Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР: «Церковь, по слову Спасителя, врачует всего человека»

Интервью Предстоятеля Украинской Православной Церкви газете Свято-Кирилловского прихода «Кириллица»

На святых холмах древнего Свято-Кирилловского монастыря, с ХІІ века просиявшего подвигами православных иноков, ныне расположилась самая большая в Украине психиатрическая больница, в многочисленных корпусах которой проходят лечение 2,5 тыс. душевнобольных людей. В начале 90-х годов, когда, подобно очищенному источнику, через 70 лет после атеистического запустения, возобновил свою душеспасительную деятельность приход Украинской Православной Церкви. В 1993 году община заключила договор с руководством больницы о сотрудничестве, и она стала первым в Украине «больничным» приходом, положившим начало сотрудничеству между Церковью и Министерством здравоохранения Украины.

Приход издает газету «Кириллица», пользующуюся большой популярностью среди православных верующих столицы.

 

— Ваше Блаженство! Как Православная Церковь рассматривает вопрос о взаимосвязи души и тела как слагаемых здоровья человека?

— Забота о здоровье человека душевном и телесном всегда была в центре внимания Православной Церкви. Основоположник Церкви, Господь наш Иисус Христос, исцелял людей, заботясь не только о физическом здоровье, но более — о душевном. Причем Он всегда напоминал о взаимосвязи души и тела, давая понять, что здоровье физическое во многом зависит от здоровья душевного. Так что, перефразируя известную эллинскую мудрость о том, что в здоровом теле здоровый дух, можно сказать, что при здоровом духе — здоровое тело. Церковь, преображая человека, заботится о целостности всей личности, и, по слову Спасителя, врачует «всего человека» (Ин.7, 23).

Тысячу лет назад, когда Православие было принято на Руси, медицинское попечение о людях стало составной частью деятельности духовенства, представителей монашества. Древние патерики, в том числе и Киево-Печерский, рассказывают, как иноки лечили людей не только молитвой, но и различными лекарствами, приготовленными из трав. До сих пор особенным почитанием пользуются святые мощи преподобного Агапита Печерского, безмездного врача, как его назвали в народе, потому что он исцелял людей бесплатно, безвозмездно. Причем лечил часто неисцелимые болезни.

Поэтому не случайно при монастырях и приходских храмах организовывались лечебницы, больницы, богадельни, где люди, и особенно неимущие, получали врачебную помощь. При этом следует отметить, что Церковь всегда с уважением относилась к профессиональной, научной медицине, которая со временем развивалась как самостоятельная область знания. В книге Иисуса сына Сирахова сказано: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и ом Вышняго врачевание... Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его». (Сир. 38, 1-2, 4).

 

— Не секрет, что среди верующих встречаются люди, пренебрегающие официальной медициной, возлагая надежду на одного Бога. Правильно ли это?

— Без помощи Божией человек не сможет исцелиться. Но в той же Библии пророк снова напоминает: «В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце...И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни». (Сир. 38, 6 — 10).

 

— То есть все-таки изначальным условием выздоровления остается очищение сердца, покаяние, исправление души и оставление грехов?

— Конечно. Врач и целитель святитель Лука Войно-Ясенецкий, причисленный нашей Церковью к лику святых, как и многие его предшественники, явил особый образ святости бессребреничества и чудотворения. Как профессиональный хирург, он во время второй мировой войны написал работу о гнойной хирургии, спас жизнь тысяч людей . Он горячо молился Богу и Господь открывал ему секреты врачевания. Будучи в ссылке за полярным кругом, он возвращал людям зрение, оперировал в убогих юртах и просто под открытым небом. Но при этом он всегда напоминал больному, что врачует Господь, а он лишь орудие в Его руках. Так относился к своей медицинской деятельности другой наш современник, недавно почивший митрополит Антоний Сурожский (Блум), с которым меня связывала давняя дружба.

 

— Очевидно, Ваше Блаженство, следует вспомнить еще один род заболеваний — душевных, или психических. Какова точка зрения Церкви на этот счет? Поддаются ли такие болезни исцелению? Ведь нередко видим на улицах несчастных бродяг, совершенно лишенных разума...

— На этот вопрос лучше сможет ответить профессиональный врач-психиатр. Но вы понимаете, что есть врожденные душевные болезни, часто неизлечимые, как слабоумие, а есть приобретенные. Последние наиболее распространенные, когда человек в силу наследственности и различных обстоятельств заболевает душевно. Церковь рассматривает психические расстройства как одно из проявлений греховной поврежденности людской природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни, святые отцы различали болезни, которые возникли «от естества» и недугов, содеянные бесовским влиянием или пристрастиями, которым подчинился человек. Поэтому (и современная медицина это понимает) в сфере психотерапии наиболее плодотворным является соединение пастырской деятельности и врачебной помощи душевнобольным при определенном разделении сфер компетенции врача и священника. Психическая болезнь не унижает достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольные люди являются носителями образа Божьего, оставаясь нашими ближними, которые требуют сострадания и помощи.

Исцеление же поврежденного болезнью человеческого естества предстает как исполнение замысла Божия о человеке: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа, и тело во всей целостности да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1. Фес. 5, 23). Тело должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека — его обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой.

 

— В связи со сказанным Вами, Ваше Блаженство, хотелось бы услышать несколько слов о взаимодействии Украинской Православной Церкви и Министерства здравоохранения Украины.

— В апреле с.г. между Церковью и Минздравом Украины заключен договор о сотрудничестве, предполагающий широкую программу взаимодействия. Но этот договор лишь закрепил то плодотворное взаимодействие, развивающееся уже более 10 лет.

Сейчас практически во всех больницах Украины действуют больничные храмы, молитвенные комнаты, создаются православные сестричества и братства. Государство способствует тому, чтобы Церковь и медицина совместно служили человеку, народу в целом.

 

— Как Вы, Ваше Блаженство, оцениваете опыт Свято-Кирилловского прихода, расположенный на территории самой крупной психиатрической больницы страны, где также действует научная кафедра психиатрии Киевского государственного медицинского университета им. Богомольца?

— Свято-Кирилловский приход возрождает традиции древнего Кирилловского монастыря, где еще много столетий назад была создана богадельня для душевнобольных людей. Десятилетний опыт работы прихода заслуживает всяческого одобрения. Митрополия УПЦ неоднократно оказывала приходу и самой больнице помощь, в том числе и материальную. Хочется выразить благодарность духовенству во главе с настоятелем протоиереем Федором Шереметой, сестрам и братьям, которые уподобились евангельскому доброму самарянину и не жалеют ни времени, ни сил в служении страждущим, в том числе и детям.

К сожалению, приход испытывает большие трудности в связи с тем, что не может добиться от городских властей возврата церковной собственности — храма, трапезной, дома священника, где будет воскресная школа, других объектов, некогда принадлежавших Церкви, в которых прихожане смогли бы осуществлять дела милосердия, просвещения и благотворительности. Но я надеюсь, что в ближайшее время эти проблемы будут решены.

Беседу вел Сергей ГЕРУК

 

Церковные Таинства

—    Крещение младенцев берет начало еще с апостольских времен. От них, конечно, невозможно ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры родителей и восприемников (крестных родителей), на которых лежит святая обязанность научить крещенных истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни, расти от силы в силу.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Мы имеем прямое указание от Самого Господа, ибо Он, как описано в Евангелии, взял дитя, поставил его посреди учеников, обнял его и сказал: "Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня" (Мк. 9, 37). Поэтому, если верующий человек усыновляет ребенка, он выполняет заповедь Спасителя.

Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Февраль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
131416171819
20212223242526
272829    

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru