Путь становления

Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей
(Мф. 16, 18)

В жиз­ни на­ро­дов и го­су­дарств есть со­бы­тия судь­бо­нос­ные, оп­ре­де­ляю­щие ход ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия на це­лые сто­ле­тия и ты­ся­че­ле­тия. Од­ним из та­ких со­бы­тий, на ты­ся­че­ле­тия оп­ре­де­лив­шим судь­бу на­ше­го оте­че­ст­ва, ста­ло Кре­ще­ние Ки­ев­ской Ру­си.

Свя­тая Русь! Сколь­ко мо­литв и цер­ков­ных пес­но­пе­ний ей по­свя­ще­но! Цер­ковь в сво­их бо­го­дух­но­вен­ных мо­лит­вах на­зы­ва­ет ее «гра­дом свя­тым», «но­вым до­мом Ев­фра­фо­вым», «уде­лом из­бран­ным». Древ­не­рус­ские пи­са­те­ли с сы­нов­ней лю­бо­вью и бла­го­го­ве­ни­ем скло­ня­ют­ся пе­ред ее кра­со­той: «О свет­ло свет­лая и крас­но ук­ра­шен­ная зем­ле Русь­ская! И мно­ги­ми кра­со­та­ми удив­ле­на еси: озе­ры мно­ги­ми удив­ле­на еси, ре­ка­ми и кла­дязь­ми ме­сто­че­ст­ны­ми, го­ра­ми кру­ты­ми, хол­мы вы­со­ки­ми и дуб­ра­ва­ми, чис­ты­ми поль­ми, ди­вии­ми зверь­ми раз­лич­ны­ми, пти­ца­ми бе­щисль­ны­ми, го­ро­ды ве­ли­ки­ми, се­лы див­ны­ми, ви­но­гра­ды оби­тель­ны­ми, до­мы цер­ков­ны­ми и князь­ми гроз­ны­ми, боя­ры че­ст­ны­ми, вель­мо­жа­ми мно­ги­ми! Все­го еси ис­пол­не­на, зем­ле Русь­ская, о пра­во­вер­ная ве­ра хри­сти­ян­ская!» .

Ук­раи­на яв­ля­ет­ся пре­ем­ни­цей Ки­ев­ской Ру­си, хра­ни­тель­ни­цей ее свя­щен­но­го на­сле­дия — пра­во­слав­ной ве­ры. «На Ук­раи­не пе­ре­пле­лись судь­бы всей Все­лен­ной, — пи­шет в од­ном из сво­их тру­дов Пред­стоя­тель Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Бла­жен­ней­ший Ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ук­раи­ны Вла­ди­мир. — Эти зем­ли на за­ре хри­сти­ан­ст­ва ос­вя­тил апо­стол Хри­стов свя­той Ан­д­рей Пер­во­зван­ный. На Крым­ском по­бе­ре­жье уже в пер­вых ве­ках под­ви­за­лись ве­ли­кие свя­тые, при­шед­шие из Ри­ма, Ви­зан­тии, Гре­ции. Сю­да при­нес­ли к нам хри­сти­ан­скую ве­ру и куль­ту­ру свя­тые рав­но­апо­столь­ные Ки­рилл и Ме­фо­дий. От­сю­да ухо­дил для ду­хов­ных под­ви­гов на Свя­тую Го­ру Афон пре­по­доб­ный Ан­то­ний. Там по­лу­чил он бла­го­сло­ве­ние на воз­вра­ще­ние в Ки­ев, что­бы ос­но­вать вме­сте с пре­по­доб­ным Фео­до­си­ем ве­ли­кую Кие­во-Пе­чер­скую оби­тель и по­ло­жить ос­но­ва­ние ас­ке­ти­че­ской шко­ле рус­ско­го мо­на­ше­ст­ва. По су­ще­ст­ву, ис­то­рия Ук­раи­ны — это ис­то­рия на­шей свя­то­сти» .

Во­пло­ще­ни­ем этой свя­то­сти яв­ля­ет­ся Свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь, воз­глав­ляе­мая се­го­дня в Ук­раи­не Бла­жен­ней­шим Ми­тро­по­ли­том Вла­ди­ми­ром. Ка­но­ни­че­ская Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, на­след­ни­ца ве­ли­чай­ших ду­хов­ных со­кро­вищ Свя­той Ки­ев­ской Ру­си, про­слав­ле­на тру­да­ми, чу­до­тво­ре­ния­ми и под­ви­га­ми це­ло­го сон­ма угод­ни­ков Бо­жи­их. Гос­подь «не­вес­тоу­кра­сил» ее див­ны­ми зна­ме­ния­ми Сво­ей ми­ло­сти, ве­ли­ки­ми, «не­бе­си по­доб­ны­ми» хра­ма­ми и оби­те­ля­ми, чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми, не­тле­ни­ем мо­щей пре­по­доб­ных от­цов Пе­чер­ских и дру­гих под­виж­ни­ков бла­го­чес­тия, слав­ны­ми по­бе­да­ми над ви­ди­мы­ми и не­ви­ди­мы­ми ее не­дру­га­ми, осо­бым бла­го­во­ле­ни­ем о ней Пре­чис­той Бо­го­ма­те­ри, из­брав­шей Ки­ев — «ма­терь го­ро­дов рус­ских» — Сво­им треть­им уде­лом на зем­ле, но­вой Геф­си­ма­ни­ей. О на­шей Церк­ви по пра­ву мож­но ска­зать сло­ва­ми апо­сто­ла Пав­ла: «...Вы при­сту­пи­ли к го­ре Сио­ну и ко гра­ду Бо­га жи­ва­го, к не­бес­но­му Ие­ру­са­ли­му и тьмам Ан­ге­лов, к тор­же­ст­вую­ще­му со­бо­ру и церк­ви пер­вен­цев, на­пи­сан­ных на не­бе­сах, и к Су­дии всех Бо­гу, и к ду­хам пра­вед­ни­ков, дос­тиг­ших со­вер­шен­ст­ва» (Евр. 12, 22–23).

Ук­раи­на чтит име­на вы­даю­щих­ся пер­во­свя­ти­те­лей Ки­ев­ских, мно­гие из ко­то­рых при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых. Бла­го­дар­ную па­мять по­том­ков и не­увя­дае­мую сла­ву стя­жа­ли свои­ми тру­да­ми на ни­ве цер­ков­ной и го­су­дар­ст­вен­ной та­кие свя­ти­те­ли, как ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ру­си Ила­ри­он — ду­хов­ный на­став­ник ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го, пер­вый ар­хие­рей Ки­ев­ской ка­фед­ры «из ру­си­нов», пер­вый от­шель­ник Кие­во-Пе­чер­ский, ве­ли­кий дея­тель древ­не­рус­ской эпо­хи, «муж кни­жен, благ и по­ст­ник», как пи­сал о нем Не­стор Ле­то­пи­сец; ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ру­си Петр, ро­див­ший­ся на Во­лы­ни, из­бран­ный на свя­ти­тель­ский пре­стол по во­ле Са­мой Ца­ри­цы Не­бес­ной, о чем по­ве­ст­ву­ет его жи­тие, муд­рый вос­соз­да­тель раз­ру­шен­ных на­ше­ст­ви­ем Ба­тыя ос­нов цер­ков­ной жиз­ни и го­су­дар­ст­вен­но­сти; свя­щен­но­му­че­ник Ма­ка­рий, по­гиб­ший в 1497 г. от рук та­тар, ко­гда зем­ля на­ша на­хо­ди­лась под вла­стью поль­ско-ли­тов­ских уг­не­та­те­лей и дру­гих чу­же­зем­цев; Петр Мо­ги­ла — зна­ме­ни­тый ие­рарх, твер­дый бо­рец с уни­ей и ла­тин­ст­вом, имев­ший по­ис­ти­не го­су­дар­ст­вен­ный ум и эн­цик­ло­пе­ди­че­ские зна­ния, вдох­но­ви­тель цер­ков­но­го, куль­тур­но­го и на­цио­наль­но-об­ще­ст­вен­но­го ре­нес­сан­са в Ук­раи­не; свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский), уби­ен­ный в 1918 г. боль­ше­ви­ка­ми у стен Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры, кро­вью за­сви­де­тель­ст­во­вав­ший вер­ность Хри­сту.

Бог воз­дви­гал Сво­их из­бран­ни­ков, силь­ных «в де­ле и сло­ве» (Лк. 24, 19), на свещ­ник пред­стоя­тель­ст­ва в эпо­ху наи­боль­ших по­тря­се­ний и опас­но­стей, ко­гда по­пе­че­ние о Церк­ви тре­бо­ва­ло от них кре­сто­но­ше­ния, го­тов­но­сти к му­че­ни­че­ст­ву, твер­до­сти во­ли и ума, про­зор­ли­вой муд­ро­сти, кре­по­сти ду­ха.

Се­го­дня Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь пе­ре­жи­ва­ет вре­ме­на не ме­нее дра­ма­тич­ные. На­вер­ное, ни­ко­гда еще не стал­ки­ва­лась она со столь изо­щрен­ным про­ти­во­бор­ст­вом ми­ра се­го, раз­ди­рае­мо­го мно­же­ст­вом про­ти­во­ре­чий. Слож­ность на­ше­го вре­ме­ни и, со­от­вет­ст­вен­но, на­ше­го об­ще­ст­ва в том, что мы по­лу­чи­ли в на­след­ст­во идео­ло­ги­че­ские бо­лез­ни и нрав­ст­вен­ные ано­ма­лии атеи­сти­че­ско­го со­вет­ско­го го­су­дар­ст­ва. На­род, ли­шен­ный ре­ли­ги­оз­ных и на­цио­наль­ных кор­ней, стал объ­ек­том ожес­то­чен­ной аг­рес­сии «лже­имен­но­го ра­зу­ма» (1 Тим. 6, 20). О та­ком вре­ме­ни го­во­рил Гос­подь: «Мо­ли­тесь… ибо то­гда бу­дет ве­ли­кая скорбь, ка­кой не бы­ло от на­ча­ла ми­ра... Ибо вос­ста­нут лже­хри­сты и лже­про­ро­ки, и да­дут... зна­ме­ния и чу­де­са, что­бы прель­стить, ес­ли воз­мож­но, и из­бран­ных. Вот, Я на­пе­ред ска­зал вам. Итак, ес­ли ска­жут вам: вот, Он в пус­ты­не, — не вы­хо­ди­те; вот, Он в по­та­ен­ных ком­на­тах, — не верь­те» (Мф. 24, 20–26). «Ибо мно­гие при­дут под име­нем Мо­им, и бу­дут го­во­рить: Я Хри­стос, и мно­гих прель­стят» (Мф. 24, 5).

Под свя­ты­ми ло­зун­га­ми, ис­поль­зуя са­мые свет­лые чая­ния лю­дей, хищ­ни­ки в овечь­их шку­рах (Мф. 7, 15) пы­та­ют­ся уве­сти па­ст­ву из спа­си­тель­ной ог­ра­ды цер­ков­ной, ра­зо­рить Цер­ковь из­нут­ри, раз­де­лить ее чад по на­цио­наль­ным, ис­то­ри­ко-гео­гра­фи­че­ским, куль­тур­ным и иным при­зна­кам. След­ст­ви­ем этой борь­бы яв­ля­ет­ся край­не слож­ная ре­ли­ги­оз­ная си­туа­ция в Ук­раи­не, ко­гда пра­во­слав­ны­ми на­зы­ва­ют се­бя сра­зу не­сколь­ко кон­фес­сий: УПЦ-КП, УГКЦ, УА(Ав­то­ке­фаль­ная)ПЦ, УА(Ав­то­ном­ная)ПЦ, А(Апо­ка­лип­ти­че­ская)ПЦ, РИПЦ и т.д. Ка­ж­дая из них на­зы­ва­ет се­бя ис­тин­но пра­во­слав­ной. Объ­е­ди­ня­ет их лишь од­но — скры­тая или яв­ная не­на­висть к Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, един­ст­вен­ной ка­но­ни­че­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в Ук­раи­не, един­ст­вен­ной, со­хра­нив­шей не­по­вре­ж­ден­ной чис­то­ту Пра­во­сла­вия и при­знан­ной все­ми брат­ски­ми ка­но­ни­че­ски­ми Церк­ва­ми.

Ук­ра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь со­зи­да­лась в очень труд­ный, пе­ре­лом­ный пе­ри­од, на сты­ке ты­ся­че­ле­тий, в зна­ме­на­тель­ное вре­мя ко­рен­ных пе­ре­мен, со­про­во­ж­дав­ших рас­пад бо­го­бор­че­ской со­циа­ли­сти­че­ской сис­те­мы.

Из­ме­не­ние по­ло­же­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, со­став­ной ча­стью ко­то­рой яв­лял­ся Ук­ра­ин­ский Эк­зар­хат, в Со­вет­ском Сою­зе про­изош­ло еще до его рас­па­да. По­во­рот­ным мо­мен­том в по­ло­же­нии Пра­во­сла­вия в СССР ста­ло празд­но­ва­ние в 1988 г. 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си.

Празд­но­ва­ние ты­ся­че­ле­тия про­све­ще­ния хри­сти­ан­ской ве­рой на­шей стра­ны сов­па­ло с на­ча­лом па­де­ния се­ми­де­ся­ти­лет­не­го атеи­сти­че­ско­го ре­жи­ма. На­рас­та­ние все­сто­рон­не­го кри­зи­са со­вет­ско­го об­ще­ст­ва, эко­но­ми­че­ские труд­но­сти ста­ли при­чи­ной по­пы­ток ру­ко­во­дства стра­ны, как это не­ред­ко слу­ча­ет­ся в ис­то­рии, за­ру­чить­ся мас­со­вой под­держ­кой, в том чис­ле и за счет ве­рую­щих. В пред­две­рии юби­лей­ных тор­жеств, 29 ап­ре­ля 1988 г., со­стоя­лась встре­ча Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК КПСС М. Гор­ба­че­ва с Пат­ри­ар­хом Мо­с­ков­ским и всея Ру­си Пи­ме­ном и чле­на­ми Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, на ко­то­рой Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь по­обе­щал от­ме­нить дис­кри­ми­на­ци­он­ные по от­но­ше­нию к Церк­ви ак­ты и за­ко­ны. То­гда же Гор­ба­чев на­звал Кре­ще­ние Ру­си, со­вер­шив­шее­ся в Кие­ве 1000 лет на­зад, «зна­ме­на­тель­ной ве­хой на мно­го­ве­ко­вом пу­ти раз­ви­тия оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии, куль­ту­ры, рус­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти» .

Эта встре­ча ста­ла пе­ре­лом­ным мо­мен­том в цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ных от­но­ше­ни­ях. Не­смот­ря на то, что СССР еще три го­да су­ще­ст­во­вал, она оз­на­ме­но­ва­ла со­бой за­вер­ше­ние ис­то­рии Пра­во­слав­ной Церк­ви в то­та­ли­тар­ном го­су­дар­ст­ве и от­кры­ла но­вую стра­ни­цу ее ис­то­рии.

Тор­же­ст­ва, по­свя­щен­ные 1000-ле­тию Кре­ще­ния Ру­си, на­чав­шие­ся 5 ию­ня в Мо­ск­ве, пе­ре­мес­ти­лись в Ки­ев. Сре­ди мно­гих гос­тей в Ки­ев при­бы­ли че­ты­ре пред­стоя­те­ля ав­то­ке­фаль­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей: Ие­ру­са­лим­ской, Ру­мын­ской, Бол­гар­ской и Кипр­ской.

Празд­но­ва­ние бы­ло от­кры­то 14 ию­ня тор­же­ст­вен­ным ак­том в Те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та им. Т. Г. Шев­чен­ко. С док­ла­дом о Юби­лее и его зна­че­нии в ис­то­рии Церк­ви и го­су­дар­ст­ва вы­сту­пил то­гдаш­ний Пат­ри­ар­ший Эк­зарх Ук­раи­ны Ми­тро­по­лит Фи­ла­рет (Де­ни­сен­ко).

Сле­дую­щий день на­чал­ся Бо­же­ст­вен­ной ли­тур­ги­ей во Вла­ди­мир­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре. Ее воз­гла­вил Пат­ри­арх Ие­ру­са­лим­ский и всея Па­ле­сти­ны Дио­дор, ко­то­ро­му со­слу­жи­ли епи­ско­пат Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, гла­вы и пред­ста­ви­те­ли дру­гих По­ме­ст­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей . В по­след­ний день тор­жеств де­сят­ки ты­сяч его уча­ст­ни­ков ста­ли сви­де­те­ля­ми ис­то­ри­че­ско­го со­бы­тия в жиз­ни всей Пра­во­слав­ной Церк­ви — впер­вые, поч­ти за три­дца­ти­лет­ний пе­ри­од, за­зву­ча­ла мо­лит­ва в ко­лы­бе­ли рус­ско­го мо­на­ше­ст­ва — Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ре, свя­ты­не, ото­бран­ной без­бож­ной вла­стью у сво­его на­ро­да. По­сле это­го часть Лав­ры, а точ­нее — тер­ри­то­рия Даль­них пе­щер, бы­ла воз­вра­ще­на Церк­ви. Пра­во­слав­ная Цер­ковь, ко­то­рая на про­тя­же­нии всей ис­то­рии су­ще­ст­во­ва­ния со­вет­ской вла­сти под­вер­га­лась толь­ко от­кры­то­му гра­бе­жу, с боль­шой бла­го­дар­но­стью вос­при­ня­ла это со­об­ще­ние. «Мы вос­при­ни­ма­ем это как дар со­вет­ско­го пра­ви­тель­ст­ва Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви к празд­ни­ку 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, вос­при­ни­ма­ем как знак при­зна­ния ее вы­даю­щих­ся за­слуг в де­ле ми­ро­твор­че­ско­го слу­же­ния на бла­го на­шей Ро­ди­ны» , — го­во­рил Ки­ев­ский ми­тро­по­лит на це­ре­мо­нии пе­ре­да­чи до­ку­мен­тов.

Со­глас­но офи­ци­аль­ной про­грам­ме празд­но­ва­ния 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, тор­же­ст­ва при­об­ре­ли ре­гио­наль­ный ха­рак­тер и про­хо­ди­ли од­но­вре­мен­но во мно­гих мес­тах. Они про­дол­жа­лись не­сколь­ко ме­ся­цев, и это име­ло боль­шой ре­зо­нанс в об­ще­ст­ве. На Цер­ковь на­ча­ли смот­реть по-но­во­му. Толь­ко со­бы­тие та­ко­го мас­шта­ба за­ста­ви­ло го­су­дар­ст­во, ко­то­рое на про­тя­же­нии все­го сво­его су­ще­ст­во­ва­ния бы­ло вра­ж­деб­но на­строе­но к ре­ли­гии во­об­ще, прин­ци­пи­аль­но из­ме­нить свою по­зи­цию .

Од­на­ко для Ук­раи­ны ра­дость пер­вых ша­гов на пу­ти сво­бод­но­го ис­по­ве­да­ния ве­ры и воз­ро­ж­де­ния Пра­во­сла­вия вско­ре сме­ни­лась ис­пы­та­ния­ми, в ко­то­рые ее по­верг­ли об­на­ру­жив­шие­ся пе­ре­жит­ки то­та­ли­тар­но­го про­шло­го.

 

Церковные Таинства

— Если человек очень болен, Таинство Елеосвящения совершается на дому, но существует практика соборовать и в храмах во время многодневных постов, в первую очередь, во время Великого поста.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Для каждого дела имеется соответствующая одежда: в вечернем платье вы не пойдете на стадион, а в спортивном костюме — в театр. Так же существует традиция соответствующего наряда во время посещения храмов, а особенно монастырей.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru