Проповедь на Вознесение Господне

После Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос в течение сорока дней пребывал на земле. Как только Он воскрес, Ему уже подобало быть на небесах, но Он остался на земле, чтобы уверить всех в действительности Своего Воскресения.

Своим святым апостолам Он "явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием" (Деян.1,3).

Христос вознесся на небо с горы Елеонской (Де-ян.1,12), где так часто проводил ночи в молитве, где предал Его Иуда, откуда начинался Его голгофский путь.

Христос возносится на небо, где подобает Ему быть и где Он должен приготовить место для нас: "Я иду приготовить место вам" (Ин.14,2).

Как в Ветхом Завете первосвященник входил во святая святых, чтобы ходатайствовать за людей перед Богом, так и Христос возносится на небо, "чтобы ходатайствовать за нас" (Евр.7,25). Уже одно Его присутствие на небе достаточно для нас, ибо Освятивший и Возвысивший в Его Лице человеческую природу покроет милостью и тех, ради которых Христос принял человеческое естество. Итак, "нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все" (Еф.4,10).

Христос вознесся на небо Своею божественною силою. Облако, которое сокрыло Его от очей апостольских, было не средством перенесения, а почестью Божества, как и слава Бога Израилева в виде облака наполняла скинию. "И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию" (Исх.40,34). Место Его после Вознесения—место "превыше всех небес".

Почему же апостолы после Вознесения, разлучившись со Христом, возвращаются во Иерусалим без печали, а с радостью?

Они запомнили в первую очередь обещание Христово: "Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф.28,20). Он, вездесущий и все исполняющий, всегда с нами и Своим Божеством и Своим человечеством: в мире, в Церкви, в Евхаристии, в жизни, в душе.

Вознесение Христово укрепляет нашу веру, которая и состоит в том, чтобы верить в невидимое. Велика была заслуга апостолов, ибо они через видимое человечество Иисуса Христа уверовали в Его Божество. Но еще большая заслуга тех, которые верят в Него, не видевши: "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин.20,29),

Вознесение Христово утверждает нашу надежду. Уже сам факт, что Христос человеческую природу вознес на небо, дает нам надежду, что и мы там будем. Кроме этого, Сам Христос говорил: "И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я" (Ин.14,3).

Вознесение Христово возгревает в нас любовь к небесным предметам. Апостол Павел говорит: "Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном" (Кол.3,1-2); ибо "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф.6,21). А о том, что Дух Святой есть та самая любовь, которая направляет нас ко всему небесному, говорит Божественный Учитель Своим ученикам: "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин.16,7).

"Что далеко от очей—далеко от сердца". Эта пословица справедлива только в отношениях между людьми, но не в отношении человека к Богу. Здесь вернее будет обратное: "Далеко от очей— близко сердцу". Но ведь и по Вознесении Христос не сокрылся от взоров человеческих: Он явился на пути в Дамаск, чтобы из Савла, преследовавшего Церковь, сделать апостола народов (Деян.18,8). Можно с верой принять, что являлся Он, вероятно, и Своей Пресвятой Матери, пока Она пребывала на земле. Являлся Он многим святым угодникам. Увидим мы Его при кончине мира, когда Он придет судить мир.

Главным делом для нас должно быть старание, чтобы в тот последний день показать праведному Судии и засвидетельствовать перед Ним, что Его Вознесение действительно было для нас укреплением веры, утверждением надежды и возгреванием любви. Если это совершится, тогда мы услышим из уст Божественного Спасителя: "Приидите... наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф.25,34). Аминь.

 

Церковные Таинства

—    В определении Таинства Евхаристии говорится, что оно является таким Таинством, "в котором верующий в виде хлеба и вина причащается Тела и Крови Христовых для жизни вечной". Здесь не идет речь о том, что хлеб и вино являются лишь образом, знаком Тела и Крови Господних. Сам Христос, установив это Таинство, прямо сказал о том, что в Евхаристии верующие будут причащаться Его истинных, а не символических Тела и Крови (Мк. 14, 22—25).
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Христианство в качестве примера отношений в браке взяло образ союза Христа и Церкви. Апостол Павел наставлял, что "муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф. 5, 23-25).
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru