Митрополит Исидор (Никольский) 1858-1860

Митрополит Исидор (Никольский) (в миру Никольский Иаков Сергеевич) родился 1 октября 1799 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы в селе Никольском (от которого впоследствии получил свою фамилию), Каширского уезда, Тульской губернии в благочестивой семье. Отец его был диаконом, но в год рождения своего сына Иакова он скончался. Поэтому с первых же дней жизни Иакову пришлось испытать сиротство и бедность.
кие
Несмотря на тяжелое положение семьи, благодаря своим способностям, Иаков получил хорошее образование. Грамоте его обучил муж сестры, так что в 1807 году он смог поступить в Тульское духовное училище, а после окончания его в 1813 году - в Тульскую духовную семинарию.

В 1821 году Иаков окончил семинарию и ему, как лучшему студенту, была предложена должность лектора словесности при семинарии. Но в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть человек воспитанников Тульской семинарии для продолжения обучения в столичной академии. В числе шести лучших оказался и Иаков. В академии он отличался замечательными успехами и примерным поведением.

В 1825 году Иаков закончил академию и подал прошение о пострижении его в монашество. 22 августа того же года в академической церкви ректором академии епископом Ревельским Григорием он был пострижен в монашество с именем Исидора. Затем, 29 августа в Казанском соборе митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом был рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября того же года - во иеромонаха.

28 августа 1825 года был определен бакалавром богословских наук Санкт-Петербургской духовной академии и начал свою преподавательскую деятельность. Так как весь курс Санкт-Петербургской духовной академии подвергнут был дисциплинарному взысканию, и потому никто не был выпущен со степенью кандидата, отец Исидор только 17 декабря 1825 года он был утвержден в степени кандидата богословия, но уже 30 октября 1826 года ему было присвоено звание магистра богословия. Лекции иеромонаха Исидора, подготовленные по разработанной им программе, отличались полнотою и простотою изложения. Помимо преподавательской деятельности он исполнял обязанности библиотекаря академии с 10 сентября 1825 года по 1829 год; участвовал в академическом журнале "Христианское чтение".

В 1827 году по представлению академической конференции он был утвержден ее действительным членом. В том же году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской Лавры.

14 августа 1829 года указом Святейшего Синода был возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Мценского Петропавловского монастыря Орловской епархии, а 24 августа того же года был назначен ректором и профессором богословия Орловской духовной семинарии. Вслед за тем был назначен присутствующим в духовной консистории. За время служения в Орловской епархии он снискал себе всеобщую любовь и уважение за отеческую заботу к своим питомцам, за постоянную помощь сиротам и беднякам.

2 июля 1833 года по ходатайству митрополита Московского святителя Филарета архимандрит Исидор был переведен в Московскую духовную семинарию ректором и профессором богословия с назначением его настоятелем Московского Заиконоспасского монастыря.

В Москве он зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Видя его выдающиеся способности, митрополит Филарет пожелал иметь его своим ближайшим помощником и в 1834 году внес в Синод предложение о назначении архимандрита Исидора своим викарием. 16 октября 1834 года он был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии. Хиротония была возглавлена 11 ноября того же года в Чудовом монастыре святителем Филаретом. Одновременно, новопоставленный был назначен управляющим Звенигородским монастырем.

Служение епископа Исидора под руководством митрополита Филарета явилось для него хорошей школой, он приобрел богатый опыт и вполне подготовился к самостоятельной архипастырской деятельности.

5 июня 1837 года владыка Исидор был назначен епископом Полоцким и Виленским. Недавно возрожденная, епархия представляла собой жалкое состояние: храмы были очень бедны, не хватало духовенства, большая доля населения находилась в унии. Епископ Исидор продолжил усилия по присоединению униатов к Православию, начатое его предшественником владыкой Смарагдом, но изменил подход к этому делу. Он вошел в доверие ко всем гражданским и военным властям, чем значительно облегчил свою работу в епархии. Пользуясь доверием и уважением, епископ Исидор постепенно подготавливал почву для полного и окончательного присоединения униатов к Православию. В этом он следовал общей политике Церкви и государства, увенчавшейся актом воссоединения на Полоцком Соборе 1839 года. Теперь епископ Исидор радел об укреплении и величии Православия в епархии, строил новые храмы, восстанавливал и украшал прежние. В Полоцкой епархии о нем осталась добрая память.

6 апреля 1840 года епископ Исидор был переведен на Могилевскую кафедру. Состояние Могилевской епархии почти не отличались от Полоцкой, поэтому и характер деятельности епископа был тот же. Проводя мудрую и миролюбивую политику, епископ Исидор добился положительных результатов в деле воссоединения униатов и в этой епархии.

В 1841 году был возведен в достоинство архиепископа.

12 ноября 1844 года был назначен в Грузию, на Карталинскую и Кахетинскую кафедру со званием члена Святейшего Синода и экзарха Грузии. В новой, обширной и самобытной церковной области, владыка Исидор нашел бедные храмы, упадок Христианства в некоторых районах, необразованность среди священства, которое зачастую не поучало паствы. У экзарха не было ни канцелярии ни архиерейского дома.

За годы служения в Грузии, благодаря мудрости и неутомимости, архиепископ Исидор преобразил и благоустроил Грузинскую Церковь. Здесь он основал местное братство для борьбы с мусульманством и язычеством, развившееся потом в "Общество восстановления Христианства на Кавказе". Много трудов владыка отдал восстановлению древних храмов и христианскому просвещению горцев. При нем была восстановлена архиерейская кафедра в Абхазии; белое и монашествующее духовенство получило определенное содержание; для образования дочерей духовенства учреждено женское училище в Мцхете. Кавказский период жизни его был одним из плодотворнейших, за что он удостоился ряда наград. 26 августа 1856 года, при миропомазании и коронации императора Александра II Николаевича, он был возведен в достоинство митрополита. В 1858 году грузинская паства провожала его с грустью.

1 марта 1858 году он был назначен митрополитом Киевским и Галицким. Служение митрополита Исидора в Киеве было очень кратким, он не успел почти ничего сделать для своей паствы. Однако, будучи на Киевской кафедре он стал первым из архиереев Русской Церкви предписавшим, уже в 1859 году, своему духовенству завести церковно-народные школы.

Начиная с периода назначения в Грузию, владыка Исидор присутствовал в Святейшем Синоде и вел большую работу в деле высшего церковного управления. При этом он зарекомендовал себя человеком большого ума и замечательного характера, прекрасно разбиравшемся во всех вопросах церковно-государственной жизни.

1 июля 1860 года преосвященный Исидор был назначен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским, а также первым членом Святейшего Синода. Новое высокое назначение не обрадовало его, так как он хотел остаток дней своих провести в мирной Киевской обители, но свое назначение он принял с покорностью, повинуясь воле Божией.

Первые шаги митрополита Исидора на новом поприще были освящены участием его в открытии мощей святителя Тихона Задонского. 21 августа 1860 года митрополит Исидор был Высочайше назначен главным попечителем Императорского человеколюбивого общества.

Обширную и разнообразную деятельность вел митрополит Исидор в период своего 32-летнего управления Санкт-Петербургской митрополией. Вообще, митрополит принимал участие во всех выдающихся церковных событиях эпохи реформ и далее. Маститый архипастырь, со временем - старейший русский архиерей, сохранивший свое положение среди различных течений незыблемым до конца дней, он являлся для духовного мира непререкаемым авторитетом практической, жизненной мудрости.

Особо сотоит отметить синодальный перевод Библии на русский язык, осуществленный под его руководством и при его непосредственном многолетнем участии - в 1860 году напечатано было Четвероевангелие; затем, до 1877 года, изданы все прочие книги. Митрополит Исидор возглавил комиссию по подготовке перевода, лично редактировал его, следил за печатанием священных книг. Кроме того, владыка переводил на русский язык творения святых отцов.

Для своей епархии он был заботливым отцом, входившим во все нужды духовенства, а также беспомощных вдов и сирот. В 1869 году он создал "Александро-Невский дом для призрения бедных духовного звания". В Санкт-Петербурге владыка покровительствовал духовной академии, которой подарил в 1878 году свое большое собрание рукописей, в том числе прежде засекреченных документов и своих собственных трудов по истории библейского перевода. Он также покровительствовал прочим духовно-учебным заведениям, основал близ Новгорода училище девиц духовного звания. Кроме занятий по епархии и в Синоде митрополит вел обширную благотворительную деятельность. Ряд основанных им учебных заведений и богаделен названы в его честь Исидоровскими.

С 30 июня 1882 по 20 декабря 1887 года - также временно управлял Алеутской и Аляскинской епархией.

11 ноября 1884 года с особой торжественностью был отмечен пятидесятилетний юбилей епископства митрополита Исидора. Ему был оказан ряд почестей за его долголетний и плодотворный труд, он удостоился высшей светской награды Российской империи и патриарших церковных регалий. Когда Санкт-Петербургская духовная академия возбудила ходатайство о присуждении ему степени доктора богословия за его труды в деле издания Библии, он, по свойственной ему скромности, от этой чести уклонился.

Митрополит состоял членом, почетным или действительным, многих ученых обществ: Императорской Академии наук, Копенгагенского северных древностей, Императорского русского георграфического, Киевской академической конференции, Московской академической конференции, Санкт-Петербургского и Московского университетов, Медико-хирургической академии, Московского комитета грамотности, Русского археологического общества и других.

Высокопреосвященный сжился с Александро-Невской Лаврой и в последние годы почти безвыходно пребывал в своих покоях, только раз в неделю выезжая на заседание Святейшего Синода да изредка к богослужениям.

С весны 1892 года здоровье его значительно пошатнулось. Резкое ухудшение здоровья произошло с 6 на 7 сентября. Утром 7 сентября он приобщился Святых Таин. К вечеру митрополит совершенно ослаб, хотя находился в полном сознании и в 9 часов вечера еще разговаривал с окружающими и отсылал их в церковь. В 21:20 митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор скончался на 94 году жизни. 11 сентября в построенной при нем Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры при большом стечении народа было совершено отпевание. Здесь он похоронен на солее с правой стороны, под иконой Спасителя. В 1932 году прах был перенесен на братское Никольское кладбище Лавры, где в 1988 году был установлен дубовый крест.

Митрополит Исидор был замечательным человеком своего времени, он прожил большую и плодотворную жизнь. Более 100 епископов восприняли рукоположение от прославленного архипастыря. Он был образцом кротости для подчиненных, добрым наставником пасомых. Владыка отличался благородной терпимостью к индивидуальным особенностям ума и характера, всегда содействовал просвещению. При этом, он не любил своенравия и гордости и строптивым священникам своих епархий говорил обыкновенно: «Ты – гордый: я тебя смирю». И смирял. Осталось в память о нем наставление практической мудрости: «Ничего не ищи и ни от чего не отказывайся».
 

Церковные Таинства

—    Согласно церковным правилам женщина, которая родила ребенка, не принимает участия в церковных Таинствах и не посещает храм в течение первых 40 дней после родов. По окончании этого срока специально для нее читается "молитва женщине после родов", и она возвращается к полноценной церковной жизни. Стоит отметить, что молитва эта читается независимо от того, остался ребенок жить или, к несчастью, умер.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1, 27). Различие пола является особенным даром Творца людям. Мужчина и женщина в одинаковой степени являются носителями образа Божия и человеческого достоинства.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Сентябрь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
101112131516
17181920212223
24252627282930

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru