Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «Церковь пытается, чтобы духом христианства были охвачены все народы»

- Ваше Блаженство! В нынешней беседе хотелось бы коснуться вопросов, которые, несмотря на тысячелетнюю историю Православия в Украине, задают наши многочисленные сограждане. Например, многие так и не может понять, почему по православной традиции святое Крещение над человеком пытаются осуществить еще тогда, когда она младенцем?

 - Крещение - одно из богоустановленных таинств Церкви. Оно открывает человеку двери в ограду Церкви Христовой, соединяет нас с Самим Христом. Без Крещения нет христианства, нет общения со Спасителем, Который ради нашего спасения пришел на землю и совершил искупительный подвиг на Голгофском Кресте. Как и все другие таинства Церкви, Крещение идет от Самого Христа и Его святых Апостолов. Он дал им заповедь идти и проповедовать Евангелие и крестить людей во имя Отца и Сына и Святого Духа. И уже тем самым подчеркивается, что Крещение - самое главное таинство, которое лежит в начале других таинств, освящают каждую верующего человека. Оно является духовым рождением человека. В Крещении мы получаем прощение первородного греха, последствия которого наследуем от первых людей. Кроме того, в таинстве Крещения Господь прощает и те грехи, которые человек совершил до Крещения. После Крещения идет таинство Миропомазания, которое дает человеку печать Духа Святого по благословению Божию через молитвы Церкви.
 

Крестятся люди в разном возрасте: и в 30 лет, и в 7 дней. И при этом таинство всегда является действительным и спасительным для человека, который его принимает. Креститься можно в любое время - тогда, когда человек этого хочет. Если таинство принимает взрослый человек, он должен делать это с полным осознанием важности и необходимости Крещения для себя. Но, несмотря на то, что к детям в Христа было особое отношение - Он сказал апостолам: "Пустите детей приходить ко Мне и не мешайте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мф. 19:14; Мк 10:14; Лк 18 : 16), - православные родители крестят детей в самом раннем возрасте. Они делают это для того, чтобы родившийся ребенок как можно раньше получил Божественную благодать, необходимую для дальнейшего духовного и физического свершения. Приняв Крещение, ребенок становится членом Церкви, от которой имеет постоянную поддержку. Поэтому верующие родители, действительно, не должны медлить с крещением ребенка.
 

Когда крестят маленьких детей, поручителями их верности Богу становятся те, кого зовут крестными родителями. Они дают обет, что примут активное участие в воспитании детей на основании христианских принципов.
 

- Почему Церковь отказывается молиться за некрещеных?
 

- На этот вопрос отвечает сама логика вещей. Церковь молится за своих членов, надеясь даже на прощение Господом тех, кто уже перешел в другую жизнь и не может сам ничего исправить, если недостаточно позаботился об этом раньше. Но когда в своей земной жизни человек вообще не имел никакого отношения к Церкви, не был ее членом, то Церковь не может духовно родить того, кто уже перешел в мир иной. Церковная молитва за человека, который сам не пожелал быть в Церкви, была бы в некоторой степени, насилием над данной Богом свободой человеческой воли. Кто имеет право совершать таинство Крещения и удостоверяет, что оно действительно? Ведь сегодня имеют место случаи пересечения людей и многочисленные "крещение" в различных сектах.
 

Все таинства совершают законно поставленные священники и епископы. Кроме того, существует общецерковная традиция, принятая на церковных соборах, по которой в случае смертельной опасности для некрещеного человека и при отсутствии священника Крещение может совершить каждый православный христианин. Он должен прочитать православный Символ Веры, "Отче наш" и со словами "Крещается раб Божий" назвать имя человека и трижды погрузить ее в воду: "Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь". Если земная жизнь крещеного таким образом человека не оборвалась, обращаются к священнику, чтобы последний совершил все по церковному чину. Но отмечу, что в таких случаях Крещеник имеет совершать настоящий верующий православный человек: чтобы дать другому что-то духовное, следует самому что-то иметь.
 

- Кто является законным епископом или священником?
 

- Тот, кто имеет законное посвящение через рукоположение. Священник получает рукоположение от епископа, епископ - от собора епископов. Рукоположение первых священников и епископов совершили еще Апостолы, которые в свою очередь при поставлении на апостольское служение получили благодать от Самого Христа. Итак, рукоположение должно быть не любым, а иметь апостольскую преемственность, т.е. приниматься от такого епископа, который сам не был отсечен от Церкви - и имеет верных Церкви предшественников по апостольской преемственности. Если человека крестили не в Православной Церкви, то в каждом персональном случае нужно выяснять: кто именно крестил и действительно произошло таинство. Если возникают сомнения, то совершается не перекрещивание, а настоящее Крещение.
 

- Часто приходится встречать людей, которые, живя в Украине, чья культура формировалась на фундаменте Православия, все равно считают почитание икон за идолослужение.


- Икона в Православии воспринимается как святыня. При этом честь касается не материала, из которого и на котором выполнена икона, а того, кто изображен: Спаситель, Богоматерь, святые угодники Божии. Начало иконам положил Сам Господь. Во времена Ветхого Завета Он велел Моисею сделать для скинии Израильского народа изображения херувимов. А во времена Нового Завета Сам Спаситель Своим Боговоплощением и нерукотворным образом положил начало Своим изображением. Икона - это богословие в красках, окно в небо, в вечность. Иконы и в древние времена подвергались гонениям, но не исчезли. 7-й Вселенский собор разъяснил суть почитания икон и окончательно закрепил его. Почитание иконы похоже на то, как мать целует фотографию своего сына - живого или мертвого. Она отдает свою любовь не фотографической бумаге, а сыну. Икона является данной нам Самим Богом большим утешением, которая укрепляет нашу веру и надежду, помогает почувствовать свою родственность со святыми.
 

- Расскажите, пожалуйста, об иконах.
 

- Через каждую освященную по установленному Церковью чину икону человек получает Божественную благодать. Но много икон - в разных странах и в разные времена - Господь прославил особенно: чудесами исцелений, источением слез или благовонием мира. Эти чудеса иногда имели последствия международного масштаба. Замечено, что истечение мира и слез происходит в бурные исторические времена как предупреждение о предстоящих испытаниях или как свидетельство Божьей поддержки. В последние годы в Украине и во всем православном мире вновь произошло много таких чудес, особенно от икон Божией Матери. Например, в Введенском монастыре в Киеве икона Божьей Матери "Призри на смирение" чудесно отразилась на стекле собственного киота, находящегося на расстоянии от изображения Богородицы. Это явление исследовали отечественные ученые. Но никто не может научно объяснить природу и причину чуда. Событие состоялось не в древние времена, а на глазах современников! Люди получают исцеление по молитве перед этой иконой. Недавно на Харьковщине в течение нескольких дней состоялось чудесное обновление иконы Спаса Нерукотворного. Есть в Украине и много старинных чудотворных икон, в том числе Касперовская Одесская, Почаевская, Корецкая и Зимненская на Волыни. Много чудотворных икон в нашей Лавре. Чудесные знамения от икон являются свидетельствами того, что через иконы происходит реальная связь людей с Богом, Божьей Матерью, святыми. Никто не пойдет за водой к пустому колодцу. И если люди идут к иконам, это означает, что с ними благодать Божия. Прославленные чудесами иконы становятся всенародными и Всеправославными святынями.
 

- Не все имеют возможность поехать в Киев или Почаев. Можно надеяться, что чудотворные иконы сами посетят различные регионы Украины, подобно тому, как из далекой Греции привозили к нам мощи святого апостола Андрея?
 

- В прошлом году мы имели хороший опыт проведения крестных ходов с чудотворными иконами по всей Украине. И в эти дни также по Украине идет крестный ход с частицей мощей преподобного врача Агапита, подвижника Киево-Печерской Лавры. Думаю, что эту традицию мы будем продолжать, поскольку она нашла благодарный отклик в наших многочисленных соотечественников. На местах святыни встречают с радостью, особенно люди старшего поколения, которые не могут никуда поехать сами. Мы имели также переговоры с Патриархом Иерусалимским Диодором о привезении в Украину части Честного Креста Господня и иконы Успения Божией Матери, именуемой Гефсиманском. В связи с тем, что Патриарх Диодор умер, этот вопрос пока окончательно не решен, но мы будем продолжать переговоры с новым Патриархом и надеемся, что не будем лишены радости увидеть у себя дома упомянутые Иерусалимские святыни.


- А как возникло поклонение Богоматери, против которой так настроены сектанты? Кто сказал, что Она везде, как и Господь, слышит наши молитвы?
 

- Посмотрим в Евангелие: Сама Божия Матерь о Себе сказала матери пророка Иоанна Крестителя Елизавете пророческие слова: "Отныне прославят Меня все народы" (Лк 1:48). Мы чтим Богоматерь не как Бога, а как Первую после Бога нашу Ходатаицу и Молитвеницу, которая много сделала для нашего спасения, приблизила нас к Богу. Она, как говорит Слово Божие, стала киот Святыни великой и поместила Невместимого Сына Божьего. И слова Пречистой всегда сбывались и будут сбываться до конца этого мира. И думаю, она нас не постыдится. Что же касается того, что Пресвятая Богородица везде слышит нас - это вывод из двухтысячелетнего опыта Святой Церкви. Это не столько теория, сколько практика церковной жизни. Церковь знает, что Божия Матерь имеет особую благодать молиться за нас. Тем более, что Пречистая прошла тяжелый земной путь, знает все наши скорби. Кто не хочет уважать Божией Матери - того не заставишь никакими свидетельствами. Жаль, что кто-то лишает себя такого источника благодати. Хочется пожелать таким людям хотя бы маленького опыта ощущение живого покровительства Божией Матери.
 

- Божья Матерь одна. Почему существуют тысячи Ее икон под разными названиями?
 

- Такое разнообразие свидетельствует, с одной стороны, о силе и благодати Христа, а с другой - о глубине почитания Божией Матери, которая в ответ на наши обращения к Ней подкрепляет это почитание. Каждое изображение Пречистой имеет свою историю, как и каждый человек, государство, так и Церковь в целом.
 

- Откуда происходит понятие о любимых местах Божией Матери: Афон, Иверия, Киев?
 

- Это также вытекает из церковной истории. Название "уделы Божией Матери" получили места, связанные с Ней. Там, где Божия Матерь Сама трудилась в проповеди Своего Сына или представила особые знамения. Афон Она посетила лично и прославила его чудесами, в Киеве чудесно заботилась о строительстве Успенского храма Печерской Лавры. Об этой церкви Пречистая сказала в видении мастерам строителем: "Хочу в той жить". Храм неоднократно разрушался, но снова появлялся. Верим, что по молитвам Пречистой будет возрождаться и Церковь в Украине, и наше бытие вообще.
 

- С чем связано такое множество храмов в Украине, освященных именно в честь Успения?
 

- Не только в Украине, но и во многих православных странах главные храмы освящены в честь Успения Божией Матери. Это связано с тем, что праздник Успения - это праздник Вознесения Божьей Матери к Богу, завершение Ее земного пути, переход в жизнь вечную. Та, Кто родила нам Христа Бога ушла в вечность! Праздник Успения Богоматери одно из величественных и торжественных праздников.
 

Накануне выборов не могу не затронуть вопрос о них. Беспокоит, что от выборов до выборов в стране растет неуважение к власти.
 

Прежде всего следует четко отличать анархию от демократии. Есть Президент Украины, избранный народом. Какой бы он ни был - он Президент. Он старается делать все то, что может для улучшения жизни и консолидации общества, для того, чтобы Церковь существовала в обществе в мирных условиях и совершала свое святое дело и чтобы жили мы, как говорит Апостол Павел, "во всяком благочестии и чистоте" ( 1 Тим 2:2). Период выборов - ответственный период в жизни страны и общества. Особенно это касается выборов в Верховную Раду, а также в органы местного самоуправления. Это требует серьезного отношения каждого избирателя. Что касается позиции Церкви, Церковь не пропагандирует каких-то партий или отдельных лидеров, она не ведет людей к власти, а ведет к Богу, насколько это возможно, стараясь, чтобы духом христианства были охвачены и верховные органы нашей власти, и наш народ. Считаю, что ни политики, ни политически инертные люди не должны в Церкви чувствовать, что они находятся на каком-то очередном предвыборном митинге. Церковь относится с уважением к каждому кандидату и партии, если они конкретными делами доказывают, что живут и работают на благо Родины и народа. Вместе с тем позиция, которую мы занимали и будем занимать по выборам, такова: хотя Церковь отделена от государства, его составляют люди, которые являются гражданами государства. Так выборы должны проходить и с участием верующих людей. Не надо отклоняться от выборов и думать: "Как то оно будет". Необходимо активно участвовать в выборах и сделать свой вклад в всенародное дело. Потому каждому из нас далеко не все равно, кто будет строить государство. Ведь в обществе много проблем - социальных, гуманитарных, экономических, политических. Если не знаете, за кого голосовать, - помолитесь, чтобы Господь указал вам того человека, который действительно будет защищать ваши интересы.


- Сегодня 80% верующих в Украине пришли в каноническую Церковь. А политики удаляются от храмов.
 

- 80 лет атеистической государственной идеологии не могли не наложить свой отпечаток на то, что происходит с нами. Поэтому политики часто индифферентные в религиозных вопросах. Многие депутаты считают религию чем-то второстепенным, не более, забывают историю и реальное значение религии в обществе. Быстро преобразоваться в обратном направлении трудно. Мне нравятся слова дочери одного крупного западного проповедника, с которым я лично знаком: "Действительно, и Господь часто страдает от того, что у нас делается. Но кого следует винить? Только самих себя! Когда мы столько лет выгоняли Бога из школ, с общества, из нашей жизни. Чего мы теперь хотим и чего обвиняем Бога? ". Но какой бы депутат не был - он должен иметь действительную уважение и любовь к народу. Дай Бог, чтобы депутаты лучше понимали проблемы граждан и приложили усилия для их решения.
 

Говорят, что каждый народ достоин своей власти. Но когда меня сегодня в Верховной Раде 75% депутатов спрашивают, почему я не в РУНвере, а в "церкви москалей", то начинаю думать: такие вопросы свидетельствуют, что либо люди у нас еще очень далеки от Бога, или депутаты отделены от народа и работают против него.
 

Причина таких вопросов - отсутствие осведомленности и элементарной культуры. Вторая причина - враг рода человеческого не воюет абы против чего. Если подстрекает кого-то против нас - значит, мы еще чего-то стоим.
 

- Позвольте сердечно поблагодарить Вас за беседу, Блаженнейший Владыка!


- Спасибо и Вам за возможность выступить православному духовенству и мирянам, чтобы донести какое-то доброе слово в доброе сердце, которое хочет слушать и понимать. Пусть Господь благословит всех терпением, миром и спасением


Интервью вел В. Цендровский

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru