Митрополит Евгений (Болховитинов) 1822-1837

Митрополит Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) родился 18 декабря 1767 года в семье приходского священника Воронежской епархии. Его отец Алексей Андреевич служил в Ильинском храме Воронежа со дня его постройки, до своей кончины в 1776 году. С 10 лет Евфимий — сирота.

15 октября 1777 года был зачислен во второй синтаксический класс Воронежской духовной семинарии, с августа 1782 года до июня 1784 года — в риторический класс семинарии, с сентября 1784 года он — певчий архиерейского хора Благовещенского собора и семинарист в философском классе в слободе Белогорье в Павловском уезде.

В 1785 году по разрешению Воронежского епископа Тихона (III) уехал на учёбу в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1789 году окончил обучение в академии (окончил философский и богословский классы, обучался греческому и французскому языкам), во время обучения в духовной академии также слушал лекции по всеобщей философии и политике, опытной физике и французскому красноречию в Московском университете, тогда же он познакомился с учёным Н. Н. Бантыш-Каменским. По окончании обучения, с января 1789 был года учителем риторики и французского языка, с августа — вице-префектом духовной семинарии, а с сентября — заведующий библиотекой. С сентября 1790 года — префект семинарии, а также преподаватель богословия и философии.

4 ноября 1793 года женился на Анне Антоновне Расторгуевой. В марте 1795 года умер его первый сын — Андриан. В 1796 году рукоположён в протоиереи города Павловска в Воронежской губернии.

В Воронеже он начал работать над «Российской историей». Там же написаны работы «Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских» (1794), «Полное описание жизни преосвященного Тихона» и «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», под его руководством была написана «История воронежской семинарии».

В 1799 году, 9 июля умерла его дочь — Пульхерия, 3 августа Евфимий Алексеевич похоронил второго сына Николая, 21 августа — умерла его жена. В 1800 году переехал в Санкт-Петербург, где стал префектом Александро-Невской академии (3 марта) и принял монашество (9 марта), также там был учителем философии и красноречия.

11 марта 1800 года рукоположён в архимандриты Троицкого Зеленецкого монастыря.

27 января 1802 года поименован архимандритом Сергиевой пустыни.

В Санкт-Петербурге им написано «Историческое изображение Грузии» (как результат общения с грузинским епископом Варлаамом и грузинскими князьями Баграрой, Иоанном и Михаилом), «Каноническое исследование о папской власти в христианской церкви» (по поводу предложений иезуита Грубера Павлу I по воссоединению католической и православной церкви), «Записка с двумя духоборцами» и др.

В 1804 году 1 января был высочайше пожалован, а 17 января хиротонисан во епископа Старорусского и викария Новгородского.

По поручению митрополита Новгородского Амвросия составил «Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ», — основу последующей реформы системы духовного образования в России. В Новгороде Евгений обнаружил Мстиславову грамоту — древнейшую русскую грамоту, данную князьями Мстиславом Владимировичем и сыном его Всеволодом Мстиславичем Юрьеву монастырю, написал «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (1808), «Рассмотрение исповедания духоборческой секты» и «Критические замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де Гакенштейна».

В 1805 году избран почётным членом Московского университета, а в 1806 году — действительным членом Российской академии. В 1807 году при ремонте Георгиевского собора Юрьева монастыря по его указанию были проведены раскопки, позволившие обнаружить там ряд каменных саркофагов.

В период пребывания в Новгороде епископа Евгения связывали дружеские отношения с жившим в Званке Г. Р. Державиным, который посвятил ему стихотворение «Евгению. Жизнь Званская».

С 24 января 1808 года назначен Вологодским епископом.

Также в 1808 году был избран членом Санкт-Петербургской медико-хирургической академии.

В Вологде им написаны «Всеобщее введение в историю монастырей греко-российския церкви», «О личных собственных именах у славяно-руссов», «О разных родах присяг у славяно-руссов», также статья «О древностях вологодских зырянских»; составлены подробные: «Описание монастырей вологодской епархии», «Описание Пекинского монастыря», «Историческое сведение о вологодской епархии и о пермских, вологодских и устюжских архиереях», здесь он продолжил работать над «Историей российской иерархии». В 1810 году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств, а в 1811 году — почётным членом и соревнователем общества беседы русского языка в Санкт-Петербурге.

19 июля 1813 года назначен епископом Калужским. Также с 1813 года — почётный член общества истории и древностей при Московском университете. С 1814 года — член Санкт-Петербургской духовной академии. В 1815 году избран членом московского общества врачебных и физических наук.

7 февраля 1816 года возведён в сан архиепископа и назначен в Псков архиепископом Пскова и всей Лифляндии и Курляндии. Результатом пребывания в Пскове стала «История княжества Псковского» (ч.1-4, 1831), «Летописи древнего славяно-русского княжеского города Изборска» (1825), «Описание шести псковских монастырей», краткое содержание Псковской летописи и др. Также в это время выходит полный вариант «Словаря исторического о бывших в России писателях духовного чина», исправленная «Записка о камчатской миссии».

С 24 января 1822 года — архиепископ Киевский, а с 16 марта возведён в сан митрополита Киевского и Галицкого и назначен членом Священого Синода, в том же году был избран членом Виленского университета, с 1823 года — член Киевской духовной академии, с 1826 года — почётный член Императорской Академии наук. В Киеве митрополитом составлены «Описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии» (1825), «Описание Киево-Печерской лавры» (1826), а также «Киевский месяцеслов, с присовокуплением разных статей к российской истории и киевской иерархии относящихся», написана статья «Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту» и труд «Историческое обозрение российского законоположения от древнейших времен до 1824 г.» и др. В Киеве митрополитом Евгением были организованы археологические раскопки, благодаря которым были обнаружены фундаменты Десятинной церкви, Золотых ворот и другие остатки домонгольской архитектуры.

Был действительным и почётным членом ряда учёных обществ: университетов — Московского, Казанского, Виленского, Киевского и Харьковского, академий Российской академии наук, Медико-хирургической академии, общества истории и древностей российских, московского общества любителей российской словесности, комиссии по составлению законов Российской Империи и других. У митрополита Евгения имеются публикации на самую разнообразную тематику, например: «Собрание поучительных слов», «Пастырское увещание о прививании коровьей оспы», «Новая латинская азбука», «Рассуждение о надобности греческого языка для богословия» и т. п.

Был удостоен орденов: св. Александра Невского, св. Анны I ст. и св. Владимира II ст.

Митрополит Евгений умер 23 февраля 1837 года и был согласно завещанию погребён в Сретенском приделе Софийского собора в Киеве.
 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Святые отцы полностью отвергали философию как метод религиозного познания, но вполне допускали в качестве вспомогательного средства в деле познания видимого (материального) мира и способа нравственного совершенствования человека.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru