Наемник не суть пастырь
В управление Православной Церковью в Украине архиепископ Филарет (Денисенко) вступил 14 мая 1966 г. вместе с назначением постоянным членом Священного Синода РПЦ, Экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким. С 27 октября 1990 г. он — Предстоятель Украинской Православной Церкви — независимой и самостоятельной в своем управлении — Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины.
Когда пришел час перестройки и гласности, и общество начало освобождаться от кандалов тоталитаризма и КГБ, Филарет был разоблачен одним из первых. «Митрополит Филарет — твердый, даже деспотичный лидер, очень опытный политик, непревзойденный мастер политической интриги, который вселял архиерейскому корпусу и духовенству скорее страх, чем уважение... по своему образу жизни, тесным связям с компартийной верхушкой и т.п. был очень уязвим для критики» . Широкие массы верующих и неверующих узнавали из публикаций в периодических изданиях Киева и Москвы о личной жизни митрополита Филарета, далеко не отвечающей монашеской.
Кроме нарушений монашеских обетов, общественное мнение обвиняло его в сотрудничестве с органами государственной безопасности. Обвинения эти не были необоснованными. Вспоминает К.М. Харчев, прежний председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР:
«Все вопросы, которые мы перед ним ставили на внешней арене, всегда выполнял блестяще. Всегда с честью выкручивался из сложных положений и всегда давал приемлемые для нас результаты. Прекрасный был исполнитель. Мы, в свою очередь, пытались четко ставить перед ним задачи, предварительно обсуждали, в каких границах он может действовать. Все сводилось, разумеется, к защите и пропаганде партийной позиции. Ну, вы знаете: нет никакого давления на Церковь, Церковь у нас живет свободно — это, простите, бред сивой кобылы» .
Находясь в должности Главы Украинской Церкви, Филарет своей личностью дискредитировал и бросал тень на всю Церковь. Это и прозвучало в заявлении 26 народных депутатов Верховной Рады Украины 20 января 1992 г.:
«Не секрет, а достояние гласности, что именно митрополит Филарет (Денисенко) тесно связал свою тридцатилетнюю деятельность со службами КГБ для того, чтобы угодить власти КПСС, послужить безбожной власти, не столько в интересах Церкви, сколько ради карьеры и возможности удерживать Церковь в Украине в руках единодержавной диктатуры. Все это отворачивает от Церкви людей, сводит на нет проповедническую, миссионерскую работу честного священника, углубляет вражду между конфессиями и способствует расколам.
Наше депутатское сознание призывает объявить очевидным факт: митрополит Филарет (Денисенко) является преградой на пути духовного возрождения Украины, очищения общества от сталинских болезней. Он должен уйти с должности Предстоятеля Украинской Православной Церкви, дать ей возможность сберечь свое единство, правильно самоопределиться в новых государственных условиях, окормить измученный народ чистой верой и духовной силою» .
Священнослужители Украинской Православной Церкви обвиняли митрополита Филарета в успехах униатов в Галиции, в возникновении и распространении автокефального раскола. Вследствие грубого и деспотического управления Киевской Митрополией из юрисдикции Московского Патриархата ушло множество клириков и мирян, которые не желали больше испытывать на себе произвол Киевского Митрополита и его гражданской жены.
Летом 1991 г. епископ Переяслав-Хмельницкий Ионафан (Елецких), викарий и помощник Филарета, подал в Патриархию рапорт о недостойном архиерейского сана поведении митрополита, за что был лишен им сана.
Количество жалоб, поступивших в Патриархию, стремительно росло. Поместный Собор РПЦ, который тогда намечался, должен был рассмотреть обвинения, выдвинутые в адрес митрополита Филарета. Чтобы обеспечить себе неприкосновенность (а не руководствуясь церковной необходимостью и тем более не из патриотических побуждений), митрополит Филарет стал активно форсировать процесс получения автокефалии для УПЦ с ним во главе.
С 31 марта по 5 апреля 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре проходил Архиерейский собор РПЦ, на котором обсуждалось ходатайство епископата УПЦ (принятое под авторитарным давлением митрополита Филарета), о предоставлении УПЦ статуса автокефалии. В ходе обсуждений все чаще стали звучать обвинения в адрес митрополита Филарета, который использовал предоставленную УПЦ самостоятельность и независимость в управлении не на преодоление раскола и возвращение тех, кто перешел в унию, а на то, чтобы сделать ее средством усиления своей личной власти.
Собор определил, что будет лучше, если митрополит Филарет уйдет в отставку, поскольку ему не присущи качества, которые способствовали бы единению вокруг него православных клириков и мирян Украины. В конце концов с этим согласился и сам митрополит Филарет, который перед Крестом и Евангелием пообещал уйти в отставку: «Если я сказал, что я это сделаю, — значит, я сделаю. Я подам прошение Архиерейскому Собору УПЦ о том, что я прошу снять с меня эти полномочия — права Предстоятеля УПЦ — и выбрать на это место нового Предстоятеля» .
Относительно статуса УПЦ Собор принял решение «иметь суждение о предоставлении УПЦ полной каноничной независимости на очередном Поместном Соборе РПЦ» , когда, «как того требует церковная дисциплина, при согласовании со всеми Поместными Православными Церквями, Полнота Украинской Православной Церкви свободно выявит об этом свою волю» .
Вернувшись в Украину, посоветовавшись с тогдашним президентом Украины Л. Кравчуком, забрав архив и церковную казну УПЦ, митрополит Филарет отрекся от данной им архиерейской клятвы, чем положил начало новому расколу, который и доныне раздирает хитон Христов — Его Святую Православную Церковь в Украине.
← Выход из кризиса | Великие потрясения → |
---|
Церковные Таинства
— Примириться с теми, кого мы оскорбили, или с теми, кто навредил нам, нас обязывает Священное Писание, и в первую очередь молитва Господня. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— День Ангела — это день памяти святого, в честь которого человеку дается имя при Крещении. В этом случае Ангелом называется не Ангел Хранитель человека, который тоже есть у каждого, а одноименный нам святой, который становится нашим покровителем и примером жизни во Христе. |
Подробнее ... |