Путь становления

Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей
(Мф. 16, 18)

В жиз­ни на­ро­дов и го­су­дарств есть со­бы­тия судь­бо­нос­ные, оп­ре­де­ляю­щие ход ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия на це­лые сто­ле­тия и ты­ся­че­ле­тия. Од­ним из та­ких со­бы­тий, на ты­ся­че­ле­тия оп­ре­де­лив­шим судь­бу на­ше­го оте­че­ст­ва, ста­ло Кре­ще­ние Ки­ев­ской Ру­си.

Свя­тая Русь! Сколь­ко мо­литв и цер­ков­ных пес­но­пе­ний ей по­свя­ще­но! Цер­ковь в сво­их бо­го­дух­но­вен­ных мо­лит­вах на­зы­ва­ет ее «гра­дом свя­тым», «но­вым до­мом Ев­фра­фо­вым», «уде­лом из­бран­ным». Древ­не­рус­ские пи­са­те­ли с сы­нов­ней лю­бо­вью и бла­го­го­ве­ни­ем скло­ня­ют­ся пе­ред ее кра­со­той: «О свет­ло свет­лая и крас­но ук­ра­шен­ная зем­ле Русь­ская! И мно­ги­ми кра­со­та­ми удив­ле­на еси: озе­ры мно­ги­ми удив­ле­на еси, ре­ка­ми и кла­дязь­ми ме­сто­че­ст­ны­ми, го­ра­ми кру­ты­ми, хол­мы вы­со­ки­ми и дуб­ра­ва­ми, чис­ты­ми поль­ми, ди­вии­ми зверь­ми раз­лич­ны­ми, пти­ца­ми бе­щисль­ны­ми, го­ро­ды ве­ли­ки­ми, се­лы див­ны­ми, ви­но­гра­ды оби­тель­ны­ми, до­мы цер­ков­ны­ми и князь­ми гроз­ны­ми, боя­ры че­ст­ны­ми, вель­мо­жа­ми мно­ги­ми! Все­го еси ис­пол­не­на, зем­ле Русь­ская, о пра­во­вер­ная ве­ра хри­сти­ян­ская!» .

Ук­раи­на яв­ля­ет­ся пре­ем­ни­цей Ки­ев­ской Ру­си, хра­ни­тель­ни­цей ее свя­щен­но­го на­сле­дия — пра­во­слав­ной ве­ры. «На Ук­раи­не пе­ре­пле­лись судь­бы всей Все­лен­ной, — пи­шет в од­ном из сво­их тру­дов Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ук­раи­ны Вла­ди­мир. — Эти зем­ли на за­ре хри­сти­ан­ст­ва ос­вя­тил апо­стол Хри­стов свя­той Ан­д­рей Пер­во­зван­ный. На Крым­ском по­бе­ре­жье уже в пер­вых ве­ках под­ви­за­лись ве­ли­кие свя­тые, при­шед­шие из Ри­ма, Ви­зан­тии, Гре­ции. Сю­да при­нес­ли к нам хри­сти­ан­скую ве­ру и куль­ту­ру свя­тые рав­но­апо­столь­ные Ки­рилл и Ме­фо­дий. От­сю­да ухо­дил для ду­хов­ных под­ви­гов на Свя­тую Го­ру Афон пре­по­доб­ный Ан­то­ний. Там по­лу­чил он бла­го­сло­ве­ние на воз­вра­ще­ние в Ки­ев, что­бы ос­но­вать вме­сте с пре­по­доб­ным Фео­до­си­ем ве­ли­кую Кие­во-Пе­чер­скую оби­тель и по­ло­жить ос­но­ва­ние ас­ке­ти­че­ской шко­ле рус­ско­го мо­на­ше­ст­ва. По су­ще­ст­ву, ис­то­рия Ук­раи­ны — это ис­то­рия на­шей свя­то­сти» .

Во­пло­ще­ни­ем этой свя­то­сти яв­ля­ет­ся Свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь, воз­глав­ляе­мая се­го­дня в Ук­раи­не Бла­жен­ней­шим Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром. Ка­но­ни­че­ская Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, на­след­ни­ца ве­ли­чай­ших ду­хов­ных со­кро­вищ Свя­той Ки­ев­ской Ру­си, про­слав­ле­на тру­да­ми, чу­до­тво­ре­ния­ми и под­ви­га­ми це­ло­го сон­ма угод­ни­ков Бо­жи­их. Гос­подь «не­вес­тоу­кра­сил» ее див­ны­ми зна­ме­ния­ми Сво­ей ми­ло­сти, ве­ли­ки­ми, «не­бе­си по­доб­ны­ми» хра­ма­ми и оби­те­ля­ми, чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми, не­тле­ни­ем мо­щей пре­по­доб­ных от­цов Пе­чер­ских и дру­гих под­виж­ни­ков бла­го­чес­тия, слав­ны­ми по­бе­да­ми над ви­ди­мы­ми и не­ви­ди­мы­ми ее не­дру­га­ми, осо­бым бла­го­во­ле­ни­ем о ней Пре­чис­той Бо­го­ма­те­ри, из­брав­шей Ки­ев — «ма­терь го­ро­дов рус­ских» — Сво­им треть­им уде­лом на зем­ле, но­вой Геф­си­ма­ни­ей. О на­шей Церк­ви по пра­ву мож­но ска­зать сло­ва­ми апо­сто­ла Пав­ла: «...Вы при­сту­пи­ли к го­ре Сио­ну и ко гра­ду Бо­га жи­ва­го, к не­бес­но­му Ие­ру­са­ли­му и тьмам Ан­ге­лов, к тор­же­ст­вую­ще­му со­бо­ру и церк­ви пер­вен­цев, на­пи­сан­ных на не­бе­сах, и к Су­дии всех Бо­гу, и к ду­хам пра­вед­ни­ков, дос­тиг­ших со­вер­шен­ст­ва» (Евр. 12, 22–23).

Ук­раи­на чтит име­на вы­даю­щих­ся пер­во­свя­ти­те­лей Ки­ев­ских, мно­гие из ко­то­рых при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых. Бла­го­дар­ную па­мять по­том­ков и не­увя­дае­мую сла­ву стя­жа­ли свои­ми тру­да­ми на ни­ве цер­ков­ной и го­су­дар­ст­вен­ной та­кие свя­ти­те­ли, как ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ру­си Ила­ри­он — ду­хов­ный на­став­ник ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го, пер­вый ар­хие­рей Ки­ев­ской ка­фед­ры «из ру­си­нов», пер­вый от­шель­ник Кие­во-Пе­чер­ский, ве­ли­кий дея­тель древ­не­рус­ской эпо­хи, «муж кни­жен, благ и по­ст­ник», как пи­сал о нем Не­стор Ле­то­пи­сец; ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ру­си Петр, ро­див­ший­ся на Во­лы­ни, из­бран­ный на свя­ти­тель­ский пре­стол по во­ле Са­мой Ца­ри­цы Не­бес­ной, о чем по­ве­ст­ву­ет его жи­тие, муд­рый вос­соз­да­тель раз­ру­шен­ных на­ше­ст­ви­ем Ба­тыя ос­нов цер­ков­ной жиз­ни и го­су­дар­ст­вен­но­сти; свя­щен­но­му­че­ник Ма­ка­рий, по­гиб­ший в 1497 г. от рук та­тар, ко­гда зем­ля на­ша на­хо­ди­лась под вла­стью поль­ско-ли­тов­ских уг­не­та­те­лей и дру­гих чу­же­зем­цев; Петр Мо­ги­ла — зна­ме­ни­тый ие­рарх, твер­дый бо­рец с уни­ей и ла­тин­ст­вом, имев­ший по­ис­ти­не го­су­дар­ст­вен­ный ум и эн­цик­ло­пе­ди­че­ские зна­ния, вдох­но­ви­тель цер­ков­но­го, куль­тур­но­го и на­цио­наль­но-об­ще­ст­вен­но­го ре­нес­сан­са в Ук­раи­не; свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский), уби­ен­ный в 1918 г. боль­ше­ви­ка­ми у стен Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, кро­вью за­сви­де­тель­ст­во­вав­ший вер­ность Хри­сту.

Бог воз­дви­гал Сво­их из­бран­ни­ков, силь­ных «в де­ле и сло­ве» (Лк. 24, 19), на свещ­ник пред­стоя­тель­ст­ва в эпо­ху наи­боль­ших по­тря­се­ний и опас­но­стей, ко­гда по­пе­че­ние о Церк­ви тре­бо­ва­ло от них кре­сто­но­ше­ния, го­тов­но­сти к му­че­ни­че­ст­ву, твер­до­сти во­ли и ума, про­зор­ли­вой муд­ро­сти, кре­по­сти ду­ха.

Се­го­дня Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь пе­ре­жи­ва­ет вре­ме­на не ме­нее дра­ма­тич­ные. На­вер­ное, ни­ко­гда еще не стал­ки­ва­лась она со столь изо­щрен­ным про­ти­во­бор­ст­вом ми­ра се­го, раз­ди­рае­мо­го мно­же­ст­вом про­ти­во­ре­чий. Слож­ность на­ше­го вре­ме­ни и, со­от­вет­ст­вен­но, на­ше­го об­ще­ст­ва в том, что мы по­лу­чи­ли в на­след­ст­во идео­ло­ги­че­ские бо­лез­ни и нрав­ст­вен­ные ано­ма­лии атеи­сти­че­ско­го со­вет­ско­го го­су­дар­ст­ва. На­род, ли­шен­ный ре­ли­ги­оз­ных и на­цио­наль­ных кор­ней, стал объ­ек­том ожес­то­чен­ной аг­рес­сии «лже­имен­но­го ра­зу­ма» (1 Тим. 6, 20). О та­ком вре­ме­ни го­во­рил Гос­подь: «Мо­ли­тесь… ибо то­гда бу­дет ве­ли­кая скорбь, ка­кой не бы­ло от на­ча­ла ми­ра... Ибо вос­ста­нут лже­хри­сты и лже­про­ро­ки, и да­дут... зна­ме­ния и чу­де­са, что­бы прель­стить, ес­ли воз­мож­но, и из­бран­ных. Вот, Я на­пе­ред ска­зал вам. Итак, ес­ли ска­жут вам: вот, Он в пус­ты­не, — не вы­хо­ди­те; вот, Он в по­та­ен­ных ком­на­тах, — не верь­те» (Мф. 24, 20–26). «Ибо мно­гие при­дут под име­нем Мо­им, и бу­дут го­во­рить: Я Хри­стос, и мно­гих прель­стят» (Мф. 24, 5).

Под свя­ты­ми ло­зун­га­ми, ис­поль­зуя са­мые свет­лые чая­ния лю­дей, хищ­ни­ки в овечь­их шку­рах (Мф. 7, 15) пы­та­ют­ся уве­сти па­ст­ву из спа­си­тель­ной ог­ра­ды цер­ков­ной, ра­зо­рить Цер­ковь из­нут­ри, раз­де­лить ее чад по на­цио­наль­ным, ис­то­ри­ко-гео­гра­фи­че­ским, куль­тур­ным и иным при­зна­кам. След­ст­ви­ем этой борь­бы яв­ля­ет­ся край­не слож­ная ре­ли­ги­оз­ная си­туа­ция в Ук­раи­не, ко­гда пра­во­слав­ны­ми на­зы­ва­ют се­бя сра­зу не­сколь­ко кон­фес­сий: УПЦ-КП, УГКЦ, УА(Ав­то­ке­фаль­ная)ПЦ, УА(Ав­то­ном­ная)ПЦ, А(Апо­ка­лип­ти­че­ская)ПЦ, РИПЦ и т.д. Ка­ж­дая из них на­зы­ва­ет се­бя ис­тин­но пра­во­слав­ной. Объ­е­ди­ня­ет их лишь од­но — скры­тая или яв­ная не­на­висть к Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, един­ст­вен­ной ка­но­ни­че­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в Ук­раи­не, един­ст­вен­ной, со­хра­нив­шей не­по­вре­ж­ден­ной чис­то­ту Пра­во­сла­вия и при­знан­ной все­ми брат­ски­ми ка­но­ни­че­ски­ми Церк­ва­ми.

Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь со­зи­да­лась в очень труд­ный, пе­ре­лом­ный пе­ри­од, на сты­ке ты­ся­че­ле­тий, в зна­ме­на­тель­ное вре­мя ко­рен­ных пе­ре­мен, со­про­во­ж­дав­ших рас­пад бо­го­бор­че­ской со­циа­ли­сти­че­ской сис­те­мы.

Из­ме­не­ние по­ло­же­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, со­став­ной ча­стью ко­то­рой яв­лял­ся Ук­ра­ин­ский Эк­зар­хат, в Со­вет­ском Сою­зе про­изош­ло еще до его рас­па­да. По­во­рот­ным мо­мен­том в по­ло­же­нии Пра­во­сла­вия в СССР ста­ло празд­но­ва­ние в 1988 г. 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си.

Празд­но­ва­ние ты­ся­че­ле­тия про­све­ще­ния хри­сти­ан­ской ве­рой на­шей стра­ны сов­па­ло с на­ча­лом па­де­ния се­ми­де­ся­ти­лет­не­го атеи­сти­че­ско­го ре­жи­ма. На­рас­та­ние все­сто­рон­не­го кри­зи­са со­вет­ско­го об­ще­ст­ва, эко­но­ми­че­ские труд­но­сти ста­ли при­чи­ной по­пы­ток ру­ко­во­дства стра­ны, как это не­ред­ко слу­ча­ет­ся в ис­то­рии, за­ру­чить­ся мас­со­вой под­держ­кой, в том чис­ле и за счет ве­рую­щих. В пред­две­рии юби­лей­ных тор­жеств, 29 ап­ре­ля 1988 г., со­стоя­лась встре­ча Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК КПСС М. Гор­ба­че­ва с Пат­ри­ар­хом Мо­с­ков­ским и всея Ру­си Пи­ме­ном и чле­на­ми Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, на ко­то­рой Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь по­обе­щал от­ме­нить дис­кри­ми­на­ци­он­ные по от­но­ше­нию к Церк­ви ак­ты и за­ко­ны. То­гда же Гор­ба­чев на­звал Кре­ще­ние Ру­си, со­вер­шив­шее­ся в Кие­ве 1000 лет на­зад, «зна­ме­на­тель­ной ве­хой на мно­го­ве­ко­вом пу­ти раз­ви­тия оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии, куль­ту­ры, рус­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти» .

Эта встре­ча ста­ла пе­ре­лом­ным мо­мен­том в цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ных от­но­ше­ни­ях. Не­смот­ря на то, что СССР еще три го­да су­ще­ст­во­вал, она оз­на­ме­но­ва­ла со­бой за­вер­ше­ние ис­то­рии Пра­во­слав­ной Церк­ви в то­та­ли­тар­ном го­су­дар­ст­ве и от­кры­ла но­вую стра­ни­цу ее ис­то­рии.

Тор­же­ст­ва, по­свя­щен­ные 1000-ле­тию Кре­ще­ния Ру­си, на­чав­шие­ся 5 ию­ня в Мо­ск­ве, пе­ре­мес­ти­лись в Ки­ев. Сре­ди мно­гих гос­тей в Ки­ев при­бы­ли че­ты­ре пред­стоя­те­ля ав­то­ке­фаль­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей: Ие­ру­са­лим­ской, Ру­мын­ской, Бол­гар­ской и Кипр­ской.

Празд­но­ва­ние бы­ло от­кры­то 14 ию­ня тор­же­ст­вен­ным ак­том в Те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та им. Т. Г. Шев­чен­ко. С док­ла­дом о Юби­лее и его зна­че­нии в ис­то­рии Церк­ви и го­су­дар­ст­ва вы­сту­пил то­гдаш­ний Пат­ри­ар­ший Эк­зарх Ук­раи­ны Ми­тро­по­лит Фи­ла­рет (Де­ни­сен­ко).

Сле­дую­щий день на­чал­ся Бо­же­ст­вен­ной ли­тур­ги­ей во Вла­ди­мир­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре. Ее воз­гла­вил Пат­ри­арх Ие­ру­са­лим­ский и всея Па­ле­сти­ны Дио­дор, ко­то­ро­му со­слу­жи­ли епи­ско­пат Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, гла­вы и пред­ста­ви­те­ли дру­гих По­ме­ст­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей . В по­след­ний день тор­жеств де­сят­ки ты­сяч его уча­ст­ни­ков ста­ли сви­де­те­ля­ми ис­то­ри­че­ско­го со­бы­тия в жиз­ни всей Пра­во­слав­ной Церк­ви — впер­вые, поч­ти за три­дца­ти­лет­ний пе­ри­од, за­зву­ча­ла мо­лит­ва в ко­лы­бе­ли рус­ско­го мо­на­ше­ст­ва — Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре, свя­ты­не, ото­бран­ной без­бож­ной вла­стью у сво­его на­ро­да. По­сле это­го часть Лав­ры, а точ­нее — тер­ри­то­рия Даль­них пе­щер, бы­ла воз­вра­ще­на Церк­ви. Пра­во­слав­ная Цер­ковь, ко­то­рая на про­тя­же­нии всей ис­то­рии су­ще­ст­во­ва­ния со­вет­ской вла­сти под­вер­га­лась толь­ко от­кры­то­му гра­бе­жу, с боль­шой бла­го­дар­но­стью вос­при­ня­ла это со­об­ще­ние. «Мы вос­при­ни­ма­ем это как дар со­вет­ско­го пра­ви­тель­ст­ва Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви к празд­ни­ку 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, вос­при­ни­ма­ем как знак при­зна­ния ее вы­даю­щих­ся за­слуг в де­ле ми­ро­твор­че­ско­го слу­же­ния на бла­го на­шей Ро­ди­ны» , — го­во­рил Ки­ев­ский ми­тро­по­лит на це­ре­мо­нии пе­ре­да­чи до­ку­мен­тов.

Со­глас­но офи­ци­аль­ной про­грам­ме празд­но­ва­ния 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, тор­же­ст­ва при­об­ре­ли ре­гио­наль­ный ха­рак­тер и про­хо­ди­ли од­но­вре­мен­но во мно­гих мес­тах. Они про­дол­жа­лись не­сколь­ко ме­ся­цев, и это име­ло боль­шой ре­зо­нанс в об­ще­ст­ве. На Цер­ковь на­ча­ли смот­реть по-но­во­му. Толь­ко со­бы­тие та­ко­го мас­шта­ба за­ста­ви­ло го­су­дар­ст­во, ко­то­рое на про­тя­же­нии все­го сво­его су­ще­ст­во­ва­ния бы­ло вра­ж­деб­но на­строе­но к ре­ли­гии во­об­ще, прин­ци­пи­аль­но из­ме­нить свою по­зи­цию .

Од­на­ко для Ук­раи­ны ра­дость пер­вых ша­гов на пу­ти сво­бод­но­го ис­по­ве­да­ния ве­ры и воз­ро­ж­де­ния Пра­во­сла­вия вско­ре сме­ни­лась ис­пы­та­ния­ми, в ко­то­рые ее по­верг­ли об­на­ру­жив­шие­ся пе­ре­жит­ки то­та­ли­тар­но­го про­шло­го.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    На этот вопрос хочется ответить риторически. Может ли Господь сотворить чудо? Мы можем вспомнить евангельскую историю, когда Господь исцелил слепого от рождения, умолявшего о милости к нему, и сказал: "Прозри! вера твоя спасла тебя" (Лк. 18, 42).
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru