­не. Я гор­жусь, что пред­став­ляю здесь Бла­жен­ней­ше­го Иг­на­тия, Пат­ри­ар­ха Ан­ти­охии и все­го Вос­то­ка, Пред­стоя­те­ля на­шей древ­ней­шей Церк­ви, в ко­то­рой впер­вые про­зву­ча­ло имя «хри­стиа­нин». Ук­раи­на — это бла­го­сло­вен­ная стра­на. Нас свя­зы­ва­ет с ней од­но Кре­ще­ние, од­на ве­ра. Мы при­зна­ем толь­ко Цер­ковь, воз­глав­ляе­мую Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром, и на­стой­чи­во от­стаи­ва­ем ка­но­ны Церк­ви. Рас­кол — это иг­ра, соз­дан­ная для то­го, что­бы раз­де­лить на­род, ибо то, что раз­де­ля­ет Цер­ковь, раз­де­ля­ет и на­род. Мы мо­лим­ся, что­бы и Цер­ковь, и на­род Ук­раи­ны бы­ли еди­ны, по­то­му что на­род Ук­раи­ны дос­то­ин толь­ко люб­ви».

Дав­ние дру­же­ские от­но­ше­ния су­ще­ст­ву­ют у гла­вы Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви со Свя­тей­шим Или­ей II, Пат­ри­ар­хом и Ка­то­ли­ко­сом Гру­зии. Гру­зия — един­ст­вен­ная из стран СНГ, древ­няя По­ме­ст­ная Цер­ковь ко­то­рой об­ла­да­ет ста­ту­сом ка­но­ни­че­ской ав­то­ке­фа­лии. По­это­му кон­так­ты двух Пред­стоя­те­лей осо­бен­но важ­ны. Они встре­ча­лись в Одес­се осе­нью 1997 г., в Виф­лее­ме и Мо­ск­ве в 2000 г. и т. д. Пред­ста­ви­тель Гру­зин­ско­го Пат­ри­ар­ха­та на тор­же­ст­вах по слу­чаю 950-ле­тия Лав­ры епи­скоп Са­гард­жой­ский Ан­д­рей го­во­рил: «Гру­зию и Ук­раи­ну обеди­няет то, что один и тот же апо­стол, Ан­д­рей Пер­во­зван­ный, про­по­ве­до­вал Хри­сти­ан­ст­во в на­ших стра­нах. По ми­ло­сти Бо­жи­ей, че­ст­ная гла­ва апо­сто­ла Ан­д­рея на­хо­дит­ся в Лав­ре, о чем мы в Гру­зии мо­жем толь­ко меч­тать. На­ши стра­ны обеди­няет Свя­тая Го­ра Афон, от­ку­да при­шли ос­но­ва­те­ли мо­на­ше­ст­ва и в Гру­зию, и в Ук­раи­ну. Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир, Ми­тро­по­лит Ки­ев­ский, был эк­зар­хом Гру­зии. Мы при­зна­ем лишь Цер­ковь Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра. Гос­подь, ко­то­рый хра­нит Свою ис­тин­ную Цер­ковь, все раз­де­ле­ния упра­вит, по­то­му что не­воз­мож­но, что­бы раз­де­ле­ния бы­ли сре­ди од­но­го на­ро­да. Ук­ра­ин­ские рас­коль­ни­ки при­ез­жа­ли в Гру­зию, но ни­ко­гда Гру­зин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь не под­дер­жит ни один рас­кол, по­то­му что это все­гда об­ман. У ме­ня бы­ла воз­мож­ность про­гу­лять­ся по зна­ко­мо­му мне Кие­ву, и я за­шел во Вла­ди­мир­ский со­бор. Но я да­же не мог по­ду­мать, что эта свя­ты­ня не при­над­ле­жит Пра­во­сла­вию, без­бла­го­дат­на, и пра­во­слав­ный че­ло­век не мо­жет там да­же по­мо­лить­ся».

Свя­тей­ший Па­вел, Пат­ри­арх Серб­ский, лю­бит Ук­раи­ну и Ук­ра­ин­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, чтит ее свя­ты­ни. В 1994 г. он был в Кие­ве, со­вер­шал бо­го­слу­же­ние в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре вме­сте с Бла­жен­ней­шим Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром в день па­мя­ти пре­по­доб­ных от­цов Кие­во-Пе­чер­ских. Бла­жен­ней­ший Вла­ди­мир по­се­щал Бел­град в 1997 г. Сви­де­тель­ст­вом не­раз­рыв­но­сти ду­хов­ных свя­зей Ук­ра­ин­ской и Серб­ской Церк­вей ста­ло со­вме­ст­ное бо­го­слу­же­ние их Пер­во­ие­рар­хов вме­сте с Пред­стоя­те­ля­ми дру­гих Пра­во­слав­ных Церк­вей в Виф­лее­ме, на мес­те, где ро­дил­ся Спа­си­тель, в бла­го­сло­вен­ный год 2000-ле­тия Его Ро­ж­де­ст­ва. 20 ян­ва­ря 2002 г. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Па­вел по­се­щал Мо­ск­ву по при­гла­ше­нию Фон­да един­ст­ва пра­во­слав­ных на­ро­дов. Цен­траль­ной те­мой пе­ре­го­во­ров ста­ли про­бле­мы рас­ко­лов в Ук­раи­не и Ма­ке­до­нии. И в Ук­раи­не, и в Македонии си­туа­ция скла­ды­ва­ет­ся осо­бен­но слож­но, по­сколь­ку рас­коль­ни­ки на­хо­дят под­держ­ку во вла­ст­ных струк­ту­рах. «Рас­ко­лы все­гда ста­но­ви­лись ис­точ­ни­ком не­до­б­рых дея­ний, и на пред­стоя­те­лей Пра­во­слав­ных Церк­вей Бо­гом воз­ло­жен долг сде­лать все воз­мож­ное, что­бы пре­одо­леть рас­ко­лы» , — под­черк­нул во вре­мя ви­зи­та Свя­тей­ший Пат­ри­арх Па­вел.

По­зи­цию един­ст­ва с УПЦ вы­ра­зил при­быв­ший на тор­же­ст­ва в честь 950-ле­тия Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры пред­ста­ви­тель Серб­ской Пат­ри­ар­хии епи­скоп Звор­нич­ко-Туз­лян­ский Ва­си­лий: «На­ша Цер­ковь пи­та­ет ве­ли­кую лю­бовь к Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Я бла­го­да­рю Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра. Эта Цер­ковь про­шла Гол­го­фу, и мы ожи­да­ем ее Вос­кре­се­ния... Дух Бо­жий со­брал пред­ста­ви­те­лей всех По­ме­ст­ных Церк­вей у свя­тых Кие­во-Пе­чер­ских, что­бы мы мо­ли­лись о един­ст­ве Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан. Раз­де­ле­ние — это де­ло диа­во­ла. Рас­коль­ни­ки долж­ны прий­ти ко Хри­сту... Ино­го пу­ти нет».

На­вер­ное, ни­ка­кая дру­гая Цер­ковь, кро­ме Ук­ра­ин­ской, не по­стра­да­ла так от рас­ко­ла, как Бол­гар­ская во гла­ве со Свя­тей­шим пат­ри­ар­хом Мак­си­мом. Пред­во­ди­тель бол­гар­ских рас­коль­ни­ков ми­тро­по­лит Пи­мен, опи­ра­ясь на под­держ­ку пра­ви­тель­ст­ва, вот уже бо­лее 10 лет тер­за­ет Бол­гар­скую Цер­ковь-му­че­ни­цу. Пи­ме­на, про­воз­гла­сив­ше­го се­бя «пат­ри­ар­хом», не ос­та­но­ви­ло да­же то, что на Все­пра­во­слав­ном со­ве­ща­нии, ко­то­рое про­хо­ди­ло осе­нью 1998 г. в Со­фии в при­сут­ст­вии Пер­во­ие­рар­хов и пред­ста­ви­те­лей всех По­ме­ст­ных Церк­вей, его дея­тель­ность бы­ла ре­ши­тель­но осу­ж­де­на и един­ст­вен­ным ка­но­ни­че­ским Пред­стоя­те­лем был при­знан Свя­тей­ший Мак­сим. Пи­мен име­ет тес­ное об­ще­ние с Фи­ла­ре­том, ко­то­рый пы­та­ет­ся спло­тить бол­гар­ских, гре­че­ских, аме­ри­кан­ских и дру­гих рас­коль­ни­ков для соз­да­ния не­кое­го схиз­ма­ти­че­ско­го «ин­тер­на­цио­на­ла» как аль­тер­на­ти­вы все­мир­но­го ка­но­ни­че­ско­го Пра­во­сла­вия.

Од­на­ко рас­кол не в си­лах по­вре­дить ни Бол­гар­ской, ни Ук­ра­ин­ской, ни дру­гой ка­кой-ли­бо Церк­ви, твер­до стоя­щей на фун­да­мен­те ты­ся­че­лет­них пра­вил и ка­но­нов свя­тых от­цов и апо­сто­лов.

В на­ча­ле ию­ня 1996 г. Пат­ри­арх Мак­сим по­се­тил Ук­раи­ну. Он за­сви­де­тель­ст­во­вал под­держ­ку Свя­той ка­но­ни­че­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Ук­раи­ны, воз­глав­ляе­мой Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром. На юби­лее Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры пред­ста­ви­тель Пат­ри­ар­ха Мак­си­ма ми­тро­по­лит На­фа­на­ил под­твер­дил по­зи­цию Бол­гар­ской Церк­ви. «Мы са­ми зна­ем, что та­кое рас­кол, — ска­зал он. — И по­это­му Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мак­сим бла­го­сло­вил нас не толь­ко при­сут­ст­во­вать на тор­же­ст­вах, но и вы­ра­зить свою под­держ­ку и лю­бовь Бла­жен­ней­ше­му Вла­ди­ми­ру, Ми­тро­по­ли­ту Ки­ев­ско­му и всея Ук­раи­ны. Рас­кол — это ложь. Рас­коль­ни­ки меч­та­ют о при­зна­нии, но это не­воз­мож­но. У них один путь — воз­вра­ще­ние че­рез по­кая­ние в ту Цер­ковь, ко­то­рую ос­но­вал Хри­стос».

Ана­ло­гич­ным бы­ло за­яв­ле­ние пред­ста­ви­те­ля Кипр­ской Церк­ви епи­ско­па Три­ми­фунт­ско­го Ва­си­лио­са: «Мы прие­ха­ли по при­гла­ше­нию Си­но­да Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и с ра­до­стью уча­ст­ву­ем в празд­но­ва­нии это­го ве­ли­ко­го юби­лея. Рас­кол в Ук­раи­не — это боль­шая и серь­ез­ная про­бле­ма, ко­то­рая долж­на раз­ре­шать­ся тем ор­га­ном, или Со­бо­ром, ко­то­рый ком­пе­тен­тен его раз­ре­шить. По при­гла­ше­нию Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в этом Со­бо­ре мо­гут при­нять уча­стие пред­ста­ви­те­ли дру­гих По­ме­ст­ных Церк­вей. Путь раз­ре­ше­ния этой про­бле­мы дол­жен быть стро­го ка­но­ни­че­ским».

Ук­ра­ше­ни­ем празд­но­ва­ния лавр­ско­го юби­лея ста­ло при­бы­тие в Ук­раи­ну ве­ли­кой свя­ты­ни — че­ст­ной гла­вы свя­то­го Апо­сто­ла Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го. При­вез ее в Лав­ру Пред­стоя­тель Эл­лад­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Хри­сто­дул, Ар­хи­епи­скоп Афин­ский и всея Эл­ла­ды. На пресс-кон­фе­рен­ции для пред­ста­ви­те­лей ук­ра­ин­ских и за­ру­беж­ных СМИ Бла­жен­ней­ший Хри­сто­дул от­ме­тил, что ув­ра­че­ва­ние рас­ко­лов, су­ще­ст­вую­щих сре­ди пра­во­слав­ных ве­рую­щих Ук­раи­ны, воз­мож­но лишь на проч­ном ос­но­ва­нии свя­щен­ных ка­но­нов, по­сколь­ку вся­кое иное ре­ше­ние ока­жет­ся за­ве­до­мо не­жиз­не­спо­соб­ным. От­ве­чая на во­про­сы жур­на­ли­стов по по­во­ду рас­коль­ни­че­ской дея­тель­но­сти так на­зы­вае­мо­го Ки­ев­ско­го Пат­ри­ар­ха­та, он зая­вил: «Ни од­на По­ме­ст­ная Цер­ковь не при­зна­ет ор­га­ни­за­цию, воз­глав­ляе­мую быв­шим ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским Фи­ла­ре­том». В свя­зи с во­про­са­ми о ка­но­ни­че­ском бу­ду­щем Пра­во­сла­вия в Ук­раи­не Бла­жен­ней­ший Хри­сто­дул от­ве­тил: «Те­ма ав­то­ке­фа­лии или ав­то­но­мии не име­ет от­но­ше­ния к су­ще­ст­вую­щим рас­ко­лам. Это раз­ные во­про­сы. Ко­гда сре­ди ук­ра­ин­ских пра­во­слав­ных вос­ста­но­вит­ся един­ст­во на ка­но­ни­че­ской ос­но­ве, то­гда воз­мож­но рас­смот­ре­ние те­мы о бу­ду­щем Церк­ви. Но по­ка та­ко­го един­ст­ва нет, не мо­жет быть по­сту­па­тель­но­го дви­же­ния к ав­то­ке­фа­лии или ав­то­но­мии». Ком­мен­ти­руя в хо­де пресс-кон­фе­рен­ции со­сто­яв­шие­ся в Цю­ри­хе пе­ре­го­во­ры с пред­ста­ви­те­ля­ми Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха­та, уча­ст­во­вав­ший в них ми­тро­по­лит Одес­ский и Из­ма­иль­ский Ага­фан­гел зая­вил: «Я пол­но­стью под­дер­жи­ваю зо­ло­тые сло­ва Бла­жен­ней­ше­го Ар­хи­епи­ско­па Хри­сто­ду­ла. В хо­де со­сто­яв­ших­ся в Цю­ри­хе со­бе­се­до­ва­ний мы при­шли к вы­во­ду, что лишь в стро­гом со­от­вет­ст­вии с ка­но­на­ми и Свя­щен­ным Пре­да­ни­ем Церк­ви мы мо­жем ув­ра­че­вать рас­кол. А вме­ша­тель­ст­во по­ли­ти­че­ских сил мо­жет толь­ко за­труд­нить про­цесс вы­ра­бот­ки не­об­хо­ди­мых ре­ше­ний» .

26 ав­гу­ста 2001 г. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир и Бла­жен­ней­ший Ар­хи­епи­скоп Хри­сто­дул в со­слу­же­нии епи­ско­па­та Ук­ра­ин­ской и Эл­лад­ской Церк­вей со­вер­ши­ли Бо­же­ст­вен­ную ли­тур­гию в Тра­пез­ном хра­ме Лав­ры во имя пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фео­до­сия Пе­чер­ских. По окон­ча­нии бо­го­слу­же­ния Ар­хи­епи­скоп Хри­сто­дул об­ра­тил­ся к Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру с при­вет­ст­ви­ем: «На­ша мер­ность от име­ни всей пол­но­ты Эл­лад­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви за­ве­ря­ет Вас, что в Ва­шем ли­це мы при­зна­ем ис­тин­но­го и един­ст­вен­но­го хра­ни­те­ля апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва в Свя­тей­шей Пра­во­слав­ной Церк­ви Ук­раи­ны».

Че­рез два дня, в празд­ник Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, со­стоя­лась куль­ми­на­ци­он­ная часть юби­лей­ных тор­жеств. Бо­же­ст­вен­ную ли­тур­гию воз­глав­лял Его Бла­жен­ст­во Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, свя­щен­но­ар­хи­ман­д­рит Свя­то-Ус­пен­ской Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Ему со­слу­жи­ли пред­ста­ви­те­ли всех По­ме­ст­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей ми­ра — бо­лее 80 ие­рар­хов, с офи­ци­аль­ны­ми де­ле­га­ция­ми при­быв­шие на тор­же­ст­ва. Все­цер­ков­ный ха­рак­тер празд­но­ва­ния лавр­ско­го юби­лея еще раз под­твер­дил, что древ­ний Ки­ев, ве­ли­чие ко­то­ро­го бы­ло пред­ска­за­но око­ло двух ты­сяч лет на­зад свя­тым Апо­сто­лом Ан­д­ре­ем Пер­во­зван­ным, яв­ля­ет­ся од­ной из про­слав­лен­ных пра­во­слав­ных сто­лиц, а Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь во гла­ве с Бла­жен­ней­шим Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром — од­ной из зна­чи­мых и ав­то­ри­тет­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей ми­ра. Взвол­но­ван­ные и ис­крен­ние сло­ва, вы­ска­зан­ные пред­ста­ви­те­ля­ми де­ле­га­ций По­ме­ст­ных Церк­вей в ад­рес Пред­стоя­те­ля УПЦ, сви­де­тель­ст­во­ва­ли о той глу­бо­кой тре­во­ге, ко­то­рую вы­зы­ва­ет ук­ра­ин­ский рас­кол в пра­во­слав­ном ми­ре. «Мы зна­ем о не­про­стой си­туа­ции в Ук­раи­не, — го­во­рил по это­му по­во­ду пред­ста­ви­тель Ал­бан­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ми­тро­по­лит Ио­ан­нис. — Мы прие­ха­ли сю­да, что­бы под­дер­жать ка­но­ни­че­скую Цер­ковь Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, и на­де­ем­ся, что все лю­ди в Ук­раи­не бу­дут ей вер­ны. Эта Цер­ковь бла­го­сло­вен­на для Ук­раи­ны и ук­ра­ин­ско­го на­ро­да».

Боль­шой друг Ук­раи­ны ар­хи­епи­скоп Люб­лин­ский и Холм­ский Авель (Поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь) ска­зал: «Я сча­ст­лив, что по бла­го­сло­ве­нию Пред­стоя­те­ля на­шей Церк­ви Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Сав­вы мо­гу пред­став­лять пра­во­слав­ных Поль­ши на этих тор­же­ст­вах. То, что здесь со­бра­лись пред­ста­ви­те­ли всех По­ме­ст­ных Церк­вей ми­ро­во­го Пра­во­сла­вия, сви­де­тель­ст­ву­ет о на­шем со­бор­ном един­ст­ве. Мы пе­ре­жи­ва­ем за си­туа­цию в Ук­раи­не, мо­лим­ся, что­бы всем рас­коль­ни­кам Гос­подь дал дар по­кая­ния и они воз­вра­ти­лись в дом от­чий. По­кая­ние, по­кая­ние и по­кая­ние».

Пра­во­слав­ные ие­рар­хи Поль­ши — час­тые гос­ти в УПЦ. Те­п­ло­та этих взаи­мо­от­но­ше­ний под­твер­ди­лась ви­зи­том Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра в Вар­ша­ву. В фев­ра­ле 1998 г. его при­ни­мал Пред­стоя­тель Поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший ми­тро­по­лит Вар­шав­ский и всея Поль­ши Ва­си­лий.

«С Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью мы очень близ­ки и по ро­ду, и по кро­ви, и по ре­ли­гии, — от­ме­тил при­быв­ший на юби­лей Лав­ры епи­скоп Ми­хай­лов­ский Ио­анн (Пра­во­слав­ная Цер­ковь Чеш­ских зе­мель и Сло­ва­кии). — Мы — де­ти еди­ной Пра­во­слав­ной Все­лен­ской Церк­ви. У нас то­же был пе­ри­од, ко­гда лю­то­ва­ли униа­ты и рас­коль­ни­ки. Они от­би­ра­ли у нас хра­мы, и мы мо­ли­лись в пе­ще­рах, на клад­би­щах, в до­мах и в га­ра­жах. Они ду­ма­ли, что отбе­рут хра­мы, и на­род по­ме­ня­ет ве­ру. Но на­род дер­жал­ся ве­ры пра­во­слав­ной, и мы по­строи­ли но­вые пре­крас­ные церк­ви. Рас­кол в Ук­раи­не дол­жен пре­одо­ле­вать­ся толь­ко на ба­зе Свя­то­го Пра­во­сла­вия и ка­но­нов Церк­ви. Кто ото­шел от Церк­ви, тот ото­шел от Бо­га».

Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра с по­кой­ным Пред­стоя­те­лем Церк­ви Чеш­ских зе­мель и Сло­ва­кии Ми­тро­по­ли­том До­ро­фе­ем свя­зы­ва­ло мно­го­лет­нее со­труд­ни­че­ст­во. Ны­неш­ний гла­ва этой Церк­ви Ми­тро­по­лит Хри­сто­фор с боль­шим бла­го­го­ве­ни­ем от­но­сит­ся к свя­ты­ням Ук­раи­ны. 9–13 ию­ня 2002 г. он с груп­пой па­лом­ни­ков по­се­тил Уж­го­род­скую епар­хию УПЦ, где по­кло­нил­ся че­ст­ным мо­щам не­дав­но ка­но­ни­зи­ро­ван­но­го пре­по­доб­но­го Алек­сия, Кар­па­то­рус­ско­го ис­по­вед­ни­ка, не­бес­но­го по­кро­ви­те­ля За­кар­пат­ско­го края. Уж­го­род­ская епар­хия ус­та­но­ви­ла тес­ные кон­так­ты с Цер­ко­вью Чеш­ских зе­мель и Сло­ва­кии. 8–9 де­каб­ря 2002 г. епи­скоп Му­ка­чев­ский и Уж­го­род­ский Ага­пит по бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра воз­глав­лял де­ле­га­цию УПЦ на тор­же­ст­вах, по­свя­щен­ных 50-ле­тию ав­то­ке­фа­лии этой По­ме­ст­ной Церк­ви.

Креп­кие узы ду­хов­но­го еди­не­ния свя­зы­ва­ют УПЦ с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью Аме­ри­ки. Пер­вая офи­ци­аль­ная встре­ча Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра как Пред­стоя­те­ля УПЦ с Ми­тро­по­ли­том всея Аме­ри­ки и Ка­на­ды Фео­до­си­ем со­стоя­лась уже че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев по­сле Харь­ков­ско­го Со­бо­ра. 20–24 сен­тяб­ря 1992 г. Бла­жен­ней­ший Фео­до­сий на­хо­дил­ся с ви­зи­том в Ук­раи­не, во вре­мя ко­то­ро­го мо­лил­ся в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре, дру­гих хра­мах и мо­на­сты­рях Кие­ва. 22 сен­тяб­ря, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Фео­до­сия Чер­ни­гов­ско­го, не­бес­но­го по­кро­ви­те­ля Ми­тро­по­ли­та Фео­до­сия, Пер­во­ие­рарх Аме­ри­ки и Ка­на­ды при­сут­ст­во­вал в Чер­ни­го­ве на тор­же­ст­вах, по­свя­щен­ных 1000-ле­тию Чер­ни­гов­ской епар­хии. В Тро­иц­ком ка­фед­раль­ном со­бо­ре Пред­стоя­те­ли двух Церк­вей со­вер­ши­ли Бо­же­ст­вен­ную ли­тур­гию и Кре­ст­ный ход с мо­ща­ми свя­ти­те­ля Фео­до­сия.

Ми­тро­по­лит Фео­до­сий не­од­но­крат­но при­ез­жал в Ки­ев на празд­ник свя­то­го рав­но­апо­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, что­бы по­здра­вить Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра с днем те­зо­име­нит­ст­ва. Зна­ком ду­хов­ной общ­но­сти двух Церк­вей ста­ло пре­бы­ва­ние вес­ной 2002 г. в Аме­ри­ке, по прось­бе Ми­тро­по­ли­та Фео­до­сия и бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, По­ча­ев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Свя­ты­ня бы­ла при­ве­зе­на в Аме­ри­ку, что­бы при­нять уча­стие в еже­год­ных тор­же­ст­вах в Свя­то-Ти­хо­нов­ском мо­на­сты­ре и се­ми­на­рии. 23 мая по до­ро­ге в мо­на­стырь ико­на по­се­ти­ла Свя­то-Ни­коль­ский ка­фед­раль­ный со­бор Нью-Йор­ка. «Храм не мог вме­стить всех же­лаю­щих по­мо­лить­ся пе­ред об­ра­зом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В этот день вме­сте воз­но­си­ли мо­лит­вы ча­да Аме­ри­кан­ской, Ан­ти­охий­ской, Серб­ской Пра­во­слав­ных Церк­вей, гре­че­ских юрис­дик­ций, Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви за­гра­ни­цей» .

По­сле тра­ги­че­ских со­бы­тий в Нью-Йор­ке 11 сен­тяб­ря 2001 г. Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир вы­ра­зил со­бо­лез­но­ва­ние Пред­стоя­те­лю Аме­ри­кан­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Бла­жен­ней­ший Вла­ди­мир на­хо­дил­ся в это вре­мя в па­лом­ни­че­ст­ве на Свя­той Го­ре Афон. У свя­тынь Афо­на Его Бла­жен­ст­во воз­нес мо­лит­вы об упо­кое­нии душ лю­дей, по­гиб­ших в ре­зуль­та­те те­рак­та.

От­но­ше­ние Аме­ри­кан­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви к рас­ко­лу в Ук­раи­не хо­ро­шо вы­ра­жа­ет речь ее пред­ста­ви­те­ля, епи­ско­па От­та­вы и Ка­на­ды Се­ра­фи­ма, на юби­лее Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры: «Рас­кол — это все­гда тра­ге­дия. У нас в Ка­на­де то­же бы­ли про­бле­мы с рас­ко­лом, но бла­го­да­ря Гос­по­ду мы их ув­ра­че­ва­ли. Ес­ли слу­чит­ся, что ка­кая-то из Церк­вей при­зна­ет рас­кол, то это не ре­шит про­бле­му, а при­ве­дет к до­пол­ни­тель­но­му рас­ко­лу, а по­то­му это про­сто не­воз­мож­но. Рас­кол — это ис­ку­ше­ние, но это не ис­пы­та­ние от Бо­га, а ис­ку­ше­ние от диа­во­ла. Лав­ра и вся ва­ша стра­на — это свя­тая зем­ля. По­это­му ис­пы­та­ния, по­сы­лае­мые вам, вы в си­лах пре­одо­леть».

Рез­ко, но яр­ко и об­раз­но вы­ра­зил­ся ко­гда-то о рас­ко­ле Кон­стан­ти­но­поль­ский Пат­ри­арх Вар­фо­ло­мей. Во вре­мя ви­зи­та в Одес­су в сен­тяб­ре 1997 г. он ска­зал в ин­тер­вью жур­на­ли­стам: «Ана­фе­ма — она и в Аф­ри­ке ана­фе­ма». И по­то­му не­уди­ви­тель­но, что Фи­ла­рет не име­ет об­ще­ния с ка­но­ни­че­ски­ми Пра­во­слав­ны­ми Церк­ва­ми ми­ра, его ок­ру­же­ние — та­кие же ли­шен­ные бла­го­да­ти схиз­ма­ти­ки, как он сам. В свя­зи с этим нель­зя не при­вес­ти вы­ска­зы­ва­ние еще од­но­го уча­ст­ни­ка лавр­ских тор­жеств, пред­ста­ви­те­ля Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха­та ар­хи­диа­ко­на Ио­ва, пре­по­да­ва­те­ля Свя­то-Сер­ги­ев­ско­го бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та в Па­ри­же. Оно ин­те­рес­но тем, что от­ра­жа­ет точ­ку зре­ния пра­во­слав­ной на­уч­ной об­ще­ст­вен­но­сти. «Для пра­во­слав­ных ве­рую­щих Фран­ции, для все­го ака­де­ми­че­ско­го со­ста­ва пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов на­ше­го бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та про­бле­ма рас­ко­ла в Ук­раи­не яв­ля­ет­ся вол­ную­щим во­про­сом. Мы раз­де­ля­ем ту бо­го­слов­скую и дог­ма­ти­че­скую точ­ку зре­ния, что в Ук­раи­не един­ст­вен­ной ка­но­ни­че­ской Цер­ко­вью яв­ля­ет­ся Пра­во­слав­ная Цер­ковь, имею­щая ста­тус ши­ро­кой ав­то­но­мии и са­мо­управ­ляе­мо­сти. Рас­кол — это экк­ле­зио­ло­ги­че­ская ересь, по­то­му что его пред­ста­ви­те­ли ду­ма­ют, что сто­ят вы­ше со­бор­но­го соз­на­ния Церк­ви. Это аб­со­лют­но не­воз­мож­ная, не­ка­но­ни­че­ская по­зи­ция. Ко­неч­но, мы ви­дим, что в Ук­раи­не име­ет­ся боль­шой по­тен­ци­ал для ут­вер­жде­ния По­ме­ст­ной Церк­ви. Но этот во­прос дол­жен ре­шать­ся со­бор­но, в кон­суль­та­ции с Ма­те­рью-Цер­ко­вью. То, что рас­коль­ни­ки про­из­но­сят пра­во­слав­ный Сим­вол Ве­ры, не­дос­та­точ­но и ни о чем не го­во­рит. Нуж­но еще и на­хо­дить­ся в Церк­ви, быть в ев­ха­ри­сти­че­ском еди­не­нии с дру­ги­ми По­ме­ст­ны­ми Пра­во­слав­ны­ми Церк­ва­ми, что мы про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ли в Кие­ве. Они же не на­хо­дят­ся в еди­не­нии ни с од­ной Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью ми­ра. Пе­чаль­ным по­чер­ком рас­коль­ни­ков яв­ля­ет­ся их аг­рес­сив­ность. Они за­сы­ла­ют сво­их де­ле­га­тов в дру­гие стра­ны, пу­тем об­ма­на пы­та­ют­ся пред­ста­вить се­бя как за­кон­ную Цер­ковь. Но в Цер­ковь Хри­ста Спа­си­те­ля об­ман­ным пу­тем не вой­ти».

В 2002 г. вся Пол­но­та Все­лен­ско­го Пра­во­сла­вия мо­лит­вен­но от­ме­ча­ла 10-ле­тие Харь­ков­ско­го Со­бо­ра и пер­во­свя­ти­тель­ско­го слу­же­ния Его Бла­жен­ст­ва Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны. Куль­ми­на­ци­ей юби­лей­ных тор­жеств ста­ли празд­нич­ные ме­ро­прия­тия, про­ве­ден­ные 19 ию­ня 2002 г. в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре. Зла­то­гла­вая оби­тель ста­ла ме­стом па­лом­ни­че­ст­ва мно­го­чис­лен­ных де­ле­га­ций По­ме­ст­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, при­быв­ших за­сви­де­тель­ст­во­вать ува­же­ние, лю­бовь и под­держ­ку Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и ее Пред­стоя­те­лю. Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра по­здра­ви­ли с юби­ле­ем Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мо­с­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий II, Кон­стан­ти­но­поль­ский Пат­ри­арх Вар­фо­ло­мей I, Алек­сан­д­рий­ский Пат­ри­арх Петр VII, Серб­ский Пат­ри­арх Па­вел, Бол­гар­ский Пат­ри­арх Мак­сим, Ми­тро­по­лит Вар­шав­ский Сав­ва, Ми­тро­по­лит всея Аме­ри­ки и Ка­на­ды Фео­до­сий, дру­гие вы­со­кие цер­ков­ные дея­те­ли.

Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мо­с­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий II в сво­ем при­вет­ст­вии от­ме­тил, что Харь­ков­ский Со­бор «явил­ся под­лин­ным вы­ра­же­ни­ем ду­ха со­бор­но­сти Церк­ви, зри­мым при­ме­ром дей­ст­вия Про­мыс­ла Бо­жия. Уча­ст­ни­ки Харь­ков­ско­го Со­бо­ра в пол­ной ме­ре ис­пол­ни­ли свой ар­хи­пас­тыр­ский долг. На­хо­дясь в труд­ных ус­ло­ви­ях, они не ус­ту­пи­ли внеш­не­му дав­ле­нию, со­хра­ни­ли вер­ность ка­но­ни­че­ско­му уст­рой­ст­ву Церк­ви. Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир яв­ля­ет­ся для па­ст­вы при­ме­ром для под­ра­жа­ния, вдох­нов­ляя еван­гель­ским об­ра­зом сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­ни, мо­лит­вой и на­зи­да­тель­ным сло­вом со­брать­ев-ар­хи­пас­ты­рей, вос­пи­ты­вая ду­хов­ных чад, убе­ди­тель­но сви­де­тель­ст­вуя о не­мерк­ну­щей кра­со­те Свя­то­го Пра­во­сла­вия» .

Кон­стан­ти­но­поль­ский Пат­ри­арх Вар­фо­ло­мей I в сво­ем по­сла­нии от­ме­тил пло­до­твор­ность слу­же­ния Пред­стоя­те­ля УПЦ «на бла­го хри­сто­лю­би­вой па­ст­вы и во сла­ву Бо­жию». Алек­сан­д­рий­ский Пат­ри­арх Петр VII на­звал слу­же­ние Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра «мно­го­че­ст­ным» и «бла­го­сло­вен­ным».

Серб­ский Пат­ри­арх Па­вел в брат­ском по­здрав­ле­нии по­же­лал ук­ра­ин­ско­му Пер­во­свя­ти­те­лю «даль­ней­ших пло­до­твор­ных тру­дов на бла­го и ду­хов­ное воз­ро­ж­де­ние кли­ра, вер­ных и все­го Пра­во­сла­вия». В об­ра­ще­нии Бол­гар­ско­го Пат­ри­ар­ха Мак­си­ма го­во­ри­лось: «С ра­до­стью о Гос­по­де при­но­сим Вам на­ши брат­ские по­здрав­ле­ния по слу­чаю де­ся­ти­ле­тия Ва­ше­го бла­го­сло­вен­но­го слу­же­ния. Мо­лит­вен­но же­ла­ем Вам но­вых бла­го­ус­пеш­ных ар­хи­пас­тыр­ских тру­дов на бла­го Ва­шей Церк­ви и един­ст­ва Свя­то­го Пра­во­сла­вия».

«В день 10-й го­дов­щи­ны Ва­ше­го всту­п­ле­ния на пре­стол ми­тро­по­ли­тов Ки­ев­ских и всея Ук­раи­ны, — об­ра­тил­ся к Пред­стоя­те­лю УПЦ Ми­тро­по­лит Вар­шав­ский Сав­ва, — про­шу при­нять са­мые сер­деч­ные брат­ские при­вет­ст­вия с по­же­ла­ни­ем мно­гих ми­ло­стей от Все­выш­не­го Гос­по­да на даль­ней­шее свя­ти­тель­ское слу­же­ние Ва­ше­го Бла­жен­ст­ва». По­здрав­ляя Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, Ми­тро­по­лит всея Аме­ри­ки и Ка­на­ды Фео­до­сий ска­зал: «Ва­ше Бла­жен­ст­во, до­ро­гой брат и со­слу­жи­тель! С брат­ски­ми чув­ст­ва­ми при­вет­ст­вую Вас в этот ра­до­ст­ный юби­лей де­ся­ти­ле­тия ин­тро­ни­за­ции. Усерд­ное по­пе­че­ние о па­ст­ве, вве­рен­ной Ва­ше­му окорм­ле­нию, яв­ля­ет­ся дос­той­ным при­ме­ром ар­хи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния — слу­же­ния, ко­то­рое не­ред­ко со­еди­не­но с не­се­ни­ем кре­ста, но ко­то­рое так­же вос­при­ни­ма­ет­ся как бла­го­сло­ве­ние, ни­спос­лан­ное Са­мим До­б­рым Пас­ты­рем».

В юби­лей­ном по­сла­нии Свя­щен­но­го Си­но­да Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви да­на вы­со­кая оцен­ка Харь­ков­ско­му Со­бо­ру и пер­во­свя­ти­тель­ской дея­тель­но­сти Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра. В нем го­во­рит­ся: «Харь­ков­ский Cобор стал важ­ной ве­хой в но­вей­шей ис­то­рии на­шей Свя­той Церк­ви. В слож­ных по­ли­ти­че­ских ус­ло­ви­ях, в пе­ри­од ста­нов­ле­ния но­вых реа­лий во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и Цер­ко­вью он по­мог нам из­брать пра­виль­ный путь. Грех рас­ко­ла, учи­нен­но­го быв­шим ми­тро­по­ли­том Фи­ла­ре­том, ны­не рас­стри­жен­ным и ана­фе­мат­ст­во­ван­ным, гро­зил ув­лечь ве­рую­щих в про­пасть по­ги­бе­ли и ли­шить вся­кой на­де­ж­ды на спа­се­ние. Рас­кол яв­ля­ет­ся тяг­чай­шим гре­хом, ко­то­рый, по сло­вам свя­ти­те­ля Ио­ан­на Зла­то­ус­та, не смы­ва­ет­ся да­же кро­вью и при­рав­ни­ва­ет­ся к ере­си. Ру­ко­во­ди­мые за­бо­той о бла­го­по­лу­чии сво­ей па­ст­вы, ар­хие­реи Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви со­бра­лись 27 мая 1992 г. в бо­го­спа­сае­мом гра­де Харь­ко­ве, что­бы со­бор­ным ра­зу­мом пре­дот­вра­тить над­ви­гаю­щую­ся опас­ность. Пред­стоя­те­лем УПЦ еди­но­душ­но был из­бран Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. Его из­бра­ние яви­лось во­ис­ти­ну ве­ли­ким зна­ком ми­ло­сти Бо­жи­ей к на­шей Церк­ви. Под его муд­рым окорм­ле­ни­ем она уве­рен­но по­шла пу­тем, пред­на­чер­тан­ным ей Харь­ков­ским Со­бо­ром, су­ме­ла за­нять дос­той­ное ме­сто в об­ще­ст­ве».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru