Проповедь на Святую Пасху

Христос воскресе! Воскресение Христово—наше воскресение. Как от первого человека, Адама, мы наследовали смерть, так от второго Адама—Иисуса Христа—мы наследовали жизнь вечную. Если глава наша Иисус Христос воскрес, то и мы, члены Его мистического тела, воскреснем. Как Он живет, так и мы будем жить.

Религиозное, т.е. абсолютное, утверждение жизни требует и абсолютного отрицания смерти. Как утверждение небытия возможно лишь в том случае, если закон смерти непобедим, так отрицание бытия невозможно, если этот закон побежден, хотя бы жизнью одного существа из всех, когда-либо бывших в мире. Как бессмертие всех упразднилось бы смертью одного, так смерть всех упраздняется бессмертием одного.

Если бы люди хотели знать—а зная, не забывали,— что один из них умер и воскрес, если бы они хотели знать это так же точно, как они знают, что все жившие умерли, это знание преобразило бы весь человеческий мир, внешний и внутренний, созерцательный и деятельный, науку, искусство, нравственность, человеческое естество, общество—все до последней клеточки нашего организма, до последней отвлеченности нашего мышления.

Но вот реальное явление всемирной истории, поразительно забытое современным человечеством: Один из умерших людей воскрес. Знание об этом, уверенность в этом кажутся для нашей веры не менее, а более точными и неотразимыми, чем положительные научные знания. И все, что сделано христианством для человечества—а кое-что сделано им, о чем мы не будем сейчас рассуждать,—только потому и сделано, что в основу христианства заложено было это знание.

В самом деле, христианство основано вовсе не на любви к ближнему, как обыкновенно думают—эта любовь есть и в законе Моисеевом, и у всех древних учителей мудрости, от Сократа до Марка Аврелия, от Конфуция до Бодизатвы,—не на праведной жизни и крестной смерти Христа, а на неотразимо доказанной опытом реальной возможности физического воскресения.

"Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша" (1 Кор.15,14).

С точки зрения опытных данных, почерпнутых из познания неорганического состояния материи, ее переход к состоянию органическому и образование тех нервно-мозговых узлов и центров, которые ведут к возникновению сознания и к жизни, т.е. к временному торжеству личности над безличной материей,—все эти естественные, реальные явления могут казаться не в меньшей степени "чудом" и "тайной", чем окончательное торжество жизни над смертью, органического над неорганическим, личного над безличным—торжество, которое имело бы совершиться на дальнейшей стадии мировой эволюции, в дальнейшем сверхорганическом состоянии материи, т.е. именно в том, что религия и называет Воскресением Плоти.

С точки зрения опытного разума, то, что человек мог родиться, отнюдь не более понятно и закономерно, чем то, что он может воскреснуть, и переход из небытия довременного во временное бытие жизни отнюдь не менее "сверхъестествен", чем переход из временного бытия жизни в вечное бытие Воскресения.

Явление Плоти Воскресшей и есть первая точка этого нового мирового порядка, новой ступени мировой эволюции, перехода материи от состояния органического к сверхорганическому, от равновесия неустойчивого к победе живого над мертвым, личного над безличным—к равновесию устойчивому. Потому-то реальность Воскресшего Тела Христова могла быть видима и осязаема лишь ничтожною горсткой людей, что эта реальность—именно только первая, как бы геометрическая, точка новой исполинской траектории мировой эволюции, бесконечно малая по своему внешнему, физическому объему, бесконечно великая по своему внутреннему, метафизическому содержанию, как бы крайняя точка пирамиды, обращенной вершиною вниз, основанием вверх и объемлющей этим основанием все беспредельные звездные пространства космоса.

Или последняя цель всего мирового процесса—небытие, нирвана, или Христос воистину воскрес! Аминь.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru