Путь становления
Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей
(Мф. 16, 18)
В жизни народов и государств есть события судьбоносные, определяющие ход исторического развития на целые столетия и тысячелетия. Одним из таких событий, на тысячелетия определившим судьбу нашего отечества, стало Крещение Киевской Руси.
Святая Русь! Сколько молитв и церковных песнопений ей посвящено! Церковь в своих богодухновенных молитвах называет ее «градом святым», «новым домом Евфрафовым», «уделом избранным». Древнерусские писатели с сыновней любовью и благоговением склоняются перед ее красотой: «О светло светлая и красно украшенная земле Русьская! И многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, холмы высокими и дубравами, чистыми польми, дивиими зверьми различными, птицами бещисльными, городы великими, селы дивными, винограды обительными, домы церковными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многими! Всего еси исполнена, земле Русьская, о правоверная вера християнская!» .
Украина является преемницей Киевской Руси, хранительницей ее священного наследия — православной веры. «На Украине переплелись судьбы всей Вселенной, — пишет в одном из своих трудов Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. — Эти земли на заре христианства освятил апостол Христов святой Андрей Первозванный. На Крымском побережье уже в первых веках подвизались великие святые, пришедшие из Рима, Византии, Греции. Сюда принесли к нам христианскую веру и культуру святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Отсюда уходил для духовных подвигов на Святую Гору Афон преподобный Антоний. Там получил он благословение на возвращение в Киев, чтобы основать вместе с преподобным Феодосием великую Киево-Печерскую обитель и положить основание аскетической школе русского монашества. По существу, история Украины — это история нашей святости» .
Воплощением этой святости является Святая Православная Церковь, возглавляемая сегодня в Украине Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Каноническая Украинская Православная Церковь, наследница величайших духовных сокровищ Святой Киевской Руси, прославлена трудами, чудотворениями и подвигами целого сонма угодников Божиих. Господь «невестоукрасил» ее дивными знамениями Своей милости, великими, «небеси подобными» храмами и обителями, чудотворными иконами, нетлением мощей преподобных отцов Печерских и других подвижников благочестия, славными победами над видимыми и невидимыми ее недругами, особым благоволением о ней Пречистой Богоматери, избравшей Киев — «матерь городов русских» — Своим третьим уделом на земле, новой Гефсиманией. О нашей Церкви по праву можно сказать словами апостола Павла: «...Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 22–23).
Украина чтит имена выдающихся первосвятителей Киевских, многие из которых причислены к лику святых. Благодарную память потомков и неувядаемую славу стяжали своими трудами на ниве церковной и государственной такие святители, как митрополит Киевский и всея Руси Иларион — духовный наставник великого князя Ярослава Мудрого, первый архиерей Киевской кафедры «из русинов», первый отшельник Киево-Печерский, великий деятель древнерусской эпохи, «муж книжен, благ и постник», как писал о нем Нестор Летописец; митрополит Киевский и всея Руси Петр, родившийся на Волыни, избранный на святительский престол по воле Самой Царицы Небесной, о чем повествует его житие, мудрый воссоздатель разрушенных нашествием Батыя основ церковной жизни и государственности; священномученик Макарий, погибший в 1497 г. от рук татар, когда земля наша находилась под властью польско-литовских угнетателей и других чужеземцев; Петр Могила — знаменитый иерарх, твердый борец с унией и латинством, имевший поистине государственный ум и энциклопедические знания, вдохновитель церковного, культурного и национально-общественного ренессанса в Украине; священномученик Владимир (Богоявленский), убиенный в 1918 г. большевиками у стен Киево-Печерской Лавры, кровью засвидетельствовавший верность Христу.
Бог воздвигал Своих избранников, сильных «в деле и слове» (Лк. 24, 19), на свещник предстоятельства в эпоху наибольших потрясений и опасностей, когда попечение о Церкви требовало от них крестоношения, готовности к мученичеству, твердости воли и ума, прозорливой мудрости, крепости духа.
Сегодня Украинская Православная Церковь переживает времена не менее драматичные. Наверное, никогда еще не сталкивалась она со столь изощренным противоборством мира сего, раздираемого множеством противоречий. Сложность нашего времени и, соответственно, нашего общества в том, что мы получили в наследство идеологические болезни и нравственные аномалии атеистического советского государства. Народ, лишенный религиозных и национальных корней, стал объектом ожесточенной агрессии «лжеименного разума» (1 Тим. 6, 20). О таком времени говорил Господь: «Молитесь… ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира... Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут... знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: вот, Он в пустыне, — не выходите; вот, Он в потаенных комнатах, — не верьте» (Мф. 24, 20–26). «Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят» (Мф. 24, 5).
Под святыми лозунгами, используя самые светлые чаяния людей, хищники в овечьих шкурах (Мф. 7, 15) пытаются увести паству из спасительной ограды церковной, разорить Церковь изнутри, разделить ее чад по национальным, историко-географическим, культурным и иным признакам. Следствием этой борьбы является крайне сложная религиозная ситуация в Украине, когда православными называют себя сразу несколько конфессий: УПЦ-КП, УГКЦ, УА(Автокефальная)ПЦ, УА(Автономная)ПЦ, А(Апокалиптическая)ПЦ, РИПЦ и т.д. Каждая из них называет себя истинно православной. Объединяет их лишь одно — скрытая или явная ненависть к Украинской Православной Церкви, единственной канонической Православной Церкви в Украине, единственной, сохранившей неповрежденной чистоту Православия и признанной всеми братскими каноническими Церквами.
Украинская Православная Церковь созидалась в очень трудный, переломный период, на стыке тысячелетий, в знаменательное время коренных перемен, сопровождавших распад богоборческой социалистической системы.
Изменение положения Русской Православной Церкви, составной частью которой являлся Украинский Экзархат, в Советском Союзе произошло еще до его распада. Поворотным моментом в положении Православия в СССР стало празднование в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси.
Празднование тысячелетия просвещения христианской верой нашей страны совпало с началом падения семидесятилетнего атеистического режима. Нарастание всестороннего кризиса советского общества, экономические трудности стали причиной попыток руководства страны, как это нередко случается в истории, заручиться массовой поддержкой, в том числе и за счет верующих. В преддверии юбилейных торжеств, 29 апреля 1988 г., состоялась встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви, на которой Генеральный секретарь пообещал отменить дискриминационные по отношению к Церкви акты и законы. Тогда же Горбачев назвал Крещение Руси, совершившееся в Киеве 1000 лет назад, «знаменательной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности» .
Эта встреча стала переломным моментом в церковно-государственных отношениях. Несмотря на то, что СССР еще три года существовал, она ознаменовала собой завершение истории Православной Церкви в тоталитарном государстве и открыла новую страницу ее истории.
Торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, начавшиеся 5 июня в Москве, переместились в Киев. Среди многих гостей в Киев прибыли четыре предстоятеля автокефальных Православных Церквей: Иерусалимской, Румынской, Болгарской и Кипрской.
Празднование было открыто 14 июня торжественным актом в Театре оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. С докладом о Юбилее и его значении в истории Церкви и государства выступил тогдашний Патриарший Экзарх Украины Митрополит Филарет (Денисенко).
Следующий день начался Божественной литургией во Владимирском кафедральном соборе. Ее возглавил Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Диодор, которому сослужили епископат Русской Православной Церкви, главы и представители других Поместных Православных Церквей . В последний день торжеств десятки тысяч его участников стали свидетелями исторического события в жизни всей Православной Церкви — впервые, почти за тридцатилетний период, зазвучала молитва в колыбели русского монашества — Киево-Печерской Лавре, святыне, отобранной безбожной властью у своего народа. После этого часть Лавры, а точнее — территория Дальних пещер, была возвращена Церкви. Православная Церковь, которая на протяжении всей истории существования советской власти подвергалась только открытому грабежу, с большой благодарностью восприняла это сообщение. «Мы воспринимаем это как дар советского правительства Русской Православной Церкви к празднику 1000-летия Крещения Руси, воспринимаем как знак признания ее выдающихся заслуг в деле миротворческого служения на благо нашей Родины» , — говорил Киевский митрополит на церемонии передачи документов.
Согласно официальной программе празднования 1000-летия Крещения Руси, торжества приобрели региональный характер и проходили одновременно во многих местах. Они продолжались несколько месяцев, и это имело большой резонанс в обществе. На Церковь начали смотреть по-новому. Только событие такого масштаба заставило государство, которое на протяжении всего своего существования было враждебно настроено к религии вообще, принципиально изменить свою позицию .
Однако для Украины радость первых шагов на пути свободного исповедания веры и возрождения Православия вскоре сменилась испытаниями, в которые ее повергли обнаружившиеся пережитки тоталитарного прошлого.
← Возрождение униатства и идеи автокефалии |
---|
Церковные Таинства
— Крещение, по словам Священного Писания, — это рождение с небес "водой и Духом". Как невозможно во второй раз родиться телом, так невозможно во второй раз родиться и духовно. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою" (1 Кор. 6, 19-20). Так в своем Послании спрашивает христиан Коринфа святой апостол Павел. Христиане, в отличие от еретиков, осознают святость человеческого тела: если Сам Бог удостоил нас того, что воплотился в плоть и кровь, как можно презирать то, что Он освятил? |
Подробнее ... |