Проповедь на Преображение Господне

Преображение... Какое прекрасное и торжественное слово! И какое чудесное состояние передается этим словом!

Чувство преображения от природы присуще каждой человеческой душе. Кому из людей не приходилось испытывать особое состояние души, когда так хочется, чтобы среди обыкновенной, подчас однообразной жизни вдруг, хоть на миг, все озарилось ярким, необыкновенным светом? Это желание праздника среди будничных дней и тревог, желание хотя бы на какое-то мгновенье быть лучше, пережить момент, непохожий на скучную повседневность, коренится в сердце каждого человека. Нам понятно, когда говорят, что даже лицо преступника при виде родной матери, супруги или ребенка вдруг меняется, преображается, сквозь огрубелые черты лица просматривается какой-то свет, от которого вдруг повеет лаской и приветливостью, вызывающими удивление у тех, кто привык видеть это лицо суровым и ожесточенным. Понятно, вдохновенное состояние художника, который бьется над своей работой, чтобы запечатлеть в красках сияние света или красоту изображаемого. Без вдохновения, без озарения, или преображения, не бывает подлинного творчества. Что же преображает человека? Преображает идея, вера и любовь, преображает все прекрасное и возвышенное.

В евангельском событии, которое сегодня празднует святая Церковь, раз и навсегда дано идеальное преображение—просветление человеческой плоти светом высшего небесного происхождения. Хочется вспомнить слова святого апостола Павла: "Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор.3,18). Псалмопевец Давид в 33-м псалме говорит: "Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся" (Пс.33,6). Божественное Откровение свидетельствует, что Бог не только "обитает в неприступном свете " (1 Тим.6,16), как в природной Ему стихии, но и в Существе Своем есть свет, в котором нет тьмы (1 Ин.1,5). Всякое разумное существо (и ангел, и человек), вступая в союз с вечно живым Светом, освещается, озаряется Им. Так, Боговидец Моисей в разговоре с Богом на Синае так просветился божественным светом, что лицо его ослепительно сияло и после Синая. Он вынужден был с тех пор носить на голове покрывало (Исх.34,29-33). Мы с чувством благоговения читаем о том, как сотни и тысячи святых мучеников с каким-то особенным восторгом, с необыкновенным просветлением и радостью шли на костер и на крест. Их лица, одежда, даже их убогие жилища озарялись необыкновенным светом. Мы помним, как осветил небесный свет лицо архидиакона Стефана во время его мученического подвига. "Все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела" (Деян.6,15). А сколько святых подвижников видели не только славу Божию, но сами были причастниками и носителями Божественного Фаворского света! Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский удостоены были неоднократного посещения Божией Матери и озарения небесным светом. Сподобившись озарения свыше и находясь во свете, они просвещали им всех, приходящих к ним с верой. Свет Христов и ныне сияет для всякого человека, приходящего в мир, просвещая его ум, сердце, волю и желания. Свет Христов доступен всякому. Христос пришел в мир, чтобы осветить путь человеческого тернистого странствия, путь, ведущий к обителям света и блаженства в Царстве Небесном. Свет Христов преображает человека. Сколь же возвышеннее и преславнее Преображение Самого Господа нашего Иисуса Христа! Он—источник и полнота Света, явленного ныне на Фаворе.

Свидетелями Божественного Преображения были ученики и апостолы Петр, Иаков и Иоанн и два небожителя—великие угодники и пророки Моисей и Илия. Три евангелиста—Матфей, Марк и Лука свидетельствуют об этом чудесном событии. По свидетельству Евангелия, в момент молитвы Лице Христа вдруг просияло, как солнце, одежды же Его стали белыми, как свет (Мф.17,2). Евангелист Марк подчеркивает: настолько белыми, как снег, как на земле ни один белильщик не может выбелить (Мк.9,3). Этим Евангелие свидетельствует, что Преображение не было просто световым эффектом, что это был Свет от Света, это было внутреннее чрезвычайное просветление Богочеловеческой природы Господа нашего Иисуса Христа. Светлое облако осенило очевидцев Преображения, и был слышен голос: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте" (Мф.17,5). Трижды был слышен голос с неба: в момент, когда Христос вошел в Иорданские воды, чтобы смыть грех всего человечества; когда Христос преобразился на Фаворе; и в период страстных дней. О последнем свидетельствует Сам Христос, говоря: "Не для Меня был глас сей, но для народа" (Ин.12,30).

Говоря сегодня о Преображении Господнем, о его значении и важности в деле апостольском и в деле нашего человеческого просветления и обновления, можно, выражаясь словами Христа Спасителя, сказать, что и ныне голос Отца Небесного был не ради Него, но ради народа.

Своим Преображением Господь укрепил веру апостолов и учеников. За шесть дней до этого события они впервые открыто и сознательно исповедуют Его как Спасителя и Мессию. Христос, приоткрывая завесу грядущих Своих мук и страданий, укрепляет их веру, показав им всю полноту Божественной славы. Когда они увидят Его распятым, они вспомнят этот момент и эту присносущную славу, которая укрепит их человеческую немощь и даст необыкновенную силу, чтобы затем пронести Евангелие во все концы вселенной.

Преображение Господне укрепляет, братья и сестры, и наши с вами немощные силы, вселяет в наш ум новый и лучший смысл, направляет наши сердца к восприятию вечного, божественного. Никто, переступив ныне порог святого храма, не может уйти отсюда пустым и неуслышанным или безразличным. Пусть каждый, милостью Божией—а она простирается над всеми людьми,—унесет сегодня с собой из храма частицу Фаворского света. Пусть этот свет укрепит нас в несении жизненного креста без ропота, с глубоким смирением и пониманием важности и спасительности того, что дает нам Бог.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, да знаменается на нас свет Лица Твоего, да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.
 

Церковные Таинства

—    Обычай называть ребенка двойным именем имеет место лишь у западных христиан: католиков и протестантов. Современная православная традиция не предусматривает предоставления ребенку двойного имени.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— В воскресные школы ходят разные дети — не только из традиционно церковных семей. Бывает так, что родители, которые сами не получили церковного воспитания в богоборческие времена, специально приводят детей в воскресную школу, чувствуя на собственном опыте недостатки атеистического воспитания.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
181921222324
25262728293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru