Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР: «Социальная работа Церкви — это постоянное побуждение человека к добру»
— Ваше Блаженство! Минул 2003 год по Рождеству Христовому. Каким он был для мира, Церкви, человека?
— Так устроено Господом, что и в мире, и человеческом сердце постоянно идет борьба добра и зла, света и тьмы, правды и лжи. И человек, и человечество свободны, поэтому ищут путь к спасению, проходят через надежды, разочарования, обретения и потери. Уходящий год, как и предыдущие, был тревожным, сложным, противоречивым. К сожалению, в мире все еще существуют очаги насилия. Это и Ирак, и Святая Земля, это и Косово, где экстремисты по-прежнему взрывают православные храмы. Накаленная обстановка в Грузии. Грузинская Православная Церковь и власти этой страны обратились к нам с просьбой, чтобы знаменитая киевская чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение» из Свято-Введенского монастыря посетила храмы и монастыри страны святого Георгия. Мы благословили эту акцию и молимся, чтобы заступничество Пресвятой Богородицы способствовало обретению гражданского мира и согласия на этой древней православной земле.
В прошедшем году Украину также посетили великие православные святыни, прежде всего я имею в виду стопу святого апостола Андрея Первозванного, тысячи православных смогли посетить святые места Греции и Святой Земли, вся наша Церковь отпраздновала столетие прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского, получившего благословение Киево-Печерской Лавры на монашеский подвиг. Приходская жизнь по-прежнему была очень напряженной, продолжается строительство, реставрация, обустройство храмов, открыты несколько сотен новых православных общин, десять монастырей.
— Когда планируется полностью завершить обустройство Православной Церкви храмами и монастырями? Есть ли такие расчеты?
— Расчетов таких нет. Вера православная — это душа нашего народа, и Церковь не является «плановым хозяйством». Народ Божий по своим силам и возможностям сам определяет, что и когда он может строить. Конечно, по количеству храмов мы еще не скоро достигнем дорепрессивного уровня, ведь уничтожалось методично и планомерно все, что созидалось столетиями. За 15 лет религиозной свободы мы не восстановили и половины утраченного. В уходящем году восстановлены, отреставрированы, построены сотни храмов. Среди них и величественные, на несколько тысяч прихожан, кафедральные соборы в Кривом Роге и Луганске, и, небольшой, но драгоценный храм в Чернобыле, прихожане которого — несколько десятков «самоселов», которые живут в зоне, в родных селах, у родных могил.
— Есть ли смысл строить, восстанавливать храмы в вымирающих, заведомо неперспективных селениях?
— Мы не должны руководствоваться категориями целесообразности. Для Церкви нет «неперспективных» сел или людей. За последние десять лет в результате экономического кризиса опустело много сел. Старики вымирают, трудоспособное население и молодежь тянутся в города, туда, где можно найти хорошую работу, остаются одни пенсионеры. Бывает, что уже закрылась школа, больница, библиотека, клуб, а храм был и остается действующим. Пока есть хоть несколько человек в селе, не умолкнет молитва в храме. Конечно, многим сельским приходам нелегко содержать церковь, нелегко и священнику содержать свою семью. Однако часто крупные городские приходы и монастыри помогают сельским общинам. Замечательно и то, что многие бизнесмены, депутаты, государственные и общественные деятели не забывают о своей «малой родине» и оказывают помощь в строительстве и ремонте сельских церквей. Пока горит свеча в храме, есть надежда на возрождение нашего села, где «буде син, и буде мати, и будуть люди на землі».
— Ваше Блаженство, Вы упомянули об экономическом кризисе, но многие сегодня продолжают говорить и о кризисе духовности. По этой проблеме прошли даже парламентские слушания.
— У нас наблюдается путаница в понятиях. Сегодня часто пишут о пошлых книгах, песнях, телепрограммах, живописных полотнах и за все этим видят «кризис духовности». Хотя очевидно, что это кризис культуры, оторванной от своих высоких христианских начал, от веры православной, от той же духовности. Старшее поколение национальной культурной элиты воспитано в безверии, молодые — на западной субкультуре, хлынувшей к нам после падения железного занавеса. Отсюда и кризис, утрата высоких представлений о человеке, его предназначении, о семье, о любви, о долге. Герои Гоголя и Достоевского искали смысл человеческого существования, Шевченко — правду Божию и человеческую, украинская литература советского периода наполнена пафосом труда, справедливости, любви к родной земле. Герои же нынешних книг и сериалов думают лишь о том, где и с кем провести вечеринку и как раскрутить головоломку очередного убийства. Сленг криминала стал языком литературы и кино! Мир высоких чувств, помыслов и поступков становится недоступным нашей культуре, и это результат ее отпадения от христианской традиции.
Что же касается духовности, то мне представляется, что в настоящее время мы видим не упадок ее, а возрождение. Духовный человек — это человек, живущий по заповедям Господним, ставящий духовные ценности выше материальных, который совершает поступки, не приносящие ему никакой выгоды. То, что наш народ сегодня в тяжелых экономических условиях строит храмы не по указке госорганов, а по зову души, свидетельствует, что он не мыслит себя без духовного, без Бога, без Православия. У нас 160 монастырей, почти 11 тысяч общин, и каждый приход берет под свою опеку детские дома, тюрьмы, дома престарелых, больницы, школы, воинские части. Это социальная работа Церкви, но верующие, в ней участвующие, не ищут и не получают никакой выгоды, они, говоря словами Священного Писания, «наслаждают свою душу добром», а не стяжательством и богатством. Так что мы видим пробуждение, а не упадок истинной духовности.
В уходящем году мы провели в Киеве первый миссионерский съезд, крупную международную конференцию, посвященную проблемам семьи и личности, учредительный съезд Православного педагогического общества, семинары по вопросам духовной и социальной реабилитации осужденных и по проблемам борьбы со СПИДом. Крупные церковно-светские конференции, посвященные проблемам человека, культуры, педагогики, медицины, прошли в Донецке, Днепропетровске, Херсоне и в Крыму.
— Каким образом эти форумы связаны с проблемой духовности и социального служения Церкви?
Самым непосредственным. В советское время Церкви было запрещено не только проповедовать вне стен храма, но и заниматься благотворительностью. Традиции социального служения были утрачены, поэтому прихожане встречаются с большими трудностями в его организации. Священное Писание говорит: «научитесь делать добро, ищите правды». Богословские, научно-практические конференции, которые проводит Церковь, и являются той наукой, которая не только дает богословский взгляд на современные проблемы социального служения, но и показывает пути организации реальной работы. Естественно, нужны специфические знания и навыки для работы среди разных социальных групп. Беспризорники, престарелые, инвалиды, ВИЧ-инфицированные, осужденные, наркоманы — со всеми этими категориями людей уже накоплен опыт работы и в наших епархиях, и в других поместных Церквах, и он должен быть доступен всем, кто несет церковное послушание на этой ниве. Есть еще комплекс юридических и прочих проблем по организации приюта, благотворительной столовой, по работе с сиротами. И их тоже надо уметь разрешать. В наше время воцерковленный человек должен быть еще настойчивым и терпеливым делателем добра.
— Но ведь социальными проблемами должны заниматься не столько церковные, сколько государственные структуры. Как Вы взаимодействуете с ними?
— У нас заключены договоры о сотрудничестве с министерствами и ведомствами. На приходском уровне сотрудничество еще более тесное, потому что там местные власти и приход заняты реализацией конкретных проектов. Сегодня возможности государственных социальных служб и Церкви не так велики, как хотелось бы, поэтому соединение усилий всегда идет на пользу делу. Там, где власть действительно думает и заботится о человеке, там ценят труды православной общины, и не только сотрудничают, но и помогают ей.
— Но этого, видимо, нельзя сказать о политиках, которые все-таки провалили в парламенте новую редакцию Закона «О свободе совести и религиозных организациях»?
— К сожалению, это одно из самых больших разочарований уходящего года. Проект Кабинета Министров предусматривал возвращение Церкви статуса юридического лица, чего она была насильственно лишена в период атеистических гонений. Украина едва ли не единственное государство в Европе, где Церковь находится в столь бесправном положении. Законопроект содержал также ряд положений, существенно расширявших возможности осуществления ею своей социальной миссии. Но, увы, не судилось.
— Говорят, за этим стоят интриги униатов и раскольников, которые в числе других выступили против предоставления Церкви статуса юридического лица
— Я не думаю, что какая-то конфессия в Украине вправе определять, что необходимо Украинской Православной Церкви. Она уже тысячу лет несет свою спасительную миссию. Она законная, благодатная, признанная во всем православном и христианском мире. Сегодня УПЦ по-прежнему является крупнейшей Церковью страны, объединяющей большинство православных граждан Украины. Наши требования справедливы и законны, они соответствуют европейскому законодательству и Рекомендациям Совета Европы. Если мы действительно строим правовое государство, а не играем в него, УПЦ должны быть возвращены статус юридического лица, храмы, церковные сооружения и имущество, которых она была лишена атеистическим режимом путем кровавых репрессий и насилия. Мы не претендуем на чужое, но не собираемся отказываться от своего. Будем надеяться, что грядущий год сдвинет с мертвой точки и эти проблемы.
— Ваше Блаженство, с какими чувствами Вы встречаете Новый год?
— С самыми светлыми. Ведь близится Рождество Христово — великий и радостный праздник, напоминающий о рождении Света и вечном пребывании с нами Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С Ним мы вступаем в Новый 2004 год, в этом залог того, что наши надежды сбудутся. Мы сегодня говорили о том, что наша Церковь, основанная Христом Спасителем, постоянно побуждает человека к деланию добра, к заботе о ближних и дальних. Пусть стремление делать добро и радоваться этому не оставляет вас не только на протяжении святок, но и всего года!
Пользуясь случаем, поздравляю всех журналистов, сотрудников церковных и светских СМИ Украины с Новым годом и Рождеством Христовым! Призываю Божие благословение на ваши труды и добрые начинания!
Беседу вел Василий Анисимов
← Блаженнейший Митрополит ВЛАДИМИР: «Созидание добра — это и есть борьба со злом» | Блаженнейший Митрополит ВЛАДИМИР: «Ничего не просить, ни от чего не отказываться» → |
---|
Церковные Таинства
— Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Апостол Павел, который не был женат, в Первом послании к Коринфянам говорит: "Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так... Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит" (1 Кор. 7, 25-26, 28). |
Подробнее ... |