Послание Предстоятеля УПЦ по случаю 75-летия подвига христиан, пострадавших во время террора 1937 года.

«Построю Церковь Свою - и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18) - говорит Господь о Святой Церкви, «которую Он стяжал Своею Кровию» (Деян. 20, 28). Ни человеческие, ни сверхчеловеческие силы не в состоянии поколебать здание, краеугольным камнем которой является Сам Пастыреначальник Христос.


Эту истину подтверждено многими историческими свидетельствами. Одним из наиболее убедительных таких свидетельств можно назвать 1937 год - апогей большевистского «Большого террора». Начался этот террор с первых дней существования советской власти через лишение Церкви всех прав и свобод, изъятие церковных ценностей, кощунственное вскрытие святых мощей, глумление над святынями, уничтожения храмов и монастырей, массовое убийство христиан: священнослужителей, монахов, мирян, среди которых одним из первых принял венец мученичества митрополит Киевский Владимир (Богоявленский).


Тоталитарный коммунистический режим развернул беспощадную войну с религией. Она подлежала полному искоренению. Борьба была жестокой, беспощадной и бескомпромиссной. Боевые действия велись на всех фронтах: идеологическом, когда по всей стране началось движение насильственного вступления в союз воинствующих безбожников и атеистическая литература в безграничных тиражах распространялась среди населения; историческом, когда в угоду большевистской доктрине переписывалась и пересматривалась отечественная история; образовательном, когда «хлебом насущным » новых поколений стали постулаты марксизма-ленинизма; культурном, где единственным необходимым объявлялся принцип «партийности культуры», призвание которой заключалось в обслуживании интересов КПСС; государственно, когда происходило отречение наследия святого равноапостольного князя Владимира и его благочестивых последователей.


Объявлялась кардинальная революция мировоззрения - отречение от Бога и христианских нравственных принципов и внедрения философии материализма. Все, кто был инакомыслящим, не воспринимал коммунистической идеологии, получал клеймо врага и должен быть ликвидирован. Не только люди Церкви - целые социальные слои истреблялись как класс.


В 1932 г. Сталин подписал декрет о безбожной пятилетке. Годом ее окончания стал ужасный 1937-й ... В течение этой пятилетки были казнены миллионы невинных страдальцев: лучшие представители интеллигенции, ученого мира, инженерных кадров, военной элиты, деятелей культуры и искусства. Дьявольским орудием ликвидации крестьянства и превращение его в колхозный пролетариат стал массовый голодомор 1932-1933-го годов. Поистине в это время шла война режима с народом.


Церковь, как неотъемлемая часть народа, в эту кровавую эпоху страдала вместе с ним. Партийные вожди ставили задачу истреблять ее «до последнего попа». Но это не удалось им ни в 1937-м, ни в 1961-м годах, ни в другие периоды, хотя иногда казалось, что она разгромлена полностью. Удивительным образом через муки и страдания расстрелянных, замученных в тюрьмах и казематах, умерших от голода и нечеловеческих условий существования в лагерях или в ссылке подражателей Христа Церковь приобретала новую силу, превозносилась, вновь воскресала. Молитвы святых исповедников и новомучеников, зерно их проповеди, пример их служения и подвига давали хороший плод (см. Лк. 8,8), щедрые всходы на духовной ниве.


Прошло 75 лет с того времени. Но память о тех, кто своей кровью и жизнью засвидетельствовал верность Господу и Его Святой Церкви, не угасает. Она вспыхивает именами новоканонизованих угодников Божиих, среди которых священномученики Константин (Дьяков), митрополит Киевский, Александр (Петровский), архиепископ Харьковский; Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский; Прокопий (Скадовский), архиепископ Херсонский; Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Харьковский, киевские священники Михаил Едлинський и Александр Глаголев и множество других. Созданы патерики и мартирологи отечественных новомучеников и исповедников, составлены церковные службы в дни их памяти. В их честь строятся храмы и часовни.


Мы всегда должны помнить, что именно пламенная любовь к Богу и Святой Церкви этих людей - «это победа, победившая мир» (1 Ин. 5, 4).


«Кто отлучит нас от любви Христовой? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ... Но в этом мы побеждаем Тем, Кто возлюбил нас. Потому что ... ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни власти, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35-39).

† Владимир,

Митрополит Киевский и всея Украины,
Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru