Предстоятель УПЦ: «Общество, которое унижает старость попрошайничеством и бесправностью, не может называться христианским»

(Интервью Блаженнейшего Митрополита Владимира для «Вестника Пенсионного Фонда Украины»)

 

- Ваше Блаженство, в нашем сложном настоящем часто пенсионеры и люди старшего возраста чувствуют отброшенными на задворки общественной жизни. Какое же место в нем, согласно православному вероучению, принадлежит им?

- «Не оставляй меня в старости» - призывает Давид Господа. Христос Спаситель и Его Церковь не оставляют человека ни в старости, ни в юности, ни в расцвете сил. Бог не оставляет человека даже тогда, когда он отходит от веры, терпеливо ожидает его возвращения в отчий дом, к своей праотеческой Церкви и небесному Отечеству.

Православная церковь по своей природе является богочеловеческим организмом и объединяет в своей сущности все небесное и земное. Благодаря этому, на протяжении многовековой истории она благодатно перерождает и очищает наш мир, ведет человечество к спасению. Церковь также собрание верующих во Христа, войти в которое призывается каждый человек. Одним из признаков этого общества является Соборность, то есть единство всех ее членов, независимо от каких-либо социальных, возрастных или иных признаков. Об этом свидетельствует святой Максим Исповедник, когда говорит, что от Церкви люди получают «единую природу, недоступную для тления, единую природу, на которую не влияют разнообразные и глубокие различия людей друг от друга».

Именно поэтому очень жаль, что сегодня старшее поколение общества, которое честно отдало свои молодые годы Отчизне, чувствует себя отброшенными на задворки общественной жизни. Общество, унижает старость попрошайничеством и бесправностью, не может называться цивилизованным, а тем более - христианским. И дело здесь не только в сложном экономическом положении, но и в духовных болезнях общества, оставшиеся в наследство от времен воинствующего атеизма.
Православная Церковь всегда воспитывала среди своих верных глубокое уважение к людям пожилого возраста, к родителям, живым и умершим. Наша Церковь всегда призывает и государство, и общество заниматься проблемами людей.

При этом сегодня каждый из 10 тысяч наших приходов занимается делами благотворительности и милосердия. Каждый из наших монастырей также должен стать центром не только духовности, но и социального служения.

 

- Владыка, в наши дни наблюдается извечный конфликт старшего и молодого поколения. Многие люди задаются вопросом: каким образом в наше время можно удержать гармонию в семье?

- Как это ни парадоксально звучит, но ответ на поставленный вопрос кроется в самом вопросе. Гармонию в семье можно удержать благодаря семье. Большое значение имеет воспитание, которое дают родители своим детям, особенно это касается духовности. Родители должны с детства учить детей, как правильно относиться к старшим, к своим ровесникам, рассказывать, как об этом учит Господь в Евангелии. Если то, о чем они говорят детям, родители подтвердят собственным примером, то это будет прочным фундаментом каждой семьи. Да и дети, воспитанные хорошим примером своих родителей, на этом фундаменте будут строить и свои будущие семьи. Это единственная возможность удержать в семье гармонию.

Сегодня многие люди приходят в Церковь, к Богу в зрелом возрасте. В основном, это поколение людей, которые воспитывались в советские атеистические времена. Еще Тертуллиан говорил, что "каждая душа по своей природе христианка", то есть каждый человек, даже не осознавая этого, ищет Бога, ищет сверхъестественную силу, которая бы ее защитила, помогла, освободила. Это естественно.

Тем пожилым людям, которые сегодня приходят в Церковь, приходится преодолевать стереотипы отношения к религии, они открывают для себя новый мир, мир духовности, вечных нравственных ценностей. Они учатся устраивать свою жизнь согласно заповедям Божьим, церковным правилам и канонам. И если у них есть искреннее желание, Господь обязательно поможет найти свое место в Церкви.

 

- Какой смысл вкладывает Православие в слова "Чти отца своего и мать свою"?

- Еще не просто слова, это - пятая заповедь Закона Божия, которая учит нас уважать родителей. Бог дал каждому из нас жизнь через наших родителей. Их любовь и забота о нас вырастили, сохранили и подготовили к жизни. А потому каждый из нас имеет определенные обязанности по отношению к своим родителям. Дети должны окружать их любовью, быть внимательными к их советам и наставлениям, делать важные шаги в жизни с их благословением. Когда родители стареют, обязанность детей - окружить их вниманием и заботой, сделать все, чтобы их старость была мирной и спокойной. Важной обязанностью детей молитва за своих родителей, как живых, так и тех, которые отошли в вечность. Молитва помогает нам удерживать духовное единство с родителями. Никто не известил нас на земле столько добра, как те, что родили и воспитали нас. Они первые среди наших ближних. Святой Апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: "Дети, слушайтесь родителей своих в Господе, ибо это справедливо" (Еф.6.1). Таким образом, заповедь "Почитай отца твоего и мать твою ..." предполагает возврат родителям той любви, доброты, ласки и внимания, которыми они окружали нас в детстве. За это Господь обещает детям награду - быть многолетними на земле.

 

- Кто-то из великих сказал, что никто не может привить ребенку веру больше, чем религиозные дедушка или бабушка. Какими правилами следует руководствоваться, совершая это благородное дело?

- Действительно, неоценимую заслуга дедушек и бабушек в религиозном воспитании детей. В тяжелые атеистические времена они были единственными духовными воспитателями в семье. От них дети впервые слышали слова о Боге, о Церкви. С их помощью дети впервые переступали порог Божьего храма. В советские времена духовное воспитание детей или внуков было рискованным делом. Но, пройдя нелегкий жизненный путь, дедушки и бабушки на собственном опыте убеждались, как трудно жить без Бога, поэтому они старались привить своим внукам любовь к Богу, к Церкви, к молитве. Они из поколения в поколение передавали веру, благодаря им выстояла Церковь в тяжелые времена гонений и преследований. Значительная доля истины есть в словах, "наши бабушки отстояли Церковь". Это на самом деле так, и в этом мы сегодня сами имеем возможность убедиться. Они уберегли наш народ, будущие поколения от духовного геноцида, от полного духовного опустошения. Это огромная заслуга наших дедушек и бабушек перед народом и Церковью.

 

- Владыка, с каждым днем все больше растет количество православных приютов, домов для престарелых, богаделен ...

- С одной стороны, хорошо, что есть приюты, богадельни, где старики, которые остались в силу разных причин одинокими, имеют возможность в нормальных условиях получить уход и помощь. Но болит сердце, когда в такие дома попадают пожилые люди при живых и часто состоятельных детях. Это социальная проблема, причины которой кроются в бездуховности, когда дети не научились или не были обучены уважать родителей по Закону Божьему. И количество домов для престарелых будет расти, если и в дальнейшем дети не будут получать необходимой духовного образования, если в свете Закона Божьего в них не будет воспитываться любовь и уважение к родителям и к старшим. А потому наша Церковь не случайно подчеркивает необходимость изложения Закона Божия в школах и учебных заведениях. Уже сегодня мы должны думать о нашем завтра, заботиться о духовном климате общества.

 

- Часто старость сопровождается слабостью и спадом телесных сил. Как верующему человеку воспринимать болезни и различные недуги?

- Всегда Православная Церковь, заботясь о здоровье людей, подчеркивала, что поддержание физического здоровья невозможно без здоровья духовного, ведь Господь Иисус Христос, исцелял больных, в первую очередь заботился о их душе. Именно поэтому больному стоит прислушаться к словам мудрого Сираха: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Брось греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце (Сир 38, 4) ». Болезнь должна побуждать больного подумать больше о вечных ценностях и ограниченность человеческого естества, проанализировать свои поступки и больше времени посвящать для духовного роста.

 

- Многие болезни являются неизлечимыми, и они приводят не только к страданиям, а даже до смерти ...

- В таких случаях православный должен положиться на волю Божию, осознавая, что бытие человека не заканчивается вместе со смертью тела. Земная жизнь предназначена для надлежащей подготовки к вечности. Существует мнение, что страдание является исключительно результатом греховной жизни. Но не следует забывать о том, что человеческая природа сама по себе является духовно поврежденной и ограниченной. Именно поэтому тяжелобольным людям нельзя отчаиваться. Вспомним земные дни нашего Спасителя, ведь он добровольно принял невыразимые страдания для того, чтобы весь наш род освободить от греха, проклятия и смерти. Указывая, что страдание является средством нашего очищения и спасения, святитель Иоанн Златоуст учил: «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости». Наиболее уместным для христианина, который лежит на смертном одре, является подготовка к должной встрече с Христом Спасителем. Когда исчерпываются медицинские средства, тогда часто на помощь больным приходят благодатные дары Святого Духа, которые дарятся в Таинстве Исповеди и Причастия. Кроме того, известно множество случаев исцеления, когда безнадежно больные, от лечения которых отказывались любые медицинские учреждения, становились вполне здоровыми после совершения над ними Таинства Елеосвящения. Итак, нам нужно помнить: сила Божия совершается и в человеческой немощи, а телесные страдания, как и любая болезнь, ссылаются нам для исправления не только телесных, но и духовных недугов.

 

- Владыка, пенсионерами являются не только миряне, но и священнослужители Церкви. Как решаются их проблемы?

- Этот вопрос действительно актуален, ведь многие священнослужители - это лица пенсионного возраста от 50 до 60 лет. Еще в 1991 году, с принятием Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», священнослужители, церковнослужители и другие лица, работающие в религиозных организациях, получили право на пенсионное обеспечение. С этого времени пенсия им назначается на общих основаниях: за отработанные периоды, за которые уплачены взносы в Пенсионный фонд.

В 1993 году дополнительно предоставлена возможность засчитать в стаж, из которого исчисляется пенсия, периоды, не подлежали социальному страхованию. Для этого необходимо уплатить в Пенсионный фонд соответствующие взносы. С принятием Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» порядок пенсионного обеспечения работающих в религиозных организациях не меняется. Как и для других, право на назначение пенсии поставлен в прямую зависимость от уплаты страховых взносов. Еще одно, на что хочу обратить внимание, это свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании. Я знаю, что есть случаи отказа от его получения, но хочу обратить внимание, в первую очередь прихожан это свидетельство является единым документом, подтверждающим право на получение услуг и материальное обеспечение в случае временной потери трудоспособности, несчастного случая на производстве, безработицы, старости.

 

- Ваше Блаженство, что вы пожелали в заключение нашему изданию и нашим читателям?

- Мы высоко ценим старания Пенсионного фонда и лично его руководителя Бориса Александровича Зайчука. В последние годы наши пенсионеры стабильно и регулярно получают свои пенсии. Исходя из сегодняшних условиях, мы поддерживаем инициативы правительства по повышению пенсий. Это важное дело надо продолжать, чтобы наши пенсионеры получали средства, которые позволят им достойно прожить важный и ответственный период своей жизни.

А читателям хотелось бы пожелать внутреннего мира, сил и терпения. Надо помнить о том, что только с Богом мы сильны и способны решать все наши проблемы.

Подготовил Леонид Лихолит

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru