Украинская Православная Церковь и Вселенское Православие
Главы Поместных Православных Церквей неизменно с большим уважением относятся к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, как канонически избранному Предстоятелю братской Украинской Православной Церкви. Определение Харьковского Собора 1992 г. о его избрании было с одобрением воспринято всеми Православными Церквами мира, Митрополит Владимир признан единственным законным Первоиерархом УПЦ.
«Мы возносим наши ревностные молитвы от Святого Гроба, прося Господа нашего Иисуса Христа укрепить новоизбранного Митрополита Владимира, как канонического главу украинских православных епархий и даровать ему мудрость для выполнения сложной духовной задачи, которую он решает в это трудное время», — писал в приветственной телеграмме Предстоятель Иерусалимской Церкви Святейший патриарх Диодор I.
Константинопольский Патриарх Варфоломей I, обращаясь к Митрополиту Владимиру по поводу его избрания на Киевскую кафедры, писал: «...Мы желаем братски сообщить Вашей любви, что наша Святая Великая Христова Церковь... принимает синодальное решение о вышесказанном, не желая доставлять никакой трудности Вашей Сестре-Церкви».
Александрийский Патриарх Парфений III приветствовал нового Предстоятеля УПЦ: «Дорогой брат! В течение этих трудных и болезненных дней для Православной Церкви Украины и народа Божия под Вашим каноническим и духовным управлением мои молитвы всегда с Вами. Прошу нашего Христа Бога помочь и защитить православный народ Украины, даровать мир, и безопасность, и единство. Крепитесь! Да благословит Вас Бог! Пребываю с Вами!»
Антиохийский Патриарх Игнатий IV писал: «Наши поздравления митрополиту Владимиру, единственному законному Предстоятелю на Украине. Пускай пребывает с Вами Господь».
«...Мы заявляем Вам о своей безоговорочной поддержке, — говорилось в Послании Архиепископа Афинского и всея Эллады Серафима. — Мы отказываемся иметь какое-либо общение с лицами, лишенными епископского сана и права предпринимать какие-либо действия».
«Горячо поздравляю Ваше возлюбленное Высокопреосвященство по поводу Вашего избрания Митрополитом Киевским и всея Украины, от всей души желаю всяческого успеха в этом деле», — писал Митрополит Кипрский Хризостом.
Собор епископов Польской Православной Церкви выразил полную поддержку Харьковскому Собору. Аналогичную позицию высказал Митрополит Пражский Дорофей. В своем письме от 17 июня 1992 г. он сердечно поздравил Митрополита Владимира с избранием на Киевский и Всеукраинский престол. О признании новоизбранного первоиерарха УПЦ заявили Грузинский Патриарх Илия II, Митрополит всея Америки и Канады Феодосий, руководители других Церквей и конфессий .
Украинский Первосвятитель находится в постоянном братском общении с главами Поместных Православных Церквей. Особенно тесным было оно с покойным Иерусалимским патриархом Диодором I. Блаженнейший Митрополит Владимир в 60-е годы был заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Он с благоговейной любовью относится к Святой Земле, которую освятил Своими стопами Господь наш Иисус Христос, и совершает туда частые паломнические поездки. В свою очередь, представители Иерусалимской Церкви бывают с визитами в Киеве. В начале 1997 г. Украину посетил архиепископ Синайский Дамиан. На вопрос, с кем из церковных деятелей Украины он имеет евхаристическое общение, Дамиан ответил: «Естественно, только с Украинской Православной Церковью, возглавляемой Митрополитом Владимиром. Это единственная законная каноническая Православная Церковь, обладающая, кстати, очень большой самостоятельностью. Практически это независимая Церковь. Другие религиозные группировки в Украине, называющие себя православными, таковыми не являются. Мы очень скорбим. Это раскольники, раздирающие хитон Христов. Но мы верим, что члены этих группировок со временем одумаются, покаются и вернутся в лоно канонической Православной Матери-Церкви. Мы признаем анафему— даже если бы Филарет был моим родным братом, после предания его анафеме я не могу с ним встретиться» .
Братские отношения поддерживает УПЦ с древними Александрийским и Антиохийским патриархатами. Блаженнейшего Парфения III, Патриарха Александрийского и всея Африки, Митрополит Владимир принимал 29 мая — 4 июня 1993 г. в Одессе. В 1996 г. Патриарх Парфений наградил украинского Предстоятеля высшим отличием Александрийской Церкви — орденом Святого Апостола Марка I степени. Его преемник, Блаженнейший Петр VII, прислал Митрополиту Владимиру свои сердечные поздравления по случаю 950-летнего юбилея Киево-Печерской Лавры и 10-летия Харьковского Собора. Представителем Александрийской Православной Церкви на лаврском юбилее был митрополит Карфагенский Хризостом, который, в частности, сказал: «Мы приехали в Святую Лавру, которую посещали и Патриарх Николай, и Патриарх Парфений, ее собирается посетить и наш новый Патриарх Петр. Раскол — это проблема не только Украинской Церкви, но и всего Православия. В Церкви должен быть порядок, по-гречески «таксис». Мы приехали, чтобы засвидетельствовать каноническое единство с Митрополитом Владимиром. Кроме него, мы других не знаем. Если в Украине кого-то еще называют митрополитом, то это не наши проблемы. Мы — Православная Церковь» .
В том же духе высказался на юбилее в Лавре и представитель Антиохийского Патриархата епископ Нифонт: «У нас особое отношение к Блаженнейшему Владимиру, Предстоятелю Православной Церкви в Украине. Я горжусь, что представляю здесь Блаженнейшего Игнатия, Патриарха Антиохии и всего Востока, Предстоятеля нашей древнейшей Церкви, в которой впервые прозвучало имя «христианин». Украина — это благословенная страна. Нас связывает с ней одно Крещение, одна вера. Мы признаем только Церковь, возглавляемую Митрополитом Владимиром, и настойчиво отстаиваем каноны Церкви. Раскол — это игра, созданная для того, чтобы разделить народ, ибо то, что разделяет Церковь, разделяет и народ. Мы молимся, чтобы и Церковь, и народ Украины были едины, потому что народ Украины достоин только любви».
Давние дружеские отношения существуют у главы Украинской Православной Церкви со Святейшим Илией II, Патриархом и Католикосом Грузии. Грузия — единственная из стран СНГ, древняя Поместная Церковь которой обладает статусом канонической автокефалии. Поэтому контакты двух Предстоятелей особенно важны. Они встречались в Одессе осенью 1997 г., в Вифлееме и Москве в 2000 г. и т. д. Представитель Грузинского Патриархата на торжествах по случаю 950-летия Лавры епископ Сагарджойский Андрей говорил: «Грузию и Украину обединяет то, что один и тот же апостол, Андрей Первозванный, проповедовал Христианство в наших странах. По милости Божией, честная глава апостола Андрея находится в Лавре, о чем мы в Грузии можем только мечтать. Наши страны обединяет Святая Гора Афон, откуда пришли основатели монашества и в Грузию, и в Украину. Священномученик Владимир, Митрополит Киевский, был экзархом Грузии. Мы признаем лишь Церковь Митрополита Владимира. Господь, который хранит Свою истинную Церковь, все разделения управит, потому что невозможно, чтобы разделения были среди одного народа. Украинские раскольники приезжали в Грузию, но никогда Грузинская Православная Церковь не поддержит ни один раскол, потому что это всегда обман. У меня была возможность прогуляться по знакомому мне Киеву, и я зашел во Владимирский собор. Но я даже не мог подумать, что эта святыня не принадлежит Православию, безблагодатна, и православный человек не может там даже помолиться».
Святейший Павел, Патриарх Сербский, любит Украину и Украинскую Православную Церковь, чтит ее святыни. В 1994 г. он был в Киеве, совершал богослужение в Киево-Печерской Лавре вместе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром в день памяти преподобных отцов Киево-Печерских. Блаженнейший Владимир посещал Белград в 1997 г. Свидетельством неразрывности духовных связей Украинской и Сербской Церквей стало совместное богослужение их Первоиерархов вместе с Предстоятелями других Православных Церквей в Вифлееме, на месте, где родился Спаситель, в благословенный год 2000-летия Его Рождества. 20 января 2002 г. Святейший Патриарх Павел посещал Москву по приглашению Фонда единства православных народов. Центральной темой переговоров стали проблемы расколов в Украине и Македонии. И в Украине, и в Македонии ситуация складывается особенно сложно, поскольку раскольники находят поддержку во властных структурах. «Расколы всегда становились источником недобрых деяний, и на предстоятелей Православных Церквей Богом возложен долг сделать все возможное, чтобы преодолеть расколы» , — подчеркнул во время визита Святейший Патриарх Павел.
Позицию единства с УПЦ выразил прибывший на торжества в честь 950-летия Киево-Печерской Лавры представитель Сербской Патриархии епископ Зворничко-Тузлянский Василий: «Наша Церковь питает великую любовь к Украинской Православной Церкви. Я благодарю Блаженнейшего Митрополита Владимира. Эта Церковь прошла Голгофу, и мы ожидаем ее Воскресения... Дух Божий собрал представителей всех Поместных Церквей у святых Киево-Печерских, чтобы мы молились о единстве Украинской Православной Церкви и всех православных христиан. Разделение — это дело диавола. Раскольники должны прийти ко Христу... Иного пути нет».
Наверное, никакая другая Церковь, кроме Украинской, не пострадала так от раскола, как Болгарская во главе со Святейшим патриархом Максимом. Предводитель болгарских раскольников митрополит Пимен, опираясь на поддержку правительства, вот уже более 10 лет терзает Болгарскую Церковь-мученицу. Пимена, провозгласившего себя «патриархом», не остановило даже то, что на Всеправославном совещании, которое проходило осенью 1998 г. в Софии в присутствии Первоиерархов и представителей всех Поместных Церквей, его деятельность была решительно осуждена и единственным каноническим Предстоятелем был признан Святейший Максим. Пимен имеет тесное общение с Филаретом, который пытается сплотить болгарских, греческих, американских и других раскольников для создания некоего схизматического «интернационала» как альтернативы всемирного канонического Православия.
Однако раскол не в силах повредить ни Болгарской, ни Украинской, ни другой какой-либо Церкви, твердо стоящей на фундаменте тысячелетних правил и канонов святых отцов и апостолов.
В начале июня 1996 г. Патриарх Максим посетил Украину. Он засвидетельствовал поддержку Святой канонической Православной Церкви Украины, возглавляемой Митрополитом Владимиром. На юбилее Киево-Печерской Лавры представитель Патриарха Максима митрополит Нафанаил подтвердил позицию Болгарской Церкви. «Мы сами знаем, что такое раскол, — сказал он. — И поэтому Святейший Патриарх Максим благословил нас не только присутствовать на торжествах, но и выразить свою поддержку и любовь Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины. Раскол — это ложь. Раскольники мечтают о признании, но это невозможно. У них один путь — возвращение через покаяние в ту Церковь, которую основал Христос».
Аналогичным было заявление представителя Кипрской Церкви епископа Тримифунтского Василиоса: «Мы приехали по приглашению Синода Украинской Православной Церкви и с радостью участвуем в праздновании этого великого юбилея. Раскол в Украине — это большая и серьезная проблема, которая должна разрешаться тем органом, или Собором, который компетентен его разрешить. По приглашению Украинской Православной Церкви в этом Соборе могут принять участие представители других Поместных Церквей. Путь разрешения этой проблемы должен быть строго каноническим».
Украшением празднования лаврского юбилея стало прибытие в Украину великой святыни — честной главы святого Апостола Андрея Первозванного. Привез ее в Лавру Предстоятель Элладской Православной Церкви Блаженнейший Христодул, Архиепископ Афинский и всея Эллады. На пресс-конференции для представителей украинских и зарубежных СМИ Блаженнейший Христодул отметил, что уврачевание расколов, существующих среди православных верующих Украины, возможно лишь на прочном основании священных канонов, поскольку всякое иное решение окажется заведомо нежизнеспособным. Отвечая на вопросы журналистов по поводу раскольнической деятельности так называемого Киевского Патриархата, он заявил: «Ни одна Поместная Церковь не признает организацию, возглавляемую бывшим митрополитом Киевским Филаретом». В связи с вопросами о каноническом будущем Православия в Украине Блаженнейший Христодул ответил: «Тема автокефалии или автономии не имеет отношения к существующим расколам. Это разные вопросы. Когда среди украинских православных восстановится единство на канонической основе, тогда возможно рассмотрение темы о будущем Церкви. Но пока такого единства нет, не может быть поступательного движения к автокефалии или автономии». Комментируя в ходе пресс-конференции состоявшиеся в Цюрихе переговоры с представителями Константинопольского Патриархата, участвовавший в них митрополит Одесский и Измаильский Агафангел заявил: «Я полностью поддерживаю золотые слова Блаженнейшего Архиепископа Христодула. В ходе состоявшихся в Цюрихе собеседований мы пришли к выводу, что лишь в строгом соответствии с канонами и Священным Преданием Церкви мы можем уврачевать раскол. А вмешательство политических сил может только затруднить процесс выработки необходимых решений» .
26 августа 2001 г. Блаженнейший Митрополит Владимир и Блаженнейший Архиепископ Христодул в сослужении епископата Украинской и Элладской Церквей совершили Божественную литургию в Трапезном храме Лавры во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. По окончании богослужения Архиепископ Христодул обратился к Митрополиту Владимиру с приветствием: «Наша мерность от имени всей полноты Элладской Православной Церкви заверяет Вас, что в Вашем лице мы признаем истинного и единственного хранителя апостольского преемства в Святейшей Православной Церкви Украины».
Через два дня, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, состоялась кульминационная часть юбилейных торжеств. Божественную литургию возглавлял Его Блаженство Митрополит Владимир, священноархимандрит Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Ему сослужили представители всех Поместных Православных Церквей мира — более 80 иерархов, с официальными делегациями прибывшие на торжества. Всецерковный характер празднования лаврского юбилея еще раз подтвердил, что древний Киев, величие которого было предсказано около двух тысяч лет назад святым Апостолом Андреем Первозванным, является одной из прославленных православных столиц, а Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром — одной из значимых и авторитетных Православных Церквей мира. Взволнованные и искренние слова, высказанные представителями делегаций Поместных Церквей в адрес Предстоятеля УПЦ, свидетельствовали о той глубокой тревоге, которую вызывает украинский раскол в православном мире. «Мы знаем о непростой ситуации в Украине, — говорил по этому поводу представитель Албанской Православной Церкви митрополит Иоаннис. — Мы приехали сюда, чтобы поддержать каноническую Церковь Митрополита Владимира, и надеемся, что все люди в Украине будут ей верны. Эта Церковь благословенна для Украины и украинского народа».
Большой друг Украины архиепископ Люблинский и Холмский Авель (Польская Православная Церковь) сказал: «Я счастлив, что по благословению Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Саввы могу представлять православных Польши на этих торжествах. То, что здесь собрались представители всех Поместных Церквей мирового Православия, свидетельствует о нашем соборном единстве. Мы переживаем за ситуацию в Украине, молимся, чтобы всем раскольникам Господь дал дар покаяния и они возвратились в дом отчий. Покаяние, покаяние и покаяние».
Православные иерархи Польши — частые гости в УПЦ. Теплота этих взаимоотношений подтвердилась визитом Блаженнейшего Митрополита Владимира в Варшаву. В феврале 1998 г. его принимал Предстоятель Польской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Варшавский и всея Польши Василий.
«С Украинской Православной Церковью мы очень близки и по роду, и по крови, и по религии, — отметил прибывший на юбилей Лавры епископ Михайловский Иоанн (Православная Церковь Чешских земель и Словакии). — Мы — дети единой Православной Вселенской Церкви. У нас тоже был период, когда лютовали униаты и раскольники. Они отбирали у нас храмы, и мы молились в пещерах, на кладбищах, в домах и в гаражах. Они думали, что отберут храмы, и народ поменяет веру. Но народ держался веры православной, и мы построили новые прекрасные церкви. Раскол в Украине должен преодолеваться только на базе Святого Православия и канонов Церкви. Кто отошел от Церкви, тот отошел от Бога».
Блаженнейшего Митрополита Владимира с покойным Предстоятелем Церкви Чешских земель и Словакии Митрополитом Дорофеем связывало многолетнее сотрудничество. Нынешний глава этой Церкви Митрополит Христофор с большим благоговением относится к святыням Украины. 9–13 июня 2002 г. он с группой паломников посетил Ужгородскую епархию УПЦ, где поклонился честным мощам недавно канонизированного преподобного Алексия, Карпаторусского исповедника, небесного покровителя Закарпатского края. Ужгородская епархия установила тесные контакты с Церковью Чешских земель и Словакии. 8–9 декабря 2002 г. епископ Мукачевский и Ужгородский Агапит по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира возглавлял делегацию УПЦ на торжествах, посвященных 50-летию автокефалии этой Поместной Церкви.
Крепкие узы духовного единения связывают УПЦ с Православной Церковью Америки. Первая официальная встреча Митрополита Владимира как Предстоятеля УПЦ с Митрополитом всея Америки и Канады Феодосием состоялась уже через несколько месяцев после Харьковского Собора. 20–24 сентября 1992 г. Блаженнейший Феодосий находился с визитом в Украине, во время которого молился в Киево-Печерской Лавре, других храмах и монастырях Киева. 22 сентября, в день памяти святителя Феодосия Черниговского, небесного покровителя Митрополита Феодосия, Первоиерарх Америки и Канады присутствовал в Чернигове на торжествах, посвященных 1000-летию Черниговской епархии. В Троицком кафедральном соборе Предстоятели двух Церквей совершили Божественную литургию и Крестный ход с мощами святителя Феодосия.
Митрополит Феодосий неоднократно приезжал в Киев на праздник святого равноапостольного князя Владимира, чтобы поздравить Блаженнейшего Владимира с днем тезоименитства. Знаком духовной общности двух Церквей стало пребывание весной 2002 г. в Америке, по просьбе Митрополита Феодосия и благословению Блаженнейшего Владимира, Почаевской иконы Божией Матери. Святыня была привезена в Америку, чтобы принять участие в ежегодных торжествах в Свято-Тихоновском монастыре и семинарии. 23 мая по дороге в монастырь икона посетила Свято-Никольский кафедральный собор Нью-Йорка. «Храм не мог вместить всех желающих помолиться перед образом Пресвятой Богородицы. В этот день вместе возносили молитвы чада Американской, Антиохийской, Сербской Православных Церквей, греческих юрисдикций, Русской Православной Церкви заграницей» .
После трагических событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. Митрополит Владимир выразил соболезнование Предстоятелю Американской Православной Церкви. Блаженнейший Владимир находился в это время в паломничестве на Святой Горе Афон. У святынь Афона Его Блаженство вознес молитвы об упокоении душ людей, погибших в результате теракта.
Отношение Американской Православной Церкви к расколу в Украине хорошо выражает речь ее представителя, епископа Оттавы и Канады Серафима, на юбилее Киево-Печерской Лавры: «Раскол — это всегда трагедия. У нас в Канаде тоже были проблемы с расколом, но благодаря Господу мы их уврачевали. Если случится, что какая-то из Церквей признает раскол, то это не решит проблему, а приведет к дополнительному расколу, а потому это просто невозможно. Раскол — это искушение, но это не испытание от Бога, а искушение от диавола. Лавра и вся ваша страна — это святая земля. Поэтому испытания, посылаемые вам, вы в силах преодолеть».
Резко, но ярко и образно выразился когда-то о расколе Константинопольский Патриарх Варфоломей. Во время визита в Одессу в сентябре 1997 г. он сказал в интервью журналистам: «Анафема — она и в Африке анафема». И потому неудивительно, что Филарет не имеет общения с каноническими Православными Церквами мира, его окружение — такие же лишенные благодати схизматики, как он сам. В связи с этим нельзя не привести высказывание еще одного участника лаврских торжеств, представителя Константинопольского Патриархата архидиакона Иова, преподавателя Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Оно интересно тем, что отражает точку зрения православной научной общественности. «Для православных верующих Франции, для всего академического состава преподавателей и студентов нашего богословского института проблема раскола в Украине является волнующим вопросом. Мы разделяем ту богословскую и догматическую точку зрения, что в Украине единственной канонической Церковью является Православная Церковь, имеющая статус широкой автономии и самоуправляемости. Раскол — это экклезиологическая ересь, потому что его представители думают, что стоят выше соборного сознания Церкви. Это абсолютно невозможная, неканоническая позиция. Конечно, мы видим, что в Украине имеется большой потенциал для утверждения Поместной Церкви. Но этот вопрос должен решаться соборно, в консультации с Матерью-Церковью. То, что раскольники произносят православный Символ Веры, недостаточно и ни о чем не говорит. Нужно еще и находиться в Церкви, быть в евхаристическом единении с другими Поместными Православными Церквами, что мы продемонстрировали в Киеве. Они же не находятся в единении ни с одной Православной Церковью мира. Печальным почерком раскольников является их агрессивность. Они засылают своих делегатов в другие страны, путем обмана пытаются представить себя как законную Церковь. Но в Церковь Христа Спасителя обманным путем не войти».
В 2002 г. вся Полнота Вселенского Православия молитвенно отмечала 10-летие Харьковского Собора и первосвятительского служения Его Блаженства Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. Кульминацией юбилейных торжеств стали праздничные мероприятия, проведенные 19 июня 2002 г. в Киево-Печерской Лавре. Златоглавая обитель стала местом паломничества многочисленных делегаций Поместных Православных Церквей, прибывших засвидетельствовать уважение, любовь и поддержку Украинской Православной Церкви и ее Предстоятелю. Блаженнейшего Митрополита Владимира поздравили с юбилеем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Константинопольский Патриарх Варфоломей I, Александрийский Патриарх Петр VII, Сербский Патриарх Павел, Болгарский Патриарх Максим, Митрополит Варшавский Савва, Митрополит всея Америки и Канады Феодосий, другие высокие церковные деятели.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем приветствии отметил, что Харьковский Собор «явился подлинным выражением духа соборности Церкви, зримым примером действия Промысла Божия. Участники Харьковского Собора в полной мере исполнили свой архипастырский долг. Находясь в трудных условиях, они не уступили внешнему давлению, сохранили верность каноническому устройству Церкви. Митрополит Владимир является для паствы примером для подражания, вдохновляя евангельским образом своей добродетельной жизни, молитвой и назидательным словом собратьев-архипастырей, воспитывая духовных чад, убедительно свидетельствуя о немеркнущей красоте Святого Православия» .
Константинопольский Патриарх Варфоломей I в своем послании отметил плодотворность служения Предстоятеля УПЦ «на благо христолюбивой паствы и во славу Божию». Александрийский Патриарх Петр VII назвал служение Митрополита Владимира «многочестным» и «благословенным».
Сербский Патриарх Павел в братском поздравлении пожелал украинскому Первосвятителю «дальнейших плодотворных трудов на благо и духовное возрождение клира, верных и всего Православия». В обращении Болгарского Патриарха Максима говорилось: «С радостью о Господе приносим Вам наши братские поздравления по случаю десятилетия Вашего благословенного служения. Молитвенно желаем Вам новых благоуспешных архипастырских трудов на благо Вашей Церкви и единства Святого Православия».
«В день 10-й годовщины Вашего вступления на престол митрополитов Киевских и всея Украины, — обратился к Предстоятелю УПЦ Митрополит Варшавский Савва, — прошу принять самые сердечные братские приветствия с пожеланием многих милостей от Всевышнего Господа на дальнейшее святительское служение Вашего Блаженства». Поздравляя Блаженнейшего Митрополита Владимира, Митрополит всея Америки и Канады Феодосий сказал: «Ваше Блаженство, дорогой брат и сослужитель! С братскими чувствами приветствую Вас в этот радостный юбилей десятилетия интронизации. Усердное попечение о пастве, вверенной Вашему окормлению, является достойным примером архипастырского служения — служения, которое нередко соединено с несением креста, но которое также воспринимается как благословение, ниспосланное Самим Добрым Пастырем».
В юбилейном послании Священного Синода Украинской Православной Церкви дана высокая оценка Харьковскому Собору и первосвятительской деятельности Блаженнейшего Митрополита Владимира. В нем говорится: «Харьковский Cобор стал важной вехой в новейшей истории нашей Святой Церкви. В сложных политических условиях, в период становления новых реалий во взаимоотношениях между государством и Церковью он помог нам избрать правильный путь. Грех раскола, учиненного бывшим митрополитом Филаретом, ныне расстриженным и анафематствованным, грозил увлечь верующих в пропасть погибели и лишить всякой надежды на спасение. Раскол является тягчайшим грехом, который, по словам святителя Иоанна Златоуста, не смывается даже кровью и приравнивается к ереси. Руководимые заботой о благополучии своей паствы, архиереи Украинской Православной Церкви собрались 27 мая 1992 г. в богоспасаемом граде Харькове, чтобы соборным разумом предотвратить надвигающуюся опасность. Предстоятелем УПЦ единодушно был избран Митрополит Владимир. Его избрание явилось воистину великим знаком милости Божией к нашей Церкви. Под его мудрым окормлением она уверенно пошла путем, предначертанным ей Харьковским Собором, сумела занять достойное место в обществе».
← Превыше всего — Любовь | Мы все дети одного народа и одной Матери-Церкви → |
---|
Церковные Таинства
— Никакие обстоятельства поведения крестных родителей не являются поводом для повторного Крещения. На действительность и благодатность Таинства не влияют грехи ни крестных, ни родных родителей ребенка. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Христианин постоянно делает выбор: между добром и злом, между благочестивой жизнью и пребыванием в грехе, между Богом и мамонной. Церковь живет по своим законам, по своему внутреннему укладу, что позволяет ей не быть в водовороте "стихий века сего". |
Подробнее ... |