«Пас­тырь до­б­рый ду­шу свою по­ла­га­ет…»

На­стоя­щие ис­пы­та­ния толь­ко на­чи­на­лись. Пре­зи­дент Ук­раи­ны Л.Крав­чук от­ка­зал­ся при­нять Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра. Во­пре­ки во­ле­изъ­яв­ле­нию ук­ра­ин­ских ие­рар­хов и пра­во­слав­но­го ук­ра­ин­ско­го на­ро­да, при его ак­тив­ном со­дей­ст­вии на­ча­ла ис­ку­ст­вен­но соз­да­вать­ся аб­со­лют­но не­ле­ги­тим­ная не толь­ко с цер­ков­но-ка­но­ни­че­ской, но и с юри­ди­че­ской точ­ки зре­ния рас­коль­ни­че­ская груп­пи­ров­ка под на­зва­ни­ем «Ки­ев­ский Пат­ри­ар­хат», не­за­кон­но при­свое­ны все фи­нан­со­вые сбе­ре­же­ния Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

О тя­же­лей­шем по­ло­же­нии, в ко­то­ром ока­за­лась Пра­во­слав­ная Цер­ковь на Ук­раи­не, сви­де­тель­ст­ву­ет Об­ра­ще­ние к пас­ты­рям, мо­на­ше­ст­ву и всем вер­ным ча­дам УПЦ, при­ня­то­го По­ме­ст­ным Со­бо­ром, ко­то­рый под пред­се­да­тель­ст­вом Бла­жен­ней­ше­го Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра со­сто­ял­ся 26 ию­ня в сте­нах Свя­той Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры: «Се­го­дня на­сту­пи­ли смут­ные и тя­же­лые вре­ме­на: вре­ме­на ра­зоб­щен­но­сти, рас­ко­лов, ду­хов­ной опус­то­шен­но­сти и все­об­ще­го оз­лоб­ле­ния… Ны­не мы ви­дим во­круг се­бя вза­им­ную вра­ж­ду, уни­же­ния и ложь. Про­ли­ва­ют­ся сле­зы, мо­жет про­лить­ся люд­ская кровь. Ту­чи сгу­ща­ют­ся над на­ми, ста­но­вят­ся все бо­лее гроз­ны­ми. Зло пре­ум­но­жа­ет­ся из-за че­ло­ве­че­ской гор­до­сти, вза­им­ных обид, по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных при­стра­стий». Об­ра­ща­ясь к кли­ри­кам, Со­бор на­пом­нил сло­ва Апо­сто­ла Пав­ла, ак­ту­аль­ные во вся­кое вре­мя, а в сло­жив­шей­ся си­туа­ции при­об­рет­шие осо­бый, уве­ще­ва­тель­ный смысл: «По­сту­пай­те дос­той­но зва­ния, в ко­то­рое вы при­зва­ны, со вся­ким сми­рен­но­муд­ри­ем и кро­то­стью, и дол­го­тер­пе­ни­ем, снис­хо­дя друг ко дру­гу лю­бо­вью, ста­ра­ясь со­хра­нить един­ст­во ду­ха в сою­зе ми­ра» (Еф. 4, 1–3); «Ни­кто да не оболь­ща­ет вас пус­ты­ми сло­ва­ми, ибо за это при­хо­дит гнев Бо­жий на сы­нов про­тив­ле­ния» (Еф. 5, 6); «Не пре­кло­няй­тесь под чу­жое яр­мо с не­вер­ны­ми, ибо ка­кое об­ще­ние пра­вед­но­сти с без­за­ко­ни­ем? Что об­ще­го у све­та с тьмою?» (2 Кор. 6, 14).

Сло­ва­ми ве­ли­ко­го ав­вы, пре­по­доб­но­го Фео­до­сия, игу­ме­на Пе­чер­ско­го, об­ра­тил­ся Со­бор к мо­на­ше­ст­вую­щим: «Бог, со­тво­рив­ший все сло­вом Сво­им и пре­муд­ро­стию, пусть Сам бла­го­сло­вит вас и со­хра­нит от на­ве­тов лу­ка­во­го и со­хра­нит ве­ру на­шу не­из­мен­ну и твер­ду в еди­но­мыс­лии и вза­им­ной люб­ви, что­бы до кон­ца вре­мен вы бы­ли еди­ны. Да бу­дет на вас бла­го­дать — слу­жить бо­гу безу­преч­но, и быть всем, как од­но те­ло и од­на ду­ша, в сми­ре­нии и по­слу­ша­нии» ; «С лю­бо­вью и на­де­ж­дой об­ра­ща­ем­ся ко всем со­оте­че­ст­вен­ни­кам, ко все­му бла­го­чес­ти­во­му пра­во­слав­но­му на­ро­ду Ук­раи­ны лю­бой на­цио­наль­но­сти, — го­во­рит­ся в об­ра­щен­ии к ми­ря­нам. — Бра­тья и се­ст­ры! У нас с ва­ми од­на до­б­рая мать-зем­ля и Ро­ди­на. У нас с ва­ми ве­ли­кая ис­то­рия. У нас с ва­ми од­на горь­кая и слав­ная до­ля. У нас с ва­ми од­на свя­тая Мать-Цер­ковь и один Бог — Ии­сус Хри­стос. Сей­час нам всем тя­же­ло и страш­но за се­бя и за бу­ду­щее на­ших де­тей, за свою От­чиз­ну и Цер­ковь. Но в на­ши с ва­ми ру­ки от­дал Гос­подь все бу­ду­щее: что се­го­дня мы по­се­ем, то пож­нем и са­ми, и на­ши де­ти…Про­сим так­же Вас, до­ро­гие от­цы, бра­тья и се­ст­ры, уси­лить мо­лит­вы, что­бы Гос­подь по­слал мир и по­кой там, где от зло­бы люд­ской про­ли­ва­ет­ся кровь. Пусть Гос­подь даст ра­зум всем нам ре­шать толь­ко мир­ным пу­тем все на­ши про­бле­мы» . А про­блем бы­ло бо­лее чем дос­та­точ­но, и ре­ше­ние их лег­ло на пле­чи Пред­стоя­те­ля.

Вви­ду про­ти­во­за­кон­ных дей­ст­вий быв­ше­го ми­тро­по­ли­та Фи­ла­ре­та, та­ких как со­вер­шен­ное по его указ­ке на­па­де­ние на Лав­ру и на­гне­та­ние не­здо­ро­вой об­ста­нов­ки в раз­ных епар­хи­ях Ук­раи­ны, Со­бор об­ра­тил­ся к Пре­зи­ден­ту Л. Крав­чу­ку с на­стоя­тель­ной прось­бой — «не­мед­лен­но при­влечь к от­вет­ст­вен­но­сти Фи­ла­ре­та (Де­ни­сен­ко) за ту сму­ту и вра­ж­ду, ко­то­рые он се­ет» . По­сколь­ку ре­ше­ние Ар­хие­рей­ско­го со­бо­ра об ос­во­бо­ж­де­нии и пе­ре­да­че Ко­мис­сии УПЦ офи­ци­аль­ной ре­зи­ден­ции по ул. Пуш­кин­ская, 36 и Вла­ди­мир­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра, а так­же все­го иму­ще­ст­ва и всех дел УПЦ вы­пол­не­но не бы­ло, Со­бор, во из­бе­жа­ние по­ис­ка на­ро­дом прав­ды пу­тем на­си­лия, про­сил Пре­зи­ден­та ре­шить этот во­прос си­лой за­ко­на, на наи­выс­шем го­су­дар­ст­вен­ном уров­не.

С прось­бой о по­мо­щи в вос­ста­нов­ле­нии за­кон­но­сти и воз­вра­ще­нии ре­ли­ги­оз­ной об­щи­не УПЦ са­мо­управ­но и не­за­кон­но за­хва­чен­но­го Фи­ла­ре­том Вла­ди­мир­ско­го со­бо­ра, ох­ра­няе­мо­го его сто­рон­ни­ка­ми, ко­то­рые не до­пус­ка­ют в не­го ве­рую­щих для про­ве­де­ния бо­го­слу­же­ния, По­ме­ст­ный Со­бор об­ра­тил­ся так­же к Ки­ев­ской го­род­ской го­су­дар­ст­вен­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции. Уча­ст­ни­ки Со­бо­ра про­си­ли: «При­нять со­от­вет­ст­вую­щие ме­ры, что­бы ос­во­бо­дить ка­фед­раль­ный со­бор св. Вла­ди­ми­ра со всем его иму­ще­ст­вом от лиц, ко­то­рые его не­за­кон­но за­ня­ли, и вер­нуть его ве­рую­щим УПЦ»,  и тем са­мым не до­пус­тить гру­бо­го по­пра­ния кон­сти­ту­ци­он­но­го пра­ва ве­рую­щих гра­ж­дан Ук­раи­ны. К боль­шо­му со­жа­ле­нию, прось­бы о вос­ста­нов­ле­нии спра­вед­ли­во­сти так и не бы­ли ус­лы­ша­ны.

«Дня че­рез три по­сле при­ез­да, — вспо­ми­на­ет Вла­ды­ка Вла­ди­мир, — че­рез по­сыль­но­го ме­ня вы­звал к се­бе И. Са­лий, быв­ший то­гда гла­вой ад­ми­ни­ст­ра­ции г. Кие­ва. С пер­вых же слов он, упер­шись ку­ла­ка­ми в стол, над­мен­но и тре­бо­ва­тель­но спро­сил, по­че­му это я, прие­хав в Ки­ев, не при­шел к не­му рань­ше и не до­ло­жил о сво­ем при­ез­де. Ус­лы­шав, что вот уже 20 лет как я ки­ев­ля­нин, он очень уди­вил­ся.

Раз­го­вор шел об «уре­гу­ли­ро­ва­нии» рас­ко­ла. Ве­ро­ят­нее все­го, Са­лию бы­ло ука­за­но вы­сту­пить в ро­ли при­ми­ри­те­ля.

Са­лий: «Сей­час сю­да при­дут Фи­ла­рет и Ан­то­ний, — по­жме­те друг дру­гу ру­ки, и все бу­дет нор­маль­но».

Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир: «Не все так про­сто, как вы го­во­ри­те. Пред­ло­жен­ный ва­ри­ант не­воз­мо­жен».

Са­лий: «То­гда при­дет­ся под­толк­нуть к объ­е­ди­не­нию, а ес­ли нет, то я раз­де­лю по­ров­ну при­хо­ды и мо­на­сты­ри».

Ми­тро­по­лит: «А вы спра­ши­ва­ли эти при­хо­ды и мо­на­сты­ри, ку­да они хо­тят?»

Са­лий: «Не­важ­но, ку­да они хо­тят, бу­дет так, как я сде­лаю, раз­де­лю по­ров­ну, по ­жи­во­му».

Та­ким об­ра­зом, по­пыт­ка при­ми­рить «че­рез ко­ле­но» не со­стоя­лась: не та бы­ла уже Цер­ковь, а глав­ное — «не тот» был уже ми­тро­по­лит, «не тот» пред­стоя­тель: Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир не по­зво­лил ма­ни­пу­ли­ро­вать Цер­ко­вью.

Про­фи­ла­ре­тов­ская го­су­дар­ст­вен­ная власть ока­за­лась пе­ред фак­том, что Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь по­сле ис­кус­ст­вен­но­го так на­зы­вае­мо­го «Объ­е­ди­ни­тель­но­го Со­бо­ра» ни­ку­да не де­лась, ни с кем не объ­е­ди­ни­лась и не сли­лась, она ос­та­лась та­кой, как бы­ла, и с ней не­об­хо­ди­мо счи­тать­ся. Здра­вый смысл под­ска­зы­вал всю аб­сурд­ность, не­пра­во­моч­ность и ан­ти­кон­сти­ту­ци­он­ность за­яв­ле­ний Ко­ми­те­та по де­лам ре­ли­гий и Пре­зи­диу­ма Вер­хов­но­го Со­ве­та Ук­раи­ны по по­во­ду Харь­ков­ско­го Со­бо­ра и при­ня­тых им ре­ше­ний. Од­на­ко край­не на­цио­на­ли­сти­че­ски на­стро­ен­ные на­род­ные де­пу­та­ты и не­ко­то­рые пред­ста­ви­те­ли ме­ст­ной вла­сти, опи­ра­ясь на них, при­ня­лись «на­во­дить по­ря­док на сво­ей зем­ле» .

На­чал­ся на­стоя­щий тер­рор со сто­ро­ны шо­ви­ни­сти­че­ски на­стро­ен­ных групп по от­но­ше­нию к Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Це­лью его бы­ло уп­разд­не­ние ка­но­ни­че­ской Церк­ви и на­силь­ст­вен­ная пе­ре­да­ча ее иму­ще­ст­ва и хра­мов но­во­му ре­ли­ги­оз­но­му объ­е­ди­не­нию — УПЦ-КП. Для идео­ло­ги­че­ско­го при­кры­тия сво­их про­ти­во­за­кон­ных дей­ст­вий про­тив­ни­ки УПЦ ис­поль­зо­ва­ли ло­зун­ги де­ма­го­ги­че­ско­го ха­рак­те­ра: «за­щи­тить иму­ще­ст­во УПЦ от мос­ка­лей», «бо­роть­ся за не­за­ви­си­мость УПЦ», «вос­ста­но­вить ис­то­ри­че­скую спра­вед­ли­вость по от­но­ше­нию к УАПЦ» и т.д. Ду­хо­вен­ст­во и ве­рую­щие УПЦ, гра­ж­да­не го­су­дар­ст­ва, дек­ла­ри­рую­ще­го де­мо­кра­ти­че­ское уст­рой­ст­во об­ще­ст­ва, в кон­це XX ве­ка ис­пы­та­ли на се­бе тя­жесть го­не­ния, не ме­нее тяж­ко­го, чем во вре­ме­на во­ин­ст­вую­ще­го ате­из­ма.

Ве­рую­щих Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от­кры­то на­зы­ва­ли «аген­та­ми Мо­ск­вы», «пя­той ко­лон­ной», шель­мо­ва­ли и тра­ви­ли ду­хо­вен­ст­во, их се­мьи и де­тей. Пра­во­слав­ные под­верг­лись гру­бо­му шан­та­жу и ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­му дав­ле­нию, да­же при ре­ше­нии сво­их ча­ст­ных про­блем.

По­ра­жа­ет хро­ни­ка ан­ти­цер­ков­но­го бес­пре­де­ла, тво­рив­ше­го­ся на Ук­раи­не в ию­не-ию­ле 1992 года.

В ночь с 15 на 16 ию­ня при по­пус­ти­тель­ст­ве ми­ли­ции бы­ло со­вер­ше­но на­па­де­ние на епар­хи­аль­ное управ­ле­ние и ка­фед­раль­ный со­бор г. Ров­но. В ре­зуль­та­те столк­но­ве­ния ве­рую­щим уда­лось ото­брать у на­па­дав­ших оба зда­ния. При этом по­стра­да­ло мно­го лю­дей.

В ночь с 18 на 19 ию­ня про­изош­ло на­па­де­ние на Кие­во-Пе­чер­скую Лав­ру с це­лью ее за­хва­та. Раз­бой­ни­ки бы­ли ней­тра­ли­зо­ва­ны ки­ев­ля­на­ми по­сле то­го, как ко­ло­кол уда­рил в на­бат. Воо­ру­жен­ные бое­ви­ки УНСО на­нес­ли тяж­кие трав­мы мно­гим ве­рую­щим и мо­на­хам.

В ночь с 22 на 23 ию­ня бы­ло со­вер­ше­но на­па­де­ние на епар­хи­аль­ное управ­ле­ние в Ива­но-Фран­ков­ске.

5 ию­ля бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка за­хва­та Свя­то-Ус­пен­ской По­ча­ев­ской Лав­ры.

6 ию­ля груп­па бое­ви­ков во­рва­лась в епар­хи­аль­ное управ­ле­ние в г.Вин­ни­це с на­ме­ре­ни­ем за­хва­тить его.

12 ию­ля про­изош­ло на­па­де­ние с це­лью за­хва­та Тро­иц­ко­го со­бо­ра в г. Днеп­ро­пет­ров­ске.

18 ию­ля со­вер­ше­на по­пыт­ка за­хва­та Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра в Жи­то­ми­ре.

В ночь с 12 на 13 ав­гу­ста бое­ви­ка­ми бы­ли за­хва­че­ны Ка­фед­раль­ный со­бор, Ду­хов­ная Се­ми­на­рия и епар­хи­аль­ное управ­ле­ние в г. Луц­ке.

Пол­ное от­сут­ст­вие пра­во­вой за­щи­ты, иг­но­ри­ро­ва­ние за­кон­ных тре­бо­ва­ний ве­рую­щих УПЦ, от­кро­вен­ное по­та­ка­ние за­хва­ту хра­мов УПЦ со сто­ро­ны ме­ст­ной вла­сти и на­род­ных де­пу­та­тов Вер­хов­но­го Со­ве­та (Чер­во­ний, Ско­рик) соз­да­ва­ли про­пасть не­до­ве­рия ме­ж­ду ве­рую­щи­ми УПЦ, с од­ной сто­ро­ны, и ру­ко­во­дя­щи­ми струк­ту­ра­ми всех уров­ней — с дру­гой.

Кон­ста­ти­руя этот факт во из­бе­жа­ние эс­ка­ла­ции кон­флик­та, что мог­ло по­влечь за со­бой на­ру­ше­ние гра­ж­дан­ско­го ми­ра в Ук­раи­не, Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир в оче­ред­ной раз вы­сту­пил с За­яв­ле­ни­ем. В нем от име­ни епи­ско­па­та, ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян УПЦ он про­сил Пре­зи­ден­та Ук­раи­ны Л. Крав­чу­ка, Пред­се­да­те­ля Вер­хов­но­го Со­ве­та Ук­раи­ны И. Плю­ща и на­род­ных де­пу­та­тов Ук­раи­ны упот­ре­бить все не­об­хо­ди­мые ме­ры для вос­ста­нов­ле­ния на­ру­шен­ной ре­ли­ги­оз­ной сво­бо­ды и прав ве­рую­щих УПЦ.

Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир взы­вал к хри­сти­ан­ской со­вес­ти пар­ла­мен­та­ри­ев: «Мы ве­рим, что чле­ны Вер­хов­ной Ра­ды, боль­шин­ст­во из ко­то­рых бы­ли кре­ще­ны в Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ус­лы­шат плач Ма­те­ри-Церк­ви о сво­их де­тях и за­щи­тят ее от на­си­лия и зла» .

В сло­жив­шей­ся си­туа­ции, пи­сал Ми­тро­по­лит Вла­ди­мир, свя­щен­но­на­ча­лие УПЦ сни­ма­ет с се­бя от­вет­ст­вен­ность за даль­ней­ший ход со­бы­тий во­круг Ук­ра­ин­ской Церк­ви и ее чле­нов. Он про­сил пред­ста­ви­те­лей выс­ше­го за­ко­но­да­тель­но­го ор­га­на стра­ны вни­ма­тель­но рас­смот­реть воз­ник­шую про­бле­му, воз­ла­гая от­вет­ст­вен­ность за воз­мож­ное, не кон­тро­ли­руе­мое в даль­ней­шем, раз­ви­тие кон­флик­та на го­су­дар­ст­вен­ную и че­ло­ве­че­скую со­весть Пре­зи­ден­та. Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви про­сил о встре­че с ним.

Та­кая встре­ча со­стоя­лась 3 ию­ля в 12 ча­сов дня по­сле трех­днев­но­го стоя­ния воз­ле Вер­хов­но­го Со­ве­та епи­ско­па­та, ду­хо­вен­ст­ва, мо­на­ше­ст­вую­щих и ми­рян, про­сив­ших од­но­го: что­бы Ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра, за­кон­но­го Пред­стоя­те­ля Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, при­нял Пре­зи­дент, ко­то­рый это де­лать ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зы­вал­ся.

Во вре­мя 35-ми­нут­ной бе­се­ды о не­лег­ком по­ло­же­нии УПЦ и си­туа­ции, соз­дав­шей­ся в Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, об­су­ж­да­лись во­про­сы меж­кон­фес­сио­наль­ных от­но­ше­ний, в том чис­ле и фак­ты на­па­де­ний на епар­хи­аль­ные цен­тры УПЦ. Крав­чук по­обе­щал вве­сти про­цесс в пра­во­вое рус­ло, но в то же вре­мя ска­зал: «По­ду­май­те са­ми, что вам ме­ша­ет жить…»

Обе­ща­ния Пре­зи­ден­та ос­та­лись пус­тым зву­ком. Вол­на раз­бой­ных на­па­де­ний на хра­мы ка­но­ни­че­ской УПЦ ка­ти­лась все даль­ше, все бо­лее воз­рас­тая.

Во­лынь:

15.07.92 — уст­рое­на дра­ка в Свя­то-Вос­кре­сен­ском со­бо­ре г. Ров­но, во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском за­хва­чен Ус­пен­ский храм;

12.08.92 — за­хва­че­ны Луц­кий Свя­то-Тро­иц­кий ка­фед­раль­ный со­бор, зда­ния епар­хии и се­ми­на­рии;

20.08.92 — за­хва­че­на Свя­то-Фео­до­си­ев­ская цер­ковь в Луц­ке;

18.09.92 — ре­ше­ни­ем Луц­ко­го гор­со­ве­та опе­ча­тан По­кров­ский храм — по­след­ний в го­ро­де храм УПЦ;

Чер­кас­ская об­ласть:

06.08.92 — в Чи­ги­ри­не рас­коль­ник Де­ни­сен­ко и на­чаль­ник ме­ст­ной ми­ли­ции сло­ма­ли за­мок, за­шли в по­ме­ще­ние хра­ма, где на­ча­ли служ­бу;

Днеп­ро­пет­ровск:

20.08.92 — на­па­де­ние на Тро­иц­кий ка­фед­раль­ный со­бор;

Тер­но­поль­ская об­ласть:

в Кре­ме­нец­ком р-не по ме­ст­но­му ра­дио не­од­но­крат­но зву­ча­ли при­зы­вы: «Вы­го­няй­те мос­ка­лей и не верь­те мо­с­ков­ским по­пам».

Власть ос­та­ва­лась глу­хой к прось­бам Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви о за­щи­те ее кон­сти­ту­ци­он­ных прав. У ве­рую­щих ка­но­ни­че­ской Церк­ви не ос­та­ва­лось ино­го за­ступ­ни­ка, кро­ме Гос­по­да Бо­га. Все свое упо­ва­ние и моль­бы Цер­ковь воз­ло­жи­ла на Его свя­тую во­лю.

16 сен­тяб­ря 1992 г. Свя­щен­ный Си­нод УПЦ об­ра­тил­ся к все­ук­ра­ин­ской па­ст­ве с при­зы­вом «усу­гу­бить мо­лит­вы и уси­лить пост о на­шей свя­той стра­ж­ду­щей Церк­ви». Во всех хра­мах Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви за Бо­же­ст­вен­ной ли­тур­ги­ей к су­гу­бой ек­тении был до­бав­лен ряд про­ше­ний и мо­лит­во­сло­вий о Свя­той Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви: «Ско­ро да пред­ва­рят ны щед­ро­ты Твоя, Гос­по­ди, яко об­ни­ща­хом зе­ло, по­мо­зи нам и по­даждь мир Церк­ви Тво­ей свя­тей, да не по­ру­га­ют­ся и да не ре­кут от­сту­пив­шие от нас, где есть Бог их: мо­лим­ти­ся, все­щед­рый Спа­се, ус­лы­ши и по­ми­луй».

 

Церковные Таинства

— Церковь еще устами апостола Павла призывала христиан вступать в брак "только в Господе", то есть между собой. Однако жесткого запрета на брак с представителями других религиозных организаций, так же как и вообще с неверующими, не существует. Согласно каноническим правилам Православная Церковь не освящает венчанием браки между православными и нехристианами.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Господь Сам показывает пример того, как обращаться со взрослыми и уже самостоятельными детьми, которые уклонились от верного пути и попали в плен искушений или греха.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru