Блаженнейший Митрополит Владимир: "Церковью надо дорожить"

Ваше Блаженство! Среди испытаний, которые испытывает на своем пути Церковь, некоторые являются следствием непонимания светскими людьми ее природы. Чем же является Христова Церковь? Что такое церковная иерархия, о происхождении которой несведущие люди также задают вопросы?

Святая Православная Церковь - это богоустановленное сообщество, которое объединяет Христос, Святая вера, учение, священная иерархия, вера в Бога, в бессмертие души, в вечную жизнь. Церковь дает людям - своими молитвами, учением и таинствами - благодать Святого Духа, которая необходима для каждого человека, потому что просвещает человека, освящает его, помогает ему совершать свой непростой жизненный путь, достигать духовного совершенства, а следовательно - и обожения! Сам Христос основал Святую Церковь сказав: "Создам Церковь Мою, и врата ада НЕ одолеют ее» (Мф. 16, 18). Эти слова Спасителя укрепляют нашу веру. "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Эфес 5, 25). Церковь создана для того, чтобы люди могли через нее и с ее помощью совершать свое спасение. Церковь помогает нам познать Бога, человека, этот мир и жизни будущего века. Церковь богочеловеческий организм. Всякое православное мышление в Церкви начинается с особого отношения, существующего между Церковью и Богом. Это отношение можно выразить так: Церковь есть образ Пресвятой Троицы, Тело Христово, продолжающаяся Пятидесятница.

Каждое церковное священнодействие есть таинство, которое дает человеку благодать Святого Духа. Среди таинств выделяются семь главных. Таинство Крещения установил Сам Господь и повелел его творить ученикам, святым апостолам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28, 19). В этом Таинстве Господь очищает и возрождает человека. Таинство Миропомазания освящает благодатью Святого Духа. Господь священнодействует в Литургии как вечный Первосвященник. Принимает нашу исповедь и разрешает от грехов в таинстве Покаяния, пасет и руководит в таинстве Священства, благословляет супружеский союз для благословенного рождения и воспитания детей в таинстве брака. Как Врач душ и телес, врачует нашу немощь в таинстве Елеосвящения. Он невидимо всегда с нами в празднике, в церкви, в жизни, в истории. Во время Божественной Литургии мы причащаемся Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа для прощения грехов своих, для физического и духовного здоровья, для жизни вечной. Сам Христос, поставил апостолов и благословил идти проповедовать святое Евангелие и крестить всех во имя Святой Троицы, мы получили священную иерархию: епископов, священников, диаконов. Христос поставил Своих учеников, а апостолы в свою очередь поставили епископов, священников. Епископы поставляют новых епископов и священников и диаконов. И эта цепочка идет сквозь века до нашего времени. Она называется апостольской преемственностью. Вместе с возложением рук на того, кто получает священство совершается молитва о том, чтобы Господь послал ставленнику благодать Святого Духа. В таинстве священства епископу, священнику и диакону предоставляется право учить, священнодействовать и управлять.

Каждый человек носит в себе образ и подобие Божие. И вот для того, чтобы хранить их, каждому человеку не хватает собственных немощных сил: нужна особая помощь Божия, которую Господь дает через Церковь. Церковь хранит истину Божию, Священное Писание и Священное Предание, в которых подает Бог Откровения. Святые Писание и Предание необходимо знать каждому верующему человеку, ибо они открывают человеку Бога и его самого, его путь, его назначение и его ответственность перед совестью, людьми, Церковью, Самим Богом. Церковь непогрешима, хотя члены ее и грешные люди, потому что для того и основал Господь Церковь и освятил Своей Кровью, чтобы дать возможность людям достигать совершенства. Итак, в Церкви всегда сохраняются святость, чинность, апостольская преемственность, принятые от святых апостолов, истина и благодать Божия.

Господь наш Иисус Христос совершил подвиг искупления рода человеческого. Своим Боговоплощением, учением, чудесными действиями, страданиями, Воскресением Он освободил нас от греха и смерти. Перед Своим Вознесением на небо Господь сказал, что будет находиться с нами до скончания века (Мф. 28, 20). Он находится в Церкви, а Церковь сохраняет Его учение, волю, благословение. Каждый человек, входя в Церковь через Крещение, есть, несмотря на свои грехи, сыном или дочерью Божьей, имеет возможность всегда, если у нее есть добрая воля, подняться через покаяние и продолжать свой путь во славу Божию и для своего спасения.

Наука Церкви - это наука Христова, наука святых апостолов, святых отцов, подвижников веры и благочестия, всех тех, которые на небе составляют сонмы святых угодников, которые торжествуют на небе и молятся за нас земных и грешных. Святые угодники прошли земную жизнь и хорошо знают наши скорби. Они составляют Церковь Небесную, которая торжествует. Земная Церковь терпит гонения, но находится в общении и единстве с Церковью Небесной, так как имеет одну Главу - Христа Спасителя. Церковь учит нас и предостерегает от грехов. Церковь учит нас, чтобы мы понимали, что есть воля Божия. Бог не посылает испытаний больших, чем те, что мы могли бы понести. Он первый пронес Свой Крест, и силой Его Креста должны и мы нести свой крест через все тернистые пути, чтобы достичь жизни вечной.

Уставы Церкви исходят из сути Божественных Законов и Заповедей. По ним мы должны сверять свою жизнь и подвиг. Эти уставы из века в век передает Церковь и сохраняет для нашего воспитания, чтобы нас просветить всякой истиной и правдой Божией. Мы должны хранить эти уставы. Мы имеем Слово Божие в Священном Писании и Священном Предании. Церковь Христова на земле существует уже более 2000 лет, совершает свою священную миссию, и поэтому человек должен прислушиваться, понимать законы, хранить повеления Церкви, ибо все ее служение подчинено святому делу нашего спасения. Молитва Церкви является большим делом в жизни и в этом мире. Великий учитель Церкви, святой Иоанн Златоуст, отмечал, что молиться можно и дома, но общая церковная молитва выше перед Богом и спасительная для нас. Когда мы собираемся на службу Божью в храм, кто-то из нас, бывает, не может покинуть мыслей о своих жизненных проблемах, а кто-то, стоя рядом, проливает слезы теплой молитвы. И этот молитвенный огонь согревает и холодных людей!

Итак, тот, кто в Церкви, - счастлив: он в своем родном доме, в доме Божием, в семье православных. Этим надо дорожить, поэтому каждый человек должен чувствовать себя христианином не только по названию, но и по жизни, чувствами, верой. Церковь призывает нас к молитве. И каждую возможность для молитвы мы должны использовать в этой короткой жизни. Понятие Церкви ассоциируется с храмом, потому что в храмах собирается для молитвы церковное сообщество. Храм является местом, частицей неба на земле. Он охватывает реальность нашей жизни, наше будущее. В храме совершаются богослужения, совершаются таинства. В храме мы имеем особое присутствие Божие - в Святых Тайнах Евхаристии: Пречистом Теле и Животворящей Крови Господних. В храмах, какие бы они ни были, то ли величественные соборы, то ли бедные помещения, в них находится Сам Господь и сила Животворящего Креста, покровительство Божией Матери и святых угодников.

 

Что разделяет нас с такими церквями, как католическая и протестантские? Ведь и там есть иерархия, храмы, уставы.

Есть различие между Православием и католичеством в Символе Веры. Это расхождение имеет принципиальное значение, поскольку оно привело когда-то христианский Запад к существенным изменениям в богословии и догматике, появились новые догматы. Особенно догмат о непогрешимости папы Римского. В 1962 году на так называемом Втором Ватиканском соборе католики рассматривали вопрос о своем отношении к восточным Православным Церквям, и Русская Православная Церковь была признана Церковью-Сестрой. К сожалению, теперь уже через своих авторитетных представителей католическая церковь отказывается от того данного положения.

Относительно протестантских церквей, то они отступили от православного учения еще дальше. Разделение между нами может преодолеть только благодать Божия и искреннее обращение к истине Христовой. Господь обещал, что придет время, когда будет один пастырь и одно стадо. Дай Бог, чтобы так и было! Ведь истинная Церковь - одна. Если их много, то это не является естественным и нормальным. Значит, кто-то здесь ошибается и что-то здесь не так.

 

Святой Пасхе предшествует Великий пост. Как возникла традиция поста?

Пост установленный Церковью освятил Сам Христос. Перед тем, как начать Свое общечеловеческое служения Спаситель постился 40 дней. Постились святые апостолы. Польза и необходимость поста показали многочисленные поколения людей, сонмы святых угодников Божиих. Церковь определяет пост как время нашего духовного и физического исцеления. Святые отцы говорят, что пост и молитва - это два крыла, благодаря которым человек может подняться над жизненной суетой и проблемами к Богу и таким образом достигать подлинной человечности. Великий Пост - продолжается семь недель, из которых последний называется Страстной и посвящен воспоминанию страданий, которые терпел Христос ради нашего спасения. Великий пост - это милость Божья, которую Господь дает ежегодно, чтобы мы, готовясь к большому празднику Пасхи, могли бы понимать, что и с помощью кого и для чего мы должны делать на земле. Сам Христос показал, что такая болезнь, которой болеет каждый человек постоянно - грех, - исцеляется только молитвою и постом. Как пост, так и наше поведение во время поста регламентируется Церковью на протяжении веков. Великий пост поста реально помогает людям, когда кто-то хочет принести настоящее покаяние и достичь духовных вершин.

 

Что мы должны осознавать, празднуя Святую Пасху?

Праздник Пасхи - самый главный и самый торжественный. Оно посвящено событию чрезвычайного характера - Воскресению из мертвых Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! На этом догмате христианства - догмате о Воскресении Христовом - стоятся все остальные догматы. Воскресение Христа из мертвых мы исповедуем в Символе Веры, который поем или читаем во время каждой Литургии в храме, а также во время домашних молитв. Апостол говорит, что если бы Христос не воскрес, то и проповедь христианская была бы бесполезной, как и вера наша. Христос воскрес из мертвых и тем самым открыл для нас веру и надежду на вечную жизнь. Потому как Он воскрес силой Отца Небесного, так и мы все воскреснем силой Его. Воскреснет каждый человек в свое время, несмотря на то, праведник, или грешник. Все воскреснут для вечной жизни. Но участие в этом вечной жизни будет разная. Для тех, кто хорошо воспользовался земной жизнью, - одно участие, для тех, кто не заботился о своем будущем, - другое. Еще задолго до Своих страданий Христос неоднократно предсказывал о Своем Воскресении: "Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его; и в третий день воскреснет "(Мк 10, 33-34). В день Святой Пасхи Церковь напоминает нам о великом событии Воскресения Христова, о великой тайне нашего искупления, о той большой истине, которая есть в этом событии, что касается нашей быстротекущей жизни на земле и будущей бесконечной жизни на небе. Пасхальная радость Святой Церкви продолжается в течение 40 дней. Итак, радуемся и мы. И просить у Бога милости, мира, спокойствия, согласия, радости, крепкой веры и светлой надежды! И помним всегда и везде слова Господа: "Я с вами во вся дни до скончание века" (Мф. 28, 20).

Беседовал Владимир Цендровский

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru