На киевской кафедре. Начало пути
«Под покрывающим Церковь одеянием временности всегда оставалась и остается неизменной Божественная риза вечности, в которую она облечена в день Пятидесятницы», — пишет, раскрывая смысл таинства Церкви, Блаженнейший митрополит Владимир. В его научном труде «Экклезиология в отечественном богословии» красной нитью проходит мысль о животворном огне Пятидесятницы как неиссякаемом источнике благодати в окружающем мире, как горниле, где выплавилась субстанция трансцендентного феномена — Церкви Христовой.
«С того дня, когда Иерусалимская горница с находящимися в ней апостолами осветилась огнями сошедшего Духа, таинственно и незримо совершается в жизни Церкви нескончаемая Пятидесятница, и это Чудо Божие на земле ведомо нашей вере через Церковь» .
Для Блаженнейшего Митрополита Владимира личная Пятидесятница наступила 9 июня 1966 г., в день празднования Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В этот день он был хиротонисан во епископа и призван к апостольскому служению. Через возложение святительских рук над ним совершилось священное таинство, сообщившее ему благодатную силу для несения архипастырского подвига. Архиерейскую хиротонию в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры возглавил Высокопреосвященнейший Пимен (Извеков), митрополит Крутицкий и Коломенский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
В слове при наречении во епископа архимандрит Владимир сказал: «Трудность и высота предстоящего служения поражают мой ум. Быть епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Святым Духом, — вот высота, к которой привлекались мои взоры. Но слышу ныне: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16). Разумею, что епископство есть прежде всего и более всего не власть и почесть, а дело труда и подвига. Легко ли быть «всем вся» (1 Кор. 9, 22)? Легко ли «изнемогать за всех, кто изнемогает, и воспламеняться за всех, кто соблазняется» (2 Кор. 11, 29)? Легко ли быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12)? Легко ли суметь, когда следует, «одного обличить, другому запретить, третьего умолить со всяким долготерпением» (2 Тим. 4, 2)? Легко ли нести ответственность за себя, за паству, за пастырей? Трудно ходить достойно звания христианина, еще трудней ходить достойно звания епископа. Избранничество есть милость Божия, но вместе с тем и тяжелый крест».
Да, труден подвиг епископства. Епископы являются преемниками апостолов Христовых. Они — столпы Церкви, ибо, по определению апостола Павла, Церковь есть общество верных, которое утверждено «на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф. 2, 20–21). Церковь наша потому и есть Православная, что «непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение» .
Неизмеримо более труден подвиг предстоятельства. Воистину он Христоподобен, Христоподражателен, ибо Первосвященником вовек (Евр. 5, 10) «по силе жизни непрестающей» (Евр. 7, 1) является Сам Господь Иисус Христос — «Архиерей великий, прошедший небеса» (Евр. 4, 14). Тяжесть креста, возлагаемого на предстоятельские плечи, непомерна. Об этом свидетельствует служение святого апостола Павла, который «более всех потрудился» (1 Кор. 15, 10) в благовествовании, устрояя Церковь Христову, за что и был наречен первоверховным апостолом. Это первенство чести состояло в том, что он «гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти, много раз был в путешествиях, в опасностях от разбойников, в опасностях от язычников, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении» (2 Кор. 11, 23–27). Ибо такового подвига требовала от него «забота о всех церквах» (2 Кор. 11, 28).
Забота о нашей Украинской Православной Церкви требует не меньшего подвига. Путь Блаженнейшего Митрополита Владимира сравним со служением апостола Павла, которого он почитает с особым благоговением. В течение своей научной и преподавательской деятельности Митрополит Владимир неоднократно обращался к анализу деятельности апостола Павла, к его наследию. Один из трудов Владыки специально посвящен этому великому святому и именуется: «Павел, призванный апостол».
Доминантой предстоятельского служения Митрополита Владимира является благоговейное подражание избраннику Божию святому апостолу Павлу. Тот же в свое время писал: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). Именно в этом состоит тайна плодотворной, преображающей и созидающей силы, которой «среди великого испытания скорбями преизобилует» (2 Кор. 8, 2) первосвятительское служение Блаженнейшего. Ее, эту силу, можно охарактеризовать как преодоление: светом добра и праведности — тьмы греха, глубиной познания во Христе — превозношения «лжеименного разума» (1 Тим. 6, 20), крепкой и просвещенной верой — пагубы неверия и лжеверия, твердой волей к благоустройству — разрушительной агрессии нечестия и гордыни.
Смысл, предназначение и значимость тех или иных личностей, вещей и событий познаются в сравнении. Критерием оценки жизненных явлений всегда будут слова Священного Писания: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Плоды первосвятительского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира говорят сами за себя.
Нередко из уст людей разного ранга, в том числе и высоких государственных мужей, можно услышать: «Да, правы были Вы, Ваше Блаженство. Нужно было все-таки Вас послушать. Простите, что делали по-другому, время такое было…»
В отечественной истории время, когда Промыслом Божиим Блаженнейшему Митрополиту Владимиру довелось возглавить Украинскую Церковь, по сложности своей сопоставимо, пожалуй, лишь с эпохой Петра Могилы.
Святитель Петр возглавил Киевскую Митрополию в момент ее наибольшего ослабления, когда Православие испытывало невероятные трудности, будучи преследуемой и гонимой конфессией в Польско-Литовском государстве. За время своего руководства он смог в корне изменить ситуацию, сделав Православие ведущей силой в Украине, укрепив авторитет Церкви, отстроив десятки храмов и монастырей, восстановив разрушенные и оскверненные святыни, канонизировав, впервые после долгих столетий (!), целый ряд отечественных подвижников благочестия. Делал он это как для благодатного укрепления родной Церкви, так и для патриотического воодушевления угнетенного украинского народа. Мудрый администратор и дипломат, он сумел, не изменяя ни на йоту истин Православной веры, наладить сотрудничество с неправославными государственными и общественными институтами власти. Опираясь на мощную поддержку простого народа и особенно казачества, сотрудничая с высшими кругами шляхты и сеймом, наладив конструктивные отношения с королевским двором, Петр Могила добился восстановления прав Церкви, изменения законодательства в ее пользу. Православие стало общепризнанным национальным вероисповеданием Украины. При святителе Петре открылись православные учебные заведения, расцвела жестоко подавляемая полонизацией народная и церковная культура. Он поощрял церковную благотворительность. Святитель Петр сделал для Церкви столько, сколько в средневековую эпоху никто не смог сделать ни до, ни после его управления. М.С. Грушевский говорил о нем: «Духом Петра Могилы Украинская Церковь жила добрых два столетия».
Путь Украинской Православной Церкви, возглавляемой Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, во многом повторяет реалии эпохи Петра Могилы.
О своем избрании на Киевскую кафедру Митрополит Владимир узнал в Финляндии, где возглавлял делегацию РПЦ на Девятом богословском собеседовании с представителями Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, проходившем с 19 по 28 мая 1992 г. Поздно вечером 27 мая на затянувшееся заседание прибыл Президент Финляндии с букетом цветов. Причину его приезда вскоре узнали все участники, в том числе и Митрополит Владимир: в вечернем выпуске новостей сообщалось, что новым Предстоятелем Украинской Православной Церкви избран Владыка Владимир.
Однако цветы были только вначале…
В 1992 г., когда митрополит Владимир был избран Харьковским Собором главой канонической Украинской Церкви, она так же, как и когда-то при святителе Петре, была преследуемой и гонимой.
Церковно-государственные отношения на Украине, вопреки чаяниям верующих, крайне обострились. 15 июня Президиум Верховной Рады Украины, принимая во внимание обращение бывшего митрополита Филарета во исполнение воли его друга Президента Л.Кравчука, по инициативе Д.Павлычко делает злосчастное заявление, которое Украинский епископат канонической Православной Церкви расценил, как грубое вмешательство во внутреннюю жизнь Церкви и игнорирование того факта, что Церковь существует по своим законам и правилам . Ссылаясь на сделанное ранее Заявление Совета по делам религий при Кабинете Министров Украины и разделяя его точку зрения относительно правомерности Харьковского Собора, Президиум Верховного Совета заявил, что «проведение Собора Украинской Православной Церкви в Харькове… привело к козням и конфликтным ситуациям в среде Украинской Православной Церкви», поэтому «его решения не могут быть признаны» . Возникает закономерный вопрос: «Кем?» Разве у нас Церковь не отделена от государства? Разве церковные каноны, святотатственно попираемые раскольниками, имеют вес государственных законов? Как тут не вспомнить знаменитое: «Лекарю, исцелися сам!». Вмешательство Верховной Рады независимой Украины в церковные дела было не только возвращением к тоталитарному прошлому, но и прямым нарушением законности, ибо, как указывалось в обращении епископов УПЦ к Президенту, «противоречит Конституции Украины и разжигает межрелигиозную вражду» .
Ссылаясь на Заявление Верховной Рады, лишенный священного сана монах Филарет издал циркуляр, в котором языком маститого партноменклатурного работника «предупредил» духовенство Киевской епархии: «Учитывая то, что Президиум Верховной Рады Украины не признал решение Харьковского собрания украинских епископов, что подтвердил своим Заявлением от 15.06.92 г., ставлю Вас в известность, что дальнейшая деятельность в поддержку решений Харьковского собрания и Московского Архиерейского Собора от 11 июня с.г. не может расцениваться иначе, как внеуставная и противоречащая законам Украины» . Далее уже шли угрозы: «Наша УПЦ (филаретовская. — Ред.) не несет ответственности за возможные отрицательные последствия Вашей деятельности в поддержку незаконных решений Харьковского собрания и Архиерейского Собора РПЦ» .
Слова экс-митрополита с делом не разошлись. Он воплотил их в жизнь со всей присущей ему категоричностью.
18 июня на Пушкинскую, 36 для принятия от бывшего митрополита Филарета имущества, финансов и документации, принадлежащих Киевской Митрополии УПЦ, прибыла Комиссия, образованная на Архиерейском Соборе в Харькове. В ее состав вошли архиепископ Житомирский Иов, епископ Тернопольский Сергий, наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Питирим, клирик Киевской епархии протоиерей Михаил Бойко, а также староста храма св. Архистратига Михаила в г. Киеве В. Макарчиков. Акты о принятии имущества, по предписанию Собора, Комиссия должна была представить новому Предстоятелю 25 июня 1992 г. В закрытое и охранявшееся молодчиками из УНСО здание Митрополии членов Комиссии не допустили. Угрожая, их буквально забросали из окон листовками с Заявлением Президиума Верховной Рады Украины и циркуляром Филарета.
В тот же день состоялась еще одна акция, показавшая истинное «христианское» лицо бывшего митрополита. Чувствуя за собой поддержку властей, он «благословил» разбойное нападение на Киево-Печерскую Лавру накануне приезда в Киев Блаженнейшего Митрополита Владимира.
Событие, которое произошло в ночь с 18 на 19 июня, стало первым и красноречивым примером того, с помощью каких методов начал «расширение» своей структуры бывший митрополит. Порвав связь с каноническим Православием, Денисенко сделал ставку на националистически настроенные силы, среди которых особым рвением отличалась профашистская УНА-УНСО .
В 21.15 около сотни боевиков «Украинской Национальной Самообороны», вооруженных обрезками труб и арматуры, резиновыми дубинками, цепями, ножами и баллончиками с нервно-паралитическим газом, во главе с Д. Корчинским и С. Гринчуком, под надзором «координировавшего» ситуацию настоятеля Владимирского собора о. Бориса Табачека начали штурм Киево-Печерской Лавры. Были взломаны двери и разгромлен дом наместника Лавры, в котором предполагалось разместить нового Предстоятеля. Послушники монастыря и верующие, прибежавшие, услышав удары колокола, были избиты. Освободить помещения и унять УНСОвцев удалось только с помощью правоохранительных органов .
Один из организаторов нападения, С.Гринчук, у которого при задержании была изъята металлическая цепь, давая показания милиции, сказал, что целью их «ночного визита» было «отдать церковь Украине. Эту церковь, которую оккупировал московский элемент. Организация наша, сказал он, не зарегистрирована и живет на пожертвования. А церковь Филарета обратилась к нам за помощью» .
На следующий день замминистра МВД В.Недригайло прибыл в Лавру и уже словом пробовал уговорить монастырь перейти к Филарету, ссылаясь при этом на Заявление Верховной Рады Украины о непризнании Харьковского Собора и утверждая, что юридически все лаврские помещения принадлежат Денисенко. Находившийся в то время в Лавре архиепископ Макарий (Свистун) выступил с резкой обличительной речью в адрес властей и призвал верующих идти по всем приходам и объявить, что Филарет — преступник и вор .
Нападавшие хотели захватить Лавру, чтобы не допустить приезда в нее законного Предстоятеля УПЦ, который в то время уже выехал в Киев.
Избрание новым Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира и его возвращение на Украину ознаменовало начало нового этапа в истории Православия на Украине. «Не мир Я принес, но меч», — говорил о своей миссии Спаситель ученикам. Эти слова применимы и к первосвятительскому служению Митрополита Владимира. Но не он принес зло на Украину, а все бывшее здесь зло, десятилетиями копившееся в нечистых душах, восстало против него и Святой Церкви Христовой. Начавшаяся сразу после приезда Владыки Владимира конфронтация между Церковью и Государством еще раз подтвердила евангельскую истину о том, что настоящие последователи Христа Спасителя всегда гонимы миром. Непреложность этих слов довелось испытать и православной Украине.
Новоизбранного Киевского Митрополита Блаженнейшего Владимира православная паства Украины встречала 20 июня 1992 г. При подъезде к Киеву, на станции «Дарница» была предпринята последняя попытка сорвать торжественную встречу. Подсевшие в вагон сотрудники службы безопасности предложили владыке пересесть в автомашину и въехать в город незаметно, чтобы «избежать кровопролития». Однако законно избранный Предстоятель не пожелал въезжать в Киев окольными путями. Уговаривавшим он ответил: «Какая встреча будет, такая и будет. Если я поступлю так, как говорите вы, то мне будет стыдно перед людьми, которые ждут меня в столице Украины. Я не раскольник, мой путь прям».
Подобной встречи Киевский вокзал, наверное, не видел никогда. Тысячи верующих со всей Украины, во главе со своими епископами, собрались 20 июня в день отдания праздника Пятидесятницы, чтобы встретить нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви. На него возлагали чаяния пастыри и паства многомиллионной православной Украины. Ступив на перрон, устланный цветами, Митрополит Владимир опустился на колени, поцеловал родную украинскую землю и сказал первые слова: «Я прибыл не в командировку и не из-за границы, а прибыл на родную землю служить Богу и людям».
Кортеж, сопровождавший Владыку Владимира, двигался через центральную часть города, мимо Владимирского собора. Тысячи людей, встречавших Митрополита, Крестным ходом подошли к собору с намерением освободить его, а также митрополичью резиденцию от молодчиков УНА-УНСО, которые перекрыли подступы к Владимирскому собору и забаррикадировались внутри. «Нам нелегко было успокоить возмущенных людей и удержать их от этого шага. Мы объяснили, что Владимирский кафедральный собор является как юридической, так и исторической собственностью УПЦ»,— писали позднее в своем Обращении к Президенту Л. Кравчуку епископы Украинской Церкви , чем засвидетельствовали, что наша Церковь агрессии и беззаконию предпочитает мир и законность.
Призвав паству не применять насилия, Митрополит Владимир направился в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, которая отныне вновь, как и в дореволюционное время, стала резиденцией Киевского Митрополита.
После благодарственного молебна в Трапезном храме во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских Митрополит Владимир обратился к верующим Украинской Православной Церкви с первой в качестве ее Предстоятеля проповедью: «Вы меня избрали, вы выразили мне свое доверие, вы меня ждали. И вот я перед Вами, в страхе и трепете, стою на той святой земле, на которой великий славнодержавный князь Владимир посеял святую Православную веру и которая освящена подвигом множества святых угодников Божиих…
Я приехал не за границу. Я вернулся в свой дом, на свою родину. Я не могу заявлять о своем патриотизме, потому что это врожденное чувство. И как мы любим родную мать, так необходимо любить и свою Отчизну.
Мы живем в государстве, которое осуществляет свое возрождение, а этот процесс не бывает без трудностей. Своим христианским подвигом и жизнью мы должны поддерживать все то, что делается на благо человека, на благо становления государства, становления Украинской Православной Церкви…» .
Первый день пребывания Митрополита Владимира в Киеве был очень напряженным. После молебна в Трапезном храме состоялся Архиерейский Собор УПЦ — первый Собор, возглавленный новым Предстоятелем. Собор принял Обращение, в котором с удовлетворением констатировал, что новоизбранный Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, прибыл в богоспасаемый город Киев и приступил к исполнению своих архипастырских обязанностей.
← «Пастырь добрый душу свою полагает…» |
---|
Церковные Таинства
— Господня благодать, которой совершаются церковные Таинства, может действовать в любом месте: и в величественном кафедральном соборе, и в маленькой сельской часовенке. Поэтому внешний вид храма важен лишь ввиду торжественности события. Однако в наше время существуют вещи, которые нельзя не учитывать, идя к алтарю. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— На этот вопрос хочется ответить риторически. Может ли Господь сотворить чудо? Мы можем вспомнить евангельскую историю, когда Господь исцелил слепого от рождения, умолявшего о милости к нему, и сказал: "Прозри! вера твоя спасла тебя" (Лк. 18, 42). |
Подробнее ... |