Проповедь на Преображение Господне

По свидетельству святого евангелиста Луки, целью восшествия Христа на Фаворскую гору была молитва, а не преображение: "Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться" (Лк.9,28). Само Преображение как чрезвычайный факт явилось следствием и результатом молитвы. Во время молитвы "вид лица Его изменился, и одежда его сделалась белою, блистающею" (Лк.9,29).

Божественное Откровение учит нас, что Бог не только живет во свете неприступном как в Своей, Ему присущей стихии,—Он сам в существе Своем есть Свет. Не случайно Он именуется Солнцем правды, могущим просветить каждого человека. В силу этого каждое разумное существо, как человеческой, так и ангельской природы, в общении с Богом, своим Творцом, имеет счастье попадать в сферу этого благодатного Света, просвещается, согревается и освящается лучами Его. Вспомним, как Боговидец Моисей, великий из пророков, которому были открыты тайны Божии, во время беседы с Богом на Синайской горе приобщился этого Божественного света не только на время, но на всю жизнь. Когда он сходил с горы, на него не могли смотреть, ибо лицо его излучало палящий свет. Моисей до конца дней своих носил на голове специальное покрывало.

В нашем общении с Богом, через нашу беседу с Ним мы имеем возможность приобщиться к свету и ходить во свете Христовом. Вот и сегодня мы пришли за этим в храм Божий и верим, что Просиявший ныне на Фаворе сияет во все дни и просвещает Своим светом всякого приходящего в мир.

Грех, а также его разрушительные последствия часто закрывают от нас свет Христов. И сами мы, как Адам после грехопадения, пытаемся скрыться от всевидящего ока, от светящих лучей Христа, стараемся скрыться в места темные и как будто незаметные.

По природе своей мы от того Света, мы часть Его. Преподобный Макарий Египетский из личного опыта свидетельствует, что в каждом человеке есть этот свет. Но пока наша душа скрывается в храмине плоти, плоть закрывает иногда этот свет. В минуты особого духовного подъема и озарения этот свет пронизывает все наше существо, освещая нас не только внутри, но и снаружи. Многие угодники Божии, по свидетельству преподобного Макария, достигали такой вершины совершенства, что их видели в огне стоящих и сияющих. Преподобные отцы учат, что в каждом человеке есть Божий свет, и если мы дорожим им, ходим во свете, умножаем его, то в момент, когда человек предстанет перед Богом, свет этот будет нашим лучшим одеянием, прекраснейшей одеждой нашего оправдания. Слово Божие говорит: "Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мф.13,43).

Как же уберечь в себе Божественный свет? Как сохранить его и не погасить?—Для этого дается человеку благодать молитвы. Молитва—это беседа с Богом. Молитва—это средство общения с Ним. Сам Христос Спаситель неоднократно, и особенно в момент своего преображения на Фаворе, являл нам пример возвышенной молитвы, могущей творить дивные дела, приводить человека в состояние, называемое преображением.

У человека всегда есть счастливая и благодатная возможность приблизиться к Богу, открыть ему всю наготу своей души, все сказать в молитве. Молитва возносит человека горе, до небес, делает его собеседником Божиим и соучастником блаженства всех небожителей. Молитва подобна фимиаму, она доходит до небес, умиротворяет нас, угашает наши страсти и скорби, преображает нас.

Священное Писание, история Церкви, жития святых и духовный опыт свидетельствуют, что в час молитвы люди не только умом и сердцем возносились горе, но, преображаясь, телесно подымались над землей.

Молитва открывает человеку ведение, умножает благодатные дары Святого Духа. Святой пророк Даниил во время молитвы получил от архангела Гавриила весть о наступлении Царства Христовой благодати. Престарелые праведные Иоаким и Анна во время молитвы получили от Ангела радостную весть о рождении от них благословенной Отроковицы Марии. Святой Захария в молитве в храме принял от архангела Гавриила благодатную весть о рождении Иоанна Предтечи. В молитве Пресвятая Дева восприняла весть архангела Гавриила о рождении от Нее Сына Божия. В молитве преподобный Сергий получил откровение об умножении чад послушания. В молитве преподобный Сергий сподобился посещения Богоматери с апостолами. В молитве многие святые угодники получили чрезвычайные откровения, служившие потом утешением и назиданием верующим. Обо всем этом мы говорим сегодня для того, чтобы понять силу молитвы, могущую преобразить и нас по примеру нашего Спасителя. В преображении нуждается человек. Оно необходимо для жизни. Жажда преображения свойственна нашему духу в силу нашего богопо-добия.

Каждое евангельское событие учит нас истине и делает нас причастниками этой истины. Но чтобы стать причастником истины, каждому из нас необходимо быть настоящим человеком, сыном Божиим, чадом Божиим, ходящим во свете Христовом. А таким может сделать нас молитва. В молитве можно познать, насколько благ Господь. Кто вкусит однажды этой благости, для того молитва станет потребностью.

В праздник Преображения Господня, испросим у Преобразившегося Господа дара боговедения Моисея, ревности пророка Илии, веры апостола Петра, любви апостола Иоанна, терпения апостола Иакова, сподобившихся быть свидетелями Преображения.

Господи! Молитвами Пречистой Твоей Матери да воссияет и нам грешным свет Твой присносущ-ный. Не лиши нас последнего преображения, когда по Твоему неложному обещанию праведники воссияют, как солнце, в Царствии Отца Небесного. Аминь.

 

Церковные Таинства

— Если человек очень болен, Таинство Елеосвящения совершается на дому, но существует практика соборовать и в храмах во время многодневных постов, в первую очередь, во время Великого поста.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru