Блаженнейший Митрополит ВЛАДИМИР: «Созидание добра — это и есть борьба со злом»

Ваше Блаженство, завершается 2002 год, год десятилетия Харьковского Архиерейского Собора. Каким он был для Вас и для всей Украинской Православной Церкви?

Христианин не должен жить и не живет юбилеями и датами. Везде и в любое время своими делами и трудами он должен свидетельствовать о своей вере, соответствовать и сверять свои поступки и слова с Заповедями Господними, с правилами и установлениями Святой Церкви. Мы торжественно отмечаем даты и юбилеи, чтобы обратить внимание общественности и вернуться самим к осмыслению важных событий церковной жизни. К таковым, безусловно, относится и Архиерейский Харьковский Собор Украинской Православной Церкви, десятилетия которого мы праздновали 27 мая уходящего года. Время показало, что он был действительно историческим, его решения имели судьбоносное значение для Православной Церкви в Украине, которая очистилась от скверны тоталитаризма и политизации. В свободном государстве появилась свободная Церковь. И хотя за эти годы мы претерпели множество несправедливостей, наш путь — единственно правильный. Свободу, дарованную нам Харьковским Архиерейским Собором, мы должны беречь как зеницу ока. Десять лет назад, несмотря на давление и шантаж внецерковных сил, в условиях жестокого экономического и социального кризисов, мы смогли сохранить единство Церкви, единство народа, единство державы. В этом непреходящее значение Харьковского Собора и для церковной, и для общественной жизни.

В уходящем году в Украине было зарегистрировано несколько сотен новосозданных православных общин, возводятся сотни храмов, вокруг которых возрождается приходская жизнь, просветительская, благотворительная, социальная работа. После десятилетий изгнания наша тысячелетняя вера возвращается в города, веси, семьи и души. Общины берут под опеку детские дома, дома престарелых, больницы, места лишения свободы — везде, где человеку тяжело, где он может чувствовать себя одиноким и потерянным, рядом должен быть православный священник или мирянин. Это обязанность пастыря и обязанность всякого христианина.

Однако экономические и социальные проблемы в государстве по-прежнему очень остры. Две трети населения проживают за официальной чертой бедности.

Бедность не является пороком, Бог не предпочитает богатого бедному. Бедность не должна приводить к унижению человеческого достоинства, деградации личности. Нас не может не волновать та ситуация, которая сложилась в экономической сфере и откуда произрастают многие нравственные и социальные болезни общества: суициды, СПИД, наркомания, проституция, эпидемия туберкулеза. Кроме того, нужно обратить внимание на такое явление, как социальный пессимизм, охвативший разные слои общества, прежде всего молодежь. И Церковь, и государство, и общественные институты должны сосредоточиться на преодолении этого. Молодые люди должны знать и быть уверены, что они нужны и Церкви, и державе, и семье, и будущему. В уходящем году мы провели крупную международную конференцию, посвященную проблемам семьи и образования. Семья, единственный богоучрежденный институт бытия рода человеческого, в нынешней нестабильной экономической и социальной ситуации является тем ковчегом, который сохранит и сбережет человека в житейских бурях. Возрождение семьи, ее христианских основ непременно приведет к оздоровлению и возрождению общества.

 

Ваше Блаженство! 2002 год был богат на политические события. Выборы в Верховный Совет, политическое противостояние, «спикериада», «премьериада», акции протеста оппозиции, десятое правительство….

В обществе гражданин не может жить с кляпом во рту. Если ему больно, он должен иметь возможность высказать это, продемонстрировать свое несогласие. В этом заключается один из признаков демократического государства. Главное, чтобы протестные акции проходили цивилизованно, не выливались в насилие, не превращались в самоцель. Мы уже жили в условиях тоталитарного монологового общества, где одни указывали, другие одобряли и выполняли. И вот уже на протяжении 17 лет видим, с каким трудом созидается диалоговое общественное сознание, как сильны стереотипы прошлого, как слаба еще политическая культура. Надо научиться выигрывать, не унижая, проигрывать с достоинством, идти на компромиссы, договариваться и соблюдать договоренности. У нас почему-то принято говорить о «властном пироге», который все делят и разделить никак не могут. Церковь же постоянно напоминает и действующей власти, и соискателям ее, что власть — это служение, ежедневное, кропотливое, своему народу и человеку. Это тяжелый крест постоянного труда и ответственности. Будем надеяться, что при новом Кабинете Министров политическая борьба не будет помехой слаженной роботе правительства по осуществлению экономических и социальных программ. После избрания премьер-министром Виктор Федорович Янукович посетил Лавру, и мы пожелали ему успешной работы на благо народа и государства. Украина должна выйти из полосы политической нестабильности

Но ведь и в современном мире далеко не все стабильно. Идет глобальная антитеррористическая операция, совершаются террористические акты, едва ли не ежедневно гибнут невинные люди. Некоторые публицисты заговорили о том, что третья мировая война уже началась — это война цивилизации и международного терроризма.

Я бы не называл это третьей мировой. Но очевидно, что возрастает количество людей и организаций, которые пытаются решить политические, национальные и социальные проблемы при помощи насилия. Это совершенно неприемлемый и преступный путь. Насилие порождает насилие и является не чем иным, как самоистреблением. Мы это видим в незатухающем конфликте в Израиле. Ни одна, даже самая благородная, идея не стоит не только человеческой жизни, но и слезинки ребенка. Так Федор Михайлович Достоевский выразил православный взгляд на проблему насилия еще полтора столетия назад. Его знаменитый герой, нарушивший Заповедь Господню «Не убий!», оказался в расколе (это выражено и в его фамилии — Раскольников) с Богом, правдой, совестью, что стало для него и духовной, и жизненной катастрофой. В человеческом сообществе, о котором мечтал писатель, преступника должны преследовать не антитеррористическая коалиция, не страх перед государственным наказанием, а прежде всего его бессмертная душа и совесть. Пробудить их — задача и Церкви, и школьного воспитания.

Слово «террор» в переводе означает «страх, ужас», в котором и хотят удерживать людей и народы его приверженцы. Уже только поэтому террор является преступлением перед Богом и человечеством. Бороться с ним надо не тогда, когда террорист, обвешанный взрывчаткой, уже сидит в зале в окружении своих жертв-заложников. Ныне необходимы усилия и общества и государства по «дегероизации» насилия и экстремизма, того, из чего и произрастает терроризм. Журналисты одной из газет целый день провели у телевизора и подсчитали, сколько сцен насилия и убийств за это время может увидеть телезритель. Оказалось — около трехсот! То, что является патологией человеческого существования, на наших телеэкранах — обыденность. Зрителю, прежде всего, молодому человеку (а террористы, как свидетельствует статистика, в основном молодежь) ежедневно внушается мысль, что мир, в котором ему суждено жить и осуществить себя как личность, состоит из сплошных афер, преступлений, самых низких человеческих инстинктов, убийств и насилия. В нем жизнь человеческая не стоит и ломаного гроша. Несмотря на заверения законодателей и телеруководителей об ограничении такого рода телепродукции, воз и ныне там. Надо ли удивляться, что мир низкопробной зарубежной, да уже и отечественной, «телекультуры» превращается в будни нашего реального существования? Сегодня даже в селах, где закрываются предприятия, дома культуры, спортивные секции, больницы, детские сады и школы, создаются стриптиз-бары. Только индустрия растления развивается и процветает, в нее, оказывается, выгодно вкладывать средства.

Православная Церковь в Украине столетиями удерживала общество и народ от распада и нравственной деградации. Сегодня нам трудно противостоять пропагандистскому шквалу насилия и бездуховности. У нас одно оружие — проповедь в храме, они же «проповедают» не только в своих «заведениях», но и в каждой квартире ежечасно и круглосуточно. Поэтому Церкви, государству и общественности надо объединить свои усилия, чтобы противостоять этому злу.

 

Вы имеете в виду ввести запреты?

Запретами побороть ничего нельзя. Необходимы законодательные возрастные ограничения (на посещения увеселительных заведений, продажу алкоголя, табачных изделий), временные (на трансляцию фильмов и передач со сценами насилия и секса). Такая практика существует во всем мире. Однако истинная борьба со злом — это созидание добра. Парламент недавно принял закон о печатной продукции, сделав украинскую книгу доступной широкому читателю. Такой же доступной должна стать и высокохудожественная кино- и телепродукция. В мире ежегодно выпускаются десятки высококачественных, глубоких кинофильмов, которые побеждают на международных кинофестивалях, но которые недоступны нашим зрителям. Нужно законодательными актами, всевозможными льготами стимулировать развитие отечественного спорта, культуры, и не только элитной, но и массовой, прежде всего в провинции и селах. И здесь государство в лице Церкви имеет надежного союзника. Сегодня при многих православных приходах действуют не только воскресные школы, но и различные секции для молодежи, в том числе и спортивные. Забота о духовном и физическом здоровье молодежи является одной из главных задач «Основ социального служения» Украинской Православной Церкви, и к сотрудничеству в этой сфере мы призываем все государственные, общественные и политические организации.

Возвращаясь к вопросу о терроризме и экстремизме, хочу заметить следующее. Не только Церковь осуждает эти явления, но и государство признает их преступными. Мы в начале 1990-х неоднократно становились жертвами экстремистов, которые захватили наши храмы, имущество и незаконно удерживают их до сих пор. Многие помнят штурм боевиками Киево-Печерской Лавры, удержание ими Владимирского кафедрального собора и здания митрополии в Киеве, присвоение всех средств Православной Церкви, разгром Луцкой духовной семинарии и ритуальное сожжение церковной библиотеки, захваты кафедральных соборов в Ровно, Луцке и многих сельских храмов на Волыни. Мы никогда не отвечали насилием на насилие, имея многократное превосходство, сдерживали справедливый гнев православных верующих, не допускали кровопролития и межконфессиональной конфронтации, которая в тех условиях могла легко перейти в гражданскую войну. По-иному Церковь и не могла поступать. Однако и государство должно не только призывать к соблюдению законности, но и устанавливать эту законность. До сих пор никто из боевиков не привлечен к ответственности, не выполнены решения высших судебных инстанций о возвращение захваченных соборов. Что это, как не поощрение насилия и экстремизма? Мы надеемся, что сегодня, когда экстремизм во всем мире показал свое истинное лицо, он будет осужден и в Украине, а законность и справедливость в отношении нашей Церкви будет восстановлена.

 

Ваше Блаженство! Как известно, на восстановления попранных атеистическим режимом прав Православной Церкви направлены и готовящейся новый Закон «О свободе совести и религиозных организациях», а также Указ Президента о возвращении Церкви экспроприированного имущества. Как идет подготовка Закона и реализация Указа?

Разработчики Закона из Кабинета Министров, не учтя предложений Православной Церкви, вынесли законопроект на рассмотрения в парламент. На этом я акцентировал внимание в своем письме в сентябре 2002 года на имя Головы Верховной Рады Владимира Михайловича Литвина. Принципиальные предложения, поданные УПЦ, на сегодня пока только частично учтены. Они касались упоминания особой роли Православия в истории украинского народа и державы, четкого закрепления за всей Церковью права юридического лица, которого она была лишена еще в первые годы советской власти, закрепления за общинами права заниматься хозяйственной деятельностью, отмены антиправославных положений Закона о поочередных богослужениях и т.д. После нашего повторного обращения к спикеру парламента и народным депутатам Госкомрелигий собрал представителей Церквей и заявил, что все поправки учтены. Наш представитель предложил ознакомить всех с законопроектом с учтенными поправками. Он до сих пор не представлен, зато через Комитет по делам культуры и духовности проведен старый вариант. Он и будет предложен депутатам. Естественно, нас пока не может устраивать ни сам законопроект, ни подобное отношение к крупнейшей исторической Церкви Украины. Ведем переговоры, думаем, что договоримся.

То же касается и реализации Указа Президента. В нем говорится о возвращении экспроприированных «культовых строений, другого церковного имущества (в том числе и помещений)» Церквам и религиозным организациям, чьи права были нарушены во времена репрессий. В правительственном плане означена формулировка: «определить сроки возвращения строительств, помещений и имущества в пользование церквам и религиозным организациям». В Указе и речи нет о возвращении бывшей церковной собственности «в пользование»! Какое же это «восстановление попранных прав»? Имущество отбирали у Православной Церкви путем невиданных за всю историю христианства гонений, в одном Киеве было репрессировано более пяти тысяч священнослужителей и монашествующих, из епископов, пребывавших на Киевской кафедре с 1919 по 1940 год, семеро были казнены, трое умерли после тюрем и ссылок. Всего же во время репрессий, по официальным исследованиям, были расстреляны или погибли в лагерях 250 православных епископов, 60 тысяч священнослужителей и монашествующих, было разрушено 100 тысяч храмов. Это было тотальное уничтожение православной веры. Знаменитый публичный церковно-археологический музей при Киевской духовной академии имел 35 тысяч единиц хранения, уникальные коллекции древнейших тысячелетних икон, церковных и исторических ценностей, рукописей, в том числе и первую известную славянскую рукопись Х века, именуемую «Киевские листки». Сегодня смогли определить места хранения в различных музейных учреждениях и хранилищах лишь около тысячи экспонатов. Поэтому безнравственно вести бюрократические игры вокруг того сохранившегося церковного имущества, которое не было разрушено, разграблено, распродано. Требовать у Православной Церкви, чтобы она всякий раз предоставляла свидетельства, что ее имущество не было передано добровольно, — безнравственно вдвойне. Церковь не принимала ни одного решения о передаче своих храмов и имущества карательным органам и атеистическим музеям.

 

Ваше Блаженство, какие знаменательные события ждут нас в году грядущим?

Прежде всего это столетие прославления преподобного Серафима Саровского. Как известно, свой подвижнический подвиг этот великий молитвенник начинал в Киево-Печерской Лавре. Высота его подвига, учительства, духовных прозрений не может не потрясать современного человека. В самые трудные минуты своей жизни он обращается к духовному наследию старца и черпает в нем силы для стояния в вере, преодолению горестей и печалей. Во многих наших епархиях пройдут празднования юбилея, состоятся саровские чтения.

Мы надеемся, что в будущем году состоится визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Украину. Пока не определена дата, но мы должны сделать все, чтобы визит прошел на высоком уровне. Планируется также и приезд Святейшего Патриарха Сербского Павла. В будущем году пройдут всецерковные и епархиальные конференции по различным проблемам социального служения Церкви, научные форумы и духовные чтения, фестивали церковной музыки и многочисленные выставки. Сегодня же, накануне Нового года и Рождества Христова, я хочу поздравить всех пользователей православного Интернета, сотрудников сервера «Православие в Украине», авторов и читателей «Вестника пресс-службы УПЦ» с Новым годом и Рождеством Спасителя и пожелать им здоровья, творческих удач и Божией помощи во всех трудах!

Беседовал Василий Анисимов

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru