Блаженнейший Митрополит Владимир: «Наша жизнь — это борьба с искушениями»

23 ноября Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Владимир (Сабодан) отметил 70-летие. Накануне юбилея он поделился с еженедельником «Аргументы и факты Украина» своими мыслями о вечном и бренном.

«Веру они используют, чтобы избежать налогообложения»

 

— Многие светские люди считают, что церковные чудеса имитируют сами священники, чтобы легче было управлять паствой. Вам лично приходилось сталкиваться с чудесами нерукотворными?

— Не думаю, что многие так считают. К сожалению, атеистическая идеология, насаждавшаяся в СССР в течении более полувека, в подсознании наших соотечественников до сих пор жива. Но как раз именно эта идеология основана на мистификации и подтасовке фактов — как научных, так и исторических. Что касается истинных чудес, то Господь действительно иногда являет их нам для укрепления веры. Будучи членом Духовной миссии в Иерусалиме, я был свидетелем явления Благодатного огня, нисходящего каждый год накануне православной пасхи. Это настоящее чудо.

 

— А какое чудо должно произойти, чтобы в Украине прекратились конфликты между УПЦ и УПЦ КП?

— Раскол — это кровоточащая рана, из-за которой болит все тело. Мы глубоко переживаем и стремимся к ее уврачеванию. Однако настаиваем, что этот вопрос должен решаться только на основании церковных правил. УПЦ и верующие нашей Церкви никогда не становились первопричиной межконфессиональных конфликтов. Тем более, никогда не захватывали храмов у так называемого Киевского патриархата. Одной из причин конфликтов является грубое вмешательство в межконфессиональные отношения местных властей, живущих по средневековому принципу «чья власть, того и вера». Такие горе-начальники, вместо того, чтобы заниматься повышением благосостояния народа, начинают «наводить порядок» в церковных вопросах. Ярким примером стал конфликт на Ровенщине, возникший 23 октября вокруг Свято-Воскресенского храма в Остроге.

 

— Считаете ли вы, что секты и конфессии составляют конкуренцию УПЦ?

— Вопрос не в конкуренции. Волнует другое — восстановление объективной исторической справедливости, роли, которую играла и играет Православная Церковь в становлении украинской государственности, ментальности и культуры. Закон «о свободе совести и религиозных организациях», принятый в 1991 году, увы, часто дает преимущества различным псевдорелигиозным движениям. А ведь среди них есть и те, которые, по сути, являются тоталитарными сектами. Есть организации, которые, прикрываясь религией, на самом деле являются коммерческими структурами. А веру они используют, чтобы избежать налогообложения.

 

— УПЦ имеет собственное производство?

— В Украине религиозным объединениям запрещено заниматься производственной деятельностью. Это значительно ограничивает социальные программы УПЦ. На протяжении многих лет мы предлагаем внести соответствующие изменения в закон, но вопрос до сих пор не решен.

 

— За счет каких же доходов живут монастыри и приходы УПЦ?

— Основной источник доходов наших храмов и монастырей — это пожертвования прихожан. Небольшой процент идет от продажи свечей, иконок и духовной литературы. Некоторые монастыри арендуют и обрабатывают землю — это помогает им решать продовольственный вопрос.

«Изменилось время — изменились прихожане»

 

— Говорят, среди монахов УПЦ немало мужчин с криминальным прошлым. Как вы считаете, это не мешает их миссионерской деятельности?

— Церковь предназначена для того, чтобы помочь человеку отказаться от греховной жизни. Каким бы он ни был — злым, алчным, хитрым или ленивым. Монашество — это путь особой внутренней борьбы и очищения. Но прежде, чем стать монахом, необходимо пройти многолетний испытательный искус. С этой задачей справляются далеко не все. Поэтому не каждый приходящий в монастырь становится монахом, как и не всякий монах — проповедником и миссионером. Относительно утверждения, будто в современных монастырях много мужчин с криминальным прошлым, скажу так: оно не соответствует действительности.

 

— В этом году УПЦ включилась в борьбу со СПИДом. Это дань моде или Церковь действительно может противостоять СПИДу?

— Церковь действительно может помочь в преодолении «чумы XX века». Необходимо только к ней прислушиваться. Думаю, вы согласитесь с тем, что распространение ВИЧ-инфекции напрямую зависит от падения нравов и морали в обществе. Но ведь Церковь всегда во всеуслышание обличала эти пороки, призывала и призывает к нравственной чистоте.

 

— Считаете ли вы, что христианскую этику необходимо преподавать в школе?

— Введение в школьную программу урока Закона Божьего или, по крайней мере, христианской этики — это соломинка, с помощью которой мы могли бы сохранить себя как нация. Только к этому вопросу необходимо подходить очень ответственно, с учетом духовного багажа, накопленного нашим народом за тысячелетнюю историю. В связи с этим не понятно, почему решение этой важной проблемы поручается людям, которые еще совсем недавно составляли учебные программы по атеизму.

 

— До недавних пор считалось, что среднестатистический прихожанин УПЦ — это необразованная старушка. В последние годы этот стереотип разрушили молодые прихожане. Считаете ли вы, что это заслуга Церкви?

— Изменилось время — изменились прихожане. Совсем недавно посещение храма грозило как минимум потерей престижной работы. С другой стороны, церковное служение сегодня не ограничивается храмом. Наши священнослужители проповедуют везде — в школах, приютах, воинских частях, тюрьмах. Священник перестал быть чем-то абстрактным. Он — такая же часть общества, как и каждый из нас. Благодаря этому к нему тянутся люди.

«Сожаление — нехорошее чувство»

 

— Известно, что к вам нередко наведывается Президент. Если не секрет, какие темы вы обсуждаете с Виктором Ющенко?

— С Виктором Андреевичем мы общаемся не часто, но регулярно. Говорим на разные темы. Он человек верующий и ему небезынтересны церковные дела. В частности, на последней встрече мы обсуждали конфликтные ситуации в Ровенской области, сложившиеся из-за грубого вмешательства в дела Церкви местного губернатора. Президент пообещал взять их под свой личный контроль.

 

— Когда вы были ребенком, слепая монахиня предрекла вам стать митрополитом. Приходилось ли вам угадывать чье-то будущее?

— Пророчество — это особый дар, который Господь дает в очень редких случаях. Даже не все святые обладали им. В то же время каждый священник, в силу благодати, нисходящей на него в момент совершения Таинства рукоположения, призван быть если не прозорливым, то здравомыслящим и рассудительным. Ведь его задача — помогать советом своей пастве.

 

— Приходилось ли вам сожалеть о чем-нибудь — сделанном или несделанном?

— Я человек верующий. Поэтому благодарю Господа за все, что со мной происходит. А сожаление — нехорошее чувство. Оно ведь делу не помогает, а только разрушает душевный покой.

 

— Грешили ли вы когда-нибудь? Часто ли приходилось преодолевать искушения?

— В Священном Писании говорится, что нет человека, который прожил бы день и не согрешил. Что касается искушений, то вся наша жизнь — это борьба с ними.

 

— Вы — счастливый человек?

— Да, я счастлив. Счастлив оттого, что мои родители в то далекое нелегкое время воспитали во мне веру и любовь к Богу. Оттого, что моя жизнь проходит в служении Церкви и народу. Счастлив, что на протяжении всех семидесяти лет рядом со мной — преданные друзья и соратники. А вообще, счастья много не бывает.

 

— Как вы поддерживаете здоровье?

— Никаких особенных методик я не придерживаюсь. Увы, не хватает времени. Стараюсь лишь каждый вечер прогуливаться пешком и дышать свежим воздухом. А если уж дело доходит до врачей — послушно выполняю их рекомендации.

Беседовала Анастасия Пономаренко (Газета «Аргументы и факты в Украине» №47, 2005 год).

 

Церковные Таинства

— Таинство Крещения — это духовное рождение для человека. На безусловной необходимости крещения настаивал сам Господь. Когда однажды к Нему тайно ночью пришел один из начальников иудейских по имени Никодим, Господь сказал ему: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин. 3, 3).
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru