Митрополит Самуил (Миславский) 1783-1796

Митрополит Самуил (в миру Симеон Григорьевич Миславский) родился 24-го мая 1731 года в семье священника села Полошек Нежинского полка Гетманщины. В 1742-1754 годы получил образование в Киевской духовной академии, в эпоху её процветания.

При окончании курса, Миславский 12-го апреля 1754 года постригся в монашество с именем Самуила и был оставлен при академии и последовательно преподавал различные предметы, преимущественно латинскую грамматику, поэзию и риторику.

25-го ноября 1754 года был рукоположён в иеродиакона и 6-го января 1756 года — в иеромонаха.

Школа выработала в Самуиле не только всесторонне образованного богослова, искусного и тонкого диалектика, образцового проповедника и лингвиста, свободно изъяснявшегося на латинском, польском и французском языках и излагавшего свои мысли на немецком и греческом языках, — но и человека гуманного, правдивого, отзывчивого на все доброе, твёрдого, смело и настойчиво преследующего намеченные цели, человека с изворотливым умом, жаждой к образованию, стремлением передать его другим и уменьем приноравливаться ко всем обстоятельствам и случайностям и извлекать из них пользу для себя и для других.

Его высокие достоинства вскоре были оценены, и 7-го ноября 1757 года Самуил был назначен префектом академии и преподавателем философии; на обязанности же префекта лежало и хозяйство академии. Академия обязана Самуилу новым местом и зданиями, оконченными постройкою в 1765 году. С 1-го сентября 1759 года Самуил был исполняющим должность ректора академии, а 16-го января 1761 года был возведён в сан архимандрита Киево-братского монастыря и определён ректором академии и членом духовной консистории.

Особенное внимание архимандрита Самуила было обращено на кафедру гомилетическую. Как член консистории, Самуил участвовал в комиссии по пересмотру положения о правах и преимуществах малороссийского духовенства. В марте и июле 1762 года Самуил ездил в Петербург для принесения поздравлений императору Петру Феодоровичу и императрице Екатерине II и обратил на себя внимание своими проповедями.

21-го августа 1768 года был вызван в Петербург для исполнения чреды священнослужения и проповеди слова Божия и 28-го декабря того же года рукоположён в епископа Белгородского и Обоянского, а 15-го февраля 1769 года отправился на место нового служения.

Короткое время управления Самуила Белгородскою епархиею было полезно и для Харьковского коллегиума. В нем преосвященный обратил внимание на преподавание всех наук и в особенности русского языка, который раньше был только второстепенным предметом. К этому же времени относится знакомство и начало сближения Самуила с наследником престола Павлом Петровичем, окончившееся тесною дружбою между ними.

Случившееся во время чумы 1771 года убийство московского архиепископа Амвросия и отсутствие епископа в соседней крутицкой епархии вызвали 24-го сентября 1771 года перемещение епископа Самуила на Крутицкую епархию и назначение его присутствующим в московской синодальной конторе. Императрица просила Самуила поспешить приездом и в октябре 1771 года он прибыл в Москву.

Немало трудов выпало на долю его по управлению двумя епархиями (московская до 1775 года не имела у себя архиепископа). Сначала он продолжал дела, начатые убитым архиепископом, — очищал зараженные церкви, приводил в порядок приходы, реставрировал три московских собора и крутицкий архиерейский дом. По синодальной конторе было тоже много дел, которые решались с изумительною быстротою; по указанию же епископа приведён был в порядок и архив конторы.

За труды эти Самуил 15-го февраля 1775 года пожалован был званием члена Св. Синода, а 14-го июня того же года — алмазною панагиею.

17-го марта 1776 года переведён был на Ростовскую кафедру, где ему пришлось вести борьбу с господствовавшими в обществе и духовенстве пороками. Преосвященный действовал на общество словом и своим примером. В 1777 году, при учреждении Ярославского наместничества, Самуил оказывал содействие светским лицам отводом помещений и доставлением служащих лиц. Памятником его забот о духовенстве служат основанные им в 1776 года училища в Ростове и Угличе и заложенный дом для семинарии.

22-го сентября 1777 года Самуил был возведён в сан архиепископа, а ровно через 6 лет (22-го сентября 1783 г.) назначен митрополитом в Киев.

Более чем двенадцатилетнее управление Самуила Киевскою митрополиею полно трудов и забот, направленных на устройство епархии, находящихся в ней учебных заведений и так называемых «заграничных», присоединяемых из польских областей православных церквей и монастырей. Ревностный архипастырь, сознававший свои обязанности, сочувствовавший всему доброму, во всей деятельности своей заявлял непреклонное желание создать лучшие порядки в епархии, возвысить её благоустройство и нравственное состояние духовенства и паствы. При нём произошло в киевской епархии введение штатов церквей, монастырей и духовенства (указы 10-го апреля и 13-го июля 1786 г.); митрополит действовал как просвещённый и преданный интересам государства и церкви исполнитель общей правительственной меры и в корне подавлял всегда возникающую при реформах оппозицию.

Он учредил должность благочинных, составил им инструкцию, поднял дело церковной проповеди, снабдил церкви богослужебными и другими полезными книгами, заботился и о материальном благосостоянии духовенства, освободив его от некоторых сборов. В Духовной академии выдвинул на первый план русский язык и ввёл преподавание всеобщей и естественной истории, географии, чистой и прикладной математики, архитектуры, живописи и изъяснения воскресных и праздничных Евангелий.

От преподавателей требовал разумного преподавания, учредил при академии в 1787 году гражданскую типографию, увеличил академическую библиотеку и улучшил материальные средства академии.

Симпатии митрополита Самуила к заграничным православным сказались в денежных пособиях присоединяемым и в заботах о воссоединении униатов с православною церковью. Результатом деятельности митрополита было обращение в православие более 2-х миллионов жителей Волыни и Подолии.

Скончался 5 января 1796 года. Погребён в усыпальнице Святой Софии, устроенной в Успенском приделе Софийского собора.
 

Церковные Таинства

— Крещение — это Таинство, которое совершается над человеком лишь раз, и от него невозможно отречься, его нельзя, как говорят в народе, "смыть" никакими грехами, даже отказом от православной веры.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Церковь находится в правовом поле государства. И иерархи, и простые верующие являются не только членами Церкви, но и гражданами нашей страны. Верующие граждане выполняют законы государства не за страх, а за совесть, поскольку сам Господь повелевал отдавать "кесарево кесарю, а Божие Богу".
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Сентябрь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
101112131516
17181920212223
24252627282930

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru