Блаженнейший Митрополит Владимир: «Поместная Церковь в Украине уже существует»

Интервью Предстоятеля Украинской Православной Церкви Киевскому бюро Аssociated Press.

 

- Ваше Блаженство, насколько сейчас реально создание единой Поместной Православной Церкви в Украине?

- Отвечая на этот вопрос, начну с того, что Поместная Церковь в Украине уже существует - это Украинская Православная Церковь, которая берет начало со времен святого великого равноапостольного князя Владимира - Крестителя Киевской Руси. «Поместная» - это территориальное обозначение, применяется как к полноте определенной автокефальной Церкви, так и к ее составляющей единицы - епархии, (определенной территории, местности), возглавляемой епископом. Судьба Православной Церкви в Украине была разной. Ей приходилось переживать периоды гонений и упадка, расцвета и духовного подъема. Согласно принятому в каноническом Православии территориальному принципу, сегодня Православная Церковь в Украине объединяет 35 епархий, насчитывающие 11 000 приходов. Украинская Православная Церковь имеет канонический статус и является «свободной и независимой в своем управлении», как о том говорит Патриарший Томос от 27 октября 1990 года.

Второе, что хотелось бы отметить, это замечание относительно самого термина «создание» в контексте поставленного вопроса. Обращу Ваше внимание, что это слово, которое регулярно повторяют политики и различные деятели «от религии», о Церкви применяться вообще не может. Церковь создана один раз своим Главой - Господом нашим Иисусом Христом и является, по словам апостола Павла, Его Телом. Скорее всего, в данном случае имеется в виду приобретение Украинской Православной Церковью нового канонического статуса, в результате чего она заняла бы подобающее ей место в Диптихе Православных Церквей. Это реально. Еще в 1993 году Священный Синод нашей Церкви в своем обращении (от 27.07.93) к верующим говорил, что мы тоже хотим, чтобы Украинская Православная Церковь стала равноправной сестрой в семье Православных Церквей, но идем мы к этому каноническим путем.

Быстро это будет? Ответить очень сложно. Это зависит не столько от нас, сколько от тех, кто сегодня находится вне церковного единства со Вселенским Православием. Возможность приобретения Украинской Православной Церковью нового канонического статуса зависит от единства Православной Церкви в Украине. А это единство возможно исключительно в русле канонического права, то есть в результате возвращения в Церковь тех, кто от нее по тем или иным причинам отпал. Наша Церковь рассматривает религиозные организации, зарегистрированные в государственных органах Украины как «Православные Церкви» с определенными оговорками в названиях, не иначе как своих чад, которые, надеемся временно, находятся вне церковной ограды. И это мнение поддерживает и разделяет весь православный мир.

На сегодня, с точки зрения канонического права, является своеобразной церковной конституции, эти организации скорее всего не религиозные, а общественные, так как в их «иерархии» отсутствует апостольское преемство. Украинская Православная Церковь терпеливо и с материнской любовью ждет их возвращения, чтобы, наконец, воцарился церковный мир. Только в этом случае мы сможем с чистой совестью сказать всему миру, что у нас единая Церковь.

 

- Украинская православная церковь киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь начали процесс объединения. Присоединится Украинская Православная Церковь Московского Патриархата в этот союз?

- Не знаю, о каком процессе идет речь. Эти две организации существуют порознь сами по себе, и никакого процесса объединения не наблюдается. Если же имеется в виду обнародованное недавнее подписание договора между двумя священниками, то это их личное дело, и скорее всего вышеупомянутые организации это ни к чему не обязывает. Позиция же в этом вопросе Украинской Православной Церкви уже была высказана выше.

На что бы я хотел еще обратить внимание, так это на то, что упомянутой Вами в вопросе «Украинской Православной Церкви Московского Патриархата» не существует. Есть «Украинская Православная Церковь». И с этим уставным именем она зарегистрирована в соответствующих государственных учреждениях. Приложение «Московский Патриархат» возник значительно позже с целью различения от «УПЦ КП», которая, без приставки «КП» существовать не может, поскольку является новой организацией, которая позаимствовала часть названия от Украинской Православной Церкви.

 

- Киевская Митрополия, по заявлению Константинополя, не является канонической территорией Московского Патриархата, означает ли это, что Константинополь поддерживает Украинскую православную церковь киевского патриархата?

- Отвечу словами Патриарха Варфоломея, который однозначно высказался, что такого института как «Киевский патриархат» в православном мире не существует. Бывшему вице-премьеру Николаю Жулинскому Патриарх в свое время говорил, что Филарета (глава «КП») никто не признает как архиерея, о чем и информировал тогдашнего президента Л. Кравчука.

Относительно упомянутого заявления относительно канонической территории, то Константинополь его не делал. По крайней мере, я с этим заявлением не знаком. Если речь идет о высказываниях архиепископа Скопелосского Всеволода, то это его личные слова, которые не имеют статуса официального заявления. Что касается поддержки Константинополем «кп», то тот же владыка Всеволод, насколько мне известно, придерживается, как и мы, того же канонического порядка. Он принимает «клириков» Киевского патриархата в лоно Православной Церкви не иначе как через покаяние и совершение над ними установленной хиротонии. Как Константинополь может поддерживать УПЦ КП, если он вообще не признает ее за Церковь?

 

- Как Вы относитесь к заявлениям о том, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата вмешивалась в президентские выборы 2004 года и поддерживала одного из кандидатов?

- Украинская Православная Церковь не могла и не вмешивалась в выборы уже только потому, что, несмотря на многочисленные просьбы, не имеет до сих пор статуса юридического лица. Священноначалие Церкви не делало от ее имени никаких официальных заявлений на чью-то поддержку, а только они всецерковное значение и авторитет.

Упомянутые же Вами случаи «вмешательства», что все же имели место, не были общецерковной позицией, а отражали отношение определенных иерархов, клириков и мирян - их мнение как граждан нашего государства. В некоторых случаях они были плодом политизации межконфессиональных отношений в Украине, вмешательство органов государственной власти и админресурса в церковную жизнь. Однако, как показало время после выборов, опасения не были напрасными. Во многих регионах Украины межконфессиональные отношения обострились, вплоть до физического вмешательства. Надеемся, что это явление временное и настоящая демократизация общества на правовых началах позволит Церкви и государству строить свои взаимоотношения согласно европейским стандартам.

С уважением и пожеланием Божией

+ Владимир,
Митрополит Киевский и всея Украины
Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru