«Пастырь добрый душу свою полагает…»
Настоящие испытания только начинались. Президент Украины Л.Кравчук отказался принять Митрополита Владимира. Вопреки волеизъявлению украинских иерархов и православного украинского народа, при его активном содействии начала искуственно создаваться абсолютно нелегитимная не только с церковно-канонической, но и с юридической точки зрения раскольническая группировка под названием «Киевский Патриархат», незаконно присвоены все финансовые сбережения Украинской Православной Церкви.
О тяжелейшем положении, в котором оказалась Православная Церковь на Украине, свидетельствует Обращение к пастырям, монашеству и всем верным чадам УПЦ, принятого Поместным Собором, который под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира состоялся 26 июня в стенах Святой Киево-Печерской Лавры: «Сегодня наступили смутные и тяжелые времена: времена разобщенности, расколов, духовной опустошенности и всеобщего озлобления… Ныне мы видим вокруг себя взаимную вражду, унижения и ложь. Проливаются слезы, может пролиться людская кровь. Тучи сгущаются над нами, становятся все более грозными. Зло преумножается из-за человеческой гордости, взаимных обид, политических и социальных пристрастий». Обращаясь к клирикам, Собор напомнил слова Апостола Павла, актуальные во всякое время, а в сложившейся ситуации приобретшие особый, увещевательный смысл: «Поступайте достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1–3); «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф. 5, 6); «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6, 14).
Словами великого аввы, преподобного Феодосия, игумена Печерского, обратился Собор к монашествующим: «Бог, сотворивший все словом Своим и премудростию, пусть Сам благословит вас и сохранит от наветов лукавого и сохранит веру нашу неизменну и тверду в единомыслии и взаимной любви, чтобы до конца времен вы были едины. Да будет на вас благодать — служить богу безупречно, и быть всем, как одно тело и одна душа, в смирении и послушании» ; «С любовью и надеждой обращаемся ко всем соотечественникам, ко всему благочестивому православному народу Украины любой национальности, — говорится в обращении к мирянам. — Братья и сестры! У нас с вами одна добрая мать-земля и Родина. У нас с вами великая история. У нас с вами одна горькая и славная доля. У нас с вами одна святая Мать-Церковь и один Бог — Иисус Христос. Сейчас нам всем тяжело и страшно за себя и за будущее наших детей, за свою Отчизну и Церковь. Но в наши с вами руки отдал Господь все будущее: что сегодня мы посеем, то пожнем и сами, и наши дети…Просим также Вас, дорогие отцы, братья и сестры, усилить молитвы, чтобы Господь послал мир и покой там, где от злобы людской проливается кровь. Пусть Господь даст разум всем нам решать только мирным путем все наши проблемы» . А проблем было более чем достаточно, и решение их легло на плечи Предстоятеля.
Ввиду противозаконных действий бывшего митрополита Филарета, таких как совершенное по его указке нападение на Лавру и нагнетание нездоровой обстановки в разных епархиях Украины, Собор обратился к Президенту Л. Кравчуку с настоятельной просьбой — «немедленно привлечь к ответственности Филарета (Денисенко) за ту смуту и вражду, которые он сеет» . Поскольку решение Архиерейского собора об освобождении и передаче Комиссии УПЦ официальной резиденции по ул. Пушкинская, 36 и Владимирского кафедрального собора, а также всего имущества и всех дел УПЦ выполнено не было, Собор, во избежание поиска народом правды путем насилия, просил Президента решить этот вопрос силой закона, на наивысшем государственном уровне.
С просьбой о помощи в восстановлении законности и возвращении религиозной общине УПЦ самоуправно и незаконно захваченного Филаретом Владимирского собора, охраняемого его сторонниками, которые не допускают в него верующих для проведения богослужения, Поместный Собор обратился также к Киевской городской государственной администрации. Участники Собора просили: «Принять соответствующие меры, чтобы освободить кафедральный собор св. Владимира со всем его имуществом от лиц, которые его незаконно заняли, и вернуть его верующим УПЦ», и тем самым не допустить грубого попрания конституционного права верующих граждан Украины. К большому сожалению, просьбы о восстановлении справедливости так и не были услышаны.
«Дня через три после приезда, — вспоминает Владыка Владимир, — через посыльного меня вызвал к себе И. Салий, бывший тогда главой администрации г. Киева. С первых же слов он, упершись кулаками в стол, надменно и требовательно спросил, почему это я, приехав в Киев, не пришел к нему раньше и не доложил о своем приезде. Услышав, что вот уже 20 лет как я киевлянин, он очень удивился.
Разговор шел об «урегулировании» раскола. Вероятнее всего, Салию было указано выступить в роли примирителя.
Салий: «Сейчас сюда придут Филарет и Антоний, — пожмете друг другу руки, и все будет нормально».
Митрополит Владимир: «Не все так просто, как вы говорите. Предложенный вариант невозможен».
Салий: «Тогда придется подтолкнуть к объединению, а если нет, то я разделю поровну приходы и монастыри».
Митрополит: «А вы спрашивали эти приходы и монастыри, куда они хотят?»
Салий: «Неважно, куда они хотят, будет так, как я сделаю, разделю поровну, по живому».
Таким образом, попытка примирить «через колено» не состоялась: не та была уже Церковь, а главное — «не тот» был уже митрополит, «не тот» предстоятель: Митрополит Владимир не позволил манипулировать Церковью.
Профиларетовская государственная власть оказалась перед фактом, что Украинская Православная Церковь после искусственного так называемого «Объединительного Собора» никуда не делась, ни с кем не объединилась и не слилась, она осталась такой, как была, и с ней необходимо считаться. Здравый смысл подсказывал всю абсурдность, неправомочность и антиконституционность заявлений Комитета по делам религий и Президиума Верховного Совета Украины по поводу Харьковского Собора и принятых им решений. Однако крайне националистически настроенные народные депутаты и некоторые представители местной власти, опираясь на них, принялись «наводить порядок на своей земле» .
Начался настоящий террор со стороны шовинистически настроенных групп по отношению к Украинской Православной Церкви. Целью его было упразднение канонической Церкви и насильственная передача ее имущества и храмов новому религиозному объединению — УПЦ-КП. Для идеологического прикрытия своих противозаконных действий противники УПЦ использовали лозунги демагогического характера: «защитить имущество УПЦ от москалей», «бороться за независимость УПЦ», «восстановить историческую справедливость по отношению к УАПЦ» и т.д. Духовенство и верующие УПЦ, граждане государства, декларирующего демократическое устройство общества, в конце XX века испытали на себе тяжесть гонения, не менее тяжкого, чем во времена воинствующего атеизма.
Верующих Украинской Православной Церкви открыто называли «агентами Москвы», «пятой колонной», шельмовали и травили духовенство, их семьи и детей. Православные подверглись грубому шантажу и административному давлению, даже при решении своих частных проблем.
Поражает хроника антицерковного беспредела, творившегося на Украине в июне-июле 1992 года.
В ночь с 15 на 16 июня при попустительстве милиции было совершено нападение на епархиальное управление и кафедральный собор г. Ровно. В результате столкновения верующим удалось отобрать у нападавших оба здания. При этом пострадало много людей.
В ночь с 18 на 19 июня произошло нападение на Киево-Печерскую Лавру с целью ее захвата. Разбойники были нейтрализованы киевлянами после того, как колокол ударил в набат. Вооруженные боевики УНСО нанесли тяжкие травмы многим верующим и монахам.
В ночь с 22 на 23 июня было совершено нападение на епархиальное управление в Ивано-Франковске.
5 июля была предпринята попытка захвата Свято-Успенской Почаевской Лавры.
6 июля группа боевиков ворвалась в епархиальное управление в г.Виннице с намерением захватить его.
12 июля произошло нападение с целью захвата Троицкого собора в г. Днепропетровске.
18 июля совершена попытка захвата Спасо-Преображенского собора в Житомире.
В ночь с 12 на 13 августа боевиками были захвачены Кафедральный собор, Духовная Семинария и епархиальное управление в г. Луцке.
Полное отсутствие правовой защиты, игнорирование законных требований верующих УПЦ, откровенное потакание захвату храмов УПЦ со стороны местной власти и народных депутатов Верховного Совета (Червоний, Скорик) создавали пропасть недоверия между верующими УПЦ, с одной стороны, и руководящими структурами всех уровней — с другой.
Констатируя этот факт во избежание эскалации конфликта, что могло повлечь за собой нарушение гражданского мира в Украине, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир в очередной раз выступил с Заявлением. В нем от имени епископата, духовенства и мирян УПЦ он просил Президента Украины Л. Кравчука, Председателя Верховного Совета Украины И. Плюща и народных депутатов Украины употребить все необходимые меры для восстановления нарушенной религиозной свободы и прав верующих УПЦ.
Митрополит Владимир взывал к христианской совести парламентариев: «Мы верим, что члены Верховной Рады, большинство из которых были крещены в Украинской Православной Церкви, услышат плач Матери-Церкви о своих детях и защитят ее от насилия и зла» .
В сложившейся ситуации, писал Митрополит Владимир, священноначалие УПЦ снимает с себя ответственность за дальнейший ход событий вокруг Украинской Церкви и ее членов. Он просил представителей высшего законодательного органа страны внимательно рассмотреть возникшую проблему, возлагая ответственность за возможное, не контролируемое в дальнейшем, развитие конфликта на государственную и человеческую совесть Президента. Предстоятель Украинской Православной Церкви просил о встрече с ним.
Такая встреча состоялась 3 июля в 12 часов дня после трехдневного стояния возле Верховного Совета епископата, духовенства, монашествующих и мирян, просивших одного: чтобы Митрополита Владимира, законного Предстоятеля Украинской Православной Церкви, принял Президент, который это делать категорически отказывался.
Во время 35-минутной беседы о нелегком положении УПЦ и ситуации, создавшейся в Украинской Православной Церкви, обсуждались вопросы межконфессиональных отношений, в том числе и факты нападений на епархиальные центры УПЦ. Кравчук пообещал ввести процесс в правовое русло, но в то же время сказал: «Подумайте сами, что вам мешает жить…»
Обещания Президента остались пустым звуком. Волна разбойных нападений на храмы канонической УПЦ катилась все дальше, все более возрастая.
Волынь:
15.07.92 — устроена драка в Свято-Воскресенском соборе г. Ровно, во Владимире-Волынском захвачен Успенский храм;
12.08.92 — захвачены Луцкий Свято-Троицкий кафедральный собор, здания епархии и семинарии;
20.08.92 — захвачена Свято-Феодосиевская церковь в Луцке;
18.09.92 — решением Луцкого горсовета опечатан Покровский храм — последний в городе храм УПЦ;
Черкасская область:
06.08.92 — в Чигирине раскольник Денисенко и начальник местной милиции сломали замок, зашли в помещение храма, где начали службу;
Днепропетровск:
20.08.92 — нападение на Троицкий кафедральный собор;
Тернопольская область:
в Кременецком р-не по местному радио неоднократно звучали призывы: «Выгоняйте москалей и не верьте московским попам».
Власть оставалась глухой к просьбам Украинской Православной Церкви о защите ее конституционных прав. У верующих канонической Церкви не оставалось иного заступника, кроме Господа Бога. Все свое упование и мольбы Церковь возложила на Его святую волю.
16 сентября 1992 г. Священный Синод УПЦ обратился к всеукраинской пастве с призывом «усугубить молитвы и усилить пост о нашей святой страждущей Церкви». Во всех храмах Украинской Православной Церкви за Божественной литургией к сугубой ектении был добавлен ряд прошений и молитвословий о Святой Украинской Православной Церкви: «Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело, помози нам и подаждь мир Церкви Твоей святей, да не поругаются и да не рекут отступившие от нас, где есть Бог их: молимтися, всещедрый Спасе, услыши и помилуй».
← В информационной блокаде | На киевской кафедре. Начало пути → |
---|
Церковные Таинства
— Каждый священник в Таинстве Священства получает благодатный дар отпускать грехи. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— В вашем вопросе содержится и ответ на него. Как вы правильно заметили, сквернословие действительно можно рассматривать как какое-то "противопоставление" молитве, как говорит Спаситель: "От избытка сердца говорят уста" (Мф. 12, 34). А если сопоставить это со словами апостола Павла: "Всегда радуйтесь. |
Подробнее ... |