Митрополит Тимофей (Щербацкий) 1748-1757

Родился в Триполье при реке Днепре в 1698 году. Отец его, зажиточный мещанин, желая дать сыну образование, определил его в Киевскую духовную академию. Обладая отличным голосом, Тимофей поступил в академический певческий хор.

Пётр I, во время своего первого посещения Киева, обратил внимание на его голос, очень ему понравившийся, и велел взять его певчим в придворную капеллу. Ho вскоре Tихон, желавший продолжать учение, воспользовался тем, что у него стал меняться голос, испросил себе увольнение и вернулся в Киевскую академию.

По окончании курса в академии он принял монашество и получил место кафедрального писаря при Киевском Софийском монастыре, в 1737 году.

В том же году был произведён в игумены и определен настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, Полтавской епархии. Здесь он пробыл недолго, ибо в том же году переведён обратно в Киев в Выдубицкий монастырь.

В 1739 году он рукоположен был в архимандрита и назначен настоятелем Златоверхомихайловского монастыря, а 14 апреля 1740 году в присутствии киевского митрополита Рафаила избран и утверждён был настоятелем Киево-Печерской лавры.

Когда в сентябре 1744 году в Киев ожидалась императрица Елизавета Петровна, Тимофей написал в Петербург графу А. Г. Разумовскому письмо, в котором указывал, что дом генерал-губернатора, приспособляемый для приёма государыни, совершенно не соответствует этой цели, а гораздо более подходящим было бы для императрицы поселиться в келиях Киево-Печерской лавры. Предложение было принято, и во время пребывания в Киеве Елизавета Петровна жила в архимандритских покоях. Архимандрит Тимофей встретил государыню речью, в которой восхвалялись добродетели императрицы и ее заслуги перед Россией.

С этих пор Архимандрит Тимофей стал пользоваться покровительством Елизаветы Петровны и уже в 1745 г., по смерти архиепископа московского Иосифа Волочанского, в числе прочих кандидатов на вакантный пост был выставлен синодом и Архимандрит Тимофей. По Высочайшему повелению он немедленно вытребован был в Санкт-Петербург. Но пока производилось дело об утверждении одного из намеченных кандидатов, скончался киевский митрополит Рафаил (Заборовский), и тогда, по указанию императрицы, на пост киевского митрополита 9 ноября 1747 года назначен был Tимофей, прямо из архимандритов.

Посвящение его состоялось в Петербурге 6 марта 1748 года. По выбытии Тимофея из Киево-Печерской лавры на митрополитию братия этого монастыря на основании вольных прав избрания себе настоятеля выбрала 4 февраля 1748 года Тимофея своим архимандритом. Когда синод опротестовал это избрание, лавра сослалась на то, что в 1570 году она представила звание архимандрита Мелентию Хронтовичу, когда тот назначен был епископом Владимирским и Брестским; тем не менее синод избрания Тимофея не утвердил. За время своего пребывания в Киеве в качестве митрополита Tимофей обращал усиленное внимание на улучшение постановки учебного дела в духовной академии; при нём в академии была введена философская система Баумейстера и изучение французского языка.

4 ноября 1754 года Митрополит Тимофей назначен был членом синода. Чувствуя себя усталым, он в 1757 года просил об увольнении его на покой, но вместо удовлетворения этой просьбы переведён был митрополитом в Московскую епархию 22 октября того же года. Здесь, в качестве члена синода, он присутствовал в Московской синодальной конторе.

В 1764 году Митрополит Тимофей переименован был в митрополита Московского и Калужского.

3 января 1767 года он уволен был на покой, а 18 апреля того же года скончался.

Он первый из архиереев погребен был не по монашескому, а по священническому обряду, что после этого было особым указом возведено на степень общего правила; похоронен в Чудовом монастыре, в Москве. На могиле Митрополита Тимофея иеромонахом Феофилактом была говорена проповедь, напечатанная в Москве в 1747 года.
 

Церковные Таинства

—    От того, кто приходит к Таинству Крещения в сознательном возрасте, нужны, в первую очередь, вера и покаяние.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru