Митрополит ВЛАДИМИР: «Люди в кожанках зашли в алтарь. Отец Давид приостановил чтение и обратился ко мне: «Продолжай, сынок, вместо меня читать канон». Больше его никто не видел».
— Блаженнейший, сегодня вы отмечаете 70-летний юбилей. А как в церковных кругах принято поздравлять высших иерархов Церкви?
— Какой-то установившейся строгой традиции не существует. Все зависит от различных условий и возможностей. В обязанности архиерея, среди прочего, входит поддерживать взаимоотношения между Церковью и государством, другими общественными институтами, поэтому в праздничные дни проводятся соответствующие протокольные мероприятия. Самое главное для любого христианина, кем бы он ни был, — в День рождения или в День ангела поблагодарить Создателя за дарованную жизнь, за Его ежесекундное попечение о нас и попросить Божьего благословения на будущее. Обязательно в эти дни мы совершаем Литургию в сослужении архиереев, духовенства и мирян. Соборное служение и церковная молитва о виновнике события составляют кульминацию торжеств.
— Расскажите, пожалуйста, как вы приняли решение посвятить себя Богу? Имели ли отношение к церкви ваши родные?
— Я вырос в верующей семье. Отец Маркиан и мать Феодосия — простые крестьяне. В семье было четыре сына: Михаил, Александр, Степан и я, Виктор. Старший Михаил погиб во время войны, Александр умер молодым, Степан живет в Хмельницкой области. Мои родители в то далекое и нелегкое время воспитали во мне веру и любовь к Богу, поэтому с детства я ходил в церковь, прислуживал священнику в алтаре, мечтал о духовной школе. Под влиянием всего этого во мне родилось желание посвятить себя Церкви.
— Известно, что вы получили два образования - магистра богословия и юриста. От карьеры правоведа отказались в пользу сана?
— Как я уже сказал, с выбором жизненного пути я определился еще в детстве, но достижение мечты давалось не просто. Первоначально я хотел учиться в Луцкой духовной семинарии, но мне отказали, поскольку не исполнилось 18 лет. И я поступил в медицинский институт. Проучился недолго: после практических занятий понял — не мое. Позже поступил в Одесскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию и аспирантуру при Московской Духовной академии. Юридическое образование получил уже будучи священнослужителем, поэтому мук выбора не испытал.
— Как вам удалось в советское время сохранить верность Церкви?
— Время и последующие поколения дадут объективную оценку советскому периоду в нашей истории. Но в отношении Православной Церкви уже сейчас можно сказать, что это было время тяжелых испытаний и даже страданий: ведь государство исповедовало атеистическую идеологию, задачей которой было уничтожение веры как таковой и священнослужитей в частности. Вспомним хотя бы обещание Никиты Хрущева последнего священника показать по телевизору в 1980 году.
С действием репрессивной машины по отношению к священнослужителям я столкнулся еще в детстве. В нашем приходском храме в послевоенные годы служил протоиерей Давид, человек очень грамотный, умный, с литературными дарованиями. Однажды в Великий пост, когда читается канон Андрея Критского, к храму подъехал «черный воронок». Люди в кожанках зашли в алтарь, отец Давид приостановил чтение, переоделся. Последние его слова были обращены ко мне: «Продолжай, сынок, вместо меня читать канон». Больше его никто не видел. Длившийся 70 лет советский период был долог, и в разные отрезки этого времени борьба с Церковью велась по-разному, но священнослужитель всегда воспринимался как изгой социалистического общества.
Однако, когда мы говорим о сложностях и трудностях тех лет, мы должны понимать, что все, кто тогда посвящал свою жизнь Богу и Церкви, были люди глубоко верующие, преданные и в какой-то мере уже готовые к тем испытаниям, лишениям, трудностям и даже жертвам, которые были уготованы священнослужителям в атеистическом государстве.
«В поэзии я любитель»
— Блаженнейший, вы прекрасно говорите по-французски. При каких обстоятельствах изучали французский язык?
— Иностранные языки начал учить в школе, потом — в семинарии и академии. Но самый эффективный метод изучения — оказаться в языковой среде. В этом смысле мне повезло. Служение за границей, а позднее командировки и конференции дали возможность усовершенствовать свои познания в этой области. Сейчас, к сожалению, говорить по-французски выпадает нечасто, случается при посещении Франции или общении с иностранными делегациями.
— Владыка, известно, что вы пишете стихи и прозу...
— Стихи иногда пишу, хотя поэтом в профессиональном смысле себя не считаю. В поэзии я любитель. Думаю, что всякий стих — и великих поэтов, и любителей поэзии — является выражением какого-то жизненного момента, яркого чувства, прилива творческих сил. Древнее понимание стиха для верующего человека — звучание его как молитвы, хвалы Творцу и Богу, а потом уже это было выражением иных чувств и идей, присущих человеку. Мне иногда интересно попытаться воплотить в словах и созвучиях поразивший меня образ, ощущения или идею. Это бывает редко, а специально я не сажусь писать стихи. Иногда что-то публикуется, иногда оформляется в песню, но чаще всего автор музыки мне неизвестен.
— В свое время вы служили в Иерусалиме и Женеве. Попали туда потому, что в СССР трудно было быть священником?
— Действительно, быть священником в СССР в те годы было трудно, но мое служение за границей связано с решением Священного Синода. В 1966 году меня назначили заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Это послушание было приятным и ценным, поскольку позволяло соприкоснуться с местами евангельских событий, но в то же время оно было сложным и ответственным. В Женеву, где представлял Русскую Православную Церковь при Всемирном совете церквей, я был назначен сразу после хиротонии в епископа Звенигородского.
— Наверняка за рубежом вы познакомились с интересными людьми. Если не секрет, с кем поддерживаете отношения и сейчас?
— Мне пришлось побывать во многих странах, встречаться с государственными, религиозными и политическими деятелями Европы, Америки. Тогда было важным присутствие православия в международных форумах и вообще в международных отношениях. Помню, нас принимала королева Англии Елизавета. Добрые отношения сложились с королевой Нидерландов Биатрикс, которая подарила свою особую визитку, предоставляющую возможность встречаться с ней в любое время. Знаком с королевой Швеции Викторией. Однажды рассказывал ей, как посмотрел в гостинице путеводитель, где в исторической справке было написано: «Непонятно откуда взялись русские и внезапно напали на нас под Полтавой». Она очень смеялась. Прошло много лет, но мы поддерживаем дружеские связи, поздравляем друг друга с праздниками.
Запомнилась встреча с последним королем Греции Константином. Это было до прихода к власти черных полковников. Мы с ним одногодки. Наше знакомство началось с любопытного диалога. Он меня спрашивает: «Сколько вам, владыка, лет?» «31 год», — отвечаю. «Боже, как вы молоды, чтобы быть епископом!» «Ваше Величество, — говорю, — да и вы не старый, чтобы быть королем».
«Мы должны стараться в своей жизни воплощать евангельские идеалы. В этом смысл и содержание земной жизни, в этом ее радость»
— Ваше Блаженство, сейчас в светской литературе и науке появилось много сообщений о конце света. Скажите, как Православная Церковь трактует Армагеддон?
— На основании Священного Писания нельзя однозначно определить место под названием «Армагеддон». Слово «Армагеддон» состоит из двух составных — «ар» и «мегиддо». «Ар» в переводе с еврейского означает «равнина», а «мегиддо» — это местность в Палестине, послужившая полем брани, сначала Варрака с Сисарой (Суд. 5,19), а потом египетского фараона Нехао с Иудейским царем Иосией (4 Цар. 23,29). Таким образом, долина Мегиддо стала местом победы и поражения. Отсюда слово «Армагеддон», по мнению большинства толкователей Священного Писания, имеет символический смысл и обозначает победу и поражение в преддверии второго и славного пришествия Христа Спасителя. Борьба Бога с дъяволом ведется постоянно, а полем битвы, по меткому замечанию Федора Достоевского, является сердце человеческое.
— Сейчас идет повсеместный сбор средств на строительство новых храмов. В этой связи как бы вы прокомментировали стихи из книги «Деяния апостолов»: «Бог не живет в рукотворных храмах»?
— Для правильного понимания слов святого первомученика и архидиакона Стефана (Деян. 7,48) необходимо вспомнить, что речь его была направлена к обличению иудеев, считавших себя праведными и святыми уже в силу святости Иерусалимского храма и их происхождения от Авраама. Надеясь на святое место, «народ грешный, по выражению пророка Исаии, — народ, обремененный беззакониями» (Ис. 1,4), прилагал грехи к грехам. Святой пророк Иеремия обращается к единоплеменникам: «Не надейтесь на обманчивые слова: Здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень — они не помогут вам» (Иерем. 7,4). В таком духе звучит и обличение святого Стефана (Деян. 7,48).
Для православных христиан храм Божий — место особого благодатного присутствия Божьего, где каждый приходящий имеет возможность соприкоснуться с Богом и получить Его спасительную помощь. Вся атмосфера храма помогает человеку отрешиться от земной суеты и вознести свой ум и сердце к Создателю. Храм Божий — это «дом молитвы» (Мф. 21,13). Здесь мы становимся участниками благодатных таинств Христовой Церкви. По слову святителя Феофана Затворника, «от достодолжного пребывания в храме все выше и выше растет пребывание наше в Господе».
— Владыка, в свое время, в 1993 году, стало сенсацией публичное признание покойного Папы Римского Иоанна Павла II в том, что Церковь, вероятно, заблуждалась, празднуя Рождество Иисуса Христа зимой. Ученые, изучающие Библию, утверждают, что пастухи не могли пасти овец на пастбище в декабре-январе в Палестине, когда узнали, что родился младенец Иисус. Скажите, были случаи, когда Православная Церковь пересматривала церковные догмы?
— Если вы имеете в виду догматы веры, т. е. вероучительные истины, принятые на Вселенских соборах, они действительно, согласно православному мировоззрению, неизменяемы и пересмотру не подлежат. В то же время неотъемлемую часть церковной жизни составляет ее обрядовая сторона, которая отражает традиции Поместной Церкви, условия и исторический период служения. Поскольку многое со временем меняется, видоизменяются и обряды. Главное, чтобы это не было новаторством ради новшества, а отражало насущную необходимость церковного бытия.
Традиция отмечать праздник Рождества Христова в середине зимы — очень древняя. Она передается из поколения в поколение от первых веков существования христианства. Большинство, как древних, так и современных ученых-библеистов на основании археологических, текстологических и других исследований подтверждают ее историческую правомерность. Выводы, пусть даже сенсационного характера, сделанные небольшой группой ученых, — еще не повод, чтобы приходить к каким-то глобальным заключениям.
Что касается мнения покойного римского понтифика — это его право, которым он воспользовался обильно, попросив прощения чуть ли не за все прегрешения Римско-Католической Церкви, за исключением, наверно, только одного — угнетения католиками украинского народа.
— Иисус указал своим ученикам признаки его второго пришествия: "будут глады, моры, эпидемии, небывалые землетрясения, народ пойдет на народ и царство на царство". Причем подразумевалось, что все это будет в глобальных масштабах. Не это ли мы сейчас наблюдаем?
— Да, нам даны признаки, предваряющие второе пришествие Иисуса Христа. Во многом они сегодня, как вы сказали, исполняются. Однако утверждать, что мы находимся у пропасти, никто не может и не должен. Сам Спаситель напоминает: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). Зная о неминуемости кончины мира, христиане должны жить не страхом перед антихристом, гонениями и катастрофами, а радостным ожиданием встречи с Христом. Именно с таким настроением жили первые христиане, к такому осмыслению призываемся и мы. Каждый из нас независимо от того, когда будет кончина мира, должен быть готовым к собственной кончине. А для этого необходимо жить по совести, по закону Божьему и церковным предписаниям.
— В завершение разговора скажите, чтобы ободрить всех мирян: в чем заключается Благая Весть, которую несет Православная Церковь людям? Есть ли реальная надежда на лучшую жизнь?
— Уже более двух тысячелетий Святая Православная Церковь проповедует всему миру Евангелие Царствия Божия. Суть Благой Вести состоит в том, что Господь Бог, по своей любви вызвав нас из небытия, не оставил человеческий род и после своевольного отпадения. Он так возлюбил мир, что отдал Своего Единородного Сына, чтобы «всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Сын Божий становится человеком, чтобы человек стал сыном Божиим по благодати. Для этого Он взял на себя нашу природу, наши немощи, был распят, воскрес в третий день и вознесся на небо. Теперь только от нас зависит, сможем ли мы воспринять Его усыновление: последуем ли Его спасительным заповедям или утонем в своих грехах и, таким образом, все более и более отдалимся от Его благодати. Мы должны стараться в своей жизни воплощать евангельские идеалы. В этом смысл и содержание земной жизни, в этом ее и радость. Христианство — религия радости, ибо проповедует вечную любовь, мир и долготерпение.
Газета «Факты и комментарии» (23 ноября 2005 год).
← Блаженнейший Митрополит Владимир: «Наша жизнь — это борьба с искушениями» | Блаженнейший Митрополит Владимир: «Я не раскольник, путь мой прямой...» → |
---|
Церковные Таинства
— Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя". |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— В воскресные школы ходят разные дети — не только из традиционно церковных семей. Бывает так, что родители, которые сами не получили церковного воспитания в богоборческие времена, специально приводят детей в воскресную школу, чувствуя на собственном опыте недостатки атеистического воспитания. |
Подробнее ... |