Митрополит Самуил (Миславский) 1783-1796

Митрополит Самуил (в миру Симеон Григорьевич Миславский) родился 24-го мая 1731 года в семье священника села Полошек Нежинского полка Гетманщины. В 1742-1754 годы получил образование в Киевской духовной академии, в эпоху её процветания.

При окончании курса, Миславский 12-го апреля 1754 года постригся в монашество с именем Самуила и был оставлен при академии и последовательно преподавал различные предметы, преимущественно латинскую грамматику, поэзию и риторику.

25-го ноября 1754 года был рукоположён в иеродиакона и 6-го января 1756 года — в иеромонаха.

Школа выработала в Самуиле не только всесторонне образованного богослова, искусного и тонкого диалектика, образцового проповедника и лингвиста, свободно изъяснявшегося на латинском, польском и французском языках и излагавшего свои мысли на немецком и греческом языках, — но и человека гуманного, правдивого, отзывчивого на все доброе, твёрдого, смело и настойчиво преследующего намеченные цели, человека с изворотливым умом, жаждой к образованию, стремлением передать его другим и уменьем приноравливаться ко всем обстоятельствам и случайностям и извлекать из них пользу для себя и для других.

Его высокие достоинства вскоре были оценены, и 7-го ноября 1757 года Самуил был назначен префектом академии и преподавателем философии; на обязанности же префекта лежало и хозяйство академии. Академия обязана Самуилу новым местом и зданиями, оконченными постройкою в 1765 году. С 1-го сентября 1759 года Самуил был исполняющим должность ректора академии, а 16-го января 1761 года был возведён в сан архимандрита Киево-братского монастыря и определён ректором академии и членом духовной консистории.

Особенное внимание архимандрита Самуила было обращено на кафедру гомилетическую. Как член консистории, Самуил участвовал в комиссии по пересмотру положения о правах и преимуществах малороссийского духовенства. В марте и июле 1762 года Самуил ездил в Петербург для принесения поздравлений императору Петру Феодоровичу и императрице Екатерине II и обратил на себя внимание своими проповедями.

21-го августа 1768 года был вызван в Петербург для исполнения чреды священнослужения и проповеди слова Божия и 28-го декабря того же года рукоположён в епископа Белгородского и Обоянского, а 15-го февраля 1769 года отправился на место нового служения.

Короткое время управления Самуила Белгородскою епархиею было полезно и для Харьковского коллегиума. В нем преосвященный обратил внимание на преподавание всех наук и в особенности русского языка, который раньше был только второстепенным предметом. К этому же времени относится знакомство и начало сближения Самуила с наследником престола Павлом Петровичем, окончившееся тесною дружбою между ними.

Случившееся во время чумы 1771 года убийство московского архиепископа Амвросия и отсутствие епископа в соседней крутицкой епархии вызвали 24-го сентября 1771 года перемещение епископа Самуила на Крутицкую епархию и назначение его присутствующим в московской синодальной конторе. Императрица просила Самуила поспешить приездом и в октябре 1771 года он прибыл в Москву.

Немало трудов выпало на долю его по управлению двумя епархиями (московская до 1775 года не имела у себя архиепископа). Сначала он продолжал дела, начатые убитым архиепископом, — очищал зараженные церкви, приводил в порядок приходы, реставрировал три московских собора и крутицкий архиерейский дом. По синодальной конторе было тоже много дел, которые решались с изумительною быстротою; по указанию же епископа приведён был в порядок и архив конторы.

За труды эти Самуил 15-го февраля 1775 года пожалован был званием члена Св. Синода, а 14-го июня того же года — алмазною панагиею.

17-го марта 1776 года переведён был на Ростовскую кафедру, где ему пришлось вести борьбу с господствовавшими в обществе и духовенстве пороками. Преосвященный действовал на общество словом и своим примером. В 1777 году, при учреждении Ярославского наместничества, Самуил оказывал содействие светским лицам отводом помещений и доставлением служащих лиц. Памятником его забот о духовенстве служат основанные им в 1776 года училища в Ростове и Угличе и заложенный дом для семинарии.

22-го сентября 1777 года Самуил был возведён в сан архиепископа, а ровно через 6 лет (22-го сентября 1783 г.) назначен митрополитом в Киев.

Более чем двенадцатилетнее управление Самуила Киевскою митрополиею полно трудов и забот, направленных на устройство епархии, находящихся в ней учебных заведений и так называемых «заграничных», присоединяемых из польских областей православных церквей и монастырей. Ревностный архипастырь, сознававший свои обязанности, сочувствовавший всему доброму, во всей деятельности своей заявлял непреклонное желание создать лучшие порядки в епархии, возвысить её благоустройство и нравственное состояние духовенства и паствы. При нём произошло в киевской епархии введение штатов церквей, монастырей и духовенства (указы 10-го апреля и 13-го июля 1786 г.); митрополит действовал как просвещённый и преданный интересам государства и церкви исполнитель общей правительственной меры и в корне подавлял всегда возникающую при реформах оппозицию.

Он учредил должность благочинных, составил им инструкцию, поднял дело церковной проповеди, снабдил церкви богослужебными и другими полезными книгами, заботился и о материальном благосостоянии духовенства, освободив его от некоторых сборов. В Духовной академии выдвинул на первый план русский язык и ввёл преподавание всеобщей и естественной истории, географии, чистой и прикладной математики, архитектуры, живописи и изъяснения воскресных и праздничных Евангелий.

От преподавателей требовал разумного преподавания, учредил при академии в 1787 году гражданскую типографию, увеличил академическую библиотеку и улучшил материальные средства академии.

Симпатии митрополита Самуила к заграничным православным сказались в денежных пособиях присоединяемым и в заботах о воссоединении униатов с православною церковью. Результатом деятельности митрополита было обращение в православие более 2-х миллионов жителей Волыни и Подолии.

Скончался 5 января 1796 года. Погребён в усыпальнице Святой Софии, устроенной в Успенском приделе Софийского собора.
 

Церковные Таинства

—    Крещение младенцев берет начало еще с апостольских времен. От них, конечно, невозможно ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры родителей и восприемников (крестных родителей), на которых лежит святая обязанность научить крещенных истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни, расти от силы в силу.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru