Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь и Все­лен­ское Пра­во­сла­вие

Гла­вы По­ме­ст­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей не­из­мен­но с боль­шим ува­же­ни­ем от­но­сят­ся к Бла­жен­ней­ше­му Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру, как ка­но­ни­че­ски из­бран­но­му Пред­стоя­те­лю брат­ской Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Оп­ре­де­ле­ние Харь­ков­ско­го Со­бо­ра 1992 г. о его из­бра­нии бы­ло с одоб­ре­ни­ем вос­при­ня­то все­ми Пра­во­слав­ны­ми Церк­ва­ми ми­ра, Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир при­знан един­ст­вен­ным за­кон­ным Пер­во­ие­рар­хом УПЦ.

«Мы воз­но­сим на­ши рев­но­ст­ные мо­лит­вы от Свя­то­го Гро­ба, про­ся Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста ук­ре­пить но­во­из­бран­но­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, как ка­но­ни­че­ско­го гла­ву ук­ра­ин­ских пра­во­слав­ных епар­хий и да­ро­вать ему муд­рость для вы­пол­не­ния слож­ной ду­хов­ной за­да­чи, ко­то­рую он ре­ша­ет в это трудное время», — пи­сал в при­вет­ст­вен­ной те­ле­грам­ме Пред­стоя­тель Ие­ру­са­лим­ской Церк­ви Свя­тей­ший пат­ри­арх Дио­дор I.

Кон­стан­ти­но­поль­ский Пат­ри­арх Вар­фо­ло­мей I, об­ра­ща­ясь к Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру по по­во­ду его из­бра­ния на Ки­ев­скую ка­фед­ры, пи­сал: «...Мы же­ла­ем брат­ски со­об­щить Ва­шей люб­ви, что на­ша Свя­тая Ве­ли­кая Хри­сто­ва Цер­ковь... при­ни­ма­ет си­но­даль­ное ре­ше­ние о вы­ше­ска­зан­ном, не же­лая дос­тав­лять ни­ка­кой труд­но­сти Ва­шей Се­ст­ре-Церк­ви».

Алек­сан­д­рий­ский Пат­ри­арх Пар­фе­ний III при­вет­ст­во­вал но­во­го Пред­стоя­те­ля УПЦ: «До­ро­гой брат! В те­че­ние этих труд­ных и бо­лез­нен­ных дней для Пра­во­слав­ной Церк­ви Ук­раи­ны и на­ро­да Бо­жия под Ва­шим ка­но­ни­че­ским и ду­хов­ным управ­ле­ни­ем мои мо­лит­вы все­гда с Ва­ми. Про­шу на­ше­го Хри­ста Бо­га по­мочь и за­щи­тить пра­во­слав­ный на­род Ук­раи­ны, да­ро­вать мир, и безо­пас­ность, и един­ст­во. Кре­пи­тесь! Да бла­го­сло­вит Вас Бог! Пре­бы­ваю с Ва­ми!»

Ан­ти­охий­ский Пат­ри­арх Иг­на­тий IV пи­сал: «На­ши по­здрав­ле­ния ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру, един­ст­вен­но­му за­кон­но­му Пред­стоя­те­лю на Ук­раи­не. Пус­кай пре­бы­ва­ет с Ва­ми Гос­подь».

«...Мы за­яв­ля­ем Вам о сво­ей бе­зо­го­во­роч­ной под­держ­ке, — го­во­ри­лось в По­сла­нии Ар­хи­епи­ско­па Афин­ско­го и всея Эл­ла­ды Се­ра­фи­ма. — Мы от­ка­зы­ва­ем­ся иметь ка­кое-ли­бо об­ще­ние с ли­ца­ми, ли­шен­ны­ми епи­скоп­ско­го са­на и пра­ва пред­при­ни­мать ка­кие-ли­бо дей­ст­вия».

«Го­ря­чо по­здрав­ляю Ва­ше воз­люб­лен­ное Вы­со­ко­пре­ос­вя­щен­ст­во по по­во­ду Ва­ше­го из­бра­ния Ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским и всея Ук­раи­ны, от всей ду­ши же­лаю вся­че­ско­го ус­пе­ха в этом де­ле», — пи­сал Ми­тро­по­лит Кипр­ский Хри­зо­стом.

Со­бор епи­ско­пов Поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви вы­ра­зил пол­ную под­держ­ку Харь­ков­ско­му Со­бо­ру. Ана­ло­гич­ную по­зи­цию вы­ска­зал Ми­тро­по­лит Праж­ский До­ро­фей. В сво­ем пись­ме от 17 ию­ня 1992 г. он сер­деч­но по­здра­вил Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра с из­бра­ни­ем на Ки­ев­ский и Все­ук­ра­ин­ский пре­стол. О при­зна­нии но­во­из­бран­но­го пер­во­ие­рар­ха УПЦ зая­ви­ли Гру­зин­ский Пат­ри­арх Илия II, Ми­тро­по­лит всея Аме­ри­ки и Ка­на­ды Фео­до­сий, ру­ко­во­ди­те­ли дру­гих Церк­вей и кон­фес­сий .

Ук­ра­ин­ский Пер­во­свя­ти­тель на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном брат­ском об­ще­нии с гла­ва­ми По­ме­ст­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. Осо­бен­но тес­ным бы­ло оно с по­кой­ным Ие­ру­са­лим­ским пат­ри­ар­хом Дио­до­ром I. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир в 60-е го­ды был за­мес­ти­те­лем на­чаль­ни­ка Рус­ской Ду­хов­ной Мис­сии в Ие­ру­са­ли­ме. Он с бла­го­го­вей­ной лю­бо­вью от­но­сит­ся к Свя­той Зем­ле, ко­то­рую ос­вя­тил Свои­ми сто­па­ми Гос­подь наш Ии­сус Хри­стос, и со­вер­ша­ет ту­да час­тые па­лом­ни­че­ские по­езд­ки. В свою оче­редь, пред­ста­ви­те­ли Ие­ру­са­лим­ской Церк­ви бы­ва­ют с ви­зи­та­ми в Кие­ве. В на­ча­ле 1997 г. Ук­раи­ну по­се­тил ар­хи­епи­скоп Си­най­ский Да­ми­ан. На во­прос, с кем из цер­ков­ных дея­те­лей Ук­раи­ны он име­ет ев­ха­ри­сти­че­ское об­ще­ние, Да­ми­ан от­ве­тил: «Ес­те­ст­вен­но, толь­ко с Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, воз­глав­ляе­мой Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром. Это един­ст­вен­ная за­кон­ная ка­но­ни­че­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, об­ла­даю­щая, кста­ти, очень боль­шой са­мо­стоя­тель­но­стью. Прак­ти­че­ски это не­за­ви­си­мая Цер­ковь. Дру­гие ре­ли­ги­оз­ные груп­пи­ров­ки в Ук­раи­не, на­зы­ваю­щие се­бя пра­во­слав­ны­ми, та­ко­вы­ми не яв­ля­ют­ся. Мы очень скор­бим. Это рас­коль­ни­ки, раз­ди­раю­щие хи­тон Хри­стов. Но мы ве­рим, что чле­ны этих груп­пи­ро­вок со вре­ме­нем оду­ма­ют­ся, по­ка­ют­ся и вер­нут­ся в ло­но ка­но­ни­че­ской Пра­во­слав­ной Ма­те­ри-Церк­ви. Мы при­зна­ем ана­фе­му— да­же ес­ли бы Фи­ла­рет был мо­им род­ным бра­том, по­сле пре­да­ния его ана­фе­ме я не мо­гу с ним встре­тить­ся» .

Брат­ские от­но­ше­ния под­дер­жи­ва­ет УПЦ с древ­ни­ми Алек­сан­д­рий­ским и Ан­ти­охий­ским пат­ри­ар­ха­та­ми. Бла­жен­ней­ше­го Пар­фе­ния III, Пат­ри­ар­ха Алек­сан­д­рий­ско­го и всея Аф­ри­ки, Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир при­ни­мал 29 мая — 4 ию­ня 1993 г. в Одес­се. В 1996 г. Пат­ри­арх Пар­фе­ний на­гра­дил ук­ра­ин­ско­го Пред­стоя­те­ля выс­шим от­ли­чи­ем Алек­сан­д­рий­ской Церк­ви — ор­де­ном Свя­то­го Апо­сто­ла Мар­ка I сте­пе­ни. Его пре­ем­ник, Бла­жен­ней­ший Петр VII, при­слал Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру свои сер­деч­ные по­здрав­ле­ния по слу­чаю 950-лет­не­го юби­лея Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры и 10-ле­тия Харь­ков­ско­го Со­бо­ра. Пред­ста­ви­те­лем Алек­сан­д­рий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви на лавр­ском юби­лее был ми­тро­по­лит Кар­фа­ген­ский Хри­зо­стом, ко­то­рый, в ча­ст­но­сти, ска­зал: «Мы прие­ха­ли в Свя­тую Лав­ру, ко­то­рую по­се­ща­ли и Пат­ри­арх Ни­ко­лай, и Пат­ри­арх Пар­фе­ний, ее со­би­ра­ет­ся по­се­тить и наш но­вый Пат­ри­арх Петр. Рас­кол — это про­бле­ма не толь­ко Ук­ра­ин­ской Церк­ви, но и все­го Пра­во­сла­вия. В Церк­ви дол­жен быть по­ря­док, по-гре­че­ски «так­сис». Мы прие­ха­ли, что­бы за­сви­де­тель­ст­во­вать ка­но­ни­че­ское един­ст­во с Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром. Кро­ме не­го, мы дру­гих не зна­ем. Ес­ли в Ук­раи­не ко­го-то еще на­зы­ва­ют ми­тро­по­ли­том, то это не на­ши про­бле­мы. Мы — Пра­во­слав­ная Цер­ковь» .

В том же ду­хе вы­ска­зал­ся на юби­лее в Лав­ре и пред­ста­ви­тель Ан­ти­охий­ско­го Пат­ри­ар­ха­та епи­скоп Ни­фонт: «У нас осо­бое от­но­ше­ние к Бла­жен­ней­ше­му Вла­ди­ми­ру, Пред­стоя­те­лю Пра­во­слав­ной Церк­ви в Ук­раи­не. Я гор­жусь, что пред­став­ляю здесь Бла­жен­ней­ше­го Иг­на­тия, Пат­ри­ар­ха Ан­ти­охии и все­го Вос­то­ка, Пред­стоя­те­ля на­шей древ­ней­шей Церк­ви, в ко­то­рой впер­вые про­зву­ча­ло имя «хри­стиа­нин». Ук­раи­на — это бла­го­сло­вен­ная стра­на. Нас свя­зы­ва­ет с ней од­но Кре­ще­ние, од­на ве­ра. Мы при­зна­ем толь­ко Цер­ковь, воз­глав­ляе­мую Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром, и на­стой­чи­во от­стаи­ва­ем ка­но­ны Церк­ви. Рас­кол — это иг­ра, соз­дан­ная для то­го, что­бы раз­де­лить на­род, ибо то, что раз­де­ля­ет Цер­ковь, раз­де­ля­ет и на­род. Мы мо­лим­ся, что­бы и Цер­ковь, и на­род Ук­раи­ны бы­ли еди­ны, по­то­му что на­род Ук­раи­ны дос­то­ин толь­ко люб­ви».

Дав­ние дру­же­ские от­но­ше­ния су­ще­ст­ву­ют у гла­вы Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви со Свя­тей­шим Или­ей II, Пат­ри­ар­хом и Ка­то­ли­ко­сом Гру­зии. Гру­зия — един­ст­вен­ная из стран СНГ, древ­няя По­ме­ст­ная Цер­ковь ко­то­рой об­ла­да­ет ста­ту­сом ка­но­ни­че­ской ав­то­ке­фа­лии. По­это­му кон­так­ты двух Пред­стоя­те­лей осо­бен­но важ­ны. Они встре­ча­лись в Одес­се осе­нью 1997 г., в Виф­лее­ме и Мо­ск­ве в 2000 г. и т. д. Пред­ста­ви­тель Гру­зин­ско­го Пат­ри­ар­ха­та на тор­же­ст­вах по слу­чаю 950-ле­тия Лав­ры епи­скоп Са­гард­жой­ский Ан­д­рей го­во­рил: «Гру­зию и Ук­раи­ну обеди­няет то, что один и тот же апо­стол, Ан­д­рей Пер­во­зван­ный, про­по­ве­до­вал Хри­сти­ан­ст­во в на­ших стра­нах. По ми­ло­сти Бо­жи­ей, че­ст­ная гла­ва апо­сто­ла Ан­д­рея на­хо­дит­ся в Лав­ре, о чем мы в Гру­зии мо­жем толь­ко меч­тать. На­ши стра­ны обеди­няет Свя­тая Го­ра Афон, от­ку­да при­шли ос­но­ва­те­ли мо­на­ше­ст­ва и в Гру­зию, и в Ук­раи­ну. Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир, Ми­тро­по­лит Ки­ев­ский, был эк­зар­хом Гру­зии. Мы при­зна­ем лишь Цер­ковь Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра. Гос­подь, ко­то­рый хра­нит Свою ис­тин­ную Цер­ковь, все раз­де­ле­ния упра­вит, по­то­му что не­воз­мож­но, что­бы раз­де­ле­ния бы­ли сре­ди од­но­го на­ро­да. Ук­ра­ин­ские рас­коль­ни­ки при­ез­жа­ли в Гру­зию, но ни­ко­гда Гру­зин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь не под­дер­жит ни один рас­кол, по­то­му что это все­гда об­ман. У ме­ня бы­ла воз­мож­ность про­гу­лять­ся по зна­ко­мо­му мне Кие­ву, и я за­шел во Вла­ди­мир­ский со­бор. Но я да­же не мог по­ду­мать, что эта свя­ты­ня не при­над­ле­жит Пра­во­сла­вию, без­бла­го­дат­на, и пра­во­слав­ный че­ло­век не мо­жет там да­же по­мо­лить­ся».

Свя­тей­ший Па­вел, Пат­ри­арх Серб­ский, лю­бит Ук­раи­ну и Ук­ра­ин­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, чтит ее свя­ты­ни. В 1994 г. он был в Кие­ве, со­вер­шал бо­го­слу­же­ние в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре вме­сте с Бла­жен­ней­шим Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром в день па­мя­ти пре­по­доб­ных от­цов Кие­во-Пе­чер­ских. Бла­жен­ней­ший Вла­ди­мир по­се­щал Бел­град в 1997 г. Сви­де­тель­ст­вом не­раз­рыв­но­сти ду­хов­ных свя­зей Ук­ра­ин­ской и Серб­ской Церк­вей ста­ло со­вме­ст­ное бо­го­слу­же­ние их Пер­во­ие­рар­хов вме­сте с Пред­стоя­те­ля­ми дру­гих Пра­во­слав­ных Церк­вей в Виф­лее­ме, на мес­те, где ро­дил­ся Спа­си­тель, в бла­го­сло­вен­ный год 2000-ле­тия Его Ро­ж­де­ст­ва. 20 ян­ва­ря 2002 г. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Па­вел по­се­щал Мо­ск­ву по при­гла­ше­нию Фон­да един­ст­ва пра­во­слав­ных на­ро­дов. Цен­траль­ной те­мой пе­ре­го­во­ров ста­ли про­бле­мы рас­ко­лов в Ук­раи­не и Ма­ке­до­нии. И в Ук­раи­не, и в Македонии си­туа­ция скла­ды­ва­ет­ся осо­бен­но слож­но, по­сколь­ку рас­коль­ни­ки на­хо­дят под­держ­ку во вла­ст­ных струк­ту­рах. «Рас­ко­лы все­гда ста­но­ви­лись ис­точ­ни­ком не­до­б­рых дея­ний, и на пред­стоя­те­лей Пра­во­слав­ных Церк­вей Бо­гом воз­ло­жен долг сде­лать все воз­мож­ное, что­бы пре­одо­леть рас­ко­лы» , — под­черк­нул во вре­мя ви­зи­та Свя­тей­ший Пат­ри­арх Па­вел.

По­зи­цию един­ст­ва с УПЦ вы­ра­зил при­быв­ший на тор­же­ст­ва в честь 950-ле­тия Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры пред­ста­ви­тель Серб­ской Пат­ри­ар­хии епи­скоп Звор­нич­ко-Туз­лян­ский Ва­си­лий: «На­ша Цер­ковь пи­та­ет ве­ли­кую лю­бовь к Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Я бла­го­да­рю Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра. Эта Цер­ковь про­шла Гол­го­фу, и мы ожи­да­ем ее Вос­кре­се­ния... Дух Бо­жий со­брал пред­ста­ви­те­лей всех По­ме­ст­ных Церк­вей у свя­тых Кие­во-Пе­чер­ских, что­бы мы мо­ли­лись о един­ст­ве Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан. Раз­де­ле­ние — это де­ло диа­во­ла. Рас­коль­ни­ки долж­ны прий­ти ко Хри­сту... Ино­го пу­ти нет».

На­вер­ное, ни­ка­кая дру­гая Цер­ковь, кро­ме Ук­ра­ин­ской, не по­стра­да­ла так от рас­ко­ла, как Бол­гар­ская во гла­ве со Свя­тей­шим пат­ри­ар­хом Мак­си­мом. Пред­во­ди­тель бол­гар­ских рас­коль­ни­ков ми­тро­по­лит Пи­мен, опи­ра­ясь на под­держ­ку пра­ви­тель­ст­ва, вот уже бо­лее 10 лет тер­за­ет Бол­гар­скую Цер­ковь-му­че­ни­цу. Пи­ме­на, про­воз­гла­сив­ше­го се­бя «пат­ри­ар­хом», не ос­та­но­ви­ло да­же то, что на Все­пра­во­слав­ном со­ве­ща­нии, ко­то­рое про­хо­ди­ло осе­нью 1998 г. в Со­фии в при­сут­ст­вии Пер­во­ие­рар­хов и пред­ста­ви­те­лей всех По­ме­ст­ных Церк­вей, его дея­тель­ность бы­ла ре­ши­тель­но осу­ж­де­на и един­ст­вен­ным ка­но­ни­че­ским Пред­стоя­те­лем был при­знан Свя­тей­ший Мак­сим. Пи­мен име­ет тес­ное об­ще­ние с Фи­ла­ре­том, ко­то­рый пы­та­ет­ся спло­тить бол­гар­ских, гре­че­ских, аме­ри­кан­ских и дру­гих рас­коль­ни­ков для соз­да­ния не­кое­го схиз­ма­ти­че­ско­го «ин­тер­на­цио­на­ла» как аль­тер­на­ти­вы все­мир­но­го ка­но­ни­че­ско­го Пра­во­сла­вия.

Од­на­ко рас­кол не в си­лах по­вре­дить ни Бол­гар­ской, ни Ук­ра­ин­ской, ни дру­гой ка­кой-ли­бо Церк­ви, твер­до стоя­щей на фун­да­мен­те ты­ся­че­лет­них пра­вил и ка­но­нов свя­тых от­цов и апо­сто­лов.

В на­ча­ле ию­ня 1996 г. Пат­ри­арх Мак­сим по­се­тил Ук­раи­ну. Он за­сви­де­тель­ст­во­вал под­держ­ку Свя­той ка­но­ни­че­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Ук­раи­ны, воз­глав­ляе­мой Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром. На юби­лее Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры пред­ста­ви­тель Пат­ри­ар­ха Мак­си­ма ми­тро­по­лит На­фа­на­ил под­твер­дил по­зи­цию Бол­гар­ской Церк­ви. «Мы са­ми зна­ем, что та­кое рас­кол, — ска­зал он. — И по­это­му Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мак­сим бла­го­сло­вил нас не толь­ко при­сут­ст­во­вать на тор­же­ст­вах, но и вы­ра­зить свою под­держ­ку и лю­бовь Бла­жен­ней­ше­му Вла­ди­ми­ру, Ми­тро­по­ли­ту Ки­ев­ско­му и всея Ук­раи­ны. Рас­кол — это ложь. Рас­коль­ни­ки меч­та­ют о при­зна­нии, но это не­воз­мож­но. У них один путь — воз­вра­ще­ние че­рез по­кая­ние в ту Цер­ковь, ко­то­рую ос­но­вал Хри­стос».

Ана­ло­гич­ным бы­ло за­яв­ле­ние пред­ста­ви­те­ля Кипр­ской Церк­ви епи­ско­па Три­ми­фунт­ско­го Ва­си­лио­са: «Мы прие­ха­ли по при­гла­ше­нию Си­но­да Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и с ра­до­стью уча­ст­ву­ем в празд­но­ва­нии это­го ве­ли­ко­го юби­лея. Рас­кол в Ук­раи­не — это боль­шая и серь­ез­ная про­бле­ма, ко­то­рая долж­на раз­ре­шать­ся тем ор­га­ном, или Со­бо­ром, ко­то­рый ком­пе­тен­тен его раз­ре­шить. По при­гла­ше­нию Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в этом Со­бо­ре мо­гут при­нять уча­стие пред­ста­ви­те­ли дру­гих По­ме­ст­ных Церк­вей. Путь раз­ре­ше­ния этой про­бле­мы дол­жен быть стро­го ка­но­ни­че­ским».

Ук­ра­ше­ни­ем празд­но­ва­ния лавр­ско­го юби­лея ста­ло при­бы­тие в Ук­раи­ну ве­ли­кой свя­ты­ни — че­ст­ной гла­вы свя­то­го Апо­сто­ла Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го. При­вез ее в Лав­ру Пред­стоя­тель Эл­лад­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Хри­сто­дул, Ар­хи­епи­скоп Афин­ский и всея Эл­ла­ды. На пресс-кон­фе­рен­ции для пред­ста­ви­те­лей ук­ра­ин­ских и за­ру­беж­ных СМИ Бла­жен­ней­ший Хри­сто­дул от­ме­тил, что ув­ра­че­ва­ние рас­ко­лов, су­ще­ст­вую­щих сре­ди пра­во­слав­ных ве­рую­щих Ук­раи­ны, воз­мож­но лишь на проч­ном ос­но­ва­нии свя­щен­ных ка­но­нов, по­сколь­ку вся­кое иное ре­ше­ние ока­жет­ся за­ве­до­мо не­жиз­не­спо­соб­ным. От­ве­чая на во­про­сы жур­на­ли­стов по по­во­ду рас­коль­ни­че­ской дея­тель­но­сти так на­зы­вае­мо­го Ки­ев­ско­го Пат­ри­ар­ха­та, он зая­вил: «Ни од­на По­ме­ст­ная Цер­ковь не при­зна­ет ор­га­ни­за­цию, воз­глав­ляе­мую быв­шим ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским Фи­ла­ре­том». В свя­зи с во­про­са­ми о ка­но­ни­че­ском бу­ду­щем Пра­во­сла­вия в Ук­раи­не Бла­жен­ней­ший Хри­сто­дул от­ве­тил: «Те­ма ав­то­ке­фа­лии или ав­то­но­мии не име­ет от­но­ше­ния к су­ще­ст­вую­щим рас­ко­лам. Это раз­ные во­про­сы. Ко­гда сре­ди ук­ра­ин­ских пра­во­слав­ных вос­ста­но­вит­ся един­ст­во на ка­но­ни­че­ской ос­но­ве, то­гда воз­мож­но рас­смот­ре­ние те­мы о бу­ду­щем Церк­ви. Но по­ка та­ко­го един­ст­ва нет, не мо­жет быть по­сту­па­тель­но­го дви­же­ния к ав­то­ке­фа­лии или ав­то­но­мии». Ком­мен­ти­руя в хо­де пресс-кон­фе­рен­ции со­сто­яв­шие­ся в Цю­ри­хе пе­ре­го­во­ры с пред­ста­ви­те­ля­ми Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха­та, уча­ст­во­вав­ший в них ми­тро­по­лит Одес­ский и Из­ма­иль­ский Ага­фан­гел зая­вил: «Я пол­но­стью под­дер­жи­ваю зо­ло­тые сло­ва Бла­жен­ней­ше­го Ар­хи­епи­ско­па Хри­сто­ду­ла. В хо­де со­сто­яв­ших­ся в Цю­ри­хе со­бе­се­до­ва­ний мы при­шли к вы­во­ду, что лишь в стро­гом со­от­вет­ст­вии с ка­но­на­ми и Свя­щен­ным Пре­да­ни­ем Церк­ви мы мо­жем ув­ра­че­вать рас­кол. А вме­ша­тель­ст­во по­ли­ти­че­ских сил мо­жет толь­ко за­труд­нить про­цесс вы­ра­бот­ки не­об­хо­ди­мых ре­ше­ний» .

26 ав­гу­ста 2001 г. Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир и Бла­жен­ней­ший Ар­хи­епи­скоп Хри­сто­дул в со­слу­же­нии епи­ско­па­та Ук­ра­ин­ской и Эл­лад­ской Церк­вей со­вер­ши­ли Бо­же­ст­вен­ную ли­тур­гию в Тра­пез­ном хра­ме Лав­ры во имя пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фео­до­сия Пе­чер­ских. По окон­ча­нии бо­го­слу­же­ния Ар­хи­епи­скоп Хри­сто­дул об­ра­тил­ся к Ми­тро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру с при­вет­ст­ви­ем: «На­ша мер­ность от име­ни всей пол­но­ты Эл­лад­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви за­ве­ря­ет Вас, что в Ва­шем ли­це мы при­зна­ем ис­тин­но­го и един­ст­вен­но­го хра­ни­те­ля апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва в Свя­тей­шей Пра­во­слав­ной Церк­ви Ук­раи­ны».

Че­рез два дня, в празд­ник Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, со­стоя­лась куль­ми­на­ци­он­ная часть юби­лей­ных тор­жеств. Бо­же­ст­вен­ную ли­тур­гию воз­глав­лял Его Бла­жен­ст­во Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, свя­щен­но­ар­хи­ман­д­рит Свя­то-Ус­пен­ской Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Ему со­слу­жи­ли пред­ста­ви­те­ли всех По­ме­ст­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей ми­ра — бо­лее 80 ие­рар­хов, с офи­ци­аль­ны­ми де­ле­га­ция­ми при­быв­шие на тор­же­ст­ва. Все­цер­ков­ный ха­рак­тер празд­но­ва­ния лавр­ско­го юби­лея еще раз под­твер­дил, что древ­ний Ки­ев, ве­ли­чие ко­то­ро­го бы­ло пред­ска­за­но око­ло двух ты­сяч лет на­зад свя­тым Апо­сто­лом Ан­д­ре­ем Пер­во­зван­ным, яв­ля­ет­ся од­ной из про­слав­лен­ных пра­во­слав­ных сто­лиц, а Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь во гла­ве с Бла­жен­ней­шим Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром — од­ной из зна­чи­мых и ав­то­ри­тет­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей ми­ра. Взвол­но­ван­ные и ис­крен­ние сло­ва, вы­ска­зан­ные пред­ста­ви­те­ля­ми де­ле­га­ций По­ме­ст­ных Церк­вей в ад­рес Пред­стоя­те­ля УПЦ, сви­де­тель­ст­во­ва­ли о той глу­бо­кой тре­во­ге, ко­то­рую вы­зы­ва­ет ук­ра­ин­ский рас­кол в пра­во­слав­ном ми­ре. «Мы зна­ем о не­про­стой си­туа­ции в Ук­раи­не, — го­во­рил по это­му по­во­ду пред­ста­ви­тель Ал­бан­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ми­тро­по­лит Ио­ан­нис. — Мы прие­ха­ли сю­да, что­бы под­дер­жать ка­но­ни­че­скую Цер­ковь Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, и на­де­ем­ся, что все лю­ди в Ук­раи­не бу­дут ей вер­ны. Эта Цер­ковь бла­го­сло­вен­на для Ук­раи­ны и ук­ра­ин­ско­го на­ро­да».

Боль­шой друг Ук­раи­ны ар­хи­епи­скоп Люб­лин­ский и Холм­ский Авель (Поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь) ска­зал: «Я сча­ст­лив, что по бла­го­сло­ве­нию Пред­стоя­те­ля на­шей Церк­ви Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Сав­вы мо­гу пред­став­лять пра­во­слав­ных Поль­ши на этих тор­же­ст­вах. То, что здесь со­бра­лись пред­ста­ви­те­ли всех По­ме­ст­ных Церк­вей ми­ро­во­го Пра­во­сла­вия, сви­де­тель­ст­ву­ет о на­шем со­бор­ном един­ст­ве. Мы пе­ре­жи­ва­ем за си­туа­цию в Ук­раи­не, мо­лим­ся, что­бы всем рас­коль­ни­кам Гос­подь дал дар по­кая­ния и они воз­вра­ти­лись в дом от­чий. По­кая­ние, по­кая­ние и по­кая­ние».

Пра­во­слав­ные ие­рар­хи Поль­ши — час­тые гос­ти в УПЦ. Те­п­ло­та этих взаи­мо­от­но­ше­ний под­твер­ди­лась ви­зи­том Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра в Вар­ша­ву. В фев­ра­ле 1998 г. его при­ни­мал Пред­стоя­тель Поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший ми­тро­по­лит Вар­шав­ский и всея Поль­ши Ва­си­лий.

«С Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью мы очень близ­ки и по ро­ду, и по кро­ви, и по ре­ли­гии, — от­ме­тил при­быв­ший на юби­лей Лав­ры епи­скоп Ми­хай­лов­ский Ио­анн (Пра­во­слав­ная Цер­ковь Чеш­ских зе­мель и Сло­ва­кии). — Мы — де­ти еди­ной Пра­во­слав­ной Все­лен­ской Церк­ви. У нас то­же был пе­ри­од, ко­гда лю­то­ва­ли униа­ты и рас­коль­ни­ки. Они от­би­ра­ли у нас хра­мы, и мы мо­ли­лись в пе­ще­рах, на клад­би­щах, в до­мах и в га­ра­жах. Они ду­ма­ли, что отбе­рут хра­мы, и на­род по­ме­ня­ет ве­ру. Но на­род дер­жал­ся ве­ры пра­во­слав­ной, и мы по­строи­ли но­вые пре­крас­ные церк­ви. Рас­кол в Ук­раи­не дол­жен пре­одо­ле­вать­ся толь­ко на ба­зе Свя­то­го Пра­во­сла­вия и ка­но­нов Церк­ви. Кто ото­шел от Церк­ви, тот ото­шел от Бо­га».

Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра с по­кой­ным Пред­стоя­те­лем Церк­ви Чеш­ских зе­мель и Сло­ва­кии Ми­тро­по­ли­том До­ро­фе­ем свя­зы­ва­ло мно­го­лет­нее со­труд­ни­че­ст­во. Ны­неш­ний гла­ва этой Церк­ви Ми­тро­по­лит Хри­сто­фор с боль­шим бла­го­го­ве­ни­ем от­но­сит­ся к свя­ты­ням Ук­раи­ны. 9–13 ию­ня 2002 г. он с груп­пой па­лом­ни­ков по­се­тил Уж­го­род­скую епар­хию УПЦ, где по­кло­нил­ся че­ст­ным мо­щам не­дав­но ка­но­ни­зи­ро­ван­но­го пре­по­доб­но­го Алек­сия, Кар­па­то­рус­ско­го ис­по­вед­ни­ка, не­бес­но­го по­кро­ви­те­ля За­кар­пат­ско­го края. Уж­го­род­ская епар­хия ус­та­но­ви­ла тес­ные кон­так­ты с Цер­ко­вью Чеш­ских зе­мель и Сло­ва­кии. 8–9 де­каб­ря 2002 г. епи­скоп Му­ка­чев­ский и Уж­го­род­ский Ага­пит по бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра воз­глав­лял де­ле­га­цию УПЦ на тор­же­ст­вах, по­свя­щен­ных 50-ле­тию ав­то­ке­фа­лии этой По­ме­ст­ной Церк­ви.

Креп­кие узы ду­хов­но­го еди­не­ния свя­зы­ва­ют УПЦ с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью Аме­ри­ки. Пер­вая офи­ци­аль­ная встре­ча Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра как Пред­стоя­те­ля УПЦ с Ми­тро­по­ли­том всея Аме­ри­ки и Ка­на­ды Фео­до­си­ем со­стоя­лась уже че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев по­сле Харь­ков­ско­го Со­бо­ра. 20–24 сен­тяб­ря 1992 г. Бла­жен­ней­ший Фео­до­сий на­хо­дил­ся с ви­зи­том в Ук­раи­не, во вре­мя ко­то­ро­го мо­лил­ся в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре, дру­гих хра­мах и мо­на­сты­рях Кие­ва. 22 сен­тяб­ря, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Фео­до­сия Чер­ни­гов­ско­го, не­бес­но­го по­кро­ви­те­ля Ми­тро­по­ли­та Фео­до­сия, Пер­во­ие­рарх Аме­ри­ки и Ка­на­ды при­сут­ст­во­вал в Чер­ни­го­ве на тор­же­ст­вах, по­свя­щен­ных 1000-ле­тию Чер­ни­гов­ской епар­хии. В Тро­иц­ком ка­фед­раль­ном со­бо­ре Пред­стоя­те­ли двух Церк­вей со­вер­ши­ли Бо­же­ст­вен­ную ли­тур­гию и Кре­ст­ный ход с мо­ща­ми свя­ти­те­ля Фео­до­сия.

Ми­тро­по­лит Фео­до­сий не­од­но­крат­но при­ез­жал в Ки­ев на празд­ник свя­то­го рав­но­апо­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, что­бы по­здра­вить Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра с днем те­зо­име­нит­ст­ва. Зна­ком ду­хов­ной общ­но­сти двух Церк­вей ста­ло пре­бы­ва­ние вес­ной 2002 г. в Аме­ри­ке, по прось­бе Ми­тро­по­ли­та Фео­до­сия и бла­го­сло­ве­нию Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, По­ча­ев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Свя­ты­ня бы­ла при­ве­зе­на в Аме­ри­ку, что­бы при­нять уча­стие в еже­год­ных тор­же­ст­вах в Свя­то-Ти­хо­нов­ском мо­на­сты­ре и се­ми­на­рии. 23 мая по до­ро­ге в мо­на­стырь ико­на по­се­ти­ла Свя­то-Ни­коль­ский ка­фед­раль­ный со­бор Нью-Йор­ка. «Храм не мог вме­стить всех же­лаю­щих по­мо­лить­ся пе­ред об­ра­зом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В этот день вме­сте воз­но­си­ли мо­лит­вы ча­да Аме­ри­кан­ской, Ан­ти­охий­ской, Серб­ской Пра­во­слав­ных Церк­вей, гре­че­ских юрис­дик­ций, Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви за­гра­ни­цей» .

По­сле тра­ги­че­ских со­бы­тий в Нью-Йор­ке 11 сен­тяб­ря 2001 г. Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир вы­ра­зил со­бо­лез­но­ва­ние Пред­стоя­те­лю Аме­ри­кан­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Бла­жен­ней­ший Вла­ди­мир на­хо­дил­ся в это вре­мя в па­лом­ни­че­ст­ве на Свя­той Го­ре Афон. У свя­тынь Афо­на Его Бла­жен­ст­во воз­нес мо­лит­вы об упо­кое­нии душ лю­дей, по­гиб­ших в ре­зуль­та­те те­рак­та.

От­но­ше­ние Аме­ри­кан­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви к рас­ко­лу в Ук­раи­не хо­ро­шо вы­ра­жа­ет речь ее пред­ста­ви­те­ля, епи­ско­па От­та­вы и Ка­на­ды Се­ра­фи­ма, на юби­лее Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры: «Рас­кол — это все­гда тра­ге­дия. У нас в Ка­на­де то­же бы­ли про­бле­мы с рас­ко­лом, но бла­го­да­ря Гос­по­ду мы их ув­ра­че­ва­ли. Ес­ли слу­чит­ся, что ка­кая-то из Церк­вей при­зна­ет рас­кол, то это не ре­шит про­бле­му, а при­ве­дет к до­пол­ни­тель­но­му рас­ко­лу, а по­то­му это про­сто не­воз­мож­но. Рас­кол — это ис­ку­ше­ние, но это не ис­пы­та­ние от Бо­га, а ис­ку­ше­ние от диа­во­ла. Лав­ра и вся ва­ша стра­на — это свя­тая зем­ля. По­это­му ис­пы­та­ния, по­сы­лае­мые вам, вы в си­лах пре­одо­леть».

Рез­ко, но яр­ко и об­раз­но вы­ра­зил­ся ко­гда-то о рас­ко­ле Кон­стан­ти­но­поль­ский Пат­ри­арх Вар­фо­ло­мей. Во вре­мя ви­зи­та в Одес­су в сен­тяб­ре 1997 г. он ска­зал в ин­тер­вью жур­на­ли­стам: «Ана­фе­ма — она и в Аф­ри­ке ана­фе­ма». И по­то­му не­уди­ви­тель­но, что Фи­ла­рет не име­ет об­ще­ния с ка­но­ни­че­ски­ми Пра­во­слав­ны­ми Церк­ва­ми ми­ра, его ок­ру­же­ние — та­кие же ли­шен­ные бла­го­да­ти схиз­ма­ти­ки, как он сам. В свя­зи с этим нель­зя не при­вес­ти вы­ска­зы­ва­ние еще од­но­го уча­ст­ни­ка лавр­ских тор­жеств, пред­ста­ви­те­ля Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха­та ар­хи­диа­ко­на Ио­ва, пре­по­да­ва­те­ля Свя­то-Сер­ги­ев­ско­го бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та в Па­ри­же. Оно ин­те­рес­но тем, что от­ра­жа­ет точ­ку зре­ния пра­во­слав­ной на­уч­ной об­ще­ст­вен­но­сти. «Для пра­во­слав­ных ве­рую­щих Фран­ции, для все­го ака­де­ми­че­ско­го со­ста­ва пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов на­ше­го бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та про­бле­ма рас­ко­ла в Ук­раи­не яв­ля­ет­ся вол­ную­щим во­про­сом. Мы раз­де­ля­ем ту бо­го­слов­скую и дог­ма­ти­че­скую точ­ку зре­ния, что в Ук­раи­не един­ст­вен­ной ка­но­ни­че­ской Цер­ко­вью яв­ля­ет­ся Пра­во­слав­ная Цер­ковь, имею­щая ста­тус ши­ро­кой ав­то­но­мии и са­мо­управ­ляе­мо­сти. Рас­кол — это экк­ле­зио­ло­ги­че­ская ересь, по­то­му что его пред­ста­ви­те­ли ду­ма­ют, что сто­ят вы­ше со­бор­но­го соз­на­ния Церк­ви. Это аб­со­лют­но не­воз­мож­ная, не­ка­но­ни­че­ская по­зи­ция. Ко­неч­но, мы ви­дим, что в Ук­раи­не име­ет­ся боль­шой по­тен­ци­ал для ут­вер­жде­ния По­ме­ст­ной Церк­ви. Но этот во­прос дол­жен ре­шать­ся со­бор­но, в кон­суль­та­ции с Ма­те­рью-Цер­ко­вью. То, что рас­коль­ни­ки про­из­но­сят пра­во­слав­ный Сим­вол Ве­ры, не­дос­та­точ­но и ни о чем не го­во­рит. Нуж­но еще и на­хо­дить­ся в Церк­ви, быть в ев­ха­ри­сти­че­ском еди­не­нии с дру­ги­ми По­ме­ст­ны­ми Пра­во­слав­ны­ми Церк­ва­ми, что мы про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ли в Кие­ве. Они же не на­хо­дят­ся в еди­не­нии ни с од­ной Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью ми­ра. Пе­чаль­ным по­чер­ком рас­коль­ни­ков яв­ля­ет­ся их аг­рес­сив­ность. Они за­сы­ла­ют сво­их де­ле­га­тов в дру­гие стра­ны, пу­тем об­ма­на пы­та­ют­ся пред­ста­вить се­бя как за­кон­ную Цер­ковь. Но в Цер­ковь Хри­ста Спа­си­те­ля об­ман­ным пу­тем не вой­ти».

В 2002 г. вся Пол­но­та Все­лен­ско­го Пра­во­сла­вия мо­лит­вен­но от­ме­ча­ла 10-ле­тие Харь­ков­ско­го Со­бо­ра и пер­во­свя­ти­тель­ско­го слу­же­ния Его Бла­жен­ст­ва Бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, Ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ук­раи­ны. Куль­ми­на­ци­ей юби­лей­ных тор­жеств ста­ли празд­нич­ные ме­ро­прия­тия, про­ве­ден­ные 19 ию­ня 2002 г. в Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре. Зла­то­гла­вая оби­тель ста­ла ме­стом па­лом­ни­че­ст­ва мно­го­чис­лен­ных де­ле­га­ций По­ме­ст­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, при­быв­ших за­сви­де­тель­ст­во­вать ува­же­ние, лю­бовь и под­держ­ку Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и ее Пред­стоя­те­лю. Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра по­здра­ви­ли с юби­ле­ем Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мо­с­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий II, Кон­стан­ти­но­поль­ский Пат­ри­арх Вар­фо­ло­мей I, Алек­сан­д­рий­ский Пат­ри­арх Петр VII, Серб­ский Пат­ри­арх Па­вел, Бол­гар­ский Пат­ри­арх Мак­сим, Ми­тро­по­лит Вар­шав­ский Сав­ва, Ми­тро­по­лит всея Аме­ри­ки и Ка­на­ды Фео­до­сий, дру­гие вы­со­кие цер­ков­ные дея­те­ли.

Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мо­с­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий II в сво­ем при­вет­ст­вии от­ме­тил, что Харь­ков­ский Со­бор «явил­ся под­лин­ным вы­ра­же­ни­ем ду­ха со­бор­но­сти Церк­ви, зри­мым при­ме­ром дей­ст­вия Про­мыс­ла Бо­жия. Уча­ст­ни­ки Харь­ков­ско­го Со­бо­ра в пол­ной ме­ре ис­пол­ни­ли свой ар­хи­пас­тыр­ский долг. На­хо­дясь в труд­ных ус­ло­ви­ях, они не ус­ту­пи­ли внеш­не­му дав­ле­нию, со­хра­ни­ли вер­ность ка­но­ни­че­ско­му уст­рой­ст­ву Церк­ви. Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир яв­ля­ет­ся для па­ст­вы при­ме­ром для под­ра­жа­ния, вдох­нов­ляя еван­гель­ским об­ра­зом сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­ни, мо­лит­вой и на­зи­да­тель­ным сло­вом со­брать­ев-ар­хи­пас­ты­рей, вос­пи­ты­вая ду­хов­ных чад, убе­ди­тель­но сви­де­тель­ст­вуя о не­мерк­ну­щей кра­со­те Свя­то­го Пра­во­сла­вия» .

Кон­стан­ти­но­поль­ский Пат­ри­арх Вар­фо­ло­мей I в сво­ем по­сла­нии от­ме­тил пло­до­твор­ность слу­же­ния Пред­стоя­те­ля УПЦ «на бла­го хри­сто­лю­би­вой па­ст­вы и во сла­ву Бо­жию». Алек­сан­д­рий­ский Пат­ри­арх Петр VII на­звал слу­же­ние Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра «мно­го­че­ст­ным» и «бла­го­сло­вен­ным».

Серб­ский Пат­ри­арх Па­вел в брат­ском по­здрав­ле­нии по­же­лал ук­ра­ин­ско­му Пер­во­свя­ти­те­лю «даль­ней­ших пло­до­твор­ных тру­дов на бла­го и ду­хов­ное воз­ро­ж­де­ние кли­ра, вер­ных и все­го Пра­во­сла­вия». В об­ра­ще­нии Бол­гар­ско­го Пат­ри­ар­ха Мак­си­ма го­во­ри­лось: «С ра­до­стью о Гос­по­де при­но­сим Вам на­ши брат­ские по­здрав­ле­ния по слу­чаю де­ся­ти­ле­тия Ва­ше­го бла­го­сло­вен­но­го слу­же­ния. Мо­лит­вен­но же­ла­ем Вам но­вых бла­го­ус­пеш­ных ар­хи­пас­тыр­ских тру­дов на бла­го Ва­шей Церк­ви и един­ст­ва Свя­то­го Пра­во­сла­вия».

«В день 10-й го­дов­щи­ны Ва­ше­го всту­п­ле­ния на пре­стол ми­тро­по­ли­тов Ки­ев­ских и всея Ук­раи­ны, — об­ра­тил­ся к Пред­стоя­те­лю УПЦ Ми­тро­по­лит Вар­шав­ский Сав­ва, — про­шу при­нять са­мые сер­деч­ные брат­ские при­вет­ст­вия с по­же­ла­ни­ем мно­гих ми­ло­стей от Все­выш­не­го Гос­по­да на даль­ней­шее свя­ти­тель­ское слу­же­ние Ва­ше­го Бла­жен­ст­ва». По­здрав­ляя Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, Ми­тро­по­лит всея Аме­ри­ки и Ка­на­ды Фео­до­сий ска­зал: «Ва­ше Бла­жен­ст­во, до­ро­гой брат и со­слу­жи­тель! С брат­ски­ми чув­ст­ва­ми при­вет­ст­вую Вас в этот ра­до­ст­ный юби­лей де­ся­ти­ле­тия ин­тро­ни­за­ции. Усерд­ное по­пе­че­ние о па­ст­ве, вве­рен­ной Ва­ше­му окорм­ле­нию, яв­ля­ет­ся дос­той­ным при­ме­ром ар­хи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния — слу­же­ния, ко­то­рое не­ред­ко со­еди­не­но с не­се­ни­ем кре­ста, но ко­то­рое так­же вос­при­ни­ма­ет­ся как бла­го­сло­ве­ние, ни­спос­лан­ное Са­мим До­б­рым Пас­ты­рем».

В юби­лей­ном по­сла­нии Свя­щен­но­го Си­но­да Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви да­на вы­со­кая оцен­ка Харь­ков­ско­му Со­бо­ру и пер­во­свя­ти­тель­ской дея­тель­но­сти Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра. В нем го­во­рит­ся: «Харь­ков­ский Cобор стал важ­ной ве­хой в но­вей­шей ис­то­рии на­шей Свя­той Церк­ви. В слож­ных по­ли­ти­че­ских ус­ло­ви­ях, в пе­ри­од ста­нов­ле­ния но­вых реа­лий во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и Цер­ко­вью он по­мог нам из­брать пра­виль­ный путь. Грех рас­ко­ла, учи­нен­но­го быв­шим ми­тро­по­ли­том Фи­ла­ре­том, ны­не рас­стри­жен­ным и ана­фе­мат­ст­во­ван­ным, гро­зил ув­лечь ве­рую­щих в про­пасть по­ги­бе­ли и ли­шить вся­кой на­де­ж­ды на спа­се­ние. Рас­кол яв­ля­ет­ся тяг­чай­шим гре­хом, ко­то­рый, по сло­вам свя­ти­те­ля Ио­ан­на Зла­то­ус­та, не смы­ва­ет­ся да­же кро­вью и при­рав­ни­ва­ет­ся к ере­си. Ру­ко­во­ди­мые за­бо­той о бла­го­по­лу­чии сво­ей па­ст­вы, ар­хие­реи Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви со­бра­лись 27 мая 1992 г. в бо­го­спа­сае­мом гра­де Харь­ко­ве, что­бы со­бор­ным ра­зу­мом пре­дот­вра­тить над­ви­гаю­щую­ся опас­ность. Пред­стоя­те­лем УПЦ еди­но­душ­но был из­бран Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир. Его из­бра­ние яви­лось во­ис­ти­ну ве­ли­ким зна­ком ми­ло­сти Бо­жи­ей к на­шей Церк­ви. Под его муд­рым окорм­ле­ни­ем она уве­рен­но по­шла пу­тем, пред­на­чер­тан­ным ей Харь­ков­ским Со­бо­ром, су­ме­ла за­нять дос­той­ное ме­сто в об­ще­ст­ве».

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    К телу умершего человека Церковь относится с благоговением, поскольку, в отличие от атеистов, мы верим, что будет всеобщее воскресение мертвых, когда душа опять соединится со своим телом. И этого не избежать, даже если мертвое тело сжечь, а прах развеять с самолета на высоте десяти километров. Не навредит этому и тот, кто вскрытием устанавливает причину смерти.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru