Святитель Митрополит Филарет (Амфитеатров) 1837-1857

Митрополит Филарет (в миру Фёдор Георгиевич Амфитеатров) родился 17 апреля 1779 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии в благочестивой семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова. По окончании Севской семинарии подал прошение о пострижении его в монашество.



7 ноября 1798 года был пострижен в монашество с именем Филарет.

9 ноября 1798 года был рукоположён во иеродиакона, а 13 января 1799 года — в иеромонаха.

В 1804 году был возведён в сан архимандрита.

Благодаря положительным отзывам 2 декабря 1813 года был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедывания слова Божия и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря.

По предложению ректора Санкт-Петербургской духовной академии Филарета (Дроздова), впоследствии митрополита Московского, указом Комиссии духовных училищ от 15 февраля 1814 года был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, где был удостоен степени доктора богословия (1814 год), но не за научные труды, а по должности и за безукоризненный образ жизни. В том же году был переведён в должности инспектора во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию.

1 июня 1819 года он был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. 12 января 1825 года указом Святейшего Синода был переведён в Рязанскую епархию. 22 августа 1826 года был возведён в сан архиепископа и назначен членом Комиссии духовных училищ. 25 февраля 1828 года назначен архиепископом в Казань, где обратил в православие более 5000 иноверцев. В 1836—1837 годах был главой Ярославской и Ростовской епархии.

 

18 апреля 1837 года назначен митрополитом Киевским. В этом сане он провел 21 год своей жизни и деятельности.

В Киеве Святитель уделял особое внимание Лавре, где очень сблизился с лаврским Старцем иеросхимонахом Парфением. Их духовный союз был для обоих подлинным утешением в подвижническом житии.

Киевской Духовной Академией Святитель Филарет управлял уже в сане Митрополита. Ученый Богослов, Митрополит Филарет был олицетворением современной ему науки. Он легко и с успехом разрушал отношение к Киевской Академии как к оплоту средневековой схоластики. В те годы слава об Академии решительно перешагнула рубежи нашего Отечества: многие оставляли и Парижский, и Германские университеты, чтобы получить образование в Киеве. Иные, получая здесь знания, приобщались ведению Истинного Бога и присоединялись к Православию.

Насколько внимателен и заботлив был Святитель Филарет к другим, настолько требователен и немилосерд был он к себе. 13 августа 1841 года Митрополит Филарет принял постриг в великую схиму с именем Феодосий. Жил он и так жизнью постника, подлинного аскета, никогда не уступал саможалению, но после пострига и малейшее проявление самоволия пресекал. Характерным в этом смысле было отношение Святителя к своему келейнику, отцу Назарию, который обладал скверным характером. Святителю пришлось претерпеть от него много неудобств. Имея власть взять себе любого из послушников Лавры, он не хотел разставаться с отцом Назарием, понимая, что тот послан ему Богом. "

Ни на мгновение не оставлял он внутренней молитвы, все время пребывая с Богом. Его молитва всегда достигала цели, и чудеса сопровождали жизнь схимника. Однажды, еще до пострига в схиму, был Владыка в гостях в одном доме. Дочь хозяев, девочка-подросток, страдала каким-то недугом и, словно немая, не могла проронить ни слова. Святитель не знал этого и обратился к ней: "А как тебя зовут, доброе дитя?". Каково же было удивление родителей и всех присутствовавших, когда девочка твердым и ясным голосом вдруг ответила: "Маша!" и с той минуты стала говорить.

Скончался 21 декабря 1857 года.

8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Патриарха Алексия II. Память в день его преставления — 21 декабря (3 января по новому стилю), а также трижды в год в дни памяти соборов святых: ростово-ярославских — 23 мая (5 июня), сибирских и рязанских — 10 июня (23 июня) и преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, — 28 августа (10 сентября).

Мощи святителя Филарета находятся в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Термин "светский" можно понимать как атеистический, как это делалось в СССР. Но тождественны ли понятия "светский" и "атеистический"? Совсем нет. Нужно отличать светское образование от религиозного.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru